Когда начинается сознательная жизнь. Георгий Ансимов: Всю сознательную жизнь я провел среди гонений

В большинстве случаев жизни людей течет по накатанной. Мало кто задумывается, что происходит именно здесь и сейчас. Люди поддаются стереотипному мышлению, начинают думать и жить практически одинаково. Но как жить осознано, насколько это сложно и какой результат можно получить?

Как понять что вы живете не осознано?

Есть хорошее выражение:

Нужно знать куда идти, чтобы не оказаться там, где ты хотел быть меньше всего.

Человек должен понимать, он проживает свою жизнь, и каждый момент на протяжении его существования является уникальным и неповторимым. Что же получается на самом деле?

Человек живет в планах. Через год он планирует поехать на море, через два планирует купить дом. Когда-нибудь в его жизни должна появиться семья, дети, стабильная работа. Это будет когда-то, но не сейчас.

Многие люди постоянно находятся в прошлом. Им легче жить в прошедших моментах. Они вспоминают, какое хорошее было время, насколько хорошие были отношения с близкими и друзьями. Возможно, когда-то имелась отличная работа, поэтому проще всего думать о прошедшем.

Монотонность и постоянные действия, которые не требуют размышлений. Это сильнее всего притупляет чувства человека и его осознанность относительно уходящего в никуда драгоценного времени. Каков результат? Человек мечется как белка в колесе, ведь у него вроде бы куча дел, и нет времени подумать о себе. Очень часто в этом случае долгие годы люди проводят на нелюбимой работе, получают минимальную плату за свой труд, не думают о том, что могли бы прожить это время иначе.

  • Какой итог?

В итоге не осознавая смысл каждого прожитого дня и момента, в котором вы сейчас находитесь, вы живете в абстракции. Начать осознанно жить – это значит понять, почему именно данное мгновение является не таким как другие, чем оно отличается? Это возможность посмотреть на себя с другой стороны и действительно изменить ход и ритм своей жизни. «Хочу остановить этот момент»– эту фразу повторяйте каждый день, а не раз в год.

Можно остановиться, и подумать о том, что именно вам нравится, и что вы хотите? Причем этот вопрос касается настоящего времени, а не того, что вы будете планировать через 5 лет или чего для вас хотят близкие.

Не придавая значения осознанной жизни, находясь постоянно в крысиных бегах, будут проходить день за днем, год за годом. В результате приблизительно лет в 60 человек понимает, что не добился и трети того, что хотел, а драгоценное время уже ушло.

Как выработать в себе осознанность относительно жизни?

У каждого человека будут свои советы на этот вопрос, и все они будут отличаться. Но, придерживаясь нижеприведенных правил, постепенно можно прийти к тому, что ваша жизнь, проходящая здесь и сейчас, вами же будет замечена. Теперь можно понять, что она для вас значит.

  1. Постарайтесь начать медитировать. Сначала это может быть сложным, но спустя некоторое время вы действительно увидите результат этого действия.
  2. Занимаясь каким-то важным, по вашему мнению, делом, прервитесь на две минуты и задумайтесь о том, насколько это важно для вас? Подумайте о том кто вы где сейчас находитесь, что именно делаете? Задайте себе вопрос относительно того, будут ли ваши действия в настоящий момент важны через месяц или год?
  3. Посмотрите киноленты, которые связаны с увеличением уровня осознанности. Во многих из них показано то, что человек проживал свою жизнь не так, как считал нужным. Вследствие каких-то событий он понял, что действительно его существования было построено не на важных принципах и правилах.
  4. Учитесь помогать людям. Только так вы поймете, что здесь и сейчас вы действительно смогли совершить то, что пошло на благо человеку.
  5. Посмотрите на людей, которые просто «выпали» из жизни. Возможно, они пережили катастрофу, сейчас являются отчасти недееспособными. Вы увидите, с какой внимательностью они наблюдают за окружающим миром. Поверьте, они отдадут все на свете за то, чтобы прожить этот момент так, как нормальный человек. Помните о том, что у вас есть то, чего нет у огромного количества людей.
  6. Постарайтесь не давать посторонним жить вашей жизнью. Это значит, что вы должны самостоятельно принимать решения, не плыть по пути меньшего сопротивления, не соглашаться на условия жизни, которые вас не устраивают.

Главное – мотивация жить осознанно

Ваша жизнь должна вам нравиться. Это один из главных критериев, на который стоит делать ориентир. Подумайте о том, приносит ли вам хорошее настроение и приятные ощущения работа, которой вы сейчас занимаетесь? Будет ли она полезна для вас и для других, сможете ли вы здесь развиваться, а не только постоянно быть занятым и не обращать внимания ни на что?

Постарайтесь сделать так, чтобы каждый день был непохож на остальные. Задумывайтесь о смысле своей жизни даже в тот момент, когда это кажется неактуальным. Так вы сможете ловить неповторимые мгновения, которые проживаете. Помните о том, что далеко не все люди хотят начать жить осознанной жизнью, это является достаточно сложным. Но только такой подход позволит не упустить ни единого мгновения из вашего пребывания на этой земле, и не пожалеть ни о чем в тот момент, когда ваша жизнь будет подходить к концу.Если вы еще не думали о том, что для вас является приоритетной задачей, то прочитав нашу статью в жизни каждого человека, вы облегчите свою работу по выработке самосознания.

Жизнь человека может быть двоякого рода — бессознательная и сознательная. Под первою подразумевается жизнь, которая управляется причинами; под второю — жизнь, которая управляется целью.

Жизнь управляемую причинами, можно справедливо называть бессознательной, потому что, хотя сознание и участвует в деятельности человека, не оно определяет, куда эта деятельность может быть направлена.

Жизнь, управляемую целью, следует назвать сознательной, потому что сознание в данном случае является началом господствующим, определяющим. Ему принадлежит выбор, к чему должна направиться сложная цепь человеческих поступков.

Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных последствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные — необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

Во второй половине XIX века широко развернулись поиски терапевтического использования гипноза. Особую известность приобрели два центра во Франции — один в Париже под руководством Известного психиатра Жане, другой в Нанси под руководством Бернгейма. Эти центры соперничали между собой, и каждый стремился изумить посетителей необычным экспериментом.

Однажды доктор Бернгейм внушил испытуемому, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды вперед и назад по веранде. Когда человек проснулся, он взял зонт — как ему внушили, и хотя он его не открыл, но вышел из комнаты, дважды прошелся вперед и назад по веранде, после чего вернулся в комнату. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что дышал воздухом. Он настаивал, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Когда же его спроси — почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно возвратил предмет на вешалку.

Факты поелегипнотического внушения были давно известны специалистам, но молодому венскому врачу Зигмунду Фрейду (1856—1939), который наблюдал это явление во время своего визита в Нанси в 1899 году, оно послужило основой для открытия, совершившего переворот в науке. Фрейда поразил именно тот факт, что человек что-то делал по причине, самому ему неизвестной, но впоследствии придумывал правдоподобные объяснения своим поступкам. Человек с зонтиком пытался объяснить свое странное поведение вполне рациональными соображениями и говорил вполне искренне. Не так ли и другие люди находят причины для объяснения своих действий? Хотя давно было замечено, что объяснения, которые дают люди своим поступкам, не всегда заслуживают доверия. Фрейд сделал это наблюдение краеугольным камнем теории человеческого поведения.

Согласно Фрейду, травматические события и связанные с ними бурные переживания не исчезают окончательно из психики, а вытесняются в сферу бессознательного, откуда активно воздействуют на психику, проявляясь в замаскированной (зашифрованной) форме, в частности, в виде невротических симптомов (например, в навязчивом мытье рук, в необоснованных страхах и т. п.). Невротические симптомы в данном случае понимаются как компромиссные явления, возникающие в результате столкновения вытесняемых в бессознательную сферу бурных переживаний и влечений с требованиями нашей совести, совпадающими с общепринятыми моральными нормами. Подобные же компромиссы, считает Фрейд, выражаются в сновидениях и ошибочных действиях (обмолвках, описках и т. п.) людей.

Лечение (устранение) невротических симптомов, согласно психоанализу, должно осуществляться путем вынесения на свет и суд самого больного вытесненного из его сознания материала, травмирующего его психику. Больной сам (правда, с ненавязчивой помощью врача-психоаналитика) должен расшифровать, понять сокровенный смысл того, что с ним происходит. Для помощи больному в достижении им понимания причин болезни Фрейд применял специально разработанную им технику свободных ассоциаций. Уложив пациента в удобной для него позе телесного расслабления и усевшись так, чтобы пациент его не видел (устраняется дополнительное обстоятельство, стесняющее больного, — вид врача, особенно его глаза), врач-психоаналитик просит пациента свободно высказывать все, что ему приходит в голову…

Высказывания пациента, манера, в которой он высказывается, задержки в потоке ассоциаций и т. п. — материал, на основе которого психоаналитик стремится, во-первых, сам уяснить причины недомоганий пациента, а во-вторых, ненавязчиво помочь пациенту в расшифровке смысла происходящего с ним. Конечная цель психоаналитической терапии — установление господства сознания над сферой психического неосознаваемого.

Известный русский философ XX века С. Франк писал, что жизнь не может быть самоцелью уже хотя бы потому, что страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями. И несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Жизнь — это не неподвижное пребывание в себе, а делание чего-то или стремление к чему-то. Миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неопределенности. Мы не можем жить лишь для жизни; мы всегда живем для чего-то (и) для кого-то.

Кто-то из писателей заметил аналогию между жизненным путем и дорогой, которую выбирает путешественник. Пускаетесь в путь с определенными планами, с определенной целью, уверенный в себе и подобный туристу, купившему железнодорожный билет. А потом вдруг оказывается, что вы очутились совершенно в другом месте, далеком от цели.

Почему так происходит? Да потому, что одни довольно резко меняют маршрут, повстречав на своем пути богатство, другие, — обнаружив талант или (и) славу, третьи не выдерживают груза жизненных невзгод. Оказывается, что богатый слишком привязан к своим владениям, к своим деньгам; интеллигентный человек порой слишком привязан к идеям, стремлению достичь их.

Философ В. Розанов считает, что человек всегда следует по пути к своему счастью, но это остается незаметным для него, когда он охвачен какой-либо идеей — правовой, политической, релиозной или какой-нибудь другой.

Однако ради истины или веры человек готов идти даже на костер, если к этой истине и вере он в самом деле так привязан, что для него легче не жить, нежели жить без них.

Тема стремления человека к своему счастью и поиску истины продолжается в следующем разделе «Голова или пустой котелок?» В этом рассказе можно найти хорошие примеры понятий бессознательной и сознательной жизни, а также наглядные иллюстрации к тезису С. Франка о том, что «жизнь не есть неподвижное пребывание в себе».

ВОПРОСЫ

1. Что называется бессознательной жизнью и что — жизнью сознательной? Почему?

2. Согласны ли вы с мнением С. Франка, что миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, переживается как мучительно тоскливое состояние пустоты и неопределенности? Пожалуйста, подробно аргументируйте свое мнение.

Всю сознательную жизнь ненавижу зоопарки. Замученные худющие животные, томящиеся в клетках, не превышающих размер обувной коробки. А зимой… Как, к примеру, обезьяна, привыкшая к пальме и палящему солнцу, терпит этот холод?

Раньше не доводилось бывать в Минском зоопарке. Но в погоне за информацией куда только черт не заведет!

Первыми, кого я увидела, были верблюды. Три верных товарища дежурили совсем близко к ограде в ожидании угощений. Посетители не скупились и подкармливали их . Верблюды с радостью жевали лакомство, попутно захватывая с рук варежки. Запивали… снегом. Да-да, после каждой съеденной печенюшки, они наклонялись вниз, чтобы пожевать холодного.


Потом я видела львицу , которая пылко прощалась с работницей зоопарка, уходящей со смены домой. Огромная кошка очень волновалась, скребла когтями по стене, ластилась о решетку.

Вы, наверное, давние друзья? Скажите, что едят ваши львы? - спросила я у служащей.

Да, это мои любимцы! Хоть львы и видят меня почти каждый день, но каждый раз прощаются так отчаянно, что слезы наворачиваются. Ну, а что касается еды, то тут только . Говядина - основной продукт. Мясо всегда свежее. И это не только от хорошего отношения к животным, но и от банальной осторожности. Любые погрешности при кормлении могут нанести непоправимый вред, поэтому на клетках, как видите, везде висят таблички «не кормить».


Очень жаль было скучающих волков . Они ложились на снег, зарывались в него, бегали по вольеру, заходили в свой домик и возвращались. Выглядели серые хорошо: здоровая шерсть, упитанный вид. Но территориальная проблема видна невооруженным глазом. Королевство маловато - разгуляться негде.


Сову я увидела не сразу. Как оказалось, у нее был . После трапезы птица изволила выйти и даже позировала на камеру.


Выходя из совятника, подружки - сотрудницы зоопарка - вынесли множество тарелок с едой. Некоторые «блюда» выглядели ужасающе - мертвые крысы… Я попыталась разузнать об этом побольше:

Извините, вы, наверное, кормите зверей? Можно мне сделать несколько фотографий?

Конечно! Пойдемте с нами.

Как оказалось, сова обожает мышей. Но меня интересовали и другие жители зоопарка, хотелось собственными глазами увидеть их обед. Моих «экскурсоводов» звали Анжела, Саша и Оля. Они не только кормят, но и сами готовят меню для животных. Тамошние обитатели кушают стабильно дважды в день. А иногда бывает и поздний ужин.

Носухи уже заждались свой обед, который выглядит, мягко говоря, неаппетитно. Крысы и говядина. А казались такими безобидными… Внешность обманчива.


Удивил один факт. Когда стоишь на улице, то кажется, что там, за стеклом, едва ли не вечная мерзлота, но на самом деле невозможная жара.

Главный сурикат вглядывался в стекло, чтобы первым оповестить соплеменников о приятном. Они долго стеснялись, но после поддались соблазну и начали кушать. Обед состоял из фруктовой каши (манка, сухое молоко, мед, персики, бананы, виноград без косточек, апельсины, сахар), говядины, свежей моркови, тертой дыньки и фруктового компота (). Надо заметить, что эту сладкую кашу и компот получают практически все животные, кроме хищников.


Норок поселили в тесные клетки (временное пристанище в ожидании собственного домика), и они только и ждали момента, чтобы повыпрыгивать из них. Самая шустрая пошла на разведку и попробовала все блюда. Вердикт - «еда не отравлена, король может кушать!». В рационе все та же каша из фруктов и мясо.


Меня умилило, как сотрудницы играли с норками - гладили, обнимали их, как деток. Специалисты по уходу за животными оказались очень позитивными, смешливыми и… даже трогательными. Меня очень радовал этот факт, т.к. хотелось бы, чтобы звери и птицы, вынужденные жить в неволе, могли получать заботу, любовь и хорошее питание.

Очень уютно устроились мангусты . Они свободно выходят встречать своих поваров. Из еды они предпочитают говядину, кашу, мелких грызунов, свежую морковь, дыню.


Позже мы сходили за очередной порцией на кухню.


Этот красавец выглядел очень счастливым. Даже улыбался. Еще бы, такие сласти дают! Вареный картофель, свежая капуста, морковь, семечки, апельсины, кокос, бананы, яблоки, немного орехов, компот и бутерброды с джемом (!).


Его подружка предпочитает примерно то же. От человека их отличает лишь то, что всю аккуратно уложенную еду им нравится смешивать и разбрасывать по «столу».

Красные мартышки очень осторожные. Пока специалисты по уходу раскладывали для них угощения, «гусары» прятались и ждали, с любопытством выглядывая из угла. Они осторожно и почтительно брали еду. Этот домик показался мне самым уютный и чистый из всех обезьяньих.


Лелик и Болик кушают то же, что и другие приматы. И еще любят конфеты! Если вам очень-очень хочется угостить их, то шоколадные конфеты - лучший подарок. И обертка не помеха: макаки умеют ее аккуратно снимать. Но - внимание! - так же аккуратно они могут снять у вас с рук часы, вытащить из кармана мобильный телефон и прочие ценности.


Маша ела немного, но это уже прогресс. До этого работникам зоопарка не удавалось уговорить ее скушать хоть что-нибудь целых три дня. Дело в том, что Маша пребывает в трауре по своему любимому - яванской макаке по имени Евгений Петрович, который был уже очень стар и недавно скончался.

Пуме по имени Тата всего 8 месяцев. Она еще совсем котенок и повадки у нее очень милые. Сотрудницы так любят Тату, что постоянно приходят ее погладить и обнять. Маленькая пума громко урчит и облизывает своих «мамочек». Но другим посетителям зоопарка лучше воздержаться от игр - такие «обнимашки» только для избранных. Кушает пума говядину и телятину. Еще ей дают дополнительные витамины для укрепления костей и для пушистой шерсти. фруктами и специальными смесями - как покупными, так и составленными самостоятельно.


Зоопарк не стал моим любимым местом для отдыха. И зверей по-прежнему жалко. Они оторваны от природы, живут маленьких клетках, в лучшем случае - в комнате, примыкающей к вольеру. Не могут вдоволь побегать, не могут жить полной жизнью. Все их существование настроено на то, чтобы побороть свой страх перед людьми, на то, чтобы мы глазели на них сквозь стекло и решетки. Это жестоко. Я до сих пор ненавижу зоопарки. Но за одно мое сердце спокойно. Пока Анжела, Саша и Оля ухаживают за животными, зверятам и птицам будет тепло, и их вкусно и сытно накормят.

Рассказал(а):

Всю сознательную жизнь, я не уставала прикалываться...

Всю сознательную жизнь, я не уставала прикалываться над американскими ужастиками. Видят монстра, уходящего в лес - надо пойти за ним, убийца в доме - бежим на чердак и пр. Но однажды я сама стала участницей подобного ужастика.
Только появился в прокате фильм "Звонок". Я, будучи студенткой и проживая вместе с женой брата, стала обладательницей оного фильма и мы, втроем его посмотрели. Естественно, после титров, взгляд на часы: 22,00. А времена были еще те, когда на телефон без баланса, нельзя было дозвониться. И через 7 дней, и мне, и жене брата отрубают телефоны.
Жена брата, бросив бесполезный телефон дома, уходит в ночную смену на работу, а я остаюсь совсем одна. Снимали мы трехкомнатную квартиру, где кухня была у входных дверей, а комната жены брата на противоположном конце, ну, а моя - по середине. У меня в комнате телевизор и стоял.
Итак. Семь дней спустя - я пью чай на кухне, увлеченно читая какую-то книжку и слышу, как в дальней комнате разрывается отключенный телефон. Кидаю взгляд на часы в коридоре: 22,00. И не поверите, вместо того, что бы схватить куртку и убежать, я пошла смотреть. На мое счастье, это оказалось простым напоминанием.

История имела продолжение.
Спустя неделю, у меня ночевала подружка. И я, примерно часа в два ночи, сидя на допотопном диване (на котором нельзя сидеть на краю, ибо падаешь), рассказываю ей эту самую историю и когда заканчиваю, в тишине, раздается звук смс-ки и вибрация телефона. Мы подпрыгиваем и синхронно опустившись на край дивана, оказываемся на полу, корчась в истерическом смехе.

Возраст ранней юности является для человека переходным этапом от детства к взрослости. Он возникает на рубеже привычной школьной жизни и новых неизведанных путей. Характерными для данного периода являются такие чувства, как ответственность перед собой и близкими людьми, страх за возможность выбора и ошибки.

Аспект самоопределения

Одним из важнейших аспектов самосознания является самоопределение. Оно подразделяется на личностное и профессиональное. Первое ставит перед старшеклассником вопрос: «Каким быть?». Этот аспект определяет характер, способности и личностные качества учащегося как индивида. Второе ставит перед человеком вопрос: «Кем быть?». Школьник пытается определить собственные интересы, старается почувствовать, какой род деятельности его больше всего привлекает.

К аспекту самоопределения также можно отнести наличие жизненного плана. Размытое чувство времени, неспособность видеть себя в будущем, страх перемен - всё это говорит о низком уровне самосознания. К окончанию школы ученик должен четко видеть свои способности, уметь мобилизировать внутренние ресурсы и сосредоточиться на одной деятельности. Это помогает человеку войти во взрослую жизнь, начать работать или учиться по специальности. Если это у индивида не получается, то он выбирает отрицательные образцы поведения: алкоголизация, наркотики, аморальный или праздный образ жизни.

Личностный аспект

К личностному аспекту самосознания относится три составляющих. Во-первых, это самоуважение. Степень принятия человеком себя как личности может быть как высокой, так и низкой. При удачном раскладе событий новое общество принимает человека так, как он себя подает. В ином случае ранимой личностью могут воспользоваться как студенты, так и коллеги по работе.

Во-вторых, важную роль в самосознании играет саморефлексия. Человек не может осознавать мир вокруг, не понимая своего внутреннего мира. Возможно, что в период ранней юности интерес к себе и своей уникальности будет повышен.

В-третьих, особое значение имеет саморегуляция. Человек, выходя в общество, должен понимать и принимать нормы поведения. Контроль над эмоциями и собственным состоянием в критической ситуации говорит о том, насколько сознателен человек.

Нравственный аспект

Нравственный аспект самосознания включает в себя две категории. Моральная устойчивость – способность ориентироваться в поведении на собственные взгляды и убеждения. Формирование мировоззрения – появление более или менее четкой картины мира, систематизация собственных убеждений по тем или иным вопросам.