Как сфотографировать молнию на nikon d3100. Руководство по фотосъемке молний, или как снять молнию

Когда-то я уже упоминал несколько слов о том как фотографировать молнию в своей статье про , подвернулся ещё один случай поснимать великолепное явление природы на побережье индийского океана, решил уделить этому вопросу отдельную статью, раскрыть всё от и до.

Естественно, молнию нам удается наблюдать не каждый день. Молнию ночью, на полуотрытом от облаков небе, при свете луны и подавно днем с огнем не сыщешь. Но тем не менее, удача иногда улыбается нам и мы оказываемся в нужном месте в нужное время, в этот момент мы должны быть на 110% готовы, т.к. следующего случая можно ждать очень долго.

Первым делом, если вам повезло, оцените “территорию” на которой сверкают молнии, чаще всего это один определенный участок, вот он то нам и нужен. Фотографировать лучше на широкий угол, нет смысла от телевика, т.к. на 200мм вы будете искать молнию на небесных просторах, как иголку в стоге сена.

Однозначно нам нужен упор, это не обязательно должен быть штатив , можно присобачить камеру куда угодно, главное чтобы она надежно стояла и не шевелилась, если не лень, можно даже её придерживать/прижимать, только не переусердствуйте. Теперь придерживаемся двух способов.

Способ #1 (периодичность между молниями 30сек и больше):

  • переходим в режим (ручной режим), выставляем выдержку на значение BULB
  • значение в пределах f/7-f/11
  • минимальное или около того, ISO100-400
  • если есть задача облегчается, если нет, нажимаем на кнопку стараемся не двигать камеру (это возможно), ждем 1-2 минуты отпускаем, смотрим что поймали и делаем все заново

У вас должно получиться много четких молний и смазаные по краям облака, т.к. в отличии от вас они движутся.

Способ #2 (молнии сверкают одна за другой):

  • идем в режим (приоритет выдержки), ставим нашу на значение 5-15 сек (в зависимости от интенсивности молний, иногда и до 30 секунд нужно поднимать)
  • если вы фотографируете с выдержкой 5-15 сек, ISO скорее всего вам придется поднять до 1600-3200 в противном случае рискуете получить чёрное небо, смотрите по ситуации
  • фотографируем с периодичностью вашей выдержки, при этом не забываем смотреть что получается, возможно нужно будет что-то подправить, то ли выдержку, то ли ISO
  • на некоторых фотиках, к примеру D750 , есть функция непрерывной съемки, так что можно настроить все и пойти покурить, пока ваш фотик будет ловить молнии – очень удобно

В результате вы получите одну две молнии в кадре и не смазанные облака/звезды.

Если вы внимательно читали, то наверняка уже догадались каким способом какая фотография была сделана. И помните, фотографирование молнии довольно не стандартно, поэтому не исключено что у вас будет свой подход к делу, лучше чем у меня, я же описал наиболее удобные способы.

Любителям делать видео с фотографий посвящается:

Да ниспошлет вам Зевс гром и молнию!

На самом деле, молнию сфотографировать несложно. Две вещи необходимы в первую очередь – штатив и терпение. Наличие грозы подразумевается. Потратьте несколько минут – предварительно установив штатив с фотоаппаратом – на наблюдение за надвигающейся грозой. Это позволит предполагать, когда и где ударит молния. Кстати, стоит заранее подумать о том, чтобы фотоаппаратура и фотограф не попали под «удар стихии»: не забывайте, что фотографическая техника и вода полностью несовместимы в подавляющем большинстве случаев. Помните и о порывах ветра, способных с легкостью опрокинуть штатив, а вместе с ним и фотоаппарат с любимым объективом.

Продумайте композицию снимка заранее. Несколько советов:

    Чаще всего основным действующим лицом будет молния – поэтому располагайте линию горизонта низко.

    Продумайте передний план: неплохо найти интересный силуэт – дерево или здание. Это подчеркнет перспективу и сделает фотографию содержательнее.

Фотографируйте в ручном режиме.

Переключите объектив на ручную фокусировку и установите его на бесконечность, чтобы автофокус не рыскал из-за недостатка освещения.

Используйте открытые диафрагмы (если только композиция не требует резкого переднего плана)

Используйте низкие значения ISO (Кроме всего прочего, это избавит от лишнего шума на длинных выдержках)

Если съемка происходит вечером или ночью: установите режим Bulb – кстати, спусковой тросик будет далеко не лишним – откройте и держите затвор открытым, пока не ударит молния. Если – а чаще всего так и происходит – Вы фотографируете в городе, то лучше предварительно сделать тестовый снимок с выдержкой около 30 секунд – для того, чтобы посмотреть, не засвечен ли снимок при такой выдержке: в городе много неявных источников света и даже за 30 секунд можно переэкспонировать снимок. Определите, какая выдержка будет оптимальной и снимайте серию с этой выдержкой.

Если гроза дневная, то выставляйте отрицательную компенсацию экспозиции на 1 – 2 ступени меньше предлагаемой автоматикой фотоаппарата – это поможет выделить разряд. Днем снимайте несколько снимков подряд с выдержками от 1/15 до 1/30 секунды – чтобы с одной стороны не пропустить разряд, а с другой – не переэкспонировать снимок.

Вот, вкратце, и все. Не забывайте о терпении: оно будет необходимо и в процессе представления, и – если результат не будет отвечать ожиданиям – по его окончании. Но не расходуйте весь запас – терпение понадобится в следующую грозу (особенно, если с первого раза не получилось).

Я давно слышал про приложения, которые с легкостью позволяют поймать молнию с помощью смартфона. Принцип был не интересен и я фотографировал молнии привычным для себя способом на фотоаппарат с помощью длительных выдержек и штатива. Фото в заголовке данной фотоинструкции кстати сделано уже на телефон, ведь не всегда у нас есть желание и инструменты для того чтобы сделать качественный снимок, а так шлёп и молния снятая вами тут же окажется в инстаграме.

Недавние грозы и ливни в Курске, Липецке, Екатеринбурге просто завалили мою ленту снимками гроз с мбоильных телефонов и тут уже мне конечно стало интересно как это работает.

Для своего китайского Cubot X9 было выбрано андроид приложение Lightning Camera . Как фотографировать с помощью него молнии? Очень легко. Это даже ясно по интерфейсу самой программы. Итак приступим.

Выходите на балкон, на площадку откуда виднеются молнии. Запускаете приложение и направляете объектив вашего смартфона в сторону грозовых туч. Можно использовать штатив с деражателем смартфона, а можно просто упереться в какую нибудь оконную раму или дереву. Смартофн желательно деражать неподвижно и не трсястить от страха и грома.
Вот после того как молния сверканула в небе тут же нажимаете кнопочку "Сфотографировать". Всё. Молния у вас на карте памяти.

А теперь чуть подробней о том как это работает, да немного покажется для кого то невероятным, но данное приложение фотографирует уже прошедшие молнии, фотографирует так скажем из прошлого. У меня прям рука не подымается описывать как это происходит, но по данному скриншоту для кого то все станет ясно.

Удивляйте друзей, фотографируйте молнии с помощью мобильника главное не забывайте про техническую сторону света, а именно при вспышке молнии в кадр попадает много света, поэтому побеспокойтесь об этом заранее и выставьте в настройках приложения компенсацию экспозиции на 2 шага в минус. Как на скриншоте.

Вот такой по сути получился фотоурок в одно предложение.
Скачать приложение, дождаться молнии, после вспышки нажать "снимок" и вы получите примерно вот такие кадры:)

Всё проще чем кажется, делайте хорошие снимки, впереди еще большой кусок лета.

Это одно из основных правил, про которое ни в коем случае нельзя забывать. Если вы стоит на улице, в штормовую погоду, обвешанные техникой в течении долгого времени, вы должны помнить о своей безопасности. Постарайтесь быть как можно дальше от эпицентра урагана, находясь на расстоянии, вы сможете лучше оценить ситуацию, и сделать хороший кадр. Если отойти подальше от грозы у вас не получится, то обязательно позаботьтесь об укрытии. Если найти безопасное место на улице не получается, вы можете фотографировать находясь в машине и открыв окно.


2. Используйте штатив

При съемке молнии, вы будете снимать при больших выдержках, поэтому, фотографировать качественно и без штатива у вас просто не получится. Если буря застала вас врасплох, и штатива у вас не оказалось, постарайтесь придумать для камеры подставку и фотографировать с нее.


3. Настройте диафрагму и опустите ISO

Оба эти параметра позволяют снимать на более длинных выдержках, создавая красивые, яркие фотографии. В данном случае, нам нужно немного другое, мы хотим сделать снимки немного темнее. Для этого вам необходимо закрыть диафрагму, оставив лишь небольшое отверстие. Предположим, в вашем объективе, значение диафрагмы может быть от f/2.8 до f/22, попробуйте поснимать со значением, приблизительно равным f/11 или f/14. В зависимости от того, какая у вас камере, вы можете снизить значение ISO без ухудшения качества изображения.


4. Используйте фильтр нейтральной плотности, если это необходимо

Если настройка диафрагмы и светочувствительности ISO в вашей камере, все еще не позволяет снимать достаточно долго, то можно прикрепить к передней части объектива фильтр нейтральной плотности. С его помощью вы сможете понизить глубину резкости при съемке яркого объекта.


5. Съемка с длительной выдержкой

Лучшим вариантом при съемке молний было бы снимать в течении, по крайней мере, десяти секунд. После каждого сделанного кадра, обязательно просматривайте результат, что проверить все ли выходит, так как следует. Возможно изображение слишком светлое или недоэкспонированное, размытое, или вы вообще не успели захватить удачный момент.


6. Будьте терпеливы

Красиво и качественно снять молнию может быть непосильной задачей для новичка, но пробовать и учиться, конечно же, стоит. Когда вы научитесь правильно настраивать свой фотоаппарат, в зависимости от времени суток, мощности урагана, силы ветра и т.д. у вас все получится. Набравшись опыта, постарайтесь по фотографировать в режиме серийной съемки и с удаленным управлением камерой, так у вас будет больше шансов поймать молнию и при этом находиться в абсолютно безопасном месте, наблюдая за тем, что у вас выходит.

Фотография, представленная выше была сделана с помощью штатива во время серийной съемки, камера была настроена следующим образом:

  • f/18.0;
  • ISO 100;
  • Выдержка: 4,0 секунды.

Молния - потрясающий субъект для съемки. Ослепительная. Непредсказуемая. Впечатляющая. Я фотографирую «длинные руки Зевса» уже более двадцати лет и все еще люблю это делать. Начинав с пленок и негативов, со временем я переключился на зеркалку. Есть множество способов получить креативный снимок грозового неба.

Шторм может появится в любое время года, даже зимой. По сути, холодные штормы становятся причиной молний и зимней грозы. Не стоит останавливаться только из-за низкой температуры - бросьте природе вызов!

Чтобы помочь вам, я собрал свои лучшие советы для съемки молний, начиная от понимания процесса работы с разными видами грозы и заканчивая нужным оборудованием.

Молния, перетекающая из одного облака в другое. Восточный Вайоминг.

Виды молний

По моему опыту в фотосъемке можно классифицировать молнию по четырем параметрам: тип, интенсивность, узор, цвет.

Тип

Линейные(облако-земля), облако-облако, внутриоблачные - это три типа, которые я чаще всего встречал. Молния «облако-земля» обрушивается сверху и ударяет в какой-то предмет под ней. Тип «облако-облако» передвигается по небу и обычно никуда не ударяет. Внутриоблачные молнии, очевидно, случаются в пределах одного облака и обычно можно увидеть только вспышку света, создаваемую ими. Во время некоторых штормов гроза может ударять несколько раз в секунду.

Тип грозы может помочь определить объектив, который нужно использовать. Если я вижу линейные молнии, беру NIKKOR 24-70mm f/2.8G , чтобы запечатлеть пейзажный снимок. Если надо мной случается по несколько вспышек «облако-облако», вероятнее всего мне понадобится NIKKOR 14mm f/2.8D ED , направленный вверх перпендикулярно небу. Если во время шторма начинаются внутриоблачные вспышки, не представляющие особого интереса, я воспользуюсь NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II , нацелив камеру на облако.

Молния типа «облако-облако» блуждает по ночному небу.

Интенсивность

Эта характеристика особенно важна при съемке. Правильное определение степени яркости разряда поможет мне задать правильную экспозицию, начиная с ISO и заканчивая выдержкой. По мере приближения шторма я обычно пару минут его изучаю, а только потом делаю снимок. Как часто бьет молния? Какой разряд самый яркий - четвертый или пятый? Съемка с зеркалкой позволит моментально оценить каждый снимок на экране камеры и подкорректировать настройки, чтобы получить желаемый результат.

Внутриоблачная молния.

Узор

Одна из моих любимых ситуаций для съемки - когда есть одинокая, очень чистая линейная молния. Я люблю абсолютную простоту. Как по мне, этот тип лучше всего работает, если нужно создать снимок с высокой художественной ценностью.

Линейная молния, ударившая в сельскую местность на закате.

Цвет

Молния может быть разного цвета. Самый распространенный - белый, но может встречаться также красный, желтый, зеленый и даже синий или пурпурный. Оттенок обычно зависит от газов, химикатов и примесей в атмосфере, а также от текущей температуры разряда. Яркие белые молнии встречаются чаще всего. Оранжевыми или красноватыми они могут стать при большой концентрации пыли или загрязненности воздуха. Градины могут придать молниям пурпурный и даже синий оттенок. Натриевые лампы городского освещения также могут повлиять на цвет, сделав его синевато-зеленым.

Молния, терзающая огненно-красное небо во время сильной закатной грозы. Необычный цвет получился из-за частиц пыли в воздухе. Сухие условия и сильные ветры стали причиной такого феномена.

Лучшее время для съемки

Очевидно, что нам потребуется гроза, однако, не все грозы происходят ночью. Я люблю снимать в разное время суток. Многие снимают молнию после наступления темноты, но как на счет того, чтобы сделать это в дневное время, на закате или даже в сумерках? Это позволит получить кадр с интересным цветом и стилем.

Молния блуждает по небу и ударяет в землю.

Оборудование

Я рекомендую начинать с зеркалки. Купите камеру с наилучшим шумоподавлением из возможных. Nikon D810 и D3S - две моих любимицы. Туго с деньгами или только пробуете себя в сфере съемки? Выбирайте D3400 .

Купите самый быстрый объектив, который только можете себе позволить.

Примечание переводчика - «скоростью» объектива обозначают максимальный диаметр апертурного отверстия (или минимальное f-число). Объективы с большей максимальной апертурой называют «быстрыми» из-за того, что они могут достигать той же экспозиции с более короткой (быстрой) выдержкой. В русской терминологии также употребляется слово «светосила».

Бесценное преимущество съемки с зеркалкой - можно сразу оценить результат на LCD экране, а затем подкорректировать настройки и получить необходимый результат. Переход к зеркальной камере серьезно увеличил количество моих удачных снимков.

С какими настройками лучше начинать

Во время съемки молний я обычно перевожу камеру в режим ручной экспозиции: активирую 3D Color Matrix Metering и устанавливаю автоматический баланс белого. Не важно, использую ли я кнопку спуска затвора на кабеле или пульт, я обычно устанавливаю выдержку от руки, апертуру f/5.6, ISO 400 и ручной фокус.

Как только случается вспышка молнии, я закрываю затвор. Просмотрев первые несколько снимков, я начинаю вносить коррекции. Если вспышка ярче, чем нужно, а снимок вышел засвеченным, я устанавливаю ISO на 320 или 250. Если молния вышла тусклой и снимок недостаточно экспонирован, ISO нужно повысить до 640 или 800.

Мой секрет для получения резких снимков - держать затвор открытым как можно меньше времени, только если вы не планируете запечатлеть несколько разрядов. Чем быстрее затвор закроется, тем резче выглядит молния. Один инструмент, который помогает мне достигнуть нужного результата - Lightning Trigger, подключаемый к 10-контактному разъему камеры. С ним затвор открывается только когда бьет молния. Однако, вам все еще нужно контролировать ISO, выдержку, апертуру и баланс белого. Моя стартовая точка для большинства ситуаций - режим Приоритет апертуры и 1/4 секунды, ISO 250, баланс белого - авто.

Линейная молния в сверхъячейке во время сумерек.

Безопасность фотографа и оборудования

Молния - один из самых опасных природных феноменов. Лично я пару раз был близок к тому, чтобы преждевременно закончить свою карьеру фотографа. Одно очевидное правило, о котором стоит помнить - если вы слышите грозу, может ударить молния.

Если рядом слишком много линейных молний, я остаюсь внутри своей машины с жестким верхом и использую крепеж для стекла или быстро устанавливаю камеру на штатив, управляя из машины при помощи внешней кнопки спуска затвора.

Если не уверены, что делать, всегда склоняйтесь к тому, чтобы быть в безопасности. Чем больше вы узнаете об этой теме, тем безопаснее и успешнее будет съемка.

Всегда отключайте автофокус. При съемке молний предпочтительнее фокусироваться вручную. Установка объектива на бесконечный фокус тоже не всегда выдаст резкий снимок. Найдите отдаленный источник света и сфокусируйтесь на нем. В таком случае вы получите отличные резкие молнии. Если такого источника нет, пускай ваш друг или помощник отойдет на 30 метров от камеры с фонариком в руках, и вы сфокусируетесь на его свете.

Попробуйте снимать молнию, которая бьет перед облаками или вдали от сильного дождя. Вода (и в особенности осадки) может сделать снимок менее резким, даже если камера сфокусирована правильно.

Всегда бережно компонуйте снимок. Попробуйте сделать так, чтобы в кадре было как можно меньше отвлекающих элементов, например, линий электропередач, машин и самолетов.

Снимок сделанный с терпением и хорошими навыками, включая правильную экспозицию будет иметь поразительное влияние. Люди будут смотреть на вашу работу и говорить: «Вау!»