Как открыть салон авто подержанных. Как открыть автосалон с «нуля»

Перед тем, как открыть автосалон, каждый предприниматель должен тщательно изучить нишу, сравнить преимущества и недостатки данного бизнеса, подсчитать предстоящие расходы, определиться с выбором поставщиков, помещения и оборудования. Обязательно нужно зарегистрироваться, сделать соответствующие расчеты и .

Автосалон: оценка ниши

Капиталовложения при открытии автосалона довольно значительные, но вполне окупаемые. Чтобы бизнес развивался быстро, необходимо продавать не только автомобили, но и множество аксессуаров и даже запчастей. Если у вас достаточно денег, можно дополнительно открыть автомастерскую непосредственно около автосалона.

Очень выгодно открывать салоны по продаже автомобилей в городах или районах, где нет конкурентов, или их число сведено к минимуму. Сегодня многие автолюбители предпочитают приобретать б/у машины. Поэтому неплохо было бы задуматься об оказании данной услуги. Тем более, что и капиталовложений в этом случае делать не надо. Если автосервис будет иметь постоянную клиентуру, вы сможете заработать в месяц около 100 000 рублей (за вычетом всех расходов), благодаря чему вернете вложенные деньги через несколько месяцев.

Нужно знать, что в первые 2-3 месяца ваш бизнес не будет приносить желаемого результата. Можно даже сказать, что вам трудно будет покрывать расходы. Однако отчаиваться не стоит – как только начнутся продажи, ваша клиентская база увеличится, а доход станет ощутимым.

О том, как стать настоящим дилером автомобильной индустрии, определить нишу и какие риски вас могут преследовать, вы можете узнать из видео:

Преимущества и недостатки

Преимущества бизнеса:

  • неплохой спрос на автомобили, как новые, так и б/у, так как число потребителей растет;
  • если вы будете параллельно продавать запчасти и аксессуары, сможете иметь дополнительный доход;
  • для открытия бизнеса вам не нужно иметь специальное образование или опыт;
  • высокий уровень дохода;
  • создав достойную рекламу, вы быстро обретете новых покупателей;
  • стабильность.

Недостатки:

  • инвестирование очень крупной суммы;
  • окупаемость вложений приходит только через несколько месяцев.

Рентабельность

Рентабельность бизнеса по созданию собственного автосалона подсчитать практически невозможно, так как это зависит от продаж. Однако если рассматривать основные расходы в процентном соотношении, то картина примерно такая:

  • расходы на закупку автомобилей составляют 90-92%;
  • зарплата персоналу – 0,6%;
  • закупка аксессуаров и запчастей – 2%;
  • налогообложение составляет 2%;
  • на рекламу у вас будет уходить примерно 0,4%;
  • обеспечение в техническом плане – 1%.

В итоге получается, что у вас остается 2-4%. Если же дополнительно продавать б/у автомобили, то доход будет гораздо больше, так как вам не нужно в такие машины вкладывать собственные средства.

Наличие в России большого количества автолюбителей еще раз доказывает огромный потенциал рынка новых и подержанных автомобилей. Стабильно высокий спрос на авто рождает в голове некоторых бизнесменов мысль об открытии собственного автосалона.

В большинстве случаев идея так и зависает в воздухе из-за нехватки средств, настойчивости и необходимых знаний. Только единицы проходят тернистый путь и создают бизнес, приносящий стабильную прибыль.

Чтобы бизнес был успешным

  • начинайте работу с торговли автомобилями известных брендов. Вы сможете сэкономить на рекламе. Тойота – она и в Африке Тойота;
  • первые авто выбирайте из бюджетного сегмента. Так проще найти клиентов и нарастить оборотный капитал. Когда вы твердо встанете на ноги, можно перейти на автомобили средней ценовой категории или авто «премиум»-класса;
  • обеспечьте широкий модельный ряд, чтобы покупатель имел возможность выбора;
  • важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг в одном месте, чтобы он снова и снова обращался в ваш салон. Многие успешные автодилеры утверждают, что прибыль от послепродажного обслуживания часто превышает выручку от продажи авто. Ремонтные мастерские, станция техобслуживания, опытный специалист по тюнингу автомобилей, магазин по продаже автозапчастей, услуги банковских работников по кредитованию покупок авто, наличие агента солидной страховой компании в одном месте существенно расширят возможности получения прибыли. Положительная репутация вашему автосалону будет обеспечена;
  • усвойте простое правило, которое часто нарушают недальновидные бизнесмены – не экономьте на персонале. Заинтересованность наемного работника в повышении своей квалификации и зависящая от личного вклада достойная оплата труда позволят сформировать крепкий коллектив грамотных специалистов, на которых вы сможете положиться. Продажа автомобилей – достаточно сложный проект. И дилетантство здесь не пройдет;
  • в вашем автосервисе должны работать только лучшие специалисты. К грамотному автоэлектрику Васе, которого знает весь город, выстроится очередь желающих получить консультацию именно у него. Придется попотеть, разыскивая таких спецов. Предложите достойную оплату труда и не нарушайте своих финансовых обязательств, чем часто грешат бизнесмены. Тогда профи будет работать у вас, и постоянный поток клиентов будет обеспечен.

Первые шаги по открытию автосалона

Запаситесь терпением, ибо путь от строительства до стабильной работы предприятия будет достаточно долгим.

Шаг №1. Определитесь, какие авто будут продаваться у вас в салоне.Направлений несколько:

  • покупка франшизы и дальнейшее обустройство помещения согласно требованиям, которые оговариваются при покупке. Отличный вариант, если вы владеете готовым помещением или земельным участком, подходящим для размещения автоцентра. Важно, чтобы автомобильный бренд был «раскрученным»;
  • при наличии у вас подготовленного помещения можно сразу заниматься продажей как новых, так и подержанных автомобилей;
  • можно построить и открыть автосалон с нуля. Вначале вам придется купить земельный участок или готовое помещение.

Шаг №2. Просчитайте рентабельность вашего бизнеса. Вам понадобится грамотный бизнес-план.

Серьезный бизнес – серьезные затраты. Чтобы создать и «раскрутить» автосалон площадью около 500 кв.м, вам потребуется не менее 15 млн.руб. Специалист высокого класса не только разработает бизнес план автосалона с учетом конкретного города, района, уровня покупательской способности населения, но и просчитает, насколько быстро окупится ваш проект.

Важно понимать, что при достаточном уровне продаж и уровне рентабельности для дилерских представительств на уровне 2–3 %, ваши вложения вернутся не ранее, чем 5 лет. Если вы рассчитываете получить прибыль раньше, вкладывайте средства в другие направления деятельности. Специалисты считают, что быстрее всего затраты окупятся при торговле подержанными иномарками, доступными широким слоям населения.

Шаг №3. Проанализируйте уровень продаж различных марок авто в выбранном регионе. Статистика покажет, выгодно ли открывать еще один центр по продаже машин выбранного вами бренда, или рынок уже насыщен подобными предложениями.

Шаг №4. Изучите все тонкости ведения данного бизнеса, посетите тренинги и бизнес-семинары, пройдите обучение на специальных курсах. Если вы не готовы обучаться – займитесь чем-нибудь попроще.

Где разместить автосалон

Важно правильно выбрать местоположение автосалона. В крупных городах располагать объект лучше в центре, где собирается обеспеченный контингент покупателей, находятся офисы и различные учреждения. В провинции автосалон может быть расположении на окраине. Главное – удобные подъездные пути к нему и наличие квалифицированного персонала, в частности, мастеров станции ТО.

Автосалон можно разместить в:

  • бывшем автопарке. Приготовьтесь отдавать за аренду каждый месяц от $200 до 500 за кв.м;
  • подходящем по площади строении, которое можно реконструировать. Затраты на перестройку составят около 1 млн. долларов;
  • возможен вариант постройки центра по продаже авто с нуля, вашего собственного. Затраты для создания комплекса, отвечающего мировым стандартам, составят не менее 3 млн. долларов.

Если вы планируете стать дилером известных автомобильных марок, отдайте предпочтение последнему варианту.

Площадь автосалона

Для создания полноценного комплекса, в который будет входить кроме выставочного зала (300 кв. м), сервисный центр (200 кв. м), магазин автозапчастей (100 кв. м) и офисные помещения(100 кв. м) вам потребуется помещение площадью не менее 700 кв. м.

Что нужно для открытия центра по продаже авто

Зарегистрируйте свое предприятие. ООО () – приемлемый вариант при открытии автосалона.

Следующий шаг – постановка на учет в налоговой инспекции. К вашему предприятию будет применена для торговых предприятий.

В налоговой укажите следующие :

  • торговля автотранспортными средствами;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • торговля автодеталями, узлами и принадлежностями;
  • деятельность дилеров.

Проведите регистрацию во всех обязательных фондах:

  • пенсионном фонде;
  • Роспотребнадзоре;
  • государственном пожарном надзоре.

Дальнейшие шаги

  1. Откройте счет в надежном банке.
  2. Купите контрольно-кассовый аппарат и зарегистрируйте его в налоговой.
  3. Для получения свидетельства обратитесь в Управление потребительского рынка. Вашу дилерскую компанию внесут в специальный реестр.
  4. Если вы планируете открыть автосервис в комплексе с салоном по продаже автомобилей, следует обратиться в Ростест и получить сертификаты на дополнительные виды работ. Некоторые из них (кузовной ремонт, например) могут потребовать определенного расстояния до жилых объектов.

Поставщики автомобилей

Выбирайте надежных поставщиков и известные марки авто. Проанализируйте, какие бренды отсутствуют у вас в регионе, а какими он пресыщен.

Перед открытием автосалона выясните платежеспособность населения. Если в регионе мало состоятельных клиентов, работайте с автомобилями, стоимость которых не превышает 20–25 тыс. долларов. Возможно, стоит открыть салон продажи подержанных автомобилей.

Обязательно приобретение нескольких машин для прохождения тест-драйва у вас в автосалоне.

Выясните условия доставки автомобилей. Можно покупать машины в стране-производителе. В этом случае все проблемы, связанные с доставкой от заводских ворот до дверей автосалона ложатся на плечи дилера.

Второй вариант – покупка машин у российских официальных импортеров. Многие иностранные компании, выпускающие качественную продукцию, отдают приоритет именно централизованным поставкам. Таможенное оформление и транспортировка авто в Россию – это головная боль импортера.

Затраты в обоих случаях практически одинаковы, но для новичков более приемлем второй вариант.

Как стать автодилером

Ваши шаги:

  • с маркой авто вы уже определились. Отправьте запрос официальному представителю этой компании в Российской Федерации. Сайты представительств можно найти в Интернете;
  • подготовьте бизнес-план по открытию автосалона;
  • заполните присланные представителем анкеты, ознакомьте поставщика с вашим бизнес-планом;
  • следующий шаг – разговор с менеджером. Ваша задача – убедить его, что именно вы сможете обеспечить высокий уровень продаж автомобилей и взаимовыгодное сотрудничество;
  • если личная встреча пройдет удачно, вам предложат сотрудничество;
  • далее следует подписание договора о намерениях. В нем будут прописаны все нюансы: сроки строительства, порядок и сроки закупки оборудования и автомобилей, планы продаж, виды рекламных акций.
  • После согласований заключается дилерский контракт, являющийся основой для сотрудничества компаний.
Важно: по первому требованию покупателя вы обязаны предъявить сертификаты на авто и данный контракт.

Раскрутка бизнеса

Важная деталь – название автокомплекса. Оно должно быть броским, запоминающимся, обязательно содержать название бренда (если это не мультибрендовый автосалон).

Порог выживаемости автосалонов

Чтобы автосалон нормально функционировал и постепенно становился прибыльным, объемы продаж автомобилей средней ценовой категории должны составлять не менее 60–70 штук в год. Достаточный уровень продаж авто премиум-класса немного ниже.

Сколько автомобилей нужно держать на складе?

Первостепенную роль играет выбранный бренд. Если модельный ряд достаточно широк, то придется держать на складе больше машин. Владельцы автосалонов считают, что в любой момент на складе должен быть объем машин, в 2 раза превышающий плановую реализацию.

Если вы продали одну машину из линейки, у вас должна быть возможность сразу заменить ее другой, чтобы данная модель не отсутствовала в торгово-выставочном зале.

Цены на авто и маржа

Каждый из производителей устанавливает своим автодилерам цены, которых они обязаны придерживаться. В России размер маржи, способствующей развитию предприятия, колеблется от 8 до 15 %.

Дилер вправе устанавливать скидки, проводить акции по снижению цен, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, в пределах своей маржи.

Окупаемость капиталовложений

В западных странах прибыль от 2 до 3 % с оборота считается хорошей. Рентабельность на инвестиции составляет от 12 до 20 %. В России можно рассчитывать на больший процент прибыли. Важно выбрать верную стратегию и создать все условия для эффективных продаж. Грамотный менеджмент, дополнительные услуги в вашем автосалоне и наличие специалистов «от бога» у вас в автосервисе позволят увеличить объем прибыли.

Помните, что недостаточно знать, как открыть автосалон. Важно пройти все этапы, не растеряв энтузиазма и постоянно повышать уровень знаний по вопросам организации автобизнеса в салоне. Руководителю важно разбираться во всех тонкостях продажи авто. Только тогда его предприятие будет успешно работать и со временем обязательно станет прибыльным.

1. Желаете открыть автосалон — учитесь больше!
Когда 10 лет назад я открывал первый автосалон, как бизнес, моей главной проблемой было отсутствие знаний и опыта. Если б мы хотя бы полгода проучились в какой-нибудь нормальной — я уж не говорю, элитной — бизнес-школе, если бы нам преподали азы предпринимательской деятельности, мы бы точно никогда не потонули. Нас спасло то, что 10 лет назад был настоящий рай для начала любого бизнеса (открытие автосалона в том числе) — куда ветку ни воткни, там вырастало дерево цветущее. Тогда можно было многое сделать из того, о чем сейчас и подумать-то страшно. Возможностей в миллион раз больше. Хотя, может быть, еще через 10 лет я так же буду думать о дне сегодняшнем.

2. Выбирайте и определяйтесь!
Прежде всего вы должны решить, что именно будете продавать в автосалоне, исходя из объективных причин и того, к чему лежит душа, — становитесь вы дилером или “Форда“, или — “Хонды“. Какой-либо совет дать здесь сложно. Ваше личное дело, какими принципами вы будете при этом руководствоваться: либо налаживать связи с автозаводом, либо убеждать партнеров в необходимости предоставления кредита под конкретный бизнес-план автосалона.

3. Найдите правильное место для открытия автосалона
Сейчас успех почти любого бизнеса — будь то автомобильный или аптечный — определяется тем, насколько удачно выбрано место продажи. В случае с автосалонами не все зависит от вашей воли. Например, у компании «Фольксваген» существует сложившаяся дилерская сеть автосалонов. Соответственно вам могут предложить освоить еще «неохваченную» территорию и указать, где желательно организовать автосалон. Тем не менее, постарайтесь, чтобы расположение отвечало следующим требованиям: близость к трассе; выходящая на проезжую часть витрина автосалона. После этого займитесь строительством или ремонтом помещения. В автосалоне все должно быть сделано по требованиям производителя автомобилей: стандартное цветовое оформление салона, использование определенной символики и рекламной продукции.

4. Для автосалона ищите профессиональный персонал
Именно здесь вы, скорее всего, столкнетесь со множеством сложностей. Ведь от того, какой персонал вы подберете при открытии автосалона, зависит большая часть успеха. В первую очередь, важен тот, который работает на «передовой», непосредственно общается с клиентами, — продавцы, менеджеры по продажам, администраторы торгового зала, механики, диспетчеры на телефонах. В Москве, а тем более на периферии с этими кадрами трудно.

5. Найдите грамотного директора по персоналу
Мало подобрать необходимый штат, важно правильно его обучить, выставить жесткие требования-стандарты общения с клиентами. Персонал с совковым менталитетом найти легко, а вот отыскать тех, кто мог бы общаться так, как следует, — очень сложно. Ведь наши люди живут в определенном социуме, в котором приняты правила, неприемлемые при грамотном общении с клиентом. Чтобы перестроить менталитет, требуются не просто годы, нужно страну перестроить. Здесь мой единственный совет начинающему — найти грамотного директора по персоналу, чтобы он жил этим, чувствовал, кто подходит для работы в автосалоне. Проще с подбором кадров тем, кто становится дилером какой-то одной марки и открывает один салон. В этом случае менеджеров по продажам нужно меньше, их легче обучать. При отборе достаточно таких критериев, как высшее образование и наличие определенных коммуникативных навыков. «Инком-Ладе» намного сложнее: автосалонов у нас сейчас много, и проблема персонала стоит весьма серьезно. Кстати, для дилерства дорогой марки менеджеров по продажам найти легче, чем для массового продукта: ВАЗа, ГАЗа и пр.

6. Выясните, какова целевая аудитория автосалона
Далее потребуется точная маркетинговая политика. Вам необходимо провести исследование и выяснить, на какие слои населения рассчитаны ваши услуги, какова территория охвата. Соответственно после этого станет ясно, какие каналы лучше задействовать, чтобы ваша информация дошла до потенциального потребителя. Форд сказал: «Я знаю, что каждый из двух долларов, потраченных мною на рекламу, израсходован впустую, но не могу определить, какой именно».

Есть старые, дедовские способы: использовать с целью информирования массовые рекламные издания, такие как «Экстра-М», «Из рук в руки». Вариант беспроигрышный, поскольку в эти газеты привыкли заглядывать все, чтобы осведомиться о ценах и координатах автосалонов. Остальные рекламоносители планируются в соответствии с бюджетом. Кроме того, следуют четко представлять свою целевую аудиторию, чтобы составить грамотный медиаплан и коммуникативные посылы.

7. Проводите активную сбытовую политику
Рекламная кампания автосалона должна подкрепляться всевозможными акциями. Например, можно наладить прямую почтовую рассылку в районе, где располагается ваш автосалон, в которой заявить: «Каждое воскресенье всем приехавшим бесплатное масло!» или «Каждому приехавшему — бесплатная мойка».

Что касается автосалонов «Инком-Лады», то наша продукция рассчитана на граждан среднего достатка. Они не бедствуют, но на иномарку скопить деньги не получается. Для наших клиентов важнейшим критерием в выборе автосалона остается цена, поэтому главные коммуникативные посылы строятся вокруг нее. Для нас эффективнее связывать акции со всевозможными скидками. Наш покупатель пока не думает о том, как будет обслуживать собственный автомобиль, он знает, что вокруг своего дома найдет уйму гаражей, где ему все починят. Хотя сейчас с отечественными полноприводными инжекторными автомобилями не все просто в плане ремонта.

Своей рекламой мы постепенно стараемся приучить клиентов к тому, что следует ценить хороший сервис и надежность компании. Мы в свое время первыми в Москве ввели трехлетнюю гарантию на автомобили ВАЗ, которую потом стали предлагать и остальные крупные фирмы. Сегодня улучшение качества обслуживания, оформление салона и пр. если и меняют картину продаж, то на какие-то полсотых процента. Главным фактором была, есть и останется — цена. И хотя мы с вами говорим сейчас именно об отечественной продукции, не думаю, что привлекательные скидки не действуют и в случае с иномарками. Кстати, по части работы с клиентами мелкие компании, которым важен сиюминутный результат, используют все приемы, чтобы завлечь клиента. Народ у нас доверчивый. Есть такое распространенное явление, как занижение цены по телефону. Например, клиент звонит на какую-нибудь фирму узнать цену автомобиля, и ему говорят: «4 тысячи долларов». Он приезжает, а там машины только за 4 500. А на вопрос — где машина за 4 000, отвечают, что продали ее 15 секунд назад. Скандалов по этому поводу много. Но эта нечестная политика приводит к тому, что в подобные фирмы обращаются в четыре раза больше. Мы себе такого позволить не можем, и другие крупные компании, работающие на перспективу, — тоже.

8. Гарантируйте клиентам автосалона качественное обслуживание
Теперь от вашего персонала зависит имидж компании, мнение, которое останется о ней у клиентов. В работе менеджеров не помогут даже многотомные инструкции. Постоянно возникают разные жизненные ситуации, требующие нестандартного, индивидуального подхода. Поэтому многое определяет атмосфера, сложившаяся в коллективе.

Вы должны добиться, чтобы клиент приходил на обслуживание именно к вам, а не к вашему конкуренту, аргументируя это тем, что по гарантии он может обращаться в любой дилерский центр. Если вы официальный дилер, вам нужно иметь большой склад запчастей, чтобы, когда на подъемнике будет висеть машина, не мотаться по городу в поисках нужных агрегатов. Здесь помогут логистика и другие подобные технологии.

9. Не замыкайте все дела на себе!
Мой главный секрет руководства сетью автосалонов — надежные люди. Конечно, они подконтрольны: совещания, отчетность и т.д. Но все-таки необходимо предоставить им определенную долю самостоятельности, только так и нужно управлять, только так можно справиться с этой махиной. Нужно делегировать ответственность, принятие решений. Нельзя самому всем заниматься, нельзя все замыкать на себе. Хотя, конечно, чем больше структура, тем труднее ею управлять.

10. Даже если наступил кризис — боритесь!
Сейчас все сложнее и сложнее заниматься автобизнесом: автомобильный рынок переполнен, и новичку выжить в современных условиях чрезвычайно тяжело. Может быть, поэтому такой успех на российском рынке имеют серьезные западные компании: они приходят с большими инвестициями, забивая российских конкурентов, могут год работать в убыток, расчищая себе, таким образом, рынок. А когда рынок завоеван — из него уже можно лепить все, что требуется. На российский автомобильный рынок можно попасть только с большими денежными средствами. Другой вопрос — кому это надо? Сегодня данный рынок -низкодоходный и малопривлекательный бизнес по сравнению с другими отраслями. Это касается продажи как отечественных машин, так и иномарок. Я связываю это с кризисом перепроизводства, с введением новых пошлин (пока к этому готовились, в Россию завезли жуткое количество подержанных иномарок), с дорогим обслуживанием этого бизнеса в Москве (огромные ставки аренды, расценки на рекламу просто занебесные) и многим другим. Правда, подобные кризисы происходят волнами. Чтобы удержаться, современному предпринимателю нужно придерживаться следующих принципов: наличие долгосрочных целей и упорство в их достижении. Что касается автомобильного бизнеса — чтобы выжить, нужно повышать рентабельность, наращивать объемы продаж всеми доступными способами. Торговать не только машинами, но и дополнительным оборудованием, предоставлять высококачественное сервисное обслуживание. Если, в первую очередь, думать о пользе для людей, они почувствуют, что это необходимо им, и прибегнут к вашим услугам. Если же заботиться только о том, как побольше срубить денег, — это сработает завтра, послезавтра, но через полгода ни одного клиента не останется.

«Бизнес журнал»

Вопросы, сообщения об ошибках или опечатках в этой статье оставляйте, пожалуйста, в

Наличие в России большого количества автолюбителей еще раз доказывает огромный потенциал рынка новых и подержанных автомобилей. Стабильно высокий спрос на авто рождает в голове некоторых бизнесменов мысль об открытии собственного автосалона.

В большинстве случаев идея так и зависает в воздухе из-за нехватки средств, настойчивости и необходимых знаний. Только единицы проходят тернистый путь и создают бизнес, приносящий стабильную прибыль.

Чтобы бизнес был успешным

  • начинайте работу с торговли автомобилями известных брендов. Вы сможете сэкономить на рекламе. Тойота – она и в Африке Тойота;
  • первые авто выбирайте из бюджетного сегмента. Так проще найти клиентов и нарастить оборотный капитал. Когда вы твердо встанете на ноги, можно перейти на автомобили средней ценовой категории или авто «премиум»-класса;
  • обеспечьте широкий модельный ряд, чтобы покупатель имел возможность выбора;
  • важно предоставить клиенту как можно больше дополнительных услуг в одном месте, чтобы он снова и снова обращался в ваш салон. Многие успешные автодилеры утверждают, что прибыль от послепродажного обслуживания часто превышает выручку от продажи авто. Ремонтные мастерские, станция техобслуживания, опытный специалист по тюнингу автомобилей, магазин по продаже автозапчастей, услуги банковских работников по кредитованию покупок авто, наличие агента солидной страховой компании в одном месте существенно расширят возможности получения прибыли. Положительная репутация вашему автосалону будет обеспечена;
  • усвойте простое правило, которое часто нарушают недальновидные бизнесмены – не экономьте на персонале. Заинтересованность наемного работника в повышении своей квалификации и зависящая от личного вклада достойная оплата труда позволят сформировать крепкий коллектив грамотных специалистов, на которых вы сможете положиться. Продажа автомобилей – достаточно сложный проект. И дилетантство здесь не пройдет;
  • в вашем автосервисе должны работать только лучшие специалисты. К грамотному автоэлектрику Васе, которого знает весь город, выстроится очередь желающих получить консультацию именно у него. Придется попотеть, разыскивая таких спецов. Предложите достойную оплату труда и не нарушайте своих финансовых обязательств, чем часто грешат бизнесмены. Тогда профи будет работать у вас, и постоянный поток клиентов будет обеспечен.

Первые шаги по открытию автосалона

Запаситесь терпением, ибо путь от строительства до стабильной работы предприятия будет достаточно долгим.

Шаг №1. Определитесь, какие авто будут продаваться у вас в салоне.Направлений несколько:

  • покупка франшизы и дальнейшее обустройство помещения согласно требованиям, которые оговариваются при покупке. Отличный вариант, если вы владеете готовым помещением или земельным участком, подходящим для размещения автоцентра. Важно, чтобы автомобильный бренд был «раскрученным»;
  • при наличии у вас подготовленного помещения можно сразу заниматься продажей как новых, так и подержанных автомобилей;
  • можно построить и открыть автосалон с нуля. Вначале вам придется купить земельный участок или готовое помещение.

Шаг №2. Просчитайте рентабельность вашего бизнеса. Вам понадобится грамотный бизнес-план.

Серьезный бизнес – серьезные затраты. Чтобы создать и «раскрутить» автосалон площадью около 500 кв.м, вам потребуется не менее 15 млн.руб. Специалист высокого класса не только разработает бизнес план автосалона с учетом конкретного города, района, уровня покупательской способности населения, но и просчитает, насколько быстро окупится ваш проект.

Важно понимать, что при достаточном уровне продаж и уровне рентабельности для дилерских представительств на уровне 2–3 %, ваши вложения вернутся не ранее, чем 5 лет. Если вы рассчитываете получить прибыль раньше, вкладывайте средства в другие направления деятельности. Специалисты считают, что быстрее всего затраты окупятся при торговле подержанными иномарками, доступными широким слоям населения.

Шаг №3. Проанализируйте уровень продаж различных марок авто в выбранном регионе. Статистика покажет, выгодно ли открывать еще один центр по продаже машин выбранного вами бренда, или рынок уже насыщен подобными предложениями.

Шаг №4. Изучите все тонкости ведения данного бизнеса, посетите тренинги и бизнес-семинары, пройдите обучение на специальных курсах. Если вы не готовы обучаться – займитесь чем-нибудь попроще.

Где разместить автосалон

Важно правильно выбрать местоположение автосалона. В крупных городах располагать объект лучше в центре, где собирается обеспеченный контингент покупателей, находятся офисы и различные учреждения. В провинции автосалон может быть расположении на окраине. Главное – удобные подъездные пути к нему и наличие квалифицированного персонала, в частности, мастеров станции ТО.

Автосалон можно разместить в:

  • бывшем автопарке. Приготовьтесь отдавать за аренду каждый месяц от $200 до 500 за кв.м;
  • подходящем по площади строении, которое можно реконструировать. Затраты на перестройку составят около 1 млн. долларов;
  • возможен вариант постройки центра по продаже авто с нуля, вашего собственного. Затраты для создания комплекса, отвечающего мировым стандартам, составят не менее 3 млн. долларов.

Если вы планируете стать дилером известных автомобильных марок, отдайте предпочтение последнему варианту.

Площадь автосалона

Для создания полноценного комплекса, в который будет входить кроме выставочного зала (300 кв. м), сервисный центр (200 кв. м), магазин автозапчастей (100 кв. м) и офисные помещения(100 кв. м) вам потребуется помещение площадью не менее 700 кв. м.

Что нужно для открытия центра по продаже авто

Зарегистрируйте свое предприятие. ООО () – приемлемый вариант при открытии автосалона.

Следующий шаг – постановка на учет в налоговой инспекции. К вашему предприятию будет применена для торговых предприятий.

В налоговой укажите следующие :

  • торговля автотранспортными средствами;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • торговля автодеталями, узлами и принадлежностями;
  • деятельность дилеров.

Проведите регистрацию во всех обязательных фондах:

  • пенсионном фонде;
  • Роспотребнадзоре;
  • государственном пожарном надзоре.

Дальнейшие шаги

  1. Откройте счет в надежном банке.
  2. Купите контрольно-кассовый аппарат и зарегистрируйте его в налоговой.
  3. Для получения свидетельства обратитесь в Управление потребительского рынка. Вашу дилерскую компанию внесут в специальный реестр.
  4. Если вы планируете открыть автосервис в комплексе с салоном по продаже автомобилей, следует обратиться в Ростест и получить сертификаты на дополнительные виды работ. Некоторые из них (кузовной ремонт, например) могут потребовать определенного расстояния до жилых объектов.

Поставщики автомобилей

Выбирайте надежных поставщиков и известные марки авто. Проанализируйте, какие бренды отсутствуют у вас в регионе, а какими он пресыщен.

Перед открытием автосалона выясните платежеспособность населения. Если в регионе мало состоятельных клиентов, работайте с автомобилями, стоимость которых не превышает 20–25 тыс. долларов. Возможно, стоит открыть салон продажи подержанных автомобилей.

Обязательно приобретение нескольких машин для прохождения тест-драйва у вас в автосалоне.

Выясните условия доставки автомобилей. Можно покупать машины в стране-производителе. В этом случае все проблемы, связанные с доставкой от заводских ворот до дверей автосалона ложатся на плечи дилера.

Второй вариант – покупка машин у российских официальных импортеров. Многие иностранные компании, выпускающие качественную продукцию, отдают приоритет именно централизованным поставкам. Таможенное оформление и транспортировка авто в Россию – это головная боль импортера.

Затраты в обоих случаях практически одинаковы, но для новичков более приемлем второй вариант.

Как стать автодилером

Ваши шаги:

  • с маркой авто вы уже определились. Отправьте запрос официальному представителю этой компании в Российской Федерации. Сайты представительств можно найти в Интернете;
  • подготовьте бизнес-план по открытию автосалона;
  • заполните присланные представителем анкеты, ознакомьте поставщика с вашим бизнес-планом;
  • следующий шаг – разговор с менеджером. Ваша задача – убедить его, что именно вы сможете обеспечить высокий уровень продаж автомобилей и взаимовыгодное сотрудничество;
  • если личная встреча пройдет удачно, вам предложат сотрудничество;
  • далее следует подписание договора о намерениях. В нем будут прописаны все нюансы: сроки строительства, порядок и сроки закупки оборудования и автомобилей, планы продаж, виды рекламных акций.
  • После согласований заключается дилерский контракт, являющийся основой для сотрудничества компаний.
Важно: по первому требованию покупателя вы обязаны предъявить сертификаты на авто и данный контракт.

Раскрутка бизнеса

Важная деталь – название автокомплекса. Оно должно быть броским, запоминающимся, обязательно содержать название бренда (если это не мультибрендовый автосалон).

Порог выживаемости автосалонов

Чтобы автосалон нормально функционировал и постепенно становился прибыльным, объемы продаж автомобилей средней ценовой категории должны составлять не менее 60–70 штук в год. Достаточный уровень продаж авто премиум-класса немного ниже.

Сколько автомобилей нужно держать на складе?

Первостепенную роль играет выбранный бренд. Если модельный ряд достаточно широк, то придется держать на складе больше машин. Владельцы автосалонов считают, что в любой момент на складе должен быть объем машин, в 2 раза превышающий плановую реализацию.

Если вы продали одну машину из линейки, у вас должна быть возможность сразу заменить ее другой, чтобы данная модель не отсутствовала в торгово-выставочном зале.

Цены на авто и маржа

Каждый из производителей устанавливает своим автодилерам цены, которых они обязаны придерживаться. В России размер маржи, способствующей развитию предприятия, колеблется от 8 до 15 %.

Дилер вправе устанавливать скидки, проводить акции по снижению цен, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, в пределах своей маржи.

Окупаемость капиталовложений

В западных странах прибыль от 2 до 3 % с оборота считается хорошей. Рентабельность на инвестиции составляет от 12 до 20 %. В России можно рассчитывать на больший процент прибыли. Важно выбрать верную стратегию и создать все условия для эффективных продаж. Грамотный менеджмент, дополнительные услуги в вашем автосалоне и наличие специалистов «от бога» у вас в автосервисе позволят увеличить объем прибыли.

Помните, что недостаточно знать, как открыть автосалон. Важно пройти все этапы, не растеряв энтузиазма и постоянно повышать уровень знаний по вопросам организации автобизнеса в салоне. Руководителю важно разбираться во всех тонкостях продажи авто. Только тогда его предприятие будет успешно работать и со временем обязательно станет прибыльным.

Уже никто не предлагает взятку для покупки новой машины, а наоборот, приходя в автосалон, многие клиенты требуют предоставления скидки. Казалось бы, в таких условиях торговать автомобилями совсем не выгодно. Но если б это было действительно так, число дилеров сокращалось бы. А пока представительства автозаводов каждый квартал рапортуют о расширении дилерской сети и увеличении объемов продаж.

Москва и Санкт-Петербург по количеству дилеров на душу населения уже сейчас сопоставимы с крупными городами США или Германии, и дальнейшее наращивание концентрации автосалонов приведет к нездоровой конкуренции и снижению прибыльности. Поэтому основные усилия по развитию дилерской сети сейчас направлены на «завоевание» регионов, где уже сформировался платежеспособный спрос.

Строительство любого автосалона имеет две отправные точки: это выбор места, где будет расположен шоу-рум, и выбор марки, на которой он будет специализироваться, с последующим подписанием дилерского соглашения.

Место лучше всего выбирать людное, расположенное на оживленной магистрали, чтобы до него удобно было добираться на автомобиле или общественным транспортом. Стремиться в центр города совсем не обязательно. Возросшая арендная плата за землю вряд ли быстро окупится. Большая часть населения проживает именно на окраинах, и покупателям, скорее всего, удобнее посетить автосалон, расположенный возле дома, чем около работы. В регионах же, как показывает практика, где весь город можно пересечь за 30~40 минут, географический аспект не влияет на продажи, в таких местах обычно на одну марку приходится всего один дилер.

Независимо от региона эксперты советуют строить не один автосалон, а так называемый «золотой треугольник», или, говоря детально, полномасштабный дилерский центр, где, кроме продажи автомобилей, будут работать сервисный центр и магазин запчастей. Запомнив один адрес, клиент сможет не только приобрести здесь машину, но также в перспективе обслуживать ее и покупать необходимые детали и запчасти. Со временем появится вероятность, что и следующий автомобиль он приобретет здесь же.

Схема «золотого треугольника» предпочтительна еще и потому, что норма прибыли автосалона, как правило, меньше, чем у авторизованного сервиса или магазина запчастей. Но при этом самый простой путь заманить людей в сервис, чтобы загрузить его работой, — продать им автомобили

Если речь идет о строительстве именно такого современного центра, а не забетонированной площадки для машин в ангаре, то потребуется как минимум 700 кв. м помещений. Из них не менее 300 кв. м будет отведено под шоу-рум, 100 для офисных помещений и 250~300 под автосервис. Ответ на вопрос, зачем так много места для выставочных автомобилей, достаточно прост.

Дистрибьюторы рекомендуют отводить под один автомобиль 27-35 кв. м, чтобы к машине можно было подойти со всех сторон, разглядеть ее вблизи и на расстоянии, открыть все двери, заглянуть под капот, в багажник и т. д. Одним словом, чтобы клиент чувствовал себя вольготно и мог лучше ознакомиться с предлагаемым ему товаром. Кроме того, в шоу-руме должна размещаться стойка, за которой будут сидеть не только продавцы и секретарша, но еще и сервис-менеджер и продавец запасных частей.

Если речь идет об относительно дешевых автомобилях, то дистрибьюторы обычно ограничиваются лишь рекомендациями касательно оформления салона. Самое главное — чтобы все вывески и пилоны были оформлены надлежащим образом, логотип выполнен необходимым цветом, а название брэнда написано нужным шрифтом. Все остальное оформление фасада и интерьера отдается на откуп салону, при условии их согласования с дистрибьютором.

Минимальная стоимость строительства полноценного дилерского центра в регионах, например, в соответствии с корпоративными требованиями Hyundai , составляет около 700 тысяч долларов. Инвестировать в строительство автосалона более 2-2,5 миллиона долларов уже не выгодно — срок окупаемости грозит серьезно вырасти. При правильном и разумном подходе к делу он составляет 4-5 лет.

Строительство автосалона с техцентром и складом запчастей в Москве, с учетом стоимости покупки или долгосрочной аренды земли, обычно обходится в 5-6 миллионов долларов.

В случаях с премиум-брэндами, такими как BMW , Mercedes — Benz , Audi , Lexus и др., представительство регламентирует практически всё, вплоть до поставщиков мягкой мебели в уголок для отдыха клиентов.
Например, к потенциальному дилеру концерна Volkswagen , который гордо причисляет себя к числу люксовых брэндов, выезжает штатный архитектор из Германии и уже на месте проектирует дизайн будущего автосалона. Причем для дилера его услуги бесплатны — их оплачивает концерн, который заботится о внешнем виде своего будущего представителя и партнера. Фасад шоу-рума обязательно должен быль выполнен из стекла и иметь наклон 10 градусов «коньком наружу», это создает подобие козырька около салона и улучшает видимость автомобилей в салоне с улицы (наклонное стекло снижает количество бликов). Еще одно требование: минимальная площадь дилерского центра — 0,5 га. Единственное отклонение от сложившегося стиля, допущенное для российских дилеров, — возможность изготавливать цоколь высотой 50 см из небьющегося материала, так как зимой нижняя часть фасада обязательно снаружи покроется слоем льда и снега. Вход — тоже элемент корпоративного дизайна и должен быть оформлен в соответствии с традициями Volkswagen , так же как и вход в автосалон «народных автомобилей» в любом другом уголке мира. Отделка интерьера тоже очень жестко регламентируется. Оговаривается даже цвет кафельной плитки и схема ее размещения в шоу-руме. Дилеру остается только в соответствии с толщиной собственного кошелька выбирать необходимые материалы из каталога, предлагаемого представительством. То же самое касается и мебели в автосалоне — ее нужно приобретать только у изготовителей, рекомендованных дистрибьютором.

Кроме корпоративных требований и фантазии дизайнера, стоимость строительства автосалона определяется еще и конкретными техническими условиями. Иногда к имеющейся ремонтной зоне в гаражном кооперативе или таксопарке пристраивается парадный вход и в соответствии с требованиями отделывается помещение — тогда затраты будут относительно небольшими.Если не считать стоимости аренды уже готового помещения, то при максимальной экономии можно уложиться в 250-400 тысяч долларов. При сооружении автосалона с нуля, по индивидуальному проекту в престижном районе города, да еще и с большим шоу-румом, счет действительно пойдет на миллионы долларов.

Независимо от выбранной марки и оговоренного объема продаж официальному дилеру предстоит столкнуться с так называемой процентовкой модельного ряда. То есть дистрибьютор не даст торговать только самыми дешевыми и ходовыми машинами, «в нагрузку» к ним придется продавать еще и «тяжелые» модели, которые требуют особых навыков от продавцов. Например, в случае с Hyundai в дополнение к «Акцентам» и «Гетзам», которые раскупаются как горячие пирожки, даются внедорожники Terracan , пользующиеся ограниченным спросом. Такая схема увеличивает доходы дилеров, ведь маржа (разница между розничной и дилерской ценами) в процентах для всех машин одинаковая и составляет, как правило, меньше 10%. То есть чем дороже про данная машина, тем, разумеется, выше доход.

Серьезная статья расходов, без которой не сможет обойтись практически ни один дилер, — это автомобили для тест-драйвов. Некоторые производители обязывают автосалоны приобретать тестовые машины, пусть и с серьезной скид кой. Но даже если наличие такой машины не обязательно, оно всегда желательно.

Рекламную политику каждый дилер определяет и оплачивает сам. Дистрибьютор помогает лишь с различными PR — материалами, буклетами и заготовками рекламных макетов, роликами видео кассет для показа по местному телевидению. Инвестировать серьезные деньги в продвижение марки, наверное, нет смысла. Лучше заранее выбрать раскрученный брэнд. Рекламный бюджет стоит расходовать на информирование потенциальных клиентов о том, что в городе открылся новый автосалон и как его найти. Для этих целей лучше всего подойдет наружная реклама.

Если речь идет о создании дилерства в относительно небольшом городе, то, наверное, есть смысл выбирать такую марку, которая еще не представлена на местном рынке. Тогда удастся избежать ненужной конкуренции и можно будет сыграть на новизне. По утверждению Романа Цыганова, менеджера по развитию дилерской сети Hyundai , компании «Карнэт-2000», средняя концентрация дилеров Hyundai составляет один автосалон на миллион жителей. При таких условиях дилеру, скорее всего, удастся не только выполнить план продаж на первый год (обычно это 100 автомобилей), но и успешно завоевывать рынок, постепенно увеличивая оборот. Если прогнозируемый объем продаж при заданной концентрации автосалонов выше, то наверняка в предварительные расчеты закралась ошибка. Если машин продается заметно меньше, значит, либо дилер неправильно проводит рекламную кампанию, либо неверно оценена емкость рынка. В случае с дешевыми брэндами порог выживаемости обычно лежит где- то в районе продажи 60~70 машин в год. С дорогими немногим меньше, так как дистрибьютору просто становится невыгодным возиться с мелким продавцом.

Так как досконально изучить рынок и спрогнозировать, «пойдет» ли на нем та или иная марка машин, очень сложно, многие компании стараются работать на несколько фронтов, открывая автосалоны разных брэндов.

Существуют и несовместимые варианты. Представители сегмента «премиум» Mercedes , BMW , Audi и т. д. ни за что не хотят продаваться рядом ни с одним другим брэндом.

Еще один важный момент при выборе марки — доставка автомобилей. Еще 3 года назад большинство дилеров завозило машины в страну самостоятельно, забирая их со склада производителя. Но сейчас ситуация кардинально меняется, представительства автозаводов берут на себя функции дистрибьюторов или назначают одного эксклюзивного поставщика, который и занимается доставкой и растаможкой машин.

Схемы оплаты поставляемых машин -разные. По словам Романа Цыганова, за доступные и пользующиеся хорошим спросом модели оплата взимается на момент их отгрузки с центрального склада, так как у дилеров такие машины не задерживаются и часто за ними даже выстраиваются очереди. Дорогие автомобили передаются на реализацию автосалону, и дилер обязан перечислить деньги за них сразу же после продажи.

Марка выбрана, самое время идти в гости к дистрибьютору или в представительство с пожеланием стать их дилером.
Обычно все начинается с реального или электронного письма с предложением о сотрудничестве. После внутреннего исследования перспективности данного региона с потенциальным дилером связывается менеджер по развитию дилерской сети, и по результатам изучения структуры предполагаемого инвестора и проверки его благонадежности выезжает на место.

Здесь уже более конкретно согласуются вопросы размещения дилерского центра, условий аренды или собствен ности земельного участка. Рынок исследуется на наличие конкурентов среди «серых» дилеров, распространенность марки, лояльность к ней потенциальных покупателей, и т. д. Также представителями дистрибьютора внимательно изучаются бизнес-план будущего дилера и серьезность его перспектив.

Если решение о дальнейшем сотрудничестве принято, то подписывается договор о намерениях, и начинается возведение здания. На этапе проектирования, если того требуют корпоративные стандарты, дизайн согласовывается с архитекторами автопроизводителя. Иногда представительство даже предлагает готовые варианты типовых автосалонов, что позволяет сэкономить на услугах проектировщиков.

При достаточном финансировании на возведение дилерского центра с нуля уходит от полугода до двух лет. После сдачи готового автосалона заказчику и представителям дистрибьютора улаживаются последние мелочи, проводится обучение персонала и происходит официальная церемония подписания дилерского договора, на склад и в шоу- рум завозят автомобили и запасные части. Можно начинать работу…

Открытие официального дилерского центра сегодня невозможно без сервиса. Владельцы изрядно подержанных машин характеризуют авторизованные СТО заоблачными ценами на работу и запчасти, а для собственников относительно новых автомобилей посещение фирменного сервиса — необходимость: без отметки о прохождении регламентного ТО теряется гарантия, которая может достигать 5 лет.

Кроме того, многие автопроизводители сейчас заинтересованы не только в развитии дилерской сети, но и в расширении географии авторизованных сервисов, ведь территория использования автомобилей традиционно превосходит географию продаж.

Именно поэтому производители и дистрибьюторы готовы пойти на открытие авторизованного сервиса, не имеющего шоу-рума. Если дела пойдут хорошо, автосалон можно пристроить позже и получить лицензию на продажу машин..
Создание авторизованного сервиса потребует серьезных финансовых затрат. Самое главное — помещение, его площадь должна составлять как минимум 250-300 кв. м. На оснащение потребуется от 100 до 250 тысяч долларов. Каждый подъемник для легковых машин стоит от 3 до 5 тысяч долларов, стенд для регулировки схождения и развала колес еще 7-12 тысяч. В случае с Volkswagen стоимость минимального комплекта специнструментов и приспособлений составляет 10 тысяч долларов. Набор тестеров для проверки электронных систем автомобиля обойдется еще в 40-50 тысяч. Оборудование для кузовного ремонта также не дешево, но оно, скорее всего, будет востребовано. Одна только окрасочно-су- шильная камера стоит от 20 до 60 тысяч долларов, примерно столько же уйдет на стапель для восстановления геометрии кузова.

Единственное, что окажется бесплатным для большинства дилеров, — обучение и стажировка персонала.

Размеры склада запчастей, создаваемого при автосервисе, во многом зависят от ситуации на рынке и загрузки техцентра.

Ассортимент склада дистрибьютора обычно покрывает 90-95% номенклатуры комплектующих, а время доставки отсутствующих деталей — одна-две недели. Если дилер находится вдалеке от Москвы, имеет смысл задуматься ему о четком планировании поставок деталей, так как избыток — это замороженные деньги, а недостаток — упущенная прибыль. Автосалонам Volkswagen , например, настоятельно рекомендуется поддерживать у себя на складе количество запасных частей на сумму в 40-50 тысяч долларов, тогда заметно увеличивается вероятность, что подавляющее большинство клиентов будет удовлетворено.

В отличие от цены автомобилей, стоимость нормо-часа работ в сервисе большинство дистрибьюторов не регламентируется. А вот на гарантийных ремонтах заработать, скорее всего, не удастся. Да, представительство оплачивает стоимость работ и деталей, замененных по гарантии, но по своим ставкам, а не основываясь на стоимости нормо-часа у конкретного дилера. Эти деньги окупят затраты на ремонт, но прибыль здесь вряд ли удастся получить.

Сокращенная версия статей Игоря Сирина «Колеса на продажу» и «Свой путь»