Как определить восковая свеча или парафиновая. Как отличить парафиновые свечи от восковых

Неоднократно каждый из нас задавался вопросом относительно того, а можно ли отличить натуральный воск от промышленного парафина и как определить, из какого именно материала сделана свеча? На самом деле это очень просто, и для этого эксперимента нужны перечисленные в начале статьи компоненты. Вообще пчелиный воск находит свое применение также часто, как и парафин, несмотря на то, что последний производится из нефтепродуктов. Пчелиный воск нередко подделывают, стараясь выдать суррогат за нечто схожее с натуральным продуктом.

Как же отличить натуральный воск от подделки?

На самом деле поверхность из пчелиного воска всегда ровная и имеет слегка вогнутую форму, а если по ней провести или ударить острым предметом, то он расколется на несколько частей, в то время как поддельный материал всего лишь образует вмятину после сильного удара.

Как отличить воск от парафина с помощью ножа?

Парафин при резке всегда крошится на мелкие части, а натуральный воск режется аналогично пластилину, это очень мягкий и гибкий материал. Кроме этого натуральный пчелиный воск представляет собой природный продукт, а парафин является синтетическим материалом, получаемым из нефтепродуктов.

Кроме этого воск и парафин по-разному ведут себя при горении. Так, воск, не содержащий искусственных компонентов и добавок, никогда не сгорает. Вместо этого он просто плавится, образуя крупные капли, стекающие вдоль свечи, в то время как синтетический парафин обычно полностью сгорает, не оставляя после себя следа. Относительно цветовой палитры, сам парафин может быть выполнен в любом цвете, например, синем, красном, розовом, бардовом и даже иметь цвет серебра, золота или жемчуга. Свеча, изготовленная из натурального воска, как правило, имеет желто-коричневый цвет или ярко-желтый.

Для того чтобы понять, чем отличается воск от парафина, также следует обратить внимание на то, вызывает ли такой материал аллергические реакции у человека. Зачастую натуральный природный воск, впрочем, как любой природный продукт, может стать причиной аллергии, а в случае со свечой, изготовленной из парафина, такого сказать нельзя - аллергические реакции на такой синтетический продукт невозможны априори. Однако это касается только чистого парафина, при производстве которого не использовались какие-либо добавки и красители.

Еще одним способом, позволяющим проверить, из какого именно материала изготовлена свеча, является образование копоти.

Для этого нужно зажечь свечку и буквально несколько секунд подержать над ней стекло. В том случае, если на нем моментально образуется копоть, проще говоря, темное пятно, то можно быть уверенным в том, что свеча изготовлена из парафина. Пчелиный воск при горении не оставит пятен копоти на стекле. Также свеча из воска, в отличие от парафиновой, при долгом хранении в прохладном помещении покрывается белым налетом.

Воск

В природе имеется целый ряд растительного и животного происхождения восков, из которых в живописи находят приме­нение лишь пчелиный, японский и, в особенности, ценный карна­убский воск. Применение последнего в живописи имеет уже свою историю.

Пчелиный воск общеизвестен. В сыром виде, т. е. получен­ный из сотов, он обыкновенно имеет желтый цвет, мягок, за­ключает в себе небольшое количество меда и пыли цветов. Воск очищается многократным перетапливанием в воде, после чего его подвергают отбелке действием воздуха и солнечного света, придавая ему вид нитей и стружек. Красящее начало воска не­прочно. В противоположность жирным маслам, желтеющим и темнеющим в слоях живописи, воск при тех же условиях выбе­ливается.

Пчелиный воск по своему химическому составу представ­ляет в главной своей части эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта. Японский и карнаубский воски имеют иной состав. Температура плавления его от 63 до 65°. В тепле он размягчается, на морозе становится хрупким. Растворяется в эфире, хлороформе, скипидаре, нефти и бензине (без нагрева­ния, медленно), в жирных маслах - только при нагревании, причем по охлаждении отделяется от них. Со щелочами в воде эмульсируется. Ввиду своей химически малой активности пчели­ный воск обладает свойствами противостоять всем тем воздей­ствиям, которым подвергается при обыкновенных условиях жи­вопись, неизмеримо лучше, чем всякое другое из связующих краски веществ. Имел применение для целей живописи еще в глубокой древности; вспомним, например, «энкаустику» древних греков.

В самое последнее время в среде специалистов, занимаю­щихся вопросами техники живописи, снова наблюдается возник­новение интереса к пчелиному воску, его составу, свойствам и пригодности для живописных целей. Поводом к этому послужи­ли результаты позднейших изучений связующих веществ живо­писи вообще и воска в частности.

Парафин

Парафин получается из нефти и каменного угля. Он пред­ставляет собой воскообразное, полупрозрачное кристаллическое по строению вещество. Парафин не растворяется ни в щелочах, ни в кислотах (за исключением хромовой и азотной кислот). Лучшие сорта его тверды, имеют белый цвет и плавятся при 65 - 80° Ц. Парафин растворяется в бензине, керосине, эфире, бензоле, скипидаре, при нагревании и в жирных высыхающих маслах, причем при охлаждении раствор становится мутным. Введенный в масляные краски, парафин вследствие своего кри­сталлического строения придает им вид груботертых и в этом отношении уступает воску; в других же случаях всюду может заменять последний.

Церезин

Получается из озокерита, который носит название также земляного воска. Лучший сорт церезина тверд, почти не кристалличен, бел и по своим физическим свойствам близко походит на воск, имея в то же время все химические достоинства парафина, плавится при 69-78°. Подобно парафину, находит различное применение в живописи: при составлении матовых лаков и т. п.

Растворители смол

Смолы растворяются во многих растворителях, которые по происхождению и составу своему весьма между собой различны, а именно: 1) в высыхающих жирных маслах при нагревании, причем мягкие виды смол размягчаются в них и при обыкно­венной температуре; 2) в растительных эфирных маслах при обыкновенной или высокой температуре: в лавендуловом, спико­вом, розмариновом, гвоздичном, каэпутовом и др.; 3) в мине­ральных летучих маслах: бензине и нефти, при обыкновенной или высокой температуре и 4) в целом ряде других раствори­телей, описание которых следует.

Винный спирт (этиловый алкоголь). Безводный спирт, или так называемый абсолютный алкоголь, является сильней­шим растворителем вообще большинства органических соеди­нений и в том числе смол. Винный спирт чистый, называемый ректификатом, содержащий 95-97% алкоголя, также растворяет некоторые мягкие смолы и между ними шеллак. С эфиром (и водою) спирт смешивается во всех пропорциях, кипит при 78,3° Ц.

Для снятия старых лаков и растворения засохшего масла пользуются следующими составами: 1) 2 части винного спирта крепостью в 90°, смешанных с 1 частью нашатырного спирта; 2) 1 часть соляной кислоты с 7 частями спирта; 3) составом, называемым у немцев «Putzwasser», у французов « Eau á netoyer », представляющим смесь из 2 частей винного спирта с 1 частью скипидара или 2 частей винного спирта с 3 частями скипидара, к чему добавляют 1 / 20 часть макового масла или копайского бальзама. Денатурированный спирт в 90°, содержа­щий в себе древесный спирт, также может применяться при составлении жидкостей для снятия лаков.

Древесный спирт (метиловый алкоголь). Получается из древесного уксуса, добываемого сухой перегонкой дерева. Имеет характерный неприятный запах и образует вредные для дыхания пары. Употребляется для снятия старых лаков 63 .

Амиловый спирт. Главная составная часть сивушно­го масла, получающегося при очистке винного спирта. Испарения его ядовиты. Входит в состав жидкостей, употребляющих­ся для чистки старых масляных картин, а также для снятия старых лаков.

Серный эфир. Получается перегонкой винного спирта с серной кислотой. Кипит при 35° и весьма быстро улетучивается при обыкновенной температуре, образуя с воздухом взрывчатую смесь. В воде мало растворим. Растворяет масло и смолы.

Сернистый углерод, или сероуглерод. По­лучается действием паров серы на раскаленный уголь. Под­вижная, быстро улетучивающаяся при обыкновенной температу­ре жидкость, распространяющая неприятный запах и ядовитые пары. Кипит при 46,5°. С водой не смешивается и растворяется в ней в ничтожном количестве, со спиртом же, эфиром, ацетоном и подобными им жидкостями растворяется во всех пропорциях. Смолы, эфирные и жирные масла, каучук, гуттаперчу, камфару и серу растворяет свободно. Применяется также для извлечения масла из семян и растворения засохшего масла.

Сероуглерод огнеопасен и требует осторожного обращения с собою. Очищенный сероуглерод менее вреден для вдыхания и не имеет неприятного запаха.

Ацетон. Продукт перегонки уксуснокислых солей. Содер­жится в некотором количестве в древесном спирте. Обладает сильным, но не противным запахом; очень подвижная и быстро улетучивающаяся при обыкновенной температуре жидкость. Сме­шивается с водой, спиртом и маслами. Растворяет смолы, кам­фару и засохшее старое масло.

Хлороформ. Получается из винного спирта или ацетона в соединении с белильной (хлорной) известью.

Спиртообразная жидкость с характерным запахом и сладко­ватым вкусом. Быстро улетучивается, образуя одуряющие пары. Кипит при 61-62°. Смешивается с винным спиртом, жирными и эфирными маслами, но очень мало растворим в воде. Хорошо растворяет смолы и давно засохшее масло.

Сохраняется в темном месте, так как при действии света разлагается.

Нитробензол, или мирбановое масло. По­лучается действием азотной кислоты на бензол. Маслянистая, медленно улетучивающаяся желтого цвета жидкость с сильным запахом горького миндаля. Смешивается с жирными эфирными маслами и хорошо растворяет старые лаки.

Камфара. Твердая составная часть, извлекаемая из эфирного масла, получаемого перегонкой с водой измельченных частей камфарного дерева. Кристаллическое белое, сильно пах­нущее вещество, легко растворимое в спирту, хлороформе и т. д. Применяется для растворения твердых смол, но употребление ее дурно отражается на лаках, теряющих в присутствии ее блеск.

Уксусноамиловый эфир («грушевая эссенция»). Получается из амилового спирта. Бесцветная подвижная жид­кость с запахом груши. Смешивается с винным спиртом и эфи­ром. Кроме смол и масел, растворяет целлулоид, причем полу­чается «цаллон-лак».

Кроме названных выше растворителей смол, современная химия имеет и другие, которые также имеют применение на практике в фабричном производстве лаков. Таковы: моно- и дихлорбензолы, эпихлоргидрин, дихлоргидрин, терпинеол (раст­воряющий большинство копалов), тетралин и др.

ЛАКИ

Лаками называются растворы смол в различных растворите­лях, придающих лакам те или иные свойства и определяющих их назначение. Так получаются спиртовые, скипидарные, нефтя­ные, масляные и другие лаки, которые выполняют различное назначение: служат для устранения вжухлостей, разжижения или растирания красок, покрывания оконченной живописи и других целей.

В разделе на вопрос Чем парафиновые свечи отличаются от восковых?.. заданный автором Papinadocha лучший ответ это Парафин - продукт перегонки нефти - наиболее популярен как материал для свечей и в том или ином виде входит в большинство свечей. В XIX веке существенно потеснил стеарин, как свечной материал.
Пчелиный воск - натуральный продукт производства пчёл. Свечи из пчелиного воска дольше горят, чем парафиновые, и предпочтительнее, т. к. являются натуральными. Ввиду большей стоимости восковых свечей, нередко свечи изготавливают не целиком из пчелиного воска, а добавляют его к другим материалам для продления времени горения свечи и имитации натурального аромата. Воск, использующийся для свечей, бывает разных видов.

Ответ от упросить [гуру]
Парафиновые - химические, восковые- натуральные


Ответ от стоеросовый [гуру]
парафиновые горят 10-15 мин а восковые 20-40 мин


Ответ от В.Макарова [гуру]
восковые-это смола


Ответ от Европейский [гуру]
одни из парафина другие из воска, т. е. одни искусственные (парафиновые) , другие натуральные


Ответ от Лена [новичек]
Парафиновые свечи когда горят не стикают вниз, а просто плавятся. Восковые свечи наоборот когда плавятся, то появляются подтеки.


Ответ от Женюсик [новичек]
восковые лучше


Ответ от Ольга [эксперт]
внешне? цветом - парафиновые светлые, восковые желтые-плавно переходяшие в оранжевый.. . если по горению - восковые свечи когда сгорают не оставляют огарков.


Ответ от Женя [гуру]
Парафиновые дешевые, изготовлены из синтетического материала, горят быстро, парафин легко плавится и стекает, фитили коптят.
Восковые делают из натурального пчелинного воска, хорошо горят, приятный запах. Дорогие.
Сейчас в основном используются только в храмах (церквях) .

Многие, приобретая свечи, желают достоверно знать их происхождение. И это вполне разумно. Ведь именно воск, а не парафин, является натуральным, безвредным веществом, и каждый хочет обезопасить себя от подделки. Итак, чем отличается восковая свеча от парафиновой?

Воск – это продукт, который производят пчелы для выстраивания сотовых ячеек. За выработку воска отвечают особые железы, находящиеся в пчелином организме. Этот материал не растворяется в воде, но, к примеру, бензин является для него хорошим растворителем.

Парафин – синтетическое вещество, получаемое в основном из нефти, смесь углеводородов. При производстве свечей к парафину добавляют химические воскозаменители, отдушки и прочие компоненты.

Уже визуально можно определить, в чем различаются между собой свечи из того и другого материала. В изделии из воска присутствует желтый оттенок. Цвет такой свечи может быть ярче или темней (желто-коричневый). Парафин сам по себе белый, полупрозрачный. Однако парафиновые свечи часто подкрашиваются, причем их цветовая палитра ничем не ограничена.

Также можно выявить отличие восковой свечи от парафиновой экспериментальным путем, что сделать совершенно несложно. Итак:

  1. Воск не сгорает без остатка. Свеча из него плавится, по ее бокам во время горения стекают крупные капли. Парафин «тает» бесследно, наполняя воздух продуктами горения.
  2. Если при горении свечи улавливаются нотки медового аромата, то изделие изготовлено из воска. Запах при горении парафиновой свечки резковатый.
  3. Воск и парафин отличаются способностью образовывать копоть. Так, подержав над зажженной восковой свечой стекло, можно отметить отсутствие на нем нагара. Пламя парафиновой свечи оставит на стеклянной поверхности характерное темное пятно.
  4. Можно попробовать согнуть свечу. Восковая останется целой, хоть и изменит форму. Парафиновая – резко распадется на части, сломается.
  5. Определить, в чем разница между восковой и парафиновой свечой, нетрудно и с помощью ножа. Податливый воск разрежется легко и аккуратно. Парафин, являясь твердым материалом, от подобного воздействия раскрошится.
  6. Восковые свечи, будучи невостребованными долгое время, могут покрыться белым налетом. На изделия из парафина срок и условия хранения никак не влияют. Такие свечи всегда остаются в первоначальном состоянии.

Полезно знать, что кроме натурального, пчелиного, специалисты различают еще несколько видов природных восков - животного, растительного, минерального и искусственного происхождения. Настоящий пчелиный воск считается очень дефицитным и дорогим продуктом. Очень важно уметь отличить подделку от натурального воска, известного своими лечебными качествами, а также необходимого в пчеловодстве для изготовления вощины (постройки сотов). Эти знания снижают риск приобретения некачественного продукта.

Недобросовестные продавцы фальсифицируют воск, добавляя дешевые воскообразные продукты промышленного производства или даже подменяя его ими. По мнению специалистов, фальсификацию воска "засорителями" провести сравнительно несложно. Прежде всего, важно научиться оценивать его визуально. Цвет воска может быть разных оттенков (белым, до темно-коричневого и даже черного) в зависимости от растений, с которых пчелы брали пыльцу и мед, от цвета прополиса в улье, от давности. Светлый воск ценят значительно выше, чем темный. Настоящий воск имеет приятный медовый запах. Наличие в нем примесей (парафин, стеарин, канифоль и церезин) приводит к тому, что запах воска другой, соответствующий добавкам.

Поверхность слита натурального воска - ровная или слегка вогнутая. При добавлении парафина, по мнению специалистов, поверхность слитка становится сильно вогнутой. При ударе молотком качественный воск легко раскалывается (на разломе четко видна мелкозернистая структура), на свежем срезе ножом он матовый, а засоренный примесями воск не раскалывается, образует вмятину, вокруг которой "мякоть" светлеет, а срез - блестящий и гладкий, выделяются отдельные кристаллы. Если провести по поверхности загрязненного парафином, церазином или канифолью бруска воска острым предметом, стружка будет крошиться. У качественного воска она завивается в длинную непрерывную спираль.

Настоящий воск становится пластичным, если его разминают пальцами, при его жевании к зубам он прилипает. На воске с примесью парафина пальцы чувствуют жирность кусочка, а с содержанием стеарина, сала или канифоли он липнет к зубам. Кроме того, примесь церазина может давать цветовую неоднородность поверхности. Известно также, что пчелиный воск имеет значительно больший удельный вес, чем минеральные воски, что позволяет установить его фальсификацию. Например, при 20°С в смеси (спирт, вода), имеющей удельный вес 0,95, натуральный воск тонет, фальсифицированный (даже с примесью 10% минерального воска) плавает на поверхности. Считают, что выявление примеси стеарина или канифоли провести несложно: 1 г воска кипятят в 10 г спирта, полученный раствор охлаждают до 20oС, после чего фильтруют и добавляют воду. Молочный цвет раствора и присутствие осадка свидетельствуют о фальсификации.

Необычные свойства настоящего пчелиного воска как чуда Природы определили его использование с самых древних времен. Благодаря согревающим свойствам воска знаменитый врачеватель Гиппократ предлагал накладывать его в разогретом виде на голову и шею больного для лечения ангины. В "Каноне врачебной науки" известный древнеарабский ученый Авиценна предлагает применять воск во многих своих лекарственных рецептах. Интересно, что воск всегда играл важную роль в обрядах различных религий. В Древнем Риме на праздниках в честь Сатурна, Бахуса и других богов и богинь ярким пламенем горели огромные восковые свечи. В христианстве восковая свеча стала означать символ жертвенной жизни Спасителя.

До изобретения бумаги на плоские деревянные дощечки, покрытые с одной стороны ровным слоем воска, наносили буквы. Специальной металлической палочкой с заостренным концом писали, как пером; а тупым концом ее заглаживали при необходимости исписанную поверхность. В течение многих веков художники использовали краски, приготовленные на основе воска: они обладали одновременно необычайной прочностью и замечательным блеском. И хотя сейчас новейшие технологии серьезно потеснили восковую живопись, воск по-прежнему служит важнейшим элементом масляных красок.

Археологи выяснили, что с начала второго тысячелетия пчеловодство на Руси было очень распространенным и одним из наиболее важных промыслов населения. Его всегда считали одним из самых ходовых товаров при натуральном обмене. Продуктами пчеловодства (особенно воском) велась обширная торговля с Западной Европой. В период правления царя Ивана Грозного существовал даже обряд, по которому при венчании жених ставил восковую свечу весом "в пуд с четвертью", а невеста - "в пуд без четверти".

Из старинных русских книг мы узнаем, что в числе прочих продуктов пчеловодства лекари и целители давали много рецептов для применения воска при лечении травм и ран воинов (позднее ученые подтвердили, что воск губителен для ряда болезнетворных микробов). На Руси воск рекомендовали кормящим матерям для стимуляции образования молока.

В течение нескольких столетий в России расходовали огромные количества воска для освещения помещений в домах богатых людей и храмов во время церковных обрядов. Каждый из нас слышал о знаменитом музее восковых фигур (Лондон), который иногда называют "восковым королевством". Он существует более полутора веков. Там выставлены восковые фигуры королей, королев, царей, известнейших общественных и государственных деятелей разных государств в костюмах соответствующих эпох. Аналогичный музей организован в Амстердаме, небольшую пока историю имеет Музей восковых фигур, расположенный на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Пчелиный воск широко применяется при изготовлении медицинских муляжей.

Благодаря восковым валикам и специальной технологии сохранены для грядущих поколений голоса Л.Н.Толстого, А.А.Блока, В.Маяковского, В.Ф.Комиссаржевской, Ф.И.Шаляпина, В.И.Качалова, .В.Неждановой, Л.В.Собинова и других известных писателей и артистов.

Воск способен сохранять свои качества долгие годы. К примеру, бруски воска, обнаруженные в древних египетских пирамидах, характеризовались достаточной мягкостью.

Более полувека назад разработана технология получения душистого эфирного масла - экстракта из натурального воска (более 5 кг из 1 т сырья), который служит ценным продуктом для парфюмерной промышленности. Этот экстракт по своим качествам не уступает дорогостоящим розовому и жасминному маслам, а по стоимости намного дешевле их.

Фармакологи прошлых веков уже выяснили, что пчелиный воск хорошо всасывается кожей и придает ей гладкий и нежный вид. Уже на протяжении более 300 лет его включают в состав многих косметических средств (служит отличной сгущающей основой для приготовления различных лосьонов и помад). Пчелиный воск входит в состав питательных, вяжущих, очищающих, отбеливающих кремов и масок для лица. Определенную известность имеют кремы: очищающий (воска пчелиного - 6 г, масла персикового - 27,5 г, буры -0,5 г, воды - 16 мл); питательный (воска пчелиного - 3 г, спермацета - 6, масла персикового - 24 г, глицерина - 4 г); для жирной кожи (воска пчелиного - 5 г, нашатырного спирта - 5 мл, воды - 7,5 мл). Популярны маски (в г): питательная (воска пчелиного - 5, меда - 70, сок одной луковицы белой лилии), вяжущая (воска пчелиного - 10, масла персикового-10, ланолина -10, вазелина -50, сернокислого цинка - 0,5, азотнокислого висмута - 1, окиси цинка - 8). Такие маски предохраняют кожу от иссушения, хорошо удерживая влагу. Имеется интересный рецепт крема против морщин (в равных количествах): воск пчелиный, сок лука репчатого, мед, сок из цветов белой лилии помещают в фарфоровую посуду, нагревают воск до разжижения, а затем смесь постепенно охлаждают, перемешивая деревянной палочкой. Этот состав крема-маски обильно укладывают на вымытое теплой водой лицо, через полчаса удаляя его излишки мягкой салфеткой. Спустя некоторое время лицо слегка припудривают.

Каждому, мало-мальски знакомому с садоводством известно, что без садового вара в плодоводстве не обойтись. Его используют при лечении плодовых культур и при прививках. Хотя он имеется в открытой продаже, для изготовления своих интересных рецептов собственного качественного вара садоводы, как правило, берут натуральный воск, так как он создает благоприятные условия при залечивании механических травм и ран, полученных после поражения возбудителями болезней. Именно благодаря этим свойствам воска наблюдают ускорение срастания черенков и заживления ран, успешное предохранение открытой растительной ткани от как переувлажнения, так и от пересыхания

Вот некоторые из апробированых садоводами рецептов из воска

Состав 1: свежее несоленое свиное сало, пчелиный воск, канифоль в пропорции 1:1:4. Сначала растапливают сало, затем добавляют воск и размельченную канифоль. После кипячения (20 минут) смесь охлаждают, хорошо разминают руками и для предохранения от засыхания заворачивают в пергаментную или промасленную бумагу.

Состав 2: пчелиный воск, канифоль, льняное масло (сырое), измельченный и просеянный древесный уголь; пропорция 2:10:0,5:1. В растопленный воск добавляют канифоль, льняное масло и уголь. После закипания смесь охлаждают. Перед применением замазку слегка подогревают.

Состав 3: пчелиный воск - 400 г, скипидар - 400 г, канифоль - 400 г, свиное сало - 85 г. В растопленный воск добавляют размельченную канифоль и свиное сало. После охлаждения в смесь вливают скипидар.

Состав 4: воск, канифоль, прополис, скипидар; пропорция 3:6:2:1. Растапливают на слабом огне воск и прополис, добавляют измельченную канифоль и кипятят. Когда смесь остынет, вливают скипидар и хорошо размешивают. Перед употреблением вар разминают пальцами.

И, конечно, значительная часть воска у пчеловодов идет на изготовление вощины, которую пчелы используют для постройки сотов для меда.

Александр Лазарев,
кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник ВНИИ защиты растений,
г. Пушкин