Как молодому начальнику завоевать уважение в коллективе? Как сделать так, чтобы вас уважали.

» Искусство приказывать

© Виктор Сороченко

Искусство приказывать.
Как управлять подчиненными

Давно прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все придирки и капризы своего начальника из-за опасности оказаться на улице. Сегодня руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми и амбициозными сотрудниками, знающими себе цену. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать своему боссу. А нередко и превосходить его по всем этим параметрам. Угрозы, претензии со стороны начальства и перспектива увольнения его отнюдь не пугают. Высококвалифицированный специалист настолько уверен в своих силах и профессиональной состоятельности, что при случае легко может «хлопнуть дверью» и уйти от вас работать в другую компанию. Поэтому опытные руководители сегодня заинтересованы, в первую очередь, в мягких и бесконфликтных методах управления. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества. Методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

Причина неудач молодых руководителей не обязательно кроется в низкой профессиональной квалификации и недостатке знаний, - утверждают психологи. Гораздо чаще новоиспеченные шефы терпят провал из-за неспособности правильно построить отношения с подчиненными. Не последнюю роль в этом играет умение приказывать. Это искусство, овладеть которым необходимо каждому руководителю.

Почему не исполняются приказы?

Успех деятельности любой организации во многом зависит от четкого и слаженного исполнения приказов руководства. И чем выше управленческое звено, тем дороже обходится невыполнение или неправильное выполнение распоряжений. Среднестатистический руководитель отдает за день десятки, а то и сотни приказов. Большинство из них, на первый взгляд, настолько очевидны, что не требуют особых усилий для их понимания и исполнения. Поэтому руководители редко задумываются над тем значением, которое имеет правильное формулирование своих требований. И совершенно напрасно! Какие же ошибки может допускать руководство, формулируя приказы? Что необходимо учитывать при отдаче распоряжений?

Существует несколько причин невыполнения или плохого выполнения распоряжений. Первая - простое непонимание вашего приказа. Ведь это только кажется, что мы все разговариваем на одном языке. На самом деле одни и те же слова разные люди могут воспринимать совершенно по-разному. Существует ряд условий, от которых зависит, будут ли подчиненные понимать суть вашего распоряжения:

  • единство профессионального языка,
  • уровень интеллекта,
  • уровень образования,
  • логичность изложения,
  • концентрированность внимания (ведь часто подчиненный слушает начальника, но не слышит его, а «витает в облаках», потому что его сознание заблокировано своими мыслями)
  • и мн.др.

Самая распространенная причина непонимания - неконкретные приказы. К сожалению, многие руководители уподобляются персонажам из детской сказки, постоянно требуя от подчиненных что-то вроде: «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». Результат - соответственный. Часто руководители путают приказ (который всегда конкретный: «копать от забора и до обеда…») с абстрактным призывом («работай эффективно…»). Функция первого - распорядительно-побудительная, а второго - оценочно-мотивационная.

Однако понимание приказа - не самое главное. Опытные руководители знают, что подчиненные могут очень хорошо понимать, что хочет от них начальник. Вот только выполняют это далеко не всегда. Часто они просто делают вид, что не понимают, играют в «непонимающего». О причинах говорить можно долго. Чаще всего проблема лежит на уровне межличностных симпатий/антипатий.

Отсюда следует вторая причина невыполнения приказов - непринятие подчиненным требований руководителя (и самого руководителя как личности). Ведь понять - это еще не значит принять. Дело обычно заключается не в отсутствии понимания (на что жалуются многие руководители), а в достижении согласия подчиненного с позицией начальника.

Непринятие может принимать различные формы: от публичного оспаривания полученного приказа до скрытого саботажа. Здесь руководители часто делают большую ошибку: говорят «Сейчас я тебе докажу...» и начинают изливать на голову подчиненного поток аргументов. А дело-то совсем не в том, чтобы убедить человека в пользе для дела! Отторжение обычно происходит не потому, что сотрудник чего-то там недопонял или не видит практических выгод для организации. В первую очередь он не видит выгод для себя лично! Важно понимать, что у персонала, в большинстве своем, совсем другие цели и задачи: они пришли не ДЕЛО делать, а как-нибудь отработать положенную им зарплату. Ведь это НЕ ИХ ФИРМА!

Обязательно нужно выяснить, почему подчиненный не принимает вашу точку зрения. Что стоит за непринятием? Несогласие с вашими взглядами на ведение бизнеса или чисто «шкурный» интерес и амбиции конкретного сотрудника, какими бы красивыми аргументами они не маскировались («Я забочусь о благе организации» и проч.)? Несогласие с методами руководства или личная неприязнь к начальнику? Отсюда вывод: воздействовать надо не на внешние проявления («ничего не понимает…»), а на внутреннюю причину.

Следует помнить, что конфликты между руководителем и подчиненным носят не столько открытый, сколько скрытый, завуалированный характер. Причины понятны - ведь далеко не каждый решится открыто выступить против начальника. И чаще всего они возникают как раз при выдаче распоряжений. Ведь именно на этой стадии управленческого общения руководитель больше всего вторгается в privacy другого человека, т.е. активно принуждает к каким-либо действиям, которые могут кардинально противоречить его взглядам, убеждениям, жизненным ценностям.

Несколько секретов

Для повышения эффективности распоряжений психологи советуют придерживаться нескольких простых правил. Они могут быть продуктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Во-первых, для поднятия имиджа руководителя. Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого, увы, не может ни один начальник. В-третьих, для устранения противоречий между личными желаниями подчиненных и целями деятельности организации.

1. Учет информационного фонда партнера по общению

Все слова, обращенные к нему, человек соотносит с собственным информационным словарем, сформированным на основе уникального жизненного опыта. В нем хранятся интерпретации очень многих терминов. Во избежание непонимания начальнику всегда нужно учитывать интеллект подчиненного, уровень образования (закончил человек 5 классов или университет) и соответственно корректировать свою речь.

2. Один смысл

Приказ не должен нести иронии или двойного смысла. Тем более, он не должен содержать абстрактных метафор и прочих художественных образов, которые разными людьми могут восприниматься по-разному. Приказ должен быть максимально конкретным, исключающим двойное толкование. Помните старую мудрость: «Если что-то может быть понято неправильно, оно обязательно будет понято неправильно».

3. Не персонифицировать

Не стоит говорить безапелляционным тоном «Я хочу...», «Мне нужно...», «Я сказал...», поскольку в сознании подчиненного сразу происходит трансформация «Я хочу...» в «Ах, видите ли, он хочет...». Возникает эмоционально отторжение. Руководитель невольно переводит служебное распоряжение в плоскость межличностных отношений. А личное желание начальника можно и не выполнять, а если выполнять, то чисто формально, кое-как. Более предпочтительны следующие варианты: «Это нужно для нашей фирмы...», «Будет лучше, если Вы...», «Это необходимо, чтобы у нас не случилось...». Таким образом требования соотносятся не с прихотью большого босса, а потребностями и целями организации.

4. Помните об интонациях!

Бывает, руководитель говорит вполне правильные вещи, но делает это очень грубо, агрессивно, в оскорбительной для сотрудника форме. Сюда относятся и сопровождающие приказ обидные шуточки в адрес подчиненного, и иронические замечания, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе босса… Процесс отдачи распоряжений нередко используется как лишний повод показать свое превосходство. Таким способом некоторые руководители пытаются решать за счет подчиненных собственные психологические проблемы.

Понимание приказа, отданного в такой форме, всегда затруднено. Все внимание подчиненного концентрируется не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Сразу возникает защитная эмоциональная реакция, которая блокирует анализаторную деятельность мозга, и слова почти не осознаются. Понимание приказа блокируется. Такими уж нас всех сделала матушка-природа: человеческий мозг может одномоментно работать либо с логикой, либо с эмоциями. Причем возникающие негативные эмоции всегда блокируют логичность мышления!

Важно, чтобы приказ выполнял свою функцию и в то же время психологически не травмировал сотрудника, не был обидным или оскорбительным. Прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все выходки начальства из-за угрозы оказаться на улице! Это во второй половине 90-х квалифицированных специалистов до смерти пугал призрак безработицы. Сегодня же руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми, амбициозными, знающими себе цену сотрудниками. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходит его по всем параметрам. Угрозы со стороны начальства и перспектива увольнения их отнюдь не пугает. Поэтому опытный руководитель заинтересован, в первую очередь, в мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества.

Не следует также забывать, что сотрудник, обиженный слишком жестким поведением начальника, может попытаться отомстить. Например, не так давно сотрудник крупной российской фармацевтической компании, возмущенный хамскими повадками своего босса, в качестве мести не нашел ничего лучшего, как проинформировать заинтересованные органы об «особенностях работы» своей фирмы. Результат - судебное разбирательство со всеми вытекающими. Конечно, никто не застрахован от «стукачей», однако вести себя с теми, кто имеет доступ к конфиденциальной информации, руководителю все-таки следует осторожно, чтобы не спровоцировать «подставу».

5. Без негатива!

Распоряжение не должно начинаться с негативных слов, чтобы не формировать у подчиненного отрицательную установку еще до того, как он узнал его содержание. Восприятие не должно проходить на отрицательном эмоциональном фоне (см. предыдущий пункт). По той же причине нельзя совмещать отдачу приказа с критикой, говорить одновременно о сущности предстоящей работы и о личностных или профессиональных недостатках сотрудника. При формулировании распоряжений следует избегать критических «приправ» типа - «Сделай это, но только не так, как в прошлый раз...».

6. Правило «Имя собственное»

Обращение к подчиненному по имени-отчеству всегда предпочтительнее безликого: «Эй ты, как там тебя…». Для человека нет приятнее звуков, чем звуки его имени, - утверждали древние. Обращение к человеку по имени подчеркивает уважение к его личности, подспудно рождает чувство удовлетворения, положительные эмоции (которые, кстати, не всегда осознаются) и как следствие - вызывает расположение к источнику положительных эмоций. Психологи установили, что при прочих равных условиях подчиненные легче принимают распоряжения того руководителя, к которому у них положительное отношение и намного чаще отвергают (оспаривают) требования того, к кому испытывают антипатию.

7. Использование комплиментов

Если подчиненный настроен резко отрицательно, руководители могут попытаться уменьшить сопротивление похвалой или комплиментами в начале разговора. Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе (особенно с теми сотрудниками, которые, предположительно, испытывают антипатию к своему шефу). Пример: «Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и…». Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если сам босс подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

Напомню, что комплиментом считается НЕБОЛЬШОЕ преувеличение реально существующих достоинств, которые собеседник видит или желает видеть в себе. Этим комплимент отличается от грубой лести, которая имеет гораздо больше шансов быть отвергнутой. Все люди любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. А положительные эмоции, как уже было сказано, рождают расположенность к их источнику. Возникает эффект внушения.

К сожалению, в нашей стране сложилась традиция достаточно жесткого обращения с подчиненными. Хвалить сотрудника, а тем более публично, многие руководители не любят. Боятся «перехвалить», «разбаловать». Гораздо чаще наши начальники прибегают к понуканиям и запугиваниям, стремясь таким нехитрым способом «замотивировать» персонал. В тоже время давно установлено, что методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

8. «Ход конем»

Если ожидается пассивное или активное сопротивление распоряжению, лучше не отдавать приказ «в лоб», а использовать хитрый обходной маневр: вначале спросить совета у подчиненного. Что-то типа «Как Вы думаете...?» и т.п. Когда с человеком советуется стоящий на более высокой иерархической ступени, это всегда вызывает чувство самоуважения, что, естественно, сопровождается положительными эмоциями, которые по закону ассоциации связываются с их источником. Такая тактика гарантирует руководителю преданность и благодарность сотрудника. Но практиковать такой метод можно далеко не со всеми, да и силу воздействия он со временем теряет. Есть люди, которые не ценят великодушных жестов. «Человеческое» отношение к ним они могут принять за слабость руководителя и возможность «сесть ему на голову».

9. Вопросительная форма

В большинстве случаев подчиненными лучше всего воспринимается вопросительная форма распоряжения. Все понимают, что просьба начальника - это завуалированный приказ, однако при такой форме психологически труднее отказать: «Уважаемый В.В., смогли бы Вы завтра...?», «Согласились бы Вы...?», «Есть ли у Вас возможность...?»

10. Правило личной выгоды

Приказ будет выполнен гораздо эффективнее, если подчиненный увидит в нем не только пользу для организации, но и выгоду для себя лично. Когда человек трудится без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо (на «троечку»), чтобы формально удовлетворить требования начальства.

Высший пилотаж

Наилучшим образом работник исполняет то, что он сам считает необходимым, а не то, что велит начальство (как известно, это совпадает далеко не всегда). Поэтому желательно, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Задача последнего - подтолкнуть сотрудника к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно сделать правильные выводы. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента - особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

Естественно, это требует хорошего знания психологии, мотивации подчиненных. Это - настоящее искусство, высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, демонстрация уважения к подчиненным - наилучшая мотивация их эффективной деятельности. И они с большей охотой идет на работу, более инициативны и удовлетворены своим трудом.

К сожалению, при сегодняшнем уровне развития управленческой и деловой культуры в нашей стране такой стиль руководства воспринимается не иначе как научная фантастика. Увы. Поэтому в наших условиях создание желаемых ситуаций может осуществляться, например, простым задаванием цепочки вопросов, позволяющих подвести собеседника к нужному решению. Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего, ведь, отвечая на каждый вопрос, человек определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

Например, нужно дать задание нерадивому сотруднику, который (это известно по опыту) обязательно начнет возмущаться, доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п. Здесь возможен такой вариант диалога:

Шеф: «Вам, конечно же, знакома должностная инструкция, где изложены Ваши служебные обязанности?»
Подчиненный: «М-м-м-да, разумеется».
Шеф: «В таком случае Вы должны хорошо помнить параграф пятый пункта четвертого раздела второго?»
Подчиненный: «Э-э-э, а что такое?»
Шеф: «Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать…» (дается приказ и определяется срок выполнения).

Нерадивый подчиненный, конечно же, плохо знаком с должностной инструкцией, а если и читал ее когда-либо, то давно забыл содержание. Но сказать «нет» начальнику он не решится. А сказав «да», он отрезает себе пути отступления.

Мишенью воздействия также могут выступать различные личностные качества подчиненного: честолюбие, амбиции, желание доказать свою исключительность, особенности темперамента и характера, проч. Автор этих строк однажды стал свидетелем ситуации, когда начальник отдела говорил своему сотруднику: «Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу (прозрачный намек: мол, не с твоей квалификацией…). Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?» Честолюбивый и амбициозный сотрудник, любящий во всем перечить своему шефу и выискивающий возможность показать, что это его нужно было назначить боссом, а не нынешнего, тут же вспыхивает:

Отчего же? Я тоже способен его выполнить!
- Вы шутите?
- Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!
- Неужели?
- Точно!
- Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)
- Через 3 дня принесу Вам результат!
- Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т.д.

«Завалить» такое дело - значит расписаться в своей полной профессиональной несостоятельности, поэтому к выполнению этого задания работник подойдет намного ответственней, чем к обычному приказу руководства, спущенному «сверху».

Заключение. Чему можно научиться у японских самураев?

В древности японские самураи повышали свое военное искусство, постоянно выполняя специальные упражнения. Владение самурайским мечом разбивалось на отдельные приемы, которые тщательно отрабатывались до тех пор, пока не достигалось мастерство: совершенство, автоматизм, легкость и непринужденность исполнения.

Искусство управления людьми также требует постоянных тренировок. Умение приказывать заключается в дозированном и дифференцированном применении приемов, перечисленных выше. Несложно понять (в том числе и с помощью этой статьи), в чем заключаются необходимые навыки. Но понимание не означает овладение навыками! Знать и уметь - не одно и то же! Идеи можно легко усвоить сегодня, а завтра забыть. Только добавив терпение и практику, можно овладеть ими. Помните: мастерство самурая требует, чтобы каждый прием владения мечом оттачивался до полного совершенства!

Конечно, Вы замечали, что с точки зрения отношений с окружающими, есть два типа людей: те, кто украшает любую компанию, с кем интересно и весело, и те которых мало уважают окружающие его люди. Почему так происходит и как сделать, чтобы тебя уважали? Начните менять себя, а не меняйте других, и тогда, со временем, придёт уважение , и Вы наладите отношения с окружающими.

Чтобы избежать попадания во вторую категорию людей или выбраться из неё, предлагаем Вам выделить время для краткого самоанализа. Если Вы хотите чувствовать себя полным жизненных сил, эмоционально стабильным и добиться уважения, необходимо в первую очередь познать себя . Это первый шаг для того чтобы стать уважаемым, обрести душевное равновесие. Именно познание себя поможет научиться признавать свои слабости в плане общения и доверия. Познание самого себя поможет построить отношения с окружающими на основе эмпатии, доверия , любви и уважения, счастья и общих целей.

Учитесь слушать других . Ждите своей очереди говорить, не ограничивайте другого человека в желании общаться с Вами, не прерывайте его, когда он Вам что-то рассказывает, даже если Вам это и не интересно. Можете умело поменять тему, но не резко обрывать собеседника на пол слове.

Заставьте человека почувствовать себя важным. Прежде чем говорить о себе, спросите собеседника о его здоровье, его потребностях и интересах. Помните, что всем нравится чувствовать себя важными и значимыми для кого-то. Это пойдёт во благо и ему, и Вы станете в его глазах более уважаемым.

Будьте честны с другими, всегда говорите правду . Люди не любят лгунов, и тех, кто не договаривают. Окружающие уважают честных и открытых людей. Честность позволит завоевать доверие, и вы будете в глазах окружающих честным и уважаемым человеком, а не лгуном и мошенником.

Будьте самим собой. Если Вы хотите добиться уважения окружающих, самое время снять социальные маски и стать тем, кто Вы есть. Не бойтесь быть смешным или глупым, Вы такой, какой есть, настоящий, а не «поддельный». Люди уважают тех, кто искренен, а «поддельных» людей исключают из круга своего общения.

Не прибегайте к насилию и манипулированию людьми. Никто не любит, когда им манипулируют и заставляют что-то делать не по своей воле. Если Вы хотите подняться в глазах окружающих, не прибегайте к этим «чёрным» методам. Если Вы хотите что-то от другого человека, вежливо попросите его об этом, но ни в коем случае не заставляйте его насильно что-то делать для Вас.

В любом противостоянии, доводите до людей Ваши аргументы спокойно и с интересом. Никто не любит конфликты, старайтесь избегать их и Вы. Будьте дипломатом, не оскорбляйте людей, а спокойно приводите им свои доводы. Так Вы будете выглядеть более уважаемо, и не обидите других.

Не будьте жертвой. Люди не любят и не уважают тех, кто много жалуется. Если Вы хотите сыскать уважение, научитесь стойко противостоять всем препятствиям и трудностям, будьте сильны и уверены в себе, и тогда гарантированно люди будут к Вам тянуться.

Будьте ближе к людям. Почаще старайтесь общаться с людьми, искренне говорить, что Вы чувствуете, думаете, что Вы хотите и что Вы ожидаете друг от друга. Установите с людьми, которые Вас окружают, так называемый «круг поддержки», в котором они будут помогать Вам, а Вы им в трудные времена.

Конечно, никто не совершенен. У всех нас есть недостатки и положительные качества, в сочетании которых, мы становимся индивидуальными, уникальными, не похожими на других. Научитесь брать выгоду от Ваших положительных качеств, развивайтесь, и, самое главное, умерьте свои недостатки, работайте над ними. И только тогда Вы можете сделать, чтобы Вас уважали. Ваши отношения с окружающими зависят только от Вас, помните это. Успехов!

Всегда делайте свою работу наилучшим образом. Те, кто делают все тщательно, проверяют детали и не уходят от обязанностей, вызывают уважение. И тут важен не стаж работы и профессионализм, а трудолюбие и ответственность. В любом коллективе ценят тех, кто может сделать все качественно, в положенные сроки. И это не требует больших усилий, важно только всегда понимать, для чего все это нужно, и что вы хотите получить в результате.

Научитесь принимать претензии и критику вашей работы. Совершенных людей не существуют, а значит и задания выполняются не на 100%. Очень часто будут возникать замечания по поводу выполнения заданий, и это не относится к вам, не задевает вас, как личность, а лишь помогает совершенствоваться. Умение признавать ошибки - это редкое качество, которое характеризует профессионала. А если вы еще и исправите их, то результативность увеличится, а это точно вызовет уважение.

Чтобы вас начали уважать, всегда выполняйте свои обещания. Если вы взялись за какое-то дело, не бросайте его, не отказывайтесь в последний момент. Умейте правильно рассчитывать свое время. Не говорите о том, что сможете помочь, если на самом деле не имеете такой возможности. Также не подводите человека, не предупредив его о том, что не сумеете выполнить задуманное. Обстоятельства могут быть разные, позвоните заранее, если что-то не складывается.

Не говорите плохо о других людях, не критикуйте их за спиной, будьте честны. Злословие, сравнение и насмешки не характеризуют человека с хорошей стороны. Старайтесь сами не затевать таких бесед, и не участвовать, если так начинают делать другие. Чем меньше негатива вы излучаете, тем лучше окружающие вас воспринимает. Уважайте других людей. Если кто-то относится к вам непочтительно, подумайте, а с кем вы себя вели так же? Обычно мир отражает то, что мы сами в него вносим.

Уважение вызывает человек, который умеет себя вести культурно в разных ситуациях, например, во время обеда ресторане или вечеринки на дискотеке. Приятно общаться с человеком, который может поддержать беседу, имеет представление о разных сферах жизни. Уделяйте внимание внешнему виду, этикету, умению говорить. Все эти качества помогут заслужить уважение, сделают вас весьма привлекательной личностью в глазах других.

Уважение к себе

Никогда не осуждается себя сами на глазах у других людей. Не нужно оправдываться и принижать свои достоинства. Как можно уважать человека, если он сам не относится к себе с уважением? Конечно, не нужно вдаваться в крайности, не перехваливайте себя, но и не скрывайте свои сильные стороны. Относитесь к себе адекватно, с долей критики, но не говорите вслух о том, что вы в себе меняете.

Оно необходимое условие для успешной карьеры. Но выстроить такие отношения получается не у всех: многие сотрудники жалуются на недостаточное уважение со стороны руководства и не всегда задумываются о том, что такое уважение нужно заслужить.

Отсутствие уважения со стороны руководства — проблема довольно распространённая. Причины такого неуважения могут быть разными, но результат всегда один: у сотрудника появляется неуверенность в себе, снижается самооценка, ухудшается настроение. Чтобы заслужить расположение начальства, сотрудники вынуждены прилагать немало усилий, но достичь желаемого удаётся не всегда. Поможет в этом соблюдение нескольких правил.

Правило первое. Повысить самооценку

При недостаточном самоуважении и низкой самооценке заслужить уважение других людей практически невозможно. Если вы хотите добиться, чтобы вас оценил руководитель, начинать надо с повышения собственной самооценки. Для этого напомните себе о том, какое у вас образование и опыт работы, вспомните о своих профессиональных успехах и карьерных достижениях и сформулируйте для себя все свои преимущества и сильные стороны вашего характера, а также все те качества, которые помогают вам добиваться успехов в жизни. Запишите всё это на листке бумаги и время от времени перечитывайте свои записи — в этом случае вы будете точно знать, за что именно вы себя уважаете. Такой подход поможет повысить самооценку и понять, что вы действительно достойны уважения со стороны других людей.

Правило второе. Проявить свои деловые качества

Чтобы заслужить уважение босса, необходимо показать, что вы обладаете деловыми качествами. К ним относятся не только профессиональные знания и опыт работы, но и трудовая дисциплина. Возьмите за правило не опаздывать на работу, добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям, своевременно сдавать все отчёты, поддерживать нормальные деловые отношения со всеми коллегами, уважать себя и других, а также совершать поступки, которые вызывают у вас самоуважение. Надо научиться реально оценивать свои возможности и браться только за такую работу, которая вам под силу. Это позволит избежать недовольства руководителя, если задание не будет выполнено в срок.

Правило третье. Не проявлять чрезмерного усердия

У каждого сотрудника есть чёткий круг его служебных обязанностей, поэтому важно понимать, что входит в ваши непосредственные обязанности и что в них не входит. Если вы делаете что-то сверх своих обязанностей, необходимо понимать, зачем вы это делаете. Чтобы заслужить уважение руководителя, некоторые сотрудники начинают по собственной инициативе приходить на работу до начала рабочего дня и задерживаться после работы. Это неправильно: излишнее усердие начальник может воспринять как неспособность выполнить порученную работу в отведённый срок. Нужно чётко знать и соблюдать все границы своих профессиональных обязанностей и границы своей персональной ответственности. Если есть необходимость сделать что-то дополнительно к вашей непосредственной работе, это нужно обязательно обсудить с руководством и делать это только после одобрения «сверху». Помните: выходя за рамки своих обязанностей, вы нарушите границы должностных обязанностей других людей и вместо уважения, скорее всего, почувствуете недовольство как со стороны начальства, так и со стороны коллег.

Правило четвёртое. Сохранять нормальные деловые отношения не только с боссом, но и с рядовыми сотрудниками

Как правило, отношения в современных рабочих коллективах бывают чисто деловыми, поэтому не всегда стоит устанавливать с коллегами дружеские отношения или отношения, основанные на взаимовыручке. Не следует по собственной инициативе подменять друг друга в работе, покрывать опоздания или отсутствие коллеги, выполнять чью-то работу в качестве «дружеской» помощи. Такой способ общения подходит для друзей, но на работе он может вызвать недовольство других сотрудников и в конечном счёте привести к конфликту с руководителем. Деловые отношения должны строиться на чётких договорённостях как с руководством, так и с коллегами. Для этого необходимо чётко определить круг своих обязанностей и не нарушать его границ — это поможет избежать неловких ситуаций и повысит качество работы.

Правило пятое. Не льстить начальству

Чтобы завоевать расположение босса, некоторые работники начинают льстить или подхалимничать, забывая о собственном достоинстве и самоуважении. Но такое подобострастное поведение вызывает совершенно обратную реакцию и приводит к неуважению или даже презрению со стороны руководства и к неприязни коллег.

Правило шестое. При общении с руководителем строго контролировать своё поведение

Помните, что критиковать начальника можно только в разговоре один на один, а хвалить или благодарить руководство надо только за конкретные дела. В этом случае критика будет воспринята как деловое обсуждение, а благодарность не будет приниматься за лесть. Если вы хотите донести до начальства свои предложения или свою позицию, их нужно чётко обосновать и подкрепить фактами. Спорить с боссом можно только на стадии обсуждения проекта, а когда руководитель уже принял решение и дал распоряжение подчинённым, надо выполнять его без всяких возражений.

Правило седьмое. Быть честным

Лжец никогда не сможет завоевать уважения других людей. Всегда говорите начальнику правду, даже если знаете, что она вызовет у него недовольство или гнев.

Правило восьмое. Не давать пустых обещаний

Никогда не давайте руководителю таких обещаний, которые не сможете выполнить. Если вам не удаётся сделать работу в срок, лучше сообщить об этом заранее: это поможет вам сохранить достоинство и избежать производственных проблем в будущем.

Правило девятое. Помнить, что руководитель — тоже человек

Не бойтесь обращаться к начальнику за советом или обсуждать с ним рабочие вопросы. Конструктивное обсуждение текущих проблем позволит вам продемонстрировать уровень своей компетенции и поможет укрепить уважение руководителя.

Правило десятое. Не расстраиваться, если добиться расположения руководителя не удаётся

К сожалению, в некоторых случаях завоевать уважение со стороны начальства действительно не удаётся. Важно понимать, что отсутствие уважения необязательно объясняется низкой компетенцией или недостатками работника. Причина может быть в чём-то другом. В такой ситуации можно подумать о смене работы: переход в другую компанию, где вас оценят по достоинству, поможет сохранить самоуважение.

Молодой специалист, получая руководящий пост, сталкивается с массой проблем. Главная из них - недостаток авторитета. А ежели в подчинение к "молодому и перспективному" попадают люди намного старше него, ситуация усугубляется. Так как же начальнику завоевать уважение у старожилов компании и сохранить здоровую атмосферу в коллективе.

Руководитель финансового департамента производственного предприятия Михаил Петренко однажды чуть не ушел с руководящего поста, потому что не мог найти общий язык с подчиненными намного старше него.

"Это случилось в конце 90-х, мне тогда было чуть больше 30 лет. Я уже добился кое-каких успехов и получил предложение возглавить финансовый отдел одного завода", - вспоминает г-н Петренко. Коллектив состоял из четырех человек, все они были старше начальника минимум на 15 лет и работали на заводе почти всю свою жизнь.

Естественно, подчиненные восприняли новое руководство насторожено. Главной проблемой стало неприятие новых методов работы, ведь задачей Михаила была компьютеризация рабочего процесса.

Сотрудники игнорировали компьютеры и продолжали составлять отчеты в бумажной форме. А Михаилу приходилось самостоятельно вводить данные в программу. При этом коллектив, казалось, пытался вставлять палки в колеса начальнику отдела.

Через три месяца упорного противостояния молодой начальник сдался и отправился писать заявление. Директор выслушал Михаила, но бумагу не подписал. Вместо этого он поставил сотрудникам финансового отдела жесткое условие - либо они выполняют все требования начальника, либо увольняются "по собственному желанию".

Некоторые действительно ушли - их места заняли молодые сотрудники. Оставшиеся старожилы научились работать на компьютере и смирились с положением вещей.

Пример Михаила весьма типичен. Ведь основной проблемой молодого руководителя является недостаток авторитета, особенно у подчиненных старше него.

Бизнес-консультант Core Business School, эксперт по развитию управленческих компетенций Татьяна Громова считает, что избежать этого можно, проведя правильную презентацию молодого руководителя. "Оптимальным является вариант, когда нового руководителя представляет его подчиненным начальник более высокого уровня, кратко излагая его сильные стороны как руководителя и специалиста", - говорит она. Тем самым, объясняет г-жа Громова, вышестоящее руководство словно передает молодому начальнику часть своего авторитета. Кроме того, сотрудники получают объяснение, почему назначен именно этот человек.

Если бы директор сразу правильно представил сотрудникам их нового начальника, возможно, сложную ситуацию можно было предупредить. А Михаил не "ябедничал" бы ему на подчиненных.

Без суеты

Руководитель отдела сбыта предприятия легкой промышленности Валерия Тернопольская была представлена сотрудникам по всем правилам. Руководство возлагало на нее большие надежды. Продукция предприятия - постельное белье - не пользовалась большим спросом, и Валерии предстояло разработать новую концепцию продвижения товара и наладить каналы сбыта.

"Подчиненные смотрят на меня как на сумасбродку. Тормозят все мои проекты и постоянно находят отговорки, чтобы не выполнять поручения", - возмущается Валерия.

Классической ошибкой молодых руководителей является то, что они начинают суетиться, имитировать бурную управленческую деятельность и оценивать состояние дел без глубокого изучения ситуации, считает Татьяна Громова. Что, естественно, раздражает подчиненных, особенно если те имеют больше профессионального опыта.

"Главное - не спешить, быть последовательным и обязательным, принимать обоснованные управленческие решения и быть готовым к диалогу с сотрудниками", - говорит бизнес-консультант.

Другой аспект проблемы - неприятие старшим поколением новых методов работы, с которым столкнулся Михаил. Ни для кого не секрет, что если человек привык делать нечто так, а не иначе, переучить его сложно.

Чтобы сотрудники старшего возраста восприняли идеи молодого руководителя всерьез, внедрять новшества следует постепенно, аргументируя каждый шаг. Это уже политика, то есть искусство.

Яйца курицу не учат

Главный бухгалтер сети супермаркетов Галина Середа долго завоевывала авторитет подчиненных. "У меня в отделе был бухгалтер намного старше меня. Она - профессионал, я ее очень уважаю. Но отношения у нас не сложились", - рассказывает девушка.

Бухгалтер считала, что Галина получила свою должность незаслуженно и всячески акцентировала на своем богатом профессиональном опыте. "Она постоянно со мной спорила, все пыталась делать наперекор", - сетует Галина.

Так продолжалось до тех пор, пока строптивая подчиненная не допустила серьезный промах, из-за чего компания потеряла крупную сумму денег. "Эта ситуация значительно облегчила мне жизнь. После нее моя противница успокоилась и перестала трепать мне нервы, возможно, она чувствовала себя виноватой", - рассказывает г-жа Середа. А через год бухгалтер и вовсе решила уволиться.

Действительно, сотрудникам старшего поколения очень сложно принимать советы и наставления руководителя, который младше их на десятки лет, особенно если они амбициозны. Играет уязвленное самолюбие - "почему эта пигалица, а не я?!"

Директор департамента личных видов страхования СК Allianz Оксана Руденко не видит большой проблемы в управлении теми, кто старше нее. Когда она устроилась на предыдущее место работы, во вверенном ей коллективе было немало сотрудников в возрасте. И многие из прежнего коллектива даже перешли за ней в СК Allianz.

Секрет успеха, считает г-жа Руденко, заключается в уважении к профессионализму старожилов. Ни в коем случае нельзя говорить "Вы этого не знаете" или категорично отстаивать свою точку зрения.

"В некоторых случаях, если риск небольшой, я готова пойти навстречу коллеге, хотя уверена, что его решение не оптимально. А когда ситуация начнет развиваться по моему сценарию, он сам поймет, что я была права", - делится опытом директор департамента.

Уважать - не значит бояться

Некоторым людям психологически некомфортно руководить сотрудниками старше них. Начальник отдела розничных продуктов коммерческого банка Сергей Мельник (27 лет) настолько уважительно относится к своим немолодым подчиненным, что они из него веревки вьют.

"У меня в отделе есть женщина, которой уже за 50. Она часто отпрашивается с работы, отдает мне отчеты с кучей ошибок, а я ничего не могу ей возразить. Мне неудобно", - жалуется Сергей. Кроме того, сотрудница позволяет себе называть начальника Сереженька:), в то время как для остальных подчиненных он давно Сергей Викторович.

В таких ситуациях необходимо разделить желания получить профессиональное и личностное уважение, говорит менеджер по развитию и подбору персонала группы предприятий ВВН Украина Анна Улитич.

Руководитель имеет полное моральное право обратить внимание подчиненного на совершенные ошибки и заставить переделать отчет. Но критика должна быть аргументированной и высказываться в мягкой вежливой форме.

"Вы можете быть умнее, образованнее и "подкованнее" в современном бизнесе, чем ваши старшие коллеги. Но при этом не забывайте, что они старше!", - предупреждает г-жа Улитич.

Некоторые молодые управленцы впадают в другую крайность - начинают сразу демонстрировать наличие рычагов власти. "Это тоже неправильно. Политика "я начальник, значит, все будет по-моему" - заведомо проигрышная. Такой подход настроит против руководителя любого подчиненного, независимо от возраста", - предупреждает психолог Ольга Антоненко.

Озимое поколение

Руководители "молодеют" с каждым годом, и уже не редкость, когда начальнический пост занимают в 24-25 лет. При этом возраст подчиненных может быть 40, а то и 50 лет.

Эти люди начинали свою карьеру еще в советское время, когда представления, например, о конкуренции или финансовом учете были совсем другими. Безусловно, старожилы имеют неоценимый опыт в своей сфере. Однако именно молодые специалисты хорошо понимают важность маркетинга, особенностей международных стандартов учета и так далее.

То есть молодежь и люди в возрасте мыслят по-разному. Поэтому справляться со "стариками" бывает нелегко: у них свое виденье решения рабочих проблем, они не любят нововведений и, что абсолютно понятно, их задевает сам факт подчинения тому, кто младше их по возрасту.

Но если молодой руководитель выберет правильную тактику поведения, ему удастся не только завоевать авторитет, но и заручиться поддержкой профессионалов.

ИТОГО: Найти общий язык с подчиненными, которые старше по возрасту, молодому руководителю поможет высказанное вслух уважение к их профессиональному опыту. А заработать авторитет удастся со временем, когда управленческие успехи станут очевидны.