Изображение мира чиновничества в комедии ревизор. Сочинение на тему Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.
Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.
Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.
Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий - образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..”
Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”.
К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя.
Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”. Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.
Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца. Это глупый, легкомысленный коллежский регистратор, “лет двадцати трех”, “как говорят, без царя в голове”. Слова из уст этого молодого человека “вылетают совершенно неожиданно”.
Значительным лицом он стал благодаря всеобщей силе страха, охватившей чиновников перед расплатой за содеянные грехи. Он мастерски лжет и сам верит в свое вранье, желая покрасоваться перед благодушно внимающими ему уездными чиновниками. Сам Гоголь считал роль Хлестакова наиболее сложной в комедии.
К числу чиновников уездного города можно отнести и второстепенных персонажей комедии. Это почетные граждане, отставные чиновники: Коробкин, Люлюков, Растаковский.
Число чиновников в “Ревизоре” не ограничено только действующими лицами. К ним относятся также и второстепенные персонажи. Настоящий ревизор из Петербурга, заседатель в суде, Андрей Иванович Чмыхов, костромские и саратовские чиновники дополняют портреты сценических героев.
Для образов чиновников, сатирически выведенных в “Ревизоре”, характерны общие, типические черты. Это и дух семейственности (все чиновники связаны круговой порукой), и взяточничество (“Смотри, не по чину берешь”), в отношении которого существует строгая субординация, и отношение к государственной службе как к возможности поживиться за чужой счет, и невыполнение своих прямых обязанностей. Для всех чиновников характерно праздное времяпрепровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. Положение человека в обществе определяется чином.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал различные средства создания образов чиновников. Например, авторские ремарки, речевая характеристика персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника, Гибнер.
В своей комедии Гоголь не вывел ни одного положительного лица. Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.
Образы чиновников, представленные в комедии Н. В. Гоголя, играют важную роль в раскрытии идейно-художественного замысла автора. С их помощью драматург обличает не только чиновничество уездного города, но и всю бюрократическую систему России.

Сейчас смотрят:



Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный: «Отец Вареньки был очень кра

Счастье -это высшая награда за труды, проделанную работу, испытания, когда человек получает то, чего ждал в течение долгого времени.. . У каждого своя судьба и, часто то, что для одного человека является счатьем для другого ничем не является.. . Это высшее чувство, когда кажется, что отрываешься от земли и летишь, словно крылья за спиной! Золотые лёгкие крылья.. . Это самое прекрасное, что может быть дано человеку.. . Но за счастье и цена высокая, потому что потеряв всё, трудно пережить падение,

Усиление дидактического начала во втором томе "Мертвых душ" приводит к появлению героев с прямыми проповедническими функциями. В первую очередь это относится к Муразову. Его "обличения" праздности Хлобуева, стяжательства Чичикова, несправедливости генерал-губернатора носят ярко выраженный учительный характер и перекликаются с аналогичными мотивами дидактической литературы. Образ жизни Муразова, каким он показан в поэме, вряд ли является отражением реальной деятельности богатого откупщика. Он ск

Великая русская река Волга неторопливо несет свои тяжелые воды вниз по течению. Деревья на берегу спокойно покачиваются под теплым ветерком, от которого бежит по воде легкая рябь. Эта картина так прекрасна и безмятежна, что, читая начало драмы "Гроза", хочется думать, что все люди в городе, стоящем на высоком берегу, добры и счастливы. Однако она еще более подчеркивает, какая страшная трагедия произошла здесь, среди этой суровой безмятежной красоты. Мы в городе Калинове. С первого взгляда, г

Пейзажная лирика Пушкина отражает острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа красочна, выразительна и метка, она служит воплощением идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия. В стихотворении «Вновь я посетил...» детали пейзажа напоминают о днях молодости и в то же время указывают на неумолимое движение жизни. Пейзаж правдив и конкретен. Если в стихотворении «Деревня» описание природы необходимо д

Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1962 году. Это произведение о советских лагерях, о том, как система уничтожала тысячи жизней. Но оно и о том, как проявляет себя истинно русский характер в нечеловеческих условиях, о том, что всегда помогает человеку оставаться человеком. Черты русского национального характера собраны в образе главного героя – Ивана Денисовича Шухова. Проявляются они не в какой-то исключительной ситуации, а в течение

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в комедиях Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”.
Комедия “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, в котором нашли отражение пороки помещичье-чиновной системы России тридцатых годов XIX века. Важное место в системе персонажей комедии занимают чиновники, населяющие уездный город. Это собирательный, обобщенный образ, выведенный сатирически, ибо включает в себя все отрицательное в политической системе России того времени. В “Авторской исповеди” писатель указывал, что он “решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости”. Гоголь задумал обобщить в задуманной комедии наиболее яркие пороки современного ему государственного правления.
Автор своей комедией утвердил новую мысль в русской литературе -не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.
Так, Городничий оправдывает свои грехи словами: “Не я первый, не я последний, все так поступают”.
Главное место среди чиновников уездного города отведено Городничему - Антону Антоновичу Сквознику-Дмухановскому. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дал существенные характеристики каждого из главных действующих лиц комедии. Так, автор характеризует Городничего: “Хоть и взяточник, но ведет себя солидно”. Более полно этот образ раскрывается в речевых характеристиках самого персонажа. Солидный герой и разговор ведет солидный, размеренный. Он порожден средой, ею же и воспитан. Городничий - образ всей государственной власти современной Гоголю России. Он знает, что грешен, ходит в церковь, думает, что в вере тверд, помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик для него соблазн не пропустить того, “что плывет в руки”. С приездом ревизора, обманывая сам себя, он питает надежду попасть в генералы. Наделяя героя естественными слабостями, автор делает его более человечным и тем возвышает над остальными персонажами пьесы. В момент прозрения он бросает в лицо чиновникам и в зал: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..”
Не менее грешен во взятках судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он занят собой и своим умом, и безбожник только потому, что на этом поприще есть простор “выказать себя”. Он имеет огромную страсть к псовой охоте. О культурном уровне персонажа мы можем судить по замечанию автора: “Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”. Коллежский асессор говорит, “как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют”.
К главным героям относится и надворный советник Земляника. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений -была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, “но плут тонкий”. Он помышляет только о том, как бы показать себя.
Так, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, “напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что”, “очень услужлив и суетлив”. Должность надворного советника и почтмейстера занимает Иван Кузьмич Шпекин. Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.
Среди чиновников уездного города видное место занимает Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, который следует в свою деревню по вызову отца. Это глупый, легкомысленный коллежский регистратор, “лет двадцати трех”, “как говорят, без царя в голове”. Слова из уст этого молодого человека “вылетают совершенно неожиданно”.
Значительным лицом он стал благодаря всеобщей силе страха, охватившей чиновников перед расплатой за содеянные грехи. Он мастерски лжет и сам верит в свое вранье, желая покрасоваться перед благодушно внимающими ему уездными чиновниками. Сам Гоголь считал роль Хлестакова наиболее сложной в комедии.
К числу чиновников уездного города можно отнести и второстепенных персонажей комедии. Это почетные граждане, отставные чиновники: Коробкин, Люлюков, Растаковский.
Число чиновников в “Ревизоре” не ограничено только действующими лицами. К ним относятся также и второстепенные персонажи. Настоящий ревизор из Петербурга, заседатель в суде, Андрей Иванович Чмыхов, костромские и саратовские чиновники дополняют портреты сценических героев.
Для образов чиновников, сатирически выведенных в “Ревизоре”, характерны общие, типические черты. Это и дух семейственности (все чиновники связаны круговой порукой), и взяточничество (“Смотри, не по чину берешь”), в отношении которого существует строгая субординация, и отношение к государственной службе как к возможности поживиться за чужой счет, и невыполнение своих прямых обязанностей. Для всех чиновников характерно праздное времяпрепровождение, невежество, невысокий культурный уровень, чувство страха перед вышестоящими, пренебрежительное отношение к народу. Положение человека в обществе определяется чином.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал различные средства создания образов чиновников. Например, авторские ремарки, речевая характеристика персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника, Гибнер.
В своей комедии Гоголь не вывел ни одного положительного лица. Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.
Образы чиновников, представленные в комедии Н. В. Гоголя, играют важную роль в раскрытии идейно-художественного замысла автора. С их помощью драматург обличает не только чиновничество уездного города, но и всю бюрократическую систему России.

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него обращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

Ответы:

  1. 1. 1
  2. 2. 6
  3. 3. 4
  4. 4. 2
  5. 5. 7
  6. 6. 3
  7. 7. 5

Литературный диктант: стр.18

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий , Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего , Марья Антоновна)

5. «Да для вас … еще ничего не готово. Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят». (Слуга трактирный)

6. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

7. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений )

8. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

9. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

10. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм)

2 . Анализ 4 действия комедии .: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн.

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? Планету характеризует ее название. Посмотрим на имена героев: сам автор давал артистам, игравшим роли в «Ревизоре» такие рекомендации:

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к Хлестакову? (Прохоров-пьян, стр.33; квартальный-с докладом к городничему, стр. 33; частный пристав-докладывает о нарушениях в городе) (их не волнует ревизор, они для него очень мелкие планеты) явление V стр. 35) Как это характеризует городничего, его работу т.е. положение дел в городе)

Хлестаков испугался (стр. 46)

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр. 43) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего. Стр.71

ФИЗМИНУТКА

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 73 (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету ) Это придает комедии пафос

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги ? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу. Как вы его понимаете? Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники обращаются вокруг Хлестакова . Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 89

- Есть ли в комедии любовный сюжет ? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? стр. 105

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова : (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ:

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество?

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: 1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор? » (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.


Сатирическое изображение чиновников в произведениях Гоголя

В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует “Ревизор” (“отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”), ни губернский город N, куда приехал Чичиков. Смысл и вся направленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом “Ревизора” всю группу чиновников с городничим во главе.)

Сюжет комедии “Ревизор” прост. Сам Гоголь сказал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем”. В комедии изображается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, “таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду”, что трех губернаторов он обманул, когда же он поверил, что стал “птицей высокого полета” и может, пожалуй, “влезть в генералы”, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лакомиться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.

Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе “вольнодумцем”, так как прочел 5-6 книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим образом: “Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот (...) и применение суммам, идущим на лекарства.

Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части”.

Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: “Ну, здесь все свои”. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка “всем ставящий фонари под глазом - и правому и неправому”.

И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизора. Управление города (отцы города) со страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника - “сосульку” Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чиновников страх. Онберет “взаймы” от городничего и обещает куп

цам устранить его от должности, объясняется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков - герой нового времени, “столичная штучка”, представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Папенька отправил его на службу в надежде на “фортуну”. Хлестаков пленен столичной жизнью и “срывает цветы удовольствия” где и как может - это его жизненное правило. “Хлестаков, - говорит Гоголь, - вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновников, а взаймы у хороших людей”. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что совершил что-нибудь нечестное. С ним просто случился забавный случай.

В поэме “Мертвые души”, посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге - из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом. Губернатор - “светский” человек, любезный и обаятельный - был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже “сам вышивал иногда по тюлю”. Это важное должностное лицо, первое в губернии.

В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в “Повести о капитане Копейкине”). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека решительно потребовал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы.

Полицеймейстер, “отец и благодетель города”, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. “Хоть он и возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не выдаст”. Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и “совершенную народность”. Гоголь так ведет рассказ, что слово “народность” приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, антинародны.

Вот остряк и “философ* почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков - это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости - типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чиновником Иваном Антоновичем - “кувшинное рыло*. Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальника - муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.

Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.

Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: “тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Гражданский долг, общественные интересы этим чиновникам чужды. На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления. Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители порядка и законности” - такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, “с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя “Ревизор”, его поэма “Мертвые души” представляют собой ужасную исповедь современной России”.

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях “Недоросль” Д. И. Фонвизина и “Горе от ума” А. С. Грибоедова. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава – Уховертов, а уездного лекаря – Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое.
Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… “. “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” – бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне – больше всех”.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”