Директивное планирование за рубежом. Прогнозирование экономического роста

Экономический механизм хозяйствования в условиях рынка включает ряд инструментов государственного регулирования . К ним относят: правовое регулирование, налоговую, финансовую, таможенную политику. Они могут быть как прямого так и косвенного воздействия. Одной форм косвенного воздействия государства на предприятия является индикативное планирование .

Индикативное планирование это процесс формирования индикаторов социально-экономического развития, а также прогнозирования экономических результатов , позволяющих достичь состояния экономики, соответствующей выработанной системе индикаторов.

Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли (Пуряев).

Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.

Ниже в таблице приведены отличительные характеристики индикативного и директивного планирования экономики.

признак

индикативное планирование

Директивное планирование

Характер планирования

Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий

Воздействие планирования

Косвенное через систему экономических нормативов и льгот

Прямое через систему указаний, приказов и назначений.

Показатели планирования

Стоимостные (в основном)

Натуральные, стоимостные и все остальные

Регулирование деятельности

Навязывание деятельности

Методы планирования

Экономические

Административные

Концепции

Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование

Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование

Роль индикативного планирования заключается в следующем:

    Определять направления развития и приоритеты развития различных отраслей народного хозяйства.

    Давать импульс развития предпринимательства через участие в реализации различных программ и тем самым способствовать созданию конкурентной среды.

    Создавать предпосылки для развития НТП.

    Создавать инновационную и инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития.

    Способствовать финансовому оздоровлению экономики через систему экономических нормативов и льгот.

    Обеспечивать эколого-социальную безопасность функционирования экономики.

Индикативный план государства должен включать:

    Концептуальную часть , т.е. общую принципиальную модель (концепцию) социально-экономического развития страны (региона). В этой части обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, а также задачи и способы достижения их.

    Прогнозную часть , прогноз социально-экономического развития страны (региона). Прогноз является базисом для осуществления политики государственного регулирования экономики и социальной сферы. В прогнозах формируются индикаторы (indi с ator от лат. указатель ) социально-экономического развития, т.е. показатели характеризующие необходимое состояние экономики к которому предполагается стремиться (показатели структуры, динамики и эффективности экономики; состояния финансов; денежного обращения; товарных и фондовых рынков; состояния цен; уровня занятости и жизни населения, и прочей хозяйственной деятельности государства). Индикаторы должны быть между собой взаимосвязаны и сбалансированы так, что бы отражать количественную характеристику социально-экономической политики государства. В индикативный план включается целостная система прогнозов социально-экономического развития (от долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).

    Планово-регулирующую часть, т.е. государственные федеральные и региональные целевые программы и систему экономических регуляторов.

Государственные федеральные и региональные целевые комплексные программы разрабатываются для реализации приоритетов, определенных в концепции и прогнозах.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах: в форме законодательства и форме программ. Законодательство устанавливает общие «правила игры» для всех участников общественного производства. Программы отражают льготные условия ля участников конкретных направлений по приоритетным проблемам. Механизмы государственного регулирования экономики представлены бюджетной политикой, налоговой политикой, финансово-кредитной политикой, ценовой политикой, денежно-эмиссионной политикой и внешнеэкономической политикой.

Система экономических регуляторов состоит из комплекса натуральных и стоимостных нормативных показателей, посредством которых государство воздействует на экономику для достижения поставленных целей. Данная система может включать:

    Перечень лицензируемых отдельных видов деятельности и квоты на экспорт отдельных видов продукции.

    Объемы поставок продукции, работ и услуг для государственных нужд, размещаемые на конкурсной основе на предприятиях.

    Бюджетные субсидии и дотации, необходимые для поддержания отдельных отраслей и регионов.

    Объемы капиталовложений, финансируемых из бюджета, а также перечень важнейших строек, осуществляемых с помощью государства.

    Сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных сборов, изменению норм и порядка начисления амортизации и т.д.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.
В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.
Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.
Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:
Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).
Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.
Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.
Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Экономическая теория и математическое моделирование

При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Планирование это процесс принятия управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до...

Вопрос №2

Сущность планирования. Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика

Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран постоянно возрастает.

Планирование как форма государственного регулирования используется во многих странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно обоснованным планированием и прогнозированием требует нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование увязывает все факторы производства, поддерживает сбалансированность натурально-вещественных и стоимостных потоков, обеспечивает рациональное и эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что отражается в плановом документе (плане). Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Директивные планы обязательны для всех исполнителей, а должностные лица за невыполнение заданий плана несут ответственность. Директивное планирование как основная форма государственного регулирования экономики применялось в СССР и социалистических странах Восточной Европы. Посредством директивных планов центр оказывал прямое воздействие на все звенья и сферы народного хозяйства. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но они часто не выполнялись и полностью себя дискредитировали.

Однако неудачный опыт использования директивного планирования в соцстранах не должен исключать возможности его применения при решении важных общенациональных проблем. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является антиподом рынку. Это продукт и важный инструмент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о его больших возможностях при решении глобальных задач: индустриализации страны, структурном преобразовании производства, создании военно-производственного потенциала и т.д. Но применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях - война, депрессия, кризис, стихийное бедствие. При этом его масштабы и сроки должны быть строго ограничены.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование как средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, когда только рыночными методами без мер государственного воздействия не обойтись.

Индикативное(рекомендательное) планирование - это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития выступают показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) дает количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может или не хочет.

Государство директивно не воздействует на производителей, но крупный капитал заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Не сковывая инициативы частного бизнеса, индикативные планы помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы (утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок).

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования.

В Республике Беларусь на этапе становления рыночных отношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время прогнозы включают, кроме собственно прогноза, систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития событий. Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно в Японии и Франции. Опираясь на государственный сектор, оно придает ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Формирование стратегии - это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой государственного стратегического планирования является определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование влияют как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а это характерно для любого государства) выбор главных целей сопровождается ранжированием приоритетов. Отличительными особенностями стратегического планирования всегда будут:

* выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики целей;

* ресурсное обеспечение намеченных целей (по объему и структуре ресурсов);

* учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

Целью стратегического планирования является формирование на основе выбранных приоритетов достаточного экономического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Реализуется стратегическое планирование в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10-15 лет.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и достижение целей, разноудаленных по времени.

В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям планирование претерпевает существенные изменения. Это определяется его принципиально новой ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана. На сегодняшний день нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 год, а также национальная стратегия устойчивого развития РБ.

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Программирование должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения обозначенной проблемы и достижения поставленной цели.

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но всегда программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные, а также национальные, региональные, чрезвычайные и целевые.

Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы обычно краткосрочные и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного воздействия. Примеры чрезвычайных программ: программа по восстановлению экономики Южной Кореи, программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь таким примером может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса (1994-1995 гг.).

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Нидерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер.

В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам.

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45474. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 1.07 MB
В настоящее время определяющим направлением реализации этой операции является концепция базы данных склада хранилища данных. База данных может быть определена как совокупность взаимосвязанных данных используемых несколькими пользователями и хранящихся с регулируемой избыточностью. Банк данных система представляющая определенные услуги по хранению и поиску данных определенной группе пользователей по определенной тематике. Система баз данных совокупность управляющей системы прикладного программного обеспечения базы данных...
45475. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 52.5 KB
Важным признаком который необходимо учитывать при разработке и внедрении информационных технологий является отношение человека к информации. Основной задачей операции представления информации пользователю является создание эффективного интерфейса в системе человек компьютер. При этом осуществляется преобразование информации в форму удобную для восприятия пользователя.
45476. Базовые информационные технологии МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ 30 KB
Достигнутый технологический базис основан на использовании нового стандарта оптического носителя DVD Digitl Verslite Video Disk Использование DVD позволило реализовать концепцию однородности цифровой информации. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации. Такие значительные объемы при реализации аудио и видеорядов определяют высокие требования к носителю информации видеопамяти и скорости передачи информации.
45477. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 27 KB
Таким образом геоинформационные технологии предназначены для широкого внедрения в практику методов и средств работы с пространственновременными данными представляемыми в виде системы электронных карт и предметноориентированных сред обработки разнородной информации для различных категорий пользователей. Основные области использования ГИС: электронные карты; городское хозяйство; государственный земельный кадастр; экология; дистанционное зондирование; экономика; специальные системы военного назначения.
45478. Технология защиты информации 430.5 KB
Выделяют следующие основные группы причин сбоев и отказов в работе компьютерных систем: нарушения физической и логической целостности хранящихся в оперативной и внешней памяти структур данных возникающие по причине старения или преждевременного износа их носителей; нарушения возникающие в работе аппаратных средств изза их старения или преждевременного износа; нарушения физической и логической целостности хранящихся в оперативной и внешней памяти структур данных возникающие по причине некорректного использования компьютерных...
45479. CASE-ТЕХНОЛОГИИ 53.5 KB
Объектноориентированный подход основан на объектной декомпозиции с описанием поведения системы в терминах взаимодействия объектов. В силу этих причин в настоящее время наибольшее распространение получил объектноориентированный подход. Под CSEтехнологией будем понимать комплекс программных средств поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения включая анализ и формулировку требований проектирование генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества конфигурационное управление и управление...
45480. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 139.5 KB
Особенность данного класса систем состоит в децентрализации архитектуры автономных вычислительных систем и их объединении в глобальные компьютерные сети.13 представлена типовая архитектура клиент сервер однако различают несколько моделей отличающихся распределением компонентов программного обеспечения между компьютерами сети. На основе распределения перечисленных компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют следующие модели архитектуры клиент сервер: модель доступа к удаленным данным; модель сервера управления...
45481. Аспекты информатизации образования 43 KB
Компьютерные программы и обучающие системы представляющие собой: компьютерные учебники предназначенные для формирования новых знаний и навыков; диагностические или тестовые системы предназначенные для диагностирования оценивания и проверки знаний способностей и умений; тренажеры и имитационные программы представляющие тот или иной аспект реальности отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков; лабораторные комплексы в основе которых...
45482. ИТ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 132 KB
Наиболее полно возможности САПРпродукта на уровне универсального графического пакета можно проследить на примере utoCD 2000 новой версии самого популярного в России чертежного пакета.; наличие средств моделирования позволяющих редактировать твердотельные объекты на уровне ребер и граней; возможность обращения к свойствам объектов; возможность выбора группировки и фильтрации объектов по типам и свойствам; наличие технологии создания и редактирования блоков; возможность вставки в чертеж гиперссылок; включение...

Планирование – процесс экономического обоснования и принятия взаимосвязанных решений в конкретной ситуации для достижения целей (в широком смысле); определение эффективных путей для достижения целей (в узком смысле).

Рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора альтернатив развития.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения. Следовательно,основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования – выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

    волевое и активное воздействие на будущее;

    отражение субъективного представления о будущем;

    представляет собой числовую модель будущего развития;

    предполагает ответственность за осуществление будущего, предусматривает меры ответственности для исполнителей;

    реальность, т.е. учитывать внутренние и внешние факторы и рациональное их соотношение.

Применение планирования имеет ряд ограничений: - неопределенность, многомерность и стохастичность среды хозяйствования; - несовершенство законодательной базы страны; - по ресурсам; - авторитарность руководства; - субъективизм взглядов исполнителей; - отсутствие финансового обеспечения действий; - ошибки в экономических расчетах.

По методам реализации планы подразделяются:

Директивные , имеющие силу юридического закона, т.е. предназначенные для безусловного исполнения. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

Преимущества директивного планирования: взаимосвязь социальных и экономических аспектов развития общества; концентрация сил на выполнение приоритетных направлений деятельности; комплексный подход к решению проблемы; учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования; сочетание отраслевого и территориального подходов; попытки сбалансирования использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

К недостаткам директивного планирования следует отнести: слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план – любой ценой» (фетиш плана над экономическими отношениями); отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня; перекос сил в пользу целей выбранных правящей партией; забвение отдельных сторон жизни, признанных неперспективными (кибернетика, генетика).

Индикативные представляют лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, государства, регионов. Экономические индикаторы могут варьироваться в зависимости от условий. Методы формирования должны обеспечивать определения допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, выявление следствий исполнения (неисполнения) отдельных условий плана субъектами.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринимаемых руководством, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи стране в решении задач ее развития

Характеризуется следующими особенностями:

Предусматривает многообразие видов плановой деятельности: обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование;

Является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом,

Охватывает множество решений: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде внутренней координации; организационное долгосрочное предвидение;

Предусматривает перспективное направление развития и основные виды деятельности;

Координирует усилия; определяет задачи и политику;

Создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

Предусматривает альтернативные действия на длительный период, обусловленные результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования.

Список использованной литературы: 1-4

    Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа «поведения» находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования в то время были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е гг. в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые "гарвардские кривые А, В, С". Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С - норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты-выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 г. К. Ландауэр в книге "Теория национального экономического планирования" предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как "индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится предметом широких дискуссий с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе - с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х гг. создаются специальные плановые органы: во Франции - Генеральный комиссариат по планированию; в Японии - Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах - Центральное плановое бюро; в Канаде - Экономический совет.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах - представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской (США и Канада); азиатской (Япония и Южная Корея); европейской (Франция и Швеция). Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов, на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам, в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное.

Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ.

В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются:

Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мирового рынка);

- Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими;

- Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах;

- Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений;

- Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях.

К недостаткам такого планирования относятся:

- По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов;

Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников;

- Использование процедур планирования "от достигнутого";

- Принудительное повышение "напряженности плана";

- Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства;

- Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса;

- Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне;

- Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;,

Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все

аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. многие экономисты и государственные деятели активно обсуждали опасность зарождения централизации в планировании, отстаивая возможность и объективную потребность функционирования товарно-денежных отношений и способов их планомерного регулирования. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства, особенно крестьянского рынка.

Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Кондратьева. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее. Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий, экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность.

Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы:

1) планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством;

2) методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования.

Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно.

Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Различают следующие формы индикативного планирования:

- Конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития возникла необходимость согласовать бюджеты с показателями прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке середньостро-ных, а в результате и долгосрочных прогнозов;

- Структурная, возникшая в связи с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки в рамках селективной структурной политики;

- Стратегическая - по мере развития смешанной экономики и глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую форму, суть которой заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую позицию в реализации которых принимает на себя государство.

Индикативное планирование является способом привлечения самостоятельных субъектов рынка при взаимовыгодном сотрудничестве с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, ситуацию в смежных отраслях, рынок рабочей силы и т.

Разработка индикативного плана предусматривает оценивание устойчивости экономики, анализ макропропорций, определение приоритетов и задач хозяйственного комплекса. Поэтому он должен сопровождаться ресурсным обеспечением, для чего создают балансы финансовые, трудовые, топливно-энергетических ресурсов, экспорта и импорта товаров широкого потребления и длительного пользования и т.

Планы разрабатывают на всех уровнях управления, каждый из которых определяет свои цели и приоритеты развития, предварительно согласовывая их с приоритетами высших органов управления. На отдельных территориях могут разрабатывать подпрограммы, которые отличаются в зависимости от поставленных целей и средств их реализации.