Диапазон фокусных расстояний объектива. Выбор фокусного расстояния объектива


Тщеславие не позволяет мне умолчать об этом, поэтому положу и сюда)

А заодно и порекомендую сообщество - оно ориентировано на новичков в фотографии, которые хотят ее, т.е. фотографию, освоить) Мы вместе делаем домашние задания, обсуждаем, критикуем, пишем уроки и ликбезы)
Читайте правила и присоединяйтесь!

В данном уроке мы научимся расшифровывать маркировку объективов и подробно поговорим о том, что такое фокусное расстояние и как оно влияет на изображение.

*1. Характеристики объективов*
Итак, давайте взглянем на наши объективы, а точнее на маркировку, написанную на их ободке.
Что интересного мы можем там увидеть, кроме названия фирмы-производителя? А вот такие интересные цифры:
17-55 f/2.8
55-300 f/4.5-5.6
50 mm f/1.4

Итак, первые цифры - это фокусное расстояние (ФР). Объективы бывают с переменным и постоянным ФР.
На приведенных выше примерах, "17-55" и "55-300" - это объективы с переменным фокусным расстоянием. Значит, что ФР первого объектива может менять от 17мм (на "коротком" конце) до 55мм (на "длинном" конце). В "простонародье" изменение фокусного расстояния объектива называют зумом.

Объектив 50мм - это объектив с постоянным фокусным расстоянием. Значит, что у этого объектива отсутствует "зум" и если вы захотите изменить кадрирование снимка, приблизиться или удалиться от объекта съемки, то придется сделать это своими ногами:)
Считается, что объективы с постоянным ФР дают более качественную картинку, связано это с тем, что добавление "возможности" зума усложняет конструкцию объектива. Следовательно, либо у такого объектива выростает цена, либо немного падает качество. Но, естественно, это не железное правило, и разницу в качестве зачастую может заметить лишь тренированный глаз, да и то на 100% кропе.

Следующие цифры на объективе, которые обычно идут через f/ - обозначение максимального диафрагменного числа , которое можно выставить на объективе.
На приведенных выше примерах - f/2.8 - значит, что максимально диафрагму можно открыть до значения 2.8, при этом максимальное открытие диафрагмы не зависит от фокусного расстояния.
А например, на объективе 55-300 f/4.5-5.6, открытие диафрагмы зависит от фокусного расстояния. Т.е. при фокусном расстоянии 55мм - диафрагма открывается до значения f/4.5, а при увеличении зума до 300мм, диафрагму можно открыть лишь до значения f/5.6.

*2. Фокусное расстояние*
Давайте теперь посмотрим, что такое вообще фокусное расстояния и на что оно влияет.

*2.1 Кадр*
Естественно, самое очевидное применение фокусного расстояния - это кадрирование.

На маленьких значениях ФР в кадр попадает большая площадь, угол обзора очень широкий. Поэтому объективы с маленьким фокусным расстоянием называют широкоугольными ("ширики"), 18-24мм. Такие объективы, как правило, используются для съемки пейзажей.

Объективы с совсем маленьким фокусным расстоянием (10-12мм) называют фиш-ай , угол обзора у них может достигать почти 180 градусов, но при этом снимки получаются почти карикатурными, с безумными перспективными искажениями.

Чем больше фокусное расстояние, тем меньший угол обзора у объектива, тем меньше пространства попадает в кадр. При этом, изображение "приближается". Объективы с очень большими фокусными расстояниями называют теле-объективами (200-300мм и больше), такие объективы используются для съемки дикой природы, спортсменов на футбольном поле, т.е. в тех случаях, когда близко к объекту съемки не подобраться.

Объективы с ФР 35-50мм обычно относят к универсальным объективам, т.н. штатникам , т.е. подходящим для съемки разнообразных сюжетов. Штатниками такие объективы называются из-за того, что их чаще всего носят, не снимая с фотоаппарата, на все случаи жизни. Естественно, у каждого человека может быть свой штатник, в зависимости от предпочтений.

Объективы со фокусными расстояниями 50-125мм лучше всего подходят для съемки портретов, и их условно можно отнести к "портретникам" , так как они дают наименьшие перспективные искажения.

Для более наглядной иллюстрации сказанного приведу 2 снимка. Оба снимка делались с одной и той же точки съемки. Но на первом фокусное расстояние = 18мм, а на втором - 70мм. Как видите, на 18мм в кадр попала почти вся комната, а на 70мм изображение "приблизилось" и в кадр влез только человек.


(прим. снимки обладают маленькой художественной ценностью, делались исключительно в целях иллюстрации различий фокусных расстояний)

*2.2 Перспективные искажения*
Перспективные искажения - это искажения пропорций объекта съемки.
Эти искажения появляются при сильном приближении фотоаппарата к снимаемому объекту.
Таким образом, чем дальше мы отходим от объекта съемки, тем меньше перспективных искажений получаем.

Теперь посмотрим, при чем тут фокусное расстояние.
Предположим, нам нужно снять лицевой портрет человека. Если мы используем маленькое фокусное расстояния, то чтобы в кадр попало только лицо, без окружающей обстановки, нам придется подойти к объекту съемки очень близко, что вызовет ужасные перспективные искажения. Мы получим не портрет, а карикатуру.
Чем сильнее мы увеличим фокусное расстояние, тем дальше нам понадобится отходить от объекта съемки, соответственно тем меньше будут перспективные искажения.

Считается, что для съемки портретов, лучше всего использовать объективы с фокусным расстоянием не меньше 50мм. (Впрочем, в фотографических кругах ведется постоянный спор на тему "Полтинник - не портретник!" И действительно, лицевой портрет на 50мм будет иметь небольшие перспективные искажения. Но, например, поясной портрет будет уже вполне хорош)
А вообще, классический портретник - это 85мм светосильный объектив:)

Опять же, немного фото для примера.
1 фото - 18мм - совершенно карикатурное изображение, портретируемому редко понравится такой результат:)
2 фото - 35мм - уже лучше, но все еще заметны искажения;
3 фото - 70мм - и совсем близко к истине.

*2.3 Экспозиция и фокусное расстояние*
Чем выше фокусное расстояние, тем короче нужно выставлять выдержку для избежания "шевеленки" (смазывание кадра из-за трясущихся рук). Думаете, у вас руки не трясутся? А попробуйте накрутить на фотоаппарат 300мм объектив и посмотреть в видоискатель, удивитесь:)

Для приблизительного определения необходимой выдержки можно пользоваться формулой -
[выдержка] = [единица] делить на [фокусное расстояние].
Т.е. при фокусном расстоянии 18мм, достаточно выдержки 1/18, а при фокусном расстоянии 200мм, выдержку нужно уменьшать до 1/200.

*2.4 Кроп-фактор*
Говоря про фокусное расстояние, нельзя не упомянуть "кроп-фактор".
Эталонным размером матрицы считается размер стандартного кадра 35мм пленки.
Цифровые камеры, у которых матрица по размеру равна кадру 35мм пленки называются "полнокадровыми". Камеры, у которых размер матрицы меньше 35мм пленки - кропнутые.

При этом, объективы будут давать немного разную картинку на кропнутой и полноформатной матрице: фокусное расстояние объектива будет "увеличиваться" пропорционально кроп-фактору матрицы.
Т.е. если у нас есть объектив 50мм, то используя его на фотоаппарате с кроп-фактором 1.5, мы получим изображение, аналогичное полученному при съемке на 75мм объектив на камере с "полным кадром".

*3. Диафрагма*
При съемке портрета всем нам хочется получить объемное, живое изображение.
В первую очередь, конечно, это достигается свето-теневым рисунком. Но не стоит забывать и про глубину резкости - правильно подобранная ГРИП позволяет отделить портрет от фона, сделать снимок многоплановым, глубоким.

Как все мы помним, именно диафрагма позволяет регулировать глубину резкости. Открытая до максимума диафрагма позволит оставить в фокусе одни глаза, уведя остальное изображение в прекрасное акварельное боке.

Признаюсь, я обожаю максимально размытые портреты. и не только портреты, если честно я просто фанат размытия:) Но, конечно, такие крайние решения совсем не обязательны, можно прикрыть диафрагму настолько, чтобы весь объект съемки был четким, но красивое боке на фоне - всегда украсит портрет) Главное - следите, чтобы в фокусе были глаза, это центр любого портрета

*4. Задание*
Задания писались для участников сообщества, но вдруг кто-нибудь из вас тоже хочет, развлечения ради, его выполнить?) Давайте результаты в комменты)

1. Изучите имеющиеся у вас объективы, найдите объектив с самым маленьким ФР. Используя широкоугольный объектив, снимите "портрет в интерьере" или "портрет в пейзаже", на снимке попробуйте передать соотношение масштабов, объем и простор пространства, окружающего объект съемки.

2. Снимите портрет, используя самое большое фокусное расстояние на вашем объективе и максимально открытую диафрагму. Варьируйте степень открытия диафрагмы, чтобы добиться наиболее приемлемой для вас степени размытия. Помните, что глаза должны быть в фокусе)

3. И предлагаю немного повеселиться:) Сделайте портрет, выставив самое маленькое фокусное расстояние, подойдя максимально близко к объекту съемки (кстати, автопортрет "с рук" как раз из той же оперы). Добейтесь максимальных перспективных искажений и карикатурного вида:)


Выбор объектива для фотографа даже более важен, чем выбор фотоаппарата. В этом обзоре вы найдёте описание фокусных расстояний от 14мм до 300мм . Каждое фокусное расстояние имеет свою специфику, это нужно учитывать при выборе объектива. Начинать, я считаю, нужно с китового объектива. Можно даже с зума вроде 18-135, а уже потом подходить к выбору более специализированной оптики. Это процесс индивидуальный и творческий.

Оптимальное фокусное расстояние зависит от:

  • жанра съемок
  • места съемок
  • специфики работы
  • творческого видения каждого фотографа

Со всем этим можно определиться только уже имея определенный опыт в фотографии. Ниже я поделюсь своими наблюдениями. Вся информация касается работы с . Если у вас камера с кроп матрицей, умножайте цифры фокусного расстояния на полтора.

Рыбий глаз (fish eye)

Кадр сверху сделан на объектив . Этот объектив даёт полное покрытие кадра на кроп камере и круг с чёрными краями на . Угол зрения — 180 градусов по диагонали. Кадры, грамотно сделанные на фишай, выглядят завораживающе. Особенность этого фокусного расстояния (бывают от 4мм до 15мм ) в том, что у него очень узкая сфера применения. Фишай — объектив с максимально широким углом обзора, но при этом без коррекции дисторсии. В итоге мы имеем закруглённые линии, которые должны быть прямыми, и очень специфическую перспективу. Такой объектив берется с собой ради нескольких ярких кадров. Пользоваться им долго затруднительно.

14мм

Объектив с фокусным расстоянием также очень специфичен. Это касается геометрии получаемого изображения. Малейший неверный наклон камеры вызывает сильные искажения. Особенно это ощущается при . На природе же легко заваливается горизонт. Угол зрения очень широк — нужно понимать, нужно ли это вам. В нем есть плюсы: можно, к примеру, снять салон машины изнутри целиком; в любом тесном помещении вас не будет проблем с углом обзора; на природе можно делать интересные панорамы с объёмным передним планом. Снимать портреты с таким фокусным расстоянием можно только очень осторожно и в полный рост. Вообще, снимать людей на объектив с таким фокусным нужно крайне вдумчиво. Это, впрочем, касается любых съемок — здесь перед тем как сделать кадр нужно думать. Объектив 14мм — не каждодневный инструмент.

24мм

24мм — довольно широкий угол. Работая с широкоугольным объективом всегда нужно думать о том, что должно попасть в кадр, а что не должно. С этим фокусным расстоянием работать проще. Он не так искривляет пространство и больше соответствует обычному восприятию. На 24мм очень комфортно снимать в помещении. Захватить комнату целиком не составит проблемы. В то же время, геометрические искажения куда менее выражены. Это удобное фокусное расстояние, с ним можно путешествовать (что я не советовал бы делать имея только 14мм), снимать репортаж внутри небольших помещений, делать пейзажные снимки. Для портретов объектив 24мм, опять же, малопригоден.

Объективы фотокамер состоят из нескольких линз, которые формируют изображение на матрице. И рассматривая оптические характеристики объектива заменяют группу линз на одну для простоты понимания. По физическим свойствам фокусное расстояние объектива - это расстояние от оптического центра группы линз до матрицы . Измеряется это расстояние в миллиметрах и пишется на объективе.

Для фотографов намного важнее понимание зависимости получаемого изображения от фокусного расстояния.

По соотношению фокусного расстояния (ФР) и диагонали кадра можно разделить объективы на три больших группы:

  1. Если ФР примерно равно диагонали кадра (матрицы), то такие объективы называются нормальные .
  2. Если ФР меньше диагонали кадра, то объектив короткофокусный .
  3. Если ФР больше диагонали кадра, то объектив длиннофокусный .

В фотографии все расчеты ведутся с применением размеров кадра 35 миллиметровой пленки, которая применяется в пленочных фотоаппаратах. Так вот ее диагональ составляет 43 миллиметра. Так еще и в физике считается, что для угла зрения человеческого глаза нормальным принимается фокусное расстояние в 50 миллиметров. Поэтому везде в фототехнике нормальным фокусным расстоянием считается расстояние в 50 миллиметров.

Теперь можно разделить объективы на типы по фокусному расстоянию.

Фокусное расстояние Тип объектива Цели съемки Угол обзора
4 - 16 мм рыбий глаз пейзаж, арт, ландшафты 180°
10 - 24 мм сверхширокоугольник интерьер, пейзаж, намеренное искажение пропорций 84 - 109°
24 - 35 мм широкоугольник пейзаж, архитектура, стрит-фотография 62 - 84°
50 мм (35 - 65) стандартный пейзаж, портрет 46° (32 - 62)
65 - 300 мм телеобъектив портрет, спорт, природа 8 - 32°
300 - 600 и более мм супер-телеобъектив животные и спорт издалека 4 - 8°

В данной таблице можно увидеть зависимость угла обзора от фокусного расстояния. Получается, чем меньше ФР, тем больше угол обзора. Снимки объективом с большим углом обзора изменяют перспективу изображения, это выражается в изменении пропорций объектов съемки.

У нормальных (стандартных) объективов, с ФР около 50 мм, снимки получаются наиболее естественными по восприятию. Наилучше подходит для уличной фотографии (street photo).

Объективы с ФР от 50 мм и до 130 мм могут служить как портретные. Наиболее подходящим является ФР в 80 мм для создания портретов.

Переменное фокусное расстояние

Объективы есть с фиксированным или постоянным фокусным расстоянием и с переменным. На объективах с переменным ФР указывается пара чисел – длинный и короткий фокус. Разделив одно значение на другое получим кратность зума, которая и указывается на фотокамере.

Кратность зума совсем не означает во сколько раз увеличится объект, зум показывает лишь что в объективе переменное фокусное расстояние. На сегодня есть 80-кратные зум-объективы. Недостатком таких объективов является уменьшение светосилы. Для достижения большой светосилы применяют объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние и кроп-фактор

Все выше перечисленные числовые значения справедливы для 35 миллиметровой пленки и для цифровых матриц размеры которой соответствуют кадру 35-миллиметровой пленки. Такие матрицы называются Full Frame.

Но матрицы бывают разных размеров и для удешевления фотокамер их делают намного меньше Full Frame. Такие матрицы и называются кропнутыми, от слова кроп (обрезать).

Так появился кроп-фактор, который показывает во сколько раз матрица меньше пленочного кадра и равен этот коэффициент отношению диагонали полного кадра к диагонали матрицы.

У матрицы Full Frame кроп-фактор будет равен 1.

И вот если объектив применяется не с полным кадром, а с такой кропнутой матрицей, то изменяется угол обзора. Это соответствует виртуальному увеличению фокусного расстояния. Хотя реальное ФР остается неизменным, ведь это характеристика объектива. Кроп-фактор является справочным коэффициентом и не изменяет реальных параметров объектива.

Например, используя кропнутую матрицу с коэффициентом кроп-фактора 1,6 получаем, что объектив с ФР 50 мм с этим сенсором уже будет иметь виртуальное ФР 50х1,6=80 мм. Такое фокусное расстояние называется эквивалентным (ЭФР). То есть берем фокусное расстояние, указанное на объективе и умножаем на кроп-фактор.

На рисунке выше видно, что применяя меньшую матрицу мы получаем меньший угол обзора, а это изменяет границы снимка (уменьшает границы). Создается впечатление, что мы увеличили объект изменив фокусное расстояние объектива, но ФР остался тем же.

Эквивалентное фокусное расстояние это уже больше характеристика связки объектив+матрица.

Выбор объектива с определенным фокусным расстоянием зависит от ваших творческих предпочтений, компоновки кадра.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как фокусное расстояние объектива влияет на эстетический вид фотографии? Даже при съемке одной и той же сцены выбор другого объектива может существенно изменить впечатление от фото. Дело в том, что различные фокусные расстояния объектива при съемке одного и того же предмета меняют характер взаимоотношения между объектом съемки и его фоном, а также влияют на восприятие расстояния между ними.

Иллюзия уменьшения расстояния между объектом и фоном является свойством длиннофокусных объективов. Они имеют тенденцию делать изображение более плоским, тогда как широкоугольные объективы усиливают эффект перспективы. Знаете, почему объективы с фокусным расстоянием 85мм так популярны в портретной фотографии? Эти объективы дают эффект "выравнивания" плоскости изображения, благодаря чему нос и черты лица не кажутся на снимке больше, чем на самом деле.

Хотя многим людям и не нравится использовать дискретные объективы (с постоянным фокусным расстоянием), использование такого приема позволяет получать отличные портреты. Лично я большинство портретов снимаю объективами с фокусом 50мм или 85мм. Этому есть ряд причин. Во-первых, такие объективы выравнивают плоскость изображения. С помощью длиннофокусного объектива мы можем ослабить или полностью устранить геометрические диспропорции черт лица, вызываемые эффектом перспективы. То же самое относится и к частям тела объекта съемки.

Использование длиннофокусной оптики влияет также и на глубину резкости. Возможно, вы уже знаете, что глубина резкости - это диапазон расстояний от камеры, в котором предметы будут четко сфокусированы. Некоторые думают, что глубина резкости зависит только от значения диафрагмы объектива, но фокусное расстояние объектива оказывает на нее не меньшее влияние. Длиннофокусный объектив позволяет уменьшить глубину резкости, помогая отделить объект съемки от фона.

Часто для портретной съемки именно это и требуется. Выбрав длиннофокусный объектив, вы уводите фон из фокуса и привлекаете внимание зрителя к объекту съемки. Ну и наоборот - использование широкоугольных объективов позволяет резко передать не только объект съемки, но и его окружение.

Однако не существует идеального объектива или фокусного расстояния, подходящего для всех случаев жизни. Если вы хотите показать, как объект съемки связан с окружением, поэкспериментируйте с разными фокусными расстояниями, чтобы понять, какое влияние они оказывают на характер взаимоотношения объекта и фона.

Для иллюстрации я сделал серию снимков на мосту около моего дома. Обратите внимание на то, как на этих снимках меняется взаимоотношение между мостом и моделью.

Я использовал различные фокусные расстояния. Первым объективом был Tokina 12-24mm f/4. Второй - Nikon 35mm f/1.8. Последний - Nikon 80-200mm f/2.8 с установкой на 100мм и 200мм. Все снимки были сделаны на апертуре f/2.8 для уравнивания эффекта глубины резкости (за исключением Tokina, установленного на f/4).

(Имейте в виду, что снимки были сделаны на камере Nikon D300, так что необходимо учитывать модификатор фокусного расстояния, поскольку это камера формата DX)

Итак, рассмотрим снимки. В каждом из них я постарался сохранить одну и ту же композицию, причем модель занимала почти полный кадр по высоте. Обратите внимание, что модель занимает примерно одинаковое пространство на снимках, но фон при этом существенно отличается. Больше всего бросается в глаза отличие размеров находящегося на фоне моста.

Первый снимок был сделан с наиболее широким углом (фокусное расстояние 12мм) объективом Tokina 12-24mm. Вы можете заметить сильный эффект перспективы. Линии дороги уводят взгляд к мосту, который на данном снимке едва заметен. Широкий угол приводит также к большой глубине резкости - почти все на снимке находится в фокусе. В итоге все включено в единую сцену.

Этот снимок сделан объективом Nikon 35mm f/1.8. 35мм - это середина обычного диапазона фокусных расстояний. Мост теперь кажется ближе к нам, а глубина резкости меньше по сравнению со снимков на фокусе 12мм. Хотя угол еще довольно широк, и мы пока еще только начали отделять объект от фона.

Здесь мы находимся в области идеальных фокусных расстояний для портретной съемки. Снимок сделан объективом Nikon 80-200mm f/2.8, установленным на 100мм. Обратите внимание на то, что изображение модели стало более "плоским". Мост теперь кажется гораздо ближе к модели, и мы устранили эффект дорожных линий, уводящих взгляд зрителя. Кроме того, мы начали избавляться от большой глубины резкости, изолируя объект от фона. Это фокусное расстояние хорошо подходит для съемки лиц и портретов до пояса.

На последнем снимке объектив был установлен на 200мм. Эффект компрессии расстояний достиг своего максимума, и модель кажется стоящей очень близко к мосту. Мы также получили очень малую глубину резкости, практически полностью отделив модель от фона. Хотя мы снимали одного и того же человека, стоящего на одном и том же месте, разные фокусные расстояния позволили получить совершенно разные снимки.

Заключение

В этом уроке я попытался показать вам преимущества использования различных фокусных расстояний. Тестовые снимки показывают, что изменение фокусного расстояния позволяет изменить сцену.

Эксперименты с фокусным расстоянием являются мощным творческим инструментом. Выбор правильного фокусного расстояния очень важен для получения правильной композиции снимка. Широкоугольные объективы позволяют включить в снимок фон или создать глубину. Длиннофокусные объективы сжимают расстояние между объектом и фоном. В общем, каждой сцене надо подбирать подходящее фокусное расстояние объектива.

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале урока.

Редко какой фотограф не мечтает о новом объективе. Причины для этого индивидуальны. Но вот как фокусное расстояние соотносится со сжатием пространства в кадре и дисторсией, и почему именно это соотношение нужно ставить во главу угла, собираясь покупать новый объектив или выбирая из имеющихся в наличии, помнят и знают не все. Давайте ознакомимся с мнением профессионального фотографа. M.d. Welch - специально приглашенный автор Lensrentals.

Только через несколько дней работы над статьей я понял, что подробно и тщательно обсуждая модели объективов, мы совершенно забываем об их характере и поведении в целом. Как и многие фотографы, я уже потерял счет времени, убитого чтением и просмотром обзоров. Я терял время, копя деньги на «тот самый» объектив, но не задавался главным вопросом - что привнесет такое фокусное расстояние именно в мою фотографию?

Как оказалось, я не одинок. На фотосеминаре Shooting the West в Неваде, мне довелось выступать перед большой группой фотографов с рассказом о разнице в фокусных расстояниях и поведении объективов. Выяснилось, что многие фотографы, и новички, и опытные мастера, не всегда отдают себе отчет, почему они в разных ситуациях используют тот или иной объектив, и не понимают, что выбор не должен основываться лишь на расстоянии до объекта съемки или качестве размытия заднего плана.

В этой статье я не стану тратить ваше время на сравнение боке разных объектив и попиксельное разглядывание кадров. Я постараюсь очертить некие критерии фокусного расстояния объектива, посмотреть, как фокусное расстояние соотносится со сжатием пространства в кадре и дисторсией, и почему именно это соотношение нужно ставить во главу угла, собираясь покупать новый объектив или выбирая из имеющихся в наличии.

Для меня первейшим критерием выбора объектива выступает сжатие пространства в кадре, другими словами - сколько заднего плана должно присутствовать в кадре позади объекта съемки. Чтобы наглядно продемонстрировать сжатие пространства при портретной съемке, я попросил моего хорошего знакомого и фотомодель Тревиса Стюарта поработать и не двигаться с места, пока я не сделаю несколько кадров. Я снимал на разных фокусных, стараясь, чтобы Тревис занимал одинаковую часть каждого кадра.

Я начал с широкоугольных объективов, постепенно увеличивая фокусное расстояние. Фокусные расстояния 16 мм, 24 мм и 35 мм редко используют для съемки портретов, но обратите внимание, сколько заднего плана попадает в кадр в этом диапазоне фокусных.

Тревис, конечно, присутствует, но кадр получается не только о нем, и такие фокусные расстояния подойдут, когда важно показать не только героя, но одновременно его окружение, место, где он живет или работает. Дисторсия или перспективные искажения на этих фокусных ожидаемо присутствует (о ней мы поговорим чуть позже), но даже на 24 мм искажения не настолько сильны, чтобы загубить снимок. Можно просто изменить композицию и, к примеру, снять ростовой портрет.

Фокусные 50 мм и 70 мм отлично сбалансированы: Тревис уже не теряется в кадре, а выделяется - он «оторван» от заднего плана, в то же время присутствует немалая часть окружающего его пейзажа. Эти фокусные расстояния также подойдут для случаев, когда нужно показать героя в окружении.


На фокусном 100 мм задний план сжимается так, что из кадра пропадает горная цепь, и остаются видны только холмы прямо за Тревисом. На фокусных 135 мм и 200 мм холмы становятся будто бы ближе. На этих фокусных расстояниях кажется, что холмы расположены прямо за спиной Тревиса, хотя на самом деле до них метров 800, если не больше.

Дисторсия - еще один критерий, по которому нужно оценивать фокусные расстояния. На кадрах, сделанных на фокусных 16 и 24 мм видно, насколько она меняет лицо модели. Для большей наглядности, я сделал серию лицевых портретов - на них дисторсия будет более заметна. На широком угле искажения делают нос Тревиса больше, а тело и лицо будто сжимаются и уменьшаются. На фокусных 50 и 70 мм дисторсия снижается, нос возвращается к нормальному размеру, а тело подтверждает, что хозяин немало времени проводит в тренажерном зале.

Именно из-за дисторсии большинство портретных фотографов отказываются от широкоугольных объективов. Но вот вам пример, когда дисторсия может помочь и поработать на ваш замысел.

Я попросил Тревиса держать перед собой бутылку воды и сделал серию кадров. На фокусном 16 мм бутылка воды выглядит огромной, именно она становится главным объектом и центром внимания кадра. На фокусном 200 мм размер бутылки совсем не велик и не привлекает особо внимания. Представьте, что у вас два заказа: один от спортивной команды, второй - от производителя спортивного инвентаря. Требуется изображение спортсмена, держащего мяч на вытянутой в сторону камеры руке. Неверно выбрав фокусное расстояние, можно совершенно неправильно расставить акценты на снимке. Широкоугольный, или близкий к широкому углу объектив, сделает мяч больше и привлечет внимание именно к нему - производитель мячей останется доволен. Телеобъектив акцентирует внимание на спортсмене, пусть и с мячом в руке.

Не стоит, конечно, забывать о соотношении глубины резкости и фокусного расстояния объектива. Посмотрите на примеры - глубина резкости уменьшается с ростом фокусного расстояния объектива. Все кадры были сделаны на f/10. Немалое влияние на глубину резкости оказывает расстояние от фотоаппарата до объекта съемки. В нашем случае даже на фокусном 16 мм задний план размыт из-за расстояния от фотоаппарата до Тревиса.

Вряд ли я открыл что-то новое, но было полезно экспериментально проверить, как фокусное расстояние объектива влияет не только на дисторсию и глубину резкости, но и на пространство в кадре. По итогам такого упражнения я сейчас использую в качестве портретных два объектива с постоянным фокусным расстоянием - 35 мм и 100 мм.

Именно такие критерии нужно использовать при выборе или покупке объектива. Если вы работаете в небольшой студии или помещении, то телеобъектив не только поможет снизить дисторсию и даст хорошее размытие заднего плана, но и сожмет пространство вокруг объекта съемки. Снимая же владельца предприятия на фоне сборочного конвейера, разумнее будет использовать объектив с фокусными 35-70 мм, чтобы показать объект в его окружении.

Разглядывать тестовые таблицы и сравнивать боке разных объективов, конечно интересно, но если речь идет о работе, то убедитесь, что вы правильно расставляете акценты».

M.d. Welch, специально приглашенный автор Lensrentals