Вступление россии в вто - плюсы и минусы. Минусы вступления в ВТО очевидны

Минусы вступления в ВТО очевидны. А плюсы?

Михаил Хазин

Уже в следующем году РФ может пополнить ряды Всемирной торговой организации. Одни эксперты уверяют, что такой шаг может нанести вред экономике страны, другие, напротив, говорят о неоспоримых преимуществах данного шага.

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина и еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт уже подписали меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. Представители Еврокомиссии по торговле высказали мнение, что порядком затянувшиеся переговоры, а эта история длится уже 17 лет, могут к концу следующего года.

Firstnews опросил экспертов и выяснил, с какими рисками столкнется Россия, если вступит в ВТО.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает, что вступление России в ВТО принесет не только пользу.

«В целом ряде отраслей могут наблюдаться сложности. Я имею в виду те отрасли, где велик потребительский спрос, и в которых действуют ограничения для нерезидентов: машиностроение, розничный сектор, финансовые структуры», - отметил эксперт.

По его словам, «связано это с тем, что российским компаниям будет сложно конкурировать с иностранным бизнесом».

«Понятно, что нерезиденты не испытывают трудности с финансированием. Они имеют возможность привлекать на более выгодных условиях значительные финансовые средства, получат важное конкурентное преимущество перед отечественными производителями, - отметил Абзалов. - Мы ограничены в денежных средствах, у нас нет такого богатого опыта управления, ну и конечно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), прежде всего, в автомобилестроении, которые у нас, мягко скажем, значительно уступают иностранным, могут уничтожить все зачатки отечественного авторома».

«Правительству придется вводить ограничения, предписанные ВТО, периодами, чтобы эти сектора могли адаптироваться к новым условиям, - добавил экономист. – В идеале, мы могли бы использовать опыт Китая – закрепиться на внешних контурах при сохранении национального бизнеса».

«Правила ВТО предусматривают, что страна-участница не может усиливать интегральную защиту своего рынка. Наша экономика от внешней конкуренции никак не защищена, - в свою очередь отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Любая экономика, в условиях глобальной депрессии усиливает протекционизм. Кроме того, защиты от внешних рынков требует курс на модернизацию, который объявил Медведев. Производство, пока оно слабое, нуждается в протекционизме. Это общемировой тренд. ВТО может запретить нам это цивилизованными методами – тарифами и пошлинами».

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева отмечает, что «важно понять, на сколько власти России смогут снизить требование ВТО на повышение тарифов на энергоносители».

«ВТО требует, чтобы мы подтянули тарифы на уровень мировых цен, а это приводит к росту внутренних тарифов. Таким образом, мы вынуждены будем придерживаться мировых цен. Одновременно Россия будет ограничена в протекционистских мерах. Например, бизнес требует снизить НДС, которым сейчас облагаются, в том числе и ввозимые товары. Мы могли бы снизить НДС, но повысить экспортные пошлины. Вступив в ВТО, мы этого уже не сможем сделать», - подчеркнула депутат.

«Вхождение в ВТО очень важно, если мы готовы выйти на рынок со своим продуктом, но сейчас у России такого продукта нет. Поэтому на российский рынок продолжится поток импортных товаров. Пока нам нельзя свой и так открытый рынок, открывать еще больше», - уверенна Дмитриева.

Председатель подкомитета по госрегулированию рынка подакцизных товаров, член комитета по экономической политике Госдумы РФ Виктор Звагельский уверен, что «вступление России в ВТО требует бережного отношения к собственной экономике».

«Находясь в ВТО и проходя все необходимые процедуры, мы будем учитывать собственные интересы и соблюдать принципы ВТО. В случае возникновения кризисных ситуаций у России должно остаться право устанавливать меры поддержания собственного рынка. Исходя из этих целей, наше государство постарается использовать так называемые переходные процедуры по вступлению в ВТО, по нужным пунктам, чтобы максимально взвешенно провести вступление нашей национальной экономики во всемирное торговое объединение», - заявил депутат.

«С точки зрения вступления в ВТО нас ждет свободный доступ на внешние рынки. При этом будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю. Недопустимо, чтобы наша страна ежегодно теряла до $2,5 млрд. от дискриминации на внешних рынках», - считает он.

По словам Звагельского, один важнейший плюс вступления России в ВТО – возможность участвовать в создании и реформировании правил международной торговли.

«Пока их устанавливаем не мы. Это значит, что они могут противоречить нашим интересам в области конкуренции, инвестиционной или энергетической политики, - отметил эксперт. - Последствия присоединения к ВТО для различных отраслей отечественной экономики будут отличаться. Мы рассчитываем, что в машиностроении нас ждет снятие запретительных импортных пошлин на автомобили и сокращение пошлин на запчасти. При вступлении России в ВТО в любом случае выиграют наши автолюбители. И на качестве, и на ассортименте предлагаемых моделей, и на цене»

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьезно ограничен.

Тема вступления России в ВТО так часто обсуждалась, что ее реальный смысл почти потерялся. Одни говорят, что вступление в ВТО – «это плохо», другие – что, наоборот, «это – единственный выход для нашей экономики».

Соответственно, та или иная позиция становится символом: одни не дружат с теми, кто «за» ВТО, другие – с теми, кто против. Но, поскольку тема вступления нашей страны в ВТО в последнее время активизировалась, хорошо бы актуализировать некоторые моменты.

Начнем с информационного сообщения буквально последних дней: «Мораторий на повышение пошлин на необработанную древесину, введенный в 2007 году, продлится весь 2011 год, после чего пошлины будут отменены окончательно в обмен на вступление России в ВТО. Договоренность об этом была достигнута на очередном раунде переговоров о присоединении России в ВТО, которые прошли накануне.

Ранее комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт заявил, что если РФ не откажется от повышения пошлин на вывоз леса, ЕС будет блокировать вступление страны в торговую организацию. Отметим, что за три года мораторий дважды продлевался правительством РФ под давлением ЕС, который защищал интересы Швеции и Финляндии».

Переводим на русский язык. Россия – крупнейший поставщик древесины на мировые рынки. Но деревообработки, в которой и создается основная добавленная стоимость в отрасли, у нас нет. И быть не может, поскольку вдоль наших границ в иностранных странах (Китай, Финляндия) стоят деревообрабатывающие комбинаты, которые и обрабатывают нашу древесину, а строить новые, на нашей территории, невыгодно, поскольку уже есть другие. С точки зрения нормального развития страны нужно было бы резко поднять пошлины на вывоз кругляка и строить собственные комбинаты – но, как мы видим, Европа активно возражает, причем в качестве основного аргумента выступает угроза закрыть доступ в ВТО. Это понятно, поскольку не хочется отдавать прибыль.

Минусы вступления в ВТО тут очевидны. А плюсы? А вот их что-то не видно. Точнее, нам обещают, что какие-то плюсы в виде отмены пошлин на наши товары будут. Но давайте посмотрим на ситуацию, которая сегодня сложилась на финансовых рынках. Практически все страны активно нарушают положения ВТО, Устав МВФ, защищают свои рынки, девальвируют национальные валюты. В такой ситуации рассчитывать на то, что они пустят наши товары на свои рынки, – удивительная наивность. Мы же сами снимаем защиту своих рынков.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения макроэкономики. Основной механизм современного кризиса – это падение совокупного спроса во всех странах, но в первую очередь – в США. По миру падение составит как минимум треть общего объема спроса, притом, что производственные мощности (как товаров, так и услуг) никуда, в общем, не денутся. И вот вопрос: как они смогут конкурировать за падающий спрос? Любое производство имеет смысл только в ситуации, когда произведенный товар или услугу можно продать. Это значит, что значительное количество мощностей придется закрывать, нравится это кому-то или нет. И самый главный вопрос, который придется решать в ближайшие годы, – в каких странах будут закрываться производства.

Повторим еще раз, немножко по-другому: ВТО (ГАТТ) создавалась как организация, призванная развивать «западную» систему разделения труда в ситуации, когда экономический рост мог продолжаться еще много лет, даже десятилетий. Теоретически СССР подписал Бреттон-Вудские соглашения, которыми утверждалась ГАТТ, однако он создавал собственную систему разделения труда и нужды в этой организации, в общем, не имел, из-за чего соглашения и не были ратифицированы. Но после 1988 года, когда система разделения труда с центром в СССР оказалась разрушена, встал вопрос о том, чем должны платить бывшие страны социалистического лагеря за то, что их примут в альтернативную систему разделения труда.

В начале 90-х это был вполне адекватный вопрос, поскольку плюсы и минусы были достаточно понятны. Но сегодня ситуация меняется: фактически «западная» система разделения труда находится в том же положении, в котором мировая система социализма находилась в конце 80-х. Отметим, что и экономический механизм разрушения – тот же самый (падение эффективности капитала в условиях невозможности расширять рынки сбыта), но в данном случае это не особенно принципиально.

В такой ситуации главной задачей становится защищать то, что еще можно спасти, и развивать то, что можно еще развить, – до того, как кризис вступит в свою полную силу. Отдавать свои рынки ради того, чтобы получить доступ в организацию, которая просто не сможет существовать через пару лет, – политика по меньшей мере странная. Отметим, что даже российский премьер В.Путин в своей статье в немецкой газете «Зюддойче Цайтунг» намекает на то, что мировые рынки, скорее всего, распадутся на отдельные зоны, и предлагает Германии создать с Россией единую зону – даже, возможно, с одной валютой.

Но в случае распада мировой системы разделения труда платить за вход в нее (т. е. в ВТО) – не просто глупо, а преступно глупо.В общем, можно констатировать, что руководство России сегодня не имеет более или менее внятной картины развития ситуации в мировой экономике, и, как следствие, действия нашей страны представляются хаотическими и противоречащими друг другу. Отсутствие системной картины мира, отметим, дело крайне опасное, и очень жаль, что современное руководство России не в состоянии сформулировать свою позицию по этому вопросу.

Руководство Беларуси в начале апреля поставило очередную точку в многолетнем переговорном процессе о вступлении республики во Всемирную торговую организацию. Правда, эта точка поставлена в большей степени для себя: переговоры о вступлении в ВТО будут активизированы и, по расчетам правительства, могут увенчаться успехом в достаточно короткой перспективе.

На сегодняшний день профильные министерства и ведомства не могут сказать, какие условия членства в ВТО являются минимально приемлемыми для белорусской экономики. Минпром и Минсельхозпрод заняты окончательной доработкой позиций, которые белорусская сторона намерена предложить своим партнерам по ВТО в ходе ближайших переговоров.

Пока ожидания властей от членства в ВТО звучат достаточно расплывчато: МИД говорит о новых перспективах экспорта для белорусской продукции, улучшении инвестиционного имиджа Беларуси и возможном пересмотре суверенных кредитных рейтингов страны агентствами "большой четверки". О том, что принесет с собой вступление в ВТО для промышленности, АПК и рядовых граждан, правительство предпочитает умалчивать. В то же время представители МИД и Минэкономики отмечают, что де-факто Беларусь уже несколько лет живет в условиях, максимально близких к ВТО — с того времени, как к jрганизации присоединились ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу.

Чего опасаются белорусские власти?

Принципиальное решение об активизации переговорного процесса по вступлению в ВТО было принято президентом Беларуси Александром Лукашенко на состоявшемся в конце марта совещании. При этом еще в начале совещания глава государства заметил, что членство в ВТО для Беларуси — не самоцель. Президент признал, что настороженно относится к таким инициативам со стороны стран и структур, которые еще недавно достаточно холодно относились даже к идее улучшить отношения с официальным Минском.

Однако, на сегодняшний день все партнеры Беларуси по ЕАЭС уже в ВТО: Кыргызстан — с 1998 года, Армения — с 2003-го, Россия — с 2012-го, Казахстан — с 2015-го. О готовности перейти к активной фазе переговоров с Минском западные партнеры заговорили после снятия с Беларуси большинства санкций.

"Белорусская сторона рассчитывает на то, что в ближайшее время страны — участницы ВТО окончательно сформулируют свои предложения по условиям, на которых Беларусь присоединится к организации, и сразу после этого будет составлен график переговорного процесса", — сказал по итогам совещания у президента премьер-министр страны Андрей Кобяков.

Беларусь ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года, при этом белорусские власти неоднократно сомневались в целесообразности вступления туда. Основным препятствием и поводом для опасений, при этом, было не снижение уровня защиты собственного рынка, а требуемая ВТО либерализация экономики, последствия которой властям будет сложно контролировать.

Еще один повод для опасений завуалированно озвучил во время совещания сам Лукашенко. Он рассказал о том, что еще до вступления России в ВТО все три государства — РФ, Беларусь и Казахстан — интенсивно вели переговоры о синхронизации условий. При этом, по его словам, между Москвой и Минском существовали договоренности о том, что вступать в ВТО РФ и Беларусь будут на единых жестких позициях. Однако, напомнил он, сначала Россия стала членом организации и предложила своим партнерам на принципах ВТО создавать ТС, а затем и экономический союз. Затем ряды ВТО пополнил и Казахстан, понизив таможенную защиту. Астана о своих действиях своих союзников не информировала.

Между тем, по прогнозам МИД, одни из самых трудных переговоров, которые ожидают Беларусь на пути в ВТО, это диалоги с Россией и Казахстаном. Поэтому, считает глава государства, партнеры Беларуси по ЕАЭС должны соблюдать принципы прозрачности и последовательности, что касается членства в ВТО. Однако полной уверенности в том, что это так и будет, у властей сегодня нет.

Экспорт и инвестиционный имидж

В сентябре 2015 года Минск согласовал "дорожную карту" с ВТО, в соответствии с которой организуется дальнейший переговорный процесс и техническая работа, включая формат деятельности рабочей группы по Беларуси. Рабочая группа по переговорам с Минском включает 40 стран, при этом 23 государства уже заявили о своем желании провести переговоры в самое короткое время.

Тем не менее, пока позиция Беларуси для переговоров окончательно не сформирована — нет единого мнения об уровне тарифной защиты и о допустимом уровне господдержки промышленности и АПК, власти говорят только о предполагаемых плюсах.

Так, в Минэкономики полагают, что торговая политика Беларуси с присоединением к ВТО станет более активной.

"Я думаю, что мы будем заключать соглашения о свободной торговле, преференциальные соглашения с целым рядом государств, которые для нас и мы для которых являемся важными с точки зрения внешней торговли", — заявил по итогам совещания у президента заместитель министра экономики Антон Кудасов.

По его мнению, есть возможности и для наращивания экспорта. Однако вместо конкретных аргументов Кудасов привел пример: за 20 лет существования ВТО и взаимодействия Беларуси с этой организацией белорусская экономика выросла в пять раз, внешняя торговля и экспорт — в шесть раз.

В то же время Кудасов отметил, что рост экспорта не будет механическим: он произойдет только в том случае, если белорусские экспортеры научатся пользоваться механизмами ВТО, а правительство начнет пользоваться возможностями организации по отстаиванию торговых интересов страны.

Эксперт также считает, что присоединение Беларуси к ВТО положительно скажется и на сфере инвестиций. "Даже по формальным соображениям мировых финансовых рынков определенные рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов, важных для внешней торговли, даже с точки зрения формальных рейтингов наше вступление должно повысить", — сказал он.

Еще одна надежда, которую питают белорусские власти, это возможность использовать ее правовые механизмы для разрешения споров со странами вне ЕАЭС. В числе этих механизмов — право инициировать антидемпинговые расследования и в целом чувствовать себя более защищенными от торговых войн.

На какие реформы придется пойти?

Между тем, исследования о том, что какие плюсы и минусы получит белорусская экономика и население от членства в ВТО, были просчитаны еще в 2013 году — практически сразу же после вступления в организацию России. Тогда белорусский Институт предпринимательства и менеджмента (ИПМ) провел масштабное исследование . На сегодняшний день все "за" и "против" не сильно изменились, поскольку Минску придется синхронизировать и уровень тарифной защиты, и степень господдержки экономики с Россией.

Как отмечает эксперт ИПМ Ирина Колесникова, эффект от вступления в ВТО положителен только для стран, которые, действительно, провели радикальное реформирование системы регулирования экономики, повысив его эффективность. "Однако реформы должны быть продуманы, непротиворечивы, последовательны и соответствовать реальным потребностям экономики. Только тогда они стимулируют предпринимательскую активность и экономический рост. В противном случае, возможен обратный результат", — подчеркнула она.

По мнению специалиста, для Беларуси был бы полезным опыт Китая по реформированию убыточных предприятий, хотя экономики РБ и КНР ни в малейшей степени не похожи друг на друга. "В Беларуси тоже существует большой сектор малоэффективных госпредприятий с устоявшейся практикой их субсидирования. Уже вступление в ЕЭП поставило на повестку дня вопрос о реформировании этой системы. Вступление в ВТО будет следующим этапом, который неизбежно приведет к необходимости реформ госсектора", — считает Колесникова.

Эти реформы, отметила она, должны быть постепенными, чтобы избежать социального шока вследствие разрушения целых отраслей или предприятий. Это же касается и поддержки сельхозпроизводителей, широко применяемой в Беларуси, что неизбежно будет предметом торга при переговорах.

Опыт Грузии также говорит, что вступление в ВТО и получение доступа на рынки стран-членов само по себе не дает толчка к росту без проведения соответствующих институциональных реформ. Так, резкая либерализация торговли и полная открытость рынка не стали двигателем экономического роста Грузии.

"В целом можно сказать, что вступление Беларуси в ВТО может дать серьезный толчок ее развитию, но только в случае проведения соответствующих реформ с целью адаптации экономических и законодательных институтов Беларуси к условиям многосторонних торговых Соглашений в рамках ВТО", — подчеркнула эксперт.

Предприятия: мы хотим в ВТО, но слабо представляем, что это

По его мнению, базовый сценарий учитывает не только изменение цен, но и структуры потребления отечественных и импортных товаров в краткосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне, который РФ согласовала непосредственно на момент вступления в ВТО. Этот сценарий предполагает, что реальные доходы населения вырастут на 0,2%, при условии, что государство воздержится от повышения пошлин по некоторым товарным позициям. В долгосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне конечного связывания, принятом Россией, эффект возрастает до 0,8%.

Единственный сценарий, который допускает ухудшение положения населения, предполагает, что власти в полной мере воспользуются возможностью повышения пошлин в краткосрочном периоде, а динамика цен на отечественную продукцию будет полностью соответствовать динамике цен импорта. В этом случае благосостояние населения в короткой перспективе снизится на 0,5%, однако уже через несколько лет этот сценарий гарантирует рост доходов на 1,9%.

"Ощутимый вклад в улучшение благосостояния в краткосрочном периоде оказывает снижение цен всего по трем товарным позициям — фрукты и ягоды, обувь, колбасные изделия и копчености. В долгосрочном периоде товарных позиций, которые обеспечивают положительный эффект на благосостояние населения, становится больше, и в основном это непродовольственные товары", — отмечается в исследовании.

По мнению экономиста, в долгосрочной перспективе от членства в ВТО выиграют как бедные, так и обеспеченные белорусские семьи.

"Исключение составляют лишь жители сельской местности. Эффект для них оказывается чуть ниже среднего из-за меньшего удельного веса в расходах затрат на приобретение продуктов питания, в особенности овощей, фруктов, некоторых видов мясной продукции, на которые ожидается ощутимое снижение пошлин. Кроме того, некоторые жители сельской местности могут и проиграть от снижения таможенных тарифов на продукты питания в случае, если они производят продукты питания на реализацию", — говорит аналитик.

Между тем, независимые эксперты обращают внимание, что в 2013 году и белорусская промышленность, и население имели больше ресурсов для восстановления роста после кризиса 2011 года. После девальвации белорусского рубля в 2015 году и кризиса в экономике "подушка безопасности" для экономики и граждан стала существенно меньше. Поэтому, подчеркивают аналитики, белорусские власти при активизации переговоров по ВТО теперь будут выдвигать гораздо более жесткие условия и "торговаться более настойчиво".

18.01.2012. Материал с сайта Общественного совета по развитию малого предпринимателеьства при губернаторе Санкт-Петербурга

19 лет назад аббревиатура «ВТО» была для россиян чем-то далеким и недосягаемым, тайным кодом, к которому нам всем хотелось приобщиться. Теперь все иначе - 16 декабря 2011 года был подписан официальный протокол о принятии России в ВТО, чуть раньше министры стран-членов ВТО одобрили весь пакет документов, включая обязательства РФ по доступу на рынок товаров и услуг.

Таким образом, Россия окончательно завершила переговоры о вступлении в организацию, членства в которой добивается с 1993 года. Дольше нашей страны в ВТО пытается попасть только Алжир (с 1987 года). Формальное завершение переговоров о присоединении РФ к организации произошло в середине ноября, при этом спорные вопросы с Грузией урегулировали лишь в последний момент.

Президент Дмитрий Медведев поблагодарил членов конференции за решение, принятое в непростое для мировой экономики время. Он выразил надежду, что потенциал ВТО поможет не допустить перерастания локальных кризисов в глобальные, и в целом будет способствовать обеспечению международной экономической стабильности.

Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что проблемы в отношениях между странами были, есть и будут, а развитие торговли может помочь их решить. По ее словам, для России принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации.

«Наша работа в ВТО будет направлена как на поддержание действующих правил торговли, так и на выработку ее новых принципов, адекватных современным вызовам и интересам глобального развития. Мы разделяем нацеленность организации на содействие наиболее уязвимым экономикам.

Мы с уважением будем относиться к уже достигнутым договоренностям. Роль России в ВТО должна быть, прежде всего, созидательной, укрепляющей организацию - в интересах всех нас, наших экономик, наших народов.

Для нас принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации. Проблемы в отношениях между странами были, есть и, к сожалению, будут. Развитие торговли может реально помочь их решению».

Гендиректор ВТО Паскаль Лами констатировал, что влияние организации со вступлением РФ охватит 97% мировой торговли.

Итак, протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу подписан и спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа на российский рынок товаров и услуг. И через 30 дней страна становится членом ВТО.

Несмотря на то, что переговоры о присоединении велись 19 лет, многие все равно задают вопрос: а зачем нам нужно это самое ВТО? В какой-то степени ответом на этот вопрос может стать справка Минэкономразвития, в которой анализируется деятельность ВТО и те плюсы и минусы, которые страна может получить в связи со вступлением в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО)

Краткие сведения:

Место расположения : Женева, Швейцария
Основана : 1 января 1995 г.
Создана : по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство : 153 страны или таможенные территории
Штат Секретариата : около 640 сотрудников
Глава : генеральный директор

Бюджет: 196 млн.швейц.франков.

Цели и принципы :

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

    Получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

    Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

    Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения

Краткое описание

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений)

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Генеральное соглашение по торговле услугами
Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров
Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО

Механизм обзоров торговой политики
Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

    Товары

    Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии, в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994), основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

    Услуги

    Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС) . Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

    Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

    Обзор политики

    Укрепление международной стабильности

    Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

    Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

    Достигнутое в рамках нашего присоединения к ВТО соглашение с Грузией будет способствовать нормализации ситуации в регионе, признанию Грузией существующих в нем реалий.

    Лучшая защита интеллектуальной собственности

    Членство в ВТО предлагает широкий инструментарий защиты прав на интеллектуальную собственность. Мы сможем требовать от наших партнеров выполнения соответствующих обязательств, что позволит расширять экспорт высокоинтеллектуальных товаров и услуг.

    Типичные заблуждения относительно ВТО:

    Существуют различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как форум, на котором страны могут разрешать свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, однако, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся критические замечания будут рассмотрены ниже.

    "ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов"

    Это неверно. ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику - организацией руководят ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.

    Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО.

    Секретариат при этом не принимает решения, а скорее обеспечивает административную и техническую поддержку ВТО и ее членам.

    Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.

    "Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников"

    Это не так. В реальности ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз. Кроме того, обязательства стран вытекают и из других международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств.

    Круг ведения ВТО гораздо уже, чем представление о нем в общественном мнении. Так ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности.

    Условия участия в любом торговом соглашении, в том числе и во Всемирной торговой организации, не препятствуют государству реализовать свое суверенное право на выход из соглашения тогда, когда оно сочтет это нужным.

    "Участие в ВТО - это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой"

    Это неверно. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО - снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли, о том, насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы к понижению барьеров и что хотят получить в ответ от других членов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг.

    Впоследствии члены ВТО сохраняют возможность применять ограничительные меры против импорта, например, в случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Все подобные ограничения вводятся на основе четко определенных правил, установленных ВТО.

    Таким образом, несмотря на то, что свободная торговля - одна из главных целей ВТО, обеспечению торговли справедливой, основанной на принципах недискриминации и гласности, придается при этом не меньшее значение.

    "Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды"

    Это не так; во многих положениях особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды.

    В преамбуле Марракешского соглашения, учреждающего Всемирную торговую организацию, среди прочих задач предусмотрено оптимальное использование мировых ресурсов, поддержка развития и защита окружающей среды.

    В так называемых зонтичных положениях, таких как статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле, странам позволено предпринимать действия по защите жизни и здоровья человека, животных или растений; государства также имеют возможность сохранять истощающиеся природные ресурсы.

    "Члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды", - говорится в отчете по решению, принятому по одному из вынесенных на рассмотрение ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах.

    Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Для защиты окружающей среды разрешены субсидии.

    Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты окружающей среды, не были несправедливыми и дискриминационными. Нельзя быть снисходительным к своим собственным производителям и в то же время проявлять строгость по отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя и допускать дискриминацию различных торговых партнеров. Этот момент оговаривается в положении о регулировании споров.

    Правила системы ВТО могут помочь странам распределять редкие ресурсы более эффективно. К примеру, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, о котором ведутся сейчас переговоры, снизит расточительное перепроизводство и позволит сохранить природные ресурсы.

    Установление международных норм и правил по защите окружающей среды - задача специализированных международных агентств и конвенций, а не непосредственно Всемирной торговой организации. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (к примеру, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

    "Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека"

    Это не так. Ключевые положения в соглашениях ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.

    Но эти действия определенным образом регулируются для предотвращения использования норм и правил безопасности в качестве оправдания для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, "замаскированного" протекционизма. Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Кодекса Алиментариус, устанавливающего рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

    Правительства, однако, могут устанавливать и собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.

    "ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными"

    Это не так. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива - это не решение.

    Наибольшую выгоду в сфере занятости от свободной торговли получает страна, которая понижает свои собственные торговые барьеры. Страны, осуществляющие экспорт в эту страну, выигрывают также, особенно отрасли, работающие на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.

    При понижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с большей конкуренцией, и эффективность их приспособления к новым условиям становится жизненно важной. Страны с более действенной адаптационной политикой приспосабливаются лучше, чем те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики в целом.

    Проблема приспособления производителей к существованию в условиях свободной торговли решается в ВТО несколькими путями.

    Так, либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров, и когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать сопротивляться требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.

    Кроме того, либерализация рынков согласно уже достигнутым договоренностям осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это согласно строго определенным правилам.

    Протекционизм как альтернатива торговле в целях сохранения рабочих мест неэффективен, так как он повышает издержки на выпуск продукции и поощряет низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, взимание 30%-ой пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сократило бы зарплату неквалифицированных рабочих в стране-импортере на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%, то есть применение протекционистских мер понижает уровень оплаты труда в стране.

    Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью ВТО, которые влияют на изменения в уровне заработной платы. Так, тот факт, что в развитых странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, либерализацией торговли не объяснить. Большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, по данным ОЭСР, объясняет только 10-20% этих изменений.

    Кроме того, анализ исключительно импорта товаров искажает картину. В развитых странах 70% экономической деятельности - это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому: если, к примеру, телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.

    Наконец, хотя уровень жизни 1.5 миллиардов людей все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 миллиардов человек были выведены из состояния нищеты.

    "ВТО - это инструмент мощного лоббирования"

    Это неверно. Такая точка зрения связана с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.

    И наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами. В ходе переговоров ему легче противостоять давлению лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.

    "У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО"

    Это не так. Быть или не быть в ВТО - добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

    Альтернативой присоединению могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

    Вступая в ВТО, страна берет на себя обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов, внося тем самым свой вклад в процесс торговой либерализации. Формой этих обязательств является список тарифных уступок, состоящий из уровней ставки пошлин, которые страна-участница обязуется не превышать. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно.

    "ВТО - недемократичная организация"

    Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются путем консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц.

    Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.

    Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.

Ровно пять лет назад Россия стала членом Всемирной торговой организации. Сегодня, подводя итоги работы, понятно, что Россия получила немало преимуществ, добившись вступления в ряды Всемирной торговой организации.

Вступлению в ВТО предшествовали долгие переговоры, которые велись 18 лет. На этом этапе намерение РФ войти в состав Всемирной торговой организации не раз подвергалось критике, вызывало жаркие споры и дискуссии сторонников и противников вступления. Перед тем, как стать полноправным членом ВТО, нашей стране, как, впрочем, и всем остальным желающим войти в состав ВТО, пришлось привести свое законодательство в соответствие с требованиями организации. Основными целями деятельности ВТО - специализированного учреждения ООН – являются либерализация мировой торговли, обеспечение справедливых условий конкуренции, снятие торговых барьеров. Кроме того, ВТО занимается разработкой и внедрением новых соглашений в области мировой торговли, а также контролирует их исполнение. На сегодняшний день Всемирная торговая организация, в состав которой входят 164 страны, остается единственным и пока безальтернативным регулятором мировой торговли.

Что получила Россия после вступления в ВТО

Сейчас, когда с момента вступления России в ряды ВТО прошло пять лет, уже можно подвести некоторые итоги. Очевидно, что РФ смогла получить выгоду от членства в ВТО. К примеру, страны-члены ВТО сократили дискриминацию российских товаров и услуг. Так же были начаты процедуры споров, в частности в отношении специальных методик антидемпинговых расследований против российских товаров. Помимо этого, Россия освоились в переговорных органах ВТО и вышла на новые рынки: к примеру, соглашение о свободной торговле было подписано с Вьетнамом. Еще был принят пакет правил для сельхозпроизводителей, направленный на развитие конкуренции на сельхозрынках. Сегодня специалисты Минэкономразвития уверены, что от вступления в ВТО выиграл агропромышленный комплекс страны.

Став полноправным членом ВТО, Россия продолжает отстаивать свои интересы в рамках механизма по разрешению споров. Известно, что в скором времени будет подан иск против США и ЕС. Вместе с тем, по мнению директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, количество споров вряд ли может считаться показателем успешности участия в организации, да и сама процедура споров является весьма затратной.


Российская Федерация – неотъемлемая часть мирового сообщества. Определяя индивидуальный путь экономического и политического развития, наша страна, тем не менее, не может оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов. Современный мир диктует свои условия, и любое государство вправе решать, принимать их или нет. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития.

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом – учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. К тому же на нашем пути к присоединению к Всемирной торговой организации стояло немало препон – как политического, так и экономического, а также социального характера. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.

Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации – она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают. Попробуем разобраться, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации.

Зачем миру ВТО?

Всемирная торговая организация была организована в 1994 году и является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое, в свою очередь, существовало с 1947 года. К сегодняшнему дню организация контролирует порядка 97 % мировой торговли. Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, содействие экономическому росту стран-участниц, а значит, и росту благосостояния их граждан. На решение столь серьезных задач направлены принимаемые внутри структуры документы и, безусловно, их выполнение всеми членами.

Бесспорно, вступление России в ВТО не является синонимом ее светлого экономического будущего, поскольку любой процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Обратимся к мнению экспертов в данном вопросе.

Плюсы присоединения России к ВТО

Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.
Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.
Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли (в составе ВТО действует Комиссия по урегулированию споров).
Более широкие возможности участия в экономиках стран – членов ВТО для российских инвесторов.

Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.
Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.). От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители (см. ниже).
Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте (о минусах этого процесса см. ниже).

Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.
Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

Минусы присоединения России к ВТО

Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме – наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

Когда ждать серьезных результатов?

Экспертами называются различные сроки, в которые должны проявиться первые серьезные результаты от вступления России во Всемирную торговую организацию. В среднем адаптация отечественной экономики, по прогнозам специалистов, продлится 6-7 лет. Думается, в течение этого времени полемика вокруг этого этапа развития страны будет то затихать, то разгораться с новой силой. Что ж, поживем – увидим.