Стартапы. Стартапы как новый школьный предмет

Детские стартапы Мы привыкли считать, что заниматься бизнесом и зарабатывать деньги могут только взрослые. Специалисты школы программирования для детей CODDY уверены, что это не так. Создать своё дело сейчас может любой, достаточно иметь хорошую идею и знать, как ее грамотно реализовать.

Все успешные предприниматели начинали свой путь в детстве. Они не боялись делать то, что другие считали невозможным. В последнее время все чаще встречаются новости о том, как какой-нибудь школьник создал сервис, приложение или бот, а затем успешно продал свою разработку крупной компании или привлек инвестора, заработав при этом внушительную сумму. Чем раньше ребенок поймёт, что у него есть возможность создать и запустить свой проект, тем больше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области.
Стартап для подростков По сути стартап представляет собой новый коммерческий проект, который создаётся с целью получения прибыли от бизнеса после его успешного развития. Занятия с детьми «Стартапы» в нашей школе в Москве помогут ребятам понять, что в основе классического стартапа всегда содержится уникальная, эксклюзивная идея. Настоящий стартап никогда не копирует уже известные коммерческие проекты, а представляет собой нечто кардинально новое. Например, в свое время идея Марка Цукерберга по созданию социальной сети Facebook была абсолютно оригинальной, аналогов такого формата в интернете еще не было.

На занятиях с детьми «Стартапы» опытные предприниматели научат подростков не бояться нового и пользоваться всеми возможностями для достижения своих целей.

Обучение предпринимательству с раннего возраста помогает детям:

  • развивать критическое мышление, логику, умение работать с информацией;
  • генерить и оценивать собственные бизнес-идеи;
  • разбираться в бизнес-моделях, получить базовые навыки для построения собственного дела – в интернете или оффлайн;
  • учиться работать в команде и принимать решения;
  • освоить необходимые инструменты для запуска бизнеса и пошаговую методику старта проекта;
  • научиться презентовать свои проекты и вести переговоры.
И самое главное, детям прививается позитивное мышление – умение видеть во всем возможности, рассматривать трудности как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться неудач. Курс подходит всем коддикам от 10 лет. Помогите детям превратить идеи в прибыльный бизнес!

Практика выпускников прошлого учебного года показала, что уже через месяц ребенок начнет зарабатывать первые деньги. После этого занятие за занятием мы будем помогать ученику увеличивать его еженедельный заработок. В этой статье мы рассказали о ребятах, которые за несколько месяцев начали с нуля получать десятки тысяч рублей.

Как мы понимаем, что учащийся освоил программу?

Во время обучения мы оцениваем как практическую сторону вопроса (как это сделать?), так и понимание темы (почему и зачем).

Ученики демонстрируют свои знания, решая задачи своим собственным способом, объясняя алгоритмы своими словами, помогая одногруппникам исправлять ошибки и создавая презентации по своим законченным проектам.

Идея создания нового школьного предмета пришла ко мне после того, как я познакомился с курсом , разработанным ФРИИ, на котором студентов фактически обучают тому, как сделать свой стартап.

Проводить такие занятия со студентами весьма логично - ведь именно в студенческой среде в своё время родилось большое количество успешных проектов. Самый очевидный пример - Facebook.

В последнее время стартапы становятся своего рода профессией. Конечно, это не предпринимательство в чистом виде, ведь предпринимательство подразумевает наличие какой-то законченной бизнес-модели: нужно иметь чёткий финансовый план, который позволяет понять, окупятся ли наши идеи; понимать, когда и какие ресурсы нужны для их воплощения и так далее. Создавая бизнес, мы достаточно чётко планируем его будущее. Стартап же - это венчурная история: задача состоит не столько в построении прибыльного бизнеса, сколько в демонстрации экспоненциального роста определённого набора метрик. Если при этом стартап начинает себя окупать - замечательно, если нет - не страшно.

В чём основная идея стартапа? Если мы делаем некий бизнес, а все заработанные деньги тратим на его расширение, то такой бизнес растёт аналогично стартапу. Если в определённый момент в этот бизнес «влить» ещё больше финансовых средств и дать ему новые возможности для роста, то расти он сможет существенно быстрее. По похожей модели развивалась в свое время «Евросеть».

Расширяемость и взрывной рост характерны для стартапа. Другими словами, стартап - это тоже бизнес, обладающий рядом особенностей.

Так почему же надо изучать стартапы в школе?

Чем раньше молодой человек поймёт, что у него есть возможность создать и запустить свой проект, тем больше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области. Одно дело, когда о существовании стартапов узнаёт 25-летный выпускник вуза, а другое - если то же самое происходит со школьником 14-16 лет. Для такого молодого человека знание трудностей этого пути, когда многим надо рисковать, тратить на развитие проекта своё время, не спать ночами, и различных историй успеха (Цукерберга, Дурова и многих других), может стать тем необходимым элементом, благодаря которому он определится со своим будущим.

Более того, очень многие вещи, о которых обязательно нужно рассказать в рамках курса по стартапам, будут актуальны для любого бизнеса. Если посмотреть на опыт Generation S , одного из наиболее массовых онлайн/офлайн акселераторов, там в процессе обучения эксперты рассказывают в том числе и про рынок и его характеристики: как определить объём рынка, что такое бизнес-модель, какие существуют типовые бизнес-модели, как и когда их можно применять, как найти свою целевую аудиторию, разработать MVP, как определиться с партнёрами и ресурсами и многое другое.

Всё это важно для любого бизнеса, а не только для стартапов. Например, умение сделать финансовый анализ проекта дорогого стоит. Поэтому, когда мы говорим о введении такого предмета в школе (хотя бы на факультативной основе), мы прежде всего говорим об умении анализировать и проектировать различные процессы.

Эксперимент на живых школьниках

В качестве эксперимента мы в прошлом году попробовали на базе обычной средней школы №184 в Санкт-Петербурге сделать свой стартап с учениками 10 и 11 классов, то есть пройти путь от полной неосведомлённости до создания простейшего лэндинга с описанием концепции придуманного стартапа.

Курс строился по очень простому принципу: сначала теоретическая, а потом уже практическая часть. Теория включала в себя 4 лекции, посвящённые основным понятиям - бизнес-модель, анализ рынка, ключевые роли в проекте… А вот уже в качестве практики ученикам предстояло разбиться на команды, занимающиеся разработкой своей собственной идеи.

Процесс защиты своего проекта.

Идеи стартапов были очень разные и, надо сказать, часто весьма актуальные (мы даже встречали потом некоторые из этих идей реализованными во вполне себе «взрослых» стартапах). Например, ребята озвучили свою собственную проблему, связанную с профориентацией: до сих пор в России, к сожалению, нет централизованного ресурса, который позволял бы подростку или его родителям получить ответы на вопросы, связанные с выбором профессии и вуза. Вот они и предложили создать такую платформу, которая в итоге решила бы насущные проблемы профориентации для школьников.

Ещё одна возникшая у учеников идея была связана с краудфандингом (по аналогии с известными и активно действующими площадками вроде Boomstarter или Planeta.ru или зарубежным Kickstarter), ориентированным исключительно на сбор средств для выступления музыкантов. Существуют «нишевые» группы, которые не выступают на крупных площадках или дают концерты только в столице. Однако даже в небольших городах есть сотни людей, которые бы с удовольствием пришли на концерт любимой группы, заплатив за это разумную сумму. Идея проекта заключалась в создании специального ресурса, на котором можно было бы скидываться на приезд какой-либо группы в твой город, в то время как все организаторские заботы взял бы на себя сам этот ресурс. Если собранных денег достаточно, вложившиеся люди автоматически получают билеты на концерт. Если нет - деньги возвращаются отправителям.

Приведём несколько других интересных примеров. Одна команда юных стартаперов предложила создать приложение с дополненной реальностью для экскурсий по городу: с его помощью можно было бы давать сведения о различных достопримечательностях. Другая выдвинула идею о гостинице для домашних питомцев: человек, которому на время нужно пристроить, например, своего кота, мог бы разместить соответствующее объявление, а потом выбрать кого-то из откликнувшихся, опираясь на предложенную цену или отзывы других людей. Такой проект был бы особенно актуален для западного рынка.

Очень интересным нам показался и проект анонимной психологической помощи для подростков и взрослых - аналог телефона доверия. Работать в таком проекте могли бы студенты медицинских вузов, изучающие психологию. Здесь есть обоюдная польза: одни получают хорошую практику, другие - качественную помощь.

Безусловно у всех этих идей есть свои недостатки и множество непонятных моментов. Скорее всего, если их реализовать, то далеко не все из них «выстрелят», что, впрочем, характерно и для более зрелых команд. Однако мы не остановились только на идеях.

В рамках нашего курса все «стартаперы» провели опросы и собрали мнения о том, насколько интересна окружающим их идея. Каждая команда опросила от 50 до 200 человек, и в среднем более 50% оценивали предложенные идеи положительно. В некоторых случаях люди даже были готовы платить за предлагаемый продукт. Очень много времени было уделено и публичным выступлениям (например, в формате «круглых столов» с целью защитить свой проект перед другими учениками и улучшить его на основе полученной обратной связи). Здесь важно отметить, что публичные выступления - одно из самых слабых мест у современных школьников, они очень тяжело даются детям, которые, тем не менее, прекрасно общаются в Сети и между собой. С некоторыми учениками мы тренировали их трёхминутное выступление по 30-40 минут. Однако одним из позитивных результатов курса можно считать то, что ребята научились выступать хотя бы перед знакомой аудиторией. Это тоже прекрасный сопутствующий эффект.

Полностью реализовывать ученические стартапы мы не стали, так как это очень трудоёмкая задача. Дети просто не готовы вместо сна и развлечений заниматься развитием проекта. Поэтому в качестве финальной части своей работы они подготовили лэндинги, на которых красочно объясняли суть своей идеи, её актуальность, способы монетизации и особенности реализации. Вот, например, результат работы команды, которая предложила свою реализацию идеи вдохновляющего будильника . Все остальные лэндинги также делались при помощи сервиса Tilda.

Пробная версия лендинга пробуждающего сервиса.

После создания страницы школьники защищали свой проект, рассказывая о своей идее, основном потребителе, предполагаемых способах заработка и необходимых ресурсах.

Что получилось и что не получилось

Позитивный опыт заключается в том, что учениками приобретается много полезных навыков, включая навык публичных выступлений, умение работать с информацией и визуализировать её, проведение опросов, умение отталкиваться от мнения потребителей. Дети учатся культуре дискуссии, умению объективно оценивать свои идеи, критическому мышлению. Более того, работать над стартапами школьникам действительно интересно из-за отсутствия рутины и возможности проявить творческие способности.

Однако и негативных аспектов тоже достаточно.

Современная образовательная система в школе не приучает детей к труду. В школе занимаются все хорошо, а дома практически никто не работает. Когда же мы говорим о стартапах, то нужно понимать, что первое время проект держится только на личности и труде основателей. Школьники к этому не готовы. Стартап нельзя заставить делать - это должно идти изнутри. То, что мы наблюдали у школьников, говорит совсем о другом подходе: они привыкли, что за них подумают, им напишут план и расскажут, что делать. Так, к сожалению, это не работает.

Надо сказать, что это беда не только российских школьников. Их зарубежные ровесники в массе своей также не склонны проявлять инициативу при обучении. Фредерик Ору, основатель французского стартап-акселератора NUMA, что нужно учить наших детей тому, что даже если они и не создадут свою компанию (в конце концов, не все рождены предпринимателями), им нужны творческие навыки, им нужны междисциплинарные связи, им нужно умение применить свои знания в жизни. В обучении предпринимательству есть действительно большой педагогический потенциал.

Фредерик Ору

У нас существует гигантский разрыв между образованием и профессией; это проблема типична для сегодняшнего мира - как говорится в одном известном высказывании, образование готовит людей для будущего, о котором нам ничего не известно. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру.

Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышление. Это прекрасный способ понять одну простую вещь: что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя, но и для других, для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы. Понимание того, что ты работаешь для кого-то, ведёт тебя к необходимости разобраться, что нужно этому «кому-то», будет ли твоя работа полезна этому «кому-то». Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников, очень многие из которых не очень понимают смысл учёбы.

Продолжая мысль французского предпринимателя, можно сказать, что стартапы - это хороший эксперимент, который нужно ставить сегодня в школах, чтобы показать, как знания из совершенно разных дисциплин (математики, физики, психологиии…) собираются в одной точке для создания единого продукта.

Мы спросили ведущих экспертов в области стартап-образования, нужно ли сегодня вводить в школьное обучение предпринимательские курсы.

Нужен ли школе факультативный курс по созданию собственного стартапа?

Как показывает опыт лицея ВШЭ, школьники вполне способны придумывать стартапы и прорабатывать бизнес-модели. Чем раньше привить навыки предпринимательства, тем раньше школьник сможет увидеть различные варианты его дальнейшей карьеры и, соответственно, сможет лучше определиться с выбором вуза, факультета.

Курс по созданию стартапа, при условии его серьёзной и качественной проработки, мог бы привить такие нужные во взрослой жизни качества и навыки, как ответственность, умение работать в команде, управление проектом, планирование, представление результатов своей работы. Это пригодится в любой отрасли, куда бы они потом ни пошли.

Замир Шухов

Предпринимательству необходимо начинать учить со школьной скамьи - это моё твёрдое убеждение. Необходимые навыки возможно идентифицировать в достаточно раннем возрасте. Сейчас молодые ребята в возрасте 15-16 лет начинают создавать свои проекты и даже зарабатывать на них деньги. Это сплошь и рядом видно на различных конференциях, которые проходят за рубежом: в Европе, США, Азии.

Я считаю, что талантливым ребятам нужно дать возможность выбрать специализацию предпринимательства раньше, как они выбирают техническое или гуманитарное направление в 9-10 классе, и начать получать навыки в возрасте, когда их мозг наиболее восприимчив к этой информации. Обучаться по данному курсу могли бы те, кто в будущем видят себя создателями собственного бизнеса.

Какие знания, навыки и умения необходимо «прививать» в школе, чтобы поднять российские стартапы на качественно иной уровень?

Для качественных стартапов в будущем, как и для жизни в целом, школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, причём не только искать, но и отсеивать, анализировать, осмыслять её, навыкам коммуникаций и представления своих идей, управлению проектами. Важно прививать позитивное мышление: видеть во всём возможности, рассматривать трудности, как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться их совершать. И, наконец, самое главное, чего не хватает большинству взрослых: желания сделать мир лучше, строить большие корабли, брать на себя ответственность за себя и хотя бы часть мира вокруг себя.

Замир Шухов

директор инновационной программы развития бизнеса GVA LaunchGurus

Конечно, необходимы базовые знания о том, как функционирует экономика: человек, который хочет управлять собственным бизнесом, должен уметь в первую очередь считать цифры. Для успешного управления людьми нужно понимание особенностей коммуникации, постановки задач, управления собственным временем. Все эти навыки, конечно, развиваются лучше на практике, но успешность молодых предпринимателей будет гораздо выше, если в теории давать базис в старших классах.

Сейчас мы наблюдаем, что, выходя даже из вуза, выпускники не имеют навыков управления собственным бизнесом: у них хорошая креативная база, многие владеют навыками программирования, научными знаниями, но не имеют навыков управления людьми, умением их мотивировать, объединять вокруг идеи. Этому может способствовать преподавание так называемых soft skills: ораторского мастерства, умения вести переговоры, развития навыков лидерства и управления командой. К примеру, можно создавать ещё в школе проектные группы, работающие командой над общими заданиями или реализующие несложные проекты школьного, муниципального масштаба.

Обучаться созданию стартапа должны те, кто нацелен стать предпринимателями и имеют задатки предприимчивости. Важно сначала объяснить перспективы предпринимательства – это тяжёлый труд, бессонные ночи, потраченные 5-7 лет на старт новой компании до того, как она станет успешной, нестабильность и некий риск. После того, как у учеников есть понимание и возможность взвесить «за» и «против», они должны сами выбрать, пойти ли им по пути начинающего стартапера.

Учить нужно тех, кто хочет этому учиться – это добровольное направление.

16 июня состоялся самый большой в мире демо-день - 1 584 компании завершили программу трекинга основателей «Стартап-Школы» Y Combinator. 797 из них опубликовали демо-видео , открытые для просмотра всем.

13 321 компания подала заявку на участие в 10-недельной программе Y Combinator. Всего было принято 2 820 стартапов. Программа предполагала работу менторов из числа основателей стартапов YC, виртуальные офисные часы с группами однокурсников и серию онлайн-лекций.

Акселератор обычно проводит обучение в два потока в год с очным участием 100 стартапов. Партнеры акселератора и приглашенные лекторы учат предпринимателей расти быстрее. Стартапы получают $120 000 долларов инвестиций, образование и полезные связи в обмен на долю в 7%.

Сэм Альтман, президент Y Combinator, рассказывает, что YC искал способ консультировать не несколько сотен компаний в год, а несколько тысяч. Первой попыткой масштабирования была программа YC Fellowship, где несколько дюжин стартапов еще более ранней стадии, чем обычно, получали удаленную поддержку в обмен на долю в 1,5%.

Y Combinator решил закрыть Fellowship, так как, по словам Альтмана, программа не смогла добавить нолик к тому, что делал акселератор. После успеха онлайн-классов Альтмана в Стэнфорде Y Combinator взял свои уроки и объединил их в открытый для всех онлайн-курс под названием Стартап-Школа . Среди приглашенных спикеров - Стюарт Баттерфилд из Slack, Дастин Московиц из Facebook, представители фондов Sequoia и Khosla и другие.

Делая доступными знания о стартапах для всех, Y Combinator надеется подстегнуть экономическую активность по всему миру. При этом он хочет подготовить компании к более формализованной акселерационной программе. Текущая проблема онлайн-курсов в том, что зачастую нет возможности вести какой-то учет или предоставлять поддержку, чтобы держать обучающихся вовлеченными.

Решением стал трекинг основателей. Стартапы подавали бы заявки и, если поступали, к ним назначался выпускник YC в виде ментора, который курировал и другие двадцать стартапов в одной группе. YC не инвестирует какие-либо деньги и не берет долю в компаниях, которым также не нужно ничего платить за участие.

Эта десятинедельная программа требует от всех участников просмотреть лекции, посетить девять из десяти групповых занятий онлайн вместе со своими однокурсниками, а также еженедельно предоставлять отчеты о своем росте и метриках, как минимум девять недель из десяти. Также проходили индивидуальные сессии «ментор-стартап» с обратной связью через электронную почту.

Всего прошло курс 1584 стартапа. Они охватывают все вертикали, которые можно представить, начиная с дронов и заканчивая альтернативной энергетикой, дополненной реальностью и биотехом.