Старинные цветные фотографии прокудина горского. Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

12 мифов о Прокудине-Горском

Относительно недавно «открытый» Интернетом пионер русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) уже успел превратиться в настоящую знаменитость. Его творческое наследие не оставляет почти никого равнодушным. Как и положено настоящей знаменитости, жизнь и творчество нашего героя уже успели обрасти мифами, которые ежедневно тиражируются в Сети (и не только) в массовых масштабах.

Бороться с мифами дело совершенно безнадежное, на то они и мифы.

Однако серьёзным почитателям «мастера натурального цвета» будет, возможно, интересно проверить свои знания.

Буду признателен за любые отзывы, замечания и вопросы!


1. Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Первый миф, точнее путаница, касается места рождения. Обычно пишут, Прокудин-Горский родился в Муроме/Санкт-Петербурге/Владимире.

Все три вышеназванных места рождения, периодически называемые на разных сайтах и в печатных статьях, являются неправильными.

В 2010 г. было документально установлено (архивной выпиской из метрики), что Прокудин-Горский родился в фамильном имении Фуникова Гора Покровского уезда Владимирской губернии (ныне это Киржачский район)

Источник мифа о рождении Прокудина-Горского в Муроме - его собственноручные записи в анкетах, начиная с 1918 г. Зачем он указывал неверное место рождения - до сих пор не известно.

С Муромом у Сергея Михайловича были связаны отроческие годы.

2. Учёба Прокудина-Горского .

До 2010 г. не было документальных свидетельств об образовании Сергея Михайловича, отсюда родился миф, что он окончил в 1889 г. Политехнический институт в Петербурге.

На самом деле Прокудин-Горский с октября 1886 по ноябрь 1888 г. слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Затем по неизвестной причине он оставляет университет и в сентябре 1888 г. становится слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил.

Следующий миф состоит в том, что окончив якобы Технологический институт, Прокудин-Горский отправился за границу, где некоторое время преподавал химию в Высшей Технической Школе в Шарлоттенбурге, читал лекции о спектральном анализе и фотохимии, вошел в контакт в Адольфом Мите, потом переехал в Париж и продолжил занятия в лаборатории известного химика Эдме Жюля Момене, занимавшегося исследованиями в области цветной фотографии.

В действительности ни в какую заграницу Прокудин-Горский после завершения (т.е. оставления) учёбы не отправился, а в 1890 г. женился и поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся (благотворительное полугосударственное учреждение). Эдме Жюля Момене он, очевидно, знать не мог, так как тот умер раньше, чем Прокудин-Горский заинтересовался цветной фотографией, а с Адольфом Мите познакомился лишь спустя 12 лет, в 1902 году.

3. Прокудин-Горский изобрёл цветную фотографию .

Это один из главных мифов и его, честно говоря, даже не хочется опровергать. Но, как говорится, «истина дороже». Изобретение цветной фотографии - это растянувшийся на несколько десятилетий процесс, в котором были задействован многие учёные. Наиболее крупный вклад внёс британский учёный Кларк Максвелл, который в 1855 году предложил сам принцип, а в 1861 году (за 2 года до рождения Прокудина-Горского!) сделал первый экспериментальный цветной снимок. Потом были открытия немецкого учёного Вильгельма Фогеля в области сенсибилизации. Практически применимую технологию съемок методом цветоделения в 1885 году создал и начал использовать американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс. В Европе ту же технологию создал в 1901 году немецкий учёный Адольф Мите, у которого и учился Прокудин-Горский.

Хотя вся аппаратура была заказана в Германии, Сергей Михайлович, будучи талантливым фотохимиком, внёс большой вклад в совершенствование рецептуры сенсибилизатров.

4. Прокудин-Горский снимал Русско-Японскую войну.

Действительно, имеется альбом снимков этой войны, выпущенный в 1906 году, где фамилия Прокудина-Горского указана на титуле. Однако эта фамилия означает не авторство снимков, а то, что Прокудин-Горский был составителем и издателем альбома.

Документально установлено, что во время запечатлённых на снимках альбома событий Сергей Михайлович находился в Петербурге.

5. Прокудин-Горский - «царский фотограф»/«личный фотограф царя»/»придворный фотограф» .

Один из наиболее распространённых мифов или штампов.

В действительности Сергей Михайлович никогда не был придворным фотографом. Он встречался с царём несколько раз в своей жизни (в 1909-1913 гг.), показывал ему свои снимки и получил поддержку по проекту документировании Российской империи. К моменту первой встречи с царём Прокудин-Горский уже успел совершить несколько фотоэкспедиций и его коллекцию уже называли в прессе «знаменитой». Не будь «царского» вагона и парохода, Прокудин-Горский, наверное, никогда бы не снял реку Чусовую и село Ныроб, зато, возможно, было бы больше снимков городов центральной России.

6. Снимки Прокудина-Горского носят постановочный характер и лакируют действительность царской России .

Этот миф непосредственно связан с мифом о «царском фотографе».

Часть правды, однако, здесь присутствует. Во-первых, сам Прокудин-Горский писал однажды в своём журнале, что для съемки у него крестьяне старались вырядиться получше. Поэтому одежда позирующих на снимках людей не всегда повседневная.

Во-вторых, поддержка фотоэкспедиций со стороны царя всё-таки накладывала некоторые моральные ограничения. У Прокудина-Горского не известно кадров с изможденными людьми в голодающих деревнях, нищими бродягами, сценами пьяной драки у ночлежки, которые в изобилии можно встретить, например, у Максима Дмитриева.

Но, как представляется, здесь дело даже не в самоцензуре и стремлении угодить власть имущим, а в искреннем желании Сергея Михайловича запечатлеть свою страну в её лучших проявлениях, создать светлый образ Отечества для патриотического воспитания молодёжи на этом материале. Вскрывать социальные язвы русского общества он оставлял другим.

В этом смысле созданный им фотографический портрет России накануне революции можно назвать вполне правдивым и реалистическим, хотя и далеко не полным.

7. Прокудин-Горский не мог печатать свои снимки, а только проектировать их.

На самом деле Прокудин-Горский как раз увлекся цветной фотографией после того, как стал специалистом по цветной печати (известна с 18 века).

Свои самые ранние снимки он издавал в виде фотооткрыток в 1906 году, а также вклеек в журнале «Фотограф-любитель» в 1906-1909 гг. Многие снимки Прокудина-Горского опубликованы в виде книжных иллюстраций, некоторые из которых имеют почти современное качество. Например, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Феoдоровича» (СПБ, 1913 г.).

8. Прокудин-Горский не снимал крупные города: Петербург, Москву, Киев.

Из-за того, что значительная часть коллекции Прокудина-Горского не известна нам даже по названиям снимков, вообще трудно утверждать, что он не снимал тот или иной город.

Но Петербург, Москву, Киев Сергей Михайлович точно снимал, просто почти все эти снимки относятся к пропавшим частям коллекции. Петербургских снимков известно как минимум 15, большинство из которых - только по названиям. Снимков Киева было сделано в 1905 году аж 38, но только один из них дошел до нас, в качестве открыточной репродукции. Видовой снимок Москвы известен пока только один (Новоспасский монастырь), но их вполне могло быть больше.

9. Прокудин-Горский оказался совершенно не нужен советской власти.

Творчество Прокудина-Горского для многих людей олицетворяет мощь и красоту дореволюционной России, целого мира, который был разрушен, похоронен революцией. Поэтому для многих людей представляется совершенно естественным, что «личному царскому фотографу» просто не могло быть места при новом режиме, он оказался ненужным, отвергнутым и чудом унёс ноги из Советской России.

Однако историческая действительность гораздо сложнее и противоречивей. Все знают, что «отвергнутый» фотограф устраивал персональные показы своих снимков в Зимнем дворце в марте 1918 года, но мало кому известно, что со вступительным словом перед показом выступал нарком просвещения Луначарский, оказавшийся большим знатоком и ценителем цветной фотографии.

Также многим известно, что Прокудин-Горский вошёл в том же 1918 году в оргкомитет учреждаемого в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники, но почти никто не знает, что в мае 1918 г. В.И.Ленин лично дал указание включить Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мастерская Прокудина-Горского на Б. Подьяческой получала в 1918 году заказы от издательства «Коммунист».

Крупнейший в России специалист по цветной печати был крайне необходим новым властям! Другой вопрос, хотел ли сам Прокудин-Горский работать при новом режиме?

В августе 1918 года он отправился в очередную зарубежную командировку по поручению Наркомпроса и уже не вернулся из неё.

По семейному преданию, в начале 1930-х годов к Сергею Михайловичу обращались советские представители с предложением вернуться в СССР для продолжения научной работы, но старый мастер ответил отказом.

10. Прокудин-Горский эмигрировал, увезя с собой чемодан/20 ящиков/вагон фотопластин. При этом на таможне конфисковали снимки царской семьи и фотографии стратегического характера .

В действительности, как уже говорилось выше, Прокудин-Горский выехал в августе 1918 г. в служебную командировку по заданию Наркомпроса, из которой решил не возвращаться. Свою коллекцию (точнее, её часть) он получил из СССР только спустя несколько лет (по всей видимости, осенью 1931 года). К этому моменту коллекция, очевидно, давно уже находилась в собственности советского государства. Поэтому некоторые снимки были «исключены» (по словам самого Прокудина-Горского), а не «конфискованы на таможне». На каких условиях советское правительство согласилось переслать большую часть коллекции во Францию - до сих пор величайшая загадка. Многолетние исследования архивов не обнаружили никаких следов «дела о вывозе». Что касается снимков царской семьи, то информация об их существовании основана на семейных легендах и документально пока не подтверждена.

11. В советское время имя Прокудина-Горского было совершенно вычеркнуто и забыто.

Это не так. Даже в сталинский период на его имя не было запрета и оно периодически упоминалось в технической литературе в связи с историей изобретения цветной фотографии и цветного кино. В 1955 году вышла книга С. Морозова «Русская художественная фотография», где все заслуги Прокудина-Горского были перечислены в самом хвалебном тоне (эта книга в дальнейшим переиздавалась).

В 1970 г. в популярном журнале «Наука и жизнь» вышла статья С. Гараниной «Л. Н. Толстой на цветном фото». С этого момента статьи о Прокудине-Горском в СССР печатались уже периодически. В 1978 г. один из его наиболее известных снимков (портрет Льва Толстого) был опубликован на обложке журнала «Огонёк» тиражам более 2 миллионов экземпляров, о самом Прокудине-Горском в том же номере была небольшая статья.

12. Доступные в Сети снимки Прокудина-Горского - это результат сложных компьютерных технологий по восстановлению цвета.

В наиболее радикальном виде этот миф звучит как «современная наука научилась делать чёрно-белые снимки цветными».

В действительности компьютерная технология позволила получить (а главное -зафиксировать) то изображение, которое Прокудин-Горский получал на экране с помощью своего проектора.

Для многих снимков оказалось вполне достаточным всего лишь совместить три цветовых канала, чтобы получилось почти идеальное цветное изображение, не требующее никаких дальнейших манипуляций.

Другой вопрос, что большинство снимков были изначально «с браком» по причине неправильной выдержки одной или более пластин, либо сильно повредились при хранении. Здесь компьютерная технология позволяет восстановить естественный баланс цветов и провести реставрацию снимка.

Таким образом, компьютерная технология позволяет получить те цвета, которые изначально были заложен в тройном негативе.

***

Мы коснулись только наиболее распространённых и существенных мифов о Прокудине-Горском. Наряду с ними в Сети и печатной литературе встречается ещё множество самых различных ошибок, неточностей, заблуждений.

Есть и утверждения, которые пока нельзя однозначно назвать вымыслом, но и документально подтвердить никак не удается. Например, об ученичестве у Менделеева, о съемке царской семьи или о демонстрации первых в России цветных фильмов.

На самом деле, мы ещё и половин не знаем о пионере русской цветной фотографии. Каждый год исследований приносит всё новые и новые сюрпризы, открытия и загадки. И этим Прокудин-Горский особенно интересен!


С. М. Прокудин-Горский

30 августа исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Первопроходец русской цветной фотографии, он разработал уникальный метод фотосъемки, благодаря которому можно узреть не в привычном черно-белом ретро-изображении, а будто вчера сфотографированную в цвете ту Россию, которую мы потеряли... Прокудин-Горский осуществил потрясающую задачу - снял между первой русской революцией и Первой мировой войной несколько тысяч объектов на территории Российской империи. Благодаря чудом сохранившимся негативам мы можем увидеть как выглядела Российская империя в цвете - и удивиться тому, что "темная, нищая, отсталая Россия" одевалась ярко, в разноцветные одежды...

Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909


Строители Мурманской железной дороги, Кемь-пристань.

И дело даже не в форме, достаточно вглядеться в лица той России, которую мы потеряли...

Ну и о пресловутых сравнениях с 1913 годом - теперь, спустя 100 лет весьма поучительно смотреть на фотографии (которые сами по себе - замечательное достижение в фотографическом деле): документ эпохи.

Например, "лампочка Ильича", говорите? А без большевиков освещали бы избы лучинами? Ну-ну... :)

Машинный зал Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб. 1911

А вот новая гостиница в Гаграх, 1905—1915.
И столб с проводами виден в кадре.

Фотографии Прокудина-Горского помогают наглядно увидеть ту ушедшую эпоху, почувствовать её очарование.

Под катом - биография фотографа, вкратце о его методе и фотографии Рязани, сделанные сто лет тому назад...


Автопортрет С. М. Прокудина-Горского у реки Скурицхали, 1912. Полная версия

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста.
До 1886 года учился в Александровском лицее, однако не закончил полного курса.
С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также по какой-то причине не окончил. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств.
В мае 1890 года поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся, в качестве его действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было основано в 1830 году на средства известного мецената Анатолия Демидова и состояло в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В том же 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.
В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.
С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

Алим-хан (1880—1944), эмир Бухары. 1907

В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года в горах Тянь-Шаня близ станции Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.
21 сентября 1907 года Прокудин-Горский делает сообщение о произведённых им исследованиях пластинок Люмьер для цветной фотографии, после доклада и обсуждения были проектированы цветные диапозитивы Ермилова Н. Е., Шульц, Натомб и др.

В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.
В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.
…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.

Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы

Паровоз с пароперегревателем Шмидта, 1910.
Паровоз с паровой машиной компаунд и пароперегревателем Шмидта показан на железной дороге между Пермью и Екатеринбургом в регионе Уральских гор в восточной части Eвропейской России. Вагон на заднем плане, как считают, является передвижной фотографической лабораторией Прокудина-Горского.

Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. 1910

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.
В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу.


Три поколения, 1910.
А.П.Калганов позирует с его сыном и внучкой для портрета в индустриальном городе Златоуст в Уральском горном регионе России. Сын и внучка работают в Златоустовском оружейном предприятии, оно - главный поставщик вооружений Русской армии начиная с начала 1800-ых. Калганов демонстрирует традиционное русское платье и стиль бороды, в то время как два более молодых поколения имеют более ориентированное на Запад, современное платье и стиль причёски.

В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

Иконостас православной церкви в Смоленске. 1912

В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.

1911. Памятник на редуте Раевского

1911. Иконостас в Бородинской церкви

1911. Икона Смоленской Божьей Матери, принадлежавшая Багратиону

1911. В Бородинском музее

В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913—1914 годах Прокудин-Горский участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий.

Постройка шлюза близ села Кузьминского

В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. С началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии». Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер.
До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.

Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Метод Прокудина-Горского

Для тех, кто интересуется фотографией: в начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.
С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.
Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.

Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве (см. «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.» — Пг., 1914). Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.

Судьба коллекции Прокудина-Горского

Следует отметить, что Прокудин-Горский не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите). Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии, а именно по методу автохрома (например, профессор Ермилов Н. Е., генерал Вишняков, фотограф Штейнберг, Петров, Трапани). Этот метод был проще в применении, но давал довольно зернистое изображение, краски которого быстро выцветали. Кроме того, только коллекция Прокудина-Горского была сделана (и сохранилась) в таком значительном объёме.

Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт!
Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе. Отсканированные изображения инвертированы (преобразованы в позитивы цифровыми методами).

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». Для неё были отобраны 122 фотографии и с помощью компьютера восстановлены цветные изображения. При фотографировании по методу Прокудина-Горского отдельные снимки делались не одновременно, а с некоторым промежутком времени. Вследствие этого движущиеся объекты: текущая вода, движущиеся по небу облака, дым, качающиеся ветки деревьев, движения лиц и фигур людей в кадре и т. д. воспроизводились на фотографиях с искажениями, в виде смещённых разноцветных контуров. Эти искажения крайне сложно исправлять вручную. В 2004 году Библиотекой Конгресса был заключён контракт с Блез Агвера и Аркас на разработку инструментов для устранения артефактов, вызванных смещением объектов в процессе съёмки.
Всего «американская» (то есть хранящаяся в Библиотеке Конгресса США) часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются по сегодняшний день. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). Для всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях. Кроме того, на сайте находятся сканы страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского и отсканированные с высоким разрешением те фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов. Все перечисленные файлы доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса США.

После появления в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса отсканированных фотопластинок Прокудина-Горского в России возник Народный проект восстановления наследия Прокудина-Горского.
В 2007 году в рамках проекта «Российская империя в цвете» Издательства Белорусского Экзархата были разработаны специальный алгоритм и программа для совмещения трёхкомпонентных фотографий С. М. Прокудина-Горского. Это позволило совместить все снимки и выложить их на всеобщее обозрение на сайте «Российская империя в цвете ».

Мне конечно было особенно интересно посмотреть на Рязань. :)

1912. Успенский собор с востока.

1912. Деталь стены Успенского собора.

1912. Вход в Успенский собор.

1912. В кремле: Христорождественский собор, Успенский собор (с запада) и колокольня.

1912. Река Трубеж и собор Рождества Христова.

1912. Спасский монастырь с северо-запада.

1912. Церковь во имя Архистратига Михаила, бывшая великокняжеская, рядом с Успенским собором.

1912. Архиерейский дом.

Церковь Бориса и Глеба, вид с юго-востока.

1912. Общий вид Рязани с севера.

1912. Общий вид Рязани с колокольни Успенского собора с северо-запада.

1912. Вид на Рязань с юго-востока.

Зарайский уезд Рязанской губернии.

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также