Сравнение рекламы и pr. Чем PR отличается от реклама

Сегодня граница между рекламой и пиаром практически стерлась. Причина этого - не уникальные процессы, а простое незнание функций каждого из направлений. Мы решили помочь своим читателям в более четком понимании разницы между ними.

Реклама - это оплаченная, персонализированная коммуникация, которую конкретная компания или лицо осуществляют посредством СМИ. Используется она для того, чтобы повлиять на клиента и склонить его на свою сторону при выборе товара или услуги.

Пиар (или паблик рилейшнз) - это тщательно продуманная стратегия, направленная на нормирование имиджа компании, а не на продвижение каких-либо ее продуктов.

Если реклама настойчиво склоняет человека к приобретению того или иного товара, то PR делает так, что у потребителя складывается впечатление, что он сам принимает решение в пользу товара того или иного производителя или услуг определенной компании. В последнем случае клиент будет намного более лоялен и его будет гораздо сложнее переманить конкурентам.

Отличие первое: аудитория.

Реклама и PR могут воздействовать на одну и ту же целевую аудиторию. Разница в том, что пиар практически никогда не действует лишь на одну категорию людей. Любой компании, которая выстраивает свои связи с общественностью, важны грамотные отношения сразу с несколькими социальными группами субъектов. Это и потребители, и избиратели (если речь идет о политике) и инвесторы, и властные структуры, и журналисты. Список можно продолжать еще долго. Что касается рекламы, то она чаще всего ориентирована исключительно на потребителей и направлена на буквальное увеличение продаж, а не на улучшение имиджа товара, услуги или человека. В случае, когда необходимо продвигать компанию и ее имя, реклама отступает перед мощью и разнообразием пиар-методов.

Отличие второе: цели и задачи.

Как уже говорилось, главная и практически единственная цель рекламы - увеличение продаж. Сюда могут входить такие задачи, как повышение известности товарного знака, указание на особенности
продукции или услуги, сравнение с конкурентами.

У PR-департамента задачей намного больше, и они совсем другие. Чтобы не вдаваться в бесконечный поток деталей, скажем так: специалисты паблик рилейшнз должны делать все, чтобы у компании были гармоничные отношения со всеми, кто с ней соприкасается. Эти отношения должны создавать атмосферу для эффективной деятельности как компании в целом, так и ее рекламного отдела. Более того - есть целые сферы и отрасли, где просто не может идти речь о продажах, а исключительно о благоприятном отношении. Яркий пример-политика.

Отличие третье: количество сторон, принимающих участие в процессе.

Реклама, как правило, выстраивается по линейному принципу между двумя субъектами - продавцом и покупателем. Пиар-коммуникация подразумевает многоуровневое общение не только с потребителями товара и услуги, но и с лидерами мнений, экспертами, то есть с людьми, которые будут высказывать свое мнение о продукте и компании, а потребители будут к нему прислушиваться.

Отличие четвертое: инструменты для работы.

Здесь можно смело цитировать словарь: «Основной инструмент воздействия в пиаре - сообщение, не маркированное как реклама. Это сообщение может быть порождено независимым журналистом, оно может передаваться из уст в уста простыми людьми… Вот почему говорят, что, в отличие от рекламы, пиар работает с контекстами. Один из основных инструментов в пиаре, порождающий тексты-сообщения, - событийный ряд. Пиар активно использует двухуровневые модели коммуникации, другие схемы управления общественным сознанием, более сложные, чем используются в рекламе. По сравнению с рекламой пиар более технологичен».

Отличие пятое: выполняемые в компании функции.

Реклама - непосредственный помощник маркетингового отдела. Именно там формируются задачи по продажам продукции и ее реализации. Реклама помогает маркетинговому отделу зайти на новые рынки, а компании - достичь необходимого уровня дохода.

Что же касается пиара, то это рабочий инструмент для реализации стратегии компании. К слову, он
бывает намного дороже рекламы, поскольку при условии правильного подхода гарантирует, что после окончания активных рекламных кампаний интерес к продукции или услуге не ослабеет.

Более того, в какой-то момент именно PR становится источником бесплатной популяризации бренда и имиджа компании. Но это возможно лишь тогда, когда компания уже широко известна. К примеру, когда Microsoft выводила на рынок ОС Windows, она ни цента не заплатила за рекламу - журналисты сами с удовольствием писали о новинке.

Разница между рекламой и PR существует, хотя она довольно условна. Наиболее внятно разница проявляется в определенных формах этих видов деятельности. Например, оплаченное объявление в газете -- это реклама, а презентация, пресс-конференция -- это PR Тем не менее PR и реклама -- это родственные институты. Некоторые PR-фирмы и рекламные агентства совмещают оба вида деятельности, но в каждом случае представители обеих дисциплин стремятся вместе обслуживать клиента .

Организации используют рекламу для PR-целей, когда не удовлетворены тем, что о них говорится в СМИ, и им кажется, что общественность настроена к ним недоброжелательно и не понимает сути проблемы, а также когда просто хотят высказать свои соображения по тем или иным вопросам. PR строит свою деятельность иначе. Он предлагает двустороннее общение. Пиар настолько отличается от рекламы, насколько различны по своей сути взаимодействие и манипулирование. Взаимодействие всегда начинается с диалога, вопросы могут задаваться не самые приятные, уклончивые ответы сразу вызовут недоверие. Фирме, которой есть что скрывать, лучше ограничиться голой рекламой. И поддержка таким фирмам не только не нужна, а вредна и опасна.

Реклама эффективна, если, при продвижении товара, нацелена на контакт с покупателем, и если она оставляет для PR взаимодействие со всеми другими ключевыми аудиториями. Логика PR больше направлена на достижение общественного консенсуса, в том числе и в процессе купли-продажи. Целью PR-действий не может быть конкретный коммерческий результат .

PR: у вас нет как такового контроля над тем, опубликуют ваш материал в СМИ или нет, а так же над тем, в какой форме выйдет информация о вашем субъекте PR. СМИ имеют полное право не публиковать присланные вами материалы, если они не имеют для них интереса.

3. Продолжительность освещения материалов о вашем субъекте

Реклама: вы платите за рекламную площадь или время, поэтому у вас всегда есть возможность продлить время раскрутки вашего рекламного сообщения в эфире или печатных СМИ, а так же увеличить или сократить количество выходов. Все зависит от вашего бюджета.

PR: любой информационный материал о событии, связанном с вашим субъектом PR, имеет одноразовый эффект. СМИ никогда не разместят дважды ваш пресс-релиз.

4. Отношение потребителей к информационным материалам

Реклама: любой потребитель понимает, что реклама оплачивается заказчиком и публикуется для его же целей, поэтому отношение к рекламе у потребителей всегда скептическое и часто недоверчивое. Так как потребитель осознает, что ему просто пытаются продать товар.

PR: читая или просматривая независимые материалы, потребитель проникается большим доверием, так как понимает, что его просто информируют, а не навязывают. На неоплаченные материалы потребитель смотрит иначе.

PR: в PR главное не сколько креативность сообщения, сколько его важность и актуальность. Вы должны уметь продвинуть нужную информацию в нужное время, конечно, при этом не забывая и о привлекательности сообщения, то есть о его креативности.

PR: круг взаимодействия PR-менеджеров не ограничен только лишь внутренней общественностью. Вы выстраиваете коммуникации со СМИ, с властными структурами и со своей внешней целевой аудиторией.

PR: в PR-текстах ни в коем случае не должно быть коммерческого послания, иначе это будет расценено как реклама, и тогда вряд ли СМИ захотят публиковать такие материалы. Все тексты пишутся в строгом деловом или публицистическом стиле.

PR - технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации - фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.

Рассмотрим некоторые из основных различий между ПР и Р.В основе различий лежит тот факт, что ПР более широкий вид деятельности, чем реклама. ПР связан со всеми коммуникационными процессами организации. Реклама в основном ограничена маркетинговой функцией. За небольшими исключениями(политическая реклама или наем сотрудников). ПР не является «бесплатной рекламой». Реклама обязательно платная. В этом ее главное отличие и преимущество: рекламное сообщение более контролируемо в плане охвата и полученного эффекта, она поддается медиапланированию. Поэтому очень часто публичные заявления крупных компаний проходят в виде рекламных площадей. Но именно эта платность делает рекламу инструментом обладающим низким доверием и часто игнорируемым со стороны потребителя. Еще одно отличие ПР от рекламы в том, что не все организации используют рекламу. К примеру, пожарные не занимаются рекламой, но ПР входит в их круг интересов. Как и в случае городской или президентской администрации, правительства. Реклама специализируется на потоках продажи-покупки, а ПР заняты всеми потоками коммуникации организации. И последнее: если реклама получает комиссионные от покупки места или времени, то ПР консультанты продают только свое время и экспертизу.
Франц: «Реклама – стратегия формирования желания, а PR – формирование доверия»

Сходства:

1) В период разработки информационных кампаний РR -фирмы и рекламные агентства используют аналогичные этапы и методики, имеющие целью определить целевые аудитории и сформулировать основные сообщения.

2) Использование одинаковых инструментов (СМИ)

То и другое является составляющим маркетинговых коммуникаций и направлено на продвижение продукта, услуги и т.п. Главной задачей ПР и Р. состоит в формировании позитивного отношения, ведущего к действию.
Сходства и различия рекламы и PR позволяют говорить о взаимосвязанных отношениях последних. Причем эти отношения могут быть как взаимозаменяемые, так и комплиментарные (дополняющие). Простая параллель с взаимозаменяемыми и комплиментарными товарами: два вида зубной пасты - взаимозаменяемые товары, а зубная паста и зубная щетка - комплиментарные. PR в ряде случаев исключает рекламу, скажем, когда в основе PR-акции лежит благотворительность. И тогда мы вправе говорить о взаимозаменяемости. Но отношения могут быть и комплиментарными, когда PR и реклама дополняют друг друга: например, при проведении PR-акций, направленных на привлечение широкой общественности.

Реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

1. Информационная (распространять в массовом масштабе информацию о товаре или услуге, их характере и месте продажи, выделять товар определенной фирмы). Функция информирования расслаивается на функции массового, группового (например, элитарного, профессионального или территориального), индивидуального информирования.

2. Экономическая. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени. Реклама информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека к их приобретению. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики и экономического благосостояния общества.

3. Эстетическая (воспитывать вкус потребителей, рекламируя лучшие образцы упаковки, создавая изящные товарные знаки и логотипы по законам графического искусства, рекламные видеоклипы и радиоролики, построенные с учетом законов пропорции, симметрии, равновесия, ритма и т.д.). Эта функция нацелена на формирование вкуса потребителей. Некоторые рекламные продукты создаются талантливыми дизайнерами, художниками, режиссерами и другими людьми творческих профессий. Благодаря этому, реклама иногда становится произведением искусства. Некоторые рекламные продукты могут соперничать по силе творческой мысли с величайшими произведениями искусства.

4. Просветительская , или образовательная заключается в воздействии ее в качестве средства обучения. Клиенты, покупатели узнают о товарах, услугах и открывают для себя способы совершенствования жизни. Реклама (в этом контексте) ускоряет адаптацию нового и неопробованного товара, а также процесс передачи достижений научно-технического прогресса в реальную жизнь. Реклама учит общество не только новому, но и рационализации, сбережению ресурсов, охране и безопасности; она побуждает к действию через человеческую мотивацию.

5. Социальная состоит в воздействии ее на общество. Она способствует повышению жизненного уровня населения, популяризует материальные, социальные, экологические и культурные возможности рыночной экономики, защищает потребителей от вредных товаров. Реклама также способствует развитию средств массовой информации, общественных организаций, компаний, некоммерческих организаций, формирует культурный, правовой и экономический менталитет каждого члена общества. Обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования той или иной продукции, реклама:

· Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное влияние на характер общественных отношений;

· Вызывает к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния;

· Определенным образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.

Другая классификация функций:

1. Информативная - сообщение о существовании товара, ознакомление с его основными свойствами, параметрами, особенностями; сведения, где и в какое время продается товар;

2. Психологическая - воздействие на чувства самооценки, соображения престижа, взгляды и предпочтения потребителей;

3. Стимулирующая - напоминание, побуждение к покупке.