Решения судов ст 217 трудового кодекса рф. Теория всего

СТ 217 ТК РФ .

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или
опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает
решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с
учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-
правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат
обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку
условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной
оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила
аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за
деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны
труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса РФ

1. Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердило Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.

2. Работодатель обязан создать специализированное подразделение (службу охраны труда) или в силу штатного расписания принять на работу соответствующего специалиста по охране труда, если численность его работников превышает 50 человек. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то работодатель или выполняет сам функции данной службы (специалиста), или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда. Структура службы зависит от штатного состава, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создаются бюро охраны труда (три - пять специалистов) или отдел охраны труда (от шести специалистов и более). На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4586).

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к ст. 217 TК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Судебная практика по статье 217 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2010 N КАС10-634

В соответствии с частью 3 статьи Трудового кодекса Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 1 апреля 2010 г. за N 205н издан приказ "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г., регистрационный N 17648, опубликован в "Российской газете" 7 июля 2010 г.


Решение Верховного Суда РФ от 06.10.2010 N ГКПИ10-1071

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях на заявление указали на то, что оспариваемое положение не ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, не возлагает на организации обязанность получать новые аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, а предусматривает на основании статьи Трудового кодекса Российской Федерации аккредитацию самих организаций.


Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 253-О-О

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Князев просит признать противоречащей статьям 2, 17, 18, 37, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации статью Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (часть первая); работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (часть вторая); при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (часть третья); структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть четвертая).


Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2013 N АКПИ12-1612

Оспариваемые положения Порядка не противоречат также статье Трудового кодекса Российской Федерации, которая закрепляет правила организации работодателями системы управления охраной труда. При указанных в данной норме условиях работодатель обязан принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда. Так, при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.


Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1062-О

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.В. Стась оспаривает конституционность части четвертой статьи Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.


Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2013 N АПЛ13-103

Не было у суда оснований согласиться и с утверждением ООО "Элис-Центр" о противоречии Порядка в оспариваемой части статье Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку эта норма закона не регулирует вопросы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, она направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в этой норме условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.


Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 N 84-АД17-1

13. в нарушение статей , , ТК РФ, пунктов 2.1.1 - 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N /29 (далее - Порядок обучения по охране труда), в организации отсутствует специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности, прошедший обучение по охране труда; не проводятся инструктажи по охране труда (вводные, первичные на рабочем месте, повторные), проверка знаний по охране труда; отсутствуют сведения об ознакомлении соответствующих работников с инструкциями по охране труда бармена, официанта, заведующего складом, водителя, пользователя ЭВМ, горничной; отсутствуют инструкции по охране труда работников следующих профессий, имеющихся в штатном расписании на 2015 год, утвержденном приказом от 29 декабря 2014 г. N 58: повара, бухгалтера, администратора зала, супервизора, мойщика посуды, пекаря.


1. Согласно ст 217 ТК РФ, система управления охраной труда в организациях - это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Одним из основных звеньев этой системы является служба охраны труда.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 4). В соответствии с названным актом в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда, в организациях с большей численностью работников - бюро охраны труда со штатом 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел со штатом от 6 единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше число работников службы охраны труда рассчитывается для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Изменения, внесенные в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, повышают требования к работодателям, осуществляющим производственную деятельность, в части организации службы охраны труда. В частности, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст 217 ТК РФ должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда уже при превышении числа работающих 50 человек. До изменения текста статьи численность работающих должна была превышать 100 человек.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек (вместо численности работников 100 или менее человек, предусматриваемой прежней редакцией), создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;
  • участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;
  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица с квалификацией инженера по охране труда либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, независимо от стажа работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы 3 - 5 лет.

5. Применяя статью 217 ТК РФ следует учитывать, что в производственных организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда; в организациях с меньшей численностью работников и в структурных подразделениях организаций - уголки охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты (уголки) охраны труда. Кабинеты помогают решать проблемы безопасности труда; создают систему информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда; ведут пропаганду охраны труда и др. (Постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 // Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2).

6. В целях оказания помощи хозяйствующим субъектам в совершенствовании управления охраной труда в организациях Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст с 1 июля 2009 г. вводится в действие непосредственно в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (вместо государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации"), в котором содержатся практические рекомендации по организации работы по безопасности и гигиене труда.

Хозяйствующим субъектам предоставлено право досрочно применять принятый стандарт.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 217 ТК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Второй комментарий к Статье 217 Трудового кодекса

1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда. У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель. Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2. С. 252). Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.