Развитие общения дошкольника со сверстниками. Особенности общения детей дошкольного возраста

Это мои олени!

Нет, это мои олени!

Спорили долго, а оленей поделить так и не могли.

Пришли в чум своих отцов. Отцы сошлись, спорили, спорили и тоже оленей поделить не могли.

Пришли эвенки в чум к своим братьям. Сошлись братья, спорили, спорили, и тоже оленей разделить не могли.

Так ходили эвенки из чума в чум, никто не мог разделить их оленей.

Тогда решили они отыскать самого умного в тайге и его спросить.

Долго шли и дорогой все спорили:

Мои олени!

Нет, мои олени!

Пришли в далекое стойбище, спросили:

Где самого умного сыскать?

Им ответили:

Умнее Орумо-богача нет; стадо оленей у него самое большое…

Потоптались на месте эвенки, друг на друга посмотрели, сказали:

Орумо-богач нам не поможет.

Ушли эвенки. В другом стойбище спросили:

Где самого умного сыскать?

Им ответили:

Шаман Алка - самый умный, силу имеет немалую…

Не поможет нам шаман Алка, - ответили эвенки, - сила его темная, худая…

Спросили эвенки:

Кто хозяин этого стада?

Мы - хозяева, - ответили пастухи дружно.

Удивились эвенки:

А тамгу чью ставите на оленях?

Тамга на всех одинаковая, - ответил старый Тока.

Как одинаковая? - еще больше удивились эвенки.

Пастухи ушли к стаду.

Старый пастух Тока сказал:

Говорите, эвенки, о своей беде. Помогать будем, чем можем.

Рассказали эвенки. Выслушал их пастух Тока, трубку из зубов вынул, и видят они через синее облачко дыма, как смеется Тока.

Я думал, у вас беда большая случилась, оттого так далеко шли…

Эвенки удивленно переглянулись:

Как разделим оленей: тамга у всех одинаковая?

А пастух Тока спрашивает:

Дружно ли вы, эвенки, жили? А?

Отвечают:

Тогда зачем же оленей пасти врозь, пусть у них будет одна тамга, один хозяин.

Эвенки зашумели, обступили пастуха Току:

Кто, кто хозяином оленей будет? Кого назовешь из нас? Тебя, старого, слушать будем!

Опять Тока трубку из зубов вынул, облако дыма пустил и говорит:

Ваше стадо - вы и хозяева.

Обрадовались эвенки, каждый думает: «Как я разбогател: было у меня десять оленей - стало тридцать».

Попрощались они с пастухом Токой и довольные ушли. Идут и говорят:

Однако, старый Тока самый умный в тайге, другого искать не пойдем.

С того времени помирились эвенки, оленей пасут сообща, тамгу ставят одну.

Литературная обработка Г. Кунгурова.

Жила в тайге на дереве серая птичка. Звали ее снегирь.

А под деревом жила мышка. Мышка все лето хлопотала. Собирала себе корм на зиму. А птичка только пела да летала.

Пришла холодная зима. Мышка забралась в норку. А птичка осталась на дереве. Мышке было тепло, сытно. А снегирю холодно, голодно.

Однажды выглянула мышка из норки. Увидала снегиря, спрашивает:

Холодно?

Холодно, - отвечает голодный снегирь. - Плохо одному. Давай, мышка, вместе жить. Сначала у тебя поживем, а потом у меня.

Согласилась мышка. Привела снегиря к себе в норку. Накормила. Стали вместе жить. У мышки было тепло. Корму много. Живет снегирь хорошо. Ест вдоволь.

Так прозимовали. Пришла весна. У мышки корм вышел. Говорит она:

Снегирь, уговор помнишь?

Помню, - отвечает снегирь.

Пойдем теперь к тебе жить. Твой корм есть будем. Нечего делать, согласился снегирь. Выскочил из норки, взлетел на дерево. А мышка внизу осталась. Снегирь говорит:

Я тебе корм отсюда кидать буду.

А корма-то у него не было. Начал снегирь с дерева смолу собирать да мышке бросать. Ест мышка смолу, весь рот залепила. Рассердилась. Зовет снегиря:

Снегирь, иди сюда. Я тебе что-то скажу.

Подлетел снегирь к мышке. Она как царапнет его по груди. У снегиря кровь пошла. Грудка покраснела. Вот почему у снегирей грудь красной стала.

Из сборника М. А. Сергеева, запись М. Л. Пинегиной.

Медведь и собака

Медведь и собака пришли к человеку. Медведь просит:

Дай топор!

А зачем он тебе?

Избу рубить.

А мне лук дай, - говорит собака.

Дал человек им топор и лук. Смотрит, что будет.

Увидел медведь собаку с луком, испугался. Стал ее уговаривать:

Собака, брось лук.

А ты топор кинь…

Ладно… брошу. Без дома лучше обойдусь… Лапами берлогу рыть буду…

Согласна. Я и без лука тебя найду, - отвечает собака.

Понравилась человеку собака. Говорит ей:

Оставайся у меня. Будь другом моим.

С тех пор медведь в берлоге живет, а собака с человеком дружит.

Запись И. И. Суворова.

Собаки и человек

Возле чума, на синем снегу, три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась:

Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит… Я ему стерегу самое дорогое - оленей!

Глупая ты, Оронка, я - лучшая собака, - отвечает Нартка, - мне человек жирный кусок бросит… Я вожу его добро, без меня он и кочевать не мог бы…

Лайка сердится:

Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали. Ведь я добычу в тайге ищу!..

Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красным стал.

Каждая кричит:

Я - лучшая собака!

Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собой гордится:

Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу!.. - хвалится Лайка.

Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, - сердито отвечает Нартка.

Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу!.. - больше всех хвалится Оронка.

Человек смеется:

Ишь, загордились… Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, - и ушел в чум.

Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить.

Лайка говорит:

Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет…

Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали.

Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу забегала, белку на сосну загнала, хвалится:

Я свое дело сделала…

А белка на дереве сидит, качается…

Тогда Нартка подбегает к Лайке:

Ты устала… Садись на меня, я тебя подвезу.

Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала.

Нартка говорит:

Вот и я свое дело сделала.

Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится:

Вот и я свое дело сделала.

А белка на ветке сидит, качается…

Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело. Лайка вскочила:

Зайца чую! - и побежала по свежему следу.

Зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке. Нартка говорит Оронке:

Садись, я тебя подвезу к зайцу…

Заяц видит невиданное. Собака на собаке едет. Прыгнул через них и в чаще скрылся.

Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть собак ветер сдул, ребра голые выставились. Лайка жалобно воет.

Вот бывает с человеком такое – проснулся не в настроении и не помнишь, с какой ноги надо было встать. Случается плохое настроение даже у самых хороших детей. Вот и Данилка вместе с малышом Снешко раскапризничались.
- Не хочу на улицу, там жарко! – ныл маленький снеговичок.
- Не хочу на улицу, там холодно! – бурчал нахохлившийся Данилка. – Даже за мультик не оденусь.
Долго-долго мамы утешали своих малышей, и, наконец, дети успокоились и согласились послушать сказку. Данина мама взяла Даню на колени, включила компьютер и стала рассказывать, показывая малышам картинки:
- Давным-давно по сосновым лесам летала маленькая темно-серая птичка. Она клевала зернышки, спала на ветке и чистила перышки, как все другие птицы. Но эту серую птичку ничего не радовало и ничего не огорчало. Она не радовалась вместе со всеми птичками солнышку и не сердилась на осенний дождик. Она не удивлялась радуге и не ждала весны. И вот однажды налетел сильный ветер. Другие птички попрятались кто куда, а серая равнодушная птичка ничего не замечала и продолжала сидеть на ветке. Ветер очень рассердился на птичку за такое неуважение, подхватил ее и понес в фруктовый сад, росший неподалеку от леса. Там он дунул посильнее, и птичка залетела в клетку, висящую на старой яблоне.
Клетка захлопнулась. Птичка продолжала равнодушно сидеть внутри. Яблоня тихонько зашелестела и сказала:
- Бедная птичка!
- Это почему же я бедная? – спросила птичка.
- Потому что ты никогда больше не увидишь лесных деревьев, не погреешься на солнышке, не полетаешь в синем небе.
Птичка огляделась и увидела, что на небе радостно светит солнышко и летают птички, что небо синее-синее, что вдалеке шумит родной лес – и первый раз в жизни расстроилась. Она так захотела выбраться из клетки, но клетка была крепкой.
- Я помогу тебе, - сказала старая яблоня, протянула веточку и выпустила птичку из клетки.
Птичка решали отблагодарить яблоню. Она прогнала всех червячков из ее яблок, съела всех гусениц с листьев и благодарная яблоня украсила грудь птички своим самым румяным красным яблоком.
Птичка весело чирикнула и полетела дальше, чтобы повидать мир. По дороге она всем помогала и ей это очень нравилось. Время шло. Пришла зима. Однажды птичка прилетела в заснеженный северный лес и увидела двух плачущих зайчат.
Зайчата рассказали птичке, что у них нет елочных игрушек, чтобы нарядить елку. Птичка сказала:
- Не плачьте, зайки! Я буду вашей елочной игрушкой! – и села на веточку. Зайки обрадовались и стали водить хоровод вокруг елки.
Маленькой птичке было очень холодно сидеть на елке. Она дрожала от холода, ее заметал снег, но она не хотела портить праздник зайкам.
И вот в гости к зайкам пришел дед Мороз, увидел замерзающую птичку и согрел ее, завернув в свою шапку.
- Я вижу, ты очень добрая и хорошая птичка. Я назову тебя снегирь. Ты не будешь бояться зимы, станешь прилетать к людям в большие города и приносить к ним зиму и праздник.
Птичка очень обрадовалась. Теперь она каждую зиму прилетает в город и люди радуются снегирю и Новому году.

Пока мама рассказывала сказку, Даня радовался картинкам. Он просил снова показать ему солнышко и внимательно разглядывал птичку. Тут Снешко сказал, что тоже хочет такую птичку. Мама достала двух бумажных птичек и малыши стали раскрашивать им грудки. Работа была тяжелая, и мама развлекала малышей игрой в птичек «Попили, поели – чу! – полетели, песенку запели». Скоро голова Дани стала походить на красную грудку снегиря.

Я тоже хочу стать снегирем! – запищал малыш-снеговичок.
Решили еще поиграть в птичек и полетать по комнате. На Дане были надеты красная кофта и темные штанишки, и он походил на настоящего снегиря. Он летал под свою любимую музыку, быстро махая крылышками, пока не устал. Тогда к Дане прилетела стайка его любимых игрушечных птичек.


Птички стали подлетать к потолку, стараясь взлететь повыше, потом желтая птичка научила Даню песенке: «Вышла курочка гулять», и Даня подпевал ей: «Ко-ко-ко». Желтая птичка принесла с собой яичко и рассказала, как птички высиживают птенцов.
- А что едят птички? – спросила любопытная Снешка. Снешке рассказали про зерна, семечки и рябину, которую так любят снегири. И все пошли на улицу искать рябину.
Рябины на веточках оказалось очень мало, и снеговички забеспокоились, что их нарисованным птичкам не хватит корма.
Птичек спас Даня. Он пришел домой и посадил снегирей на веточки рябины.




За это снеговички дали Дане льдинку-сюрприз. Когда льдинка растаяла, внутри оказалась полянка, на которой сидели крошечные зайчата из сказки про снегиря.
Перед вечерней прогулкой мама смастерила из коробки кормушку для снегирей и других маленьких птичек. Даня ложечкой насыпал в кулечек семечки и пошел с мамой вешать кормушку во дворе. А нарисованные им снегири смотрели на Даню из окна.

Мамин комментарий:
Настроение и сбивка режима нас сегодня подвели, зато я стала понимать, что может (хотя бы в роли наблюдателя) и чего не может наш Данька. Ему сейчас явно нравятся подвижные игры со стихами, где можно подпеть что-то звукоподражательное, ему нравится лупить ладошками, обмазанными краской, а не вырисовывать пальчиками, он готов прилеплять пластилиновые горошки к любым картинкам, но не может - чисто физически не может - вдавить в пластилин сушеный горох. Еще у него возраст перекладывания из одного предмета в другое или пересыпания. Этим не очень богатым пока арсеналом и буду пользоваться. Если надо в него вложить какую-то информацию, она должна быть повешена на стене и произносится мимолетом у мамы на руках. Долгой речи он не слышит и углубляется в свои дела. В отношении "личных дел" не срабатывает возглас "ой, иди, что я тебе покажу!". Он достаточно четко знает, чего хочет, поэтому легче с ним налетаться в птичек, чем сразу тащить его лепить ягодки рябины. И надо постоянно переключать разные виды деятельности. Это, наверняка, общеизвестные вещи, которые я просто формулирую для себя, потому что моя старшая была совсем другая. Трудно перестроиться.
Сказка про снегиря, конечно, получилась ему не по возрасту. Но я сделала "презентацию" (просто набор картинок с подписями) в Ворде. Поэтому увлекла картинками и собственными эмоциональными завываниями ветра, стискиванием моей птички-Даньки "клеткой" (просто крепко обнимала), ну и т.д. До конца дотянул, на деда Мороза посмотрел и снегиря увидел - чего еще можно хотеть от годовалого ребенка? Данька молодец
Красить вырезанных птичек оказалось сложно. Сейчас будем делать лошадок в рамках проекта "Вперед в новый год!" http://www.schoolearlystudy.ru/proekti/novogodniy-perepoloh/vpered-v-nov... , так вот надо будет сначала размалевать с ним лист, а потом вырезать лошадок.
Пластилин: надо купить обычный. Этот флюоресцентный настолько аппетитно выглядит, что в рот тянется постоянно.
Прогулки: птиц сегодня опять всюду примечали. Заглянули во вчерашнюю кормушку и убедились, что семечек не осталось. Подключили тему ягодок на ветках (рябина, боярышник и т.п.) Пожужжала в уши, для чего нужны ягодки. Завтра пройдемся по семенам (ясень, сирень...) и подвешу на елку шишку. Уже откопала дома кедровую. Пусть рассмотрит, ручками потормошит, пока можно варежки снять. Все равно в слякоть два часа на площадке два раза в день не нагуляешь.
Хочу подключить на улице английский.
Время таких "сказок" надо немного сокращать. Сегодня опять стали заниматься по листалкам. Прошло на ура, но времени отнимает вагон. Еще и карточки "МнЛ " бросать нельзя раз уж начали.

И еще запишу на память.
Утренняя зарисовка.
Мама бешеным сайгаком носится по квартире, сметая рогами и копытами следы вчерашнего, надо сказать, самого обычного вечера, проведённого в кругу семьи. Мальчик Даня бегает за ней и очень старается помочь, поэтому страшно мешает. Наконец, мама не выдерживает и со словами: "Посиди у папы" сажает Даню на кровать к спящему папе. Мальчик сползает с кровати, находит среди книг "Репку" и заползает обратно. Кладёт папе книжку на подушку - папа спит.
Даня делает "Бам!" книжкой папе по голове. Папа, не открывая глаз, пытается изобразить заботливого отца и, натужно улыбаясь, сипит:
- Данечка, ты хочешь книжку почитать? А какую?
Тут встревает мама, поскольку с Даней ответ очевиден:
- Угадай какую?
Папа, не переспрашивая, голосом запойного алкоголика, которому не дали опохмелиться, начинает рассказывать сказку (наш папа не пьет даже в Новый год. Бутылка "Мартини", открытая для гостей в прошлый НГ, стоит до сих пор. Но голос был хорош). Итак, папа, не просыпаясь, бормочет:
- Посадил... дед.. репку...
"Бам!" делает папе по голове книжкой мальчик Даня.
- Сейчас-сейчас, страничку переверну, - отвечает папа, не просыпаясь, и на ощупь открывает книгу. - Позвал дед бабку...
"Бам!" - книжка приземляется папе на голову.
- Не та страничка? - спрашивает папа и переворачивает страничку дальше.
СЛЕДУЮЩАЯ ФРАЗА:
- Позвала бабка мышку... - видимо, папе очень хотелось побыстрее добраться до конца сказки.
Мальчик Даня смотрит на папу взглядом опытного врача, ставящего больному диагноз, обиженно пыхтя, слезает вместе с книжкой с дивана, подходит к маме.
"Бам!"
Папа спит дальше...

Еще тоже посмеялась, когда желтая злобная птичка кудахтала и высиживала пасхальное разукрашенной яйцо.

Давно это было! Радуга пела тогда, а звери с детьми разговаривали. Жила у одного злого и жадного шамана девочка. Никто не знал её имени, все звали - Девочка с вёдрами. Сил у девочки было мало, а дел много. Только отдохнуть присядет, шаман уже кричит: - Ты зачем сидишь? Вёдра бери, в тайгу иди, ягоды неси, грибы неси! Гек! Гек! Быстрей!
"Какой жадный шаман, -удивлялись звери, -один всё съесть хочет".
А девочка брала вёдра и бежала в тайгу. Сидел толстый шаман на толстом мешке, ел мухоморы, своё любимое лакомство, и сразу два дела делал: добро сторожил и за всем наблюдал. - Гек! Гек! Быстрей! -кричал шаман медведю. -Мало мёду принёс, за мёдом иди! Много мёду неси! - Гек! -разносился голос шамана по реке. -Рыба где? Рыбу давайте!
И волки, которые для него рыбу хвостами удили, вздрагивали-боялись, мало рыбы наловят.

Так и прозвали его звери: Шаман Гек - Шаман Быстрей. И ещё его так прозвали потому, что был у шамана летающий бубен. Наестся он мухоморов, вскочит на свой бубен, крикнет: "Гек! Быстрей!" -И помчится в погоню за тем, кто не хочет слушать его. Догонит и убьёт.
Боялись его звери, поэтому и все его желания исполняли. Только одно желание шамана никто не выполнял - не бросали дружить с девочкой. Звери любили девочку. С зайцами она в салочки играла, оленям полянки с вкусным ягелем отыскивала, а лебедям Голубое озеро показала. Медведь, самый большой её друг, мёдом её угощал. Ох как не нравилось это шаману!

Так вот. Кончились у шамана грибы. Съел он их все. И посылает девочку в тайгу: - Гек, гек! Красных мухоморов неси. Шаманить буду, с бубном плясать буду - много грибов надо!
Пошла девочка. С кочки на кочку - прыг, с полянки на полянку - скок: нет грибов. Что делать?
Перешла девочка речку, ручеёк перепрыгнула, обошла лужицу и увидела красные шляпки на полянке. Набрала она полные вёдра мухоморов, пошла домой. Обошла лужицу, перепрыгнула ручеёк, а речки нет. Ищет девочка речку: ещё одну лужицу обошла, ещё один ручеёк перепрыгнула - пропала речка!
"Совсем заблудилась я, -испугалась девочка, -не ту лужицу обошла, не тот ручеёк перепрыгнула".
Вдруг хруст из-за кустов слышит. Друг её медведь идёт, смеётся - рад, что девочку встретил. Села усталая девочка к медведю на широкую спину, к дому направились. А по пути и заяц знакомый уселся на медведя. Едут, песню дружбы поют.

Как увидел их шаман, как взвыл. И сразу похудел! Он всегда худел, когда добрые дела добрых друзей видел, а вот когда злые дела делал, ох как толстеть начинал - как сопка, толстый становился! Похудел и испугался:
"Ох, умру сейчас, надо скорей медведя убить". Схватил он свой длинный нож, подлетел на своём бубне к медведю и убил его.

Заплакала горько девочка. Вдруг слышит голосок тоненький: - Некогда плакать. Друга спасать надо. -
Видит она - хозяин тундры мышонок Пичгучин по рукаву её кухлянки взбирается и шепчет: - Слышал я от дедушки -на Луне живая вода есть.
- Луна далеко живёт, как попаду туда? -всхлипывает девочка.
- Здесь моя мудрость кончается, волков спроси - они все ночи напролёт с Луной разговаривают, -пропищал Пичгучин и исчез.
Пошла девочка к реке. Сидят волки, хвосты у них в воде мокнут, к хвостам шаман крючки рыболовные прицепил. Рыбу волки ловят. Головы волки опустили, глаза закрыли - стыдно им, все звери смеются над ними.
- Волки! Волки! Помогите мне с Луной встретиться. Друга моего медведя шаман убил, спасти его надо, живой воды принести ему надо, -просит их девочка.
- Ладно, поможем, -отвечает вожак, - только, ты крючки с хвостов наших сними. Стыдно нам для шамана рыбу удить.
Исполнила девочка его просьбу, и сказал вожак: - Когда утром просыпается Танагыргын-рассвет, тогда тают звезды, словно льдинки в теплой воде. И едет по небу Солнце на двух белых оленях. Может, знакомы те олени с нашими? У них совета спроси. А сейчас прыгай ко мне на спину, вон шаман на бубен вскочил, песню погони на всю тайгу завыл.
Прыгнула девочка волку на спину, быстро побежал волк на Заячью поляну, где олени паслись, а шаман ещё быстрей на своем бубне летит, воет: - Сейчас поймаю, сейчас убью. Сразу толще сопки стану!

У волка уж и силы кончаются, отвык он, сидя на берегу, от быстрого бега. Хорошо, что Заячья поляна недалеко была, успел волк, выскочил на поляну, опередил шамана.
И тут окружили девочку олени. Видит шаман - не подобраться ему к ней: проткнут бубен оленьи рога.

Олени, олени, помогите! Друзья ваши Солнце возят. Спросите их, как на Луну попасть, живой воды взять? - торопится девочка.

Далеко бежать до них, - отвечают олени, -а тебе скорее друга спасать надо. Мы тебя лучше к лебедям свезём: может, они быстрее до Луны долететь смогут. Они сейчас на поляне Оленьего мха. Садись скорей!

Быстро побежал олень. Ветер за ним не угонится, где уж шаману. Летит шаман, на всю тайгу песню погони воет: "Все помогают девчонке! Совсем худею. Умереть могу. Сто плохих дел сделаю - толстеть надо!" Торопится шаман, сам себя подгоняет, а девочка уже с лебедями разговаривает. - Летим, летим, к Луне летим, -радуются молодые лебеди, а вожак говорит: -Нет, не поднимут нас до Луны наши крылья. А слышал я, что лягушки с Луной знакомы. Летим лучше на Голубое озеро, которое ты нам недавно показала.
- Летим, летим, -замахали крыльями лебеди. Подхватили девочку и сразу очутились на озере.

Ква-раул! Лебеди! Ква-раул, съедят! -спрятались в озере лягушки.
- Не будем вас есть. Совсем перестанем на ваше озеро летать! Только девочке помогите.
- Квак, квак? - вынырнули лягушки.
- А вот как. Говорят, вы с Луной знакомы? -спросила девочка.
- Ква-комей! Квак вы догадались? Ква-нечно, знакомы. Кваждую лунную ночь пляшем вместе на воде. Луну квакать учим! -закричали лягушки хором и вдруг опять нырнули: увидели, что шаман на бубне по озеру плывёт.

"Не успела я спасти друга, -подумала девочка, -утопит меня сейчас шаман Гек". Только так подумала, вдруг видит - лебеди на шамана напали, бубен его проткнули острыми клювами, пошёл бубен ко дну. А шаман на кочку выбрался, за куст спрятался, слушает, о чём лягушки девочке квакают: - Нырнёт Луна в озеро - черпай её скорей ведром, говорить тогда с тобой будет
Сидит девочка, ждёт вечера. Только видит - озеро мелеть стало. А это шаман на кочке сидит, воду из озера пьёт. Пьёт, сам себя подгоняет: - Гек, гек, совсем мало воды осталось. Упадёт Луна, на тысячу мелких кусков расколется. Не будет говорить с девчонкой. Толстый я стал, сильный стал. Как сопка, стал! Вот и Луна показалась на небе, в озеро нырять собирается.

Не прыгай! Квак упадёшь, разобьёшься! -закричали лягушки. Далеко Луна, не услышала лягушек и прыгнула. Девочка и лягушки от страха глаза закрыли. Но не разбилась Луна. Она на шамана упала, как на мягкую подушку. Лопнул шаман, вода из него вытекла. Опять озеро стало. И Луна в нём плавает. Зачерпнула девочка Луну ведром, говорит: - Спаси друга моего, у тебя живая вода есть!
- Спасу, -соглашается Луна,-только ты у меня жить станешь! На Землю тебя не отпущу. Так твою любовь к другу проверю.
Согласилась девочка.
- Выплесни меня на друга своего, он и оживёт, -говорит Луна.

Принесли лебеди девочку к яранге шамана. Выплеснула она лунную воду на медведя. Ожил он. Встряхнулся, засмеялся от радости: хорошо жить. А девочку Луна с собой взяла.

В лунную ночь взгляни на небо: девочка на Луне стоит, на Землю смотрит, своих друзей ищет. Увидит, как хорошо им стало без шамана, засмеётся и побежит в лунную ярангу играть. И зовут её теперь: Девочка-Луна - Ытреч. Всё.

Л. Ясинская

Мышонок и Олененок

Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Оленёнок.
Мышонок и спрашивает его: -Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь?
Услышал Оленёнок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает: - Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
Тогда Мышонок засмеялся и сказал: -Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так, пойдём вместе! Оленёнок согласился: -Давай пойдём!

Пошли вдвоём. Мышонок еле успевает гнаться за Оленёнком. Много раз Оленёнок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами. Шли-шли, Мышонок и говорит: -Давай в прятки играть!
-Давай, -согласился Оленёнок, -ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.
Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза. Оленёнок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом. Долго искал Мышонок Оленёнка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же всё-таки найти Оленёнка. Долго думал. И додумался: "Ага, я этого великана хитростью возьму!"
Мышонок вдруг закричал: -Дружок Оленёнок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!
Оленёнок подумал: "Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит!" Вскочил он, чтобы получше рога спрятать, тут его Мышонок и увидел.
- А теперь я спрячусь! - сказал Мышонок. Долго Оленёнок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилел совсем и лёг отдыхать. Мышонок выбежал из-за кочки и смеётся: -Эх ты, дружок Оленёнок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! - И юркнул в мох. Фыркнул Оленёнок от обиды и побежал в другую сторону.

С тех пор никогда не увидишь, чтобы Оленёнок с Мышонком вместе играли.

И. Истомин

Снегирь и Мышонок

Жили-были Снегирь и Мышонок. Вместе собирали и копили хлебные крошки. Много собрали, устали даже.
Снегирь и говорит: -Хватит, однако. Собрали столько, давай делить поровну!
-Давай! -согласился Мышонок. Стали делить.
-Это мне!
-Это мне!
-Это тебе!
-Это тебе!
Всё поровну разделили. Одна только крошка осталась лишней.

Это крошка моя! -говорит Мышонок. -Я больше тебя работал!
-Нет, моя! -кричит Снегирь. -Ты на месте крутился, а я далеко летал!..
-Я землю рыл, чтобы в чум залезть, у меня все когти болят!
-А я по всему краю летал, крылья устали! Моя крошка!

Подняли они большой шум. И пока ссорились- потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время на шум прилетела Куропатка, увидела две ровные кучки крошек, да обе и склевала. Только Мышонок и Снегирь этого не заметили. И до сих пор они ту потерянную крошку ищут. Снегирь - в снегу, а Мышонок - в чуме.

И. Истомин

Сова и Куропатка

Сидит в своём гнезде Сова. Прилетел Коршун и сел против неё на кочку. Говорит ей: -Сестрица Совушка, на юг лететь пора! Скоро бураны начнутся, замёрзнешь в тундре.
Отвечает Сова: -На юг я не полечу. У меня только-только детишки вывелись. Как я маленьких оставлю?
-А какая тебе от детишек польза? Их кормить надо, а ты сама с голоду пропадёшь.
-Не пропаду! Тут куропатки есть, жирные, вкусные, вот мы и сыты будем!
- Ну как знаешь! - сказал Коршун и улетел.

А Куропатка недалеко сидела, всё слышала. Испугалась она: "Соседка Совушка съесть меня хочет! Что делать? Надо улетать отсюда". Решила так и полетела, долго летала, совсем обессилела. И опустилась возле моря Ледовитого, океаном оно называется. Посмотрела туда, посмотрела сюда - нигде не видно Совушки. "Здесь некого бояться. Никто меня не съест", -радостно подумала Куропатка. Идёт она по берегу, грудь выставила, голову подняла гордо, весело вокруг поглядывает.
Вдруг из-под кочки Мышонок: -Куропатка, а Куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь! Кинулся он на Куропатку, да только кончик хвоста ухватил. А Куропатка и не заметила, идёт себе дальше.
Вдруг из-за кустов Горностай: -Куропатка, а Куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь! Прыгнул тут Горностай, да успел лишь за Мышонка ухватиться.
А Куропатка от гордости совсем глупая стала, ничего не видит и не слышит. Тут за Горностаем Песец выскочил. За Песцом - Лиса.
Наконец, на Куропатку сам Белый Медведь набросился, да тоже промахнулся, в Лису вцепился.

Подумала Куропатка: "Что-то совсем не могу идти, такой хвост тяжёлый стал!" Оглянулась она, хвостом мотнула - и оторвался Мышонок, и все покатились по снегу. И поняла тут Куропатка, сколько у неё врагов. "Однако тут мне ещё опаснее. Полечу обратно!"

Так и живут рядом Сова и Куропатка. Беспокойно Куропатке, да лучше, чем у океана.

И. Истомин

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как, бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй- около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма -эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений. Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в обще нии со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.