Привычки. Хорошо это или плохо? Что такое привычка – определение

Привычки бывают вредными и полезными. С первыми принято бороться, а формировать вторые не так-то просто. Они во многом определяют нашу жизнь.

Что такое привычка?

Что такое привычка? Учебники по психологии говорят о том, что это устойчивая модель поведения, руководящая нашими действиями и выбором. Однако, как же они формируются?

Можно ли избавиться от ненужной привычки, а полезные, напротив, приобрести?

Психологи утверждают, что все это возможно. Формирование привычки происходит постепенно и неуклонно при повторении какого-либо действия, ценность которого является для человека неоспоримой. Повторяемое действие непременно должно вызывать приятные чувства и только тогда оно станет автоматизироваться и совершаться без каких-либо волевых усилий. Рассмотрим, что думают психологи и биологи о привыкании:

Психология привычки

В психологии образование привычек называют габитуацией, и определяют как свойственную всем живым существам выработку ответной реакции на стимул. Таким образом, стимул, помогавший выработать привычку, может уйти в прошлое, а эффект привыкания все равно останется.

Что же нужно сделать, чтобы сформировалась нужная привычка? К примеру, человек хочет бегать по утрам каждый день, но это никак не входит в привычку, и бегать удается лишь от случая к случаю. Психологи утверждают, что наше сознание способно довести до автоматизма подобный ритуал.

Во-первых, человеку нужна искренняя заинтересованность. Убеждать себя в том, что бег полезен для здоровья, а потому необходим – несильный стимул, бег нужно полюбить и прочувствовать приятные ощущения от него – успехи как на уровне тела, так и на уровне психики, роста самооценки, социальной пользы.

Во-вторых – привычка требует ощущения уверенности в себе, необходимо осознанное понимание возможности претворения мечты в жизнь. Если каждое утро нужно рано идти на работу, и бегать никак невозможно, то попытки сформировать привычку станут лишь пустой фантазией. В таком случае нужно либо верно расставлять приоритеты, либо попробовать убедиться в невозможности воплощения замыслов – вдруг все получится?

Четкое видение результатов, которые принесет вам новая привычка – третий шаг на пути к цели. Бессмысленно начинать автоматизировать какие-либо свои действия, если вы имеете туманные представления о их значимости.
При таком подходе привычка достаточно быстро станет чертой характера: главное понимать смысл действия, получать от него положительный результат и приятные эмоции. Стоит же немного расслабиться, перестать соблюдать регулярность, и привычка не закрепится.

Когда же я привыкну?

В сфере любительской психологии ходит устойчивый миф о том, что привычка формируется за двадцать один день. Возник он благодаря пластическому хирургу Максвеллу Мольцу и его книге «Психокибернетика».

В ней Мольц рассказывает о гипотезе двадцати одного дня, согласно которой, именно за это время формируется особая связь нейронов, отвечающая за образование привычки. Однако чисто умозрительная теория не подтвердилась экспериментально: многим людям требовалось большее время для привыкания к каким-либо действиям. Психологи-экспериментаторы рассчитали, что для разных людей для автоматизации действия необходимо от 18 до 254 дней, то есть почти восемь месяцев.
Однако, говоря о 254 днях, нужно заметить, что это время должно использоваться с умом. Только сила воли и серьезность целей помогут превратить полезную привычку в черту характера. Психологические усилия влекут за собой физические, а, следовательно, для формирования привычки понадобится много сил и терпения.

Биохимия привычки

Все мы помним историю Редьярда Киплинга о Маугли, человеческом ребенке в волчьей стае. Истории реальных найденышей, проживших некоторую часть детства в компании диких зверей, обычно более печальны.

Как правило, люди, прожившие первые годы жизни, очень важные для формирования психики, вне круга человеческого общения, не могут приспособиться к жизни с другими людьми, особенно в городах, и рано погибают.

Это относится и к людям, проведшим детство вообще без чьего-либо общества – как, например, известный немецкий юноша Каспар Хаузер, встреченный людьми в возрасте шестнадцати лет в Нюрнберге XIX столетия.

Мальчик не обладал способностью отличать реальные объекты от нарисованных, затруднялся с определением размеров объектов: к примеру, он считал, что башенные часы можно схватить руками, а монета, приближенная к глазу, казалась ему величиной с полгорода. Каспар с трудом ходил и так и не смог полноценно обучиться языку и наукам: юноша не понимал значения местоимений, не пользовался грамматикой, несмотря на превосходную память.

Почему же всем этим бедным подросткам не удалось приспособиться к людской жизни? Ответ кроется в привычках. Дело в том, что привычка – не только психологический феномен, требующий определенных волевых и ценностных установок, но и биохимический процесс.

При устойчивом повторении какого-либо действия в мозге образуется особая структура нервных связей, которая в любой момент готова активизироваться при потребности. Эту структуру, служащую основой для моделей поведения человека в тех или иных ситуациях, Иван Павлов называл динамическими стереотипами.

Динамическим стереотипам человек обязан автоматизмом своих движений, индивидуальностью походки, осанки, различных поз и жестов. Они являются базой, необходимой для формирования более тонких «настроек» наших привычек – в отличие от врожденных физиологических рефлексов, динамические стереотипы формируются у каждого человека по-своему.

Каждая привычка на биологическом уровне выглядит так: сначала идет раздражение от внешней среды, на которое откликается рецептор, переносящий затем сигнал к чувствительному нейрону. Сегмент спинного мозга передает информацию к двигательному нейрону, а от него, в свою очередь, сигналы поступают по нервам к органам движения.

Привычка или стереотип?

Человек обладает привычками не только в своих действиях, но и привычками восприятия окружающей среды. Доказательством стереотипности восприятия мира, происходящего через призму привычных шаблонов, является один психологический эксперимент, проведенный американскими психологами.

Группе из двадцати человек выдали очки, переворачивающие изображение: в течение месяца испытуемые постоянно находились в них. По прошествии тридцати дней мозг людей настолько привык видеть мир перевернутым, что сняв очки, люди не заметили изменений: небо по-прежнему было внизу. Мозг, привыкнув к такой перспективе, самостоятельно переворачивал изображение. Отвыкание также заняло порядка месяца.

Этот пример прекрасно демонстрирует, что заблуждения и навязанные модели поведения, с помощью которых мы познаем мир, тоже являются привычками. По сути, за жизнь человека вырабатывается всеобъемлющая модель понимания мира, за границы которой выйти весьма и весьма сложно.

Благодаря привычкам мы не замечаем старение друзей и близких и с трудом меняем свой рацион или ежедневные ритуалы. Человеческое видение ограничено спаянными вместе нейронами, но в наших силах их изменить – стоит об этом помнить, чтобы уметь выходить за грань привычного видения мира.

Появление вредных привычек во многом осложняет человеку жизнь. В среде взрослых к людям, имеющим вредные привычки, относятся с предубеждением. Это отношение оправдано, ведь если человек не может руководить собой, своими движениями, поведением в обществе, то он не организован, рассеян и психологически неустойчив. Работодатели, к примеру, всегда присматриваются к таким моментам и отказывают претенденту, потому что не хотят иметь в своем штате сотрудника, не умеющего владеть собой.

Основные причины вредных привычек:

Человеку очень трудно избавиться от вредных привычек, потому что большинство из низ зародились в детстве и отрочестве. заключаются в особенностях жизни человека.

Например, в детстве — это реакция ребенка на недостаток внимания окружающих его взрослых, родителей, бабушек, дедушек. От того, что маленький человек часто остается один, он испытывает тревогу, страх. Чтобы отвлечь себя от этих негативных эмоций, он начинает теребить себя за ухо, сосать палец, ковырять в носу, крутить в руках рукав рубашки. Таких движений можно перечислить много. И даже если родители заметили это и стали с этим бороться, искоренить это очень трудно.

«Почему мой ребенок грызет ногти?»

Ученые пришли к выводу, что причины этой вредной привычки — обкусывание ногтей — неуверенность ребенка в себе и стресс. И не исключено, что мы, родители, в этом виноваты…

Но вредные привычки, возникшие в младенчестве, – это еще полбеды. Серьезнее те вредные привычки, которые появляются в подростковом возрасте. Их причины чаще всего кроются в неуверенности в себе.

Увидев в компании усмешку на губах девушки в свой адрес, парень начинает нервничать и качать ногой. Испытывая переживания от незнания урока, ребята начинают грызть ногти, а услышав презрительное слово - кусать губы. Эти движения потом укореняются навсегда и могут привести к краху мечты всей жизни. Кому нужна модель на подиуме, кусающая губы от напряжения, или топ-менеджер, болтающий ногой при разговоре с важным клиентом?

От желания утвердиться в среде сверстников тоже могут возникнуть привычки, которые уже не просто вредные, а страшные. Это привычки-болезни – наркомания, .

Причины вредных привычек подобного рода заключаются в том, что подросток хочет доказать всем вокруг, что он крутой, сильный, не такой, как все. Из-за стремления самоутвердиться появляются и привычка нетрадиционно одеваться, носить длинные волосы мальчикам, а девочкам — делать необычный макияж. Это тоже остается на всю жизнь и коверкает судьбу человека.

Если наркотики и водка ведут к потере здоровья, то вычурность в одежде, неумеренное использование косметики становятся основой отсутствия вкуса во взрослой жизни.

От невежества и недостатка знаний рождается привычка к неопрятности, неаккуратности. Ломаные грязные ногти, потрескавшиеся пятки - это значит, что человек привык к себе такому неухоженному, и он не видит в этом ничего плохого.

Как бороться с вредными привычками?

Маленьких детей не оставлять предоставленными самим себе, следить за ними, общаться, почаще обнимать… А любые негативные привычки искоренять сразу, как только заметили.

Подростки тоже должны быть под пристальным вниманием взрослых. С детьми нужно взаимодействовать постоянно. Только непрерывающийся процесс воспитания, ненавязчивого воздействия или, в некоторых случаях, запретительные меры, могут привести к положительным результатам в борьбе с вредными привычками.

А взрослым иногда откровенно нужно говорить, что их привычки производят на окружающих неприятное впечатление.

Нужно только помнить, что бороться надо с вредными привычками, а не с самим человеком. Человеку нужно помогать избавиться от них.

Почему 21 день формируется привычка? От куда взялась эта цифра?

Мы продолжаем говорить об улучшении своей жизни, а точнее 21 день без жалоб.

Так какова история числа 21 ?

А всё началось из эксперимента, проведенного Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства. Они создали группу из 20 человек и всем выдали очки с линзами, которые переворачивали изображение вверх тормашками. Испытуемые должны были ходить в этих очках 24 часа в сутки. И именно через 20-25 дней они начали воспринимать перевернутую реальность за действительность. А когда очки сняли, понадобились опять те же 20-25 дня, чтобы мозг привык к настоящей реальности обратно.

Именно после этого и бытует мнение, что нужно 21 день, чтобы выработать у себя новую привычку.

Только нужно иметь ввиду, что в вышеупомянутом эксперименты носили очки круглые сутки, мы же со своими привычками “носимся” меньше. Это если учитывать сон и часы забвения в интернете или телевизоре и прочее.

Так что не ждите, что конкретно через 21 день вы получите все желаемые результаты и сможете опять расслабиться. Здесь вы должны работать по принципу “КАЙЗЕН” – принципу непрерывной работы над собой. И если в течении 21 дня вы дали себе выходной, то нужно начинать всё заново. И на 22 день вы получите лишь крепкий фундамент. А сооружать что-то мощное и неразрушимое вы будете на протяжении хотя бы 3 месяцев. Это чтобы наверняка)). А еще лучше всю жизнь).

Еще одно объяснение такого срока, это то, что в течении 21 – 40 дней формируются новые нейронные связи в нашем мозге. А они отвечают за движение мысли. То есть мы получаем по источению данного срока новый путь для мысли – новую модель мышления. И мы можем заменить негативную модель на позитивную.

Согласно этой умной фразе мотаем себе на ус, что нужно следить не только за словами, а в первую очередь за мыслями. Именно они творят нашу действительность. Поэтому главное стараемся отслеживать весь негатив в своей голове и сразу заменять его на положительную противоположность. Увидели в ком-то что-то такое противное и раздражающее, постарайтесь принять это и быстренько заменить на что-то прекрасное, в каждом можно такое подметить. Появилась мысль о том, как всё сложно у вас в жизни – найдите причину выразить благодарность за то, что вас радует. Такое тоже есть у каждого.

Не судите себя строго. Принимайте и любите себя в первую очередь. Чтобы применять потом это на других и на жизни в целом.

21 день – это не жёсткие рамки. И не цель. Это путь вашего преображения.

Пусть ваш 21 день будет длиною в долгую счастливую жизнь.

А как сделать этот путь более мягким? В этом тебе обязательно поможет наш – идеальный планировщик для женщин

You might also want to read

Вы с детства грызете ногти? Или машинально выстраиваете по линеечке флакончики на туалетном столике свекрови? Не даете зажить ранке, все время ее расцарапывать? А ведь все эти привычки — сигналы нашего подсознания.

Научившись распознавать их скрытые причины и значения, можно понять, как человек относится к себе и окружающим, что он не хочет показать миру, и даже то, чего он сам не знает о себе.

Именно потому мы решили выяснить то, о чем на самом деле говорят наши вредные привычки.

Привычка грызть ногти или школьные неврозы

Существует целая плеяда так называемых «школьных» неврозов или неврозов навязчивых движений, приобретаемых обычно в детстве - грызть ногти, колпачки, карандаши, ручки.

По мнению психологов, привычка грызть ногти свидетельствует о внутренней тревоге, о неосознанном напряжении. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, “грызун” переводит его во внешнюю, физическую плоскость - он буквально гложет самого себя.

Как правило, эта привычка связана с недостатком любви к себе, с заниженной самооценкой. Обкусывая ногти и делая свои руки отвратительными, человек неосознанно наказывает себя за то, что не достоин любви.

С точки зрения психоанализа, любой вытянутый продолговатый предмет (будь то ручка или палец) для нашего бессознательного является фаллическим символом.

Привычка посасывать, покусывать что-то подобное является неосознанным способом получать оральное удовольствие. Возможно, это свидетельствует о значительной концентрации на эротических удовольствиях.

Привычка справляться со стрессом через курение

Психологи единодушны во мнении: разговоры о физиологии — не более чем попытка оправдать нежелание отказаться от вредного пристрастия. Курение прочно ассоциативно связано с отдыхом, оно дает иллюзию расслабленности, исполняет роль неких психологических «обезболивающих».

Компенсируя сосательный рефлекс, курильщик испытывает покой и умиротворение младенца, сосущего материнскую грудь, удовлетворяя тем самым потребность в любви и пище.

Многие уверяют, что курят для того, чтобы сконцентрироваться, считая, что курение помогает сосредоточиться. Кому-то курение облегчает установление социальных связей - в курилке проще завязать разговор ни о чем, чем в офисном коридоре.

Какая бы причина ни лежала в основе эмоциональной зависимости от сигареты, для того, чтобы бросить курить, необходимо избавиться от нее, отыскав иные способы концентрации, расслабления или общения с окружающими.

Привычка бесконтрольного приема пищи - переедание

Пищевые зависимости по степени распространенности прочно выходят на первое место, опережая наркоманию и алкоголизм. Мы едим, не ощущая вкуса и запаха пищи до тех пор, пока не становится дурно и ремень не врезается в бока.

Как следствие — тяжелый сон, проблемы с пищеварением и набранные килограммы, ненависть к себе и - как в заколдованном круге - возвращение неконтролируемого желания эту ненависть заесть.

Причина большинства вредных привычек — это желание получения наслаждения. Еда — это сильнейший и самый доступный его источник. Переедая, мы восполняем недостаток положительных эмоций, притупляем реакции на стрессовые ситуации.

Многие эмоциональные едоки защищают себя от более сильных в психическом отношении людей. К тому же, в нашем подсознании существует сильная связь еды и секса: и то, и другое вязано с нарушением границ нашего тела и несет наслаждение.

Недостаток любви мы зачастую пытаемся компенсировать сексом. А когда ощущаем нехватку любви и секса, компенсируем это едой.

Привычка кусать губы и щеки

Людям, которые имеют привычку обкусывать губы и щеки с внутренние стороны, хорошо знакома проблема стоматита - появления язвочек во рту. Однако эта проблема - не единственная.

Рот — это место, через которое мы принимаем огромное количество чувственных удовольствий, связанных со вкусом и эротикой. Бессознательно нанося себе повреждения этой зоны, человек наказывает себя за излишнюю внутреннюю ориентацию на эти наслаждения.

Часто подобное навязчивое действие означает также стремление к независимости и автономии от окружающих. Например, уже взрослый человек психологически больше не может жить с родителями, но у него нет возможности отделиться от них.


Привычка хрустеть пальцами

По наблюдениям врачей, мужчины чаще хрустят суставами пальцев, нежели женщины. Любители похрустеть утверждают, что такая привычка помогает им снять напряжение, разработать затекшие суставы и расслабить кисти рук.

Но чаще всего эта привычка говорит о внутренней неуверенности в себе.

Фанатичная любовь к порядку

Они наводят порядок везде, где бывают, независимо от того, насколько это уместно. Эта привычка говорит о компульсивной тяге человека к совершенному, которая мешает чувствовать себя комфортно, если вдруг кто-то поставил бокал не в ровень с остальными.

Если Вы постоянно обрываете отовсюду этикетки (от упаковок с шампуней, баночек, бутылок) - это также свидетельствует о Вашем перфекционизме. Чистая и гладкая поверхность выглядит более совершенной.

Зацикленность на теме порядка в психологии называется “акцентуацией” и даже имеет фрейдистское объяснение. Люди, которых в детстве приучали к горшку, прибегая к жестким командным методам, всю жизнь не выносят малейшего нарушения порядка, трут, чистят и расставляют все по линеечке.

Это особенность характера, а не заболевание. Однако стоит учесть это и не повторять ошибкок своих родителей при воспитании собственных детей. А также осознать, что мир не идеален, и это нормально.

Привычка расцарапывать ранки и прыщи

Если Вам не дает покоя появившийся прыщик или заживающая ранка, появляется острое желание их расковырять, то скорее всего, Вам необходимо предпринять действия в отношении восстановления внутренней гармонии.

Эта привычка сродни обкусыванию ногтей, и говорит о беспокойстве, тревожности и неудовлетворенности. По исследованиям финских психологов, человек, имеющий такую привычку, пытается подобным способом наказать себя за глупые или непристойные мысли.

Это можно воспринимать как символическую расправу с собственной агрессивностью. Подобные действия можно рассматривать как аутоагрессию (агрессию, направленную против себя) в целях привлечения внимания к собственной персоне.

Привычка рвать бумагу

В привычке рвать бумагу выражается стремление человека реализовать собственную агрессию, направленную вовне.

В случае, когда невозможно высказать собственные злость, раздражение, неудовольствие напрямую “виновнику”, человек выбирает социально приемлемые варианты замещающих действий.

Источник сайт