Организация профориентационной работы в условиях детского дома. Нельзя заставлять подростка

Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины

Пособия дают возможность ознакомиться с профессиями и занятиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления. Но в полной мере повлиять на выбор будущей профессии, помочь в профессиональном самоопределении, они могут молодым людям, имеющим определенные способности, склонности, достижения в той или иной области учебной деятельности, поддержку и помощь со стороны родителей.

В современной школе с переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению ведется целенаправленная подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Ядром реформы системы образования является профильное обучение. Необходимость первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки является общепризнанной. Происходит формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, выявление интересов, проверка возможностей подростка

Цели такой подготовки и обучения - " формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности" .

Авторы справедливо отмечают, что именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии.

Личностное самоопределение зависит от самого человека, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных или неблагоприятных условий). Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.

  • Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
  • Второй - I- III(IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
  • Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с с выбором профессии и своего места в обществе.
  • Четвертый - VIII - IX классы - (профильная ориентация) - период развития профессионального самопознания - сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.

У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей " выпал" полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые для успешного протекания второго этапа условия.

Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера. Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует о социальной незрелости. Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.

Для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских..

Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией.

Однако чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома. У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний.

У воспитанников нет внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения.

Предпрофильное обучение является фактором социализации детей - сирот. Анализ выбранных учащимися 9-х классов элективных курсов позволяет сделать вывод о том, что они не связаны с будущей профессией, позволяют подготовиться к сдаче ЕГЭ. Собеседование с выпускниками подтвердило выводы авторов о том, что состояние выпускников интернатных учреждение чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного непонимания со стороны преподавателей. Боязнь самостоятельной жизни выпускниками непосредственно связывается с возможным нарушением их прав, трудностями в защите своих интересов. Предстоящее проживание в общежитии вызывает отрицательные эмоции и является крайне нежелательным для выпускников. [Прил. 4]

Фактором, который определяет выбор учебного заведения и будущей профессии, является обучение по программе коррекционной школы. Получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы перед выпускниками автоматически закрывает двери многих профессиональных учебных заведений, а получение ряда профессий - делает невозможным. Несмотря на то, что заключения ПМПК определяют дальнейшее обучение детей по программе VIII вида, кроме медицинского диагноза причинами неуспеваемости детей являлись педагогическая запущенность, отсутствие условий в семье для полноценного развития детей, контроля со стороны родителей.

Юноши и девушки, понимая каким препятствием для них в получении желаемой профессии, является обучение в коррекционной школе, обращаются с просьбой устроить их для получения более перспективной профессии, хотя для этого требуется получение документа об окончании основной школы. Три выпускницы 2008 года были приняты в виде исключения в профессиональный лицей.

Анализ устройства выпускников и получения ими профессий за 10 лет существования детского дома позволил составить диаграммы и сделать определенные выводы. Значительная часть воспитанников обучалась по программе коррекционной школы, что составило 61% выпускников. [Прил.2]

Возможность обучения в профессиональных училищах по профессии мастер строительных работ (каменщик, штукатур - моляр) дает получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы (39 человек) [Прил. 1]

Далее профессии распределились следующим образом: портной (11) , автослесарь (6), продавец (6), педагогический колледж (2) Ни один выпускник не поступил в высшее учебное заведение. В 2009 году единственная выпускница 11 класса планирует поступление в педагогический колледж в районном центре. Из девяти выпускников 9-х классов 5 человек учатся в основной школе, лишь один из них намерен продолжить обучение в 10 классе. Подростки осознают недостаточный уровень своих знаний, способностей, говорят о возможных трудностях сдачи ЕГЭ.

Поскольку значительная часть воспитанников прибыли в детский дом из Енисейского района, в г. Енисейске учатся или работают их старшие братья и сестры, понятно их желание получать профессию именно в учебных заведениях этого города. Несмотря на то, что в г. Лесосибирске ПУ № 14 принимает юношей, закончивших 9 классов коррекционной школы, предоставляет общежитие, обучались в нем за 10 лет 11 человек. [Прил. 3]

В решении проблем дальнейшего обучения выпускников детских домов недопустим формальный подход, безразличие к судьбам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой контраст между условиями проживания в детском доме и затем в общежитии учебного заведения вызывает неприятие, нежелание там жить, а значит - и учиться.

Отдельными проблемами является дальнейшее обучение выпускников детских домов в профессиональном заведении, посещение ими учебных занятий, соблюдения правил проживания в общежитии. Поиски легких путей получения материальных благ приводят к совершению правонарушений со всеми вытекающими последствиями, что осложняет получение профессии, успешность в дальнейшей жизни.

Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников школ, профессиональных учебных заведений. Особенно тяжело отразится современная экономическая ситуация в стране на судьбах, будущем, профессиональной деятельности детей, вышедших из стен детских домов. В большинстве случаев они лишены моральной, материальной поддержки родителей, поддержки со стороны старших братьев, сестер и других родственников.

От социально-психологической, педагогической и моральной поддержки теми, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.

Список использованной литературы.

1. Акулова О.В. "Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. тряпициной, - СП б, 2005

2. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008 № 4

3. Ю. Орсаг, О. ПаншинаВоспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4

4. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008 №4

5. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами. Методическое пособие. Красноярск 2002.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.

7. Г. Резапкина. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14

8. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов. ч. 2. Методическое пособие из серии "Библиотека профконсультанта". Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края, ГУ Центр Занятости населения города Енисейска

9. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005

10. Справочное издание "Образование и карьера. Поступай правильно!" ООО ИГ "Красноярская пресса"

11. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. - м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.

12. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.

13. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.

14. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. Социальная педагогика. 2007, №4

Как избежать ошибок в выборе профессии

…В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов - лечащим врачам, потребители - производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга. Причина большинства техногенных катастроф - халатность и недостаточный профессионализм.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4 профессий, о содержании которых имеется смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор из соображений «престижа». «Престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию “за компанию”, не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все - телесериалы, советы случайных людей, мода.

Выбор профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые - как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тетчер стала великим политиком.

«Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему…»

(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)

Но правильный выбор профессии - еще не все. Если человек не развивается, может наступить профессиональная деформация - явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить и оценивать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех строить; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз - наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.

Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска. «Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», - пишет летчик-испытатель Е.В.Хрунов.

Участник первой экспедиции на Луну М.Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки - нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным - своей жизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».

Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играми, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма - вот основные требования экстремальных профессий.

Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность - требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии - это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений.

1. Введение.

2. Профориентация воспитанников детских домов

2.1. Сущность профориентациоиной работы

2.2.Профориентационная работа с воспитанниками детских домов

З.Заключение

4. Список испольвоваиной литературы

1. Введение.

Подготовка воспитаиников детских домов к самостоятельной жизни-основная задача учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому работа по социальной адам ации детей-сирот становится ведущей задачей воспитании. Одним из направлений воспитания является работа по профессиональной ориентации детей. Выбор профессии - один из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Выбор профессии является достаточно сложныгм процессом для каждого человека, а для ребёнка сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей в особенности, так как он обусловлен специфическим образом жизни в детском доме, ограниченным кругом общения, особенностями психо- физического развития. К девятому классу воспитанникам предстоит принять важное самостоятельное решение, связанное с выбором пути продолжения образования: либо поступить в колледж, либо остаться в общеобразовательной школе. И целью всех педагогов: и воспитателей, и учителей- предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов является поддержка старшеклассников в выборе пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

2.Профориентацня воспитанников детских домов

2.1.Сущность профориентациоиной работы.

Профессиональная ориентация- это научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призваиному учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов. Сущность профориентации, как общественной проблемы.проявляется в том, что необходимо преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансироваиной структуре кадров и профессиональными устремлениями молодёжи. Цели про фориентацiш продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Традиционно профориентация строится на основе «триады»:

1-й фактор включает в себя: профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ» (желания воспитаняиков); - 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности: «ЧТО Я МОГУ» (способности, знания, умения, навыки); -3-й фактор включает в себя потребности общества: «ЧТО 11АДОэ> (спрос на данную профессию, возможности региональной системы занятости).

Задачами профориентационной работы в учреждениях для детей сирот являются следующие:

Социальные - способствуют становлению члена общества, готового к еамореализации;

Экономические - регулируют сферу деятельности и трудовые потоки;

Личностные - формируют качества развития личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успептной работы;

Воспитательные - воспитывают трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально-личностные качества;

Образовательные- дают знания о мире профессий и отдельных специальностях;

Мотивационные- мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

Направления деятельности системы профориентационной работы:

1) Профессиональное просвещение;

2) Профессиональная диагностика;

3) Профессиональная консультация;

4) Профессиональный отбор;

5) Профессиональная адаптация;

б) Профессиональное воспитание.

Следует отметить, что профориентация содержит в себе три главных аспекта:

1. Информацивнньтй аспект профориентации связан с необходимостью обеспечения воспиташппсов всесторонней информацией а существующих профессиях и специальностях на основе профессиографических данных.

2. Диагностический аспект профориентации предусматривает не только всестороннее изучение и оценку качеств личности, но и подбор ряда смежных профессий, в которых смог бы работать тот или иной обследуемый.

3. Воспитательный аспект является ведущим в структуре профориентации, потому что предполагает формирование у детей-сирот профессиональной направлеиности, выработку интереса и стремления к выбору определёиной профессии, а так же осуществление психологической подготовки к предстоящему профессиональному обучению и практической деятельности.

Профессиональная ориентация воспитанников детских домов содержит в себе несколько этапов работы:

1. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Этот этап содержит изучение особенностей личности- ценностных ориентаций, интересов, способностей, потребностей, склонностей, мотивов выбора профессии„ черт характера, темперамента, состояния здоровья.

2.Профессиональная консультация.Этот этап нацелен на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии с учётом индивидуальных особенностей консультируемого.

Профессиональные консультации бывают двух видов -индивидуальные и групповые. Особенности групповых консультаций - взаимовлияние и общение воспитанников между собой в обсуждении той или иной профессии.

1. Профессиональный отбор - проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.

2. Профессиональный подбор - предоставление человеку рекомендаций а возможных направлениях трудовой деятельности, наиболее соответствующих его особенностям. 3. Профессиональная информация - ознакомление профориенгируемого с современными видами производства, состоянием рынка труда, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

4. Психологическая диагностика проводится специалистом-психологом для определения соответствия психологического статуса воспитанника требованиям выбранной профессии, выявления потребности в пеихокоррекционных мероприятиях в рамках профессиональной ориентации и последующего профессионального обучения и трудоустройства.

Существует ряд критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению, которые нужно учитывать при проведении профессионального отбора;

Когнитиавный - степень представления человека об индивидуальных психофизических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о путях необходимого образования,

Мотивациоино-потребностный - характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельно-практический - способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований длиной профессии, владение основными приёмами работы.

В соответствии с данными критериями можно выделить основные задачи профессионального самоопределения в процессе обучения воспитаг шика детского дома:

-«Я» - знание себя, своих качеств, возможностей, способностей, потенциала, объективных потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, выработка системы ценностей, отношения к людям,

-« Роль» - позиция и ожидания по отношению к семье, обществу, будущим коллегам по работе, труду и занятости в целом, -«Работа» - собственные трудовые возможности и их использование на открытом рынке труда, в других сферах, в обществе, дома,

-«Карьера» - осознание карьеры как последовательной смены видов деятельности. Специальностей, профессий, мест работы в течение жизни, как достижения личного успеха и удовлетворёиности трудом,

-«Переход» - развитие качеств личности и навыков, которые необходимы, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом на следующую профессиональную ступень, т.е. гибкость, способность принимать оптимальные решения и конструктивно решать личные проблемы.

Основой профориентации является её психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные виды профконсультаций_ Различают следующие виды консультаций:

Справочные, в ходе которых воспитанники выясняют каналы трудоустройства, требования приёма на работу или учёбу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

Диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

Медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья воспитанников, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.

Для профессиональной диагностики личности воспитаиника детского дома используются следующие методы и формы работы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (через прямую связь между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (посредником между исследователем и наблюдаемым является социальный педагог).

2. Анализ документов и результатов деятельности:

Личные дела,

Итоги медицинских обследований,

Классные журналы,

Творческие сочинения, изделия

З.Анализ практический действий воспитанников в детском доме.

4.Метод анкетирования.

5.Беседы- интервью.

6.Педагогический эксперимент.

7.Метод сравнения.

В процессе психологической профессиональной диагностики воспитанников детского дома оцениваются те особенности их психологического развития, которые могут существенно затруднить освоение ими профессии и последующую профессиональную реализацшо. В их число входят:

Особенность усвоения навыков общения, уровень коммуникативной активности;

Адекватность уровня притязаний, самооценки, критики.

Широта круга интересов, структура ценностных ориентаций;

Степень зависимости от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Для проведения минимального профориентационного психодиагностического обследования воспитанников детских домов можно использовать различные методики.

В ходе психолого-педагогической профориентациоиной диагностики воспитанников детских домов целесообразно использовать профориентационную карту ребёнка, которая включает в себя следующие разделы:

Анкетные данные;

Данные о состоянии здоровья, нарушениях развития,

Сведения о развитии и изменениях интересов,

Сведения о личности (темпераменте, характере, способностях, отклонениях в поведении), развитии коммуникативных навыков;

Сведения о профессиональных планах и опыте трудовой деятельности.

2.2. Профориеитационная работа с воспитанниками детских домов

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей- сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала. Развитие необходимых качеств начинается в раннем возрасте в рамках трудового воспитания, когда происходит формирование понятия необходимости труда, его пользы, чувства удовлетворения от выполненной работы и любви х ней.

Психологическое и профессиональное просвещение начинается в младших классах и является первым важным этапом в профессиональной ориентации детей- сирот. Педагоги стимулируют интерес воспитанника к собственной личности с её индивидуальными особенностями и недостатками.

Формы профориентатцлгонной работы с воспитанниками младшего возраста просты: рассказ, беседа, просмотр фильмов, встречи с представителями различных профессий, занятия в кружках по интересам-музыкальных, рисования, танцевальных и т.д. В кружках есть возможность для создания условий и развития творческих способностей. На данном этапе возможно достичь решения следующих задач:

Формирование общей положительной установки на труд,

Психическое и физическое развитие в соответствии с возрастом,

Формирование адекватной самооценки и адекватного отношения к способностям и склоиностям ребёнка со стороны персонала учреждения.

На следующем этапе среднего школьного возраста дети- сироты должны включаться в общественно- полезный и учебный труд, у них формируются общественно значимые мотивы выбора профессий, выявляется и развивается интерес к конкретному виду деятельности. Знания о профессиях расширяются за счёт знакомства с содержанием труда той или иной профессии. На данном этапе у детей должны быть сформированы умения ориентироваться в мире профессий, интересы к конкретной сфере профессиональной деятельости.

Основные задачи про фориентационной работы в этот период следующие:

Формирование трудового стереотипа;

Общетрудовая подготовка;

Стимулирование психического и физического развития;

Выявление интересов и склонностей в контексте формирования дальнейших профессиональных планов.

Формы профориентационной работы на данном этапе содержат:

Трудовые пробы; общетрудовая подготовка; вбществеино-полезный труд; ознакомление с кругом предпочтительных профессий, формирование трудовой дисциплины, изучение условий труда и производства и т.д.

На следующем возрастном этапе (13-15 лет) основное внимание должно быть обращено на социально-профессиональную направленность выбора профессии с учётом психических и физических возможностей и склонностей воспитанников.

К основным задачам профориентациоиной работы данного этапа следует отнести:

*Формирование общетрудовых навыков и умений;

*Формирование профессиональных планов;

*Индивидуальное взаимодействие с педагогом по формированию профессиональных планов ребёнка.

В этот период проводятся трудовые пробы, которые предполагают попробовать воспитанника в различных видан труда непосредственно в учебных мастерских. Формы прфориентацщонной работы в данном возрастном периоде заключаются в предпрофильной трудовой подготовке, привитии навыков делового общения, организации бытового труда, ведения домашнего хозяйства с ориентировкой на его самостоятельное осуществление.

На заключительном возрастном этапе (15-16 лет) вопрос выбора профессии становится особенно острым.

Основные задачи профориентационной работы данного этапа:

* Формирование адекватных профессиональных планов;

* Предпрофильная подготовка;

* Расширение социальны связей воспитаиников;

* Социально- средавая ориентировка;

* Консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

* Содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве.

Основные задачи педагога на данном этапе - на основе ранее полученных знаний о профессиях сформировать у воспитаиника правильное отношение к выбору профессии, обобщить систему знаний о современном общественном хозяйстве, производстве, торговле, финансах и т.д.

Эффективности профориентационной работы на данном этапе способствуют экскурсии на учебно- производственные комбиндiъi, в учебные заведения профессионального образования, на предприятия, в сужбу занятости...

Основные виды мероприятий профориентаццоиной работы в рамках детских учреждении для детей- сирот на каждом возрастном этапе развития имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

Педагогические, заключающиеся в формировании необходимых навыков, умении, знаний;

Медицинские - диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

Социальные - расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

3. Заключение

Педагогические мероприятия на каждом из возрастных этапов развития ребёнка имеют различные задачи, но цель у таких мероприятий общая-развитие и формирование необходимых умений и навыков для воспитания личности ребёнка. Актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких образовательных учреждений -формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитаиники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентациоиная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и различных « соблазнов».

Таким образом, профориентациоиная работа - это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение сегодняшних острых социальных проблем.

Список использованной литературы:

1 .Маленкова Н.Л., Коррильо Линд К.А. Программа профориентационного цикла

2 .Пряжкикова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования, Академия, 2011

3.Резапеина Г.В. Классные часы «Беседы о самоопределении»,Академия 2011

4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение «Выбор профиля обучения иирофессии», Академия 2011.


Селиванова М.Н.
руководитель лаборатории профессионального определения
ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава»

В огромном мире профессий, существующих сегодня, бывает трудно сориентироваться не только школьникам, но и их родителям. Возникает парадокс: старшие члены семьи, которые ближе всех знают сына или дочь, абсолютно теряются, когда их дети стоят на пути выбора профессии. Существенную помощь здесь может оказать психолог — специалист в области профессиональной ориентации и профессионального определения.
Современное профессиональное определение – достаточно сложный процесс, требующий знания мира профессий и специальностей, потребностей общества в тех или иных специалистах, своих личностных особенностей, необходимых для освоения специальности.

Лаборатория профессионального определения ГБОУ ЦППРК «Крестьянская застава» проводит для старшеклассников ряд комплексных мероприятий в сфере выбора профессий: определение степени пригодности к конкретному виду деятельности; изучение способностей и личностных качеств на соответствие требованиям конкретной профессии; индивидуальный выбор профессий из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Однако выбор профессии требует согласованных и взаимно дополняющих действий не только специалистов лаборатории, но и родителей, школьных психологов, педагогов. Наш опыт проведения индивидуальных консультаций позволяет обобщить наиболее распространённые вопросы родителей и дать на них ответы, которые помогут школьному психологу в индивидуальной и групповой работе с родителями.

Что такое профессиональная направленность?

Ведущая профессиональная направленность формируется на основе биологической склонности, интересов и свойств личности. Изменения направленности на какой-либо вид деятельности, смена приоритетов обусловлены социальными факторами (воспитанием, общественными ценностями, востребованностью). Ориентироваться можно на следующие группы профессий:
- гуманитарная – работа направлена на социальные группы, сообщества, отдельных людей различного возраста; важно обладать способностью к контактам, выдержкой, спокойным и доброжелательным отношением, развитыми речевыми способностями. Примеры профессий – менеджер, бригадир, врач медсестра и др.;
- техническая – работа с различными видами техники; нужно развивать наглядно-образное мышление, умение работать с чертежами и собирать механизмы, хорошие двигательные навыки. Примеры профессий – инженер, проектировщик, наладчик аппаратуры, сварщик, электрик и др.;
- знаковая – работа с языками, цифрами, символами, формулами; необходима усидчивость, способность к абстрактному мышлению, к сохранению длительного и устойчивого внимания. Примеры профессий – экономист, программист, переводчик, бухгалтер и др.;
- эстетическая – художественное отображение действительности, искусство. Требования: богатое и яркое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Примеры профессий – модельер, архитектор, стилист, дизайнер, визажист и др.;
- биологическая – работа с природными явлениями, биологическими видами. Необходимые качества: наблюдательность, выносливость, знание общей и прикладной биологии, терпение, заботливость. Примеры профессий – кинолог, коневод, зоотехник, лесник, озеленитель и др.

Некоторые специалисты выделяют дополнительно ряд других профессиональных групп (бизнес, военно-спортивную и др.), но эти группы не первичны и формируются под влиянием социальных факторов. Профессиональное определение заключается в индивидуальном выборе профессии из нескольких возможных вариантов в соответствии с биологическими задатками и социальной направленностью. Основное содержание «встречи со взрослостью» заключается в выборе своего пути через примеривание к себе различных профессиональных ролей.
Проявите дальновидность и постарайтесь разобраться, как именно Вы относитесь к интересующей Вас деятельности: просто как к развлечению, интересному занятию, или как к мастерской, в которой вы будете трудиться в течение длительного времени. Например, природу можно любить как место отдыха, а можно наблюдать, изучать или изменять процессы, протекающие в жизни организмов. Особенность биологических объектов состоит в том, что они растут, развиваются, а также болеют, умирают, и изменения бывают необратимы. Понимание профессиональной специфики необходимо и для других областей деятельности.

С какого возраста следует начинать выбор профессии?

Формирование направленности и склонностей начинается очень рано на основе биологических задатков, и родители могут обратить внимание на то, чем увлекается и интересуется их ребёнок уже в начальной школе. Профессиональную диагностику у специалиста целесообразно проводить в 14-15 лет – для выбора профиля образования и в 16-17 лет – для окончательного выбора профессии. Возможно, подросток в 7-м классе увлечётся музыкой, в 8-м – иностранным языком, а потом – фотографией. До 17-18 лет профессиональная направленность ещё формируется, это нормально: ведь молодой человек пробует себя в разных видах деятельности, в разных профессиональных ролях, примеряя их к себе; это следует поощрять, чтобы помочь ему сориентироваться. Родителям этого не следует пугаться: наоборот, насторожить может то, что ребёнок ничем не интересуется и не увлекается.

Какие конкретные шаги родители могут предпринять, чтобы помочь детям в выборе профессии?

Старшие члены семьи обладают серьёзными возможностями для помощи детям в профессиональном выборе. Основные факторы при выборе профессии следующие:
1. Прежде всего обратите внимание на преобладающие интересы:

  • какие школьные предметы являются «любимыми», а какие отвергаются, по каким причинам;
  • проявляется ли какой-либо интерес к конкретной профессии (например, к профессии одного из родителей);
  • какую литературу предпочитает, какие сайты посещает и т.д.

2. Важным фактором выбора профессии являются также способности:

  • какие способности проявляются в быту, в играх, в учебной деятельности;
  • развивает ли свои способности и как (тренирует память, физическую подготовку, углубляет какие-то знания, навыки);
  • совпадают ли интересы со способностями (полностью, частично, совсем не совпадают).

3. Родители также способны выявить личные особенности:

  • какие качества преобладают в структуре характера;
  • какие качества необходимы для интересующей профессии;
  • занимается ли самовоспитанием и что старается развивать;
  • какие качества, по мнению самого подростка, у него выражены наиболее ярко.

4. Следует периодически выяснять профессиональные намерения подростка (могут быть не окончательными до 17-18 лет):

  • чем собирается заниматься после 9 класса (продолжить обучение в школе, либо в другом заведении, пойти работать и т.д.);
  • знает ли о требованиях избираемой профессии;
  • что знает о содержании профессии, об условиях работы, учёбы;
  • уверен ли в своих силах и в осуществлении профессиональных планов;
  • что может помешать этим планам и есть ли запасные варианты;
  • как представляет перспективы своей профессиональной деятельности.

Как избежать ошибок при выборе профессии?

Практика показывает, что наиболее характерны следующие ошибки при выборе профессии: стереотипы, мнения о престижности профессии, выбор под влиянием товарищей «за компанию», перенос отношения к преподавателю на саму профессию, увлечение внешней атрибутикой, отождествление школьного предмета с профессией, неспособность разобраться в своих личных качествах, неправильная оценка своих физических возможностей.
Чтобы избежать ошибок, следует учитывать реальные способности и интересы, подходить к выбору осознанно, с учётом перспектив. Очень важно задать вопросы о планировании профессиональной карьеры: как подросток представляет своё будущее через год? Через 5? Желательно уделить особое внимание перспективной цели: учёба – профессиональная деятельность – рост (профессиональный, карьерный, материальный, личностный, социальный); это поможет правильно ставить цель и находить оптимальный путь для её достижения.
Не менее важен вопрос: рассматривает ли подросток свой интерес в качестве профессионального или же просто на уровне хобби, увлечения. Своевременно ответив на такой вопрос, можно во многих случаях избежать разочарований и профессиональной неудовлетворённости.
Почему подросток, заканчивая школу, не проявляет никаких выраженных интересов, хотя успеваемость в целом ровная по всем предметам?
Речь идёт о мотивации к трудовой деятельности. Распространённая ситуация, — возникает в основном в тех семьях, где не воспитывается у ребёнка ответственность, не акцентируется внимание на уважении к труду (в частности — родителей), либо при устойчивом подавлении любой активности, авторитарном стиле воспитания Круглые пластиковые окна купить недорого в москве . . Возможно, подросток плохо знает мир профессий, не ориентируется в своих способностях, не умеет делать выбор из разных вариантов, либо просто никогда не задумывался на эту тему. Следует максимально сосредоточить внимание на различных профессиях, познакомить с разными областями деятельности, рассказать об особенностях работы старших членов семьи, обмениваясь мнениями в ходе такого разговора, чтобы сформировать представление, заинтересованность, личную позицию.
В этом контексте профессиональная этичность — один из наиболее важных аспектов. Важно, чтобы оценки родителей или педагогов не рассматривались как приговор о профессиональной пригодности или непригодности, как общая оценка человека ремонт стиральных машин masterplus.pro . ремонт стиральных машин на дому . Не секрет, что тенденция «тотального критицизма» затронула систему образования, профессиональной деятельности, другие социальные институты. Получается, что человек сам «рубит сук, на котором сидит»: невозможно эффективно служить системе, в которой «всё плохо». Родителям, педагогам, психологам очень важно отслеживать ошибочные представления на самом раннем этапе и грамотно корректировать подобные проявления. Иначе молодой человек отправится получать профессию с очень низкой мотивацией.

Ориентировочные вопросы для беседы школьного психолога с родителями:

Какую профессию или область деятельности Вы рекомендуете своему ребёнку? Какой путь овладения профессией? По каким причинам (оплата, характер труда, традиции, соответствие характеру)?
Совпадает ли Ваше представление с выбором ребёнка? Обсуждает ли ребёнок с Вами свои жизненные планы?
Довольны ли Вы уровнем преподавания и воспитания в школе, которую посещает ребёнок? Обращались ли Вы к кому-либо за квалифицированной помощью в выборе профессии? К кому? Каковы результаты?
Как Вы содействуете выбору профессии в семье? Какой личный пример Вы подаёте детям в профессиональном плане?
Это далеко не полный перечень информации к размышлению в семье. Разумеется, квалифицированный ответ на вопросы профессионального выбора трудовой деятельности поможет дать специалист – психолог: консультирование включает всестороннюю диагностику, индивидуальную беседу и осознанный выбор профессии с учётом всей информации. И всё же ни один психолог не заменит живой откровенной беседы с родными людьми.

Рекомендуемая литература:
1. Павлова Т.Л. Профориентация для старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М., 2006.
2. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб., 2008.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2005.
4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., 2010
5. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2005.

Любому подростку трудно принять такое важное решение, но особенно тяжело оно дается сиротам из детских домов и коррекционных школ. Как правильно выстроить свое будущее, может ли выпускник определиться без помощи взрослых – эти и другие вопросы обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды»: руководители профессиональных лицеев и детских домов, специалисты службы занятости и министерства образования и науки края.

Одно из самых важных решений в жизни – выбор профессии – человеку приходится принимать в очень юном возрасте. И зачастую определяющими становятся не желания, мечты и амбиции, а совсем другие, более прозаические причины: материальное положение, невозможность переезда в другой город, семейные обстоятельства. Проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и коррекционных школ, еще больше. Вот только некоторые из них: перечень профессий и учебных заведений, где они могут их получить – ограничен. Кому-то мешают проблемы со здоровьем, кому-то – отсутствие общежитий.

Общую тенденцию подтверждают и отдельные примеры. Гость «круглого стола» 20-летняя Галя Русак сейчас учится в лицее №33 на швею, и она рассказывает:

Я не собиралась идти на эту профессию, так получилось. Сейчас доучиваюсь последний год, одновременно хожу в вечернюю школу, а потом буду поступать на повара-кондитера – я с самого начала этого хотела. И только потом пойду работать.

Надежде Терентьевой 18, и ее тоже отправили на швею, и тоже – мимо цели:

Вместе с Галей пойду на повара-кондитера.

Эти девочки искренне намерены работать, они еще не знают, что российские законы позволяют сиротам бездельничать и получать пособие размером более 20 тысяч. Такая поддержка поощряет иждивенческое настроение – и это тоже большая проблема: учиться не хочу – и отчислить сироту невозможно, работать не пойду – дайте пособие.

Это правда, - подтверждают Галя и Надя. – Таких очень много.

Но даже если сирота или неблагополучный подросток определился с выбором, и поступил в профессиональный лицей или училище, там ими просто некому заниматься: в детском доме один педагог на пять воспитанников, в училищах - на 50. А безнадзорность часто ведет к криминалу, наркомании и алкоголизму. Преодолевшим все эти сомнительные соблазны судьба уже заготовила новый удар: на работу устроиться практически невозможно, а тем, кто нашел место, – платят мизер в 4-6 тысяч рублей в месяц.

Приходите, двери открыты!

Знакомство школьников края с профессиями, что называется, поставлено на поток: и в школах, и в службе занятости, и в специально созданных профориентационных центрах выпускникам и учащимся старших классов предлагают и тестирование, и консультации – все бесплатно, в любое время. Но все же особую роль играет пример сверстников и возможность сделать что-то своими руками.

За год до выпуска мы начинаем своих детей возить по училищам, и в гости, и для обучения, – чтобы они убедились, подходит им эта профессия или нет, - говорит директор Красноярского детского дома «Самоцветы» Людмила Сотникова .

У нас для каждой специальности есть мастер-класс, и цель та же – «примерка» профессии, - добавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Канского лицея №12 Людмила Остова.

Выбор профессии мы проводим с помощью медико-педагогического консилиума и сводим в единое целое «хочу» и «могу». Такая работа начинается с седьмого класса, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – К сожалению, для детей с ограниченными возможностями перечень учебных заведений и специальностей невелик.

Мы готовим детей к профессии совместно с машиностроительным лицеем – на базе наших учебных заведений создана экспериментальная площадка федерального значения, - рассказывает директор Красноярской коррекционной школы-интерната VIII вида №5 Елена Клочкова . – Два года дети учатся и в школе, и в лицее. В итоге они получают документ об образовании государственного образца (в обычных коррекционных школах их не выдают), профессию и социальную адаптацию – дети с ограниченными возможностями становятся обычными.

Кстати, сирот в этом лицее совсем немного: 36 из 734.

Стереотип, что в училище идут неспособные и неуспешные, нам очень мешает, - говорит социальный педагог Красноярского машиностроительного лицея Татьяна Фигуровская. – Именно поэтому мы всех приглашаем посмотреть, как у нас хорошо. И многие из тех, кто в школе был незаметен, у нас раскрывают свои способности. Здесь много говорили о профориентационной работе, и она безусловно нужна, чтобы предотвратить то, что произошло с Галей и Надей: хотели стать кондитерами, а учатся на швей. Однако в последний год появились тревожные сигналы: результаты проведенного нами анкетирования показали, что уже 25% детей готовы учиться близко к дому – о каком выборе профессии тут можно говорить?

Мы регулярно проводим дни открытых дверей, кстати, ближайший – 1 апреля, - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Красноярского машиностроительного лицея Елена Некрасова . – Их особенность в том, что своим опытом делятся наши учащиеся: посмотри на меня, я уже умею это делать, и у тебя получится. Кроме того, у нас есть много клубов и секций, в которых занимаются дети со всего района – и так, через рэп и паркур, они потом приходят к нам получать профессию.

Чехарда бюджетов

Еще одна проблема, которая препятствует выбору рабочей профессии, – наличие или отсутствие общежитий. Иногородние дети, скорей всего, не поедут учиться туда, где для них нет койко-места, а для сирот проблема жилья становится определяющей. Казалось бы, решение лежит на поверхности: они могли бы остаться в детском доме, а на учебу ездить на автобусе, как это делают все «домашние» студенты. И самому подростку привычней, и в детдоме не против, и государству, казалось бы, все равно, где именно будут потрачены деньги на содержание сироты. Оказывается, не все равно: средства распределяются по разным ведомствам. К такой чехарде бюджетов добавляются еще и региональные проблемы.

Например, краевым законом определено: в учреждениях начального и среднего профессионального образования бесплатно кормят только малообеспеченных. Но для этого нужно принести справку. И если маме с папой не до ребенка, то уже тем более – не до справки. А без документа питание не положено, - говорит главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Кондратюк . - Между тем из 18 тысяч учащихся техникумов и училищ треть являются малообеспеченными, плюс чуть более трех тысяч сирот, около тысячи находящихся в социально опасной ситуации – в итоге 70% нуждаются в бесплатном питании, и почти всем им требуется повышенное внимание педагогов и психологов.

Но самые сложные дети - те, что приходят из реабилитационных центров, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе канского лицея №12 Людмила Остова. – У них нет привычки ни к учебе, ни к нормальной жизни, ситуация складывается тупиковая: в детском доме им делать нечего – продолжать обучение в 10-11 классах они не могут, и нам с ними работать сложно – штатное расписание не позволяет взять для них воспитателей.

Специалистам понятно и то, что даже самых трудных, даже с самыми скромными возможностями детей нельзя изолировать в специально созданных учебных заведениях.

Мы, к счастью, ушли от системы интернатов, в которых дети и жили, и учились. Теперь они больше общаются, лучше адаптируются к новым условиям, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович , которая все высказанные пожелания и проблемы записывает – информация из первых уст пригодится для выработки новых законов края, направленных на защиту прав детей.

В социальном плане, мы уверены, у наших выпускников проблем не будет, - подтверждает социальный педагог детского дома-лицея им. Совмена Валентина Ненашкина. – Они учатся в разных школах, ходят в кружки и секции, выпускники занимаются на подготовительных курсах – Хазрет Меджидович оплатил всем довузовскую подготовку. Все старшие дети у нас живут в блоках на двоих – привыкают к самостоятельной жизни, сами следят за порядком. И хотя наш детский дом, как один из двух негосударственных в крае, дает выпускникам хорошие шансы стать успешными, без проблем не обходится. В частности, я согласна с коллегами – трудностей с выбором профессии много, и нас они тоже касаются в полной мере. Вроде бы учебных заведений достаточно, а общежитий нет - где жить? У себя оставить мы не можем – финансирование на них уже не идет. В этом году в нашем детском доме будут первые выпускники, 12 человек: 10 собираются в вузы, 2 - в колледжи, еще семи выпускникам 9-го класса нужно будет определиться с выбором начального или среднего профессионального образования. Может, нашим детям будет сложнее в жизни – они привыкли к хорошим условиям, может, наоборот, полученный багаж знаний и навыков удержит их на правильном пути.

Что выбрать: 20 тысяч или 5?

Но самая сложная проблема, по общему мнению участников «круглого стола», - трудоустройство. Кризис, выбросивший на рынок труда квалифицированных взрослых работников, окончательно перекрыл кислород специалистам с дипломом, но без стажа.

На решение проблемы трудоустройства выпускников (абсолютно всех, вставших на учет в службе занятости) направлена новая краевая программа «Стажер», которой могут воспользоваться 800 человек в год: полгода за работу им будет платить государство, также предусмотрены и средства на оплату труда наставника. Таким образом, программа выгодна и работодателям (не надо платить начинающему неопытному специалисту), и наставникам (дополнительный доход), и выпускникам учебных заведений (приобретение опыта).

Особая ситуация на рынке труда сложилась у сирот. Начиная профессиональную карьеру, они получают обычно около пяти тысяч в месяц, а тем, кто стоит на учете в центре занятости как безработный, положено пособие более 20 тысяч. Правда, всего полгода – потом надо все же начинать работать. Или снова учиться. Понятно, почему сироты не хотят трудиться: разницу между 5-ю и 20-ю тысячами увидит даже ребенок. То, что сироту надо поддержать материально, согласились все участники «круглого стола». Но нельзя давать деньги просто так – это тоже очевидно. Хорошо бы давать ту же сумму, но только тем, кто устроился на работу – но для этого нужно менять законодательство.

А пока из 1766 сирот края в возрасте до 23 лет, которые в 2009 году обратились в службу занятости, трудоустроены только 210. Еще 140 направлены на переобучение, а остальные получают пособие, - говорит начальник отдела материальной поддержки и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края Наталья Пассажинская.