Наставничество как элемент системы развития персонала в компании.

Когда назначается испытательный срок - Согласно российскому трудовому законодательству, процедура увольнения работника весьма непроста. Поэтому с помощью испытательного срока работодатель перестраховывается – на случай, если рекрутёр допустит ошибку и новичок окажется, что называется, не на своем месте. Теоретически у специалиста имеются законные основания для отказа от испытаний, но такой кандидат в глазах работодателя мгновенно переходит из категории перспективных в категорию проблемных. Едва ли это сулит Вам дальнейшую успешную работу в компании. Однако существуют определённые категории работников, которым, согласно ТК РФ, испытательный срок не устанавливается. Это беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, кандидаты моложе 18 лет, молодые специалисты, те, кто принят на должность по конкурсу, и др. (см. статью 70 Трудового кодекса РФ).

  • Как преодолеть страх перед новой работой?
  • Какая оптимальная линия поведения в течении первых месяцев работы?
  • Как быстро освоиться в новом коллективе и наладить отношения с коллегами?
  • Что может вам помочь эффективно и комфортно пережить период адаптации на новой работе?

Программа Испытательный Срок 2.0 – Ваш надежный помощник на новой работе

Современная специализированная программа под названием «Испытательный cрок 2.0» представляет собой отличный инструмент для комфортной адаптации на новом месте. Каждый новичок в первые дни получает гигантские объемы информации, поэтому шанс потеряться в ней, совершить простейшую и глупую ошибку весьма велик. Это может привести к тому, что новый работник может выглядеть некомпетентно. Специализированная программа позволяет сохранять сведения и впоследствии при выполнении различных ежедневных заданий сверяться с оформленными заметками. Подробно ознакомиться с функциональностью и бесплатно скачать программу можно на сайте проекта "ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ-СРОК.РФ" (разделы: "О системе" и "Скачать") .

Критерии завершения адаптации

Когда система основных мероприятий разработана, необходимо определить критерии оценки результативности прохождения сотрудником процесса адаптации.

Степень успешности вхождения сотрудника в бизнес-процесс оценивается по следующим блокам:

  1. усвоение корпоративных стандартов, норм, вхождение в компанию;
  2. владение навыками и знаниями, необходимыми для данной должности;
  3. выполнение поставленных задач и достижение рабочего результата.

По каждому блоку оценивается выполнение поставленных задач. Задачи могут быть нескольких типов.

Количественные. Результат решения таких задач можно описать в цифрах. Сюда входят конкретные задачи: сколько встреч клиентами должен провести сотрудник, какое количество продаж он должен сделать для выполнения минимального плана продаж и т. п. Такие задачи ставятся в индивидуальном плане сотрудника и используются для оценки рабочих результатов.

Проектные. Результатом решения такой задачи является выполнение заданного проекта в определенное время в соответствии с четкими заранее известными критериями.

Описывающие стандарты работы или поведения. Задачи такого типа можно ставить для оценки результатов усвоения корпоративных правил и норм. Обычно эти задачи закрепляются в правилах внутреннего трудового распорядка, в корпоративном кодексе и т. п. Также они помогают оценить навыки сотрудника.

Усвоение корпоративных стандартов, норм, вхождение в компанию

Основная задача этапа введения сотрудника в организацию - освоение корпоративных правил, норм, стандартов. Это так называемые корпоративные компетенции, они являются общими для всех сотрудников компании. Оцениваться они могут отдельно после прохождения первых этапов адаптационной программы, а также могут быть включены в модель компетенций конкретной должности. Все зависит от структуры организации и принятой в ней системы обучения. Например, если в компании для работы на сбытовых должностях предполагается вводный курс обучения, включающий в себя передачу знаний корпоративных стандартов, продуктов и услуг компании, то логично предположить, что оценку по этим параметрам лучше доверить менеджеру по обучению либо комиссии, проводящей аттестацию после вводного курса обучения. Если же такое обучение не предусмотрено и введение в организацию проводит наставник, то проще включить корпоративные компетенции в профиль должности и оценивать вместе с остальными параметрами.

Эти стандарты закрепляются в регламентирующих документах, а также даются сотруднику в лекционной форме на первых этапах адаптации. Соответственно, оценивать успешность прохождения этого этапа можно по двум параметрам - знание стан артов и следование им. Для этой цели могут быть разработаны специальные тесты и шкалы. Также данные о следовании сотрудника правилам можно получить косвенно - используя отчеты по электронным картам прихода и ухода сотрудников, жалобы или отзывы клиентов, наблюдения наставника. Наиболее эффективным является сочетание двух методов: проверка знаний с помощью теста (обычно это делается на аттестации после прохождения вводного цикла обучения) и использование бланка оценки профессиональных и личных качеств сотрудника, который помогает решить, насколько сотрудник вписывается в корпоративную культуру организации. Бланк заполняется менеджером по обучению по окончании вводного цикла обучения либо наставником в конце адаптационного периода

Владение навыками и знаниями, необходимыми для данной должности

Помимо корпоративных компетенций, универсальных для каждого сотрудника компании, существует модель компетенций для каждой должности, то есть «профиль сотрудника». Профиль описывает способности, навыки, знания, необходимые сотруднику для выполнения своих должностных обязанностей. Такой профиль включает в себя несколько уровней развития компетенций. Соответственно, в зависимости от целей наставничества мы рассматриваем разные уровни развития компетенций.

Например, уровень развития какой-либо компетенции сотрудника, только что пришедшего в компанию и проходящего адаптационный период, будет иным, чем уровень развития той же компетенции сотрудника, претендующего на более высокую должность.

Именно на основе компетенций, указанных в профиле, и разрабатываются программы обучения и оценки сотрудников. По профилю мы можем увидеть, на каком этапе развития находится сотрудник, чего ему не хватает для достижения следующего уровня компетенций.

Для разработки критериев оценки по этим параметрам нужно сделать следующее:

  1. провести функциональный анализ работы на оцениваемую должность;
  2. выявить способности, знания, навыки, необходимые для выполнения обязанностей и достижения результата;
  3. расставить весовые коэффициенты для каждой компетенции по степени их важности для достижения результата;
  4. дать описание компетенции на каждом уровне ее развития;
  5. разработать поведенческие шкалы (как проявляется в поведении навык - то есть что именно можно наблюдать).

Эти шкалы являются инструментом оценки сотрудника, а также материалом для составления плана его развития.

Поведенческая шкала представляет собой индикаторы эффективности поведения.

Важный момент состоит в том, что разработка подобных шкал должна осуществляться совместно с линейными руководителями и руководителями отделов. Им предлагается обсудить уже готовые шкалы. Цель данного обсуждения - выработка единых стандартов оценки поведения сотрудников. Помимо мотивации руководителей и менеджеров на участие в программе, это дает четкое видение связи компетенций с результатом, а также позволяет увидеть, как каждый из менеджеров понимает ту или иную компетенцию. Очень важно в обсуждении прийти к единому пониманию значений поведенческих индикаторов. На данном этапе можно предупредить возможные последствия использования различных подходов к оценке сотрудников и разногласия, которые могут возникнуть впоследствии.

Для оценки знаний продукта в большей степени подходят специально разработанные тесты и кейсы. Все зависит от продукта, который продает организация. В некоторых случаях проводятся аттестации с деловыми играми, где усвоение сотрудником материала оценивает комиссия.

Для оценки наставников разрабатываются подобные шкалы. Естественно, для этого нужно внести в профиль менеджера соответствующие компетенции. Подробное описание навыков наставника дано в разделе 2.6. Наставника оценивает руководитель.

Данные, полученные по всем шкалам, сводятся в профиль компетенций, значения по которому мы сравниваем с идеальным профилем сотрудника, занимающего эту должность. После такой процедуры можно определить области развития каждого сотрудника. Эту часть работы может взять на себя координатор из HR-отдела, предоставив наставнику уже обработанные данные. По ним наставник определяет план развития сотрудника и дает ему обратную связь.

Выполнение поставленных задач и достижение рабочего результата

Задачи, которые должен выполнить сотрудник во время всего Периода интеграции, фиксируются в индивидуальном плане. План составляет наставник. Задачи должны быть конкретными и легко измеримыми.

Для измерения результатов могут использоваться следующие показатели:

  1. финансовый - доход, прибыль, стоимость, издержки;
  2. количественный - объем выпуска продукции, количество новых продуктов, количество клиентов;
  3. временной - своевременное завершение работ, скорость выполнения операций, соблюдение сроков поставки;
  4. качественный - изменение в поведении клиентов, инновации;
  5. эмоциональный (показатель отношения) - отношение к компании и продукту внутренних и внешних клиентов, коллег.

Основные требования к критериям оценки:

  1. критерии должны оценивать результат деятельности сотрудника, а не затраченные им усилия. В случае, если во время решения задачи изменились условия бизнеса и вследствие этого работник не может справиться с выполнением задачи, наставник должен инициировать ее корректировку;
  2. достижение результата должно находиться в сфере контроля сотрудника;
  3. критерии оценки должны быть достаточно простыми и понятными;
  4. критерии должны быть такими, чтобы наставник мог собрать адекватную информацию для измерения результатов труда работника.

Задачи сотруднику ставит наставник, закрепляются они в индивидуальном плане работы.

Оценка эффективности процесса адаптации проводится в следующих направлениях:

  • оценка эффективности новичка;
  • оценка эффективности службы по работе с персоналом;
  • оценка эффективности работы наставников и тренеров;
  • оценка актуальности и эффективности плана адаптации.

Оценка эффективности новичка в период адаптации

  • Удовлетворенность новичка от обучения и мероприятий адаптации.
  • Удовлетворенность руководителя результатами новичка за период адаптации.
  • Эффективность деятельности нового сотрудника и достигнутые результаты за период адаптации.
  • Насколько новый сотрудник справился с задачей приобретения новых навыков и знаний
  • Оценка уровня мотивации нового сотрудника к дальнейшей работе в компании
  • Оценка уровня понимания и принятия корпоративных ценностей и стандартов
  • Оценка нового сотрудника по компетенциям

Оценка эффективности службы по работе с персоналом

  • Качество обеспечения нового сотрудника всем необходимым для эффективной адаптации, уровень организации проведения мероприятий адаптации.
  • Системность организации контроля, за процессом адаптации нового сотрудника

Оценка эффективности работы наставников и тренеров

На данном направлении следует оценить качество и эффективность работы тренеров и наставников (об этом рассказано выше).

Оценка актуальности и эффективности плана адаптации

Система адаптации является живой системы и со временем могут произойти изменения в бизнес-процессах компании, что может повлиять на актуальность тех или иных мероприятий, формат их проведения или информационное наполнение (к примеру отменены или изменены важные регламенты), такие моменты необходимо отслеживать и вовремя вносить изменения в концепцию составления плана адаптации.

Важно провести оценку результатов адаптации нового сотрудника со стороны коллектива в целом, как он прижился, насколько хорошо он справляется со своей работой, по мнению коллег, с которыми он будет в дальнейшем работать. Получить данную информацию важно не только с точки зрения эффективности самого адаптируемого, но и взгляда на эффективность организации самого процесса адаптации.

Показатели эффективности адаптации

Говоря об оценке эффективности, важно помнить, что оценивать можно разные аспекты:

  • систему адаптации в целом;
  • процесс адаптации конкретного сотрудника;
  • конкретный адаптационный инструмент или мероприятие.

Для оценки эффективности используются два типа показателей:

  • объективные показатели;
  • субъективные показатели.

Объективные показатели

Данные показатели характеризуют уровень и эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах в количественных показателях. К примеру, к таким показателям можно отнести:

  • сумма затраченных ресурсов на адаптацию одного кандидата.
  • процент продлений испытательного срока.
  • процент обученных наставников.
  • процент уровня навыков наставника.
  • лёгкость восприятия (усвояемость) материалов используемых в мероприятиях по адаптации персонала.
  • и т.д.

Субъективные показатели

Характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями, условиями труда, коллективом и др.

Ниже перечислены показатели, которые необходимо анализировать.

  1. Стоимость адаптации одного сотрудника (по профессиям) . Этот показатель рассчитывается через стоимость времени лиц, вовлеченных в процесс адаптации, и включает время, затраченное наставником, непосредственным руководителем, службой персонала, а также стоимость раздаточных и других материалов. Данный показатель целесообразно рассчитывать для разных профессий.
  2. Стоимость подготовки наставника (по профессиям) . Под подготовкой наставника понимается размер инвестиций, вложенный в развитие его профессиональных компетенций, разработку обучающих мероприятий, которые он будет проводить для новичков.
  3. Количество должностей, охваченных системой адаптации . Конечно, в идеале этот показатель должен быть равен 100%. Отслеживать реальную ситуацию удобнее всего с помощью Матрицы адаптации, которая позволяет установить, какие действия и в отношении какой категории сотрудников уже применяются, а что является планом на следующий период.
  4. Количество сотрудников (в процентах), выполняющих функции наставников (по профессиям) . Каким именно должен быть этот процент, определяет служба персонала. Это прежде всего зависит от численности подразделений и количества в них новичков. Нет задачи устроить конкуренцию между наставниками - важно, чтобы работала сама система.
  5. Количество сотрудников, успешно прошедших испытательный срок, по отношению к общему числу принятых. Желательно, чтобы этот показатель равнялся 100%.
  6. Количество сотрудников, покинувших компанию в течение испытательного срока или по его итогам . Это показатель, обратный предыдущему. Для менеджера по персоналу важно проанализировать, кто был инициатором расторжения трудового договора: сотрудник или его непосредственный руководитель.

Важно помнить, что в случае, если такие случаи не единичны, причина может крыться в несовершенной системе подбора персонала, и необходимо определить, тех ли сотрудников компания нанимает на работу.

Анализ эффективности действующей системы адаптации нового сотрудника

Для того чтобы понять, насколько эффективно функционирует система адаптации в компании и проанализировать ее составляющие, необходимо провести аудит этой системы.

В арсенале руководителя службы персонала имеется ряд методов.

  1. Анализ документов и локальных нормативных актов, регламентирующих адаптационные процедуры.
  2. Наблюдение.
  3. Интервью:
    • беседа с сотрудниками, принятыми на работу до полугода назад;
    • беседа с увольняющимися сотрудниками, отработавшими менее года;
    • интервью с руководителями, в чьих подразделениях происходит наибольший набор персонала.
  4. Фокус-группа с «экспертами»: сотрудниками отдела персонала, другими сотрудниками.
  5. Проведение опросов (в ходе комплексных исследований).

В процессе сбора информации необходимо получить ответы на ряд перечисленных ниже вопросов.

  1. Понимают ли линейные менеджеры важность процедуры адаптации?
  2. Кто отвечает за процесс адаптации нового сотрудника?
  3. Каковы роли службы персонала и линейного руководителя в адаптации нового сотрудника?
  4. Насколько введение в должность дифференцировано по уровню иерархии и профессиям?
  5. Кто выбирает наставника для нового сотрудника?
  6. Насколько возможность быть наставником интересна и привлекательна для сотрудников компании?
  7. Что входит в комплекс мероприятий по адаптации?
  8. Какие адаптационные инструменты разработаны и как часто они обновляются?
  9. Насколько полно и точно можно оценить результаты и знания человека, полученные в процессе адаптации?
  10. Как оценивается эффективность адаптационных мероприятий?

Такой анализ менеджеру по персоналу стоит проводить хотя бы раз в год, и обязательно - при переходе в новую компанию с целью понимания сильных и слабых сторон системы управления персоналом своего нового работодателя.

В результате такого анализа можно получить следующую информацию:

  • встреча руководителя и сотрудника происходит через несколько дней после выхода новичка на работу;
  • сотрудник не ознакомлен со своей должностной инструкцией;
  • сотрудник не представлен в коллективе;
  • сотруднику не поставлены цели на испытательный срок;
  • не проводится личная встреча руководителя и сотрудника по итогам испытательного срока;
  • некоторые из недавно пришедших сотрудников уже задумались о смене компании.

Негативными последствиями для компании в такой ситуации станет:

  • снижение показателей эффективности подразделения;
  • формирование нелояльного отношения к компании и руководству;
  • повышение риска увольнения сотрудников в период испытательного срока, а следовательно, дополнительные денежные и временные затраты на поиск новых сотрудников.

Общеизвестно, что если более опытные сотрудники берут шефство над новичками, проблемы адаптации последних, в коллективе не возникает. Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным и управляемым, какие инструменты наставничества используются в наше время, какие ошибки подстерегают тех, кто начал внедрять их? На эти вопросы отвечают авторы статьи, рассматривая пять главных приемов наставничества.

ОСОБЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему знания? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией.

Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Рассмотрим рис. 1: цель наставничества - помочь молодому специалисту «перейти» в квадрат «Могу, хочу», т.е. позволить ему кроме желания приобрести и возможности для продуктивной деятельности.

Рис. 1. Готовность молодого специалиста к работе

Давайте рассмотрим Рис. 1 Готовность молодого специалиста к работе.

  • 1 ситуация «Не могу - не хочу». Человек не обладает навыками, и более того не мотивирован. Для того, чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе, вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты.
  • 2 ситуация «Не могу - хочу». Человек мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы с сотрудником. Как т чему вы будете его обучать. Также помните, что для формирования любого навыка, нужно 21 день.
  • 3 ситуация «Могу - хочу». Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру сотрудника. Он уже обладает необходимыми знаниями и умения. Ему нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства.
  • 4 ситуация «Могу - не хочу». Человек находится в состоянии протеста, некого саботажа. Необходимо выяснить в чем причина демотивации. Возможно, необходимо наделить работу новым смыслом.

Обучение нового сотрудника может происходить спонтанно (если он, например, наблюдает за работой своего коллеги) или намеренно (если он записывается на курсы и получает новые знания). Приобретая опыт, работник сознательно или бессознательно рефлексирует, делает выводы, а при выполнении нового задания планирует и выполняет уже другие действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и цикл возобновляется. Таким образом, обучение - это процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков, проходящий четыре стадии, что необходимо учитывать при подготовке наставников.

Этот четырехступенчатый процесс представляет собой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

  1. Бессознательная некомпетентность .
    При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете или не умеете делать чего-либо («я не знаю о том, что я не знаю»). В нашем случае новый сотрудник еще не осознал дефицит собственной компетентности. Так, ребенок при езде с родителями в машине осознает факт путешествия, но не понимает при этом, что он не умеет водить, т.е. остается в неведении насчет собственной некомпетентности.
  2. Осознанная некомпетентность.
    При осознанной некомпетентности сотрудник приобретает «знание о своем незнании». Обычно это происходит при появлении желания совершить новое действие. Так, подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность. В случае с работником это может быть, например, его желание сделать обложку для журнала при понимании того, что знания программы Photoshop ему не хватает.
  3. Осознанная компетентность.
    Для того чтобы стать осознанно компетентным, работнику нужно пройти обучение. Часто на этой стадии сотрудник в точности копирует действия своего наставника. Например, новичок вспоминает, как опытный дизайнер делал макет обложки журнала, т.е. осознает, что «знает о том, что знает». Так, успешно закончив курсы, и получив права, начинающий водитель все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», т.е. осознанно управлять машиной, контролируя каждое действие.
  4. Бессознательная компетентность.
    При бессознательной компетентности сотрудник совершает определенные действия так часто, что они становятся привычными, вырабатывается подсознательный алгоритм. Это стадия «я не знаю о том, что я знаю». Опытный дизайнер не может объяснить новому сотруднику, как создать «шедевр», он делает это по наитию. Обладая многолетним опытом вождения, вы управляете машиной «на автомате». Ведя ее, вы не анализируете скрупулезно свои действия, т.к. ими руководит ваше подсознание.

Когда человек учится водить автомобиль, эти четыре стадии можно ясно проследить: с помощью инструктора по вождению человек проходит стадии сознательной некомпетентности и сознательной компетентности. Обучение можно ускорить путем сознательного повторения цикла либо также с помощью инструктора, чтобы прийти к улучшению вождения через вторую и третью стадии, либо самостоятельно в процессе тренировок.

Ошибка 1. Наставник не умеет передать опыт, не может разъяснить новому сотруднику алгоритм действий, т.к. сам находится в стадии бессознательной компетентности. Он как гениальный художник, который говорит подмастерью «учись», но сам не помогает, не может объяснить, что и как нужно делать.

Правило 1. Для того чтобы быть наставником, необходимо вернуться из стадии бессознательной компетентности в стадию осознанной компетентности.

СТИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В зависимости от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи наставник выбирает стиль взаимодействия с ним.

  • Инструктаж - это стиль, при которомнаставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. При этом он не объясняет, почему необходимо делать именно так, а не иначе - у наставника есть готовый правильный ответ. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому. Вспомним, например, фильм «Бриллиантовая рука»: инструкция «Дитям - мороженое, его бабе - цветы!» без разъяснения привела к возникновению комичной ситуации.
  • Объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему. Если вернуться к примеру из фильма «Бриллиантовая рука» и пофантазировать, можно было бы вложить в уста героя следующую реплику: «Дитям - мороженое, потому что они любят сладкое. Его бабе - цветы: женщины любят знаки внимания». Осознанность и обоснованность действий гарантируют наставнику успех.
  • Развитие - этостиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Обратимся к сюжету из того же фильма. Можно представить себе, что если бы время позволяло, то герой построил бы специальную беседу с напарником, используя развивающие вопросы:

«Как ты думаешь, что подарить детям, чтобы произвести хорошее впечатление? Что любят есть дети?», «Как ты считаешь, какие подарки нравятся женщинам?» - и от ошибки, которую мы видим в фильме, персонажи были бы застрахованы. Ведь обучаемый сам нашел бы ответы на вопросы, и его решение стало бы осознанным.

Для наглядности сведем в табл. 1 все методы наставничества.

Таблица 1. Преимущества и ограничения методов наставничества

Метод

Преимущества

Ограничения

Инструктаж - четкие указания, предоставление алгоритма действий. Используется в стандартных ситуациях и при форс-мажоре, когда медлить нельзя

  • Четкость, ясность инструкций
  • Предсказуемость результата
  • Быстрота передачи информации
  • Возможность легко проверить по пунктам, как понял задачу обучаемый
  • Давление на обучаемого
  • Низкая мотивация обучаемого, т.к. его мнения не спрашивают
  • Невозможность для обучаемого правильно действовать в нестандартных ситуациях
  • Необходимость составлять алгортим на каждую ситуацию
  • Вероятность того, что в случае неудачи обучаемый переложит ответственность на наставника

Объяснение - обоснование каждого шага алгоритма

  • Обоснования каждого шага, повышение осознанности деятельности
  • Повышение мотивации обучаемого
  • Разделение ответственности между наставником и обучаемым
  • Увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым
  • Вероятность того, что обучаемый может уйти от темы, задавать лишние вопросы
  • Проявление нетерпения обучаемым с завышенной самооценкой
  • Возможность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника

Развитие - «высший пилотаж». Наставник не дает готовых ответов, он только подталкивает к решению задач, предлагает обучаемому самому додуматься до него.

Обучаемый должен иметь высокий уровень развития и достаточную мотивацию

  • Повышение мотивации благодаря осознанию равноправности общения
  • Понимание обучаемым смысла выполняемых операций
  • Более высокое качество обучения
  • Большая вероятность появления новых способов действий, новых решений
  • Лучшее взаимопонимание обучаемого и наставника в дальнейшем
  • Увеличение времени работы наставника
  • Вероятность возникновения стресса из-за ответственности, испуга у обучаемого
  • Возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа
  • Повышение ответственности и риска для наставника

Ошибка 2. Опасно заблуждаться, думая, что если с одним обучаемым был эффективен один прием, то он будет эффективен и с другим.

Правило 2. Стиль общения с обучаемым наставник определяет индивидуально. Профессиональная позиция наставника зависит от уровня обучаемого и ситуации.

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ

Цель - это образ результата. Именно от наставника зависит, сможет ли он просто и ясно донести цель до обучаемого и вдохновить подопечного на ее достижение.

Недостижимых целей нет, но есть взаимоисключающие критерии их достижения, которых следует избегать.

Возьмем за основу постановки целей SMART. Само слово smart в переводе на русский означает «умный», а результаты работы должны быть:

  • конкретными (specific);
  • измеримыми (measurable);
  • достижимыми (attainable);
  • значимыми (relevant);
  • соотносимыми с конкретным сроком (time-bounded).

Таким образом, правильная постановка цели означает, что она также конкретна, измерима, достижима, значима и должна быть достигнута к конкретному сроку.

Рассмотрим каждый критерий цели.

  • Конкретная и позитивно сформулированная.
    Неправильно: «Сделай мне макет обложки, только не красное на черном».
    Правильно: «Сделай три варианта макета по шаблону А». Негативно сформулированная цель «не делай» указывает на то, чего нужно избежать, а не на то, чего нужно достичь. Подсознание не воспринимает частицу «не», а слышит команду «красное на черном», поэтому, формулируя цель по принципу «не делай так», вы как наставник рискуете получить прямо противоположный результат.
  • Измеримая.
    Как измерить цель? Она должна быть выражена в штуках, в листах, в процентах, в рублях и т.д. Например, «три макета по шаблону А» - это пример верно сформулированных критериев, указание на то, что и как делать.
    Неправильно: «Копай от забора и до обеда».
    Правильно: «Каждый день вы должны провести переговоры с тремя клиентами».
  • Достижимая.
    Сам менеджер при постановке цели должен быть уверен, что она достижима, и речь не идет о вере в удачу или чудо.
    Цель должна быть не слишком простой, иначе не будет мотивации для ее достижения, в то же время слишком сложная цель может напугать неуверенного обучаемого. Она должна попадать под описание «трудно, но выполнимо», бросать вызов обучаемому (challenge), т.е. ее следует ставить с учетом индивидуальных особенностей, чуть ниже предела возможностей обучаемого. Уровень сложности будет постепенно повышаться.
    Неправильно: дать неопытному работнику слишком сложную задачу.
    Правильно: дать задачу чуть сложнее, чем обучаемому уже приходилось решать.
  • Цель, соотносимая с конкретным сроком.
    Неправильно: «Сделай макет, ну, давай к концу месяца».
    Правильно: «Сделай макет к 20 августа».
  • Значимая.
    Цель должна мотивировать обучаемого. Нужно сформулировать ее так, чтобы цель стала его собственной. Наставник, как правило, не может прямо указывать, командовать, в его распоряжении только приемы нематериальной мотивации.
    Неправильно: «Сделай этот макет, он мне нужен».
    Правильно: «Сделаешь этот макет, и у тебя будет возможность заявить о себе в команде наших дизайнеров».

Ошибка 3. Наставник неправильно формулирует цель для обучаемого.

Правило 3. Соотносите цель с критериями SMART.

КАК НАПРАВЛЯТЬ ПОДОПЕЧНОГО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Правила дорожного движения описывают знак «Главная дорога». Развивающие вопросы - это «знак главной дороги» при передаче знаний. Система развивающих вопросов позволяет определить реальный план действий, помогает обучаемому понять его, что, в свою очередь, способствует формированию ответственного отношения к делу.

Таблица 2. Развивающие вопросы

Этап

Пример вопроса

Польза вопроса

1. Осознание ситуации и имеющихся ресурсов

  • От кого и чего зависит на данный момент развитие событий?
  • На что именно, как и в какой степени влияете лично вы?

Позволяет обучаемому осознать личную ответственность, обозначить зоны своей компетентности

2. Осознание возможностей и препятствий

  • Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?
  • Какие условия были бы идеальны для достижения цели?
  • Как вы можете повлиять на появление благоприятных и нейтрализацию неблагоприятных условий?

Психологическая подготовка к препятствиям.

Обучаемый заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, если таковые возникнут

3. Разработка плана действий

  • Что когда, кому и в какой последовательности следует делать для реализации намеченного?
  • Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно обойтись?
  • Кто будет отвечать за каждый этап?
  • Когда должны быть реализованы действия на каждом этапе?
  • Какие дополнительные средства и помощь понадобятся на каждом этапе?
  • Что будет свидетельствовать о возможности продвижения на следующий этап?

Обучаемый учится отделять значимые критерии от незначимых, планировать работу и время, самостоятельно определять уровень своего мастерства (т.е. понимать, сколько времени ему понадобится для завершения работы), работать в команде

4. Окончательная проработка

  • Что еще требует дополнительного уточнения?
  • Какие существуют варианты?
  • В чем могут состоять принципиально отличные подходы к задаче?

Обучаемый учится творческому подходу к решению любой задачи


Ошибка 4. Поставив задачу, наставник забывает проверить, насколько понял ее обучаемый и достаточно ли у него ресурсов для ее решения.

Правило 4. Используйте как миниум три развивающих вопроса после постановки задачи. Узнайте, каким образом обучаемый собирается ее решать.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

Умение предоставлять эффективную обратную связь - один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий обучаемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для наставника велика опасность раскритиковать обучаемого, именно поэтому существуют правила обратной связи. «Вася, ты неправильно сделал» - это не обратная связь, ведь обучаемый не знает, что именно он сделал неправильно и что хотел бы видеть наставник.

Обратная связь - это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свое поведение.

Выделяют три этапа обратной связи:

  1. описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь
  2. описание своего отношения к этой ситуации и ее последствий
  3. пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.

Принципы обратной связи

Можно выделить следующие принципы предоставления обратной связи.

  1. Сбалансированность, позитивная направленность.
    Обучаемый должен почувствовать, что обратная связь помогает ему учиться. Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение.
    Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для обучаемого. Соблюдения баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для обучаемого, воодушевить его на профессиональный и личностный рост.
  2. Конкретность .
    Обратная связь - это не дискуссия о том, сказал или не сказал обучаемый что-либо, сделал или не сделал. Наставник всегда должен обращаться к конкретному факту или действию. Избегайте обобщающих фраз типа «вы всегда...», «вы склонны...» и др.
    Обратная связь касается того, что было сказано, сделано и как , но не почему . Догадки о чьих-то мотивах привносят атмосферу недоверия и враждебности в беседу. Пример конкретного отзыва: «Вы вчера провели исследование по методу АВС, а я просил по принципу градиента».
  3. Направленность на поведение, безоценочность .
    Предоставляя обратную связь, следует концентрировать внимание на поведении, а не на личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают, а не о том, что мы о них думаем. Таким образом, мы можем сказать кому-то, что он «говорил больше всех остальных во время собрания», вместо того чтобы сказать «ты излишне болтлив». Первая фраза оставляет место для изменений, в то время как вторая - просто оценка черты характера. Наличие оценки в высказывании снижает объем восприятия информации и вызывает сопротивление сказанному. После фразы «Маша, ты плохая помощница мне в этом проекте» человек может психологически «закрыться» и не воспринять, что именно было сделано не так. Нам нужно включить обучаемого в процесс, а не выключить его критикой.
  4. Своевременность.
    «Дорога ложка к обеду». Принцип положительного подкрепления - один из ключевых в обучении, и вовремя предоставить обратную связь - это лучшее, что может сделать наставник: «Сегодня ты сделал всю работу на отлично». Хуже всего, когда наставник вспоминает, что, например, сделанный Васей макет произвел на него впечатление, неделю спустя.
  5. Активность.

Лучше всего человек обучается, когда сам отвечает на поставленные вопросы. Дайте ему шанс исправить ошибки самостоятельно: «Как ты думаешь, на сколько ты сделал свою работу, на 100%? А что можно было бы здесь сделать по-другому? Есть какие-то варианты?» Табл. 3

Таблица 3. Примеры высказываний

Обратная связь (позволяет улучшить работу, понять, что получилось, а над чем нужно потрудиться)

  • «Ты очень концептуально, в соответствии с фирменным стилем выполнил макет, надпись смотрится гармонично, в следующий раз придерживайся такого же стиля. Молодец!»
  • «Отчет написан по плану, как мы и обсуждали. Учтены все три важных критерия, а вот над четвертым критерием нужно поработать. Согласен со мной?»
  • «Мы с тобой пришли к выводу, что с покупателем нужно разговаривать вежливо. Скажи, как ты думаешь, насколько вежливо ты говорил с человеком в шляпе?»

Похвала (обучаемый не понимает, что именно было сделано хорошо, что у него уже получается)

  • «Молодец!»
  • «Отлично»

Критика (обучаемый не знает, какие ошибки он совершил, над чем именно ему работать)

  • «Ерунда получилась!»
  • «Ну кто так делает?»

Отсутствие обратной связи (обучаемый остается в неведении относительно того, как и в каком направлении, ему развиваться дальше)

  • «Ага...»
  • «Нормально...»
  • «Так, вижу...»

Ошибка 5. В лучшем случае наставник не дает обратной связи обучаемому, в худшем критикует его.

Правило 5. Прежде чем высказать свое отношение к результатам деятельности обучаемого, вспомните принципы обратной связи. Критикуя, мы заставляем человека либо защищаться, проявляя агрессию, либо оправдываться, либо испытывать чувство вины. Ни к каким конструктивным действиям критика не приводит.

Принцип обратной связи - это универсальный инструмент развития. HR-менеджер также может взять его на вооружение. Таким образом, можно давать обратную связь и наставнику. Все мы в жизни являемся наставниками друг для друга, и все вышепречисленные приемы работают в любой ситуации обучения и развития.

При подготовке статьи использованы материалы тренинга Н. Бондаренко и А. Токарь «Наставничество», 2007 г.

Журнал «Управление корпоративной культурой»
«Издательский Дом Гребенникова
декабрь №4 (04) 2009

Bсю нашу жизнь в целом можно представить в виде школы, где мы проходим обучение от рождения до смерти. А раз мы чему-то учимся, то на каждом этапе обучения у нас непременно должен быть наставник. Зачем он нам? Какую роль играет наставник в нашем развитии? При поиске ответа на эти вопросы, можно столкнуться с множеством заблуждений. Очевидно, что функция наставника - наставлять и учить нас. Он дает ценные советы, которые помогают нам становиться мудрее, проверяет нашу готовность переходить к следующему этапу и пр. Очень многое в этом вопросе зависит от того, что именно мы подразумеваем под «советами» и подобными «проверками», как относимся к этим «урокам» и «экзаменам». Отсюда и появляются заблуждения на тему того, какой наставник подойдет нам лучше всего.

Наставник-волшебник.
После прочтения определенного количества литературы о духовном развитии и эзотерике, некоторым людям процесс развития представляется неким романтическим приключением, и они мечтают встретить всесильного наставника, который «перепрограммирует» судьбу, покажет волшебные приемы и сделает в итоге из этих людей таких же (или более могущественных) «магов» и «чародеев». Такие ученики ищут не столько наставника, сколько чего-то выдающегося и необычного, ощущения силы и соприкосновения с некими секретами, с «высшей» кастой людей с суперспособностями. Конечно же, это говорит голос нашего эгоизма, это иллюзии эго. Мы хотим идти на поводу чувства собственной важности, и это никак не соотносится с искренним желанием чему-то научиться. Почему мы вообще считаем, что в нашей жизни непременно должен появиться мудрый седобородый наставник? Действительно ли нам это решать?

Отсюда появляется закономерный вопрос, каким именно понятиям и качествам должен научить нас наш наставник? Быть может, в этом списке есть такие понятия, как уединенность, безнадега, взросление, недостатки, бесполезность, привязанность, состояния сознания, ум, милосердие и др. Такой список заставляет задуматься. Почему-то мы забыли в него включить известность, удачу, благополучие и удовольствия. Кто может похвастаться тем, что сам выбрал, какие понятия ему хотелось бы изучать, а о каких можно забыть? И вообще, мы ли сами определяем этот набор или кто-то извне, или что-то внутри нас? Ведь у нас не получится самим диктовать своему наставнику, чему он будет нас учить. Иначе, какой прок в его обучении? Наш разум, находясь в изменчивых условиях, постоянно видоизменяется, колеблется, сомневается. Как выработать ориентиры в условиях подобной изменчивости? Можно ли довериться неустойчивости человеческого разума в решении таких вопросов? Нашему разуму, на самом деле, приходиться смиряться с результатами выбора подсознания и надеяться на наставника, который обучит тому, что необходимо, и поможет преодолеть текущие актуальные препятствия. И здесь мы даже не будем говорить о ситуациях, когда современные наставники просто-напросто используют своих доверчивых последователей в своих личных интересах. Это отдельный вопрос, и мы о нем еще поговорим.

Наставник-родитель.
Какие именно знания хотели бы мы получить от наставника? Лучше самой жизни учителя в любом случае не найти. Однако нам нужен кто-то из плоти и крови, чтобы его уроки излагались доступным, человеческим языком. Однако жизнь - наставник куда более опытный и искусный, нежели учитель в человеческом облике. Может быть, так происходит потому, что в самой жизни содержится гораздо больше того, что мы способны постичь. Ее уроки осознать бывает совсем нелегко. В таком случае сама жизнь воплощается в лице какого-либо человека, чтобы он стал нашим наставником и говорил с нами на одном языке. Когда такое возможно?
Говорят, что когда готов ученик - появляется и учитель. Выходит, наставник сам определяет своего подопечного, поскольку обладает большим опытом, либо он видит прямое указание некой силы, что именно этот человек станет его учеником. Хотя сейчас ситуация с наставниками больше напоминает рынок. В настоящее время можно выбирать из огромного множества различных направлений и школ, найти среди них наиболее подходящего духовного наставника и работать с ним. Тут лишь от нашего выбора зависит, что мы будем принимать на веру, что станет для нас неприемлемым, что мы будем изучать и пр. Выходит, что мы знаем лучше наших наставников, в какой именно области нам необходимы наставления? Да и вообще, можно ли к выбору Гуру относиться как к выбору продуктов на рынке? В большинстве своем, наставник, предлагающий последователям своей школы некое обучение, просто предлагает товар в рамках рыночных отношений. Поскольку спрос растет, таких предложений становится немало. А встретить уникального учителя, такого как Дон Хуан, доводится, к сожалению, лишь одному из миллиона, и, по всей видимости, обольщаться на этот счет смысла нет.
Чего мы ждем от наставника? Зачастую, нам необходимо просто восполнить свою несостоятельность, неспособность решительно действовать в той или иной ситуации. Мы ищем кого-то, кто сыграет роль родителя при малом ребенке. В этой ситуации мы полагаем, что наш наставник должен быть умудренным опытом, компетентным заступником, на которого можно переложить ответственность за нашу жизнь. Когда человек ищет такого учителя, он просто хочет снять с себя бремя ответственности, избавиться от необходимости выбора и размышлений, сделать жизнь легче за счет другого человека. А в отсутствии наставника приходиться работать над своей жизнью самостоятельно, переживать неизбежные муки взросления без какой-либо опоры или поддержки. Становиться взрослым - это вообще означает полагаться в основном на себя. А умение быть самостоятельным - пожалуй, одно из самых важных в нашей жизни, особенно на пути развития и личностного роста. И иногда при наличии наставника научиться этому труднее, чем учась на собственных ошибках, самостоятельно.
Получается, наставник в виде самой жизни присутствует у каждого. Жизнь говорит с нами через людей, которых мы встречаем, обстоятельства, в которые попадаем, события, что с нами случаются и многое, многое другое. Порой, ее уроки болезненны, но они самые запоминающиеся; эти наставления вы уже не забудете до конца своих дней. Нам не всегда по нраву такой наставник, потому, что жизнь учит совсем не тому, что хотело бы усвоить наше эго. Это не эффектные волшебные «трюки», развлекающие нас, а именно то, что нам необходимо. Эти уроки, порой, бывают скучны, продолжительны и банальны; постигая жизненные наставления, мы не блистаем восторженными «звездами», а упорно проживаем серые будни, становясь, однако, сильнее, крепче и увереннее в себе.

Наставник - виновник проблем.
Это плачевно, но часто наш разум ищет пути для того, чтобы удовлетворить наше самолюбие или потешить гордыню, при этом выбирая самый легкий путь, с которого впоследствии не так-то легко свернуть. Хочется обладать сверхъестественными способностями, стать чище, лучше, добрее, быть ближе к Богу, а в итоге - лишь череда унылых дней. И в такие моменты тяжело принять тот факт, что банальность «серых» будней, которую нам приходится время от времени переживать - это и есть один из самых важных уроков, который необходимо усвоить в жизни. Если бы этот урок преподал нам наставник, мы, с высоты нашего недоумения, тут же обвинили бы его во всех смертных грехах. «В чем смысл твоего урока? Мне хочется искрометного волшебства! Я хочу стать гениальным магом, просветленным и благородным, подняться над серой массой людской толпы!» Мы совершенно не склонны учиться урокам жизни у наставника. Наставник же в виде самой жизни не обладает личностью, которую мы можем в чем-то обвинить; на жизнь можно жаловаться, но внимать ее наставлениям приходится, если мы хотим развиваться и двигаться дальше.
Жизнь-наставник сталкивает нас с проблемами и тут же наводит на способы их решения. Самые сложные трудности стимулируют нас больше других: «Все, что нас не убивает, делает сильнее». Именно «невыполнимые» задачи заставляют нас развиваться и брать все более высокие планки, так мы открываем в себе доселе неизвестные способности, посредством которых достигаем все более высоких целей. Опыт переживания тупиковой ситуации ценен сам по себе - благодаря этому мы становимся взрослее; аналогичная ситуация в следующий раз уже не вызовет у нас затруднений с ее решением. Это элементарное правило: мы учимся и приобретаем опыт. Проблема лишь в том, что мы подчас не способны увидеть ценных наставлений жизни за препятствиями и проблемами. Если бы этот урок преподал нам «живой» наставник, то мы смогли бы обвинить его в непосильной сложности заданий в нашей и без того нелегкой жизни. И в этой ситуации куда проще было бы распрощаться навсегда с таким учителем и жить беззаботной жизнью дальше, не «париться» о его нудных наставлениях и трудных задачах. А бестелесный наставник по имени Жизнь никуда не денется. От этого учителя, к сожалению, (или к счастью) не избавиться. В жизни один из самых лучших наших наставников - это мы сами, наше тело и интуиция. Помимо этого мы окружены массой источников развития, каждый из которых способен преподать нам немало уроков: родители, наша родина, место работы, наши родственники и друзья, окружающие люди и случайные прохожие, все наши эмоции и чувства, все, что мы видим и слышим.
Наша личность - это восприятие в чистом виде, сосуд существования жизни. Жизнь является нашим естественным наставником, она, по сути, учит часть себя самой. Развитие - лишь один из аспектов существования нашего «Я». И этот аспект не выделяется особым образом среди других. Наша судьба, как людей, жить и непрерывно учиться. А понять, что есть жизнь, возможно и есть самый главный результат, которого мы можем достичь в своем обучении.

Дмитрий Смирный.

Термин «коучинг» был впервые введен в деловой лексикон в начале 90-х годов Джоном Уитмором, на русский язык он переводится дословно как «наставлять, подготавливать, тренировать», однако имеет более широкое понимание.

Метод коучинга базируется на поведенческой обратной связи, в этом его ключевое отличие от наставничества. Задача коуча состоит не в непосредственной передаче наставляемому лицу знаний и выработке у него определенного перечня навыков, а в активизации процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в ходе совместного анализа ситуаций или проблем.

Можно сказать, что результативность коучинга достигается за счет применения эффекта остранения, когда находящийся «внутри» определенной ситуации или проблемы человек получает возможность посмотреть на нее со стороны, глазами другого человека - коуча. В силу возможностей метода коучинг позволяет находить решения сложных задач междисциплинарного и межличностного характера, поэтому наиболее эффективен при работе с руководящим составом среднего и высшего звена.

Менторство

Оно сочетает в себе признаки как коучинга, так и преподавательской деятельности. Преподаватель обучает, а эффективную обратную связь дает коуч. В совокупности эти два процесса способствуют как профессиональному, так и личностному развитию обучаемого. Менторство может применяться для выявления и развития ключевых ценностей и убеждений человека. Таким образом, с помощью менторов можно корректировать систему внутренней мотивации и модель поведения человека. В рамках организации менторство рассматривается как наставничество для наставников. То есть, менторы - это те же наставники, но более высокого уровня, которые могут

Наставничество

Это одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и, в отличие от коучинга, адресовано специалистам линейного звена.

Обучение персонала на рабочем месте является важным звеном корпоративной системы развития персонала. Оно заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой один из наиболее эффективных сегодня методов, проверенных временем и отработанных многими поколениями. Понимать наставничество как процедуру адаптации новых сотрудников - неправильно. Наставничество предусматривает решение узкого сугубо профессионального круга задач, в то время как адаптация подразумевает включение в корпоративную систему отношений. Продолжительность адаптации и наставничества также имеют опосредованное отношение друг к другу. Можно легко представить сферы деятельности, в которых процесс формирования необходимых навыков может занять одну-две недели, но существуют и другие, учиться в которых можно длительное время или даже постоянно.

В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие сотрудников.

Однако здесь есть два ограничения.

Первое: знания и навыки наставника небезграничны, рано или поздно обучаемый может «перерасти» своего наставника. В этом случае процесс наставничества теряет практический смысл. Для обеспечения непрерывности процесса, если того требует специфика сферы деятельности (например, сфера высоких технологий), необходимо, чтобы наставник всегда был на шаг впереди подопечного либо за счет внешнего обучения, либо за счет саморазвития в ходе интенсивного обмена информацией с подопечным.

Здесь кроется второе ограничение: наставничество в этом случае уже не просто процесс развития практических навыков, а составляющая системы знаний, которая требует принципиально иного подхода к управлению, так называемое «knowledge management». Наставник встраивается в информационный поток между менеджером и работником, обеспечивая эффективный вертикальный и горизонтальный обмен информацией и управление передаваемыми знаниями, навыками, технологиями.

В глобальном понимании наставничество логично воспринимать в качестве одного из ключевых элементов концепции самообучающейся организации.

Будучи гибким, практическим и экономически эффективным методом, наставничество может одинаково успешно «работать» в компаниях любого масштаба, любой отрасли и находящихся на любой стадии организационного развития. Его применение особенно эффективно показано в следующих случаях:

  • при высокой текучести кадров, когда необходима оперативная подготовка большого количества новых сотрудников;
  • в сферах деятельности с высокой степенью профессионального риска, когда для полноценного вхождения в должность и минимизации профессиональных ошибок требуется время для выработки необходимых навыков;
  • в некоторых start-up и активно развивающихся проектах, успех которых зависит от наличия у сотрудников линейного звена ряда уникальных навыков, присущих только данной сфере деятельности или даже отдельному предприятию (здесь необходимо сделать оговорку, что в организации обязательно должен быть мастер, обладающий экспертным уровнем владения навыками, который готов и может проводить наставническую работу, и на него приходится не более 2-3 человек обучаемых);
  • в сферах деятельности и на предприятиях, где технологические и технические платформы развиваются быстрее и меняются чаще, чем происходит обновление системы знаний.

Наставник по призванию

Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет организации добиться следующих эффектов:

  • сокращение сроков выхода на плановый уровень производительности труда и достижения соответствия корпоративным стандартам;
  • повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
  • снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;
  • снижение риска профессионального выгорания ключевых наиболее опытных сотрудников, носителей знаний, навыков и системы корпоративных ценностей;
  • предоставление опытным сотрудникам возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и вертикальном направлении;
  • повышение экономической эффективности системы подготовки персонала;
  • укрепление командного духа, повышение лояльности сотрудников компании к ее системе ценностей.

Основная сложность наставничества заключается в двойственной роли наставника. Он не относится к руководящему составу, чей официальный статус формально закреплен в иерархии организации. В то же время, его профессиональный статус и авторитет в коллективе априори выше, чем у его подопечного.

Наставник - это роль, играть которую может любой сотрудник компании, обладающий необходимыми для этого компетенциями, а также знаниями и навыками, которые нужно передать подопечному. Кто именно будет возьмет на себя роль наставника, зависит от специфики задач. Им может стать непосредственный руководитель сотрудника, коллега, сотрудник службы персонала, специально подготовленный наставник из числа сотрудников компании или внешний приглашенный специалист.

У каждого способа есть свои плюсы и минусы, поэтому к их выбору следует подходить взвешенно, четко соотнося область задач с возможностями и рисками применения того или иного способа.

Система взаимосвязей

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителями. У них должно установиться единое видение и в восприятии реальности и для поведения в требующих решения ситуациях. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение.

Разделяемое видение ситуации достигается при наличии у обеих сторон системы мотивов, побуждающих их к совместным действиям, например:

Кандидат на роль наставника должен обладать тремя основными компетенциями:

  • экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками (техническими, мануальными и т. д.);
  • отличные коммуникативные навыки - умение находить общий язык с людьми, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи;
  • хорошие административные навыки - умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку.

В контексте возможного применения концепции самообучающейся организации и более объемного понимания роли наставника можно добавить еще две компетенции:

  • самообучаемость, позволяющая наставнику черпать из наставнической работы новые знания, навыки и опыт; наставляемого не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст, каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для организации в целом и для наставника в частности, их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать;
  • умение работать с информацией; вся информация, которая аккумулируется у наставника в ходе его работы, должна им анализироваться и правильно интерпретироваться.

Идеальный кандидат

Для составления подробного профиля должности наставника, описывающего идеального кандидата на эту роль, требуется разработка системы формализованных критериев, которые впоследствии служат метрикой для отбора кандидатов. В отличие от упомянутых выше компетенций, они могут быть индивидуальны для каждой организации.

При создании системы наставничества следует помнить, что это системный вид деятельности, который подчиняется тем же принципам, что и любой бизнес-процесс. Наиболее эффективно он работает только в том случае, если существует обратная связь между проектным заданием на входе и результатом на выходе. Иными словами, для достижения максимальной отдачи все этапы процесса должны образовывать замкнутый контур, соответствующий циклу качества Деминга.

Выполнение данного условия необходимо, если речь идет о саморазвивающейся организации, так как именно анализ результатов и действия по корректировке системы позволяют ей развиваться по спирали, а не двигаться по замкнутому кольцу.

Несмотря на видимую простоту, система наставничества является многофакторным процессом. Он может оказаться недостаточно эффективным и не принести ожидаемых результатов, если при подготовке и реализации были допущены ошибки.

Несоответствие метода. Наставничество как метод обучения не подходит для данной организации или для данного сотрудника, например, в сфере творческих видов деятельности.

Некорректные цели и задачи наставничества . Наставничество, как и любой процесс, должно иметь конкретные, достижимые и измеримые цели и задачи, в противном случае оно будет нести деструктивную функцию и способствовать быстрому развитию синдрома эмоционального «выгорания» у всех участников.

Организационно-методические ошибки

Естественно можно выделить методические ошибки, которые могут встречаться при разработке системы наставничества:

  • неправильно сформированный пул наставников (ошибочная система критериев отбора наставников, требований к компетенциям, ошибки самой процедуры отбора);
  • отсутствие у наставников необходимой подготовки;
  • неправильное внедрение системы наставничества (неправильное позиционирование системы, непонимание сотрудниками ее задач, отсутствие позитивного восприятия и разделяемого видения, сопротивление изменениям);
  • неправильное позиционирование наставника (между наставником и обучаемым не должно быть отношений в формате «начальник - подчиненный», только отношения на принципах равенства и взаимной заинтересованности в результате);
  • неправильная мотивация наставников (не существует единого мнения относительно того, как и в какой форме мотивировать наставников, и стоит ли это делать вообще; очевидно, данный вопрос необходимо тщательно прорабатывать на этапе подготовки с учетом корпоративных принципов мотивации).

Ошибки процесса наставничества могут быть следствием неправильной подготовки и мотивации наставников, отсутствия четкого плана, регламента и стандартов, а также:

  • отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;
  • «преподавание» теории, не подкрепленной практическими навыками;
  • «делай, как я» (наставник заставляет просто копировать свои действия без объяснения причин, почему то или иное действие нужно делать так, а не иначе; в этом случае любая нештатная ситуация, выходящая за рамки шаблона, может привести к сбою основного процесса);
  • профессиональное выгорание наставника;
  • отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда на поприще наставника, формальное выполнение обязанностей;
  • избыточное переключение на наставническую деятельность в ущерб основным производственным обязанностям.

Ошибки завершающего этапа

  • некорректность или отсутствие критериев анализа результатов проводимой работы;
  • нерегулярность или полное отсутствие контроля;
  • отсутствует возможность корректировать значимые параметры проекта.

Типичные ошибки

Наиболее типичными и распространенными ошибками считаются следующие:

  • недооценка степени дискомфортности условий, в которых приходится работать подопечному наставника. Избежать этой ошибки можно путем создания доверительной обстановки и внимательного отношения к обучаемому;
  • навязывание обучаемому своего мнения. Избежать ошибки можно, задавая вопросы по поводу оценки результатов того или иного действия, не высказывая прежде собственных оценочных суждений. То есть, анализ ситуации необходимо начинать с обратной связи, а не с высказывания собственного мнения;
  • перегрузка подопечного замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов. Избежать ошибки можно, если выделить ключевые вопросы и акцентировать внимание на них, не перегружая подопечного обилием разнородной информации;
  • недостаточное внимание к постановке задач и последующему контролю их исполнения. Избежать ошибки можно, соблюдая два правила. Задачи подопечному должны формулироваться по S.M.A.R.T, то есть должны быть (S) конкретные, (M) измеримые, (A) достижимые, (R) релевантные или соответствующие деятельности, (T) с четкими временными рамками. Контроль должен носить системный характер, а не проводиться в форме случайных проверок. По его итогам необходимо разбирать ситуацию с подопечным и, при необходимости, корректировать изначальные задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Я выиграл - ты выиграл

Прежде, чем внедрять в компании систему наставничества, нужно взвесить все «за» и «против», тщательно оценить, насколько она нужна организации, сможет ли быть эффективной и способна ли организация ее внедрить и поддерживать. Большинство трудностей описанных выше, можно избежать, если формирование в организации системы наставничества активно поддерживается руководством компании, в нее вовлечены и занимают проактивную позицию служба персонала и линейный менеджмент.

И, пожалуй, одним из основных факторов успеха является парадигма, основанная на философии «я выиграл - ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого - это успех наставника и, в конечном итоге, успех всей команды в целом.