Музей пластинации гюнтера фон хагенса. Патологоанатом от искусства

Ну, вот и закончились цветочки, начинаются... ягодки. Наверно, прежде, чем рассказать про Музей человеческого тела в Нидерландах мне стоит предупредить, что впечатлительным особам и беременным женщинам эту страничку лучше закрыть еще до того, как они начнут ее читать...

Примерно на половине пути между и , туристов поджидает выставка BODY WORLDS: The Happiness project. Хм, что же это такое? Музей человеческого тела это, мягко говоря, очень-очень-очень необычная выставка, где основными экспонатами являются фигуры людей, занятые своими привычными делами, только...

Вот это “только” часто вызывает противоречивые чувства - восхищает и, одновременно, приводит в ужас... Дело в том, что BODY WORLDS это единственная в своем роде экспозиция в мире, где в качестве анатомических экспонатов музея используется донорская программа, то есть все представленные тела... настоящие. Шок?!! Да, есть такое...


Пожалуй, стоит начать знакомство с музеем с его непосредственного автора. Надо сказать, что Гюнтер фон Хагенс отношения к миру искусства имеет очень отдаленное. Медик по образованию, он довольно долго проработал в немецком Институте анатомии и патологии, прежде чем открыть в 1993 году свой собственный Институт пластинации.

Ноу-хау Гюнтера стало изобретение специального пластического препарата, при введение которого в человеческое тело стало возможным его бальзамирование. Это и стало основой передвижной выставки BODY WORLD.

Хочу вас огорчить (или обрадовать?), но ощущения того, что ты находишься где-нибудь в морге среди трупов-расчленёнок или на кладбище – отсутствует аб-со-лют-но! Кстати, это то чего я больше всего боялась. Я бы сказала – наоборот, в музее чувствуешь себя как... на уроке анатомии.


Думаю, что для будущих врачей или людей, рьяно пекущихся о своем здоровье, эта выставка из 200 анатомических образцов – отличный показатель того, как мы ежедневно гробим свой собственный организм. Ведь это совсем не абстрактные картинки из учебников по строению человеческого тела, а настоящие люди, уже прошедшие свой путь до конца...



Кроме того, в закрытых витринах представлены как отдельные органы, так и целые системы организма. К примеру, легкие человека, а рядом – легкие заядлого курильщика. Интересно, выйдя из музея, кому-нибудь захочется выкурить сигаретку?...

Или кровеносные системы сердца или стопы.

Почечная артерия и рядом – почка, пораженная раком... В сравнительных экспонатах недостатка нет.

Сказать по правде, я долго не решалась на посещение этого музея и не известно, решилась бы вообще, но, как говорится, помог Его величество случай. А дело было так: в приехал мой виртуальный знакомый Славка Анатольевич со своей семьей и, собственно говоря, нашей главной целью был .

Но громаднющие очереди в тот день пошатнули наше твердое намерение попасть во внутрь и решив не тратить драгоценное время мы пошли в сторону ... тут-то нам и попался на пути BODY WORLD.

Конечно, после всех этих пластифицированных человеческих тел, улыбающийся одноглазый скелетик и покромсанный черепок выглядели уже как мультяшные герои.



Хочется отметить очень позитивные надписи на лестничных пролетах между этажами, типа "Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней"

Обратите внимание на то, что фотографировать и снимать экспонаты на видео запрещено. Но! Опять же, нет правил без исключений 😉


Услышав от кассира, что фотографировать в музее запрещено, я решила произвести разведку боем и сказала, что веду блог о жизни в

В наше время классическим искусством уже никого не удивить, всем надо бы чего нибудь повысокохудожественней, да поизвращенней. Эти музеи по статистике собирают гораздо больше народу, чем музеи с привычным искусством. В этой статье мы хотим вам рассказать об анатомических музеях, которые посвящены человеческому телу. Музеи в которых показаны физические отклонения и даже люди без кожи..

The Human Body Exhibition

Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.


Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Museum Vrolik


Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей.


В качестве экспонатов здесь представлены сиамские близнецы, дети-циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге


Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.


Музей человеческого тела в Нидерландах


Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма.


Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)


Музей “Plastinarium” открылся в небольшом немецком городке Губен на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу “Доктор Смерть”. В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик.


В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты, либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.

Уже десять лет демонстрируется по миру выставка «Миры тела» скандально известного немецкого художника-патологоанатома Гюнтера фон Хагенса.
Экспонаты выставки представляют собой умерших людей, которые были особым образом мумифицированы и выставлены в экспозиции полностью, либо в расчлененном виде.



Способ сохранения трупов, придуманный немецким ученым в 1977 году, является уникальным и основан на замене всей жидкости тела на твердеющий пластик, который позволяет трупу застывать в какой угодно позе.
Хагенс считает себя художником-авангардистом. Обработанное им с помощью так называемой пластинации тело человека (как правило, неопознанного трупа, который из морга некому забирать) превращается в твердый, законсервированный и лишенный запаха объект, который может «прожить» до 50000 лет.



Зрителей на выставках «Миры тела» ожидает такое шокирующее зрелище, как, например, человек без кожи, протягивающий вам свой эпидермис, или тело беременной женщины с разрезом в животе, открывающим взору 7-месячный плод. Рядом еще одна так называемая скульптура: лишенный кожи наездник на лошади без шкуры - при полном комплекте внутренних органов, просматриваемых сквозь сеть мышц и сухожилий, - держащий к тому же в руках свой собственный мозг.


Человек, разрезанный по вертикали на семь или девять узких полосок, как какая-нибудь поп-артовская модель. Внешняя сторона ладони - в одной проекции, внутренняя - уже в другой, каждая отстоит от другой на несколько сантиметров, так что можно заглянуть и посмотреть, что там, внутри.
Еще один из экспонатов выставки сидит за шахматной доской, второе место - пусто, и можно при желании присесть на минутку и подумать: а ведь все это люди. Правда, бывшие...

Хагенс объясняет:
«Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Умерший - это личность. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп».


Помимо целых фигур, на выставках «Миры тела» представлена богатая коллекция составляющих, которые во всем их человеческом многообразии разложены на витринах, под стеклом. В специальных контейнерах - скелеты, нервные системы, лимфатические узлы. В отдельном зале - кунсткамера: двуглавые младенцы, сиамские близнецы и прочие фокусы природы. Под стеклом - зародыши: двух-, трехнедельные, месячные...



Хагенс, словно современный передвижник, возит свои невероятные экспонаты из страны в страну. За это время он показал их не только в Европе, но также в Японии, Китае и Южной Корее. "Миры тел" посетило по всему миру уже более 12 миллионов человек.

Однако художества Хагенса многим приходятся не по вкусу. Его выставки неоднократно пытались закрыть, а самого маэстро обвинить в нарушении не только моральных, но и уголовных законов.
Так, например, после того, как в лондонской художественной галерее Атлантис состоялось публичное вскрытие трупа, устроенное Хагенсом, городская прокуратура завела против него дело.



Кстати, мест всем желающим попасть в галерею на вскрытие не хватило. Все билеты были моментально проданы, поэтому в соседней с «Атлантисом» художественной галерее установили огромные телеэкраны, где можно было увидеть вскрытие в прямом эфире. Один из каналов британского телевидения также записывал необычное шоу и затем показал его миллионам английских зрителей.


Хагенс под взглядами тысяч глаз делал вскрытие, последовательно вынимая один орган за другим из трупа мужчины, объясняя публике каждый свой шаг. Затем все восемь органов были помещены на поднос, и ассистенты пронесли их для обозрения по аудитории.



Профессор считает, что публичное вскрытие человеческого трупа – явление совершенно нормальное. С его точки зрения, раз студенты-медики во время обучения регулярно присутствуют при анатомировании, то и обычные люди при желании должны иметь право наблюдать за аналогичной операцией.


По поводу организации по всему миру своих выставок Хагенс говорит:

«Выставка преследует две цели. С одной стороны, сравнение нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни. Как показали исследования, 10% курильщиков за полгода после посещения выставки бросили курить или стали курить меньше, а 50% стали внимательнее относиться к своему здоровью. Выставка показывает и совершенство, и уязвимость нашей природы. К тому же наш посетитель может почувствовать гордость за свое тело».


Экспозиции профессора настолько популярны, что во всем мире уже около пяти тысяч человек завещали для нее свои тела.
Тем не менее добровольных пожертвований Хагенсу, видимо, не хватает. Проблема заключается в том, что завещатели еще достаточно молоды, и их смерти придется долго ждать. Поэтому медик скупает неопознанные тела из моргов разных стран.

Посмотреть своими глазами:

Многие люди хотят быть после смерти погребенными или кремированными, чтобы, согласно религиозным представлениям, обрести покой. Но иногда это желание становится неосуществимым – человек, отправившись в мир иной, становится «жертвой» научных изощрений, которые многие именуют современным искусством. Наглядным примером этого можно считать коллекцию человеческих трупов немецкого анатома Гюнтера фон Хагенса, забальзамированных новейшим, разработанным им методом. Свои «произведения» профессор время от времени выставляет на передвижной выставке под названием «Миры тела» в разных городах земного шара, вызывая с каждым годом все больший общественный резонанс…

Страсть всей жизни

Гюнтер фон Хагенс родился вскоре после войны в Восточной Германии. Окончив школу, молодой человек пошел работать в больницу санитаром. Именно там будущий патологоанатом впервые увидел вскрытие трупа. И это действо настолько заворожило 17-летнего парня, что он решил всю свою жизнь посвятить вскрытию человеческих тел. В 23 года после окончания медицинского института Хагенс сделал попытку бежать в ФРГ, однако молодого человека поймали пограничники, и по приговору суда он два года провел за решеткой. Когда юный врач вышел на свободу, ему все же удалось перебраться в Западную Германию. Там Гюнтер устроился ассистентом патологоанатома в Анатомический институт Гейдельберга, где и сбылась его мечта. Гюнтер сутки напролет мог проводить с трупами, препарируя их словно лягушек. Как потом признавался доктор, он очень сожалел, что «такое красивое зрелище, как тело умершего человека, не доступно широкой публике». Тогда ему и пришла в голову идея сделать трупы вечными.


В 1977 г работая ассистентом в Анатомическом институте Гейдельбергского университета, Гюнтер наблюдал за изготовлением анатомических препаратов, и тут ему пришла мысль не заливать их полимером, а закачивать полимер внутрь. Первый патент на свое изобретение Гюнтер фон Хагенс получил в 1979 г. С тех пор он еще более усовершенствовал свой метод, и сегодня пластинация позволяет получать самые долговечные анатомические препараты.


В процессе пластинации вода и жир, содержащиеся в теле, замещаются особым пластиком (могут использоваться латекс, полиэстер и различные специальные резины). Обработанное таким способом тело называют «пластинатом». Пластинат не гниет, не издает трупного запаха, к нему можно прикасаться. При пластинации сохраняется даже клеточная структура и рельеф мертвых тканей тела.


Все гениальное – напоказ!

Как научный метод, пластинация стала настолько популярной, что это позволило Гюнтеру фон Хагенсу основать в 1993 г собственный институт пластинации. Сначала этот институт занимался только изготовлением уникальных учебных пособий для медицинских вузов. Но вскоре было разработано оборудование, при помощи которого можно было подвергать пластинации не только небольшие образцы, а все тело целиком (на изготовление такого пластината требуется 1500 человеко-часов).


В течение следующих двух лет Гюнтер фон Хагенс организовал работу своей скандально знаменитой выставки «Миры тела», где выставлялись тела людей и животных, превращенные в пластинаты. Первая такая выставка состоялась в Токио в 1995 г, вызвав огромный интерес и, разумеется, неоднозначную реакцию со стороны публики. Всего, по меньшей мере, около 15 миллионов людей побывали на выставке доктора фон Хагенса в разных странах мира с момента ее создания.


Обслуживающие выставку, сотрудники охотно рассказывают о происхождении экспонатов: это трупы, которые по разным причинам не востребованы родственниками. Кто-то завершил свои земные дни в психушке, кто-то в тюрьме, а кто-то в больнице.Тела людей со снятой кожей установлены в живые позы, многие тела при этом разрезаны на несколько полос так, чтобы была видна их внутренняя структура.


Для производства экспонатов выставок «Миры тела» Гюнтер фон Хагенс нанял 340 специалистов, которые работают в пяти лабораториях, находящихся в четырех разных странах. Самым сложным в изготовлении экспонатом был жираф. На его изготовление ушло три года работы – это в десять раз больше, чем требуется для изготовления экспоната из человеческого трупа.


По словам Хагенса, выставка преследует две цели. С одной стороны, сопоставление нормальных и больных органов пропагандирует здоровый образ жизни, а кроме того она показывает совершенство, и уязвимость нашей природы. Вот как доктор комментирует суть своих экспонатов: «Умершего не нужно приравнивать к человеческому телу. Умерший - это отображение покинувшего нас человека в представлении еще живущих, в частности его близких. В противном случае речь идет лишь о трупе. Со смертью тело теряет свою личную составляющую и вместе с прекращением функционирования мозга становится трупом. Пластинация трансформирует этот труп в анатомический препарат. Таким образом, результат пластинации имеет столь же мало общего с трупом - объектом скорби, как и человеческий скелет, который тоже не воспринимается как труп».


Гюнтер фон Хагенс заявляет, что его целью является создание «Музея человека», где работала бы постоянная экспозиция, посвященная человеческой анатомии. Сам доктор Хагенс тоже завещал свое тело музею. После смерти его труп должны распилить на тончайшие пластинки и разослать в разные медицинские институты.


Торговец смертью

Но ни «искусством» единым живет паталогоанатом и, по совместительству преподаватель вуза – на фоне его увлечения в Гюнтере фон Хагенсе проснулся и предприниматель. Он понял, что смертью можно еще и торговать. Так как она может стать неожиданно востребованным товаром на рынке человеческих страстей. Так в Германии был открыт первый в мире интернет-магазин, где можно с 10-процентной скидкой приобрести различные фрагменты человеческого тела. Скидка предоставляется только тем, кто зарезервировал свое право на их получение в обозримом будущем. Десять процентов может составлять значительную сумму, если учесть, что полностью пластифицированное тело, включая НДС и доставку, стоит 69,615 евро, туловище 56, 644 евро, голова 22, 015 евро и мозг 4,165 евро.


Введение скидок фон Хагенс объясняет «необходимостью укрепления демократизации анатомии». В качестве украшений предлагаются законсервированные части человеческого тела. В розницу и в коллекции. Профессор подготовил в свое время к продаже 150 тысяч фрагментов. И цены выставляет более чем внушительные. К примеру, коллекция 16 прозрачных срезов человеческого тела (голова, шея, торс, конечности) предлагается за 1400 евро.


Если кто-то думает, что подобная продажа заставляет кого-либо содрогнуться, то это не так: желающих приобрести столь «необычные» сувениры ужасающе много.
И это уже не первый скандал, связанный с профессором фон Хагенсом. В свое время народ валом валил в лондонскую художественную галерею «Атлантис», где прорфессор проводил публичное вскрытие трупа. Более двухсот человек, которым не хватило билетов на премьере шоу, сочли себя оскорбленными в лучших чувствах. Зато 500 лондонцев, на глазах у которых профессор мастерски разделал тело 72-летнего мужчины, на что, кстати сказать, дали добро родственники покойного, посчитали себя счастливчиками.


Не все гладко

Утверждается, что для пластинатов, представляющих на выставках человеческое тело целиком, использовались исключительно тела добровольных доноров, которые завещали для этой цели свои тела. В донорской программе имеют право принимать участие только люди старше 18-ти лет, выразившие свое согласие в письменной форме. Однако, в начале 2000-х в России произошло несколько громких скандалов, связанных с попытками различных медицинских центров массово продавать трупы «новому Франкенштейну». Совместные проекты российских медиков и доктора фон Хагенса стали поводом для уголовных дел после того, как пропажу тел обнаружили. В частности, был приговорен к условному сроку и штрафу начальник новосибирского областного бюро судмедэкспертизы – за «незаконный экспорт 56 трупов и 440 препаратов головного мозга». Следствие выяснило, что 8 трупов были запрошены родственниками в местном морге, и, естественно, не были найдены.


Кроме того, по данным СМИ в Китае с позволения местных властей работает целая фабрика по производству «учебного материала» для профессора Хагенса. По слухам, одно время он получал из Китая тела жертв репрессий под маркировкой «Мясо животных. Не предназначено для питания!» Сейчас маэстро, по его словам, приостановил использование тел из этой страны.


Аналогичный центр пластинации был создан в свое время в Киргизии. С этим центром связывалось судебное разбирательство, в ходе которого оглашались вопиющие факты. К примеру, некоторые из трупов - а всего было транспортировано в распоряжение Доктора Смерть более 30 тонн (!) тел - попадали сразу в центр пластинации, минуя судмедэкспертизу. Нередко тела покупались по 10 долларов за труп в местах лишения свободы. И было таковых не менее 320.


Однако, Гюнтер фон Хагенс утверждает, что для своих экспонатов он не использовал ни тела умерших из больниц Киргизстана, ни тела казненных китайских заключенных. Фон Хагенс даже подал в суд на немецкий журнал «Шпигель», который распространял сведения, что «Доктор Смерть» запросил из Китая тела казненных для своей выставки. Фон Хагенс заявил, что о происхождении тел ему ничего не было известно, и что он вернул семь трупов в Китай.


Живая очередь

Но шокирует и другое: сегодня в мире насчитывается уже несколько тысяч человек, завещавших фон Хагенсу свои тела после смерти. Причем даже не вполне заурядные. К примеру, легендарный летчик Люфтваффе, прославившийся в годы Второй мировой войны, своего рода немецкий Покрышкин Ганс Мутке. Скончавшийся после операции на сердце в 2004 году, он пожелал стать экспонатом выставки фон Хагена. Захотела пластинироваться и жена Доктора Смерть – Ангелина, почему-то решившая, что когда-нибудь, обозревая ее обнаженные мускулы, посетители выставки смогут разглядеть ее дамские прелести.


И таких, как муза маэстро тысячи. В специальный лист ожидания, по его словам, вписаны более 8244 жаждущих пластинироваться после кончины, в том числе 7076 немцев и 659 американцев. Однако им пока, в силу понятных обстоятельств, придется повременить, поскольку «на подходе» уже имеющиеся в наличии, что называется, свежие трупы 538 доноров из числа немцев и 8 американцев. Идея «Обычный труп как произведение искусства» имеет, скорее всего, какие-то глубокие психологические причины. Но факт, налицо: массовое международное желание, которое нужно, как понимает это Доктор Смерть, обналичить.


«Я долго спорил - искусство это или нет. Я отвечал - нет, нет, нет. Однако затем я понял, что люди воспринимают мои работы эмоционально и пришел к выводу, что все-таки это своего рода искусство. Я превращаю трупы в полезные предметы. То, что я делаю, это почти бессмертие», - говорит Доктор Смерть. С этим его утверждением можно согласиться или же долго оспаривать. Конечно, если бы для подобной выставки использовались только искусственные материалы, то можно было бы говорить о ее идейной стороне и о мастерстве скульпторов. Но здесь в качестве музейного экспоната используется настоящее человеческое тело, и используется оно не в каких-то сугубо научных целях, а просто выставлено на всеобщее обозрение. Это, все-таки, очень похоже на какое-то высокотехнологичное глумление над трупами…