Магия красоты: роспись по шелку.

Искусство краcить ткань известно человечеству с древнейших времен. Само слово «батик» (batik) пришло к нам из Индонезии. Словом «ba» индонезийцы называли хлопчатобумажную ткань. Слово «tik» переводится как «капля» или «точка».Батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику. Украшать художественной росписью можно любую одежду и аксесуары (платья, платки, шарфы, рубашки, сумочки и т.д.) а также предметы интерьера (шторы, подушки, покрывала, скатерти) или создавать отдельные панно.Роспись по шелку – очень интересное и увлекательное занятие. Необходимо иметь определенные навыки – умение рисовать, художественный вкус. Шелк предоставляет широкие возможности его росписи, прекрасно принимая краски, придавая им блеск, создавая переливы цветов, делая роспись по-настоящему живой. На шелке можно выразить настроение – создать абстракцию, пейзаж, картину в китайском стиле, расписать платок, шарф, платье. Натуральный шелк с ручной росписью долго сохраняет яркость цветов.
Для первых пробных занятий подойдет тонкий гладкий шелк белого цвета. Перед росписью его необходимо постирать в мыльном растворе, так как шелк имеет свойство садиться. Кроме того, он может быть аппретирован (пропитан специальным составом), что очень нежелательно для росписи (плохо будет растекаться краситель).
Краски для росписи лучше использовать специальные (для шелка). Они закрепляются на ткани различными способами – утюгом, над паром, закрепителем, длительной сушкой. Начинающим лучше остановиться на красках, закрепляемых проглаживанием утюгом (из-за простоты фиксации). Все красители растворяются водой и смешиваются, образуя необычные сложные цвета и оттенки.
Для разделения плоскостей используется резервный состав — прозрачный и цветной (подкрашенный). Резерв бывает в специальных пузырьках с насадками, но можно использовать и стеклянные трубочки с резервуарами и носиком различного диаметра. При помощи резерва создаются конкретные рисунки, так как он ограничивает растекаемость. Для начала лучше использовать мягкий карандаш или цветной резерв, чтобы видеть контурные линии. Если на первом этапе сложно пользоваться резервом, можно приобрести шелк с уже нанесенным контуром.
Для росписи шелк туго натягивается на подрамник (деревянную раму), для начала можно использовать пяльцы.
Кисти для росписи ткани лучше выбирать круглые, с острым кончиком (куница, колонок, синтетика), для росписи фона или больших участков – широкие кисти-губки.
Для первого знакомства с шелком лучше использовать свободную роспись. Можно нанести на шелк 20% раствор поваренной соли, чтобы краски не сильно растекались. Начать следует с абстрактных цветовых пятен, полос, полностью покрывающих ткань. С помощью кристаллов соли можно добиться оригинальных эффектов на шелке, посыпая ее на влажную ткань. Соль разного помола по-разному создает узоры на шелке (соль притягивает воду, а вместе с ней и краситель, образуя интересные разводы).
После того, как роспись полностью высохнет, можно воспользоваться методом «сухая кисть» для тонких акцентов в работе (темными красками).
Роспись по шелку – очень творческое занятие, требующее экспрессии и быстрой реакции на небольшие погрешности, возникающие в процессе работы – результат всегда непредсказуем.

Холодный батик (техника батика).
Техника холодного батика появилась с развитием химических технологий. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей. Порядок выполнения работы следующий:

Этап-1.
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.

Этап-2.
Натягиваем ткань на подрамник , используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.

Этап-3.
Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.

Этап-4.
Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.

Этап-5.
Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).

Этап-6.
Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.

Этап-7.
Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.

После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).

Горячий батик.
Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и не прокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов). Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.

Узелковый батик
Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью окрашивания, ведь куда проще завязать часть ткани узлом и опустить в краску. Спрятанный участок после крашения остается белым, да еще от него в разные стороны отходят затейливые тропинки и узоры.
Главное отличие узелкового батика – его утилитарность. Правда, иногда мастера используют узелковое крашение для фона картины с последующей росписью, но в основном его применяют для украшения одежды, предметов домашнего обихода. В этом виде батика не требуется никаких художественных навыков. Создание уникального узора вполне осуществимо в домашних условиях, т. к. рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают, обшивают, а затем уже красят.
Наиболее подходят тонкие ткани – их легче завязать, прокрасить и получить более четкие линии сгибов. Подходят для этой техники батика многие виды тканей: хлопок, вискоза, шелк. Сложнее работать с шерстью, бархатом, трикотажем, плюшем, но можно получить потрясающий эффект.
Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона.
Для работы в технике узелкового батика необходимы ленты, веревки, нитки, шнуры. Они должны быть крепкими, плотно прилегающими к ткани и не пропускать краску. Веревки сами создают рисунок полос – узких или широких.

Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего зафиксировать утюгом каждую складочку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, прищепки, зажимы, дощечки и палочки. Приемов создания узоров с помощью складывания и прошивания ткани очень много – от простых до сложных. Можно варьировать столько, на сколько хватит воображения, а разное количество обвязываний и многоцветное крашение дадут бесконечное разнообразие вариантов. Завязки создают рисунок, а складывание помогает распределить узоры наилучшим образом.

Складывание
Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать различными способами: по прямой и по диагонали.
Сложив ткань вчетверо и заплиссировав её по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка — одни, для шелка и шерсти — другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Крашение
Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением. Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Прошивание
Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям промотайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры — в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.
Свободная роспись шелка
Свободная роспись – самый быстрый способ создать интересную живописную работу (она на самом деле больше похожа на живопись, чем на батик).
На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, так как грунт не дает расплываться. Этот способ является и наиболее сложным – он требует от художника свободного обращения с тканью и красками, способности создавать рисунок без карандашного наброска. Необходимо соблюдать законы цветоведения и композиции.
В этом виде росписи по ткани проявляется почерк художника, его индивидуальный стиль и мастерство.
Для свободной росписи подходят все виды шелка. Открываются широкие возможности для совершенствования техники и технологии свободной росписи и художественных приемов.
Сущность заключается в том, что ткань пропитывается так называемой грунтовкой, в результате ограничивается растекание краски. Создается возможность наносить рисунок свободными мазками, насыщать светом и цветом, не оставляя границ. Для загусток используется крахмал, раствор поваренной соли, желатин и т.д.

Основы композиции в батике
Композиция – основа художественного произведения. Батик (роспись ткани) относится к видам декоративно-прикладного искусства. Независимо от того, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе композиции действуют законы: целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов. Используя технические и художественные приемы, работе можно придать различное настроение – движение, покой, динамику, статичность, свежесть, радость, свет, тепло.

С чего начать?

Подготовка ткани
Перед работой ткань необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить аппретуру, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно.

Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде, шелк — в теплой.

После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.

Перевод рисунка на ткань
Для первой пробы лучше взять небольшой и несложный образец. Вначале нанесите рисунок на плотную бумагу тушью или черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань. Закрепите ткань с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок. Обведите рисунок простым карандашом.

Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.

Если ткань очень прозрачная, а рисунок несложный, можно обводить его сразу резервным составом. Можно импровизировать, сразу нанося резерв на ткань без предварительного наброска, но для этого нужно предварительно закрепить ткань на раме.

Натягивание ткани на раму
Прежде всего, обмотайте раму скотчем или плотной бумагой, чтобы краска не попала на раму и не окрасила ваши последующие работы.

Закрепите ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем втыкайте остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.

Натягивайте ткань как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Следите за тем, чтобы рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

А эти работы для вдохновения…….

Древнее искусство, пришедшее к нам из стран Востока, разновидность батика (росписи по ткани). В этой технике можно создавать потрясающей красоты изделия, разумеется, после некоторой практики. С основами росписи по шелку вас познакомит Страна Советов.

Роспись по шелку можно использовать для создания как картин, так и предметов гардероба (шарфов, галстуков, платков, палантинов, парео, шалей, сумок и т. п.). Вы можете расписать шелковую юбку или блузку, сделать оригинальную занавеску или комплект постельного белья. Очень красиво будет смотреться в интерьере комнаты с расписными шелковыми вставками.

Для росписи подходят практически все разновидности шелковых тканей : крепдешин, креп-сатин, шифон, органза, фай и т. п. Главное - чтобы это был натуральный шелк, а не имитация из полиэстера или вискозы. Начинающим обычно советуют использовать однотонный светлый шелк средней плотности, так как расписывать его легче, да и краска на такую ткань ложиться будет отлично.

Роспись по шелку делают специальными красками для ткани . Помимо красок в комплект набора для росписи по шелку входит разбавитель для краски (дистиллированная вода или спирт в зависимости от типа краски), контурный состав (резерв) и разбавитель для него, а также аппликатор для красок. Также вам могут понадобиться вспомогательные инструменты: рама для ткани, булавки или кнопки, мягкий карандаш, кисти из натурального ворса, пипетки, палитра, пульверизатор и т. п.

Прежде чем начинать роспись по шелку, ткань нужно выстирать . Учтите, что после стирки шелк даст усадку около 2-3 см на погонный метр. Поэтому если вы планируете изготовить изделие определенного размера, нужно эту усадку учесть, покупая ткань. После стирки нужно отгладить шелк утюгом и натянуть на раму, закрепив кнопками или булавками.

Есть несколько техник росписи по шелку . Подходящую технику вы можете выбрать в зависимости от желаемого результата (абстрактный рисунок или четкий орнамент), а также от того, какая техника легче вам дается.

Одна из самых простых техник - техника гута , предполагающая использование контурного состава. Натянув шелк на раму, нанесите контур рисунка мягким карандашом (можно рисовать самой или использовать трафарет). Затем границы рисунка обводятся контурным составом (контур должен быть замкнутым). Когда контур высохнет, можно приступать к росписи. Главный принцип - идти от более светлых участков к более темным.

Акварельная техника позволяет получить абстрактные полуразмытые рисунки с плавными переходами цветов. Натянув шелк на раму, его пропитывают водой при помощи кисти или губки. При росписи по влажному шелку краска растекается, благодаря чему и достигаются плавне переходы. Акварельную технику используют как для создания готовых изделий, так и для подготовки фона под роспись по шелку в других техниках. Контур в этой технике не используется.

Также для росписи по шелку используется узелковая техника, техника смещения и солевая техника. Каждая из этих техник позволяет создавать необычные импрессионистические эффекты .

При росписи будьте очень аккуратны : шелк не терпит исправлений, так что старайтесь избегать случайных брызг или пятен. Для этого кисть нужно промокнуть бумагой от излишков краски, прежде чем касаться ей ткани.

Роспись по шелку обязательно завершается закреплением красок . Разные виды красок закрепляются по-разному: паром, при помощи специального раствора, горячим утюгом или просто длительной сушкой. Если вы никогда раньше не занимались росписью по шелку, желательно выбрать краску одного из двух последних видов.

Прекрасное хобби, которое позволяет создавать неимоверно красивые вещи. Даже если вы и не достигнете уровня мастерства китайских умельцев, сам процесс принесет вам огромное удовольствие. Главное - запастись терпением и аккуратностью, а нужные навыки непременно придут с практикой.

Lisichka:) Вы читаете мои мысли!
Зашла сюда именно для того, что бы рассказать всё о красках, прежде, чем начать следующий этап: нанесение краски или по-просту "разукрашивание".

Итак;-)
вопрос : а какой палитрой пользуетесь

ответ : для начала купите только те цвета, которые хотите использовать. Помните, я говорила: подумайте, что Вы хотите нарисовать (и в цветовом плане, тоже).

Достаточно всего 3 краски: жёлтая, синяя, красная. При их смешении в разных пропорциях можно получить все цвета:
жёлтый+красный=оранжевй
жёлтый+синий=зелёный
синий+красный=фиолетовый
Краски смешивают по каплям, к примеру, 5 капель одной + 1 капля второй, пробуют на шёлке, что получилось, потом вторую краску добавляют по капельке и находят желаемый цвет. Но это сложно. Лучше купить уже те цвета, которые хотите использовать.

вопрос : может они в наборах, или отдельными баночками, как масляные?
ответ : они продаются в художественных салонах, поштучно. По-крайней мере в нашем селе так:-))

вопрос : одинаковые ли по количеству?
ответ : в каждой баночке определённое количество краски: 50 миллиграммов.

вопрос :А цвета можно смешивать? И как: на палитре, или прям на ткани только?
ответ : Можно! И в палитре и на ткани. Я жду солнечного утра, что бы начать разукрашивать и фотографировать, там всё так-же подробно расскажу про смешение красок. Вообще наносить краски лучше всего в солнечное утро, при электрическом свете в сыром виде они будут иметь не тот цвет, который Вы хотите (они будут чуть темнее и тусклее).

вопрос :А как насчет светостойкости разных пигментов: в живописи она например у разных пигментов разная.
ответ : по инструкции французские краски не выгорают 100 лет, немецкие умалчивают, но, я думаю, немцы народ обстоятельный - позаботились:)

вопрос :И вот что более всего смущает: обязательно только НАТУРАЛЬНЫЙ шелк?
ответ : для первого эксперимента лучше всего запялить кусочек ткани в пяльца. Он совсем небольшой. Вам всё равно нужен такой кусочек будет, что бы пробовать на нём краску, перед тем, как наносить на шёлк.

Это может быть и крепжоржет и крепдешин и натуральный шифон (остаток от чего-то или найденный у бабушки на антресолях), но натуральный. Потому как краски закрепляют паром, а никакая синтетика эту температуру не перенесёт. Можно же не шёлк расписывать, а текстиль... для него тоже есть свои краски. Только, именно роспись по шёлку называется росписью:-)

Для тех, кто ЭТО ещё не видел:-)
Потрясающие работы: роспись по шёлку.
http://www.ld-art.com/?a=rasdel&lang=r...5&data_r=d_

Жалко же будет материал, если первый блин комом....
:)Первый блин в этом виде росписи комом просто быть не может , ведь даже если просто пролить краски на ткань...потом закрепить...будет красотища:-)

Даже если остановиться уже на этом этапе, который я рассказала, это уже роспись. Только название у неё - контурная. Представьте: коричневый шёлк, золотой контурный состав, или синий шёлк и серебристый контурный состав. На фото внизу натуральный шифон и золотой контурный состав, закрепляемый утюгом, а не паром.

Не бойтесь, готовьте всё потихонечку, закупая постепенно то одно, то другое... я забыла предупредить, это к сожалению, увлечение дороговатое, но оно того стОит:-) Не верите?:-) Проверьте;-)




ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: детали рамки для натягивания, резерв во флаконе с накручивающейся насадкой или в тюбике, краски для шелка и загуститель, кнопки канцелярские с тремя зубчиками для натягивания, различные кисти для акварели.
ШАГ 1

Растяните шелковый платок на столе с помощью креповой ленты, мотив нарисуйте карандашом, обведите резервом. Линии не должны прерываться, потому что в дальнейшем они будут границами между участками, выполненными разными красками.
ШАГ 2
Натяните платок на рамку, начиная с одного уголка, затем закрепите уголок по диагонали и по всему периметру. Платок как будто висит в воздухе, не касаясь стола. Благодаря этому краски беспрепятственно расплываются по поверхности ткани.




ШАГ 3
Последовательно расписывайте кистью участки рисунка. Лучше всего взять волосяную кисть для акварели. В зависимости от количества воды цвет краски можно сделать более или менее насыщенным.
ШАГ 4
Если вы распишете участок одним движением кисти, то краска ляжет равномерно. А если вы заново возьмете краску кистью, то на участке образуются облачка, как на волосах, и эффект размытости.
ШАГ 5
Для волос и одежды был использован бесцветный резерв. Внимание: линию сложно проверить. В пропущенные места краска протечет, как в нашем случае. Но это можно рассматривать как элемент стиля.




ШАГ 6
По отношению к участкам с четкими контурами выполненный в свободной манере акварельный рисунок выглядит контрастно. В результате создается впечатление нежной картины. Слои краски просвечивают.
ШАГ 7
Как только высохнут отдельные участки (это займет пару минут), можно ставить следующие акценты, иначе детали сольются друг с другом. В нашем случае речь идет о деталях на красных цветках. Нанесите рядом с ними точки.
ШАГ 8
Оставьте платок до полного высыхания и проутюжьте через хлопчатобумажный проутюжильник, удерживая утюг на каждом участке примерно две минуты, чтобы краски зафиксировались. По окончании выстирайте платок вручную.

Фото: Джудит Крассер; www.tinaberning.de.

Цветные шелковые платки выглядят одновременно элегантно и ярко, они придают образу изюминку и помогают сделать его уникальным. Тем более, если речь идет об изделиях ручной работы, расписанных в технике батик – это различные способы нанесения краски на шелк. Сегодня мы сделаем роспись по шелку с простым пошаговым мастер-классом для начинающих!

Искусство батик было известно еще с древних времен, его родиной считается Юго-Восточная Азия.

Не случайно батик также называют «китайской росписью» - в этой стране мастерицы умели расписывать ткани еще в III веке до н.э. Они использовали так называемую «горячую роспись» - проводили контуры рисунка при помощь расплавленного воска.

В целом батик является достаточно сложным направлением рукоделия, требующим твердой руки и умения работать с красками. В отличие от росписи по стеклу здесь не получится с легкостью удалить неправильные линии растворителем и начать все заново. Но при наличии желания и терпения даже новички смогут освоить роспись по шелку, в технике «холодный батик» можно разобрать мастер-класс для начинающих.

Учимся росписи по шелку в простом мастер-классе для начинающих

Для росписи по шелку в технике «холодный батик» потребуется:
  • отрез шёлка размером 40х160 см (его нужно предварительно постирать в теплой воде без добавления моющих средств)
  • краски и контуры для росписи по шёлку (например, можно использовать краски фирм Marabu и Javana)
  • прозрачный резервирующий состав на основе резинового клея и бензина (такой состав производит фирма «Гамма»)
  • синтетические кисти №2, 6, 9
  • широкая кисть из натурального ворса (лучше всего из беличьего меха)
  • подрамник и кнопки, чтобы закрепить ткань
  • банка с водой
  • палитра или обычная пластиковая тарелочка
  • эскиз рисунка на бумаге в натуральную величину (можно использовать любое изображение – опытные мастера могут написать на шелке настоящие картины. Для начинающих мы предлагаем цветочный узор)
Мастер класс «Роспись по шелку в технике» холодный батик»:

1)Ткань необходимо натянуть на подрамник. Следите, чтобы материал нигде не провисал и не образовывал складки. По краям ткань нужно аккуратно закрепить кнопками так, чтобы не повредить тонкий шелк – сначала закрепляем углы, а потом, немного намочив ткань, серединки. Т.к. мы используем продолговатый отрез шелка, сначала закрепляем материал с короткой стороны, а потом только с длинной.

2)Под ткань подкладываем и закрепляем эскиз рисунка. Натуральный шелк – это достаточно тонкая ткань, поэтому рисунок виден хорошо.

3)Теперь необходимо обвести рисунок по контуру резервирующим составом. Набираем резерв в трубочку. Это делается спринцовкой. Спринцовка сжимается, приставляется к широкому концу трубочки и резерв засасывается внутрь. Достаточно будет наполнить трубочку до половины резервуара.

4)Обводим рисунок. Техника следующая: трубочку держим так, чтобы носик был перпендикулярно ткани. Вести нужно ровно и аккуратно, не задерживаясь в одном и том же месте – не должно оставаться утолщений и капель.

5)Обратите внимание на то, что все линии должны быть замкнуты. Это делается для того, чтобы краска, которой мы будем раскрашивать рисунки, не вытекала на соседние области.

6)Чтобы проверить, все ли линии четко обведены, можно посмотреть ткань на просвет. Далее оставьте ее для высыхания на 50 минут.

7)Начинаем раскрашивать фон. Смачиваем его обыкновенной водой с помощью широкой кисти.

8)Если где-то остались места, плохо обведенные резервом, мы их сразу обнаружим, т.к. вода начнет просачиваться через них. В таком случае ткань нужно обязательно высушить и еще раз обвести эти места резервирующим составом.

9)На палитре готовим цвета для росписи фона. Помните, что это будет только первый слой краски, которую мы наносим на фоновую часть, поэтому лучше, чтобы она была не очень яркой.

10)Для фона можно использовать несколько оттенков, так будет даже красивее.

11)Начинаем расписывать лепестки цветов, делая переходы от светлого к темному. Оставляем для высыхания.

12)С помощью трубочки и резерва обводим прожилки на цветах и стебельки.

13)Наносим на фоновую часть еще один слой краски, на этот раз пятнами, создавая акварельный эффект.

14)При нанесении нескольких слоев краски нужно давать каждому пятну высохнуть и только потом наносить следующее – ручная роспись по шелку не терпит спешки!

15)Расписываем стебли цветов.

16)Расписываем вторым слоем лепестки.

17)При помощи контура добавляем детали: рисуем прожилки и точки на лепестках.

18)Для большей выразительности рисунки дописываются тонкой кистью, которая должна быть практически сухой.

19)Вот такие цветы получились.

20)Снимем ткань с рамы и аккуратно проглаживаем через тряпочку в течение 3-4 минут. Далее оставляем до полного высыхания примерно на сутки. Для удаления резервирующего состава материал можно простирать вручную в теплой мыльной воде.

21)Осталось подшить края. Это можно сделать на машинке или вручную. Последний вариант предпочтительнее, т.к. в таком случае шов будет мягче. Шарф готов! Уже освоив эту технику, вы сможете расписать не только платки, но и любые другие изделия из шелка.

Для тех, кто уже освоил контурные виды росписи по шелку, можно попробовать свободную роспись. При этой технике рисунок наносится на ткань анилиновыми красками без каких-либо шаблонов свободными мазками. Так получают очень нежные и необычные работы с плавным переходом оттенков.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи по шелку демонстрируется поэтапно.