Кто выжил во чреве кита. Христианская жизнь

Иона. Миниатюра из Минология Василия II (976-1025). Ватиканская библиотека. Рим.

История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.

Устроившись в трюме, пророк сладко спал, когда на море разыгралась настоящая буря. Моряки молились, но шторм не стихал. Тогда капитан судна спустился в трюм, разбудил пассажира и попросил его помолиться вместе с командой. Иона не обладал отчаянной храбростью, но был человеком честным. Он сразу понял, что буря разыгралась из-за него, и признался в этом. «Возьмите меня, и бросьте в море!» – смирено сказал он морякам. Те долго не решались на этот шаг, но буря не утихала, а пророк настаивал. Наконец, моряки бросили пророка за борт. Море тут же успокоилось.

Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.

Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.

Комментарий эксперта:

В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.

В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?

Комментарий эксперта:

Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.

Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.

История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.

Антоний Виерикс. «Кит извергает Иону на сушу», конец XVI-начало XVII века.

Пророк Иона. Миниатюра 15 века.

Джулио Пиппи. Пророк Иона, извергаемый китом.

Пророк Иона и кит. Иран, 14 век. Лист из сборника летописей.

Поль Гюстав Доре. Пророк Иона выходит из пасти кита.

Ян Брейгель Старший (1568-1625). Иона выходит из пасти кита.

Иона пророк в чреве кита. Византийская миниатюра 9 века.

Пророк Иона, живший в восьмом веке до Рождества Христова, был во чреве кита три дня и три ночи и вышел оттуда невредим, — говорит Библия. Что это – миф или реальность? Еще не так давно многие из ученых утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мнение многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в свете последних научных данных… Однако ознакомление с некоторыми библейскими и научными данными, без сомнения, проливают свет на самые невероятные и очевидные факты.

Иона был призван Богом предупредить Ниневию о наказании Им этого города за его грехи. Ниневия была столицей Ассирии, очень жестокой и развратной нации. Но пророк не повиновался голосу Божьему. «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, чтобы плыть от лица Господа» (книга пророка Ионы, 1:3).

Но очень скоро он столкнулся с контрмерами, предпринятыми Богом. Господь воздвил на море сильный шторм, так что корабль готов был разбиться. Люди начали взывать каждый к своему богу и бросали в море кладь, чтобы облегчить корабль. Но Иона крепко спал в трюме. Когда же корабельщики бросили жребий, – он пал на Иону. «Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря… И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (книга пророка Ионы, 1-2 главы).

Так или иначе, но здесь очень уместно слово Господа, которое Он когда-то сказал через пророка Исаию: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю… Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (46:10-13).

Так говорит Библия, а что же нам говорит наука? Ей известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины (18-20 метров). Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом. Есть и другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» (или «с клювом»). Это небольшой кит, до 30 футов длины (9 метров). Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что этот кит имеет зубы и пережевывает пищу. Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные китовым усом. Один из видов называется фин-бак. Это киты, имеющие длину 88 футов (26 м). Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер, или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде, чем проглотить слишком большой предмет, кит фин-бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Ученый доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов (около 80 килограммов), вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственного опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом. Но библейское слово «даг» в Ветхом Завете указывает на «большую рыбу». Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также поглощен и морским существом — большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся кит-акулой или костяной акулой. Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины (21 метр), процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желудок, чтобы там поместился человек. Небесполезно вспомнить сообщение в прессе о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. ровно через двое суток) акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательному состоянии). Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Итак, мы видим, что Иона действительно был поглощен большой рыбой даже без нарушений естественных законов природы.

Однако же вернемся снова к Библии. Либеральные теологи и неверующие рассматривают эту книгу пророка Ионы как вымышленную историю. Согласно их точке зрения в книге не говорится о реальных исторических событиях. Но в другой книге Ветхого Завета говорится об Ионе как о пророке, жившем в восьмом веке до н.э. (4-я книга Царств, 14:25). Его служение имело место вскоре после служения пророка Елисея, его современником был пророк Амос, а после него пророчествовал Осия.

В Новом Завете Сам Иисус говорит об этом событии, как о наибольшем ветхозаветном знамении, которое напрямую является прообразом трех дней, которые Он проведет в могиле и, в последствии, воскреснет. Иисус прямо говорит, что Он больше любого пророка и Его свидетельство о смерти и воскресении на третий день является истинным свидетельством спасения. Вот что написано в Библии: «Тогда фарисеи и учителя закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение. Иисус ответил: — Злое и развратное поколение! Вы только и ждете знамений. Ни одного знамения вы не увидите, кроме знамения пророка Ионы. Как Иона был три дня и три ночи в утробе огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Жители Ниневии предстанут на суд (Божий) с людьми этого поколения и осудят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы, а сейчас с вами Тот, кто больше Ионы. 42 Царица Юга (царица Савская) тоже будет призвана на суд с этим поколением и осудит его, потому что она шла от края земли, чтобы послушать мудрости Соломона (у Соломона была мудрость Божья), сейчас же с вами Тот, кто больше Соломона» (Матфея, 12:38-42, соврем. перевод).

Так как ниневитяне покаялись в своих грехах, то Бог отменил свое наказание, потому что Им в первую очередь движет желание миловать кающихся грешников, а не карать. Свою любовь Он выражает в последнем стихе этой книги. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого…» (книга пророка Ионы, 4:11). Эта любовь к Ниневии, как образу всего человечества, полностью проявилась, когда Он послал Своего Сына Иисуса умереть за всех людей. Написано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Иоанна, 3:16-17).

Они являются сборником мудростей для последующих поколений. Давайте узнаем, о чем нам говорит притча об Ионе. Текст ее незамысловат, а расшифровки ученых богословов собраны в огромные тома. Что же такого рассказал современникам Иона, что потомки ломают голову до сих пор? Давайте разберемся.

Предварительное замечание

Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.

Притча об Ионе - это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.

Притча об Ионе: краткое содержание

Одному человеку Господь во сне повелел отправиться в город Ниневию. Там он должен был рассказать жителям об их греховном образе жизни и передать, что если они не изменятся, то почувствуют Божью кару. Этим человеком был Иона. Он страшно перепугался. Ослушавшись Господа, Иона сел на корабль, плывший в иное место. Он решил бежать от Высшего поручения. Однако в пути шхуну настиг страшный шторм. Иона спал в трюме. Его разбудил капитан и поведал о несчастье. Увидев, что всех, кто плывет на корабле, ожидает неминуемая гибель, Иона признался в ослушании. Он сказал невольным товарищам по несчастью, чтобы они бросили его в пучину вод. Те поначалу колебались, но потом выполнили просьбу грешника. Иону тут же проглотил кит, а шторм успокоился. В утробе морского чудища грешник провел трое суток. Он понял, что нельзя отступать от долга и попросил Господа о пощаде. Кит выплюнул человека на землю. Иона отправился в назначенный город и рассказал жителям о гневе Господа. Те, на его удивление, покаялись. Господь простил их.

Смысл повествования

Содержание притчи - это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев - попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.

Притча об Ионе: выводы

Смысл повествования в том, что у каждого в этом мире своя ноша, долг, обязанности. И негоже человеку отступать от них, убегать, чтобы облегчить свою судьбу. То, что тебе необходимо сделать, будет преследовать, куда бы ни отправился, хоть на край света. Кроме того, заканчивается притча об Ионе еще более поучительным эпизодом. Человек этот был разочарован и недоволен тем, что Господь не покарал грешников. Он поджидал в тени дерева, пока Бог разрушит город. Но так и не увидел кары. А когда дерево по велению Господа усохло, спасительная тень исчезла, Иона выразил недовольство. Бог в ответ спросил его, почему он жалеет растение. Он не приложил сил к его взращиванию. Но жаждет разрушения города и гибели тысяч его жителей. А ведь на его возведение потрачено много труда. Вывод: не поддавайтесь эмоциям, смотрите в суть явлений.

Заключение

Притча об Ионе, повторимся, глубока и содержательна. Мы рассмотрели только те ее аспекты, что лежат на поверхности. Добавим, что суть существования человека на земле - любовь. А она есть служение долгу, помощь ближним. От этого нельзя уйти. Не гнев Господень, а внутреннее недовольство собой станет тем кнутом, что вернет грешника на истинный путь. Хотя существуют и иные, более подробные и витиеватые толкования приключения Ионы.

побывал во чреве кита

Альтернативные описания

. (умер в 1461) русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха

Палестинский (9 в.) пресвитер, монах лавры преподобного Саввы Освященного, врач, отец исповедников Феофана и Феодора Начертанных

Персидский (умер около 330) христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II; брат мученика Варасихия

Угличский (умер в 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время

Яшезерский (умер около 1592) преподобный, основатель Благовещенского монастыря в Олонецкой губ.

Библейский пророк

Мужское имя: (древнееврейское) голубь

Пророк, согласно Библии, побывавший во чреве кита

В Библии - пророк, боявшийся пророчеств, проглоченный китом, в чреве которого пробыл 3 дня

Мужское имя

Персонаж оперы немецкого композитора Д. Мейербера «Пророк»

Русский митрополит

Путешественник во чреве кита (библ.)

Якир (красный командарм)

Пророк, побывавш. во чреве кита

Пророк из чрева кита

Имя Якира

Один из русских митрополитов

Пророк, которого «съел» кит

Командарм Якир

Пророк, поглощенный китом

Остров (арх. Гебриды) - центр христианства

Имя командарма Якира

Пророк, которого «слопал» кит

Пророк, которого проглотил кит

В Библии пророк

Русский митрополит, добился независимости от Константинополя (15 в.)

пророк из чрева кита

Альтернативные описания

. (умер в 1461) русский митрополит с 1448, первый фактически независимый от константинопольского патриарха

Палестинский (9 в.) пресвитер, монах лавры преподобного Саввы Освященного, врач, отец исповедников Феофана и Феодора Начертанных

Персидский (умер около 330) христианский мученик, пострадавший в Персии в гонение Шапура II; брат мученика Варасихия

Угличский (умер в 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время

Яшезерский (умер около 1592) преподобный, основатель Благовещенского монастыря в Олонецкой губ.

Библейский пророк

Мужское имя: (древнееврейское) голубь

Пророк, согласно Библии, побывавший во чреве кита

В Библии - пророк, боявшийся пророчеств, проглоченный китом, в чреве которого пробыл 3 дня

Мужское имя

Персонаж оперы немецкого композитора Д. Мейербера «Пророк»

Русский митрополит

Путешественник во чреве кита (библ.)

Якир (красный командарм)

Пророк, побывавш. во чреве кита

Побывал во чреве кита

Имя Якира

Один из русских митрополитов

Пророк, которого «съел» кит

Командарм Якир

Пророк, поглощенный китом

Остров (арх. Гебриды) - центр христианства

Имя командарма Якира

Пророк, которого «слопал» кит

Пророк, которого проглотил кит

В Библии пророк

Русский митрополит, добился независимости от Константинополя (15 в.)