Кто такой гарантирующий поставщик. Десять преимуществ от смены поставщика электроэнергии

Гарантирующий поставщик (сокращенно ГП) электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Статус гарантирующего поставщика распространяется на определенную территорию, согласно реестру.

Деятельность Гарантирующего поставщика регулируется уполномоченным региональным органом власти и Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ). В компетенции регуляторов входит: - утверждение тарифного меню и сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков; - контроль соблюдения Гарантирующими поставщиками установленных финансовых коэффициентов и условий осуществления деятельности.

Гарантирующие поставщики закупают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничном рынках, заключают договор на передачу электрической энергии и мощности с сетевыми компаниями в своей зоне деятельности и договор на оплату потерь сетевых компаний, реализуют электрическую энергию и мощность конечным потребителям на своей территории по договорам энергоснабжения, осуществляя расчет потребителя, выписку счетов (биллинг), сбор денежных средств, взыскание задолженности. Фактически, после разделения (реструктуризации) электроэнергетики России на генерирующие, сетевые, сбытовые компании и диспетчеризацию, Гарантирующие поставщики осуществляют функцию "единого окна" для потребителя.

Федеральный закон "Об электроэнергетике" п.2. статьи 38.

"Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков. Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации".

Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с Гарантирующим поставщиком. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" - энергосбытовая компания, зарегистрированная как Гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Ленинградской области и субъект оптового рынка электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России. ООО "РКС-энерго" осуществляет сбыт электроэнергии в Ленинградской области с 1 января 2006 года.

Основным видом деятельности Общества является купля-продажа электрической энергии и мощности на оптовом и розничном рынке электрической энергии и мощности, реализация (сбыт) электрической энергии потребителям.

Статус гарантирующего поставщика присвоен ООО "РКС-энерго" с 13.10.2006 г. Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13.10.2006 N 101-п "О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", действующему на территории Ленинградской области" (в редакции Приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 04.07.2011 N 76-п, от 19.09.2011 N 107-п, от 30.10.2012 N 137-п, от 30.07.2015 N 89-п, от 25.01.2017 N 8-п).

Границы зоны деятельности ООО "РКС-энерго" на территории Ленинградской области согласно Приложению к ПРИКАЗУ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.01.2017 №8-п

1. Электрические сети, принадлежащие АО "Ленинградская областная электросетевая компания" на праве собственности или ином законном основании, на территории Ленинградской области, за исключением следующих точек поставки:

1.1. ПС-322: ф. 322-11, адрес: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Вырица, КМС "Княжеская долина" (коттеджный поселок).

1.2. ПС-199: ф. 199-25 и ф. 199-29, адрес: Ленинградская область, Кировский район, п. Никольское.

1.3. Кабельные линии от ТП-2 к жилым домам, расположенным по адресам: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Коммунаров, 20, 22, 24, 26, ул. В. Голубевой, 1а.

1.4. Кабельные линии от ТП-4 к жилым домам, расположенным по адресам: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Дзержинского, д. 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 нов.

1.5. ПС-335: ф. 335-108, ф. 335-110, ф. 335-111, ф. 335-203, ф. 335-214, ф. 335-215, адрес: Ленинградская область, 12 км Мурманского шоссе, микрорайон Мега-Икея.

1.6. ПС-526: ф. 526-309, ф. 526-409, ОАО "Гестамп Северсталь Всеволожск", адрес: Ленинградская область, г. Всеволожск, промзона "Кирпичный завод", квартал 11, площадка N 2.

1.7. ПС-515: КТП-54, КТП-55, КТП-56. ОАО "Петергоф 1", адрес: Ленинградская область, Всеволожский р-н, Кировское лесничество, Морозовское участковое лесничество.

1.8. ПС-537: ф. 537-411, ЛЭП-10 кВ на оп. N 1 ОЛ-9328, ОАО "Газета Вести", адрес: Ленинградская область, Юкковская волость, д. Сарженка.

1.9. Филиал ОАО "ОГК-2" Киришская ГЭС, кабельные линии 6 кВ, яч. N 10 и яч. N 38 РУСН-6 кВ Водогрейной котельной.

2. Электрические сети, принадлежащие муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" на праве собственности или ином законном основании, на территории Ленинградской области.

3. Электрические сети, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и(или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", имеющем технологическое присоединение к электрическим сетям организаций, указанным в пунктах 1 и приложения к настоящему приказу.

В настоящее время "РКС-энерго" обеспечивает электроэнергией более 800 000 человек, свыше 9 000 юридических лиц, включая крупную промышленность, а также большинство бюджетных учреждений и коммунальных предприятий, расположенных в крупных городах Ленинградской области. В состав компании входят 13 районных отделений в Бокситогорске, Волхове, Всеволожске, Гатчине, Кингисеппе, Киришах, Кировске, Лодейном поле, Луге, Сланцах, Тихвине, Тосно и Выборге и 5 участков в Волосово, Сосновом Бору, Ивангороде, Пикалево, Подпорожье. Общая площадь обслуживаемой территории - более 65 000 кв. километров.

Одним из ключевых направлений для повышения эффективности деятельности производственных компаний является снижение затрат на закупку энергетических ресурсов. Наиболее распространенным энергетическим ресурсом, потребляемым во всем мире, является электрическая энергия, которая используется во всех направлениях производственной и вспомогательной деятельности любой социально-экономической системы.

Действующие экономические условия позволяют потребителям электроэнергии самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии (энергосбытовую компанию), у которой будет производиться закупка потребляемой электроэнергии.

В России более 10 лет действуют механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии, а все цены на электроэнергию, обращаемую в рамках экономического пространства России, формируются на базе рыночных, конкурентных механизмов ценообразования.

На региональных рынках функционируют независимые поставщики электроэнергии – независимые энергосбытовые компании, участвующие в процессах закупок электроэнергии и поставляющие электроэнергию потребителям по более конкурентным тарифам, нежели чем тарифы базовых региональных поставщиков, называемых «Гарантирующими поставщиками».

В чем же отличие гарантирующего поставщика от независимой энергосбытовой компании?

Гарантирующий поставщик – это энергосбытовая организация, действующая в рамках территории субъекта федерации, которая обязана заключить договор с любым обратившимся к ней лицом, действующим в рамках данного субъекта федерации. Гарантирующий поставщик поставляет электроэнергию по тарифам, определяемым для него региональным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Также, гарантирующему поставщику определяется функция поставки электроэнергии социально защищенным группам потребителей, а именно населению.

Независимая энергосбытовая компания – это энергосбытовая организация, заключающая договоры на поставку электроэнергии с любым потребителем на конкурентных условиях по взаимовыгодным ценам.

Таким образом, гарантирующий поставщик является базовым поставщиком электроэнергии для потребителей, действующим в рамках территории региона, который поставляет электроэнергию по едиными тарифам для всех потребителей электроэнергии региона. Независимая энергосбытовая компания имеет возможность осуществлять поставку электроэнергии для потребителей, с которыми сочтет экономически целесообразным заключение договора энергоснабжения по взаимовыгодным условиям и ценам, которые являются более выгодным, чем тарифы гарантирующих поставщиков.

Бытует мнение, что название «Гарантирующий» поставщик якобы гарантирует поставку электроэнергии потребителям, а независимая энергосбытовая компания не гарантирует. Данное мнение является ошибочным, т. к. гарантирует поставку электроэнергии законодательство об электроэнергетике РФ. Термин «гарантирующий» возник потому, что гарантирующий поставщик несет функцию обеспечения электроснабжением всех потребителей электроэнергии, имеющих надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям в рамках территории субъекта федерации .

Любой потребитель электроэнергии имеет право сменить гарантирующего поставщика на независимую энергосбытовую компанию. Условия смены поставщика электроэнергии определены Правилами розничного рынка электроэнергии (утверждены постановлением правительства РФ №442).

Существует ряд преимуществ от смены поставщика электроэнергии:

  1. Снижение цены на поставляемую электроэнергию. Независимые энергосбытовые компании имеют возможность поставки электроэнергии по сниженным ценам, что положительным образом отразится на экономическом состоянии потребителя электроэнергии.
  2. Проведение независимого аудита тарифов на поставляемую электроэнергию от прежнего поставщика. Независимые энергосбытовые компании перед заключением договоров на поставку электроэнергии производят аудит действующих условий закупок электроэнергии у предыдущего поставщика, в результате которого могут быть выявлены дополнительные резервы снижения стоимости закупаемой электроэнергии.
  3. Гибкие условия по оплате штрафов и пеней. Современные условия розничного рынка электроэнергии предусматривают оплату гарантирующим поставщикам пени за просрочку оплаты за поставляемую электроэнергию. С 01 января 2016 года величина пени составляет 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. С учетом действующей на март 2018 года ставки рефинансирования равной 7,25% годовых, величина пени составляет 20,35% годовых. Учитывая свободные условия закупок электроэнергии от независимых энергосбытовых компаний, возможность как применения пени, так и ее величины, может быть оговорена в индивидуальном порядке.
  4. Гибкие условия по ограничениям электроснабжения в случаях неоплаты за потребленную электроэнергию. В случае неоплаты за поставляемую электроэнергию гарантирующий поставщик производит ограничение подачи электроэнергии потребителям (отключение), что еще больше усугубляет финансовое положение потребителей электроэнергии. При закупках электроэнергии у независимых энергосбытовых компаний, условия изменения графиков платежей за электроэнергию также могут оговариваться в индивидуальном порядке.
  5. Бесплатное усовершенствование действующей системы учета электроэнергии. В некоторых случаях, для закупок электроэнергии у независимых энергосбытовых компаний требуется более современная система учета электроэнергии. Часто распространенной практикой является то, что независимые энергосбытовые компании производят софинансирование работ по модернизации систем учета электроэнергии объектов потребителя.
  6. Возможность получения отсрочек платежей за потребляемую электроэнергию. Если у гарантирующих поставщиков график платежей имеет жесткие даты, и предусматривает авансирование потребляемой электроэнергии, то условия оплаты электроэнергии независимым энергосбытовым компаниям, могут быть более гибкими и обговариваются на этапе заключения договора энергоснабжения.
  7. Правовая поддержка процессов энергоснабжения. Процесс энергоснабжения любого юридического лица сталкивается со спорными вопросами со смежными организациями. В штате независимых энергосбытовых компаний как правило находятся квалифицированные юристы, способные решить все правовые вопросы, возникающие у потребителей электроэнергии.
  8. Получение преимуществ, не связанных с поставкой электроэнергии. Независимые энергосбытовые организации в рамках реализации гибкой конкурентной политики предлагают потребителям электроэнергии дополнительные сервисы, не связанные с поставкой электроэнергии. Среди подобных сервисов может быть обучение персонала потребителя вопросам энергосбережения, экспертное участие в разработке программ модернизации и технического перевооружения, реализуемого на предприятиях.
  9. Внедрение прогрессивных методов и форм управления в области энергоснабжения. Независимые энергосбытовые организации, имея высокие компетенции в области энергоснабжения, внедряют на объектах потребителей наиболее современные технологии и методы управления. Среди таких технологий и методов могут быть модели прогнозирования электропотребления, системы энергетического менеджмента, альтернативные источники энергоснабжения и пр.
  10. Гибкость в решении оперативных вопросов. Опыт работы с гарантирующим поставщиком показывает отсутствие гибкости и скорости в решении оперативных вопросов часто возникающих у потребителей электроэнергии. Среди таких вопросов могут быть: выдача первичных бухгалтерских документов в даты, удобные для потребителя электроэнергии, вопросы согласования и изменения технической и договорной документации, повышения качества электроснабжения.

Я назвал основные преимущества смены поставщика электроэнергии, при этом перечень преимуществ не является исчерпывающим. Для каждого потребителя электроэнергии является важным выполнение регулярного анализа предложений от независимых энергосбытовых компаний. Анализ предложений позволяет определить актуальные направления получения экономии за потребляемую электроэнергию и определить современные тренды в области энергоснабжения.

Субъекты, осуществляющие поставку (подачу) электрической и тепловой энергии (мощности), несут ответственность перед потребителями и иными субъектами за их надежное, своевременное обеспечение электрической и тепловой энергией (мощностью), качество энергии и полноту представляемых ими услуг.
Одной из частей системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией является наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков электрической и тепловой энергии, обязанных заключить договор на поставку (продажу) энергии или энергоснабжение с любым потребителем, который к ним обратится. Указанный договор является публичным.
2. Статус гарантирующего поставщика присваивается на конкурсной основе в порядке, определяемом основными положениями функционирования розничных рынков электрической и тепловой энергии, который утверждается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом.
3. Границы зон деятельности гарантирующего поставщика в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации может функционировать несколько гарантирующих поставщиков.
4. Гарантирующие поставщики свободно конкурируют с иными организациями, осуществляющими поставку (подачу) потребителям и иным субъектам рынка электрической и тепловой энергии (мощности).
Гарантирующим поставщикам не могут быть предоставлены никакие преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности по отношению к иным организациям.
5. Оплата поставляемой гарантирующим поставщиком электрической и тепловой энергии (мощности) осуществляется по тарифам, устанавливаемым в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
6. Иные организации, осуществляющие поставку (подачу) электрической и тепловой энергии (мощности) потребителям и иным субъектам электрической и тепловой энергии (мощности), обязаны заключить договор при наличии у них необходимого количества ресурсов по государственному стандарту.
При отсутствии возможности осуществить поставку энергии в необходимом потребителю количестве иные организации обязаны заключить договор исходя из количества электрической и тепловой энергии, которую они могут поставить, а также предоставить потребителю возможность получения недостающего количества электрической и тепловой энергии и мощности от иных субъектов рынка.
7. При отсутствии непосредственного присоединения сети потребителя с энергосбытовой организацией, поставщиком электрической и тепловой энергии, вертикально интегрированной компанией иная(ые) организация(ии), имеющая(ие) сети, позволяющие передать электрическую и тепловую энергию и мощность от поставщика потребителю, обязана(ы) осуществить передачу электрической и тепловой энергии и мощности. Данное правило применяется к организациям, имеющим сети и внесенным в реестр субъектов естественных монополий.
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. 8. Потребитель электрической и тепловой энергии (мощности) вправе выбирать организацию(ии), с которой (которыми) он намерен оформить правоотношения по поставке (подаче) электрической и тепловой энергии (мощности), а также условия снабжения с каждым из контрагентов, исходя из системы тарифов, установленных определяемых для них в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. По истечении срока действия ранее заключенного договора, при его расторжении, организации, осуществляющие поставку (подачу) потребителям электрической и тепловой энергии (мощности), обязаны осуществлять снабжение в соответствии с условиями ранее заключенного договора по ценам, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации. На момент отпуска энергии впредь до заключения потребителем нового договора, в том числе с иной организацией. При этом условия нового договора не могут быть хуже заключенного ранее, за исключением регулируемых законодательством Российской Федерации цен на тепловую и электрическую энергию.