Как правильно выбрать штатив для камеры. Какой штатив выбрать? Площадка для крепления

«Надя, ноги шире… раздвинь их до конца!» (О ногах штатива. Быль.).

Основная функция штатива: держать неподвижно камеру продолжительное время. Это позволяет делать резкие фотографии при длительной выдержке, вызванной недостаточной освещенностью. Начинающие фотографы иногда испытывают затруднение при покупке этого аксессуара, поэтому я расскажу свои принципы выбора штатива для фотоаппарата. Покупать первый штатив через интернет, без похода в магазин – играть в рулетку. Можно сделать исключение для известных, проверенных и надежных производителей, таких как Manfrotto или Gitzo. Но и тут, надо понимать, что может та или иная модель. Далее я буду приводить примеры для штативов Manfrotto, как наиболее популярных среди фотографов.

Какая у вас фотокамера?

Если вы снимаете компактной фотокамерой («мыльница»), то штатив может быть самый простой, а значит легкий и не дорогой, в общем – почти любой (не забывая о его высоте). Мыльницы не имеют механического затвора, а значит и вибраций. Поэтому вам подойдут даже миниатюрные модели Manfrotto - Digi. Но если у вас зеркальная фотокамера...

Нагрузка на штатив

Штатив для зеркальных фотокамер должен быть мощным настолько, чтобы суметь погасить вибрации затвора и зеркала фотоаппарата. А это, увеличивает его вес и стоимость. Manfrotto указывает, какой вес способен держать тот или иной штатив. Например 055 серия рассчитан на вес камеры и объектива в 7-8 кг., 190 серия может нести на себе 5 кг., а 290 - 4-5 кг. Зеркальные фотокамеры с небольшим объективом весят менее 2 кг., поэтому штатив любой серии мог бы подойти. Однако, мы должны помнить, чем прочней, тяжелей трипод, тем меньше вероятность появления «шевеленки». Взвесив за и против, я, в свое время, выбрал Manfrotto 190 (собственный вес 1,6 кг.), как компромисс между весом и жесткостью. Manfrotto 055 (вес 2,3 кг.), конечно, устойчивей, но его вес и габариты пугали меня. К тому же он не влезает в мой фоторюкзак, который имеет специальный карман для трипода.

Легкий штатив требуется альпинистам, в долгих пеших походах и хрупким девушкам. В любой серии больших триподов вы найдете «карбоновые» модели (Carbon Fibre). Этот материал позволяет сделать штатив легче на 500-700 граммов, что может быть существенно для некоторых фотографов. Естественно, карбоновые модели самые дорогие.

Высота штатива

Сложная ситуация у пейзажистов. Обычная для них высота камеры – рост человека. Чтобы поднять фотокамеру на такую высоту требуется или длинные ноги штатива (значит и габариты), или большее число секций, из которых состоит нога. Последнее неудобно, ибо чтобы поднять трипод на максимальную высоту надо вместо 9 (при трех секция) сделать 12 (при четырех) открытий-закрытий замков. Я рекомендую быстрые рычажные замки секций (последний на фотографии). Цанговые или завинчивающиеся замки неудобны и медлительны в работе.

Предположим, что трипод пейзажиста должен обеспечить высоту фотокамеры 170 см. С учетом того что штативная головка приподнимет камеру еще сантиметров на пять, будем считать что нам надо найти модель высотой 165 см. У Manfrotto 290 серии это единственная модель - 294, но и она нам не подойдет, так как желаемая высота получается лишь при максимальном выдвижении центральной штанги. А это есть зло.

Центральная штанга – самое слабое место в части гашения вибраций. При ее максимальном поднятии мой 190 штатив не может погасить вибрации затвора даже при предварительном поднятии зеркала (фотокамера Canon 5DII). Однако, ситуация нормализуется, если центральная штанга выдвинута до средины своей высоты. Поэтому пейзажисту я бы рекомендовал Manfrotto 055 серии (высота при половине выдвинутой центральной штанге около 160 см.) или тяжелые четырехсекционные 057 (высота 190 см.). Если вы посчитаете что эти штативы слишком громоздкие, или дорогие, то обратите внимание на 055 и 190 серии (135 см), но учтите, что часто высота точки съемки будет ниже, чем вам хотелось бы.

Низкий штатив требуется любителям эффектных нижних ракурсов и при макросъемке на природе, когда камеру приходится опускать до уровня земли. Большая часть моделей Manfrotto имеет возможность так широко раздвинуть ноги штатива, что он практически ложится на землю, имея высоту (без штативной головки) всего 6-8 см. Но, сама центральная штанга не позволит вам опустить камеру до этого уровня, если только вы не выкопаете под нее яму в земле. А если асфальт? Эту проблему можно решить тремя путями.

1/ переворачивать центральную штангу, таким образом камера оказывается между ног штатива, и может опускаться до уровня земли (фото 1). Это неудобно, так как все органы управления и меню оказываются вниз головой. Я могу рекомендовать этот способ если низкая точка съемки используется вами чрезвычайно редко.

2/ купить специальный «настольный» штатив (фото 2). Легкий, компактный, но, увы, не рассчитанный на большие нагрузки (максимальный вес 2 кг.). Для легких фотокамер – прекрасное решение. Кстати, такой штативчик полезно всегда иметь с собой: его можно поставить на стол или прислонить к стене на любой высоте.

3/ приобрести «большой» штатив, у которого центральная штанга может фиксироваться в горизонтальном положении (фото 3). К сожалению, это универсальное решение увеличит вес и стоимость трипода. Данная технология Manfrotto называется «Q90°».

Монопод

Монопод используется при съемках, требующих от фотографа подвижности и мобильности. Как правило, это репортаж. В виду своей компактности и легкости, некоторые фотографы носят с собой монопод «на всякий случай». А еще его используют как палку для ходьбы:)

Как выбрать штатив в магазине

Если вы хотите купить штатив непосредственно в магазине, то рекомендую провести три простых теста перед покупкой. Попросите те модели, которые подходят вам по цене и высоте. Выдвиньте все ножки тестируемых штативов (не поднимая центральную штангу), обхватите верхнюю часть трипода рукой и попробуйте делать скручивающее движение в горизонтальной плоскости. Наиболее прочные экземпляры будут лучше сопротивляться движению руки. Затем поднимите до конца центральную штангу и попробуйте ее покачать. Лучшая модель будет иметь меньшую амплитуду раскачивания. Последний тест на прочность фиксаторов ножек: поставьте штатив поочередно на каждую его ножку и надавите на нее с усилием, примерно, 2-3 килограмма. Если замок работает надежно, то ножки не должны складываться.

Продолжение о выборе штативной головки следует.

На создание этого руководства Гэвин Хардкасл, фотограф из Канады, решился после одного печального случая. Он уже садился на короткий рейс из Бангкока в Камбоджу и стюардесса подавала ему полотенце, когда вспомнил про трипод. Штатив, отличный карбоновый штатив с шаровой головкой, остался в камере хранения аэропорта, куда положено складывать вещи перед прохождением таможенного контроля. Полночи фотограф провёл в Бангкоке в поисках своего отеля, и вот результат. Ожидая посадки на рейс, он забыл о ценнейшей части оборудования. Гэвин понял, что никогда больше увидит свой любимый трипод.

Поэтому в Камбодже автору пришлось искать себе новый. Конечно, страна развивается, но Сием Рип остаётся чёрной дырой, если речь идёт о выборе штатива. Всё, что удалось найти, - пластиковый трипод для видеокамер с длинной ручкой, которая норовит ткнуться в глаз во время съёмки.

Gavin Hardcastle/digital-photography-school.com

Следующие четыре дня Гэвин провёл, пытаясь справиться со своим гневом. Казалось, что прошлое вернулось, и теперь он вынужден работать со своим первым триподом, купленным без опоры на опыт. Приобретённый штатив требовал в пять раз больше времени для настройки, чем потерянный. И если бы не влияние спокойного авторикши, фотограф не выдержал бы, сломал пластиковый штатив об колено и бросил под колёса автобуса.

Неудивительно, что начинающие фотографы не любят использовать трипод для съёмок.

Хороший трипод полностью меняет дело

Если, покупая трипод, вы погонитесь за дешевизной, то с вами обязательно случатся две вещи:

  1. Вы так долго провозитесь с настройкой позиции камеры, что к моменту, когда будете готовы сделать снимок, потеряете интерес к жизни.
  2. Вы поймёте, что те 45 долларов, которые вы потратили на покупку, можно было вложить в приобретение нормального трипода, который всё равно теперь придётся покупать.

Естественно, что новичкам трудно выложить $400 за штатив, но у мастеров сердце кровью обливается, когда они видят, как начинающие фотографы мучаются, настраивая свои триподы. Стоит такому «чайнику» поработать с нормальным штативом, как он видит луч света в тёмном царстве. И приходит к выводу, что дешёвый трипод - это наполнитель для свалки.

Вы можете считать, что раз используете штатив для удержания камеры, то у вас полно времени, чтобы найти фокус для кадра. Иногда это так, иногда нет. Декорации меняются быстро, особенно если вы снимаете . Погодные условия и представители фауны не станут ждать, пока вы отрегулируете штатив.

На что обратить внимание при покупке трипода и аксессуаров к нему?

Как быстро раскладываются ноги штатива

Я терпеть не могу резьбовые фиксаторы ног штатива, которые нужно ослаблять и закручивать. Предпочитаю замки-защёлки, которые быстро открываются и позволяют быстро изменить длину ног трипода. Закрепление телескопической конструкции в развёрнутом виде производится одним движением большого пальца. Так что если у вашего трипода четыре секции ног с резьбовыми фиксаторами, то вы будете устанавливать штатив для снимка, когда я уже перейду на другое место съёмки.


digital-photography-school.com

Как быстро регулируется шаровая головка

Как только трипод установлен и закреплён, самое время выбрать позицию для камеры. Я предпочитаю те, в которых для блокировки камеры используется один винт. Это означает, что, повернув рычаг два раза, я могу закрепить камеру в нужной позиции.


flickr.com

Также важно купить головку, которая позволит быстро переключиться со съёмки пейзажа на портретную съёмку. Многие дешёвые модели головок снабжены ручками-зажимами, которые нужно ослабить, чтобы повернуть камеру, а затем снова закрепить. Ужасное ощущение, когда ты провозился с камерой, пытаясь найти нужное положение, а твой фиксатор меняет позицию камеры от лёгкого движения ветерка.

Простое крепление аппарата на штативе

До белого каления в дешёвых триподах меня доводит штативная площадка, с помощью которой камера крепится на головке.

Крепление камеры к штативу должно быть простым и быстрым. Когда будете покупать трипод, попросите консультанта в магазине продемонстрировать процесс установки камеры и попробуйте сделать это самостоятельно несколько раз, пока не будете уверены, что эта модель вам подходит.

Насколько тяжёлым может быть трипод

Это только личный выбор, который зависит от ваших потребностей и способностей к переносу тяжестей. Всегда приходится искать компромисс между портативностью и стабильностью. Тяжёлые штативы будут смеяться в лицо ветру, в то время как суперлёгкие триподы из углеродного волокна дадут ощутимую вибрацию. Но вы можете повесить сумку с камнями на крюк для груза, чтобы увеличить устойчивость.

Насколько большим должен быть трипод

Тут снова всё зависит от ваших планов. Наученный горьким опытом потери в аэропорту, я предпочитаю покупать штатив, который можно сложить в сумку для камеры. Конечно, не всем подходит, но если вы не собираетесь снимать в экстремальных погодных условиях, не гонитесь за размерами и массивностью, то…


flickr.com

Сколько стоит потратить на штатив

Важно решить, на что вы готовы. Если вы, как и я, не слишком бережно обращаетесь со штативом, не выкладывайте в магазине всё, что можете себе позволить. Я издеваюсь над триподом съёмками в океанах, реках, пустынях и горах. Если повезёт (и я не забуду его в камере хранения), то штатив продержится у меня года два. Нет смысла платить огромные деньги, если я могу купить приемлемый трипод с хорошей шаровой головкой в пределах 400 долларов.

Нужно ли покупать уровень

Это необязательное условие, но хорошо бы иметь по уровню на самом триподе и на головке. Если у вас камера с цифровым уровнем, то пузырьковый уровень на штативе нужен будет редко. Но если у вас всё оборудование без уровней, купите один и установите в разъём вспышки.

А зачем вообще нужен трипод?

Хотите делать снимки с большой глубиной и максимально возможным качеством изображения, привыкайте к мысли, что трипод станет частью вашей анатомии. Для снимков с долгой выдержкой штатив обязателен. Но если вы снимаете свадьбы, события, портреты, то трипод может мешать передвижению.

Каким брендам отдавать предпочтение?

Не могу советовать какого-то определённого производителя, но постарайтесь попробовать максимально возможное количество штативов и головок от разных брендов. Чтение обзоров помогает сделать выбор, но чтобы найти идеальную комбинацию из штатива и головки, нужно подержать их в руках. Ищите в специализированных магазинах фототоваров, где есть большой выбор любительских и профессиональных штативов.

В защиту дешёвых штативов

Чтобы быть честным по отношению к тому штативу за 45 долларов, который я купил в Камбодже, следует сказать, что своих денег он стоил. Он не сломался, был лёгким. И сделан был для съёмки видео, а не для статичной работы.


flickr.com

Он теперь хранится в моей студии для демонстрации различий между триподами за 45 долларов и за 400.

А какие функции штатива важны для вас? Делитесь рекомендациями и опытом с нашими читателями.

Дата публикации: 15.01.2008

Штатив Gitzo Titanium

При определенных условиях съемки наличие хорошего штатива может оказаться фактором более важным, чем уровень вашего фотоаппарата, особенно если речь идет о съемке панорам, пейзажей, интерьеров, макро. Поскольку камеры обновляются значительно быстрее, чем штативы, к выбору друга на одной или трех ногах необходимо подойти со всей серьезностью.

Когда нужен штатив?

Наиболее распространенная причина использования штатива - съемка на больших выдержках, от 1/30 до нескольких минут или даже часов. При отсутствии стабилизатора микросмаз (снижение резкости) может возникать и на достаточно коротких выдержках, вплоть до 1/125. Причиной может быть как неуверенный захват камеры, так и вибрация от щелчка зеркала. Такие вибрации не возникают при использовании камер, в которых зеркало неподвижно или вовсе отсутствует. Они редко проявляются в цифровых зеркалках, если речь не идет о миниатюрных вариантах, - ведь такого рода шевеленка гасится именно за счет массивности аппарата. А вот для зеркалок среднего формата, таких как Rolleiflex 6001 или «Киев-60», установка на штатив желательна даже при съемке на обычных выдержках.

С увеличением фокусного расстояния уменьшается допустимая выдержка, позволяющая получать снимки без шевеленки. Допустимую выдержку можно примерно определить, использовав как знаменатель фокусное расстояние объектива (например, для 250 мм - не длиннее 1/250 сек.). Нередко даже в дневное время суток и при нормальном освещении светосила телевика не позволяет обеспечить нужную экспозицию на короткой выдержке. При съемке с рук максимальная длительность выдержки всегда ограничена. Во многих случаях оказывается бессилен и стабилизатор, встроенный в крепление матрицы или в объектив.

Штатив позволяет устойчиво закрепить камеру в положении, не всегда достижимом при съемке с рук (например, высоко над головой). Другой случай использования штатива - невозможность съемки камерой с рук, обусловленная ее размерами или конструкцией. Наличие штатива предполагает любая камера, снимающая на листовую пленку. Многими среднеформатными зеркалками снимать с рук просто неудобно.

Выбор правильных «ног»

Штативы можно подразделить на три больших группы:

  • Мини-штативы. Простейшие варианты - стубцина, позволяющая прикрепить камеру к столу. Настольные штативы-треноги («паучьи ножки») чаще всего изготовлены из обычного пластика и предназначены для карманных цифровых фотокамер. Встречаются варианты посерьезнее, изготовленные из металла и предназначенные для зеркальных аппаратов (Rekam RT-D1, Kirk Low Pod).
  • Одноногие штативы - моноподы. Имеют телескопическую конструкцию и, как правило, съемную голову. Широко используются в репортажных видах съемки. Позволяют снизить нагрузку на руки во время съемки и устранить микрошевеленку, возникающую на выдержках короче 1/8 секунды.
  • Штативы-треноги. Самый распространенный и эффективный вид штативов, который встречается в наиболее широком ассортименте. Существуют даже варианты треног, в которых центральная штанга с площадкой для камеры может использоваться в качестве монопода (Cullman 2800, 3430).

Надежность и устойчивость штатива зависит от множества факторов. Однако на практике самым главным фактором является цена. Дешевые варианты до $100 от Continent, Rekam, Soligor, Unomat. Как правило, корпус таких штативов выполнен из алюминия, несъемные головы - из пластмассы. Типичные недостатки - неустойчивость головы, невысокий уровень культуры производства. Однако при минимуме средств с компактными цифровыми камерами и легкими зеркалками использовать такие штативы можно. За $150 можно рассчитывать на более серьезный вариант от Velbon, Manfrotto или Slik, предполагающий использование съемной головы. Простая голова, скорее всего, будет входить в комплект. Профессиональные штативы стоят от $250 и обычно поставляются без головы, выбор которой доверен самому фотографу.

Штативная голова представляет собой приспособление, которое отвечает за точное положение камеры в пространстве. Встречаются головы четырех типов: 2D, 3D, шаровые, панорамные. Для оперативной установки камеры на штативной голове служит сменная площадка (Quick Release). К площадке камера прикручивается с помощью обычной резьбы, а на голове закрепляется посредством быстросъемного крепления. Использование сменных площадок наиболее удобно при наличии нескольких камер, к каждой из которых она может быть прикручена заранее. Но даже камера всего одна, подобные аксессуары значительно упрощают процесс съемки (особенно это касается шаровых голов).

Большинство современных камер имеют резьбу 1/4” для установки штатива. В аппаратах среднего и большого формата более распространена резьба 3/8”. Профессиональные штативные головы, как правило, позволяют устанавливать камеры с любой резьбой. Сами же головы устанавливаются на штатив посредством резьбы 3/8”. Поэтому, если речь идет о профессиональной продукции, установка головы от одного производителя на штатив другого - обычная практика.

Недорогие штативы и головы Slik и Velbon соединяются с «ногами» посредством резьбы 1/4”. В случае несовпадения резьбы штатива и головы либо головы и камеры можно воспользоваться переходником (например, от «Поиск-фото» - www.poiskfoto.ru).

Высота и конструкция «ног»

Максимальная высота, на которую можно поднять площадку с камерой, является одной из главных характеристик штатива. Наиболее распространены штативы с центральной штангой, которая выдвигается вверх для обеспечения максимальной высоты. Подобная конструкция делает штатив в сложенном состоянии весьма компактным, но отличается меньшей устойчивостью, чем варианты с неподвижной центральной штангой или вовсе без нее. Наиболее продвинутые варианты имеют съемную центральную штангу и позволяют крепить голову непосредственно к треноге.

Высота штатива для фотокамеры не должна быть чрезмерной: для обычных задач необходимо, чтобы штатив позволял закреплять камеру на уровне глаз. Нужно помнить, что надежный штатив, который обеспечивает рабочую высоту около двух метров, по определению не может быть легким, компактным и дешевым.

Важными параметрами являются также минимальная рабочая высота, которая позволяет закреплять штатив невысоко от земли, и длина штатива в сложенном состоянии. Чем больше телескопических «колен» имеет штатив, тем он компактнее, но тем менее он жесток и оперативен. Для общих задач оптимальным считается трехсекционный штатив.

Масса и устойчивость

Универсальный штатив должен быть достаточно мощным, чтобы гасить вибрации, возникающие из-за ветра, и выдерживать большую нагрузку, чтобы использоваться с камерами различных форматов. В идеале штатив должен выдерживать такую нагрузку (в кг), чтобы после вычитания из этой цифры веса головы удержать удвоенную массу камеры с объективом. Это связано с тем, что во многих случаях значение имеет не только вес, но и парусность набора.

Устойчивость штатива зависит прежде всего от его массы. На практике же приходится идти на компромиссы: тяжелый штатив во многих случаях просто невозможно брать с собой. Поэтому на первый план выходят нюансы конструкции, материал и диаметр трубок. Для зеркалки начального уровня можно ограничиться легким металлическим или карбоновым штативом со сменной головой.

Большинство штативов комплектуются резиновыми или пластмассовыми наконечниками, которые предотвращают скольжение «ног» на гладкой поверхности, либо стальными шипами для грунта. Известные фирмы предлагают специальные наборы шипов, которые используются вместо штатных. Удобны универсальные наконечники для «ног» с комбинированной пяткой - шипы + резина. Такие варианты предлагают Manfrotto и Rekam. Для нетвердых поверхностей, таких как снег или песок, есть специальные «башмаки».

Из чего их делают?

Самые дешевые штативы вроде «паучьих ножек» делают из обычного пластика. Такие варианты приемлемы в случае использования с компактной «мыльницей», но для использования с серьезной техникой пластиковые штативы не годятся, так как не обеспечивают необходимой жесткости и устойчивости камеры. Распространены «ноги» из алюминия и легких металлических сплавов на основе титана и магния. Второй вариант предпочтителен, так как считается менее хрупким, особенно в условиях минусовых температур. Для изготовления тяжелых студийных штативов используют алюминий, сталь или сплав этих металлов.

В производстве профессиональных штативов, как правило, используют углепластик (серия Manfrotto Carbon, Gitzo Mountaineer, Slik CF) и базальт (Gitzo Basalt).

Углепластик - композиционный материал, более жесткий, чем алюминий, при меньшей массе конечного изделия (на 30–40%). За счет этих качеств карбоновые штативы являются безальтернативным выбором для путешествующих фотографов. «Ноги» из карбона отлично гасят вибрации, возникающие под действием ветра. Недостатки таких штативов - высокая цена ($300–500) и хрупкость карбона на морозе.

Базальт - вулканическая порода, близкая по свойствам к углепластику. Природный базальт измельчают и подвергают воздействию высокой температуры. Штативы из такого материала легки, прочны и надежны, как и карбоновые. Они весьма приятны на ощупь и примерно на 20% легче, чем алюминиевые.

3D-головы

Обычная (2D) голова может поворачиваться в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Если добавить к этим возможностям плоскость вращения камеры (до поворота в вертикальный формат), получается 3D-голова. Каждое «направление» 3D-головы имеет собственную ручку и винтовой фиксатор, который требуется ослабить в процессе настройки штатива. Качественные головы такого типа позволяют вращать основание вокруг точки крепления на 360 градусов, отклонять площадку вперед до 90 градусов и в стороны.

Для точной регулировки голова оснащена большим количеством ручек и фиксаторов, по которой ее сразу можно опознать. Существует разновидность профессиональных 3D-голов, оснащенных червячным приводом для регулировки положения. Из таковых наиболее распространена серия Manfrotto Geared Head. Практически идеальным воплощением принципа прецизионной точности считается Arca-Swiss Cube Geared Head.

Стоит отметить, что даже в обычном исполнении качественная 3D-голова должна обеспечивать высокую точность позиционирования, ведь именно она является конструктивным преимуществом 3D-голов. Их недостатки - низкая оперативность и достаточно крупные размеры, обусловленные размерами ручек.

Шаровые головы

В шаровых головах (Ball Head) положение площадки с камерой обеспечивает металлический шар, который позволяет моментально зафиксировать камеру в любом положении, ослабив единственный фиксатор. Такие головы обеспечивают значительно лучшую оперативность настройки. Они удобнее и компактнее, так как лишены ручек. В жертву принесены точность позиционирования камеры и механическая надежность. Шаровые головы весьма чувствительны к загрязнению, а при случайном ослаблении фиксатора камера может «клюнуть носом». Производители профессиональных шаровых голов успешно борются с этими недостатками. Результатом их работы стали площадки-основания для панорамной съемки, патентованные системы защиты от грязи и tension control - регулировка силы нажима при ослабленном фиксаторе.

Панорамные головы

Распространенный случай использования штатива - съемка составных панорам из нескольких снимков, которые предполагается «сшивать» в графическом редакторе. Штатив и установленная на нем панорамная голова служат в данном случае для точного позиционирования камеры в пространстве. Наиболее распространенным вариантом, подходящим для задач панорамной съемки, является обычная 3D-голова с вращающимся на 360 градусов основанием. Для качественных 3D-голов такое основание, как правило, всегда в наличии. Альтернативой является шаровая голова с панорамным основанием, однако во многих случаях такое основание необходимо приобретать отдельно. Кроме того, может быть использована штативная головка для панорамной съемки, представляющая собой площадку с поворотным основанием (Foba ASMIA, Manfrotto 300N). Варианты для профессионального использования позволяют вращать камеру на выдвижной платформе, чтобы осуществлять съемку с учетом фокусного расстояния объектива и нодальной точки - воображаемого центра панорамы. К данному типу относятся модели Manfrotto 303 Plus, Kaidan QuickPan.

Производители

Китайская фирма, стремящаяся завоевать профессиональный рынок с помощью качественных карбоновых и алюминиевых штативов, а также шаровых голов. Интерес представляют профессиональные штативы Benro С-серии, изготовленные из восьмислойного углепластика и продающиеся по ценам заметно более низким, чем варианты от лидеров рынка, приближаясь к ним по удобству и качеству изготовления. Не менее привлекательно выглядят шаровые головы Benro, представленные в шести сериях: они изготовлены из алюминия и различаются главным образом предельной нагрузкой (вплоть до 18 кг) и наличием возможности съемки 360-градусных панорам (серии KB, KV).

Немецкая компания, которая известна у нас больше чертежным оборудованием - кульманами. Предлагает штативы, кофры, вспышки и боксы для подводной съемки. Четыре класса штативов: для начинающих, для продвинутых, для путешествующих фотографов, моноподы и специальные варианты - от струбцин до оригинальных штативов-упоров для разгрузки рук (Chestpod Magic). Особый интерес представляют высококачественные шаровые головы и сменные площадки Cullmann серии Magnesit. В российских магазинах продукция данного производителя, к сожалению, представлена слабо.

Швейцарский производитель профессиональных штативов, которого на территории России представляет фирма SBF-Moscow. Основной ассортимент - тяжелые студийные штативы. Но есть и компактные варианты, подходящие для выездной съемки. В том числе самый компактный в мире штатив профессионального класса ASNIO, имеющий в сложенном состоянии длину всего 30 см. Популярность у профессионалов получили штативные головы Foba. Упоминания заслуживает мощная 3D-голова ASMIA с двумя наклонами на 90 градусов и возможностью панорамной съемки, оснащенная фирменными зажимами-эксцентриками. Шаровые головы представлены двумя линейками - «Супершар» и «Мини-супершар», которые могут использоваться с камерами среднего и большого формата. Головы комплектуются быстросъемным адаптером для резьбы 1/4 и 3/8”.

Японская фирма, накопившая 40-летний опыт в области изготовления фото- и видеоштативов. У нас продукция Velbon известна благодаря дешевым алюминиевым штативам серии Sherpa, которые штатно комплектуются 3D-головой и могут быть рассмотрены в качестве бюджетного варианта владельцами фотокамер небольшой массы. Кроме того, Velbon предлагает качественные и дешевые магниевые шаровые и 3D-головы, которые отлично подходят для использования с подобными аппаратами.

Компания, специализирующаяся на производстве элитных штативов, основанная во Франции в 1917 году. В настоящий момент марка принадлежит компании Vitec, так же как и Manfrotto. Штативы Gitzo отличаются полностью ручной сборкой, проходят чрезвычайно строгий контроль качества. Основной ассортимент - профессиональные «ноги» из базальта и шестислойного карбона. Под данной маркой также выпускаются штативные головы различных видов, но в профессиональной среде ценятся именно триподы и моноподы Gitzo. Поэтому типична комбинация треноги Gitzo с шаровой головой «элитного» класса - Arca-Swiss, Foba, Kirk, Markins, Photo Clam.

Американская компания, которая производит всевозможные аксессуары для профессиональных штативов: наконечники для «ног», крючки для грузов, высококачественные сменные площадки, шаровые головы. В выпуске аксессуаров Kirk ориентирован на профессиональные штативы Gitzo и других марок. Kirk хорошо известен своей оригинальной продукцией: жесткий металлический мини-штатив Low Pod для съемки макро с помощью зеркальных камер, Window Mount для съемки из окна автомобиля, оригинальные площадки L-brackets для различных моделей цифрозеркалок, позволяющие жестко и оперативно зафиксировать аппарат на штативе в вертикальном положении. Уважением среди профессионалов пользуются шаровые головы Kirk, оснащенные панорамным основанием и различающиеся предельной нагрузкой и весом (BH-1 для камер покрупнее и BH-3 для легких зеркалок).

Как и Gitzo, марка итальянского производителя Manfrotto принадлежит компании Vitek. Штативы этой марки лидируют в профессиональном сегменте, поскольку имеют достаточно демократичную цену, сохраняя высокое качество. Множество моделей штативных «ног» Manfrotto различаются предельной нагрузкой и материалом (алюминий, карбон). Отличается разнообразием и ассортимент штативных голов. Есть, к примеру, оригинальная голова-джойстик для зеркалки с компактным объективом. Интересны профессиональные шаровые головы с жидкостной амортизацией (Hydrostatic Ball Head), удобные в использовании и рассчитанные на высокую нагрузку.

Производитель штативных голов профессионального класса. В настоящий момент предлагает три линейки шаровых голов (Q-ball): Q3, М10, М20. В каждой линейке за основу взята одна и та же модель, но существуют различные варианты комплектации (например, со съемной площадкой или без нее). Q3 - наиболее компактное решение, подходящее для цифровых и узкопленочных зеркальных камер. Масса головы - менее 400 г. Максимальная нагрузка достигает 30 кг. М10 - шаровая голова, предназначенная для крупных зеркальных камер. Имеет разъем для сменных площадок. Масса около 500 г, предельная нагрузка - 40 кг. М20 - шаровая голова для крупных камер с тяжелым объективом (в качестве примера приводится Nikon 800 mm). Масса - 570 г, максимальная нагрузка - 45 кг. Все варианты для крепления к «ногам» используют резьбу 3/4”.

Известная в нашей стране марка, под которой встречаются бюджетные варианты осветительного оборудования и штативы. Изделия Rekam отличает хорошее соотношение цены и качества и богатая комплектация. Среди штативов можно найти вариант на любой вкус: «паучьи ножки», моноподы, алюминиевые штативы со встроенной и съемной головами. Интерес представляют сравнительно недорогие штативы из углепластика серии Rekam Carbon Professional.

Японская фирма, известная у нас прежде всего благодаря качественным штативам бюджетной ценовой категории, оснащенным несменной головой (либо сменной, входящей в комплект). Кроме того, Slik выпускает и карбоновые штативы профессионального класса серии CF, рассчитанные на высокую нагрузку.

Прежде чем купить штатив для фотоаппарата, сначала нужно сделать осмысленный выбор, что уже само по себе может оказаться задачей более сложной, чем кажется на первый взгляд. А всё потому, что перед выбором вам придётся изучить такие аспекты как материал, из которого он изготовлен, типы крепления, штативные головки, соотношение цены и качества и прочее.

Поскольку у меня, в этом плане, уже сформировался многолетний опыт, я и пишу данное руководство. Хочу вам помочь не потонуть в потоке информации и познакомить с возможными вариантами. Надеюсь, данная информация станет для вас отправной точкой в выборе собственного штатива.

Плюсы и минусы использования штатива

Прежде чем принять решение купить штатив для фотоаппарата, полезно проанализировать плюсы и минусы этого приобретения, чтобы покупка не превратилась в ненужный хлам. Поскольку в первую очередь всегда интересует то, как штатив помогает в работе фотографа, я начну с плюсов.

Штатив - это точка опоры

Работа со штативом позволяет освободить руки и закрепить фотоаппарат. Великолепно подходит при работе с тяжелым оборудованием. Если вы снимаете натюрморт, то это идеальная конструкция, потому что у вас зафиксирована камера и вы можете спокойно изменять положение объектов. Штатив становится надёжным ассистентом фотографа, который, ко всему прочему, не просит зарплату.

  • Штатив позволяет делать съемку на длинных выдержках и с низким уровнем ISO. Штатив - это верный друг для походов на природу, особенно если вам нравятся восходы и закаты, макрофотография или любая ситуация, которая требует съемки на закрытых диафрагмах, с малым уровнем шума и на длинных выдержках.
  • Штатив позволяет делать фотографии без спешки и компоновать кадр более вдумчиво. Это достоинство похоже на недостаток, но с годами я понял, что работая со штативом, увеличиваю время между решением сделать фотографию и нажатием на спусковую кнопку. Надо нивелировать горизонт, высоту, угол фотосъемки. Это занимает определенное время, когда фотоаппарат стоит на штативе. Не стоит лениться делать это.
  • Штатив идеален для использования автоспуска при съемке групп и автопортретов, а так же для таймлапс (или покадровой съёмки).
  • Штатив позволяет снимать без вибрации как видео, так и фото, используя телеобъективы на длинных фокусных расстояниях.

Теперь, время поговорить о минусах и их можно выразить в двух словах: вес и размер. Добавим к этому дополнительное фотооборудование в сумку, что причиняет много хлопот когда мы путешествуем. Взять хотя бы прохождение контроля безопасности в аэропортах.

Если мы много ходим со штативом, то вес является главным недостатком. Размер, как недостаток, вступает в силу, когда мы передвигаемся в ограниченном пространстве. Таким образом, штатив может превратиться в настоящую головную боль. Поэтому мы должны очень четко видеть преимущества его использования и не падать духом во время первых выходов, думая, что зря его купили.

Варианты выбора штативов

Посмотрим, какие у нас есть варианты выбора штатива и его конфигурации: какую выбрать штативную головку, центральную штангу, ножки и упоры на концах ножек.

Штативная головка

Это самая важная часть, так как должна удерживать и закреплять фотоаппарат даже когда камера располагается под прямым углом. Существуют штативные головки шаровые, трехосные (3D), двуосные (2D) и джойстик. Я попробовал все и остановился на шаровой головке, так как она дает максимальную точность фиксирования фотоаппарата без необходимости прилагать чрезмерное усилие к механизму фиксации, а так же у них нет люфта, когда камера уже закреплена, как у некоторых 3D и 2D.

В момент выбора штативной головки надо обращать внимание, какой максимальный вес она выдерживает. Он должен быть в два раза больше, чем вес вашего фотоаппарата и самого тяжелого объектива. Почему в два раза? Чтобы головка не была чрезмерна загружена, а так же чтобы предусмотреть использование в будущем еще более тяжелых объективов и тушки.

Крепление фотоаппарата на штативную головку

Так же важный момент - крепление фотоаппарата на штативную головку. Хорошие штативы имеют площадку для крепления фотокамеры из двух частей. Одна все время находится на головке, а другая - съемная и привинчивается к фотоаппарату. Камера с прикрепленной площадкой легко и очень быстро ставится на штатив и снимается с него.

Можно найти площадки для крепления фотоаппарата типа «скрепка», которые устанавливаются и снимаются с площадки при помощи рычажка. Они часто бывают неудобными, и система получается громоздкой. Крепление типа «арка» (или быстрое «Quick-release») как бы скользит по рельсу. Они, как правило, менее заметные и удобные, что позволяет носить их всегда зафиксированными на камере.

Особенно хочу остановиться на штативных головках типа джойстик. Они привлекают своей скоростью, о чем нас в первую очередь информируют в магазинах. Я пользовался такой головкой, но наши отношения не были долгими, так как джойстик не подходит для тяжелого фотооборудования. Хотя должен сказать, что он очень удобен для съемки портретов со штатива, так как позволяет держать модель постоянно в кадре.

Центральная штанга

Мы можем в некоторых моделях штативов выбирать использовать или нет центральную штангу, так как она является съемной. В других моделях производитель не дает нам такой возможности выбора. Для того, чтобы понять, хорошо или плохо иметь центральную штангу, рассмотрим все за и против.

Главный минус при подъеме центральной штанги в том, что теряем стабильность. Возрастает риск, что фото выйдет смазанным даже при использовании штатива. Центральная штанга так же мешает установить штатив прямо на землю, хотя в некоторых случаях ее можно повернуть или изменить расположение центральной штанги на горизонтальное. Но, как правило, это неудобно, а так же понижает устойчивость конструкции.

Выгода центральной штанги в том, что можно снимать с более высокого положения, невзирая на некоторую нестабильность. Когда я работаю в студии, мне кажется удобным опустить или поднять фотоаппарат на пару сантиметров без необходимости менять расположение ножек штатива.

Ножки штатива

Когда я решил для себя вопрос с головкой штатива, тема выбора ножек мучила меня ещё долгое время. Можно найти легкие углепластиковые, идеальные для съемки на природе или для тех, кто путешествует. Есть алюминиевые и железные, довольно тяжелые. Еще существуют пластиковые, которые, как правило, крепятся к центральной штанге.

На ножках можем сэкономить конечный вес штатива, поэтому углепластиковые - лучший выбор, тем более, сейчас, когда китайские производители предлагают штативы такого типа по приемлемым ценам.

Но самое важное - это диаметр ножек, чем он больше, тем устойчивее и надежнее штатив.

Фиксаторы на ножках штатива

Фиксаторы на ножках штатива - еще один момент, который надо хорошо продумать. Есть два вида: эксцентрический зажим и муфтовое соединение. На протяжении многих лет у меня был штатив с зажимами, и я думал, что лучше иметь муфтовое соединение. Наконец настал момент, когда у меня появился такой штатив. После одного года его использования для съемок на природе, думаю, что я немного выгадал. Взять хотя бы тот факт, что часто не знаешь, открыта или закрыта муфта, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Количество секций и высота штатива

Очень высокие штативы до 2 метров - очень неудобны, так как у них слишком много секций и соединений, а так же нужна лестница, чтобы посмотреть в фотоаппарат. Чтобы посчитать высоту всей конструкции, надо сложить высоту ножек, плюс высоту штативной головки, плюс высоту камеры.

Если приходится выбирать между ножками одинаковой высоты, но с разным количеством секций, то лучше всегда выбирать, где меньше сочленений. Так же надо помнить, что открывать штатив нужно с верхних секций.

Упоры на концах ножек

Обычно мы не обращаем на них внимания, но они играют важную роль. Существуют два типа: обрезиненные и с шипом, которые используются для работы вне студии, где важно, чтобы ножки не скользили. Но так же изготавливают смешанный тип, где есть одновременно и резина, и шип.

За покупкой: составляем лист желаний

Если вы собираетесь купить свой первый фотоштатив, то должны иметь в виду несколько моментов, чтобы не потратить слишком много или чтобы не сэкономить слишком сильно. Другими словами, покупка должна быть рентабельной.

Если вы используете компактную или беззеркальную камеру, достаточно будет купить штатив в пределах 150 евро (6000 рублей). Он без проблем выдержит вес вашего фотоаппарата, а зажимы будут достаточно хорошими для того, чтобы прослужить несколько лет. Но не применяйте чрезмерное усилие к механизму фиксации. Лучше выбирать штативы, у которых ножки не прикреплены к центральной штанге.

По этой цене сложно найти штативы, удовлетворяющие этим требованиям, но некоторые Benro или Vanguard вполне достойны вашего внимания.

Если вы ясно видите, что фотография - это ваше, и у вас есть необходимость использовать штатив почти всегда, тогда бюджет составит порядка 500 евро (20 000 рублей). Столько стоит хорошая штативная головка, площадка с быстрым креплением и углепластиковые ножки. Если есть только 300 евро (12 000 рублей), то я бы вложился в хорошую штативную головку и сэкономил на ножках.

Если вы уже монстр в фотографии, тогда можно посмотреть мой лист желаний и легко потратить 1000 евро (40 000 рублей) на такие бренды, как Gitzo, Feisol или Really Right Stuff.

И еще, я хочу вас предостеречь от покупки б/у штативов. Исключением могут быть две ситуации. Первая, когда вы можете подержать штатив в руках, проверить все зажимы, убедиться, что они работают идеально. Вторая, покупая б/у штатив через интернет, вы руководствуетесь тем, что он так дешев, что много не потеряешь если не все работает так хорошо, как хотелось бы.

Фотоаппарат - это творческий инструмент с широчайшими возможностями. Однако во многих случаях его потенциал получится раскрыть только при использовании штатива. Длинные выдержки, ночная съёмка, создание тайм-лэпсов - для всего этого будет необходима жёсткая фиксация камеры. В этой статье мы поговорим о штативах: их устройстве и способах применения.

Зачем нужен штатив? Творческие приёмы, которые вы никогда не выполните без штатива

Штатив необходим для надёжной фиксации фотокамеры. Его применение позволяет получить резкие кадры. Чаще всего фиксация камеры необходима при съёмке на длительных выдержках. Когда фотограф держит камеру в руках, она, так или иначе, немного колеблется. С рук в нормальных условиях можно фотографировать при выдержках короче 1/60–1/30 с. Но часто необходимо использовать выдержки длиннее. Бывают случаи, когда съёмка ведётся на выдержках в несколько секунд или даже минут. Однако применение штатива не ограничивается съёмками на длинных выдержках. Давайте разберём подробнее, в каких ситуациях необходима фиксация камеры.

  • Пейзажная фотосъёмка. Пейзажи снимаются при естественном, порой очень скудном, освещении. Как правило, диафрагма при съёмке пейзажа закрыта для получения нужной глубины резкости , а устанавливается минимальным, чтобы не портить качество снимка шумами. Стало быть, выдержки для съёмки пейзажа часто будут требоваться весьма длинные.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F20, 6 с, 22.0 мм экв.

  • Ночная съёмка. Будь то или съёмка звёздного неба за городом, фотографировать мы будем на длительных выдержках, поэтому штатив будет незаменимым помощником. Исключение составит портретная или репортажная съёмка в ночном городе - штатив там необязателен просто потому, что при съёмке человека всё равно придётся выдержку укорачивать, иначе он смажется от собственных движений.

  • Размытие движения. Подчас фотографы специально удлиняют выдержку до нескольких десятков секунд для красивого размытия движущихся элементов снимка: воды, плывущих по небу облаков, «следов» от автомобильных фар, звёзд на небе и прочих движущихся объектов. Так фотограф может лучше передать динамику в кадре. Чаще всего этот приём применяется в пейзажной фотографии, но его с тем же успехом можно использовать и в других жанрах, даже в портретной фотографии.

  • Предметная съёмка с постоянным светом. Фотографируя предметы в помещении, мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и при пейзажной съёмке. Постоянное освещение, будь то комнатная люстра или специальный софит, не очень интенсивное, снимать часто требуется на закрытой диафрагме, при этом мы стремимся к тому, чтобы не повышать ISO. Эти же принципы справедливы и для съёмки предметов в технике световой кисти - для данного метода съёмки длинная выдержка необходима. Для качественной съёмки предметов с постоянным светом камеру фиксируют на штативе.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 100 с, 85.0 мм экв.

    Обеспечение постоянства ракурсов съёмки. Иногда штативом пользуются не для фиксации камеры на длинных выдержках, а для обеспечения постоянства ракурса съёмки, например, в предметной фотографии. Ведь часто фотографу требуется снять множество предметов (например, для каталога) с одного и того же ракурса. Также это актуально в салонах, где делают фотографии на документы. Фотокамера там, как правило, стоит на штативе и уже настроена для получения необходимых результатов.

    Съёмка с применением супертелеобъективов. Чем больше фокусное расстояние вашего объектива, тем сложнее им снимать с рук. Картинка в видоискателе при увеличении фокусного расстояния будет дрожать всё сильнее. Если со штатными объективами мы можем фотографировать с рук на выдержке около 1/60 с, то при съёмке на телеобъектив на таких выдержках картинка у нас получится почти наверняка смазанной. Что уж говорить о супертелеобъективах, ведь их фокусное расстояние может быть значительно больше 300 мм. Конечно, немного спасает ситуацию наличие в телеобъективе оптической стабилизации (у Nikon она называется «VR» - Vibration Reduction). Однако фотографы, снимающие супертелеобъективами, часто ставят фотоаппарат (точнее, объектив с прикреплённым к нему фотоаппаратом) на штатив, дабы свести к минимуму вибрацию оборудования. К тому же, телеобъективы могут быть очень тяжёлыми, так что длительные съёмки с рук с ними просто невозможны.

  • Съёмка тайм-лэпсов. Тайм-лэпс - это короткий видеоролик, составленный из снятых с определённым временным промежутком фотографий. Такой ролик демонстрирует развитие того или иного сюжета в ускоренном времени. Чтобы сделать тайм-лэпс, необходимо снять все кадры строго с одной точки, с одного ракурса. Следовательно, для такой съёмки штатив обязателен.
  • Съёмка видео. Штативом почти всегда пользуются при видеосъёмке, чтобы картинка на видео не «тряслась». Сегодня в видеосъёмке используются и другие системы стабилизации начиная с оптической стабилизации в объективах и заканчивая специальными ригами, моноподами и пр. Однако штатив по-прежнему очень часто используется при съёмке видео.

… Наверняка внимательный читатель сможет предложить и другие варианты применения штатива. Напишите о них в комментариях к этой статье!

Когда штатив не нужен?

Штатив будет лишним тогда, когда съёмка ведётся на коротких выдержках с быстрой сменой ракурсов. Например, портрет не получится снимать на длинных выдержках просто потому, что ваш герой смажется от собственных движений, даже если вы аппарат зафиксируете. В репортажной и свадебной фотосъёмке штатив тоже будет помехой и обузой.

Устройство штатива

Сразу отметим, что существует множество конструкций и видов штативов. Однако мы рассмотрим наиболее удобный, классический вариант штатива.

Штативные ноги - это почти всегда тренога (очень редко встречаются четырёхногие штативы), которая позволяет штативу удерживать равновесие, держать фотокамеру на определённой высоте. Обычно ноги штатива имеют складную телескопическую конструкцию. Количество секций штативных ног варьируется от 2 до 5. Как правило, чем больше секций, тем компактнее штатив, но тем менее жёсткую фиксацию камеры он обеспечивает. Секции штатива фиксируются в разложенном виде с помощью резьбовых (цанговых) фиксаторов или эксцентриковых зажимов. Резьбовые (цанговые) фиксаторы довольно надёжны, но работа с ними не столь оперативна, как с эксцентриковыми зажимами. Однако пластиковые эксцентриковые зажимы могут лопнуть на морозе. Кроме того, на холоде они могут перестать надёжно фиксировать ноги и потребовать повторной настройки. Иногда на верхней секции ног есть накладка из пористого материала-утеплителя - она нужна для комфорта работы со штативом в мороз.

Крестовина - это узел, на котором закреплены ноги и центральная колонна. От качества крестовины во многом зависит то, насколько жёстко штатив будет фиксировать аппаратуру. Поэтому штативы с пластиковой крестовиной будут не лучшим выбором, тогда как металлические крестовины обычно надёжны. К центральной колонне крепится штативная головка. Благодаря ей удобно корректировать высоту съёмки, выдвигая её вверх или опуская. Отметим, что в некоторых моделях штативов центральная колонна отсутствует, а для более жёсткой фиксации штативная головка крепится напрямую к крестовине. Штативная головка - очень важный и сложный узел в современном штативе. Она используется для точной настройки ракурса съёмки. Штативные головки бывают разных видов:

  • Шаровые головки имеют в своей конструкции шаровой механизм, позволяющий одним движением руки менять положение фотокамеры во всех плоскостях. Такие головки оптимизируют работу с камерой и довольно компактны. В продвинутых моделях шаровых головок представлена функция регулировки камеры по горизонтали, а также фрикционный механизм, позволяющий «зажать» камеру таким образом, чтобы её в любой момент можно было подвинуть рукой, не откручивая никаких зажимов. На штативах продвинутого уровня шаровые головки можно встретить чаще других.
  • Трёхпозиционные (3D) головки снабжены ручками-зажимами, каждая из которых регулирует головку в той или иной плоскости. Такие головки, как правило, проще и дешевле. Однако регулировать ракурс съёмки на них сложнее и дольше, чем на шаровой головке. Трёхпозиционные головки можно часто встретить на бюджетных моделях штативов.

Помимо двух основных видов штативных головок, существует множество других специализированных или просто экзотических вариантов. К примеру, панорамные головки облегчают склейку панорам, макроголовки позволяют очень точно выверять ракурс съёмки. Существуют специальные головки для видеосъёмки, не позволяющие делать вертикальные кадры, однако более удобные при работе с видео за счёт плавного перемещения камеры.

На штативной головке, как правило, имеется быстросъёмная штативная площадка. Она прикручивается к фотокамере и позволяет одним движением зафиксировать аппарат на штативе и так же быстро его снять. Штативные площадки могут быть разных стандартов и размеров: разные производители создают свои уникальные штативные площадки. Впрочем, существует стандарт Arca-Swiss, которого некоторые производители стараются придерживаться. Стандартизация обеспечивает более широкий выбор аксессуаров для различных моделей штативных площадок.

Штативные площадки различных видов. В середине - площадка стандарта Arca-Swiss.

Сегодня получили распространение штативные площадки особой формы - так называемые L-plate. Они имеют Г-образную форму. Их использование значительно облегчает съёмку вертикальных кадров со штатива. Они совместимы со стандартом Arca-Swiss. Кроме того, облегая весь низ и левый бок камеры, они обеспечивают фотоаппарату определённую степень защиты от ударов. Бывают и универсальные модели L-plate, однако чаще они выпускаются отдельно под каждую модель фотокамер с учётом конструктивных особенностей.

Обратите внимание, что большинство серьёзных штативов имеют модульную конструкцию: их ноги с крестовиной и центральной штангой продаются отдельно, а головки - отдельно. На любые ноги можно установить любую головку. Это правило не распространяется только на самые экзотические модели штативов. Бюджетные же модели штативов имеют неразборную конструкцию. Следовательно, если на недорогом штативе вышли из строя ноги или головка, то его придётся просто выбросить. В разборном штативе можно обойтись лишь заменой одной детали.

Помимо штативов классической компоновки существует множество других вариантов. Однако они носят узкоспециализированный или даже сувенирный характер. Например, бывают карманные штативы, имеющие очень малую высоту, штативы с гибкими ногами, штативы на базе струбцины, которую можно на что-нибудь прикрутить, штативы на базе лыжных (треккинговых) палок и пр.

Чем заменить штатив?

Часто бывает, что хочется сделать снимок на длинной выдержке в темноте, а штатива нет, как и нет желания или возможности его приобрести. Творческая мысль скупого фотолюбителя нашла множество бытовых заменителей штатива. Рассмотрим некоторые из них.

  • Используем местность. Камеру всегда можно поставить на бордюр, ступени, перила. Почти всегда можно найти подобную опору для аппарата буквально под ногами. Однако не факт, что камера на этой опоре будет надёжно лежать и не упадёт. К тому же, такие опоры не всегда «дотягиваются» туда, где находится самая выгодная точка съёмки. Так что придётся смириться с не самым выгодным ракурсом съёмки и заваленным горизонтом.
  • Используем предметы быта. Стол, стул, стопка книг, перевёрнутый тазик - всё это может стать мобильной опорой для камеры. А стремянка - это уже почти настоящий штатив. Ставя предметы один на другой и подкладывая что-нибудь мелкое под камеру, мы сможем выбрать нужную высоту и ракурс съёмки.
  • Мешочек с крупой. Этот метод позаимствован у стрелков. Тканевый мешочек, плотно набитый крупой, удобен тем, что принимает форму предмета, который был на него установлен, и может этот предмет фиксировать. Таким образом, поставив камеру на мешочек с крупой, будет удобнее выбирать ракурс съёмки.

Попробовав все эти способы на практике, легко убедиться в том, что ни один из них не обеспечит жёсткой и надёжной фиксации аппарата. А многие из них вообще чреваты падением камеры. Итог применения этих способов обычно один - кадры смазаны, нервы потрачены, горизонт завален. Впрочем, это всё же лучше, чем ничего.

Характеристики штатива. Как выбрать подходящий штатив?

Итак, мы убедились, что бытовые и кустарные приспособления не заменят штатив. Пришло время подумать о выборе настоящего штатива. Они различаются по нескольким основным характеристикам.

  • Максимальная грузоподъёмность. От грузоподъёмности зависит, насколько надёжно штатив будет держать камеру. Максимальная грузоподъёмность всегда указана в технических характеристиках штатива. Обратите внимание, что характеристика грузоподъёмности есть и у ног штатива, и у его головки. Если вы покупаете их отдельно, убедитесь, что ноги и головка имеют одинаковую грузоподъёмность, иначе комплект будет несбалансированным. Производитель в этой характеристике указывает тот вес, под которым штатив просто не должен сломаться, и о качестве фиксации речь не идёт. Поэтому для надёжной и качественной работы стоит выбирать модель, чья максимальная грузоподъёмность в несколько раз больше, чем вес вашего аппарата с объективом. Не поленитесь и взвесьте свою фотокамеру с объективом на весах, а потом уже выбирайте штатив.

Комплект Nikon D750 + Nikon AF-S 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor имеет вес 2200 грамм. Для такого оборудования лучше использовать штатив с заявленной грузоподъёмностью более 10 кг. При этом для работы с телеобъективом особенно важно качество штативной головки, чтобы она надёжно держала объектив.

  • Максимальная и минимальная высота съёмки. Здесь не стоит гнаться за максимальной доступной высотой съёмки. Если вы не собираетесь пользоваться при съёмке стремянкой, лучше всего выбрать такой штатив, чтобы камера, будучи установленной на него, была на уровне ваших глаз. В этой характеристике, как правило, не учитывается то, что головка штатива и сама камера тоже будут иметь какую-то высоту, обычно учитывается лишь высота ног. Чтобы фотокамера оказалась на уровне глаз, верхняя часть штатива должна находиться на уровне вашей груди. Минимальная высота съёмки будет важна тем, кто любит снимать с нижних точек. Это особенно актуально для пейзажистов, ищущих интересные передние планы для своих кадров. И конечно, это важно для макросъёмки в полевых условиях. У продвинутых моделей штативов минимальная высота съёмки может составлять всего несколько сантиметров.
  • Вес штатива - краеугольный камень, о который бьются все фотографы, выбирая штатив. Ведь никому не хочется носить с собой лишние килограммы, при этом все хотят иметь максимально надёжный штатив. Вес штативов в среднем колеблется в пределах 0,5–5 кг. Чем больше вес, тем надёжнее, жёстче и грузоподъёмнее будет штатив. Безусловно, тяжёлые штативы менее компактны, их сложнее транспортировать. Но чем меньше вес штатива, тем более хлипким он окажется. Поэтому фотографам приходится идти на компромиссы. Минимальный вес штатива, способного выдержать любительскую зеркальную камеру - чуть более 1 кг. Чем больше вес вашего оборудования, тем тяжелее штатив вам понадобится.
  • Материал, из которого изготовлен штатив. Современные штативы, если не брать в расчёт сувенирную продукцию и подделки, изготавливаются либо из алюминиевых сплавов, либо из углепластика (карбона). Карбоновые штативы намного дороже алюминиевых и имеют незначительно меньший вес. Обычно карбоновые штативы легче своих алюминиевых аналогов на 100–300 граммов. При этом карбон - материал довольно нежный, боящийся ударов, сильных нагрузок и морозов.

Главным критерием в выборе штатива будет то, как вы его собираетесь применять. Вы покупаете штатив для домашнего или студийного использования? Планируете перевозить штатив исключительно на авто? Тогда для вас вес штатива не имеет значения. Вы можете выбрать недорогой, тяжёлый, но надёжный алюминиевый штатив с высокой грузоподъёмностью.

Для использования длиннофокусной оптики штатив должен быть особенно надёжным. Для телеобъективов выбирайте штатив с повышенной грузоподъёмностью и качественной, надёжной головкой.

Вы покупаете штатив для путешествий? Тогда вес штатива для вас крайне важен. Как уже упоминалось, для любительской зеркалки с китовым объективом сегодня можно найти подходящие штативы весом чуть более 1 кг. Карбоновые штативы дороже, однако какого-то принципиального выигрыша в весе или качестве они не дадут.

«Настольный» штатив никогда не заменит полноценного штатива. Обычно настольные штативы носят характер подарочной продукции, не предназначенной для серьёзного использования. Маленький по высоте штатив будет очень сложно применять в большинстве ситуаций просто потому, что с ним вы не сможете выбрать подходящий ракурс для съёмки. На природе он будет утопать в траве, снегу или грязи вместе с камерой. Если вы хотите делать красивые снимки, то и силы на подъём полноценного штатива появятся. Иногда фотографы заносят штативы даже на вершину Эвереста.

Скупой платит дважды. Не гонитесь за дешевизной. Чудес не бывает, качественные материалы и соответствующее изготовление стоят определённых денег. Покупая дешёвый китайский штатив, готовьтесь к тому, что он не будет выполнять своих функций и, скорее всего, быстро сломается. Кроме того, у самых дешёвых штативов головка обычно изготовлена из пластика, поэтому она может сломаться под нагрузкой, и камера упадёт. Брать в путешествие такой штатив не следует, ведь он может сломаться где-то на полпути. Лучше всего выбирать продукцию хорошо зарекомендовавших себя брендов: Manfrotto, Sirui, Benro. Если есть финансовые возможности, можно рассмотреть штативы Gitzo, FLM.

Штатив как обувь: покупать через интернет опасно - вдруг не подойдёт. Лучше всего перед покупкой потрогать штатив руками. Достаточно ли он надёжен? Хорошо ли фиксирует фотоаппарат? Установив камеру на штатив, убедитесь в том, что штатив стоит жёстко, не шатаясь.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

  • Чтобы штатив хорошо выполнял функцию фиксации камеры, он должен быть надёжно и устойчиво установлен. Убедитесь, что ноги штатива расставлены достаточно широко, чтобы он не шатался на ветру. Обычно ноги штатива фиксируются будучи разложенными под нужным углом. У более продвинутых моделей ноги могут фиксироваться под разными углами. Ставьте штатив ровно. Так, чтобы его крестовина находилась в горизонтальном положении. Это обеспечит максимальную устойчивость и комфорт работы. Если штатив устанавливается на неровный грунт, одну ногу можно сделать длиннее, другую - короче, с учётом рельефа местности.
  • Если штатив побывал в грязи, песке или солёной воде, его нужно очистить от загрязнений. Следите за тем, чтобы песок не попадал в трубы штатива. Фиксаторы тоже должны содержаться в чистоте. Если не ухаживать за штативом, его составные части быстро расшатаются, и он придёт в негодность.
  • Всегда имейте при себе ключи-шестигранники для полевого ремонта штатива. Обычно необходимые ключи идут в комплекте со штативом.
  • Штативную площадку очень легко потерять, если не носить её на аппарате всё время. Плюс стандартных штативных площадок - приобрести новую взамен потерянной достаточно легко.
  • Классический совет: чтобы не трясти камеру на штативе в момент нажатия на кнопку спуска, включите на фотоаппарате автоспуск. Более выгодная альтернатива автоспуска - режим задержки экспозиции, присутствующий в старших моделях зеркалок Nikon (Nikon D7200, Nikon D750, Nikon D810). Даже при съёмке с автоспуском создаются вибрации от поднимающегося зеркала в фотокамере. В режиме задержки экспозиции сначала поднимается зеркало, затем таймер отсчитывает несколько секунд (время настраивает пользователь), а уже после этого тихонечко открывается затвор, без малейших вибраций камеры.

  • Чтобы не трясти камеру в момент съёмки, не держитесь за аппарат или штатив руками! Если вы боитесь, что камера упадёт со штатива в момент съёмки, придерживайте её за ремешок.
  • При съёмке со штатива удобно пользоваться пультом дистанционного управления.
  • Выдвигайте центральную колонну в максимально высокое положение только в крайнем случае, ведь в таком положении камера будет не так надёжно зафиксирована. Используйте центральную колонну лишь тогда, когда хочется добиться максимальной высоты съёмки.
  • Не переносите штатив с прикреплённой к нему камерой. Вы рискуете уронить камеру со штатива или что-нибудь ею задеть.

  • Если вы не хотите преждевременной поломки штатива, не опирайтесь на него во время ходьбы.
  • Чтобы при съёмке в сильный ветер сделать штатив устойчивее, на него можно подвесить какие-то тяжести. Например, фотосумку. Для этого во многих моделях предусмотрен специальный крючок в нижней части центральной колонны.