Как не завалить горизонт, фотографируя архитектуру. Что такое заваленный горизонт и линия горизонта и почему этому уделяется такое внимание

Это может показаться одним из самых простых действий в фотографии: выравнивание горизонта. Большинство фотографов старается, чтобы горизонт на фотоснимках был прямым, но обычно этому уделяется не особо пристальное внимание. А почему? Ну, потому что выравнивание горизонта - очень простая задача. Не так ли? На практике, однако, выравнивание видимой границы неба с землей требует большей осторожности, чем многие думают.

Вы не можете просто полагаться на "виртуальный горизонт" своей камеры или инструмент автоматического выпрямления при постобработке. Человеческое восприятие уровня горизонта - более сложно. Давайте разберемся по порядку.

Простые случаи

Иногда выравнивание горизонта вовсе не сложно. В ситуациях, когда он полностью ровный, вокруг нет очевидных отвлекающих факторов, например, морских пейзажей или больших полей. В такой ситуации откорректировать линию действительно просто.

Однако простые случаи попадаются намного реже, чем вы думаете. Чаще всего, что-то в снимаемой сцене приведет к тому, что горизонт окажется неровным или изогнутым. В от дельных случаях, возможно, даже не видно четкого горизонта. Эти ситуации делают проблему намного сложнее.

Перцептивный горизонт

Каждая фотография имеет свой перцептивный, или визуально воспринимаемый, горизонт - угол, под которым изображение выглядит ровно.

Перцептивный горизонт не всегда согласуется с реальным горизонтом. Другими словами, - это когда вы используете пузырьковый уровень на верхней части своей камеры, и он говорит, что изображение полностью ровное, но ваши фотографии визуально воспринимаются сильно наклоненными. То же самое можно сказать и о виртуальном горизонте в камере, который уверяет фотографа не верить глазам своим и считать заваливший весь снимок на бок ровной ограничивающей линией.

Причина? Если удаленные объекты на вашей фотографии наклонены, например, как на фотографии ниже, где длинная гряда проходит посредине кадра, они должны функционировать в качестве новой горизонтальной линии. Если это не так, ваше фото не будет выглядеть ровным, независимо от того, насколько хорошо вы выравнивали камеру относительно реального горизонта в снимаемой сцене.


Нужно помнить, что визуально воспринимаемый горизонт не всегда соответствует "технически правильному" горизонту.

Более сложные случаи

Большинство фотографов соглашаются, что когда на фотоснимке присутствует неравномерная холмистая , необходимо наклонять камеру, чтобы изображение выравнивалось. Но у фотографов-пейзажистов возникают ситуации намного сложнее.

Иногда совершенно другие визуальные сигналы могут сделать фото наклонным. Например, снимок ниже красноречиво демонстрирует это, так как горизонт на фотографии ровный, но для многих людей изображение будет иметь сильный наклон.


Вот эта же фотография с наложенной горизонтальной линией. Линия отмечена немного ниже горизонта, чтобы лучшим образом проиллюстрировать все вышесказанного.

Если вы видите четкий наклон в исходном изображении, о чем это говорит? В случае, который мы рассматриваем, ответ располагается на другом уровне фотографии - визуальный горизонт фиксируется по волнам, вымывающимся на берег. Из-за наклонной природы пляжа и эти линии кажутся наклонными. Таким образом получается, что каждый визуальный сигнал на фотографии говорит зрителю о том, что изображение слишком наклонено вправо вниз. Единственная линия, которая кажется плоской, - это сам горизонт, который недостаточно силен, чтобы перевесить все контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда сложно понять что же выступает истинным горизонтом на снимке. Человеческую визуальную систему легко обмануть, если сделать все правильно. Взгляните на рисунок ниже. Вы видите четкий наклон (верх налево, низ направо).

На самом деле это не так. Данное изображение полностью ровное, но подавляющее большинство людей увидят в нем неоспоримый наклон, так как мозг человека видит по отдельности каждый сегмент и воспринимает его наклонным, что и создает впечатление общей наклоненности.

Приведенный пример ничем не отличается от фотографий. Даже если горизонт в вашей фотографии является технически ровным, соответствующим ориентировочным линиям в программе для постобработки, это вовсе не означает, что линия горизонта и выглядит ровно.

Что можно посоветовать начинающим фотографам? Приспосабливайтесь к визуально воспринимаемому горизонту, так как это лучший способ сделать свои фото интересными для постороннего зрителя.

Какие еще возникают ситуации, влияющие на возможность выровнять горизонт?

  1. Общий неравномерный наклон в снимаемой сцене.
  2. Заметное искажение объектива.
  3. Простое отсутствие горизонта в некоторых изображениях.
  4. Другие обманчивые визуальные линии.

Что вы можете сделать в таких случаях, то есть в большинстве случаев?

Рекомендации следующие: стремиться к передаче визуальной линии горизонта, а не технической. В большинстве случаев вы хотите, чтобы ваши фотографии выглядели ровно, даже если технически ровными они не являются. Чтобы добиться подобного результата, следите внимательно за любыми линиями, которые попадают в ваш кадр. Вполне вероятно, что в вашей композиции есть дерево, которое будет казаться наклонным, или полоски на переднем плане, влияющие на кажущуюся прямолинейность изображения.

Не используйте слепо опцию "автоматического выпрямления" в своем программном обеспечении при постобработке изображения. То же самое касается пузырькового уровня или линий виртуального горизонта в камере. Даже рисование горизонтальной линии на ЖК-экране для выравнивания изображения не будет стопроцентно надежным. И хотя эти методы работают в определенных ситуациях, они определенно не всегда будут соответствовать перцептуальному горизонту.

Еще один совет, который стоит упомянуть: попробуйте зеркально отразить изображение в горизонтальной плоскости при постредактировании. Посмотрев на новую версию, вы увидите фотографию в новом свете, включая потенциальные проблемы с горизонтом, который могли и не заметить изначально.


Отразите фотографию зеркально по горизонтали

Кроме того, стоит периодически пересматривать свои старые фотографии и проверять выглядит ли на них горизонт ровным и горизонтальным. Посмотрев свежим взглядом вы сможете оценить свои усилия и получившуюся работу и понять не стали ли недостатки кочевать из работы в работу.

Достаточно ли этих советов, чтобы все ваши фотографии стали выглядеть ровненькими? По всей видимости, нет. Выравнивание своих снимков в соответствии с визуальным горизонтом, требует некоторого времени и практики для освоения. На самом деле, наверное, стоит признать, что советы не могут помочь всем безусловно. Каждый человек видит мир по-своему. (То, что выглядит абсолютно ровным для вас может показаться наклонным кому-то другому.)

Тем не менее, стоит попробовать. Заваленный горизонт во многих случаях будет свидетельствовать о непрофессионализме или спешке. Неровный горизонт иногда и только иногда выступает в роли фишки и специально задуманного нюанса. А для большинства фотографов ровная, четко горизонтальная линия соединения неба с землей - то, что нужно. Не забывайте об этом, когда собираетесь снимать, например, пейзажную фотографию.



Вопрос о том, где нужно располагать горизонт на снимке, может вызывать разногласия, как с композиционной точки зрения, так и с точки зрения личных предпочтений. Если разместить линию горизонта правильно, то она или сделает композицию лучше, или не будет привлекать к себе внимания. А вот если разместить её неудачно, она может оттягивать внимание зрителя от действительно интересных элементов фотографии.
Одно из основных «правил» о расположении линии горизонта, с которым можно столкнуться во многих письменных источниках, говорит о том, что вам никогда не стоит помещать линию горизонта в центр кадра, лучше оставить её на одной трети от края кадра. Как и в случае с большинством правил, существует много ситуаций, когда на данное правило можно без зазрения совести закрыть глаза, так что вот несколько принципов, которые помогут вам определить в какой части вашей фотографии лучше расположить линию горизонта.

Низкий горизонт

Размещение линии горизонта ближе к нижней части фотографии – это отличный способ подчеркнуть эффектное небо. Оставив горизонт в нижней части кадра, вы делаете верхнюю часть изображения более приоритетной, поэтому в идеале вам нужно, чтобы в ней было что-то, что захватит внимание зрителя. Не размещайте горизонт низко, если на небе нет ничего, потому что в таком случае вы оставите более половины кадра для пустого голубого неба, что не сможет надолго заинтересовать людей, смотрящих на снимок.

Низкий горизонт даёт небу возможность доминировать на фотографии, помогая подчёркнуть движение облаков.

Высокий горизонт

В противоположность сказанному ранее, размещение линии горизонта ближе к верхней части кадра позволяет доминировать нижней части фотографии, что в свою очередь даёт вам возможность выделить детали на переднем плане и провести взгляд зрителя через них к небу.

Пустое небо и передний план, на котором есть много деталей, делают выбор того, где разместить на фотографии горизонт, очень простым.

В обоих из описанных выше случаев, не забывайте об искажении любых вертикальных линий, которые находятся у края кадра (например, деревья, здания). Линии либо окажутся вогнутыми по направлению к центру фотографии, либо будут выгибаться за края, поэтому, возможно, придётся поработать над ними на этапе постобработки.

Горизонт в центре кадра

Это, наверное, самый сложный тип расположения горизонта с точки зрения композиции. Когда линия горизонта находится настолько близко к центру кадра, велика вероятность того, что сцена будет выглядеть несбалансированной. Если вы собираетесь делать подобные снимки, следите за тем, чтобы линия горизонта находилась точно по центру кадра. Если она будет расположена чуть-чуть выше или чуть-чуть ниже, то, скорее всего, будет создаваться впечатление, что вы хотели сделать фотографию с линией горизонта в центре кадра, но не были достаточно аккуратны либо во время работы над композицией, либо при обрезке кадра.
Линия горизонта в центре кадра очень хорошо смотрится на фотографиях с отражением, ведь на подобных снимках изначально очень легко получить сбалансированную композицию.

Расположение линии горизонта в центре может отлично сработать при съёмке отражений.

Также, если кадр будет разделён линией горизонта пополам, желательно следить за тем, чтобы на снимке находилось что-нибудь, что прерывает линию горизонта (идущее от земли к небу). Благодаря этому удастся сохранить связь между двумя половинами фотографии.

Два столбика, прерывающих линию горизонта на данной фотографии, помогают связать небо и передний план, чтобы они не воспринимались как два отдельных элемента.

Без горизонта

В разговоре о размещении линии горизонта стоит упомянуть опцию отсутствия этой самой линии на фотографии. Если небо не добавляет ничего к сцене, которую вы видите перед собой, подумайте над тем, чтобы оставить его вне кадра и сконцентрироваться лишь на деталях ландшафта.

Вы можете вообще убрать линию горизонта со своей фотографии и сконцентрироваться на деталях ландшафта.

Ну, вот, собственно, и все с рассуждениями, которые призваны помочь вам понять, что же вы хотите сфотографировать и где в кадре, исходя из этого, стоит разместить линию горизонта.

Выравнивание горизонта кажется одной из простейших задач при работе со снимками. Конечно, большинство фотографов хотят получить прямой горизонт, но этот участок кадра обычно обделен вниманием. А почему он не должен быть обделен? Выровнять горизонт ведь очень просто, не так ли? На практике же может потребоваться намного больше усилий, чем многие могут подумать.

Нельзя просто положиться на «виртуальный горизонт» камеры или «автовыравнивание» в ПО для постобработки, ведь человеческое восприятие уровня горизонта более сложное.

Простые случаи

Иногда не возникает совершенно никаких проблем.

В ситуациях, когда горизонт совершенно плоский и вокруг него в кадре нет очевидных отвлекающих элементов - например, морских пейзажей или широких полей - аккуратно выровнять его не составит проблем.

Конечно, уровень горизонта важен и в таких случаях. Но его намного легче достичь и при этом не требуются какие-то дополнительные шаги. Потребуется внести разве что несколько мелких коррекций направления на этапе постобработки (включая коррекцию потенциальной дисторсии).

Nikon D800E + 24мм f/1.4 @ 24мм, ISO 100, 20 с, f/11.0

Однако, такие простые примеры встречаются реже, чем вам кажется. В большинстве случаев присутствует элемент, который заставляет горизонт выглядеть неровным или искривленным. В некоторых ситуациях выраженного горизонта вообще может не быть. Тогда понадобится совершенно другой подход.

Визуальный горизонт

У каждой фотографии есть так называемый визуальный горизонт - угол, при котором фотография кажется ровной.

В кадре визуальный горизонт не всегда согласуется с действительным. Другими словами, при съемке вы можете пользоваться пузырьковым уровнем и сделать идеально ровный снимок, но все равно будет казаться будто он наклонен. Такая же ситуация происходит с «виртуальным горизонтом» камеры, использование которого может привести к получению неровных фотографий (даже если он работает идеально).

В чем причина? Если отдаленные объекты, например, длинный косогор, проходящий вдоль кадра, расположены под углом, нужно рассматривать их как новый горизонт . Если они неровные, фотография не будет выглядеть ровной, хоть каким бы идеальным ни был реальный горизонт.

Nikon D800E + 105мм f/2.8 @ 105мм, ISO 100, 1/10, f/16.0

Как видите, эта фотография выглядит достаточно ровной. Однако, на отдаленном «горизонте» виден ступенчатый косогор и мне пришлось значительно выпрямлять финальный снимок, чтобы исправить восприятие фотографии. (Другими словами, визуальный горизонт не совпадал с «технически правильным».)

Еще более сложные случаи

В ситуации с неровным холмом большинство людей согласится, что нужно наклонить рамку для получения ровной фотографии. Но зачастую попадаются значительно более сложные задачи.

Иногда определенные визуальные элементы заставляют фотографию выглядеть наклоненной даже, если это не так. Например, горизонт фотографии ниже идеально прямой, но многим покажется, что он сильно наклонен (выше в левой части и ниже в правой):

Nikon D5100 + 18-55мм f/3.5-5.6 @ 32мм, ISO 100, 6 с, f/22.0

Вот точно та же фотография, но с горизонтальной линией. Я нарисовал ее немного ниже горизонта, чтобы всё было максимально очевидно:

Горизонт абсолютно ровный.

Откуда тогда взялся наклон в исходной фотографии?

В нашем случае ответ кроется в других линиях - волнах, омывающих берег. Из-за уклона пляжа волны кажутся скошенными. Поэтому получается так, что практически все визуальные направляющие указывают на то, что справа есть сильный наклон вниз. Единственная ровная линия - сам горизонт, который недостаточно визуально выделяется, чтобы перевесить контрпримеры на переднем плане.

Это не единственный случай, когда ровный горизонт может казаться нарушителем. При правильном подходе, визуальное восприятие человека очень легко обмануть. В качестве примера, посмотрите на фигуру ниже. Ясно видно, что она наклонена (левая сторона задрана вверх, а правая опущена вниз):

На самом деле всё не так. Эта фигура абсолютно ровная. Однако, большинству людей кажется, будто она расположена под углом, поскольку на локальном уровне мозг видит, как наклонен каждый элемент, и делает вывод, что общая фигура тоже неровная. Если закрасить все линии одним цветом и добавить направляющие, становится понятно, что на самом деле квадрат не наклонен:

Точно такая же ситуация с фотографиями. Даже если горизонт фотографии технически правильный (при сравнении его с горизонтальной линией, нарисованной в специальном ПО), это не значит, что он выглядит плоским. Определенные визуальные элементы могут так или иначе его исказить. Снова, опирайтесь на визуальный горизонт, так как это - лучший способ придать фотографии ощущение ровности.

Что можно сделать?

Есть элементы, которые препятствуют получению фотографии с идеально ровным горизонтом:

  • Неровный склон в кадре
  • Заметная дисторсия объектива
  • Простое отсутствие горизонта на некоторых фотографиях
  • Другие обманчивые перцептивные элементы

Что делать в таких, то есть почти во всех, случаях?

Я советую работать с визуальным горизонтом. Чаще всего фотографии должны выглядеть ровным, даже если с технической точки зрения это не так.

Для этого обращайте внимание на любые визуальные подсказки в кадре. Может это дерево, которое выглядит наклоненным? Или на переднем плане есть линии, влияющие на восприятие горизонта?

Не стоит слепо доверять функции «автовыравнивания» в вашей программе для постобработки, пузырьковому уровню и встроенному виртуальному горизонту камеры. Даже ровная линия вдоль горизонта не всегда срабатывает. Хоть эти техники и работают в определенных ситуациях, они совершенно бесполезны при коррекции визуального горизонта.

Есть еще один совет, о котором я хотел бы рассказать: во время постобработки горизонтально отразите фотографию. Глядя на зеркальную версию, вы по-новому увидите снимок и заметите потенциальные проблемы с горизонтом, которые до этого были не видны.

Зеркально отразите фотографию по горизонтали.

Помимо этого, я советую время от времени пересматривать старые фотографии и обращать внимание, до сих пор ли их горизонт кажется ровным. Таким образом, вы сможете окинуть свои работы свежим взглядом, не привыкая к ним и не начиная упускать недостатки.

Выводы

Достаточно ли этих советов, чтобы все фотографии выглядели ровными? По всей вероятности, нет. Выравнивание снимков и работа с визуальным горизонтом требует времени и практики. Я могу поспорить с заявлением, что никто не может полностью овладеть этой техникой, так как каждый человек воспринимает мир по-своему. (То, что для одного выглядит совершенно прямым, другому покажется неровным.)

Тем не менее, стоит попробовать. Во многих случаях неровный горизонт создает ощущение отсутствия профессионализма или спешки. Иногда этот эффект добавляется умышленно, тем самым сводя на нет суть этой статьи! Однако, большинство фотографов все же стараются получить прямой горизонт. Если вы тоже к ним относитесь, надеюсь, что мои советы вам помогут!

Обратите внимание на изображение выше, ошибка фотографа незначительно, но очевидна, когда вы знаете куда смотреть. Крыша здания, немного повалена вниз (но это может быть и по настоящему так, так как здание уже довольно старое). Идем дальше, обратите внимание на место, где вода встречается с сушей, тут уже теряются все сомнения в том, что горизонт на фотографии действительно завален.
Делая этот снимок, я уделяла внимание работе своего нового фильтра, правильно настроенную экспозицию и другие аспекты снимка, и совершенно забыла посмотреть на линию горизонта, на то, насколько она ровная.
Это элементарная ошибка, которую зачастую делают многие фотографы, даже профессиональные. И казалось бы, такая пустяковая деталь, как ошибка на несколько градусов может испортить даже самый удачный снимок.
Разумеется, время от времени хочется поэкспериментировать, держа камеру под различными углами и специально наклонить горизонт в ту, или другую сторону. Тут главное помнить главное правило – либо идеальная линия горизонта, либо очевидный наклон. Немного наклоненный горизонт говорит только о вашей халатности в работе, зрителю очень неудобно, и я бы даже сказала неприятно смотреть на такие «чуть, чуть» недоделанные снимки.

Как сделать горизонт ровным

Самый простой способ снимать горизонт ровно, это следить за верхней и нежней стороной в вашем видоискателе. Имеется в виду, глядя на края будущего кадра можно выбрать правильное положение для вашей камеры. Горизонт должен быть параллельным верхней и нижней стороне снимка
Почти всегда в камере есть опция, которая включает сетку в видоискателе, или на экране, следя за этой сеткой, и параллельностью горизонта относительно этой линии можно добиться хорошего результата.
Если вы снимаете со штативов, то важно правильно его настроить. На каждом штативе есть так называемый уровень (в основном, используется строителями) – маленькая зеленая колбочка с водой и маленьким пузырьком. На колбочке есть отметка, и когда пузырек находится на этой отметке, это означает, что прибор находится в положении параллельном поверхности.

А еще такой уровень можно приобрести отдельно, и использовать его, даже не используя штатив. На фото выше показан такой прибор, который устанавливается непосредственно на камеру.

Заключение

Не стоит забывать и о программных продуктах, с помощью которых можно «выровнять» и «повернуть» любое изображение. Это делается очень легко и быстро, не нужно быть очень продвинутым пользователем той, или иной графической программы, что бы найти, как исправить заваленный горизонт.

Что нужно знать для того, чтобы не завалить горизонт, фотографируя архитектуру и различные здания.

Фотографируя здания, следует следить за тем, чтобы высокие здания не подвергались искажению, превращаясь в подобия пирамид. Чаще всего начинающие фотографы допускают ошибку при съемке широкоугольными объективами. Они заваливают горизонт, вследствие чего здания становятся похожими на Пизанскую башню.

Чтобы избежать этой ошибки есть четыре способа.

Первый способ - фотографирование объекта с точки, возвышающейся над уровнем земли. Снимать можно из окна, с балкона или крыши здания.

Второй способ - увеличение площади переднего плана. На переднем плане можно расположить какой либо объект. Это может быть обычная лужа или небольшой кустарник, различные предметы и приборы. Эти дополнительные объекты должны гармонично вписываться в общий кадр. Многие знаменитые фотографы пользуются этим приёмом. Можно часто встретить снимки зданий, сделанные с другой стороны дороги или даже с другого берега реки или парка.

Третий способ - постобработка в Фотошопе позволит исправить заваленный горизонт или геометрические искажения, но часто на все 100% исправить кадр не удается. Для предотвращения порчи кадров нужно учиться снимать хорошо с самого начала, а не надеяться на Фотошоп.

Четвертый способ - применение в съемке специальных тилт-шифт объективов. Этот способ подойдет не всем, так как такие объективы стоят не дешево, и они не слишком распространены, однако они позволяют избавиться от геометрических искажений на стадии фотографирования.

При фотографировании городских пейзажей может быть очень полезной функция отображения сетки на экране камеры. Благодаря этой сетке очень просто заметить малейшие отклонения от линии горизонта.

Избегать заваленного горизонта стоит там, где его не должно быть. Именно так, ведь наклон линии горизонта является впечатляющим художественным эффектом, который работает на раскрытие замысла фотографа, однако этим приёмом следует пользоваться аккуратно и обдуманно.