Как лучше фотографироваться на портрет. Солнце за спиной

Классифицировать его трудно, трудно даже найти грань между портретом и просто изображением человека на фото, ведь далеко не каждый человек делает саму фотографию портретом. В этом и заключается основная задача данного жанра – изображение свойств вашего персонажа, внимание именно к нему.

Тут все зависит от двух факторов – техники и фантазии.

Техника

Это фундамент, как не крути. Но стоит развеять миф, что если у вас нет дорогой техники – портрет вы не снимете. Конечно, деловой или фешн-портрет как на обложках журналов у вас не получится, а вот остальные техники – пожалуйста. Но и на мыльницу не рассчитывайте. Фотоаппарат должен иметь ручные настройки. Как, например, мой Fuji s1500.

Оптика тут не съемная, но портреты получаются достаточно неплохие.

Фантаз ия

Тут многим я помочь не смогу. Фантазия или есть, или ее нету. Но могу сказать следующее.

Художественный фотопортрет - продукт творческого труда. Создать его так, как хочется - значит предварительно изучить и понять свою модель. С уверенностью можно сказать, что если период вынашивания темы у художника или писателя ни у кого не вызывает сомнения, то в отношении художественной портретной на этот счет можно предвидеть некоторый скептицизм. Фотографический портрет создается не в несколько минут, а требует длительной подготовки и немалых временных затрат.

Портрет требует знакомства с моделью, а фотограф должен быть психологом и чувствовать модель. Ни в одном виде изобразительного искусства не ощутимо такое воздействие технологии на творчество, как в художественной фотографии. Однако, если замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими средствами его не выполнить. Надо заранее знать, какой результат должен быть, что должно получиться на фотографии. Никого не интересуют торопливые и невнятные снимки-однодневки, которые легковесно и узко отражают действительность. Поиск нового интересного сюжета неизбежно ведет к стилизации.

Режим

В жанре “портрет” очень важен боке – размытость заднего плана. Этот расфокус мы можем сделать в фотошопе, но стоит попытаться сделать это с помощью настроек. В случае с таким фотоаппаратом как у меня, без съемной оптики и фокусного колесика, делаем вот что:

– выбираем на фотоаппарате режим А

– открываем диафрагму до конца, т.е. выставляем минимальное значение «f/» (этим самым вы обеспечите размытость фона)

– фотографируем, смотрим на экран, если фотография чересчур темная или светлая – корректируем экспозицию

Фокусное расстояние

С фокусным расстоянием все просто: чем оно больше, тем сильнее размывается фон. Так, если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то есть «зум», при значении 55 мм фон будет размыт больше, чем, к примеру, при 35 мм. В случае с «мыльницами» старайтесь использовать приближение в той степени, пока оно еще остается оптическим: с определенного момента многие камеры используют цифровое приближение, а оно портит качество снимка.

С диафрагмой тоже особых сложностей нет. Чем больше она открыта, то есть чем меньшее значение диафрагмы установлено, тем сильнее размыт фон. Например, на диафрагме 5.6 задний план будет размыт сильнее, чем на 8.0.

Свет

Теперь о времени съемки и о том, что лежит в основе любой фотографии – о свете. Многие начинающие фотографы привыкли снимать в первой половине дня ближе к полудню, аргументируя это тем, что «чем больше света, тем лучше». Увы, в такое время снимать портреты не стоит. Если вы решитесь фотографировать против солнца, на лицо и тело человека со стороны объектива не будет попадать прямой солнечный свет Как итог – фон будет чересчур светлым, а модель – слишком темной. Не забывайте, что камера видит чуть меньше деталей в светлых и темных участках, чем наш глаз, особенно это касается «мыльниц».

На фото модель стоит против солнца На фото модель стоит против солнца, но благодаря двум отражателям свет направлен на нее

Если же вы поставите человека под прямой солнечный свет, получится совершенно некрасивая картинка. Часть лица «украсит» огромная треугольная тень от носа, а глаза, на которые ляжет тень от век и бровей, превратятся в черные дыры. Единственное спасение в такой ситуации – искать плотную тень от деревьев и снимать именно там. Но, во-первых, вы будете жестко ограничены в плане мест, сюжетов и фонов, а во-вторых, в полной тени света может быть маловато. Особенно если вы снимаете на «мыльницу» или даже зеркальную камеру со штатным объективом.

Когда же лучше снимать портреты?

Идеальное время – ближе к закату, а точнее, за 2-2,5 часа до него. В это время солнце постепенно начинает садиться, свет становится мягче и приобретает теплый оттенок. Чем это выгодно? Во-первых, количество и объем теневых участков на природе существенно возрастает – солнечный свет падает под более пологим углом. Во-вторых, освещение становится не таким жестким, и за час-полтора до полного заката уже можно будет снимать человека на прямом солнечном свету. Тени от носа смягчаются, глаза благодаря другому углу падения света уже не превращаются в черные дыры. В-третьих, на закате можно снимать против солнца: разница в освещенности между светлыми и темными участками уже не так велика. А если еще взять помощника со светоотражателем…

Кстати, светоотражатель совсем не обязателен и пригодится только в солнечную погоду. Предпочтительнее брать варианты с радиусом 90 или 110 см, производитель не имеет значения. Большинство отражателей поставляются в формате «5 в 1», то есть с пятью различными по окраске кусками материала, которые меняются путем натягивания на каркас. Портретиста больше всего интересуют те, что с белым и золотистым покрытием. Преимущество отражателя в том, что, снимая модель против солнца или другого источника света, можно отразить и направить этот свет на человека. Белая поверхность отдает свет ровно в таком виде, в каком принимает, а золотистая делает его более теплым.

Композиция портрета

Учитывать ли правила композиции? Да, да и еще раз да. Прежде всего – используйте правило золотого сечения. На случай, если вы еще незнакомы с ним, посмотрите на иллюстрацию ниже.

Как видите, линии пересекаются в четырех точках. Так вот: именно эти четыре точки принято считать центрами визуального внимания. Именно недалеко от них лучше всего располагать главный объект съемки, в данном случае – фотомодель.

Если вы снимаете лицевой или погрудный портрет, около одной из верхних точек должен находиться глаз человека, на который вы умышленно делаете акцент. Если же вы снимаете поясной или ростовой кадр, то близко к одной из верхних точек должно быть лицо. Это правило, конечно, не догма: иногда его можно и нужно нарушать, причем лучшие кадры зачастую получаются с нарушением многих правил. Тем не менее, начинающим фотографам лучше тренироваться, учитывая мудрость веков. Со временем появится четкое понимание, когда правилами можно и нужно пренебречь.

Не забывайте и о пространстве для взгляда. Так, если человек смотрит вправо, его лицо должно располагаться в левой части кадра, если же влево – то в правой. Смотрит вниз – в верхней части, смотрит вверх – в нижней.

Действительно, портрет – один из самых сложных жанров в фотографии, так как человек многогранен. Но с другой стороны, вы можете воплотить в фотографии самые разные идеи, с помощью одного человека. главное, экспериментируйте!

Постановочные и официальные, естественные и непосредственные портреты членов семьи, друзей и домашних животных — возможность запечатлеть тех, кого мы любим, в ком не чаем души, чтобы всегда их помнить и хранить в сердце. Делимся советами и приемами, благодаря которым вы научитесь делать удивительные художественные одиночные или групповые снимки и автопортреты в разных условиях - как цифровым зеркальным аппаратом, так и мобильным устройством.

Снимайте людей за любимым делом

Я неравнодушна к съемке людей за любимым делом. Такие искренние портреты гораздо глубже и значимее, чем постановочные. Человек расслабляется, сосредоточившись на любимом занятии, а не на навязчивом объективе. Вы передадите индивидуальные качества, которые вдыхают жизнь, душу и любовь в фотографии. Если портретируемый много двигается, снимайте в режиме непрерывной следящей автофокусировки.

Где взять чистый фон

Ищите чистый фон без посторонних предметов. Иногда с лишними элементами в кадре ничего не сделать (например, с пнем в траве). Но от них можно избавиться в Photoshop (CS или Elements).

Способов несколько:

  1. обрезать изображение с помощью инструмента Crop — «Рамка»;
  2. заменить ненужные изображения другими с того же снимка с помощью инструмента Clone Stamp — «Штамп» (например, можно заменить пенек фрагментом травы, из которой он торчит);
  3. удалить с помощью инструмента Spot Healing Brush — «Точечная восстанавливающая кисть» (им же можно удалить случайные пятна и другие дефекты).

Если у вас нет опыта обработки фотографий в Photoshop, рекомендую бесплатный онлайн-фоторедактор www.pixlr.com , на меня он произвел большое впечатление. В нем тоже есть инструменты Crop («Рамка»), Clone («Штамп»), Healing («Восстанавливающая кисть») и многие другие полезные функции.

Выбор композиции

  • Если вы снимаете человека в полный рост, не обрезайте конечности. Если вы снимаете не в полный рост, не обрезайте кадр в суставах.
  • Снимайте объект с расстояния 1,5-3 м. Это достаточно комфортное расстояние для портретируемого, и вы запечатлеете правильные пропорции.
  • Следуйте правилу третей и размещайте глаза человека на уровне верхней трети кадра, даже если придется обрезать верх головы. Это очень полезный прием для съемки лысых. Меньше пространства над головой — лучший вариант.
  • Включите режим серийной съемки, чтобы наверняка сделать несколько достойных снимков. В мобильных устройствах тоже есть такой режим.
  • Обращение цветных изображений в черно-белые придает им изысканный вид, делает более эмоциональными и выразительными, а также позволяет избавиться от плохо подобранных цветов, отвлекающих внимание зрителя.

Крупным планом

Если человек неподвижен, рекомендую снимать портрет крупным планом с малой глубиной резкости. Так вы выделите четкое, резкое лицо на мягком, размытом фоне. Фон становится более расплывчатым по мере того, как вы приближаетесь к объекту или делаете на него наезд. Если отдалиться от объекта, фон станет четче, даже при съемке с открытой диафрагмой.

В режиме «Портрет» фотоаппарат автоматически выберет более широкое отверстие объектива. Пока вы снимаете в программном режиме, вы в любое время можете принудительно внести поправки в установки камеры. Поворачивая диск управления, можно уменьшить или увеличить выдержку, и фотоаппарат подберет соответствующее значение диафрагмы.

В смартфоне диафрагма неизменна — 2,4 или 2,8, в зависимости от модели устройства. Управлять глубиной резкости вы можете, только меняя расстояние до объекта. По мере того как вы приближаетесь к объекту, фон становится более размытым, и наоборот. На мобильных фотографиях можно имитировать малую глубину резкости, используя такие приложения, как LiveDOF, BlurFX, AfterFocus и FocalLab. Приложение SynthCam позволяет имитировать малую глубину резкости во время съемки.

Как выбрать освещение

Красивые портреты получаются при мягком естественном освещении: под облачным небом или на открытом воздухе в «золотые часы» с рассеянным освещением — фронтальным, контровым (придающим сияние волосам) или боковым (придающим объем). Самый благоприятный свет для съемки портретов в помещении проникает в окна, выходящие на север. Избегайте прямого освещения: оно создает очень контрастный рисунок и вынуждает модель щуриться.

Фотографировать при естественном освещении непросто. Что делать с тенями, падающими на человека? Напротив источника освещения можно поместить отражатель и тем самым направить свет на затененные участки. Можно поместить под лицо отражающий материал, чтобы осветить и смягчить черты, особенно при верхнем освещении в солнечную или облачную погоду.

Заполняющая вспышка — прекрасное решение, чтобы осветить лица на открытом воздухе, особенно когда солнце позади объекта, не говоря уже о том, что благодаря вспышке в глазах заиграют приятные блики. Если вы решите снимать с ней (в помещении или на улице), рекомендую использовать внешнюю, слегка снизив яркость, — фотографии будут выглядеть более естественно. Можно поэкспериментировать с такими источниками света, как свеча, экран ноутбука или отражение от воды (вода — превосходный естественный отражатель).

Выбор позы

  • Если вы фотографируете одного человека, пусть он смотрит прямо в объектив, но слегка повернет плечи. Тогда портрет получится приятнее, а уши будут казаться меньше. Выберите такой поворот, при котором уши не «смотрят» прямо.
  • Чтобы человек на фотографии казался стройнее, попробуйте снимать с чуть более высокой точки или попросите слегка повернуть лицо в сторону. Того же эффекта можно добиться, если портретируемый немного наклонит голову вниз.
  • Избегайте скованных поз, пусть модель слегка согнет конечность или наклонит голову.
  • Если портретируемый носит очки, следите, чтобы в них не было отражений/отблесков.
  • Можно сделать интересные, художественные снимки, фотографируя в профиль. Произвести драматическое впечатление поможет боковое освещение, отбрасывающее яркий свет на переднюю часть лица, который затем переходит в глубокую тень. Имейте в виду, что такое освещение подчеркивает черты лица и не всем идет.

Наводите фокус на глаза

Снимайте в режиме покадровой следящей автофокусировки, наведите центральную точку АФ на глаза модели. Если человек смотрит под углом, наводите резкость по глазу, который к вам ближе.

Следите за выдержкой, чтобы избежать смазывания

Неподвижных людей можно снимать с выдержкой 1/60 с. Если это значение превышает вашу максимально возможную выдержку для съемки с рук, возможно, потребуется штатив.

Если вы снимаете кого-то, кто относительно спокоен, выдержка 1/125—1/250 с достаточно короткая. Если перед вами непоседливый ребенок, чтобы сделать резкий снимок, установите самое большее 1/250 с. Для съемки людей, двигающихся быстрее, вам потребуется выдержка не длиннее 1/500 с.

Если объект относительно неподвижен, снимайте в режиме «Портрет». Если же он движется быстро, переключитесь на «Спорт».

При съемке движущегося человека в режиме приоритета диафрагмы следите за выдержкой. Если потребуется уменьшить ее, поднимите ISO или приоткройте диафрагму. А можно переключиться на режим приоритета выдержки и выбрать более высокую скорость затвора.

Выберите портретный объектив

Оптимальное фокусное расстояние для съемки портретов — приблизительно 85-100 мм. Широкоугольные объективы (с фокусным расстоянием 35 мм и меньше) могут исказить (укрупнить) черты лица, поэтому не стоит подходить слишком близко к человеку, которого вы снимаете. Средние телеобъективы, обычно 85-135 мм, превосходны для портретов: они сжимают перспективу, отчего черты лица кажутся мельче. Вдобавок они позволяют вам сделать шаг от объекта и сделать наезд, чтобы не смущать человека и не тыкать камерой ему в лицо. Длиннофокусными объективами удобно снимать на расстоянии любознательных детей, которые так и тянут ручки к фотоаппарату.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как сделать фото людей: 7 секретов красивых портретов"

Фото! Редактор является мощным многофункциональное программное обеспечение предлагает полный набор инструментов для редактирования изображений. Он содержит ничего владелец цифровой камеры может понадобиться, чтобы исправить или улучшить свои фотографии. Вы будете наслаждаться максимальное удобство и профессиональный подход, предоставляемый каждому из инструментов. С фото! Редактор, вы можете удалить эффект красных глаз мгновенно, улучшить цвет изображения, делать смешные карикатуры, добавлять...

Нам сделали портреты, отретушировали их, а альбомы я сама делала. Распечатали всему классу на метализированой бумаге в хорошей лаборатории и получилось по 100 рублей с человека.

Обсуждение

Договорились с папой одного из одноклассников, который увлекается фото, у него приличная техника. Подъехал днем, всем классом во главе с класруком вышли на крыльцо школы, сделали общее фото. Потом еще компашками пофотографировались. Заказали нужное кол-во фот в фотоателье, оплатили из денег на нужды класса - совсем недорого получилось.

06.02.2015 17:16:31, X-y

Буквально час назад в инстаграме Светланы Бондарчук появился ее совместный снимок с девочкой. Судя по тому, что эту фотографию Светлана назвала «моя нежность», а также разместила портрет девочки в своем аватаре, можно предположить, что это дочь Варвара. Ни для кого не секрет, что у Федора Бондарчука и его жены Светланы, кроме сына Сергея, есть дочь Варвара. Сейчас ей 14 лет. Звездные родители никогда не появлялись с девочкой на публике и не распространялись о ней в прессе. Лишь в октябре...

Решилась я вышить портрет ребенка, нашла в интернете программку STITCH Art 4/0 (доступная для меня по технике), сделала схему, а Видела ОЧЕНЬ мало приличных примеров вышивки по фотографиям, и те схемы делали люди, имеющие уже приличный опыт создания схем.

Обсуждение

Видела ОЧЕНЬ мало приличных примеров вышивки по фотографиям, и те схемы делали люди, имеющие уже приличный опыт создания схем. Если так уж сильно хочется - закажите схему в интернете, в противном случае, боюсь, что результат Вас разочарует.

человек онлайн. Есть цифровой фотик, может кто знает, как сделать самой фотографии такие? Сфоткаете портрет в черно белом режиме и в программе поместите в формат 3х4 см, если не получиться помогу, скинте на почту, отправлю готовый результат.

ближе к объекту. т.е. с метра вполне реально снять " портрет лица" за которым будет все размыто. с 3 Почти все фотографии, помещенные в ней, сделаны одним человеком, который подробно рассказывает о процессе съемки и учит читателя делать подобные фотографии...

человек онлайн. У кого сделать гламурный портрет? Подруга очень хочет сделать несколько фото в стиле гламур. К кому обратиться, чтобы было не слишком дорого и с хорошим результатом?

По-моему, самая разумная мысль - это в один день завести 5 тем, в каждой теме - по 10 "ветвей", каждая посвящена своему портрету. Можно будет, например, не одному человеку топики заводить, а пятерым, например 1-10, 11-20, и т.д.. 10 топиков сделать гораздо проще, чем...

Обсуждение

Я об этом тоже уже давно думала. Большое дерево реплик неудобно не только своей величиной - его ведь еще и ограничивают каким-то определенным количеством сказанных в общей сложности слов... Заводить 50 с лишним деревьев тоже неразумно.

Мне кажется, лучше всего обсуждать группами, переходя время от времени от одной к другой. Я планировала сделать коллажики именно по группам, но пока ни за что даже не бралась - у меня далеко не все еще есть портреты, а группировать есть смысл только когда уже все будет у меня...
И угадывать все портреты надо уже с первого дня, пока есть максимальный интерес. А дальше насколько нас хватит...:) Но я думаю, дня за три мы справимся:) посмотри на фотографии других людей. тоже самое. ты их в жихни видишь одними а на фото они другие.
имхо, ажекватный портрет получить с помощью фотогрпфии невозможно. это будет лишь отпечаток твоего образа (даже самый замечательный). имхо, портрет бывает только написанный рукой человеческой. (если повезет, то талантливо). потому что человек, пусть даже более абстрактно и приближенно, но он передает твой ОБРАЗ, свое отношение к образу, а не фиксирует данность как фотоаппарат. в общем это то почему я не снимаю "портреты" людей (я снимаю только семью, но именно как данность, как память, а не как ОБРАЗЫ). и ко всем прочим фотографиям с человеком в главной роли я отношусь не как к ПРТРЕТУ, а как к жанру наверное, или как-то по другому, во всяком случае 100% обезличено.
так что берите в руки краски, карандаши, угль, что там еще бывает, сангину какую....)))))

>"ты ж не меня изображаешь, а >10 лет совместной жизни"))). ВОт это точно, точнее даже не скажешь! :))
на самом деле очень сильно отличается восприятие глазами, в зеркале (перевернутое плоское), на экране (вообще никакое), на отпечатке (зависит от фокусного при съемке, формата печати, расстояния рассматривания). Вообще самое обычное себя-восприятие - это зеркало. а так как оно меняет местами право и лево, то и видим мы там совсем не себя и совсем не теми полушариями мозга:) Но за всю жизнь мы ПРИВЫКЛИ, что выглядим ИМЕННО ТАК, как в зеркале, поэтому все иное нам кажется неправильным. Кроме того почти все имеют большие или меньшие комплексы по поводу своей внешности... все эти условия складываются в некие подсознательные вещи, которые и заставляют кричать "да разве это... - я?!".

Портрет - не только самый популярный жанр фотографии, но и один из самых тяжёлых. Для того чтобы получить действительно качественный портрет, недостаточно лишь установить правильную экспозицию и получить резкое изображение.

Портрет, прежде всего, должен нести в себе информацию о характере человека, его внутреннем мире, настроении и эмоциональном состоянии.

Чтобы передать эту информацию зрителю, сначала её надо поймать в кадре, что требует от фотографа немалого опыта и чувства момента. Сколько существует фотографов, столько же существует способов съёмки портрета . В портрете нет каких-либо ограничений для творчества, есть только несколько правил, каких следует придерживаться.

В этой статье я раскрою некоторые основные моменты при съёмке портрета как в студийных условиях, так и вне студии. Материал будет полезен как начинающим фотолюбителям, так и тем, кто желает поднять уровень своих фотографий на порядок выше.


Что нужно для съемки портрета

Объектив

Объектив - важнейший элемент любой камеры, уровень которого определяется родом применяемых материалов, качеством их обработки, функциональностью, светосилой, диапазоном фокусных расстояний и т.д. и т.п. Чем выше эти показатели, тем дороже изделие. Существуют объективы, цена которых превышает стоимость 3-х комнатной квартиры с евроремонтом (100-200 тыс.евро). Но статья не об этом. Часто можно увидеть портрет (крупный план) красивой девушки с деформированным лицом, центральная часть которого немного выпуклая - эффект "большого носа".

Расстояние от камеры до модели 1,6 - 1,8 м

Такой эффект может вызвать высокая дисторсия объектива или другие факторы, которые приведены ниже. Снимать портрет можно объективом с любым фокусным расстоянием, но при одном условии: нельзя подходить к объекту ближе чем на 1,6 - 1,8 м. Только на этом расстоянии сохраняются естественные пропорции лица и исключается искажение. В противном случае вы получите портрет с искажённым лицом, сработает, так называемый, эффект "большого носа".

Объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм

Снимая нормальным (штатным) 50-ти мм. объективом или компактным фотоаппаратом (мыльницей), см. фото выше, фотолюбитель, желая снять крупноплановый портрет, естественно, подходит ближе к портретируемому не подозревая что тем самым он наперёд определяет будущее искажение изображения. Поэтому, лучшим вариантом для съемки портрета является объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм.

Снимая таким объективом с расстояния не ближе 1,6-1,8 м., получаем крупный план с минимальным влиянием фона, сохраняя при этом естественные пропорции основного объекта. Для уменьшения резкости фона и избыточной резкости переднего плана (отбить фон), снимаем с диафрагмой F 5,6 или при большей дырке.

Запомните, чем больше светосила объектива (чем меньше число F, например: 1:1,4), тем шире диапазон выбора параметров настройки экспозиции, глубины резкости. А значит, больше возможностей для реализации поставленных задач и планов фотографа.

Свет

Не важно какое осветительное оборудование вы используете, студийный свет или простые внешние импульсные вспышки. Важно чтобы свет был (естественный в том числе) и вы умели его грамотно использовать.

Фотокамера

Опять же, не важно какую фотокамеру использовать: пленочную или цифровую, важно чтобы она у вас была в рабочем состоянии.

Фотостудия

Если есть своя фотостудия - это здорово, но наличие фотостудии не обязательно. Как показывает практика, используя комбинированный или естественный свет при съемке портрета вне студии, можно получить великолепные результаты. Где вы снимаете портрет - не важно, важно что , как и зачем . Поэтому, если у вас нет фотостудии - не расстраивайтесь, учитесь снимать портреты , снимайте везде где только можно, и вам воздастся.

Светочувствительность (ISO)

Какое значение ISO является оптимальным при съемке портрета?

Всё зависит от условий съёмки, характера снимка, целей и задумки фотографа. В зависимости от возможностей камеры, светосилы объектива , осветлительных приборов, устанавливаем ISO 50 или 100. Как правило, для высокого технического качества изображения, при нормальных условиях фотосъемки, надо использовать наименьшее значение ISO.

Чем выше числовое значение ISO, тем больше шума в полутонах и тенях, отсюда - ниже техническое качество фотоснимка. Это правило касается как цифровых так и плёночных фотокамер. Для последних, тех. качество снимка определяется уровнем используемых фотоматериалов при изготовлении и обработке.

Выдержка (скорость затвора)

Выдержка при съёмке портрета должна быть как можно короче, чтобы зафиксировать наиболее естественное выражение лица и предотвратить смаз изображения (шевеленку). Оптимальная выдержка = 1/200сек.

Экспозамер (метод замера экспозиции)

Чтобы не потерять удачный кадр из-за "вылетевших" участков светов, при съемке портрета стоит использовать центрально-взвешенный метод замера экспозиции. Камера производит замер по всему полю кадра, присваивая наибольший вес его центральной части, тем самым предотвращает переэкспонирование светлых участков кожи и одежды.

Взаимодействие с моделью

Фотограф-портретист обязательно должен быть немного психологом, чувствовать состояние человека. Задача фотографа - зафиксировать максимум эмоций за короткое время. Но чтобы вызывать эмоции, необходимо находить те струны, которые наилучшим образом помогут человеку открыться. Фотограф обязан быть коммуникабельным, чтобы создать творческую и раскрепощённую атмосферу в фотостудии или на пленере, см. фото ниже.

Тандем «фотограф-модель»

Разного рода шутки также способствуют раскрытию модели. Тандем «фотограф-модель» - вот на чём должен базироваться процесс съёмки. Если модель скована, зажата, бросьте все силы на то чтобы "расшевелить" её, и только после этого начинайте съёмку если хотите получить динамичные и живые снимки.

Некоторые девушки, придя фотографироваться к профессиональному фотографу в первый раз, просто боятся камеры. В этот момент их единственная мысль – «как я выгляжу?». В результате, мы фиксируем не настроение человека, а его реакцию на предмет в наших руках – фотокамеру. Перед которой она, как перед зеркалом, пытается играть, соответствовать тому образу прекрасного, который сама себе создала, который может нравиться только ей. Она подсознательно меняет выражение лица, хочет казаться лучше, но «лучше» в ее собственном понимании.

Очень большим плюсом обладает цифровая фототехника – можно сразу показать результат. Модель увидев себя в «своём образе» - понимает как нелепо она выглядит, после чего более внимательно прислушивается к словам фотографа. Перед съёмкой, фотограф должен чётко знать что хочет снять. Должен иметь наброски будущих снимков в своём воображении (а лучше также и на бумаге), чтобы в процессе съёмки не утомлять ненужными позами и поиском образа ни себя ни модель.

Эксперименты с ракурсом

Портрет не должен быть скучным, каноническим. Не привязывайтесь к какой-то одной точке при съёмке. Чем чаще менять положение камеры, тем больше интересных ракурсов можно найти.
Застывшая в одной позе модель - гарантия провала фотосессии. Не бойтесь экспериментировать. Бывает, что самый удачный кадр из всей сессии может скрываться в необычном положении камеры, модели, положении источника света и т.д. Не используйте шаблонные позы модели. Фотография - это тот вид искусства где каждый фотограф должен тем или иным образом выделятся среди коллег по цеху. Стремитесь создать собственный стиль.

Кадрирование

Выбирая вариант кадрирования портрета, следите за "правильным отрезанием" рук, ладоней, ног и головы. Нельзя отрезать часть ладони или ступни как показано на фото. Лучше вовсе не резать ладони/ступни, и оставлять их целиком. Ноги допустимо резать чуть выше колен, а руки - выше локтя. Этих правил не всегда получается придерживаться, но об этом надо знать, и обращать на это внимание при компоновке кадра. В статье выбираем фотографа также есть информация об этом, есть примеры кадрирования.

Воздух в кадре - линии фона

Пустое пространство в кадре может быть сильным композиционным ходом. Уходите от "зажатых" кадров. Снимая портрет на фоне природы, избегайте прохождения линий горизонта и/или линий архитектурных сооружений как-бы сквозь голову модели. Подбирая ракурс, следите чтобы из головы модели не рос, например, электрический столб или какой-нибудь контрастный, по отношению к общему фону, элемент архитектуры или декораций.

Взгляд не в камеру

Взгляд не в камеру бывает очень выигрышным, хотя, может и не таким интимным, как при прямом взгляде. При компоновке кадра старайтесь оставить в композиции пространство для взгляда модели.


Индивидуальность

Часто индивидуальность человека раскрывается в случайных кадрах. В процессе съемки, как правило, возникают непродолжительные паузы между подготовкой того или иного кадра, выбора удачного ракурса и/или положения светотени. Но даже в такие моменты нельзя уж слишком расслабляться фотографу, будьте всегда на чеку, так как можно пропустить хороший кадр.

Прямой взгляд

Прямой взгляд, вызов в глазах может приоткрыть черты характера модели, проявить скрытые эмоции. Прямой взгляд может расположить к себе зрителя, но может и оттолкнуть. Это надо учитывать при съемке портрета. Но, опять же, все зависит от идеи конкретного снимка, а также от того какие эмоции должен вызывать портрет у зрителя.

Фон в студии

Фотосессия на одном фоне выглядит скучновато. Фон в студии необходимо менять время от времени, чтобы при дальнейшей обработке можно было поиграть фантазией, добавлять на фон различные элементы изображения. Если вы собираетесь полностью менять фон на фотографии, например, на пейзаж с зелёным лесом, в таком случае, желательно использовать зелёный фон в студии для упрощения вырезания в редакторе. Использование нейтрального серого фона даёт хороший результат как при вырезании, так и при настройке баланса белого при конвертации c RAW. Стены в студии должны быть нейтрального цвета, чтобы не бликовать на фотографии ненужным цветом.

Не обязательно иметь большую фотостудию и дорогую камеру чтобы снять кадр который заставит зрителя задержать взгляд на снимке. На один и тот же снимок разные люди смотрят одинаково, но видят по-разному, добавляя что-то от себя, дорисовывая в воображении невидимое другим.

Съемка портрета - это та область фотографии, где фотограф может раскрыть свой потенциал наилучшим образом, экспериментируя со светом, позами модели и ракурсами съемки. Всем желаю больше удачных снимков!

Еще по данной теме.

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм — действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм — это вообще расстояние для фотоохоты!


А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности — не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким.

Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор — лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки".

Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):


  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы — с определенного момента он начинает расти очень быстро!

  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс — вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).

  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус — возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс — вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача — создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное — они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип — чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки — макрообъектив, для пейзажа — хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае — компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше — уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра — от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра.

Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило — при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос — что должно быть резким? Кто-то ответит — "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть — глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод — резкость в портрете нужно наводить на глаза.

Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой — дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки — естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет.

Считается, что в портрете наиболее выигрышен ракурс вполоборота (под 45 градусов) или в "три четверти" (под 22.5 градуса — между фронтальным положением и положением вполоборота). Ниже приведен пример портрета в "три четверти", автор фото — Семен Орлов.

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры — "узкой ".

Видно, что свет падает с "узкой" стороны (белая стрелочка). Это направление освещения неплохо весьма удачно подчеркнуло объем (большую роль в этом сыграли освещенные волосы слева). А давайте представим, что свет падает со стороны красной стрелки. Что мы в этом случае получим? Только хорошо освещенное ухо, не более. Плюс ко всему, от носа получится неприятная тень. Фотография потеряет всякую художественную ценность!

Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял.

При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки — от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса.

Но выход есть! Первое, что поможет — точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный — это одно и то же) замер экспозиции — по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию — автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта.

Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну — динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем — вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Лучше всего, если она будет расположена на уровне глаз модели. Если забыть про это правило, то и при съемке "сверху вниз" фотография получается на фоне земли (часто взрослые так снимают детей с высоты своего роста — не нужно этого делать!), при съемке "снизу вверх" — у модели появляется "второй подбородок" (моделям это обычно не нравится:)

Вывод прост — если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас — либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи — техническая часть и творческая. Портрет — не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки.

Если у вас есть дополнения, пожалуйста, оставляйте их в комментариях.

Вам никогда не казалось, что у вас очень много семейных фотографий, но нет ни одного профессионального кадра, который можно поставить в рамку или повесить на стену? Или, возможно, вы попали впросак, когда оказалось, что у вас нет фото для журнала или для сайта компании. Но какой бы не была причина, если есть желание, вам необязательно искать фотостудию или дорогое световое оборудование, чтобы сделать портреты. С помощью интеллектуального использования оборудования, вдумчивой разработки и должного внимания освещению, любой желающий может сделать качественный портрет.

Шаги

    Настройте камеру. Если позволяют обстоятельства, используйте длинную выдержку ISO (нижнее число). При естественном освещении используйте «тень» или «облачный» баланс белого, если у вас есть такое в настройках; это приведет к более теплым тонам. См. «как сделать снимки лучше» для дальнейшего использования и консультаций.

    Добейтесь освещения справа. Те, кому повезло найти фотостудию, могут точно контролировать освещение. Пусть они не читают это: остальным придется искать правильное освещение. Все, что вы ищите, это подходящий и рассеянный свет.

    Сделайте так, чтобы объект съемки чувствовал себя комфортно. Объект, которому комфортно, будет чувствовать себя счастливым, более расслабленным и менее «постановочным». Это поможет сделать больше хороших снимков.

    Выберете объектив и компоновку кадра. Есть три разных способа сделать портрет, которые вы будете выбирать, в зависимости от ваших художественных решений.

    Поддерживайте визуальный контакт вашего объекта с камерой. Визуальный контакт может спасти или испортить портрет. Если вы не ищете чего-то немного другого, например, душевный взгляд от края фотографии, то обязательно убедитесь, что человек, которого вы фотографируете, смотрит в камеру, и что вы сосредоточены на глазах.

    Сфокусируйтесь на снимках. Если у вашей камеры есть блокировка автоэкспозиции и автофокуса, измерьте и сфокусируйтесь на лице объекта, зафиксируйте, переосмыслите и сделайте снимок. Как правило, лучшее место, на котором стоит сделать акцент, так это на глазах человека, но это может быть проблематично, если вы делаете снимок макро-объективом и с его «ограниченной глубины пространства». Чтобы добиться выразительных глаз, вам, возможно, придется вручную фокусировать камеру на них, так как большинство систем автофокусировки обычно сосредотачивается на носу, а не на глазах.

    Обработайте ваши фотографии. Используйте доступные редакторы фотографий, такие как GIMP или Photoshop. Исправьте цветовой баланс и удалите туманность. Возможно, вы захотите выделить некоторые части, такие как волосы и одежда; сгладьте линии и недостатки в лице (последняя часть необязательна; выделение других особенностей на фото сделает кожу более гладкой, потому что наши глаза воспринимают резкость и мягкость по отношению к другим вещам на фото). Украсьте глаза с помощью инструмента «Уровень». Кроме этого, вы можете добавить макияж к объекту съемки в цифровом виде.

    Игнорируйте эту статью. Фотография - это искусство, а не набор методов. Вы можете следить за всеми этими шагами и все еще снимать неинтересные фотографии, которые вам не нравятся. Технически "неправильные" фотографии могут быть самыми потрясающими, например, те, которые являются чрезвычайно передержанными, резкими, с отвлекающими деталями на фоне, странно поставленными и так далее. Знайте правила, но помните, что вы можете и должны, нарушать их всякий раз, когда посчитаете нужным.