Гарри гордон селфридж биография. Универмаг «Селфриджес» в Лондоне

Вчера на канале ITV стартовал третий сезон "Mr. Selfridge" , и с любезного разрешения la_gatta_ciara я публикую два ее прошлогодних поста: о костюмах и декорациях в сериале.
И даже тем, кто его не смотрит, может быть интересно увидеть прекрасную работу художников по воссозданию эпохи на экране.

Предупреждение: в тексте могут встретиться упоминания некоторых сюжетных поворотов. Поскольку сериал я не смотрю и о происходящем узнаю из вторых рук, не могу оценить серьезность спойлеров, но, кажется, ничего конкретного там нет. Впрочем, автор предупреждает об этом перед каждым таким абзацем, так что вы сможете его пропустить.



Итак, теперь поговорим о костюмах сериала.


Для начала хочу вам представить художника по костюмам Джеймса Киста . Если вы давно читаете мой ЖЖ (или любите британскую костюмную драму), то наверняка знакомы с его работой - сериалом «Дом сестер Эллиотт» . Также он делал костюмы к сериалу о прерафаэлитах «Отчаянные романтики» и т.д.

Джеймс - художник опытный, поэтому неудивительно, что он точно расставил акценты в характерах персонажей, раскрыв их через цвета и фактуры.

Гарри Селфридж. Деловой стиль начала века.

Начать, конечно, нужно с самого Гарри Селфриджа, и тут нам поможет интервью художника по костюмам, данное британскому выпуску журнала GQ.

Джеймс Кист: "Сценарий основан на книге Линди Вудхэд «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж», которая рассказывает историю универмага. Там опубликовано много фотографий реального Гарри Гордона Селфриджа. Книга включает в себя информацию о том, как и почему он носил определенные вещи, что и было моей отправной точкой".

Настоящий Гарри Селфридж

Экранный Гарри

"Но вы должны принять во внимание, что мы одевали не Селфриджа, мы одевали актера по имени Джереми Пивен и его внешность не является точной копией внешности Селфриджа. Мы делали то, что хорошо работает на Джереми, что помогает ему рассказывать историю. Реальный стиль мистера Селфриджа был очень формальным; он всегда носил визитки и в вечернее время - фраки. Я следовал этому, но иногда пытался немного смягчить персонаж. Есть эпизоды, когда вы можете увидеть его как человека, а не как "магазинного босса".

"Несмотря на то, что он - американец, одет он очень хорошо, по-британски. На самом деле, очень богатые американцы много копировали того, что носили в Европе в то время".



Мода 1912 г.

Разнообразить мужскую одежду того времени очень сложно, цвет в костюме использовался осторожно. Но Кист сделал это виртуозно:

Клетка чудесного жилета повторяется в галстуке.

Тут бархатный кант на лацканах и галстук одного зеленого цвета. Приятная мелочь))

"Все костюмы Селфриджа были сделаны с нуля в мастерских в Северном Лондоне, но из оригинальных тканей, - продолжает свой рассказ художник по костюмам".


"Это включало: полосатые брюки, жилеты с двойной грудью, рубашки с крахмальным воротничком, галстуки и несколько пальто различных форм, чтобы показать разное время - все основано на стиле короля Эдуарда".

Английский король Эдуард VII



Гарри Селфридж с дочерью

"Вы не можете использовать старинные вещи для съемок, потому что если чему-то 100 лет, то это и выглядит на 100 лет. А вы хотите, чтобы все выглядело современно, остро и свежо. Я нашел эти фантастически сочные шелка для жилетов Гарри, которые красиво работают на камеру и выглядят так, словно сшиты из самого дорогого шелка".

"Я всегда тяготел к этой эпохе, - делится исполнитель роли Селфриджа актер Джереми Пивен. - Я люблю каждый день сниматься в костюме. Это действительно интересно, но довольно сложно. Мы пытаемся все сделать правильно, у меня даже есть большие, золотые карманные часы!"

Продолжает художник по костюмам: "Я собрал коллекцию старинных драгоценностей, покупая их на аукционах, в благотворительных магазинах и на eBay. В моей коллекции около 40 карманных часов и у меня есть те, которые были очень похожи на часы, что он носил на самом деле".

Анри Леклер. Творческая натура. (спойлеры!)

Любимец многих телезрительниц, загадочно-романтичный француз Анри Леклер переживает во 2-м сезоне личную драму. Костюм актера меняется соответственно: сначала мы видим Анри опустившимся, в заношенной одежде, небритым.

После приглашения возобновить работу в магазине, Анри постепенно возвращает себе былой лоск. Отправной точкой в этом служит подарок Агнес - модная рубашка из голубой ткани с белым воротничком (про такие рубашки я писала в посте про крахмальные воротнички и булавки)

В костюм Анри возвращаются цвет и интересные фактуры, подчеркивающие сложную, художественную натуру бывшего главы оформительского отдела. Кстати, бархат - это очень французская ткань. Когда-то Наполеон даже запретил ввоз английского сукна во Францию и обязал весь двор патриотично одеваться в бархат и лионские шелка, дабы поддержать местных производителей. Так что, пиджаки Анри еще и отражают его национальность.

Ну и во времена испытаний из костюма персонажа снова уходит цвет...

Агнес Таулер. Английская роза. (спойлер!)

Прошло время. Агнес вернулась из столицы моды Парижа, где стажировалась в качестве декоратора в магазине "Галерея Лафайет". Теперь она больше не похожа на маленькую, испуганную птичку. Агнес расцвела в буквальном смысле этого слова: в каждом ее наряде вы увидите распустившиеся цветы.

"В Великобритании мы не имеем столько денег, как в Америке, чтобы снимать сериалы, - говорит Джеймс Кист, - к тому же, в основном мы снимали в магазине, где много черного цвета, потому что такова была дневная униформа персонала, и я захотел ввести некоторые цвета".

Богатые дамы. Роскошь в деталях.

"Я сосредоточился на деталях, чтобы показать различия между классами - чем богаче персонаж, тем четче детали костюма".

"Для богатых дам я использовал кружева, цветы, бисер, шелк и атлас. Шерстяные, хлопчатобумажные ткани и лен - для всех остальных. Большинство костюмов были сшиты, но вся отделка - старинная, она была куплена мною на аукционах и eBay".
Несмотря на то, что со времени действия первого сезона прошло лишь 5 лет, к 1914 году женская мода достаточно сильно изменилась. Даже силуэт стал другим".

Костюмы 1-го сезона

Если в 1909 году платья словно соскальзывали волной вдоль тела, "растекаясь лужицей" внизу, то в 1914-м году они имели завышенную талию, юбки были заужены книзу, и напоминали по силуэту сигару. Ходить в таких юбках было сложно, поэтому они значительно укоротились.

1914 г. Обратите внимание, как тщательно проработан низ платья, привлекая внимание на изящную ножку.

Женский туалет для визитов стал напоминать современный деловой костюм, строящийся по принципу: жакет, юбка, блузка.

Леди Мэй в костюме

Роуз в костюмах.

Роуз. Хранительница очага.

И пара слов о стиле Роуз. Создатели сериала сделали главных персонажей более привлекательными, чем их прототипы.

Розали, настоящая жена Селфриджа.

Так выглядела жена Селфриджа приблизительно в 1910-х гг.

А это прелестная Фрэнсис О’Коннор в роли Роуз.

Для того, чтобы подчернуть мягкость, женственность характера персонажа, художник по костюмам часто одевает Роуз в белый (молочный или цвет слоновой кости) цвет. Ангельский цвет, который ассоциируется у нас с чистотой.

Идеально сюда вписалась популярная в те годы белая кружевная блузка. Поскольку уже было изобретено дешевое машинное кружево, подобную блузку могла себе приобрести каждая барышня.

Согласитесь, как жена Селфриджа (и американка), она могла бы одеваться более богато и вычурно. Но создатели сериала хотели нам продемонстрировать другие качества Роуз: скромность и изящество.

Ну вот и закончилась наша экскурсия по костюмам персонажей сериала "Мистер Селфридж". Возможно, вы еще хотели услышать про стиль леди Мэй, но тут рассказывать особенно нечего: ярко, дорого, броско. Зато значительно лучше, чем в прошлом сезоне.

Кому мало моего рассказа, можно посмотреть ролик:

И последнее, почти анекдот.
В одном интервью Джереми Пивен рассказал, как один раз к нему в магазине "Селфриджес" (куда он любит ходить за покупками, поскольку, сам актер - большой модник) подскочила взволнованная дама и начала предъявлять претензии по поводу сделанного ей в салоне магазина маникюра, закончив речь словами: "Разберитесь уже со своим персоналом!" Пивен страшно горд тем, что у публики стала стираться грань между ним и настоящим Селфриджем))

Теперь предлагаю вам заглянуть на съемочную площадку сериала и посмотреть, как создавался волшебный мир магазина "Селфриджес" 1910-х гг. Мне попалась подборка фотографий с пояснениями художника-постановщика сериала Сони Клаус, я перевела текст, так что - смотрим и читаем!


Актер Джереми Пивен (Г. Селфридж)

Но сначала немного о самой Соне Клаус. Она больше известна как художник-декоратор режиссера Ридли Скотта, в ее резюме числятся: "Гладиатор", "Царство небесное", "Люди Икс: Первый класс", "Прометей", "Советник" и др. Исполнительный продюсер сериала Кейт Льюис сказала: "Соня была декоратором Ридли Скотта в течение многих лет, и ее внимание к деталям и дизайну феноменально. Чтобы показать, как это было бы в 1914 году, Соня в сотрудничестве с нашим ведущим режиссером Энтони Бирном сделала магазин еще более роскошным и элегантным".

1. Магазин

В бархатном пиджаке - режиссер Энтони Бирн, он снимал сериал "Вверх и вниз по лестнице".

Поиск перчаток для отдела аксессуаров был облегчен благодаря щедрому подарку от британской компании Dent and Sons (основанной в 1777): 180 пар женских кожаных перчаток и подставок для их демонстрации. Остальные перчатки, купленные на аукционах для 1-го сезона, были сложены попарно и теперь снимались в таком виде.

Так этот отдел выглядел в 20-х гг. ХХ века .

Клаус и ее команда оформила парфюмерный отдел Selfridge , вспоминая духи, которыми пользовались их матери и бабушки: Yardly, Guerlin, Floris, Shalimar, Caron, Penhaligon"s и другие. Дизайнеры удивились щедрости парфюмерных компаний, которые пошли им навстречу и предоставили для съемок много ценных флаконов из своих архивов. Французский дом "Карон" даже одолжил им большую урну из хрусталя и 24-каратного золота. Раньше покупатели часто использовали свои собственные парфюмерные флаконы, в которые продавцы наливали духи прямо на прилавке.

Особенно обрадовалась Клаус большой бутылке с парфюмом от Penhaligon"s : "Увидев такую, вы просто не захотите покупать маленькую. Сразу думаешь: хочу одну из тех !"

Клаус внесла существенные изменения в ресторан Palm Court , добавив бар с шампанским при входе и построив открытую террасу. Но больше всего она гордится полукруглыми кабинками для сидений, которые она установила, потому что с другой стороны стены находится женский отдел мод, и кажется, что это - раздевалки для дам. Она объясняет: "На самом деле, я хитро маскирую тот факт, что они были другой стороной кабинок в Palm Court !"

Магазинный этаж Selfridges постоянно менялся (демонтировался), чтобы сниматься в качестве других отделов магазина. На первом этаже был Palm Court и отдел дамских мод.

2. Клуб "Дельфинс"

Для колористического решения и текстиля Клаус обратилась к эдвардианскому периоду и ощущению "выцветшего величия", который она пыталась передать через павлиний сине-зеленоватый цвет, цвет мака и терракоты с золотом и зеленью. Она объясняет: "При создании эпохи всегда очень важно сохранить ощущение подлинности. Поэтому нужно изучать картины. Трудно ориентироваться на фотографии, поскольку большинство из них - черно-белые. Моими источниками вдохновения были Тулуз-Лотрек и британские художники конца 19 века Альма Тадема и Фредерик Лейтон, потому что они использовали популярные тогда цвета, и это дает убедительности нашей воссоздаваемой эпохе".

Тулуз-Лотрек Анри. Обучение танцу в Мулен Руж.

Lawrence Alma-Tadema. Ask Me No More.

Music Lesson by Lord Frederic Leighton

Клаус знала, как сделать "Дельфинс" таинственнее и загадочнее. Был ли клуб "Дельфинс" на первом этаже? На втором этаже? В подвале? "Когда вы идете внутри, вы дезориентированы как профессиональный игрок, вы уже ни в чем не уверены... там много комнат и извилистых коридоров, пространство похоже на садок для кроликов. Важно было получить ощущение путанности: вы, возможно, идете вверх, но опускаетесь вниз, возможно, вы уже в другом здании и снова идете вниз".

Клаус хотела сделать клуб таким же таинственным, как и сам характер Дельфин. Кто такая Дельфин? Клаус шутит: "Раньше она делала фальшивые паспорта и мошенничала с деньгами... Она не может просто открыть ночной клуб и иметь пару мужей. О, нет, нет, она гораздо более интереснее, чем все это"

3. Дом Селфриджа

Для второго сезона дом Селфриджа перестроили: ведь прошло пять лет и Гарри не мог отставать от стилей и моды того времени, поскольку он сам торговал предметами декора.

Клаус внесла много изменений в дом Гарри; она добавила огромный камин, чтобы изменить расположение столовой, которая теперь может обслуживаться прямиком из кухни. Она поменяла обои, освещение, мебель и полностью переделала спальню Роуз, добавив гардеробную.

Клаус часто использует ткани, купленные в путешествиях и те, которые она забрала с других проектов: например, покрывало Роуз сшито из куска ткани, которое Соня сохранила после своей работы в качестве декоратора в фильме "Гладиатор". Когда съемки закончились, покрывало было выброшено, Клаус спасла его от мусорного контейнера и хранила в течение многих лет. В сериале использовалась еще одна интересная ткань из коллекции Клаус: лоскут красивого шелка, который она купила для фильма "Лара Крофт" с Анджелиной Джоли. Когда этой тканью, которую художник хранила более десяти лет, декорировали кровать Роуз, Клаус вздыхала: "О, это было моей мечтой, сохранить ее для своего дома", на что драпировщик Майк пошутил: "Не берите в голову, может быть это и есть - дом вашей мечты!"

Видео, где художник проводит прекрасную экскурсию по съемочной площадке:

С улицы, это здание - заброшенная ковровая фабрика, но внутри - дом Гарри Селфриджа и знаковый магазин.
Художник-постановщик Соня Клаус любезно взяла нас в турне по съемочной площадке и рассказала, как создавался великолепный фон для шоу. Она объяснила, что действие 2-го сезона сериала происходит в 1914 году - через 5 лет после того, когда мы в последний раз видели Гарри. Соня говорит: "Люди хотят видеть каждый дюйм декораций, подчеркивающий, что Гарри стал миллионером". Поэтому Соня и ее команда дизайнеров внесли изменения в столовую и гостиную.
Джереми Пивен: "У нас на съемочной площадке сейчас чувствуется женское влияние. Все выглядит более богатым и красивым. Я предполагаю, что тут во многом нужна была женская рука". В то время как нас впечатляет дом Селфриджа, реальная радость приходит, когда вы входите через вращающиеся двери в магазин Selfridges . Они массивные!
Аманда Аббингтон (мисс Мардл ): "Каждый день вы словно находитесь в магазине игрушек, потому что играете с этим замечательным реквизитом. Вы переноситесь в 1914-1915 гг, и это замечательно!"
В сериале снимаются как настоящие предметы, которые покупатели могли бы увидеть в Selfridges , так и воссозданные местными дизайнерами - вплоть до мельчайших пуховок.
Соня рассказывает о чайном салоне, который в те годы был местом для отдыха.
Исполнительный продюсер Шерри Гулд: "Это потрясающе. Я имею в виду, что художник является абсолютным гением, а ее команда - сказочники, они действительно подняли уровень сериала".

Джеймс - художник опытный, поэтому неудивительно, что он точно расставил акценты в характерах персонажей, раскрыв их через цвета и фактуры.

Гарри Селфридж. Деловой стиль начала века.

Начать, конечно, нужно с самого Гарри Селфриджа, и тут нам поможет интервью художника по костюмам, данное британскому выпуску журнала GQ:

Джеймс Кист: "Сценарий основан на книге Линди Вудхэд "Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж", которая рассказывает историю универмага. Там опубликовано много фотографий реального Гарри Гордона Селфриджа. Книга включает в себя информацию о том, как и почему он носил определенные вещи, что и было моей отправной точкой.

Настоящий Гарри Селфридж

Экранный Гарри

Но вы должны принять во внимание, что мы одевали не Селфриджа, мы одевали актера по имени Джереми Пивен и его внешность не является точной копией внешности Селфриджа. Мы делали то, что хорошо работает на Джереми, что помогает ему рассказывать историю. Реальный стиль мистера Селфриджа был очень формальным; он всегда носил визитки и, в вечернее время, фраки. Я следовал этому, но иногда пытался немного смягчить персонаж. Есть эпизоды, когда вы можете увидеть его как человека, а не как "магазинного босса".

Несмотря на то, что он - американец, одет он очень хорошо, по-британски. На самом деле, очень богатые американцы много копировали того, что носили в Европе в то время".

мода 1912 г

Разнообразить мужскую одежду того времени очень сложно, цвет в костюме использовался осторожно. Но Кист сделал это виртуозно:

Клетка чудесного жилета повторяется в галстуке

Тут - бархатный кант на лацканах и галстук - одного зеленого цвета. Приятная мелочь))

"Все костюмы Селфриджа были сделаны с нуля в мастерских в Северном Лондоне, но из оригинальных тканей, - продолжает свой рассказ художник по костюмам.

Это включало: полосатые брюки, жилеты с двойной грудью, рубашки с крахмальным воротничком, галстуки и несколько пальто различных форм, чтобы показать разное время - все основано на стиле короля Эдуарда.

английский король Эдуард VII

Гарри Селфридж с дочерью

Вы не можете использовать старинные вещи для съемок, потому что если чему-то 100 лет, то это и выглядит на 100 лет. А вы хотите, чтобы все выглядело современно, остро и свежо. Я нашел эти фантастически сочные шелка для жилетов Гарри, которые красиво работают на камеру и выглядят так, словно сшиты из самого дорогого шелка".

"Я всегда тяготел к этой эпохе, - делится исполнитель роли Селфриджа актер Джереми Пивен - Я люблю каждый день сниматься в костюме. Это, действительно, интересно, но довольно сложно. Мы пытаемся все сделать правильно, у меня даже есть большие, золотые карманные часы!"

Продолжает художник по костюмам: "Я собрал коллекцию старинных драгоценностей, покупая их на аукционах, в благотворительных магазинах и на eBay. В моей коллекции около 40 карманных часов и у меня есть те, который были очень похожи на часы, что он носил на самом деле".

Анри Леклер. Творческая натура (осторожно: спойлер!)

Любимец многих телезрительниц, загадочно-романтичный француз Анри Леклер переживает во 2-м сезоне личную драму. Костюм актера меняется соответственно: сначала мы видим Анри опустившимся, в заношенной одежде, небритым.

После приглашения возобновить работу в магазине, Анри постепенно возвращает себе былой лоск. Отправной точкой в этом служит подарок Агнес - модная рубашка из голубой ткани с белым воротничком (про такие рубашки я писала в посте про крахмальные воротнички и булавки)

В костюм Анри возвращаются цвет и интересные фактуры, подчеркивающие сложную, художественную натуру бывшего главы оформительского отдела. Кстати, бархат - это очень французская ткань. Когда-то Наполеон даже запретил ввоз английского сукна во Францию и обязал весь двор патриотично одеваться в бархат и лионские шелка, дабы поддержать местных производителей. Так что, пиджаки Анри еще и отражают его национальность))

Ну и во времена испытаний из костюма персонажа снова уходит цвет...

Агнес Таулер. Английская роза. (Спойлер!)

Прошло время. Агнес вернулась из столицы моды Парижа, где стажировалась в качестве декоратора в магазине "Галерея Лафайет". Теперь она больше не похожа на маленькую, испуганную птичку. Агнес расцвела в буквальном смысле этого слова: в каждом ее наряде вы увидите распустившиеся цветы.

"В Великобритании мы не имеем столько денег, как в Америке, чтобы снимать сериалы, - говорит Джеймс Кист, - к тому же, в основном мы снимали в магазине, где много черного цвета, потому что такова была дневная униформа персонала, и я захотел ввести некоторые цвета"

Богатые дамы. Роскошь в деталях.

"Я сосредоточился на деталях, чтобы показать различия между классами - чем богаче персонаж, тем четче детали костюма.

Для богатых дам я использовал кружева, цветы, бисер, шелк и атлас. Шерстяные, хлопчатобумажные ткани и лен - для всех остальных. Большинство костюмов были сшиты, но вся отделка - старинная, она была куплена мною на аукционах и eBay".
Несмотря на то, что со времен действий, произошедших в 1-м сезоне, прошло лишь 5 лет, к 1914 году женская мода достаточно сильно изменилась. Даже силуэт стал другим.

Костюмы 1-го сезона

Если в 1909 году платья словно соскальзывали волной вдоль тела, "растекаясь лужицей" внизу, то в 1914-м году они имели завышенную талию, юбки были заужены книзу, и напоминали по силуэту сигару. Ходить в таких юбках было сложно, поэтому они значительно укоротились.

1914 г. Обратите внимание, как тщательно проработан низ платья, привлекая внимание на изящную ножку.

Женский туалет для визитов стал напоминать современный деловой костюм, строящийся по принципу: жакет, юбка, блузка.

Леди Мэй в костюме

Роуз. Хранительница очага.

И пара слов о стиле Роуз. Создатели сериала сделали главных персонажей более привлекательными, чем их прототипы.

Розали, настоящая жена Селфриджа

Так выглядела жена Селфриджа приблизительно в 1910-х гг.

А это прелестная Фрэнсис О’Коннор в роли Роуз

Для того, чтобы подчернуть мягкость, женственность характера персонажа, художник по костюмам часто одевает Роуз в белый (молочный или цвет слоновой кости) цвет. Ангельский цвет, который ассоциируется у нас с чистотой.

Идеально сюда вписалась популярная в те годы белая кружевная блузка. Поскольку уже было изобретено дешевое машинное кружево, подобную блузку могла себе приобрести каждая барышня.


Согласитесь, как жена Селфриджа (и американка), она могла бы одеваться более богато и вычурно. Но создатели сериала хотели нам продемонстрировать другие качества Роуз: скромность и изящество.

Ну вот и закончилась наша экскурсия по костюмам персонажей сериала "Мистер Селфридж". Возможно, вы еще хотели услышать про стиль леди Мэй, но тут рассказывать особенно нечего: ярко, дорого, броско. Зато значительно лучше, чем в прошлом сезоне))

Кому мало моего рассказа, можно посмотреть ролик:

И последнее, почти анекдот.
В одном интервью Джереми Пивен рассказал, как один раз к нему в магазине "Селфриджес" (куда он любит ходить за покупками, поскольку, сам актер - большой модник) подскочила взволнованная дама и начала предъявлять претензии по поводу сделанного ей в салоне магазина маникюра, закончив речь словами: "Разберитесь уже со своим персоналом!" Пивен страшно горд тем, что у публики стала стираться грань между ним и настоящим Селфриджем))

Еще мои посты про стильных персонажей - мужчин:

«ПУАРО АГАТЫ КРИСТИ». СТИЛЬ В ДЕТАЛЯХ. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/72147.html

ГЕРЦОГ ВИНДЗОРСКИЙ И БЕРТИ ВУСТЕР http://la-gatta-ciara.livejournal.com/2630.html

МУЖСКОЙ КОСТЮМ В ЛУЧШЕМ ДРАМАТИЧЕСКОМ СЕРИАЛЕ 2010 ГОДА "ПОДПОЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ"

Тут выше в рецензиях все написали — о чем сериал, о ком сериал, так что даже не хочу тратить время на повторение.

Я вообще не про сюжет хотела тут написать, а про атмосферу сериала.

Смотреть я его начала потому, что больше смотреть было особо нечего — все мои «старые» сериалы выпускают серию раз в неделю, а тут уже три готовых сезона и четвертый на подходе. Подумала и решила одним глазком, а вдруг.

И была приятно удивлена, да так что «залипла» на нем.

Во-первых, хочется отметить работу людей, отвечающих за костюмы и прически — герои одеты и причесаны в соответствии со временем, о котором идет речь в сериале, а в сериале десятилетия сменяют друг друга, все же мистер Селфридж жил достаточно долго и достаточно долго руководил магазином. Я даже смотрела специальный ролик про костюмы в сериале, настолько меня впечатлили образы героев. И за эволюцией моды наблюдать не менее интересно, чем за внутренними переживаниями.

Во-вторых, очень хорошо показано развитие самого магазина «Селфридж» — начиная от сопротивления чопорных англичан новому стилю торговли и заканчивая предлагаемым ассортиментом товаров, опять же соответствующим времени, про которое рассказывается в данном сезоне. И когда смотришь, то начинаешь понимать, что все, к чему ты привык как к данности, отвоевывалось такими людьми как Гарри, именно отвоевывалось, с боем.

В-третьих, более-менее верно отражены мировые события и их последствия для Англии, а ведь начало 20 века было очень богато событиями, в том числе и внутри страны.

В-четвертых, жизнь героев после работы тоже показана с характерными для того или иного десятилетия особенностями — театры и оперы сменяет джаз в кафе, а его подпольные казино.

Так что я бы не сказала, что это сериал об одном человеке! Как он может быть об одном человеке, когда отражены сменяющие друг друга эпохи — начало 20вв, 20-е, 30-е (это где я остановилась, судя по биографии мистера Селфриджа, будут еще и 40-е), отражена жизнь целой страны на примере работников одного магазина, рассказано про их судьбы, даже затронута тема внутренних переживаний героев, вернувшихся с фронта? В сериале показан срез английского общества от лорда до работников погрузки. Человек, который более-менее знает историю, поймет это сразу.

В тоже время сериал шикарно, просто шикарно смотрится визуально — декорации настолько красивы, что ощущение истинности не покидает при просмотре — внутренние убранства помещений, костюмы героев, прически, ткани, баночки на прилавке, товары и остальные мелочи — все-все продумано, нет ничего лишнего или смущающего. Любуешься и лицами героев (хотя, английских женщин они сильно приукрасили, не в обиду им будет сказано, если просто сравнивать с другими английскими сериалам).

Игра актеров хороша, сделала такой вывод, потому что не вызывает отторжения и ощущения лживости, что нередко встречается в сериалах.

Резюмируя, хочу сказать, что те, кто надеется просто посмотреть биографию про очередного успешного чувака и как он там всех крутит и обходит, будут немного разочарованы, ибо это биография не только мистера Селфриджа, а скорее всей Англии, это не просто визуальная «жвачка», это заставляет немного думать.

Мне кажется, наиболее интересно его будет смотреть тем, кто хоть немного представляет что такое начало 20 века, что такое 20-е годы, что такое 30-е. По крайней мере, они получат большее удовольствие, чем те, кто ждет кто на ком женится и кто с кем разведется.

Лично мне очень хочется, чтобы таких вот умных и красивых сериалов становилось больше. Потому что основные сюжеты не меняются веками, если не тысячелетиями, и нет особой разницы, кто там кого любит и пользует — домохозяйка мужа, вампир человека, богатый бедного и т. п. и т. д. в итоге по десятому разу смотреть это скучновато, много перематываешь, чтобы увидеть развязку и не смотреть тупые сопли. В случае с сериалом «Мистер Селфридж» я ни одного раза не перематывала серию, чтобы увидеть концовку — настолько все хорошо сделано, настолько приятно смотреть картинку и интересен сюжет.

Спасибо создателям.

Клиент всегда прав! Гарри Гордон Селфридж

Мы все не раз слышали, а подчас и сами произносим фразу «Клиент всегда прав». Но мало кто знает, кто был автором знаменитого афоризма. Гарри Гордон Селфридж – британский предприниматель, основатель универмагов Selfridges&Co – вывел эту формулу еще сто лет назад. Сегодня с ней пытаются спорить, но в свое время цитата произвела среди бизнесменов настоящий фурор!

Большие универсальные магазины – культурное наследие промышленной революции. В XIX столетии их появление стало откровением для модниц. В наши дни те классические универмаги, что сохранились, едва ли можно назвать очень прибыльными предприятиями. Например, рентабельность Galeries Lafayette сейчас не превышает 5%. Историческим универмагам сложно выдерживать конкуренцию со специализированными магазинами. Но сегодня имя по-прежнему работает на них: тысячи людей каждый день приходят в лондонский Selfridges и нью-йоркский Saks Fifth Avenue. Не обязательно за покупками – для того чтобы соприкоснуться с легендой.

Крылатое выражение
До того как открыть собственное дело, Харри Гордон Селфридж трудился в большой американской торговой компании, возглавляемой Маршаллом Филдом. Однажды, еще работая на Филда, Селфридж закупил в Бомбее персидские ковры и услышал от кого-то из продавцов: «Покупатель всегда прав». Именно он и распространил эту сентенцию на Западе.

Первый магазин на Оксфорд-стрит в Лондоне открылся в 1909 году. Селфридж хорошо знал, что такое реклама: в первый же год здесь демонстрировался моноплан Блериота, успешно перелетевший из Франции в Англию. В 1925 году посетители Selfridges имели возможность посмотреть первый телевизор, в 1932 году на третьем этаже появился сейсмограф Милна-Шоу. На крыше здания Гордон устроил теннисный корт, чтобы звезды Уимблдона обучали публику.

Удивлять и завлекать покупателей Selfridges продолжает и по сей день. Подтверждение тому – футуристичный универмаг в Бирмингеме, построенный пять лет назад. Прошлой осенью в историческом здании на Оксфорд-стрит открылся Wonder room («Комната чудес»)– крупнейший в мире торговый зал площадью 5700 кв. м. Все его пространство предназначено для ювелирных украшений, часов и эксклюзивных подарков.
О современном уровне обслуживания в Selfridges можно судить по тому, что этим летом внучка английской королевы, принцесса Беатрис, устроилась в магазин на должность консультанта по подбору гардероба для VIP-клиентов. Правда, работает Беатрис бесплатно и только на время каникул: осенью 19-летняя принцесса вернется в университет...

Чудеса да и только
Суть Selfridges – в контрастах и экстраординарности, в противопоставлении высокого и низкого, быстрого и медленного, интимного и анонимного», – говорит Аланна Уэстон, креативный директор универмага. В уникальной Wonder Room колье с бриллиантами за 311 000 фунтов соседствует с забавным пультом дистанционного управления мужчиной/женщиной всего за 6 фунтов. Для любителей шика и вечной классики – бутики известных фирм, для тех, кто ценит нестандартный подход и хулиганские эксперименты, – свои магазинчики. Многие из брендов даже создали отдельные вещи специально для Selfridges&Co. Кроме самостоятельных бутиков в Wonder Room есть и бутик, объединяющий более десяти дизайнерских имен на стенде с... солнцезащитными очками: 1300 пар самых разных форм и моделей. Там же можно найти интереснейшие альбомы и книги по искусству, причудливые сувениры, забавные пластиковые игрушки и даже велосипеды, причем не простые –дизайнерские. Не золотые, конечно, но все равно любопытно. Повезет в Wonder Room и любителям часов – на их суд представлено 35 брендов. В общем, незабываемые впечатления гарантированы. А по окончании удачного шопинга можно заглянуть в Wonder Bar («Чудо-бар»), что по соседству с бутиками, где специальная машина предлагает более 270 видов отличнейших вин. Гордон Селфридж, открывший чудо-магазин Selfridges&Co в 1909 году, безусловно остался бы доволен сегодняшними находками своих последователей. «Сто лет назад все было направлено на то, чтобы заставить покупателя как можно дольше оставаться в магазине», – говорит Линди Вудхэд, написавшая книгу «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж». Что ж, и спустя десятки лет уходить из Selfridges&Co совсем не хочется.

Selfridges&Co – новейшая история
«Мы давно усвоили, что главное – фокусироваться на ожиданиях клиентов, на опыте, который они обязательно оценят», - рассказывает Уэстон, которая гордится своим умением делать сюрпризы. Один из последних – фантазийный «дворец» с инсталляцией французского художественного дуэта Dadadandy.
Несмотря на многолетнюю историю, складывается ощущение, что это культовое место полностью отражает современность. Молодые пары разных этнических групп приходят сюда за грандиозным шоппингом, который является истинным удовольствием. И наполненные корзины свидетельствуют о том, что созерцание обязательно завершается покупками.

Кого еще можно встретить в Selfridges? Восторженные парочки, рассматривающие одежду в отделах известных марок, утонченных девушек с бокалом шампанского в баре Moët, серьезных мужчин, разгуливающих в новом отделе мужской одежды площадью 9 290 квадратных метров, не забывающих посетить отдел сигар, зажигалок и элитного алкоголя. Или группы совсем юных девочек, жужжащих, словно пчелы, в отделе обуви, в котором цены, как и, впрочем, во всем магазине, разнятся от непомерно высоких до вполне разумных.

Если вам нужны супербрэнды, добро пожаловать сюда! Но и марок средней цены в этом магазине предостаточно. Если вы ищете деликатесы, гурме-отдел в Selfridges удовлетворит даже самых взыскательных клиентов. А еще Уэстон любит рассказывать о секции «Красоты жизни» («Living Beauty»), где представлены малоизвестные марки разных стран мира

В Лондоне сейчас явственно ощущается интернациональность, и Selfridges – не исключение. Среди персонала – представители самых разнообразных этнических групп, и некоторые из них носят хиджаб – как и часть покупателей, которую они обслуживают.

Аланна Уэстон подчеркивает также, насколько меняет ситуацию бурное развитие туризма: за последнее десятилетие поток гостей из европейских стран увеличил продажи Selfridges на 22%. «Они не едут к нам для того, чтобы посмотреть Биг Бен, – улыбается Уэстон, упоминая об одной из самых знаменитых лондонских достопримечательностей. – Сегодня мы имеем дел с шоппинг-путешественниками и fashion-туристами. Они могут приехать, скажем, из Копенгагена на выходные только за покупками. Также приезжает много ирландцев и французов». Для fashion-туристов Selfridges стал настоящей меккой: одна лишь витрина этого магазина легко может конкурировать с главными достопримечательностями столицы Туманного Альбиона.

Трансформация Selfridges в эпицентр моды началась тогда, когда магнат ритейла Витторио Радиче в 90-х годах создал концепцию «букета» брэндов: это произошло не без помощи талантливейшего байера Сюзанны Тайд Фратер, которая сейчас работает в Harrods. Эти двое перевернули всю существующую структуру, выбрав принципиально новый подход к бизнесу. А Уэстон и генеральному директору магазина Полу Келли спустя десяток лет лишь осталось придать этому месту необходимый лоск.

В настоящее время гордость и радость креативного директора – этаж мужской одежды, где проходит промо-акция «Покупай как мужчина». А что же означает этот слоган? Уэстон давно заметила, что покупательское поведение представителей сильного пола за последние годы заметно изменилось. Да, они по-прежнему конкретны и знают, что хотят, но уже предпочитают чуть дольше задержаться в торговом зале и насладиться процессом. И в концепции обслуживания этого «нового мужчины», как и во многих других сферах своего бизнеса, Selfridges, как всегда, воплощает суть стиля жизни современного Лондона.

По материалам журналов «Всемирный Следопыт», «Hello!» и «Fashion-Time».

«Русская Школа Управления»
http://www.mini-mba.ru/about/subscribe/1334513851/


…ее ошеломила витрина с готовыми дамскими нарядаминичего подобного она никогда еще не видывала; от изумления она даже не могла сдвинуться с места.

В глубине широкие полосы очень дорогих брюггских кружев спускались вниз наподобие алтарной завесы, распростершей рыжевато-белые крылья; дальше гирляндами ниспадали волны алансонских кружев; широкий поток малинских, валансьенских, венецианских кружев и брюссельских аппликаций был похож на падающий снег. Справа и слева мрачными колоннами выстроились штуки сукна, еще более оттенявшие задний план святилища.

В этой часовне, воздвигнутой в честь женской красоты, были выставлены готовые наряды; в центре было помещено нечто исключительное — бархатное манто с отделкой из серебристой лисицы; по одну сторону красовалась шелковая ротонда, подбитая беличьим мехом; по другую — суконное пальто с опушкой из петушиных перьев; наконец, тут же были выставлены бальные накидки из белого кашемира, подбитые белым же, отделанные лебяжьим пухом или шелковым шнуром.

Здесь можно было подобрать себе любую вещь по вкусу, начиная от бальных пелерин за двадцать девять франков и кончая бархатным манто ценою в тысячу восемьсот.
Пышные груди манекенов растягивали материю, широкие бедра подчеркивали тонкость талии, а отсутствующую голову заменяли большие ярлыки, прикрепленные булавками к красному мольтону шеи.
Зеркала с обеих сторон витрины были расположены так, что манекены без конца отражались и множились в них, населяя улицу прекрасными продажными женщинами...

В этом году на экраны телевизоров вышел британский сериал “Мистер Селфридж”, рассказывающий о жизни удачливого американца. Сериал я не смотрела, а книгу, по которой он был поставлен, полистала.

Когда-то в 1906 году в Лондоне чикагский бизнесмен купил магазинчик на ничем ни примечательной Оксфорд стрит.
А в 1909 году произошло открытие нового магазина, готового реализовать любые желания клиентов.

Приглашение на открытие магазина Селфриджа

Индустриальное развитие Англии было причиной появления класса людей, желающих продемонстрировать свое богатство. Они готовы были вкладывать быстро накапливающиеся у них деньги в дело или тратить их на удовольствия.
Новые богачи скупали дома, заводили огромный штат прислуги, давали приемы. Эти дома нужно было обставлять, прислугу -одевать, а гостей на приемах - нужно было удивлять.

Для удовлетворения этого неограниченного спроса Селфиридж появился как нельзя кстати.

В центре Лондона не было недостатка в магазинах. Но в то время большие магазины Парижа и Лондона были просто большими магазинами, где продавалось очень много товаров. Продавцы в них были не всегда любезны, и их отношение к клиенту часто зависело от финансовых возможностей этого клиента.

Селфридж совершил в Лондоне маленькую революцию. Во-первых, он решил продавать в своем магазине абсолютно все, он решил открыть универмаг. Во-вторых, он сконцентрировал свое внимание не на тех, кто пришел в магазин купить определенную вещь, а на тех, кто пришел в магазин лишь посмотреть.

В начале двадцатого века прекрасные представительницы среднего класса имела массу свободного времени, их супруги пропадали на работе, занимаясь бизнесом или политикой, дети проводили свой день с нянями и гувернантками, хозяйством занимался целый штат прислуги. Женщины, скучая, листали дамские журналы, а оттуда на них обрушивалась масса соблазнов - модные новинки сезона, советы о том, как стать красивой и новые чуда-средства.

Говорят, эмансипация женщин началась с того момента, когда женщины получили возможность самостоятельно делать покупки. Женщина двадцатого века не хотела сидеть дома, она хотела быть самостоятельной, и Гарри Селфридж предоставил ей такую возможность.

“Я появился, когда женщины захотели выйти и почувствовать самостоятельность. Они пришли в мой магазин и реализовали свои мечты”-

Гарри Селфридж.

Многие лондонские дамы, до этого момента имевшие привычку покупать товары в лавках и мелких магазинах, были ошеломлены размахом нового предприятия, Селфридж практически полностью изменил их отношение к покупкам.
Успех торговли теперь зависел от успехов соблазнения покупателя. И на реализацию этой цели были направлены все возможные средства.

Итак, объектом соблазнения была выбрана женщина.

…женщины останавливались, толпились перед окнами, возбужденные от желаний.

И ткани оживали под действием страстей, кипевших на улице; кружева чуть колыхались, таинственно скрывая за своими ниспадающими складками недра магазина; даже толстые четырехугольные штуки сукна дышали соблазном;
пальто на оживших манекенах принимали все более округлые формы, а роскошное бархатное манто, гибкое и теплое, вздувалось, точно покоясь на женских плечах, облегая волнующуюся грудь, трепещущие бедра.

От магазина веяло жаром, как от фабрики, и этот жар исходил главным образом от прилавков, где шла оживленная продажа и была сутолока, которая чувствовалась даже за стенами здания.

В помещении стоял непрерывный гул, точно от машины, находящейся в движении в беспрестанно обрабатывающей покупательниц, — их сбивали в кучу перед прилавками, одурманивали товарами, а затем перебрасывали к кассам.

И все это — с механической точностью, с силой и логикой передаточного механизма, захватывающего целые толпы женщин.

С этой целью парфюмерия и косметика размещались прямо у входа в универмаг, чтобы тонкие ароматы будоражили воображение, расслабляли и создавали романтически-мечтательное настроение. Оформлению витрин уделялось особое место, они создавались мастерами своего дела, как произведение особого искусства. Посетителей привлекали утонченностью и изысканностью.

Прилавки исчезали под грудами белоснежных шелков и лент, перчаток и платков.

Вокруг железных колонок вились облака белого муслина, местами перехваченные белым фуляром.

Лестницы были убраны белыми драпировками — то пикейными, то бумазейными; драпировки тянулись вдоль перил, опоясывали залы и поднимались до третьего этажа.

Казалось, белые ткани взлетели на крыльях, там сбиваясь в кучу, тут рассыпаясь, как стая лебедей.

Отделы кипели жизнью, публика осаждала лифты, теснилась у буфетов и в читальном зале, словно целый народ странствовал в занесенных снегом просторах.

По контрасту толпа казалась черной и напоминала конькобежцев на льду какого-нибудь польского озера в декабре.

В нижнем этаже волновалась, как море в час прилива, темная людская масса, в которой можно было разглядеть прелестные восхищенные лица женщин.

В пролетах железного остова, по лестницам, по воздушным мостам бесконечной вереницей поднимались вверх маленькие силуэты, точно путники, заблудившиеся среди снежных утесов. .

Уровень услуг, оказываемых продавцами, был ошеломляющим. Этому Селфридж научился у другого знаменитого торговца, американца Терни Стюарта .

Гарри Селфридж (в середине) на террассе устроенного на крыше магазина ресторана,
излюбленного места встреч английских суфражеток.1911 год.

Тени Стюарт был владельцем нью-йоркского магазина, который называли Мраморным дворцом .
Стюарт нанимал только симпатичных мужчин, которые работали продавцами-консультантами и владели всеми тонкостями общения с дамами.

Время, потраченное молодым продавцом на уговоры и обслуживание покупательницы нередко было несоизмеримо с самой покупкой, которая могла быть покупкой лишь одной пуговицы.

Однако, Терни был расчетливым психологом: после приятного общения покупательницы не утрачивали интереса, наоборот, они стремились получить новое удовольствие. Они продолжали свой путь по магазину, вновь и вновь останавливаясь у заинтересовавшего их товара, и подвергаясь новому и новому обольщению.

Терни Стюарт первым ввел художественное оформление витрин и оснащение магазина зеркалами в рост человека. С таким опытом в Лондоне Селфриджу не было равных.

Гарри Селфридж, 1910 г.

До открытия магазина Селфриджа леди, в отсутствии мужчин, не могла позволить себе где угодно выпить чаю, чтобы не нарушить приличий. Таких мест, где бы можно было встретиться с подругами, и в располагающей к тому обстановке обсудить сделанные покупки, или последние новинки моды, было не так уж много.

Теперь же в распоряжении дам были не только уютные кафе и рестораны, но и читальные залы, а также комнаты для отдыха матери и ребенка с профессиональными нянями. Для удобного перемещения покупательниц Селфридж оснастил магазин лифтами и эскалаторами.

Г-же Гибаль надоело стоять среди движущейся толпы, и она сказала:

— Ну, вы, очевидно, будете тут еще покупать, а мы пойдем наверх.
— Нет, нет, подождите меня! — воскликнула г-жа Марти.
— Я тоже наверх… Там парфюмерный отдел. Мне необходимо зайти в парфюмерный отдел.

Этот отдел, открытый лишь накануне, находился рядом с читальным залом.

Чтобы избегнуть толкотни на лестнице, г-жа Дефорж предложила было воспользоваться лифтом, но от этого пришлось отказаться, так как возле него выстроилась длинная очередь.

Наконец наши дамы очутились у открытого буфета, где была такая давка, что один из инспекторов занялся обузданием аппетитов и стал впускать проголодавшихся покупателей только маленькими группами.

От самого буфета дамы уже почувствовали близость парфюмерного отдела по резкому запаху саше, которым благоухала вся галерея. Здесь покупательницы вырывали друг у друга мыло «Счастье» — гордость фирмы.

Под стеклянными крышками прилавков, на хрустальных полочках этажерок стояли рядами баночки с помадой и пастой, коробки с румянами и пудрой, флаконы с туалетной водой и эссенциями; в особом шкафчике красовались щеточки, гребни, ножницы и карманные флакончики.

Изобретательные продавцы декорировали выставку белыми фарфоровыми баночками и флаконами из белого хрусталя.

Но в особенности восхищал всех серебряный фонтан, устроенный в центре и изображавший пастушку, стоящую посреди боскета; из фонтана непрерывно била струйка фиалковой воды, стекая с мелодичным журчанием в металлический бассейн. Вокруг распространялось чудесное благоухание, и дамы, проходя мимо фонтана, смачивали в нем носовые платки.

— Ну вот, теперь все кончено, я к вашим услугам, — сказала г-жа Марти, нагрузившись туалетной водой, зубным порошком и косметикой.

— Пойдемте к госпоже де Бов.

На площадке большой центральной лестницы ее внимание приковали японские изделия

На этот раз г-жа Дефорж, хотя и не без досады на себя, — ибо она только что поклялась больше ничего не покупать, — не устояла перед вещицей из слоновой кости тончайшей работы.

Для создания располагающего для покупок настроения, в магазине устраивались показы мод с живой музыкой, для чего приглашались хорошие музыканты.

Во времена, когда не было ни радио, ни телевизора, а кино лишь зарождалось, магазин Селфриджа развлекал покупателя таким гламуром, какой можно было увидеть лишь в мюзик-холле.

Покупателей поражали высокие потолки, огромные пространства,
на которых хранились в открытом доступе массы товаров, электрическое освещение, шикарные люстры.

Торговый дом Селфриджа для многих покупательниц стал уютнее, чем их собственный дом.

После Вестминстерского аббатств и Тауэра, магазин Селфриджа стал третьи чудом Лондона, на которое привозили полюбоваться туристов. Там публика покупала то, что ей было нужно, и то, о чем она даже не помышляла, но соблазнилась после великолепной демонстрации товара.

Оформление витрины с демонстрацией чемоданов.

В своих амбициях расширения покупательной сферы Селфридж произвел революционный переворот в сознании, он внедрил новый принцип торговли - обслуживание всех слоев общества. Торговый дом принял в свои объятия представительниц аристократических семейств и скромных белошвеек, жен депутатов парламента и фабричных работниц.

Торговый дом предлагал им все, от пуговиц и тесьмы до роскошных манто, от галантерейных товаров до фотографического оборудования. Все зависело от покупательных возможностей клиента.

"Я готов торговать всем, от аэропланов до сигар", - заявлял Гарри Селфридж.

О том, чтобы покупка была удобна, изящно упакована и вовремя доставлена по назначению, заботился магазин.
Для этих целей пятьдесят фургонов, в которых были запряжены крепкие лошади, трижды за день отправлялись, нагруженные товаром к покупателям, со временем их заменили автомобили.


“Следите за покупками своей супруги. Она может быть очаровательной в вашей гостиной, но у прилавка она может превратиться в вампиршу”
Мужчины удалились в соседнее помещение, а тем временем продавщицы принялись обыскивать графиню и даже заставили ее снять платье, чтобы осмотреть бюст и бедра.

Кроме спрятанных в рукава воланов алансонскнх кружев, которых оказалось двенадцать метров по тысяче франков за метр, они нашли у нее на груди новый носовой платочек, веер и галстук, измятые и теплые, — всего тысяч на четырнадцать.

Г-жа де Бов, охваченная бешеной, неодолимой страстью, воровала таким образом уже целый год.

Припадки усиливались, приобретали все более серьезный характер, окрашиваясь каким-то сладострастием, удовлетворения которого требовало все ее существо; она теряла всякое благоразумие и предавалась воровству с наслаждением тем более острым, что рисковала на глазах у всех своим именем, своей честью и высоким положением мужа. хотя карманы у нее и были набиты деньгами; она воровала ради воровства, как любят ради любви; ее подстрекало необузданное желание, она была во власти душевного недуга, который развился у нее на почве ненасытного стремления к роскоши, в свое время внушенного ей необоримыми, грубыми соблазнами больших магазинов. .

Печатные издания стали всерьез обсуждать влияние магазинов на дамское безумие, тому были все основания, ярким примером была вдова президента Линкольна. Мэри Линкольн, чтобы забыться после смерти мужа, занялась шоппингом, в результате чего ее счет магазину составил 48 тысяч долларов (сейчас эта сумма тянет на миллион долларов), после чего ее родные объявили ее сумасшедшей и опротестовали ответственность за ее долги.

Но остановить эту женскую страсть было невозможно.
И ничего удивительно нет в том, что главными покупательницами Гарри Селфриджа оказались английский суфражистки.

Продолжение следует