Эмоциональное общение.

Как ни именовали человека: иhomo sapiens (человек разумный), homo faber (человек производящий), иhomo habilis (человек умелый),homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назватьhomo communicans - человек общающийся.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Категория общения в психологии: содержание, структура и функции

Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

  • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание друг друга;
  • формирование образа внутреннего «Я» человека.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции и формы общения.

  • материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
  • когнитивное - обмен знаниями;
  • деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
  • кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью , средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением , служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении , которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение.

Средства общения

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д.

Структура общения

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной (рис. 16).

Рис. 16. Структура общения

Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного.

Функции общения

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция , в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

  • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
  • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Сущность общения и его формы

Источником потребности в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных.

Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли его общинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс порождается потребностями людей в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

  • коммуникативная сторона или обмен информацией;
  • интеракции или обмен действиями:
  • взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера.

Все три стороны общения способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

Однако это сближение имеет свои пределы, границы. Оно не может быть беспредельным, потому что как бы ни сближались люди друг с другом в процессе их взаимодействия, они тем не менее всегда остаются отдельными системами и по своим интересам, и по формам поведения.

Каждая личность, в каком бы тесном контакте с другими людьми она ни находилась, сохраняет свою физическую и духовную автономию, самобытность, оставаясь, как говорили древние. «микрокосмосом». т.е. целым миром уникальных мыслей, чувств, интересов.

Поэтому любые контакты, общение людей редко протекают без трудностей, проблем, конфликтов. Эти проблемы возникают как в малых социальных группах, семье, в трудовых коллективах, так и на уровне общества в целом, между большими социальными группами, классами и этносами. И разрешаются эти проблемы и трудности опять-таки только в процессе того же общения, в котором могут участвовать и управленческие структуры различного уровня.

В связи с множеством трудностей и конфликтов, возникающих в ходе взаимодействий людей, формы человеческого общения оказываются бесконечно многообразными.

Формы общения классифицируются на основе разных критериев. Так, если за основу классификации взять критерий направленности общения , то его можно подразделить на два вида:

  • общение по вертикали , например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
  • общение по горизонтали, примером которого может служить общение братьев, близких по возрасту; общение коллег по работе, равных по статусу.

Если же за базу классификации видов общения взять характер его целей , то в качестве его форм можно выделить:

  • общение как самоцель . например общение между друзьями, родственниками;
  • общение как средство достижения какой-то внешней по отношению к нему цели: именно таким является любое деловое, в том числе управленческое, педагогическое общение. Здесь цель находится за пределами самого процесса общения: она состоит в достижении целей организации, предприятия, учебного заведения и т.д. И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников.

Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом:

  • общение по схеме «человек-природа» , примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
  • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»:
  • общение по схеме «человек-человек », являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку. Но с этой же формой общения связаны и наибольшие сложности общения.

Множество разнообразных проблем возникает в процессе семейного общения, а также в ходе взаимоотношений людей в трудовых коллективах Известно, что «сквозной» функцией руководителей трудовых коллективов является психологическое воздействие на отдельных работников и группу в целом, их побуждение к активной деятельности по достижению целей организации в процессе постоянного и многообразного управленческого общения с людьми.

Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций.

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками.

Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

    материальное (обмен предметами, продуктами);

    когнитивное (обмен знаниями);

    кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

    мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами);

    деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).

По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).

В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1) контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);

2) непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);

3) устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);

4) закрытое – открытое;

5) частное – деловое;

6) официальное – неофициальное и др.

Знания о мире;

Имеющийся опыт;

Приобретенные умения и навыки;

Имеющиеся способности;

Сведения о потребностях;

Сведения об эмоциональных состояниях.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, творческих, эстетических.

Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

– мотив кооперации (общий выигрыш);

– индивидуализм (собственный выигрыш);

– конкуренция;

– агрессия;

– равенство.

Психологи выделяют восемь основных целей общения:

Контактная – «установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения»;

Информационный обмен сообщениями – прием и передача сведений, информации;

Побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям;

Координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности;

Понимание;

Эмотивное возбуждение – обмен эмоциями;

Установление отношений;

Оказание влияния.

К основным целям общения относят достижение изменений:

– в мотивационной сфере;

– в познавательной сфере;

– в эмоционально-волевой сфере;

– в поведенческой сфере.

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.

Выделяют следующие формы общения:

1) «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

2) примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

3) формально-ролевое общение, когда регламентированы исодержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.);

5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

6) духовное. Межличностное общение (доверительно-неформаль­ное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения;

9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперации – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации – «не обманывай»; 4) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть свой (невербальный) канал общения».

Общение с людьми – это трансляция сообщений или обмен данными, происходящий между индивидами посредством специфических инструментов коммуникации, таких как речь или жесты. Однако понятие общение с людьми намного шире и охватывает человеческие взаимоотношения, взаимодействие социальных групп и даже целых наций.

Общение людей друг с другом предназначено для установления контактов. Без общения не способна обойтись ни одна из сфер жизнедеятельности человека. Для результативности общения необходим постоянный поток информации в устной или письменной форме. Такой поток должен быть обоюдно направленным.

Психология общения с людьми

Умение грамотно общаться и компетентно выстраивать различные виды контактов между индивидами в современном мире просто необходимо. Ежедневно люди взаимодействуют между собой. В процессах межличностных взаимодействий некоторые индивиды воздействуют на других и наоборот.

С позиции психологической науки, общение с другими людьми будет благополучным и эффективным только при совпадении интересов. Для комфортного взаимодействия необходимо, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Даже абсолютно необщительный человек, если затронуть интересующую его тему, разговорится.

Для результативности и комфортности беседы необходимо научиться понимать своего партнера по коммуникации, предвосхищать его возможные реакции на конкретные высказывания. С этой целью ниже приведено несколько нехитрых приемов успешности коммуникационного взаимодействия между людьми.

Существует такой известный прием, который называется эффектом Франклина, по имени известного американского политического лидера, который обладал немалыми талантами и был незаурядной личностью. Для того чтобы добиться доверия индивида, с которым не смог найти общего языка и который к нему не очень хорошо относился, Франклин одолжил у этого человека книгу. После этого случая отношения стали у них носить дружественный характер. Смысл данного поведения лежит в следующем: считает, что раз у него что-то попросили, то в следующий раз человек, которому он помог, в случае необходимости сам откликнется на его просьбу. Другими словами индивид, попросивший об услуге, становится выгодным для человека, оказавшего услугу.

Следующий прием носит название «дверью непосредственно в лоб» Если что-то требуется от собеседника, то следует попросить у него больше надобного. Если вы получите отказ, то при следующей встрече можно смело его попросить еще раз. Ведь человек, который проигнорировал вашу просьбу, будет испытывать угрызения совести и в следующий раз вряд ли откажет, услышав более разумное предложение.

Значительно повышает коммуникативное взаимодействие автоматический повтор движений и положения тела собеседника. Это связано с тем, что человеку присуще симпатизировать людям, которые хотя бы немного похожи на него.

Для создания дружественной атмосферы во время разговора следует непременно называть собеседника по имени. А для того чтобы партнер по коммуникации почувствовал к собеседнику симпатию, нужно во время беседы называть его своим другом.

Эффективное общение с разными людьми не подразумевает под собой указывание индивиду на его личностные дефекты. В противном случае можно только превратить человека из своего единомышленника в недоброжелателя. Даже если вы абсолютно не согласны с его точкой зрения, нужно попытаться все-таки найти точки соприкосновения и при следующей реплике начать предложение с выражения согласия.

Практически все личности желают быть выслушанными и услышанными, вследствие чего, нужно их расположить к себе во время беседы, применив с этой целью рефлективное слушание. То есть необходимо в процессе коммуникаций перефразировать периодически сообщения собеседника. Этим вы выстроите дружеские отношения. Более эффективным будет услышанную реплику трансформировать в вопросительное предложение.

Правила общения с людьми

Общение с другими людьми считается одной из важнейших составляющих успешности жизни. Для того чтобы коммуникативное взаимодействие было более результативным, разработано ряд простых правил, соблюдение которых сделает общение с людьми комфортным, эффективным и действенным.

При любой беседе нужно помнить, что ключом к ее результативности является внимание к партнеру по коммуникации. Именно от начала разговора, поддержания его в заданном тоне и гармоничного завершения зависит, достигнет ли говорящий поставленной задачи или нет. Человек, который делает вид, что слушает, а в реальности только озабочен собственной персоной и невпопад вставляет реплики или отвечает на вопросы, заведомо производит невыгодное впечатление на собеседника.

Люди далеко не всегда могут сразу и четко оформить свои мысли. Поэтому, если вы заметили в речи говорящего какие-либо оговорки, неверно произнесенное слово или фразу, то правильнее будет не акцентировать на них внимание. Этим вы предоставите собеседнику возможность почувствовать себя более непринужденно с вами.

Общение людей друг с другом будет неэффективным, если беседа будет окрашена пренебрежением. Так, например, фраза по типу: «я проходил мимо и решил заглянуть к тебе ненадолго» часто скрывает под собой безразличие или даже высокомерие.

Так как эффективное общение с людьми предполагает соблюдение определенного ритма речи, следует не перебарщивать с монологами. Не следует забывать, что каждой личности присущи сугубо индивидуальные характеристики речи и мыслительной деятельности, поэтому в разговоре необходимо периодически использовать небольшие паузы.

Проблемы в общении с людьми также зависят и от несхожести стилей коммуникационного взаимодействия сильной и слабой половины человечества. Половые различия между людьми проявляются в смыслах их реплик, форме используемых невербальных средств, таких как мимика, жесты и др. Женская речь характеризуется частыми извинениями и вопросами в конце реплик, неумением принимать комплименты без возражений, явной эмоциональной выразительностью, естественностью, использованием намеков или косвенных высказываний, употреблением восклицательных предложений и междометий, более грамотной структурой речи, широким диапазоном тонов и резкой их сменой, высоким голосом и выделением ключевых фраз, постоянной улыбкой и сопутствующими движениями.

Вопреки существующему распространенному мнению, мужская половина человечества говорит больше женщин. Они склонны чаще перебивать собеседника, более категоричны, стараются контролировать тематику диалога, чаще используют абстрактные существительные. Мужские предложения более короткие в сравнении с женскими. Мужчины чаще употребляют существительные конкретного характера и прилагательные, а женщины – глаголы.

Основные правила общения с людьми :

  • в процессе коммуникативного взаимодействия следует относиться к индивидам так, чтобы они могли почувствовать себя умными, интересными собеседниками и очаровательными людьми;
  • любую беседу следует вести не отвлекаясь; собеседник должен чувствовать, что его партнеру по коммуникации интересно, поэтому нужно снижать интонацию в конце реплики, кивать головой в ходе коммуникации;
  • перед тем, как ответить собеседнику, следует выдержать паузу в несколько секунд;
  • беседу нужно сопровождать искренней улыбкой; фальшивую, неискреннюю улыбку люди моментально распознают, и вы потеряете расположение к себе собеседника;
  • нужно помнить, что люди, уверенные в себе и в том, что говорят, вызывают безусловную симпатию в сравнении с неуверенными в себе индивидами.

Искусство общения с людьми

Так случается, что на жизненной дороге встречаются самые разнообразные индивиды – с одними из них легко и приятно общаться, а с другими, наоборот, довольно сложно и неприятно. А так как общение охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей, то научиться владеть искусством коммуникативного взаимодействия – это необходимость реалий современной жизни.

Человек, в совершенстве владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выделяется среди остальных индивидов, причем такие отличия относятся только к положительным сторонам. Таким людям намного проще устроиться на высокооплачиваемую работу, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице вверх, легче вписываются в коллектив, заводят новые контакты и хороших друзей.

Общение с незнакомыми людьми не следует начинать сразу с серьезных и важных тем. Лучше начать с нейтральной темы, постепенно переходя на более важные вещи, не испытывая неловкости.

Также не рекомендуется говорить о денежных трудностях, проблемах в семейных делах или здоровье. Вообще, общение с незнакомыми людьми не предполагает использование тем личного характера. Не стоит также говорить и о плохих новостях. Так как есть вероятность того, что собеседника такая тема может насторожить, вследствие чего он найдет причину для уклонения от беседы. Не нужно обсуждать внешний вид общих знакомых в процессе разговора. Сплетни не повысят вашу привлекательность в глазах окружающих.

Категоричность в беседе также не приветствуется. Она только оттолкнет от вас собеседников. Не рекомендуется что-либо упрямо утверждать или отрицать. Ведь индивид, готовый отстаивать свою правоту в бурных спорах, даже если он и уверен в ней на сто процентов, будет совершенно не интересен как партнер по коммуникациям. Люди, вероятнее всего, будут стремиться избегать любого взаимодействия с таким человеком.

Если в процессе коммуникации завязался спор, то не следует повышать тон, отстаивая свою точку зрения или приводя аргументы. Всегда лучше стараться не доводить общение с разными людьми до спорных или конфликтных ситуаций. Начиная разговор, нужно помнить, что наибольшее уважение вызовет собеседник, который умеет лаконично и отчетливо доносить собственную мысль.

Искусство общения с людьми заключается в следующем:

→ не следует спрашивать о способах лечения или о том, как правильно составлять исковые заявления у врача или юриста, которые случайно находятся в гостях; для получения ответов на волнующие вас вопросы есть служебное время;

→ когда завязалась беседа и один из ее участников рассказывает историю или сообщает информацию, которая относится к теме разговора, то невежливо периодически поглядывать на часы, смотреть в зеркала либо искать что-то в сумке, карманах; таким поведением вы можете сбить с мысли собеседника и покажите ему, что его речь вам наскучила, т.е. просто оскорбите его;

→ общение с неприятным человеком подразумевает под собой, в первую очередь, осознанность; она нужна для того чтобы не попадать в плен собственных эмоций при каждом случае намеренной или неосознанной провокации;

→ необходимо стараться выработать в себе способность отстранятся от сложившейся ситуации, и смотреть на нее как бы со стороны, эмоционально не вовлекаясь при этом в ссоры, конфликты или другие нежелательные действия.

Если человек, с которым приходится общаться, вам неприятен, то нужно постараться понять, что же в нем вас раздражает и вызывает неприязнь. Так устроена психология субъектов, что человек может являться для другого зеркалом. Обычно, люди замечают в других такие недостатки, которые присутствуют в них самих. Поэтому, если вы обратили внимание на то, что в человеке вас что-то раздражает, то следует обратить внимание, прежде всего на себя. Может быть, в вас также присутствуют эти дефекты? После такого анализа раздражающий вас индивид перестанет раздражать.

Не стоит также забывать, что не существует на сто процентов негативных личностей или полностью положительных. В каждом человеке уживается плохое и хорошее. Довольно часто агрессивные действия или вызывающее поведение людей свидетельствует о наличии у них внутренних проблем, конфликтов. Некоторые индивиды просто не умеют по-другому себя вести, ведь такая модель поведения была заложена в них еще в семье. Поэтому злиться на них – это глупое и бесполезное занятие, которое только отнимет силы и нарушит душевную гармонию.

Общение с неприятным человеком нужно воспринимать как своеобразный урок, каждую неприятную личность, встречающуюся на пути – как учителя. А общение с хорошим человеком и приятным собеседником повысит настроение, поможет снять напряжение, улучшит эмоциональный настрой на оставшийся день. Вообще, из любого общения можно вынести знания и опыт, если перестать чрезмерно эмоционально в него вникать.

Общение с пожилыми людьми

Потребность общения с людьми особенно проявляется в пожилом возрасте, когда дети и внуки покинули родные пенаты, любимая работа осталась позади, а впереди только просмотр мыльных опер в промежутках между приездами родни.

Старение порождает у пожилых индивидов ухудшение общего самочувствия, вследствие чего у них может понижаться самооценка и усиливаться чувство собственной малоценности, недовольства собой. Пожилой индивид испытывает «кризис идентичности». Для него характерно ощущение отставания от жизни, снижение умения радоваться жизни полноценно. Вследствие этого может появиться стремление к затворничеству, пессимизм и . В таких случаях незаменимо будет общение с хорошим человеком, а лучше родной душой.

У пожилых личностей одной из причин искаженности коммуникативного взаимодействия являются сложности с восприятием и осмыслением полученных данных, их обостренная восприимчивость к поведению по отношению к ним партнера по коммуникации, пониженный слух. Эти особенности, и возникающие вследствие них проблемы в общении с людьми пожилого возраста обязательно нужно учитывать.

Для избегания недопонимания в общении с пожилыми людьми, рекомендуется побеспокоиться о том, чтобы быть правильно услышанным и понятым.

Общение с пожилыми людьми должно исключить навязывание собственных взглядов и советов людям преклонного возраста, которое только вызовет отрицательное отношение с их стороны. Они воспримут это как посягательство на собственную свободу, личное пространство и независимость. Вообще любое навязывание собственной позиции приведет только к резкому сопротивлению со стороны собеседника, вследствие чего пострадает эффективность коммуникативного взаимодействия.

Для избегания конфликтных ситуаций при межличностном общении с пожилыми людьми, следует придерживаться следующих правил поведения: не использовать конфликтогены и не отвечать ими на конфликтоген. Конфликтогены – это слова, словосочетания, позиция или действия, проявление превосходства, провоцирующие возникновение негативной или конфликтной ситуации. К ним относят приказы, неконструктивную критику, насмешки, издевки, саркастические реплики, категоричные предложения и т.д.

Страх общения с людьми

Потребность общения с людьми есть у каждого индивида практически с первых дней жизни. Однако у некоторых личностей, вследствие неверного семейного воспитания, постоянных ограничений, гипертрофированной зависимости, различных жизненных ситуаций, завышенной или, наоборот, заниженной самооценки, присутствует страх общения с людьми. У некоторых такой страх проявляется только при взаимодействии с незнакомыми людьми, у других – со всеми без исключения.

Страх общения с людьми считается наиболее часто встречаемым видом страха, который мешает полноценной жизни и самореализации. Данный вид страха присутствует у множества людей. Часто он вызван необходимостью вторгаться при беседе в личное пространство собеседника. Так как каждый человек имеет собственную дистанцию для коммуникативного взаимодействия, то когда другой человек вторгается в его личное пространство, у партнера возникает невидимый барьер, препятствующий зарождению общения.

Страх перед коммуникативным взаимодействием ведет к замкнутости, которая усугубляет нелюдимость, необщительность и отчужденность индивида. Вследствие чего у человека меняется отношение к окружающему социуму. Он начинает считать, что его не понимают, недостаточно ценят и уделяют внимания.

Можно выделить несколько приемов, которые помогают бороться со страхом общения с людьми. Первое, что нужно сделать для победы над страхом общения с людьми – это понять причину возникновения боязни. Для эффективности коммуникативного взаимодействия и повышения уверенности нужно стараться расширить собственный кругозор, научиться расставлять приоритеты.

Побороть страх перед общением с людьми помогает . Поэтому нужно вспомнить и записать все свои победы, достижения, результаты, постепенно дополняя новыми, ежедневно перечитывая их.

Общение? Может ли человек прожить без него? Для чего оно нужно? В чем заключаются цели общения? Эти вопросы интересуют многих людей, они изучаются в психологии. Попробуем во всем разобраться.

Подразумевает процесс взаимодействия, который происходит между людьми и направлен на установление и развитие взаимоотношений, познание друг друга. Общение предполагает взаимное влияние участников процесса на формирование взглядов друг друга, регуляцию поведения, становление совместной деятельности.

Проще говоря, межличностное общение - это отношения между людьми, касающиеся всех видов человеческой деятельности.

Ученые по-разному рассматривают взаимосвязь общение-деятельность.

Одни психологические школы считают, что общение и деятельность являются двумя равноценными сторонами существования Другие рассматривают деятельность как условия межличностного общения, а само общение - как необходимый элемент деятельности. Третьи уверены, что это особый, специфический вид деятельности.

Каждое мнение имеет свое обоснование, поэтому имеет право на существование. В повседневной жизни деятельность и общение обычно выступают в единстве, но в некоторых ситуациях они могут иметь место независимо друг от друга.

Общение, как любой вид человеческих отношений, имеет свою цель, содержание, формы, виды, стороны, барьеры, функции.

  • Материальным, основанным на обмене продуктами деятельности.
  • Когнитивным, передающим знания.
  • Деятельным, в процессе которого происходит обмен навыками или умениями.
  • Кондиционным, направленным на изменение психоэмоционального состояния собеседника.
  • Мотивационным, подразумевающим создание определенных мотивов, побуждений к действию.

Все можно разделить на два основных вида: опосредованные и непосредственные.

Сегодня все больше времени у людей занимает первый тип общения (его еще называют косвенным). Передача деловой информации при помощи факса, по телефону или через Интернет, привлечение к решению вопросов посредников и есть опосредованное, косвенное общение. Самый яркий пример - социальные сети. Проводя часы за общением с удаленными собеседниками, человек может никогда не увидеть своего визави.

Выбор другой формы общения, контактной или непосредственной, возможен не всегда, но психологи считают его наиболее продуктивным. Общение «глаза в глаза» позволяет отслеживать непосредственную реакцию сторон, использовать вербальные (речевые) и невербальные средства взаимодействия. К последним относится мимика, жесты, интонации и пр. Именно помогает убедить аудиторию, оценить намерения собеседника, его искренность. Вербальные и невербальные формы общения при личном контакте едины. Можно сказать, что они неразрывны.

Психологи сегодня разделяют понятие общения на множество форм, основными из которых являются:

  • Анонимное. Общение между незнакомыми, не требующее продолжения. Примеры: пассажиры в транспорте, прохожие на улице, зрители на концертах. Получив нужную информацию или проведя короткое время вместе, люди расходятся.
  • Формально-ролевое (функциональное). Это общение типа «начальник-подчиненный», «покупатель-продавец», «сотрудник-сотрудник». Наиболее продолжительными и информативными здесь будут служебные отношения. Сотрудники обычно проводят вместе много времени и знают довольно много друг о друге.
  • Неформальное. Все виды внеслужебных и внеделовых отношений:

Ритуальное (например, военные при встрече «берут под козырек», знакомые задают предполагающий краткий ответ вопрос о том, как дела, и т.п.).

Интимное, подразумевающее контакт любящих людей со своим набором речевых и невербальных приемов.

Прочие формы общения.

Сегодня все больше времени занимает функционально-ролевое общение и коммуникация при помощи технических средств. С течением времени меняются формы общения, его виды и средства.

1. Понятие и определение общения

2. Три стороны общения

3. Виды общения

4. Вербальное и невербальное общение

5. Виды общения в зависимости от его цели

Список литературы

1. Понятие и определение общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

· Обмен информацией;

· Выработку единой стратегии взаимодействия;

· Восприятие и понимание людьми друг друга.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

2. Три стороны общения

Обычно выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией:

Единый язык общения;

Единое понимание ситуации общения.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения:

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

o Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

o Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

o Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

o Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

o Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

o Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

В зависимости от цели:

o Деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

o Личностное (ориентируется на образ);

o Конгитивное (получение информации(

o Фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

В зависимости от стратегий:

1. открытое - закрытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

2. монологическое - диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение по душам").

4. Вербальное и невербальное общение

В зависимости от средств общения выделяют:

Вербальное

Невербальное.

Вербальное общение включает:

o Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

o Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.