Белый пейзаж. Использование форм природы

Фотография уже давно утратила чисто прикладное значение, которое ей предрекали на заре ее возникновения. В руках опытных и образно мыслящих людей она превратилась в искусство, творчески отражающее мир. Особое место в фотоискусстве занимает художественный фотопейзаж - один из наиболее распространенных и любимых жанров как среди любителей, так и профессионалов.

Случилось так, что наше фотоискусство длительное время было сильно политизировано, поэтому безоговорочное предпочтение отдавалось фотографии идеологически направленной, социальной, тогда как художественная, «картинная» фотография отодвигалась на задний план, считалась второсортной, не заслуживающей серьезного внимания.

Между тем художественная фотография и особенно фотопейзаж, занимают значительное место в творчестве людей, увлекающейся фотографией.

Слово «пейзаж» в переводе с французского означает вид, изображение какой-либо местности, но в изобразительном искусстве, в том числе и фотографии, оно понимается в более широком смысле - как художественное произведение, в котором объектом изображения является природа.

Как самостоятельный жанр фотоискусства художественный пейзаж утвердился в начале XX века. Именно в этот период наиболее ярко обозначилась его близость к живописи, особенно в результате подражания фотографов модному в то время импрессионизму.

Для того чтобы фотографический снимок стал похож на картину, написанную маслом, или рисунок и благодаря этому занял бы свое место в ряду прочих искусств, выискивались новые выразительные средства, необычные технические приемы.

Ради этого многие фотографы того времени отказывались от резкорисующей оптики и прочих достижений фототехники того периода. По их мнению, получаемые с помощью этой техники изображения, носят сухой, протокольный характер, лишая тем самым снимок художественной образности.

Совершенная фотографическая техника, как считали они, сводит процесс фотографирования к чисто механическим операциям, подавляет творческое начало, лишает фотографа индивидуальности.

Используя специально мягкорисующую оптику, они воплощали свои снимки в необычной изобразительной форме, которая, как тогда считалась, придавала им необходимую художественность.

Были изобретены таким способы позитивной техники, как бромойль, карбро, гумми и другие, которые придавали снимкам вид графического рисунка, офорта или масляной живописи. Получаемые при этом изображения мало напоминали фотографию и скорее походили на традиционные произведения художников-рисовальщиков, выполненных маслом, углем, пастелью или карандашом.

Лирический пейзаж с нечеткими, расплывчатыми контурами, различными световыми эффектами считался в то время наивысшим достижением фотоискусства.

Специальные, иногда исключительно сложные способы фотопечати требовали огромных затрат труда и времени. Очень часто полученный таким образом снимок существовал в единственном экземпляре и не мог быть повторен даже самим автором, что еще больше приближало такие изображения к общепринятым произведениям искусства.

В среде фотомастеров того поколения считалось, что в снимке должно быть видным только главное, а все мелкие детали почти полностью подавлены.

Бытовало мнение, что только с помощью максимально обобщенного рисунка изображения может быть достигнута главная цель - создание у зрителя нужного настроения. Следует заметить, что, используя этот прием, фотографы нередко добивались желаемого результата.

Однако дальнейшее развитие фотографии показало, что резкий рисунок не противопоказан художественному снимку.

На сегодня все, статья и так получилась слишком большой. Что отдохнуть и улыбнуться, посмотрите на «Дынные Мозги» на Хэллоуин - это такое замечательно и необычное блюдо, рецепт которого я подсмотрел на не менее замечательном сайте time-cook.ru. Рекомендую всем кулинарам.

Как архитектурное проектирование начинается с чертежа, так ни одна разновидность искусства не обходится без рисунка. Рисунок - есть не что иное, как графика. Живопись, будь то пейзаж, а тем более портрет, всегда начинается с графического построения, с рисования. С графики искусство начинается, графикой и заканчивается. Если мы переведем многоцветье живописной картины в черно-белое тоновое изображение, то увидим характерные для графического изображения созвучия черного и белого, приглушенного и яркого, линий и пятна.

Аистиное гнездо. Рисунок гелевой ручкой по оберточной бумаге. Воспроизведено с фотографии.

Графика может быть очень разной - рисунок гелевой ручкой, рисунок пером и тушью, кистью на тонированной бумаге любого оттенка и даже белилами по черному фону. Японская гравюра, многоцветная ксилография, убедительно доказывает, что художественная графика способна существовать не только в черно-белом варианте, как часто считают, но и содержать полную палитру цветов и красок. Отличает графику от живописных полотен своеобразная "графичность". Композиция строится на сочетании линий, пятен, тона и цвета, контрасте темного со светлым, со стремлением к локально окрашенным объемам и формам.

Созданию будущей картины в красках на холсте также обязательно предшествует сбор натурного материала, в большом количестве создаются черно-белые пейзажи в виде многочисленных зарисовок. Эти зарисовки и этюды необходимы вовсе не для того, чтобы выстроить их потом в ряд на спинке дивана и срисовывать с них большую серьезную композицию. Графические зарисовки важны для понимания окружающего мира, его закономерностей, понимания физических основ распределения света и тенеобразования.

На первый взгляд кажется, что деревья в лесу растут в нерегулярном, хаотическом порядке. Однако это не так, и даже в рисунке упавших стволов деревьев присутствует своя закономерность. Смысл работы над этюдами и графическими зарисовками в том и состоит, чтобы эти закономерности раскрыть.

Научной ценности такие знания не имеют, зато для понимания естественной красоты природных форм важны неоспоримо. Без этих натурных знаний невозможно ни одно живописное полотно.

Пейзаж способен выдумать любой, даже ребенок, умея "придумывать" деревья и располагать их в произвольным образом на картинной плоскости холста. Но пейзаж так и будет выглядеть придуманным.

На этой странице представлена небольшая галерея авторских рисунков, каждый из которых представляет собой авторский черно-белый пейзаж.

Яблоня. Тушь, перо. Рисунок с натуры, вид из огорода заброшенного участка деревни Лутовиновка.

Деревья. Акварель "по мокрому". Живопись в технике гризайль выполнена черной акварелью по мокрой бумаге. Техника проста в повторении: по очень мокрой бумаге пишем большие массы, а по мере подсыхания добавляем деталей.

Болото. Графика тушью, пером и белилами по оберточной бумаге розоватого оттенка. Рисунок выполнен в технике графики пером и тушью с применением белил для достижения художественной выразительности и увеличения динамики тона.

Согбенные березки. Тушь, перо. Уголок лесной чащи, кажущейся мрачной и неприветливой. Манера и тема выбрана специально, тогда как это изображение березовой рощи на болотистой местности - неотъемлемого атрибута русских равнин.

Уголок заброшенной деревни. Тушь, перо. Графический рисунок пером и тушью, изображающий уголок заброшенной деревни. Покосившиеся редкие заборы, заброшенные деревянные домики с почерневшими от влаги бревнами. Посреди пустынной деревеньки два столба линии электропередачи без намека на провода.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Со времен первых фотоснимков черно-белая фотография не теряет свою актуальность. Это вызвано тем, что в ч/б снимках нет отвлекающих внимание красок. Всё внимание зрителя сосредоточено на композиции, идее, атмосфере фотографии. Снимать в черно-белом стиле пейзажи не так то и просто. Нужно учитывать некоторые факторы при создании таких снимков.

1. Выбор места съемки

Лучше сразу определиться с местом съемки. Выбрать правильную позицию на заранее выбранном месте проще, чем ходить по местности в поисках подходящего вида. Следует продумать свой путь до места съемки, потому что если вы потратите все силы на дорогу, фотографировать уже не захочется. Кроме того, следует учитывать погодные условия.

2. Выбор объекта съемки

Фотографируя природу, следует очень тщательно выбирать объект съемки. Все элементы, которые попадают в кадр, должны добавлять некий колорит и строить композицию, а не разрушать её.

3. Представление изображения

Попробуйте представить мир в черно-белых красках. Не отвлекайтесь на цвет и сосредоточьтесь на композиции. Сначала это будет не просто, но со временем получится.

Hengki Koentjoro

4. Свет в кадре

Каждый фотограф знает, какую роль играет свет в фотографии. Работая с черно-белыми фотографиями стоит продумать. как должен быть освещен предмет, чтобы он выглядел более привлекательно. Чем больше фотограф знает о свете, тем больше у него возможностей работать с ним, создавая неповторимые картины.

5. Работа с выдержкой

В природе протекает множество процессов. Некоторые очень быстрые, а некоторые медленные. Чтобы показать изменения в течении времени или продемонстрировать движения в природе, придется поэкспериментировать с выдержкой.

6. Использование форм природы

Когда снимок лишается цветов, его основной составляющей становятся формы, линии и текстуры. Для создания красивого снимка нужно играть этими формами и выстраивать из них композицию.

7. Контраст

Контраст очень важен для восприятия снимка. Постарайтесь не слишком его увеличивать, не доводить до появления пересветов и провалов в тенях. Выработайте свой собственный стиль, который будет передавать ваше настроение на снимках.

Hengki Koentjoro

Christopher George

Hengki Koentjoro

На основе материалов с сайта:

Черно-белые пейзажи — это не точные копии природы, они содержат тайну, нечто загадочное, что делает их более интересными для зрителя. Черно-белая фотография обладает особой магией. Вот почему я люблю этот жанр. Именно поэтому я был рад, когда узнал что нашим следующим героем рубрики «Лица» станет фотограф , чьи удивительные черно-белые пейзажи покорили уже не одно сердце зрителя. Кстати, когда готовилось это интервью, стали известны результаты очень престижного и влиятельного ежегодного международного конкурса черно-белой фотографии 2012. Так вот Алексей Красников, занял первое место в одной из категорий, об этом читайте в самом интервью.

— Алексей, расскажи немного о себе: где ты живешь, чем занимаешься?

— Я родился, вырос и живу в Москве. Много лет работал в финансовой сфере, фотографией занимался тогда, когда на это было время, но делал это всегда с удовольствием. В определенный момент времени, я расставил приоритеты, оставил прошлую работу и занялся вплотную фотографией.

— Процесс создания идеальной фотографии довольно непростой. Сегодня, когда фотографирование становится для многих больше, чем просто хобби, открываются фотошколы, фотокурсы. Учился ли ты где-нибудь фотографии?

— Основам фотографии я учился по книжкам, статьям, на собственном и чужом опыте. В 2005 году я поступил в Московскую Академию Фотографии на курс Профессиональной фотографии — почувствовал, что нужны более системные, профессиональные знания. Я считаю, что обучение пошло на пользу, подтолкнуло к более осознанному пониманию того, куда и как, я хочу двигаться в фотографии. И кстати, куда не хочу — тоже)) На самом деле, я продолжаю учиться постоянно. Сейчас очень много хороших книг, замечательные журналы, сайты — есть где и чему поучиться, было бы желание.

(Действительно, сегодня даже у тех, кто живет не в столице, и не в крупном областном городе, есть разные возможности научиться и обучиться фотографическому мастерству. Например на сайте fotoshkola.net есть интересные курсы фотографии для начинающих онлайн — это один из самых доступных по цене, времени шансов получить отличные знания за адекватные деньги, причем обучать вас будут профессиональные фотографы.)

— Какие камеры ты предпочитаешь: аналоговые или цифровые?

— Я снимаю и на цифру, и на пленку. Начиналось все, естественно, с пленки. Когда появилась хорошая, относительно доступная цифровая техника, я перешел на цифру — это, конечно, и более гибкий процесс, и менее сложный технически и, в конечном счете, более экономичный.
Но все же я вернулся к аналоговой съемке. Мне гораздо больше нравится и сам процесс съемки, и результат — он более «живой», натуральный. Еще один плюс в пользу аналоговых камер — более вдумчивое, серьезное отношение к каждому, отдельно взятому кадру. Когда нет возможности моментально оценить результат и исправить ошибки, неизбежно приходится внимательней относиться к тому, что делаешь, и я считаю, что это хорошо.

— Не удержусь и спрошу, а на что ты снимаешь свои удивительные черно-белые пейзажи?

— Цифра: Canon 5d mark II; и пленка: Hasselblad 503 — это великолепная, полностью механическая среднеформатная камера. В последнее время, я снимаю все меньше на цифру и больше на пленку.

— Сколько времени у тебя уходит на обработку одной фотографии? С какими графическими редакторами ты обычно работаешь?

— Времени на одну работу уходит всегда по-разному. Иногда я работаю над одной фотографией несколько дней, иногда, это происходит значительно быстрее. Это зависит от сюжета, от соответствия негатива (raw-файла) тому, что мне хочется получить в конечном счете. И наконец, просто бывает, что понимаешь, чего хочешь, но по разным причинам результат не устраивает. Я редко, сделав обработку, сразу «выпускаю» работу как готовую к печати и продаже. Чаще откладываю ее на некоторое время, чтобы позже вернуться к ней и свежим взглядом еще раз посмотреть, возможно что-то изменить, а возможно изменить вообще всё)).
В плане обработки: если это цифра — Lightroom и Photoshop, пленку — сканирую и дорабатываю в Photoshop.
Недавно начал печатать с пленки ручным аналоговым способом. По сравнению с цифровым постпроцессингом это сложнее, дольше, но очень интересно.

— Фотографирование для тебя, это хобби, или работа?

— Так сложилось, что любимое хобби стало работой)) Работаю каждый день по много часов — другого пути добиться хорошего результата и в творческом, и в бизнес-смысле, я просто не знаю.

— Есть ли у тебя кумир в мире фотографии? Тот, на кого ты ориентируешься и чьими работами восхищаешься?

— Я бы не стал говорить о ком бы то ни было, как о кумире. Есть фотографы, чьи работы я считаю действительно очень сильными, которые мне по-настоящему нравятся, независимо от стиля и жанра. Например, Keith Carter, Flor Garduno, Mitch Dobrowner. Есть авторы, чье видение (и как следствие — стиль) мне очень близко и понятно. Это, скажем, Michael Kenna или Rolfe Horn. У них просто прекрасные работы.
Я стараюсь не впадать в подражание кому бы то ни было, копировать стиль. Я считаю, это тупиковый путь, не позволяющий развиваться (хотя на каких-то начальных этапах, возможно, это и допустимо). При этом у каждого серьезного фотографа, я уверен, есть чему поучиться.

— Любимый жанр фотографии «Пейзаж», или нравятся и другие жанры?

— Я снимаю и в других жанрах, правда реже. Например, натюрморт. И вроде бы даже получается))) Как раз недавно были опубликованы результаты 7-го ежегодного конкурса Black and White Spider Awards. Я был выдвинут в 4 номинациях и занял (Натюрморт). Это, конечно, приятный сюрприз и большая честь, учитывая высокий уровень участвовавших работ.

— Прими мои поздравления! Я очень рад, что Россия достойно выступает на таких серьезных и именитых конкурсах. Ты молодец!

(Black and White Spider Awards — это международный конкурс лучших черно-белых фотографий мира. Работы участников и победителей попадают в лучшие коллекции мира: Sotheby’s-New York, Bonni Benrubi, PDN, Man Ray Trust, Communication Arts, Black & White magazine, Fratelli Alinari, Tate Gallery and Hamiltons-London — примечание автора).

— Но любимый жанр, все же пейзаж. И дело тут не только в сюжетах, но и в процессе. Это спокойное, неторопливое занятие. Иногда часами лазаю буквально вокруг одного камня)), чтобы найти правильный ракурс. Бывает, что жду погоду и нужный свет по несколько часов. Мне это нравится, хотя это, возможно, и не всем понятно))

— Где снимаешь такие красивые пейзажи? Как выбираешь место? Это Россия или разные страны?

Думаю, красоту можно найти практически везде. Я люблю Северную Европу, Скандинавию, в частности — Норвегию. Выбираю места, где поспокойнее, поменьше людей и не слишком жарко)). Очень люблю море за удивительное сочетание энергетики и способности умиротворять.

— Еще один вопрос, в наш век, когда доступны цветные изображения, все большее количество фотографов уходит в черно-белый стиль, и твои фотографии тоже черно-белые. С чем это связано?

— Мне интересна работа с полутонами, оттенками серого, нравится передавать объем, создавать композицию именно в таком лаконичном ключе. С одной стороны, это больше подходит к сюжетам, которые я снимаю, с другой стороны, я и сюжеты чаще выбираю такие, которые лучше будут смотреться в ч/б. В моих работах, цвет, мне кажется, был бы лишним, просто отвлекал бы от главного, не создавал бы того настроения, которое я хочу передать.

— И напоследок, как ты узнал о проекте Лица?

— Алексей, желаю тебе удачи, вдохновения и новых интересных пейзажей. Еще раз поздравляю с победой в Black and White Spider Awards . А читателей, приглашаю к просмотру великолепных черно-белых пейзажей от Алексея Красникова.