Зачем мне нужны светосильные объективы. О светосильных объективах

кое что про фотообъективы

Любой современный человек, сталкивающийся с выбором фотообъективов, обязательно заметит, как часто в их описании встречается слово «светосильный». Светосила указывается как один из основных параметров любого объектива, и при их выборе вам неизбежно придется столкнуться с тем, что значения этого параметра, а, соответственно, и цены на объективы, сильно различаются.

Легко заметить, что в современных линейках объективы профессиональных высококачественных серий являются светосильными. А еще легко заметить цены на них - совсем не низкие. Сейчас мы попробуем разобраться - что же такое светосила, какой объектив можно назвать светосильным, и чем он отличается от своих собратьев, а главное - зачем он нужен. И нужен ли?

Немного теории. Светосила, диафрагма, ГРИП.

Что же кроется за понятием «светосила»? Тут все довольно просто: светосила - это максимальная диафрагма объектива. Отметим, что под «максимальной диафрагмой», подразумевается максимальное отверстие диафрагмы, и соответственно, минимальное диафрагменное число, так как это - величина обратная отверстию. То есть если наш объектив имеет диафрагменное число от 2 до 22, то светосила его будет 2. В этом случае диафрагма будет максимально открыта, а значит, на матрицу попадет больше света - отсюда и название «светосила». Больше света - короче выдержка - меньше смазывания, и, если бы можно было всегда снимать на открытой диафрагме, жизнь фотографа стала бы сильно легче.

Но иногда ее приходится все-таки закрывать. Диафрагма в фотографии, помимо диаметра отверстия, через которое проходит свет, целиком и полностью определяет глубину резкости изображаемого пространства (она же просто глубина резкости, сокращенно - ГРИП). ГРИП, прямо пропорциональная диафрагме - это одна из важнейших величин в фотографии. Она показывает, насколько глубоко относительно точки фокусировки будет прорисована фотография, а что станет размытым, уйдя в бокэ. При съемке пейзажей, макросъемке и в некоторых других жанрах фотографии, большая ГРИП становится необходимостью. Конечно, чем больше глубина резкости, чем больше закрыта диафрагма, тем длиннее становится выдержка. Это плата за глубоко прорисованный кадр.

Вернемся к светосиле. Так как светосила соответствует максимально открытой диафрагме, то можно сказать что она же обозначает и минимальную глубину резкости. К этому моменту мы еще обязательно вернемся.

Пожалуй, на этом с теорией можно закончить - мы установили связь между светосилой и двумя важными параметрами, используемых в фотографии - диафрагмой и глубиной резкости.

Светосила в характеристиках объектива

Любой фотообъектив обладает двумя основными числовыми характеристиками. Если вы взглянете на него, то обнаружите два числа или две пары чисел, написанные на заметном месте, например, 50 и 1.4, или 24-105 и 3.5-4.5.

С первым числом (или числами) все ясно - это фокусное расстояние объектива в миллиметрах для объектива с постоянным фокусным расстоянием, либо же минимальное и максимальное расстояние для объектива с переменным. А второе число и есть светосила, измеряющаяся в тех же единицах, что и диафрагменное число. По аналогии с фокусным расстоянием, два числа обозначают светосилу для минимального и максимального фокусного расстояния объектива, если светосила переменная - в этом случае светосила при минимальном фокусном будет всегда меньше светосилы при максимальном. Это объективы с переменной светосилой. Их более дорогие собраться - объективы с постоянной светосилой, и переменным фокусным расстоянием, что позволяет не ограничивать себя в использовании только минимального фокусного расстояния, если вы хотите добиться минимально возможной глубины резкости.

Классификация объективов - какой из них светосильный? ПРИМЕРЫ

Условно все объективы можно разделить на три категории - светосильные, объективы со стандартной и низкой светосилой. В принципе, существует еще весьма ограниченный класс сверхсветосильных объективов, таких как Canon EF 50 mm 1.0, но, пожалуй, они выходят за рамки этой статьи - это штучный, редкий и очень дорогой товар.

Светосильным объективом считается объектив, чья светосила превышает среднее значение для объективов соответствующего класса, а объективом с низкой светосилой, соответственно, такой, у которого максимальная диафрагма ниже среднего значения.

Разберем эту классификацию в примерах - так будет проще. Стандартный «полтинник» обычно имеет светосилу 1.8 и 2, поэтому и модель с максимальной диафрагмой f/1.4 и f/1.2 будут считаться светосильными, а 50 mm f/2.8 будет иметь низкую светосилу.

135 мм портретный объектив, умеренный теле, светосильным будет считаться при максимальной диафрагме f/1.8 и больше, а стандартным - при f/2 или f/2.8.

300 мм телеобъектив со средней светосилой позволяет открыть диафрагму до f/4 или f/4.5, а светосильной здесь будет уже модель, у которой подобный показатель равняется 2.8.

Для 500 мм супертелефото объектива, особенно зеркального, даже параметр f/4 или f/5.6 будет говорить о высокой светосиле.

С зум-объективами ситуация обстоит еще веселее - в общем случае, среднее значение светосилы для зума будет выше, чем для объектива с фиксированным фокусным расстоянием.

Скажем, для стандартного объектива с диапазоном фокусных расстояний 24-70, или около того, показатели светосилы будут 3.5-4.5, а для популярного телезума 70-200 или 80-200 максимальная диафрагма будет f/4.5-5.6. В обоих случаях хорошим показателем светосилы будет уже объектив с постоянной светосилой, равной усредненному минимальному значению f/4. Ну, а светосила 2.8 будет уже верхом совершенства. Вообще, для объективов с переменным фокусным расстоянием, если оно лежит в диапазоне от 16 до 300 мм светосила 2.8 является максимально возможным. Поэтому объективы, для которых важна крайне высокая светосила (менее 2) - например, классические портретные - все имеют фиксированное фокусное расстояние.

Таким образом, легко видеть, что с возрастанием фокусного расстояние, среднее значение светосилы также растет, так что для корректного сравнения объективов по светосиле, необходимо, чтобы они находились в одном классе.

Светосила: чем выше - тем дороже

Еще одна однозначная корреляция, связанная со светосилой - это стремительное возрастание цены объектива с ростом его максимальной диафрагмы, причем для зум-объективов этот рост происходит интенсивнее.

Соотношение цен и светосилы легко проследить на примерах: на момент написания этой статьи штатный объектив Canon EF 50 mm 1.8 (версии II) стоит в Москве около 4500 рублей. Его светосильный «собрат» со светосилой 1.4 дороже в несколько раз - 14000 стоит объектив производства Canon и на 2 тысячи дороже объектив от Sigma. За светосильный Canon EF 50 mm 1.2 придется выложить уже не меньше 50000. Таким образом, цена объектива возрастает в несколько раз за каждую ступень светосилы.

В качестве другого примера возьмем телеобъективы с байонетом Nikon F. Модель со стандартной переменной светосилой доступна за 10000 рублей, в то время как светосильная модель с максимальной постоянной диафрагмой f/2.8 обойдется раза в 4 дороже. Мощный телефикс, позволяющий открывать диафрагму до f/2 или f/2.8 пробьет в кошельке фотографа брешь примерно в 150000 рублей.

Из этих примеров видно, что светосила - параметр, стремительно взвинчивающий цену на объектив, подчас до недостижимых чисел. Естественно, приведенные в качестве примера объективы отличаются не только светосильностью, но этот параметр очень сильно влияет на ценообразование. В качестве примера можно привести два объектива от компании Canon: EF-S 17-85 4-5.6 и EF-S 17-55 2.8, отличающиеся фактически только светосилой и диапазоном фокусных расстояний стоят 17 и 35 тысяч рублей соответственно, и в этом случае можно смело утверждать, что именно различия в максимальной диафрагме повлияли на эту разницу.

Большинство владельцев зеркальных фотоаппаратов ломают себе головы, нужно ли расставаться с немаленькой сумой ради 1-2 ступеней диафрагмы. И это действительно интересный вопрос.

Объективы сторонних производителей - оптимальный выбор?

Если чуть внимательнее присмотреться к тому, что стоит на прилавках фотомагазинов, то легко заметить, что независимые производители предлагают светосильные объективы по ценам, которые часто значительно привлекательнее тех, которые стоят на «родных». Наиболее известные фирмы, занимающиеся производством фотообъективов для всех (или почти всех) байонетов - Sigma, Tamron и Tokina. Tamron давно уже выпустил на рынок штатный зум 17-50 с постоянной светосилой 2.8, по цене - внимание - около 15000 рублей! А телеобъектив от Sigma, работающий в популярном диапазоне фокусных расстояний от 70 до 200 мм с максимальной диафрагмой 2.8 стоит около 28000.

Сам собой возникает вопрос - почему эти прекрасные светосильные объективы стоят в 2-3 и более раз дешевле традиционных аналогов? И почему все фотографы не перешли давным-давно на них?

К сожалению, по целому ряду характеристик объективы независимых производителей отстают. Одна из основных их проблем - это плавающее качество - при сравнении двух объективов одной и той же модели, иногда даже из одной и той же партии, создается ощущение, что их делали на разных заводах по разным чертежам. Покупка такого объектива требует проверки (которая, в свою очередь, требует определенных знаний и умений), и иногда приходится объехать несколько магазинов, чтобы наконец найти хороший вариант.

Второй минус - это то, что Canon, Nikon, Sony и другие традиционные производители обладают целым арсеналом полезных функций и приспособлений, которыми снабжены объективы их линеек. Типичным примером является стабилизатор изображения и сверхзвуковой скоростной привод автофокуса. И то, и другое, безусловно, имеют ограниченную полезность, но иногда наличие этих функция может оказать критическое влияние на выбор объектива. Сторонние производители отнюдь не славятся разнообразием полезных дополнительных функций, а модели, снабженные ими (как уже упоминавшийся 50 мм объектив от Sigma) стоят как родные.

Объективы сторонних производителей - хороший способ сэкономить приличную сумму за счет некоторых функций, полезность которых ограничена, так что не стоит ими пренебрегать.

Приемы фотографии, основанные на светосиле, в реальной практике.

В фотографии существует несколько художественных приемов, которые основаны на использовании малой ГРИП, и, соответственно, светосильных объективов. Речь идет о выделении резкостью и контрастностью. Небольшая глубина резкости позволяет выделить художественный центр (или центры) композиции, а ненужные детали эффектно размыть, создав красивый фон и не отвлекая внимания зрителя от главного. Наиболее простой и естественный способ добиться этого - использовать светосильный объектив. Выделение резкостью и контрастом обычно встречают в первых же главах учебников по фотоделу и применяются во многих жанрах фотографии.

Портрет при малой ГРИП - один из классических подходов к портрету. Как правило, в фокусе оказываются глаза портретируемого, и наиболее сильно размывается задний план. Это особенно актуально, если портрет снимается не в студии с однотонным фоном, а на натуре, и изображение объектов на заднем плане не входит в задачу фотографа.

В репортажной съемке, которая обычно характеризуется большим числом объектов в кадре, зачастую главное можно выделить только кристальной резкостью светосильного репортажного объектива. В противном случае есть риск получить на снимке месиво разноцветных объектов, и докопаться до сути можно будет только с сопроводительной запиской от фотографа.

Жанровая фотография, в которой господствуют сюжеты, «выхваченные» из реальной жизни также часто требует снимков с небольшой глубиной резкости. Как и репортаж, это непостановочная фотография, часто дающая фотографу один шанс без возможности долго и мучительно компоновать кадр, отсекая ненужные элементы.

Типичные жанры фотографии, не требующие светосилы

С другой стороны, множество жанров фотографии не предполагает малой глубины резкости, и даже наоборот, максимально закрытая диафрагма может стать необходимостью.

Классический пейзаж снимается при минимальной диафрагме для четкой прорисовки ландшафта и максимально реалистичной цветопередачи. Естественно, это ведет к увеличению выдержек, поэтому штатив все еще остается лучший другом пейзажиста.

Специфика макрообъективов в том, что фотосъемка ими происходит с масштабированием, поэтому малая ГРИП приведет к тому, что четким окажется только какой-то совсем небольшой элемент изображения, в то время как макросъемка традиционно ставит своей задачей максимально детализировать объекты небольших размеров.

Слишком малая глубина резкости может помешать и на репортажной съемке. При диафрагме открытой до f/1.4 пятно резкости оказывается совсем неглубоким, и при быстрой съемке, особенно движущегося объекта, есть все шансы что фокус «уйдет», а вместе с ним уйдет и фотография - в корзину.

Описанные сейчас ситуации относятся к наиболее типичным - безусловно, творческий подход к фотографии предусматривает большую гибкость, и для реализации задуманных идей нарушаются даже самые фундаментальные правила фотографии.

Светосила как метод борьбы с недостаточным освещением

Существует распространенное мнение, что одним из основных преимуществ светосильного объектива является возможность съемки в условиях недостаточного освещения - за счет открытия диафрагмы уменьшить выдержку, и в результате снимать движущиеся объекты или избежать использования штатива - аксессуара полезного, но тяжелого и неудобного.

В этом есть своя правда, однако стоит помнить, что даже самая простая вспышка дает куда большие возможности в полутемных (и даже совсем темных) помещениях, нежели самый светосильный объектив. Особенно это актуально для объективов с переменным фокусным расстоянием - светосилы 2.8 часто не хватает для съемки с рук даже в обычной квартире, освещенной лампами накаливания, несмотря на то, что такой объектив считается светосильным. Телеобъективы в принципе требуют более коротких выдержек, и не всегда возможно ими снимать даже при хорошем освещении, так что и тут светосила вряд ли спасет от «смаза» при съемке с рук.

Кроме того, для съемки движущегося объекта в любом случае необходима выдержка как минимум 1/60 секунды, а при скудном освещении на это не способен практически никакой объектив - мощный светосильный фикс поможет вытянуть 1-2 ступени выдержки для съемки с рук, но вряд ли поднимет это значение до таких коротких чисел.

Остается заключить, что для съемки с недостаточным освещением светосильный объектив как метод применим мало, и вряд ли имеет смысл выложить за него кругленькую сумму только для этих целей - вспышка решит эту проблему куда эффективнее.

Итак, светосильный объектив - это необходимость, или просто дорогая игрушка?

Из вышесказанного можно заключить, что светосильный объектив дает фотографу несравненно большую свободу действий, чем среднестатистический. Однако нужна ли эта свобода большинству фотографов? И имеет ли смысл заменять всю оптику своего парка на светосильную?

Что мы получаем:

1 возможность во всей своей полноте использовать выделение резкость и контрастом в фотографии, причем даже зум-объективом (стандартные зумы обычно не позволяют открыть диафрагму так широко);

2 возможность иногда чуть укоротить выдержку для съемки с рук;

3 как правило, все топовые модели объективов являются светосильными, и мы получаем целый ряд полезных функций и несравненное качество оптики впридачу.

В чем минусы:

1 цена, цена и еще раз цена - в несколько раз дороже стандартных моделей;

2 вес и размер светосильного объектива в абсолютно большинстве случаев внушают уважение, и делают кофр раздувшимся и неподъемным;

3 иногда большая ГРИП бывает важнее короткой выдержки или выделения объекта пятном резкости.

Говоря о жанрах фотографии, мы заметили, что многие фотографы могут практически никогда не воспользоваться светосилой своего объектива - так не лучше ли сэкономить на его покупке? А мнение о том, что светосила - это хороший метод борьбы с недостатком света - представляется крайне сомнительным. Безусловно, в арсенале любого фотографа должен быть один или два светосильных объектива, но не стоит формировать свой парк оптики целиком из таких моделей.


Обновлен 19 сен 2012 . Создан 25 ноя 2010

Что написано на объективе?

Посмотрите, пожалуйста на этот объектив - что обозначают цифры на оправе объектива?

Светосила объектива, это значение диафрагмы объектива, когда она полностью открыта

Для объектива на фотографии чуть выше светосила объектива равна 2,6. И чем цифра меньше, тем светосила объектива больше . Парадокc?

Нет здесь никакого парадокса... когда мы говорим МАКСИМАЛЬНАЯ ДИАФРАГМА - это значит, что полностью открыта и мы имеем ввиду размер отверстия диафрагмы, а не её обозначение цифрой. А цифра, обозначающая диафрагму при её максимальном открытии будет минимальной потому, что в реальности это знаменатель натуральной дроби (если вы заметили, на оправе объектива написано 1: 2,8 - эти две точки - математический знак деления, часто на оправе так мало места, что знак деления и единицу просто не пишут

Почему при выборе фотоаппарата важно знать светосилу объектива?

При выборе фотоаппарата со съёмным (=сменным) объективом вы можете купить светосильный объектив и заменить уже имеющийся. Но если вы собираетесь покупать фотоаппарат с несъёмным объективом (например компактную фотокамеру) очень важно найти подходяую модель фотоаппарата со светосильным объективом - со светосилой не хуже 2,8. Потому, что чем больше открывается диафрагма объектива, тем больше у вас будет свободы тем свободней вы будете себя чувствовать в нестандартных условиях освещения.

Кроме того, от диафрагмы объектива зависит глубина резкости. В свою очередь, от зависит на ваших фотографиях.

Многие компактные фотоаппараты имеют очень ограниченный выбор диафрагмы, и как следствие большую глубину резкости. Более того, некоторые супер-компактные модели цифровых фотоаппаратов и почти все фотокамеры смартфонов и телефонов не имеют - в таких фотокамерах вместо классической диафрагмы (регулируемого отверстия в перегородке между линзами объектива) применяется специальный фильтр, прозрачность которого регулируется электроникой фотоаппарата. С такой фотокамерой вообще невозможно влиять на глубину резкости. Сказать, что это хорошо или плохо не берусь. Всё зависит от того,

Если вы не хотите "заморачиваться" с настройками фотоаппарата и вам нравится просто навести фотоаппарат на объект съёмки и нажать кнопку спуска затвора - вы даже не заметите разницы. Если же вы любите много экспериментировать, снимая в разных, часто не идеальных условиях освещения – 2 или 3 доступных значения диафрагмы могут сильно ограничить ваши возможности.

Светосила объектива - это его способность пропускать свет. Какая-то часть света всегда теряется, проходя через объектив. Чем больше света проходит, тем больше светосила объектива.

Возьмите прямоугольный лист бумаги и скатайте его в трубку сначала вдоль, а потом поперек. При одинаковом диаметре отверстия вы получите разную длину трубки. Более короткая трубка будет более светосильной (светосила объектива больше) по сравнению с длинной (светосила объектива меньше), потому что свету надо пройти меньшее расстояние от конца до конца и он не будет ослабевать от переотражений внутри трубки. Поэтому относительное отверстие рассчитывается как отношение длины трубки к диаметру. Значит, чтобы длинная трубка получилась такая же светосильная, как короткая, надо увеличить ее диаметр, чтобы проходило больше света.

Точные формулы знать необязательно, достаточно просто считать, что светосила объектива 1.0 (длина = диаметр) означает полное пропускание света. Светосила объектива 2.0 означает, что длина в 2 раза больше диаметра и при этом проходит только 1/2 света. Светосила объектива 4.0 означает, что проходит только 1/4 света и т.д. Это условные выкладки, но их вполне достаточно для понимания процесса.

Заметьте, что чем меньше отверстие или чем больше длина, тем больше получается светосила объектива. То есть большие числа говорят, что светосила объектива мала, и наоборот.

Светосила объектива часто называется просто "дыркой". Например, если говорят "объектив с дыркой 2.8", надо понимать, что светосила объектива равна 2.8. Светосила объектива с дыркой 1.0 (то есть абсолютно светосильный объектив) в реальности не существует. Единственная модель от фирмы Canon стоила бешеных денег и больше не выпускается.

Несмотря на то, что светосила объектива есть у всех фотоаппаратов, есть класс объективов с повышенной светосилой, которые так и называются - светосильные. Самые светосильные объективы - это дырки 1.2 (редко и очень дорого) или 1.4. Более распространены 1.8 и 2.8. Если светосила объектива имеет отношение более 2.8, то светосильным уже не считается.

Помимо собственно дырки, в объектив, либо в саму камеру, встроен специальный механизм - диафрагма, позволяющий регулировать ширину дырки. Естественно, диафрагма может только сделать ее меньше, но не больше, чем она есть изначально. Часто диафрагму и относительное отверстие считают одним и тем же. Например, говорят, "объектив с диафрагмой 2.8" - это то же самое что "светосила объектива равна 2.8" или "объектив с дыркой 2.8". Однако отличие диафрагмы именно в том, что она является механизмом, регулирующий дырку. С помощью диафрагмы можно из дырки 2.8 сделать дырку 5.6 или даже 44 (помните, что чем больше число - тем меньше дырка). Для чего это надо? В фотографии важно контролировать количество света, попадающего на пленку или матрицу, и диафрагма - одно из средств контроля. Кроме того, с помощью диафрагмы добиваются и других эффектов.

Подводя итог, можно сказать, что чем светосила объектива больше, тем лучше. Ведь при необходимости дырку всегда можно уменьшить с помощью диафрагмы, а вот больше ее уже не сделаешь.

Определяется светосила объектива по цифрам, написанные на нем. Светосила объектива всегда указывается в паре с фокусным расстоянием (так как отверстие - относительное). Например так: 50mm f/2.8. В данном случае f - означает фокусное расстояние, а f/2.8 как раз и есть относительное отверстие. Для краткости часто пишут просто 50/2.8.
Существуют и другие обозначения: например, 4/50. В этом случае сначала указана светосила объектива, потом фокусное расстояние.

Для зумов светосила объектива может быть постоянной или переменной. Так как зум может удлиняться, то соответственно меняется и отношение длины к диаметру. В таком случае светосила объектива для зума указывается парой, так же как и фокусное расстояние, например, 24-135 mm f/3.5-5.6. Это значит, что на 24 мм светосила объектива равна 3.5, а на 135 мм светосила объектива равна 5.6, а между ними - что-то среднее. Для более качественных и дорогих зумов светосила объектива постоянна на всем диапазоне. Тогда она указывается одним числом, например, 28-70/2.8 или 70-200/4.

Наверняка, если вы покупали объектив, то не раз слышали такое понятие как светосила объектива . Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы и конечно же продавец старался вам продать более дорогой объектив именно ссылаясь на этот мистический параметр – светосила, как-будто он решит все ваши проблемы;)

Вначале давайте разберемся что такое светосила объектива, и с чем её едят. Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива – тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива .

Светосила объектива зависит от следующих параметров:

  • диафрагма
  • фокусное расстояние
  • качество оптики

Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (так называемой геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают у себя на объективах, наверняка вы встречали следующие подписи – 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.

Для заметки, самый светосильный объектив в мире, был сделан в 1966 году для NASA которые использовали его в целях съемки темной стороны луны. Называется он Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и светосила у него равна 1:0.7, таких объективов было выпущено всего десять.

Каждый фотограф, будь-то он начинающий или профи, знает – самые светосильные объективы это портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. И конечно же, каждый уважающий себя фотограф имеет в арсенале такой объектив. Ещё один плюс, светосильных фиксов – то что они относительно недорогие, к примеру если сравнивать с светосильными зум-объективами, но не менее качественные.

Светосильные объективы идеально подходят для портретной съемки, потому что они дают малую , что очень важно для .

Какой портретный объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?

Существует тот факт, что новички хотят купить себе более светосильный объектив, и конечно же продавцы с радостью им продают этот объектив, который стоит в разы дороже. Вопрос только нужно ли переплачивать за диафрагму f/1.4 если вы ей практически не будете ей пользоваться!

?

Потом я сфотографировал ещё один, в котором все хорошо: лицо в фокусе а фон размытый, но диафрагма уже была f/2.8.

Я много перепортил кадров, до того, как я понял, что f/1.2 нужно использовать только в случае если не хватает света для съемки и то, это не всегда помогает, проще повысить , особенно если у вас . Порой, даже на 50мм фикс с диафрагмой f/2.8 – можно промахнуться и многие детали окажутся не в фокусе, поэтому я всегда перестраховываюсь, особенно когда фотографирую моделей, при хорошем освещении использую диафрагму не меньше чем f/3.2.

Как видите, глубина резкости вполне ощутима.

Вывод

Светосильный объектив идеально подходит для портретной съемки, поэтому любой уважающий себя фотограф обязательно должен иметь такой в арсенале.

При покупке светосильного объектива, не покупайтесь на заявленные 1:1.2 либо 1:1.4. Использовать максимально открытую диафрагму вы будете крайне редко, поэтому, если у вас есть выбор между светосильным портретным объективом 1:1.2, 1:1.4 и 1:1.8 не делайте ошибку и не тратьте лишние деньги покупая максимально доступный светосильный объектив, вам вполне достаточно портретника со светосилой 1:1.8.

Спасибо за прочтение и до новых встреч.

© 2013 сайт

Под светосилой объектива подразумевается его способность пропускать свет. Способность эта напрямую зависит от максимальной величины относительного отверстия объектива, т.е. от минимального доступного значения диафрагмы. Строго говоря, такая светосила называется геометрической , поскольку она учитывает только геометрические размеры отверстия диафрагмы и игнорирует ослабление светового потока линзами объектива, но для сравнения различных объективов между собой такой упрощённый подход вполне годится. Поэтому, когда фотографы говорят о светосиле объективов, они, как правило, имеют в виду минимальное число диафрагмы и только его.

Очевидно, что более светосильный объектив при равных значениях ISO позволяет использовать более короткие выдержки, чем менее светосильный, а при равных выдержках даёт возможность понизить ISO (см. «Экспозиция »).

В англоязычной литературе распространён термин «скорость объектива» (lens speed), обозначающий всё то же минимальное диафрагменное число. Светосильные объективы называют быстрыми за возможность снимать с высокими скоростями затвора, а также за ту быстроту, с которой они опустошают кошелёк фотографа. Линзы светосильной оптики имеют внушительные размеры и требуют при производстве большого количества дорогостоящего оптического стекла, что выливается в существенное повышение стоимости объектива.

Какие же объективы считаются светосильными?

Профессиональные светосильные зум-объективы характеризуются минимальным значением диафрагмы f/2,8. Более лёгкие и дешёвые зумы имеют минимальную диафрагму f/4. Последние уже не принято называть светосильными. Как f/2,8, так и f/4 зум-объективы отличаются постоянной светосилой на всём диапазоне фокусных расстояний, т.е. у 70-200 мм f/2,8 зума диафрагма f/2,8 будет доступна и на 70 и на 200 мм.

Любительские «тёмные» зум-объективы обладают переменной светосилой в районе f/3,5-5,6, т.е. минимальное число диафрагмы в широкоугольном положении будет f/3,5, а в телеположении – f/5,6. Переменная светосила позволяет уменьшить габариты и стоимость объектива.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются гораздо большей светосилой по сравнению с зум-объективами. Здесь никого не удивишь диафрагмой f/2,8. По-настоящему светосильным фикс-объектив становится при минимальном значении диафрагмы не более f/2, а у профессиональных фиксов светосила достигает f/1,4 или даже f/1,2. Некоторые специализированные объективы (например, для астрофотографии) могут иметь светосилу вплоть до f/0,7, но такую оптику нельзя назвать массовой.

Причина столь значительной разницы в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием заключается в относительной простоте конструкции фикс-объективов. Оптические же схемы зумов очень сложны, включают десятки линз из разных сортов стекла, что сильно затрудняет достижение светосилы свыше f/2,8.

Спешу напомнить, что речь у нас идёт о геометрической светосиле , не учитывающей поглощение света конкретным объективом. Разница же между эффективной светосилой (с учётом показателя поглощения) объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием ещё больше, чем разница между их геометрической светосилой, что обусловлено большим количеством оптических элементов зума, а значит, и бо́льшими потерями света на пути через сложный объектив.

Среди начинающих фотолюбителей бытует поверье, что чем выше светосила объектива, тем лучше. Так ли это? И да, и нет.

Светосильный объектив действительно позволяет использовать более короткие выдержки, что незаменимо при съёмке подвижных объектов в условиях недостатка света, будь то спортсмены в тёмном зале или дикие животные в сумерках. Но когда вы снимаете статичный пейзаж, да ещё и со штатива , выдержка перестаёт вас волновать. При съёмке же бегущей воды выдержку и вовсе хочется увеличить. А носить с собой по горам тяжёлые светосильные стёкла для фотографа-пейзажиста достаточно утомительно.

Иными словами, ничего плохого в светосильной оптике нет, но для решения большинства ординарных и ряда профессиональных задач светосила свыше f/4 (для зум-объективов) или f/1,8 (для фикс-объективов), мягко говоря, избыточна.

Если вам непременно хочется поснимать на широких диафрагмах, то начать можно с приобретения классического «полтинника», т.е. объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Являясь нормальным объективом для полнокадровых и плёночных 35-мм фотоаппаратов, на камерах с кроп-фактором (Nikon DX, Canon APS-C и пр.) полтинник превращается в короткий телеобъектив, очень удобный для съёмки портретов. При светосиле f/1,8 такие объективы стоят совсем не дорого, а качество оптики имеют весьма и весьма достойное. Это самый простой и бюджетный способ попробовать светосильную оптику, так сказать, на вкус, и определиться: нужна ли в принципе большая светосила лично вам.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.