Внешнеторговая деятельность. Е

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность государства в сфере экономики за пределами внутренней торговли. Она имеет множество различных аспектов, но все они так или иначе связаны с рынком, продвижением на нем разного рода услуг: перевозок, продажи товаров. По сути, это состоящая из множества взаимозависимых звеньев.

В конечном итоге внешнеэкономическая деятельность имеет цель - получение прибыли в результате осуществления тех или иных сделок на международном рынке.

Поскольку важной составляющей успешной торговли считается изучение рыночной конъюнктуры, спроса на различные виды товаров или услуг, наличия конкурентов, изучение компаний - потенциальных потребителей, перед огромной командой менеджеров, экономистов и маркетологов стоит ответственная задача по обеспечению и поддержанию функционирования всего вышеуказанного механизма.

Особенности деятельности государства в сфере внешней экономики

Внешнеэкономическая деятельность России имеет свою характерную специфику. Координация соответствующих процессов рыночных отношений состоит из нескольких основополагающих пунктов.

Фундаментальными среди них являются:

1) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности законодательствами сразу нескольких стран. Совершение внешнеэкономических сделок невозможно без знаний правовых основ регулирования той или иной деятельности;

2) отношения в сфере внешней экономики - рыночные, поэтому деятельность должна регулироваться рынками.

Коммерческих отношений не получится, если партнеры из разных стран не будут заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся любыми сделками международного уровня, просто невозможна без ведения переговоров, заключения коммерческих сделок между партнерами. Это - важные, неотъемлемые вспомогательные функции ВЭД;

3) не менее важной составляющей любой сделки является обеспечение транспортом, страхование предприятий для осуществления модальных и Деятельность вне одной страны неосуществима без налаживания связей между таможнями, валютно-кредитными биржами, поскольку оформление и взаиморасчеты важны для осуществления любого вида деятельности. Все установленные и принятые нормативы заносятся в протокол, фиксируются и соблюдаются, поэтому специальные навыки и знания заинтересованным лицам просто необходимы.

Управленческое звено во внешнеэкономической политике государства

В нашей стране за управление внешнеэкономической деятельностью государства отвечает Министерство торговли. В последние годы многие формы деятельности в России претерпели серьезные изменения. Функции Министерства торговли:

  • регулирует и координирует внешнеторговые отношения;
  • вносит предложения за объединение внешнеторговой политики между странами - партнерами;
  • обеспечивает реализацию принятых предложений и законов.

Кроме того, в обязанности Минфина России входит:

  • регулирование вопросов по налогообложению;
  • установление правил по международным расчетам;
  • определение порядка по вопросам, связанным с финансированием, кредитованием различных операций во внешней экономике;
  • проведение разного рода операций за рубежом;
  • предоставление интересов своей страны в международных валютных и кредитных организациях, а также в Центробанках других государств. Именно Центробанк России является главным уполномоченным органом, осуществляющим контроль за валютными операциями на иностранных биржах, а также регулятором отношений между ними.

Таможня - субъект внешнеэкономических отношений

Дела таможни - это также внешнеэкономическая деятельность. Таможенный госкомитет РФ, разрабатывающий и реализующий фискальную политику в государстве, является одним из незаменимых звеньев налогово-подотчетной системы страны.

Кроме того, госструктура контролирует все операции в данной отрасли, регулирует хозяйственную деятельность разными средствами на основании разработанной в России.

Проходя процедуру таможенной проверки и идентификации, каждая единица продукции получает свой код. Кроме того, проводится в рамках существующего российского законодательства. Благодаря данной процедуре специалисты имеют возможность и доступ к изучению структуры интернационального товарооборота.

Развитие внешнеэкономической деятельности заключается в установлении качественных взаимовыгодных отношений. Для их формирования важно расширять деловые контакты между иностранными партнерами - экспортерами и производителями, оказывать им помощь, содействие. На данном этапе ответственными являются органы местного управления по регионам, а также представители администрации, торгово-промышленная палата РФ.

Сегодня Россия имеет налаженные рыночные отношения со многими странами Ближнего и Дальнего Зарубежья.

Преимущества и недостатки реформирования

Множественные реформы, проводимые на протяжении длительного времени, поспособствовали созданию единой базы, по которой осуществляется внешнеэкономическая деятельность. Это, в первую очередь, играет весомую роль в стандартизации процессов на внешнем рынке.

Хотя все давно пережитые реформы не привели к радикальным изменениям, вопросов и проблем на международном рынке остается немало. Государственная внешнеэкономическая деятельность России остается по-прежнему не до конца подготовленной, поскольку была запущена преждевременно. Поспешная либерализация в конечном счете привела к:

  • зависимости от импорта многих товаров народного потребления;
  • ухудшению экспортных отношений между странами;
  • распаду многих рынков внутри страны, от чего пострадали отечественные производители;
  • экспорту нашего вооружения, некоторой научной продукции.

Сфера внешнеэкономической деятельности России неоднократно подвергалась реформам, но на данном этапе механизм ее регулирования остается несовершенным.

Основные направления в сфере внешней экономики

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности нуждается в действенной системе, а значит, востребована приспособленность каждого отдельного субъекта к новым современным тенденциям рыночного хозяйствования:

  • интернационализации производства;
  • развитию международного разделения труда;
  • реконструкции старых и созданию новых отраслей в экономике;
  • обновлению капитала, связанного с притоком средств в той или иной деятельности;
  • развитию активной деятельности между транснациональными корпорациями;
  • либерализации торговли между странами. Важно снизить таможенные пошлины, отменить ограничения по ввозимым и вывозимым товарам на экспорт, образовать больше свободных экономических зон.

Если устранить региональные барьеры, сформировать и увеличить количество зон свободной торговли, то влияние на внешнеэкономические отношения в совокупности всех вышеперечисленных факторов будет существенное.

Изменения в сфере внешнеторговых отношений: тарифы и ставки

Изменениям неоднократно подвергались Тариф дробили, устанавливали в отдельности на каждый вид товара, дифференцировали пошлины, поощряя тем самым вывоз товара за границу, или наоборот, удерживали товар, если его производство приносило стране существенную прибыль. Сферу таможенного регулирования в ближайшие годы ждут серьезные перемены. Правительством предполагается сокращение количества пошлин, их назначение только на крупные товары партиями, а не на мелкие товары в отдельности.

Также предполагается унифицирование тарифных ставок, снижение пошлин после предстоящего вступления России в члены ВТО. Уже во многих развитых странах уровень обложения тарифами на таможнях имеет средние, но не завышенные показатели. Важна разработка целого комплекса мер по нетарифному регулированию отношений между державами, ведь снизить пошлины можно, только применив различные нетарифные барьеры. Международная внешнеэкономическая деятельность некоторых государств в данном вопросе может послужить образцом для отечественной политики.

Перемены в налогообложении и предпринимательстве

В России же налогообложение на некоторые рентабельные отрасли до сих пор остается гуманным. Экспортеры не заинтересованы вкладывать инвестиции в экономику нашей страны, если у них есть сверхприбыль от поставки своего сырья на мировой рынок в другие страны.

Необходимо уделять внимания инновационному предпринимательству, наукоемкому экспорту. Для усовершенствования структуры экспорта из России важно сформировать господдержку экспортируемых промышленных товаров. Если урегулировать региональные экспортные программы, то конкуренции между российскими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, станет меньше.

Повысить эффективность связей внешней экономики можно, диверсифицировав рынки сбыта отечественных товаров, а также источники производимого сырья на экспорт, поддерживая отношения со многими странами, расширяя постоянно их круг.

Особенности недавних внешнеэкономических отношений при СССР

Вывоз и ввоз каптала важно урегулировать и в корне изменить ситуацию. Вывоз капитала начался из России в сраны Азии еще в начале 20 века. При СССР создавались смешанные акционерные общества, осуществлявшие в основном только торговые операции по вывозу капитала в форме кредитов от государства. Далее некоторые страны Западной Европы переняли эту идею и стали создавать такие структуры у себя.

В основном кредиты уходили в Турцию, Иран, Монголию, Афганистан. Некоторые развивающиеся страны получали помощь экономическую от Советского Союза. Но с его распадом выдача кредитов и оказание помощи странам Зарубежья значительно сократились. Увеличился экспорт капитала, но уже в других формах:

  • вклад инвестиций в крупные отечественные предприятия;
  • выдача ссуд на ввоз частного капитала.

Специфика инвестирования в российскую экономику

Сегодня на ввоз капитала в нашей стране даже не разработана концепция, система по урегулированию вывоза капитала не разработана, за исключением отдельных незначительных ее элементов. Контролируется вывоз каптала из России принятым в 1991 году законом “О либерализации деятельности вне экономики на территории РСФСР”.

Контроль за осуществлением валютных операций проводится на основании закона “О валютном регулировании и контроле”. Частный же капитал на экспорт государством никак не поддерживается, мер никаких не принято. Известно лишь соглашение о защите инвестиций с другими странами, недопущение двойного налогообложения.

Размещение разного рода инвестиций за рубежом никоим образом не проходит анализ внешнеэкономической деятельности. Тем не менее ограничений на вывоз капитала за границу в России не имеется.

Проблемы незаконного вывоза капитала за рубеж

Появилось много нелегалов, отправляющих капитал на экспорт нечестным путем. Зарубежных предприятий, зарегистрированных в госреестре гораздо меньше, чем тех компаний, в которые вложены российские средства. Для формирования национальных интересов и задач в сфере экспорта Россия нуждается в создании подробной концепции на вывоз частного капитала за ее пределы. Это необходимо не только органам исполнительной власти, но и частным инвесторам. Основы политики государства России по вывозу капитала за границу для них должны быть четко обозначены и понятны.

Урегулировать весь процесс вывоза капитала сложно, ведь ограничительные и запретные меры не всегда действенны в реальной жизни. Улучшить значит:

  • снизить бремя налогов;
  • стабилизировать политическую обстановку в стране;
  • не допустить повышения инфляции;
  • соответствовать законодательным нормам;
  • уменьшить криминальные явления в сфере экономики.

При таком изменении ситуации улучшился бы инвестиционный климат в стране, а значит, и изменения в лучшую сторону в вопросе ввоза и вывоза капитала.

Преодолеть преграды по ввозу-вывозу внешних инвестиций -задача нашего правительства. Именно благоприятный инвестиционный климат окажет свое влияние на механизмы таможенного контроля, валютные операции, поспособствует эффективному развитию международной торговли.

Внешнеэкономическая деятельность - это именно та сфера экономико-политической жизни государства, для укрепления позиций которой на высоком уровне не обойтись без инвестиционных зарубежных вкладов. Все мероприятия, направленные на улучшение среды, связанной с инвестициями, конечно, должны проводиться в совокупности. Государству нужно уделить внимание следующим направлениям для урегулирования отношений вне экономики страны:

  • Восстановить и расширить все со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья, также Евросоюза.
  • Ускорить процессы интеграции, существующие в странах СНГ.
  • Сделать внешнеэкономические отношения более эффективными во всех регионах России;
  • Четко распределить функции и обязанности между регионами и центром по выполнению обязательств и предписаний, которые определяет внешнеэкономическая деятельность. Это положение позволяет осуществлять работу децентрализованным образом, не вмешиваясь в текущие процессы торговли и одновременно держать ситуацию под полным контролем государства.

Предисловие

С момента либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

В условиях ускоряющейся динамики международного товарооборота, усложнением и расширением ассортимента продукции, представленной на мировом рынке, сокращением жизненного цикла товаров и, следовательно, усилением конкурентной борьбы для российских предпринимателей особую актуальность приобретают вопросы, посвященные завоеванию и удержанию в долгосрочной перспективе устойчивых и надежных позиций на мировом рынке.

Вопросы правовой защиты отечественных экспортеров и импортеров стали актуальны в связи с процедурой присоединения России к Всемирной торговой организации – институту, регламентирующему экономические отношения между странами в области международной торговли, в соответствии с принципами максимальной открытости национальных рынков. Однако российские бизнесмены должны уметь и самостоятельно защищать собственные интересы, в чем им поможет знание «правил игры» на мировом рынке, его особенностей и традиций.

Регулярный сбор и анализ информации о конъюнктуре мирового рынка и особенно о ценах и ценовых параметрах рынков конкретных товаров и услуг не только способен повысить эффективность внешнеторговых сделок и выработать иммунитет к резким конъюнктурным колебаниям, но избежать обвинений в нарушении рыночных принципов функционирования мировой экономики.

Для обеспечения потребностей предприятий различных форм собственности в соответствующих специалистах в вузах и колледжах РФ изучаются дисциплины, посвященные торгово-экономической деятельности с зарубежными контрагентами.

Учебное пособие «Внешнеэкономическая деятельность» полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по различным направлениям и специальностям. Оно предназначено для обучения студентов, переподготовки руководителей и специалистов различных отраслей экономики РФ, также может быть использовано для самостоятельного повышения уровня коммерческих знаний. Пособие позволит специалистам коммерческих служб квалифицированно и успешно подготовиться к торговым операциям на внешнем рынке, а студентам – сдать зачеты и экзамены по соответствующему курсу.

Глава 1
Организация внешнеэкономической деятельности

1.1 Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. К основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие.

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т. д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, которые оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются научный, культурный обмен, растет число спортивных мероприятий.

Внешняя торговля на современном этапе – это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений.

Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана прежде всего с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять либо при наличии иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

Разница между понятиями «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность» заключается в следующем. Внешнеэкономические связи относятся к уровню макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню, т. е. к уровню фирм и предприятий.

Функции внешнеэкономических связей России в настоящее время направлены на обеспечение экспортных поставок для федеральных нужд и межгосударственных экономических (включая валютно-кредитные, торговые) соглашений Российской Федерации. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.

Согласно Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» под данной деятельностью понимается предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Понятие внешнеэкономических связей значительно шире.

1.2. Классификация внешнеторговых операций

Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг; степени готовности товаров; применяемым методам торговли; организационным формам торговли. На рис. 1.1 представлены внешнеторговые операции по перечисленным критериям классификации.

По направлению торговли внешнеэкономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт.

Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается предприятие, ставшее участником международного бизнеса. Но экспортно-импортные операции не прекращаются и тогда, когда фирма переходит к другим внешнеторговым сделкам. В этом случае экспортно-импортные операции ищут новые рынки либо осуществляются в комплексе с другими внешнеторговыми операциями.

Рис. 1.1. Классификация внешнеторговых операций


Специфика российского экспорта состоит в том, что преобладающими его статьями по-прежнему остаются нефть, нефтепродукты, природный газ. Другими значительными статьями российского экспорта являются прокат черных металлов, цветные металлы и их сплавы, целлюлоза, пиломатериалы. Экспорт же машин и оборудования не превышает 1%.

Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления.

По видам товаров и услуг, служащих предметом торговли, можно выделить: торговлю сырьевыми товарами; торговлю продовольственными товарами; торговлю товарами широкого потребления; торговлю машинами и оборудованием; торговлю научно-техническими знаниями и объектами интеллектуальной собственности; торговлю услугами производственного назначения (техническое обслуживание, инжиниринг, консалтинг и т. д.); торговлю услугами для населения, включая туризм.

Торговлю машино-технической продукцией, кроме того, можно подразделить по степени ее готовности к использованию: готовая продукция, продукция в разобранном виде, комплектное оборудование.

Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок, в зависимости от целевой установки внешнеэкономической политики и требований внешней среды. Среди них можно выделить: бартерные операции; встречные закупки или операции «бай-бек»; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье; выкуп устаревшей продукции; промышленное сотрудничество, включая производственную и отраслевую кооперацию; создание смешанных производств и развитие такой новой формы производственной кооперации, как «продакшн шеринг», предполагающей совместное освоение природных ресурсов.

Под методами торговли понимаются либо прямые договоры, либо посреднические операции.

При прямом методе торговли экспортер сам занимается поиском клиентов на зарубежном рынке и организацией работы с ними. Соответственно нет необходимости выплачивать комиссионные вознаграждения посредникам. Сделка не ставится в зависимость от того, насколько добросовестен и опытен посредник. Экспортер владеет полной информацией о рынке и может оперативно корректировать характеристики товара или методы его продвижения в зависимости от ситуации.

Таким образом продается сложное промышленное оборудование, осуществляется строительство крупных объектов, закупаются большие партии сырья и сельскохозяйственной продукции на основе долгосрочных соглашений.

Однако позволить себе самостоятельную экспортную деятельность могут только крупные фирмы, обладающие специальными знаниями в области международной торговли. Для компаний, только начинающих экспортную деятельность, выгоднее воспользоваться услугами специализированных посредников.

Проблема состоит в том, что исследования незнакомого рынка требуют больших финансовых затрат экспортера. В то время как посредники уже обладают необходимыми опытом и знаниями. Кроме того, им хорошо знакомы обычаи местного рынка и его конкурентная среда. Кроме этого, посредники могут предоставлять клиентам дополнительные услуги, которые повышают шансы товара быть проданным (приспособление товара к условиям местного рынка, организация послепродажного сервисного обслуживания, разукрупнения партий товаров, продажа сопутствующих товаров, предоставление кредитов покупателям). Поэтому более половины внешней торговли осуществляется при помощи посредников: брокеров, торговых агентов, комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов.

Отдельные виды товаров в международной торговле продаются с помощью конкурсных методов торговли на товарных биржах, аукционах, международных торгах.

В настоящее время после отмены государственных квот на экспорт в России довольно активно внедряется конкурсный (тендерный) подход к экспортно-импортным поставкам.

1.3. Экспортно-импортные операции: понятия

Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг) и ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/ из-за рубежа.

В практике международной торговли продавец именуется экспортером, а покупатель – импортером. Стороны любого контракта в практике международной торговли именуются контрагентами.

Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже и вывозу за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление интуристам и интурфирмам туристских, экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы.

При осуществлении экспортной операции для экспортера неважно, как будет использоваться товар импортером: последний может пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция.

Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, который будет пользоваться спросом на внешнем рынке.

Импорт – совокупность множества коммерческих операций по закупке и ввозу иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д.

Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера.

Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции). Однако в соответствии с последними нормативными актами РФ разрешается проведение незначительных операций (таких, как маркировка, упаковка, расфасовка) с целью, например, упрощения транспортировки товара через реэкспортную зону. Обязательным в этом случае является условие, что стоимость дополнительных операций по переработке не должна превышать половины экспортной цены контракта. В случае если это условие нарушается, товар из реэкспортного превращается в экспортный со всеми вытекающими отсюда последствиями по оплате необходимых экспортных налоговых и таможенных пошлин.

Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, продаваемые на международных аукционах и товарных биржах.

Реэкспорт может осуществляться и без завоза товара в свою страну. Такие операции по сути не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях получения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон. Ввозимые на территорию этих зон товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления и производства.

На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта. В первом случае уплачивается соответствующая таможенная пошлина, во втором – товары вывозятся без соблюдения каких-либо таможенных формальностей.

Такие свободные зоны имеются практически во всех крупных портах прибрежных государств. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.

Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже.

По существу, реимпортные товары нельзя назвать внешнеторговыми сделками, поскольку они не преследуют коммерческой цели и их никто специально не готовит и не осуществляет. По своей сути это несостоявшиеся экспортные операции. Но таможенная статистика учитывает их отдельно – как реимпортные операции.

Обязательным при оформлении таможенных документов по режиму реимпорта является условие, что товар в стране импортера находится не более 10 лет и не подвергается никакой переработке (за исключением опять-таки переупаковки, расфасовки, маркировки и т. п.).

1.4. Товарообменные операции на мировом рынке

Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам и согласно установленным стандартам. К таким товарам относятся массовые сырьевые и продовольственные товары: медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, другие цветные и редкоземельные металлы; пшеница, рожь, другие зерновые и зернобобовые; каучук, хлопок, джут, шерсть, пряжа, шелк, оливковое и растительное масло, сахар, кофе, какао, текстильное сырье, нефть и нефтепродукты.

Важнейшие биржи сосредоточены в крупнейших торговых центрах – в Амстердаме, Антверпене, Гамбурге, Иокогаме, Виннипеге, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго и др.

Биржевые операции осуществляются с различными целями: покупка и продажа реального товара, проведение спекулятивных (фьючерсных) сделок, осуществление страхования (хеджирования) сделок от возможного изменения цен.

Гораздо раньше товарных и тем более фондовых бирж появились аукционы . В настоящее время аукционы играют важную роль в торговле чаем (70% объема продаж на мировом рынке), пушно-меховым сырьем (80%), шерстью мытой и немытой (55%), а также лошадьми, щетиной, рыбой, табаком, овощами, фруктами, цветами, вином, кофе и другими товарами растительного и животного происхождения, скоропортящимися товарами.

Аукционы представляют собой коммерческие организации, располагающие для торговли специализированным оборудованием, помещениями и высококвалифицированными кадрами. В основном это паевые общества или крупные торговые компании, монополизировавшие тот или иной вид товара. Они скупают за свой счет товары у производителей, поставщиков, диктуя закупочные цены, а также принимают на перепродажу товар и от независимых производителей на комиссионных условиях.

Крупные аукционы имеют собственные производства по доработке сырьевых товаров (например, по выделке скупаемых у заготовителей кожевенного сырья шкурок пушного зверя).

Существует два основных метода ведения торга на аукционе: с повышением цен и с понижением цен.

В целом аукционная торговля является удобной для коммерсантов формой торговли, позволяя сокращать издержки обращения и обеспечивая продажу по текущим рыночным ценам, близким к оптимальным для данного вида товара.

Встречная торговля – самый давний вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене.

К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров специальным торговым компаниям.

Обязательное звено во встречной торговле – банки, открывающие для контрагентов специальные счета «условного депонирования», на которые зачисляются платежи покупателей за импортированные товары, а экспортеры получают с этих счетов причитающиеся им средства только после выполнения всех своих встречных обязательств. Но так как часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При встречной торговле банки более охотно финансируют экспортные операции, рассматривая встречные обязательства как гарантии возврата кредитов импортерами.

По своей экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй – встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многооперационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров – через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что и ведет к росту расходов на обращение. И тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается.

Наиболее традиционная разновидность встречной торговли – бартерные операции. Это безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.

Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам.

Бартерный контракт – это два контракта купли-продажи. Условия обоих контрактов должны быть полностью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При бартерных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары и по стоимости и по дефицитности различны.

В бартерных операциях участвуют банки, но они играют роль простых кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара.

Бартерный контракт носит разовый характер. Попадая на внутренний рынок страны-контрагента, бартерный товар влияет на конкурентоспособность адекватного местного товара. Это явление в международной практике называется эффектом вытеснения внутренних продаж. В связи с этим организация и осуществление бартерных контрактов во многих странах координируются или контролируются государством.

Практика международных бартерных операций в Российской Федерации претерпела за последние годы существенные изменения, приобрела цивилизованный характер, перестала быть каналом нелегального перевода валюты.

С 1 ноября 1996 г. в Российской Федерации введен порядок составления и государственной регистрации паспорта бартерной сделки, предусматривающий ответственность российской стороны за своевременный ввоз товаров на сумму, эквивалентную сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с учетом уровня цен мирового рынка.

Другим видом товарообменной операции являются встречные закупки.

В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.

Первый вариант предполагает, что обязательство встречной закупки содержит контракт купли-продажи. В нем предусматривается, что импортер оплатит полную стоимость товаров против документов, подтверждающих поставку, а экспортер принимает на себя обязательства купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.

В этом варианте стороны заключают основной и дополнительный контракты, меняясь в них ролями продавца и покупателя.

Второй вариант встречных закупок предусматривает подписание основного контракта, согласно которому импортер оплачивает часть суммы денежными средствами (например, 70%), а остальную часть (30%) – встречными поставками товара. На сумму встречных поставок заключается дополнительный контракт, отражающий основные обязательства импортера заключить поставку встречных товаров согласованной номенклатуры, определенного качества и уровня цен. В случае неисполнения встречных обязательств по дополнительному контракту импортер основного контракта обязан оплатить экспортеру всю оставшуюся сумму (в нашем примере – 30%) деньгами.

Третий вариант встречных закупок товаров предполагает заключение основного контракта, по которому примерно половину стоимости поставленного товара импортер оплачивает денежными средствами, а оставшуюся половину – встречной поставкой товаров. Но он осуществляет встречную поставку авансом, предварительно, т. е. до основной поставки. Такие встречные закупки называются авансовыми, или предварительными. Они применяются, например, в отраслях машиностроения и дают возможность экспортеру вначале получить материалы, комплектующие, а затем изготовить товар и осуществить экспортные поставки. Контракты на основную поставку и на предварительную поставку связаны между собой таким образом, что окончание исполнения обязательств по встречной авансовой поставке товаров является началом исполнения обязательств по основной поставке.

В большинстве случаев экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортеров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Обычно после согласования цены товара импортер ставит как обязательное условие контракта закупку экспортером товаров в его стране на определенную сумму (в процентах от сделки) и настаивает на внесении этого условия в контракт. Туда же включаются и штрафные санкции за невыполнение этого условия (в размере от 20 до 50% от суммы неисполненных обязательств). Для экспортера обычный коммерческий контракт намного выгоднее, чем встречная закупка. Однако под давлением обостряющейся конкуренции и заинтересованности в сбыте собственной продукции экспортер соглашается на встречную закупку, и тогда основным предметом переговоров становится определение объема таких закупок. Импортер очень тщательно готовится к таким переговорам, проводит маркетинговые исследования, изучает основных конкурентов, их цены и старается предугадать, на какую уступку по объему встречной торговли может пойти экспортер.

Договорившись об объеме встречных закупок, контрагенты начинают переговоры о структуре встречных товаров.

Операции с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом, они имеют признаки встречной торговли, являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными.

По заключенным контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая – перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Так же как и во встречной торговле, взаимные обязательства сторон оформляются одним контрактом. Оценке подлежат стоимость сырья, переработки и готовой продукции.

По существующему законодательству давальческое сырье может быть ввезено на территорию России по таможенным режимам «переработка на таможенной территории» либо «переработка под таможенным контролем». Эти режимы означают, что продукт может быть ввезен в страну без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Для ввоза каждой партии товара необходимо получить лицензию таможенного органа. В лицензии должны быть указаны срок переработки (он не должен превышать двух лет) и количество готового продукта, которое должно быть вывезено после переработки.

Особенностью исполнения контрактных обязательств по толлингу является то, что выплата штрафных санкций и возмещение убытков предусматриваются в основном в товарной, а не в денежной форме. Если поставщик сырья виновен в опоздании поставки или в поставке сырья ненадлежащего качества, то он по требованию переработчика обязан поставить дополнительное количество сырья, стоимость которого покроет суммы штрафов или возмещение убытков.

Сделки с давальческим сырьем приобрели в последнее время важное значение для России, поскольку такая форма торговли для российских предприятий часто является спасением от банкротства, обеспечивает загрузку рабочих мест и функционирование предприятия. Вместе с тем сильная ориентация на давальческую схему наносит вред отечественному рынку и сильно влияет на перспективы развития данного предприятия, приводя к деградации организационных структур предприятия.

Выкуп техники, бывшей в употреблении, является эффективным коммерческим приемом ведения встречных операций, поскольку для экспортера – это возможность продать более совершенную, более дорогую продукцию, а для импортера – возможность не только освободиться от морально устаревшей техники, но и продать ее по остаточной стоимости, т. е. учесть ее в стоимости новой приобретаемой техники.

Стоимость выкупленной техники засчитывается в платеж за новую и составляет в зависимости от состояния, модели, года изготовления и других условий примерно 10–20% стоимости новой.

Наиболее широко этот коммерческий прием применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, морских судов, сельскохозяйственных машин, стандартного металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования. Российские предприниматели начали применять такой метод торговли на внутреннем рынке для легковых автомобилей и компьютерной техники.

Главная особенность выкупной операции и трудность в ее реализации заключается в том, что экспортеру необходимо произвести реновацию выкупленной техники, включающую производственные операции по проведению диагностики, замене быстроизнашивающихся деталей, перекраске. Только после этого экспортер вновь может продать выкупленную технику, совершив операцию повторной продажи. Конечно, повторная продажа обновленной техники рассчитана на покупателя с более низкими потребительскими требованиями, но и она приносит прибыль экспортеру. В этом случае экспортер прибегает, как правило, к помощи посредников, заключая с ними соглашения на условиях комиссии, дистрибьюции и др.

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

  • трансграничная поставка услуг;
  • перемещение потребителей в страну-экспортер;
  • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
  • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами:

  • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
  • на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

  • в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
  • в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • в форме внешней торговли услугами в других случаях.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях.

Соглашение о купле-продаже товара оформляется внешнеторговым договором . Это коммерческий документ, подтверждающий совершение сделки, он составляется в соответствие с законодательством и обычаями делового оборота и, как правило, включает следующие разделы:

  • преамбула
  • предмет контракта
  • срок поставки товара
  • цена и общая стоимость товара
  • условия платежа
  • количество и качество товара
  • упаковка и маркировка
  • сдача-приемка товара по количеству и качеству
  • ответственность за нарушения условий контракта, санкции
  • основания освобождения от ответственности (форс-мажор)
  • страхование
  • арбитраж
  • прочие условия
  • реквизиты сторон.

Документальное сопровождение внешнеторговой сделки включает таможенные, транспортные и коммерческие документы. Таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. К их числу относится таможенная декларация. Это документ, в котором по установленной форме указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган. Содействие в оформлении таможенных документов предприятиям, ведущим экспортную деятельность, оказывают таможенные брокеры. Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению предприятия. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера на территории РФ определены в Таможенном кодексе РФ.

К числу транспортных (перевозочных) документов относятся коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Коммерческие документы - это счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами, законодательством или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Эффективная внешняя торговля - это самостоятельный источник дополнительного дохода страны.

Внешняя торговля призвана обеспечить прирост дохода при тех же производственных возможностях. Без внешней торговли подоб­ный прирост потребовал бы увеличения ресурсов страны.

Если страна ориентируется на участие в международной торговле, необходимо часть национальной продукции производить специаль­но для продажи за рубежом. Ее реализация становится националь­ным экспортом. Товарный экспорт занимает определенную долю в ВВП, которая получила название экспортной квоты. В каждой стране экспортная квота разная. По экспортной (импортной) квоте определяют степень участия страны в мирохозяйственных связях.

Экспорт товаров является частью национального производ­ства, валового внутреннего продук­та (ВВП):

ВВП = С + I + G + Xн.

Экспорт удовлетворяет иностранный спрос и оплачивается доходами граждан зарубежных стран. Получив выручку, экспортеры могут потратить ее на инвестиции, осуществление заказов смежным отраслям.

Приток валюты, которую экспорт приносит в страну, позволяет; оплатить импорт. Тем самым экспорт дает возможность жите­лям страны расширить круг и ассортимент потребления; укрепить национальную валюта

Польза экспорта заключается в следующем:

· способствует росту ВВП, совокупного спроса, дополнительной
занятости;

· обеспечивает финансирование роста ВВП за счет доходов иност­ранного государства;

· становится источником притока иностранной валюты в страну.

Как правило, экспорт товаров увеличивает ВВП, совокупный спрос.

Возможны и исключения, ког­да экспорт приводит к падению ВНП и деформирует внутренний рынок. Это наблюдается, когда экспортируются товары, потребность в которых на внутреннем рынке еще не удовлетворена. Следствием такого про­цесса становятся несбалансированность национальной экономи­ки, отягощенная инфляцией, оголение внутреннего рынка.

Существуют варианты негативного влияния экспорта на внутрен­ний рынок:



1. Расхождение цен внутреннего рынка по сравнению с мировыми, когда внутренние цены оказываются более низкими. В этом случае то­вары, предназначенные для национального потребления, начинают вывозиться за границу.

2. Развитие экспорта в ущерб внутреннему рынку возможно в усло­виях падения курса национальной валюты. Продажа товара за грани­цей в этом случае становится особо выгодной. Полученная валют­ная выручка при обмене ее на национальные деньги позволяет получить доход более высокий по сравнению с продажей товара внутри страны.

Например, в России наблюдались оба таких случая. С 1992 по 1995 год внутренние цены на ресурсы были ниже мировых, и тогда национальные ресурсы вывозились из страны массовым порядком. Для предотвращения подобной ситуации потребовалось сравнять внутренние цены на ресурсы с мировыми. Это ввергло страну на несколько лет в изнурительную инфляцию издержек. Во второй половине 90-х годов возникали форс-мажорные ситуации, в результате которых Камчатка оказалась неотапливаемой в зимний сезон по причине вывоза мазута за рубеж.

В развитых странах в условиях насыщенного рынка подобные не­гативные явления встречаются не столь часто. Это объясняется высо­кой степенью интегрированности национальных экономик в миро­вое хозяйство, сближением уровней национальных и мировых цен. Поскольку развитые страны являются доминирующими участницами мировой торговли, их оценка экспорта товаров как признанного стимулятором экономического роста оказалось так же доминирующей. Размер выигрыша или проигрыша, который получает страна, зависит от ее экспорта и импорта. Их соотноше­ние определяется структурой и степенью конкурентоспособности нацио­нального производства: отрасли с сильным конкурентным потенциалом становятся экспортными, остальные оставляют поле для импорта. Такое распределение отраслей, включающихся во внешнеторговую деятель­ность, отражает внутренние фундаментальные условиявнешней торгов­ли, которые определяются национальным экономическим потенциа­лом и его структурой.

Однако мировой рынок, как и любой рынок, подвержен измене­ниям цен, которые могут определяться состоянием не внутреннего, а мирового рынка. Динамика мировых цен может изменить доход­ность как экспортных, так и импортных операций, что отразится на благосостоянии страны.

Но на благосостоянии страны отражаются не только колебания мировых цен на товарный экспорт. Динамика цен на импорт также оказывает свое действие на положение страны. Когда повышается цена товарного импорта, наши экспортеры, решившие обновить свое оборудование эффективной импортной техникой, обнаружат, что их валютный доход от экспортных операций начинает исчезать. Те­перь им придется поступиться большей суммой валютной выручки для оплаты импорта. Более высокая цена импорта съедает их доходы. Примерно так же складывается ситуация, если речь идет не об от­дельном экспортере, а о всей стране: доходы от ее экспорта съедают­ся тратами, связанными с импортными товарами.

II. Основные формы и методы осуществления внешней торговли субъектами ВЭД.

III. Регулирования внешнеторговых операций.

И. Содержание и показатели внешней торговли

Внешняя торговля (ВТ) является основным направлением хозяйственной деятельности субъектов ВЭД. Внешнеторговые операции составляют 80% всех операций, которые включают ВЭД субъектов мирового хозяйства. Это означает, что во внешней торговле, в первую очередь, и раскрывается основное содержание хозяйственной деятельности субъектов ВЭД.

Внешняя торговля - это отношения между субъектами ВЭД по поводу купли-продажи товаров, капитала, рабочей силы и услуг. Конкретное содержание внешней торговли находит свое проявление в деятельности разных субъектов мирового хозяйства.

По критерию субъектов, осуществляющих внешнеторговые операции можно выделить:

1. Внешняя торговля страны - это совокупность экспортно-импортных операций отдельной страны.

2. Внешняя торговля отдельных субъектов ВЭД - это совокупность экспортно-импортных операций, осуществляется каждой из них в отдельности.

Внешняя торговля ВЭД характеризуется следующими показателями: 1. По критерию объема внешней торговли субъектов ВЭД выделяют:

1.1. Экспорт субъектов ВЭД - это продажа товаров иностранным субъектам ВЭД и их перемещения через таможенную границу страны - местонахождение субъекта ВЭД (экспортера).

1.2. Реэкспорт субъектов ВЭД - это продажа иностранным субъектам ВЭД и вывоз за пределы страны товаров, которые ранее были ввезены на ее территорию.

1.3. Импорт субъектов ВЭД - это покупка товаров в иностранных субъектов ВЭД и их введение на территорию страны, включая закупку товаров, предназначенных для личного потребления национальными организациями и ведомствами, находящихся за рубежом.

1.4. Реимпорт субъектов ВЭД - это импорт товаров, которые ранее вывозились из страны и не подлежали переработке.

1.5. Внешнеторговый оборот субъектов ВЭД - это объем их экспортно-импортных сделок за определенный промежуток времени (как правило один год).

1.6. Физический объем внешней торговли субъектов ВЭД - это оценка их экспортно-импортных сделок в постоянных ценах определенного времени, как правило за определенный год.

1.7. Генеральная торговля субъектов ВЭД - это объем их внешнеторгового оборота с учетом стоимости транзитных товаров. Этот показатель, например, характеризует внешнюю торговлю государства как субъекта

1.8. Специальная торговля субъектов ВЭД - это чистый внешнеторговый оборот, то есть продукция, которая окончательно была экспортирована или импортирована из страны.

2. По критерию структуры выделяют такие показатели ВТ:

2.1. Товарная структура внешней торговли субъектов ВЭД - это распределение объема экспорта на импорт по основным товарным позициям. Последние, например, отражены в Едином таможенном тарифе Украины, где указаны все товары, подлежащие экспорту или импорту в нашем государстве.

2.2. Географическая структура внешней торговли субъектов ВЭД - это распределение их экспорта и импорта по отдельным странам, группам стран, регионам мира,

2.3. Институциональная структура внешней торговли субъектов ВЭД - это распределение внешней торговли по субъектам и методах осуществления экспортно-импортных операций.

3. По критерию динамики внешней торговли субъектов ВЭД выделяют следующие показатели:

3.1. Темпы роста экспорта субъектов ВЭД.

3.2. Темпы роста импорта субъектов ВЭД.

3.3. Темпы роста внешнеторгового оборота.

3.4. Темпы прироста экспорта.

3.5. Темпы прироста импорта.

3.6. Темпы прироста внешнеторгового оборота.

4. По критерию результативности внешней торговли субъектов ВЭД выделяют следующие показатели:

4.1. Сальдо торгового баланса субъектов ВЭД - это соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за определенный промежуток времени (как правило за месяц, квартал, год). Конкретная величина сальдо торгового баланса субъектов ВЭД составляет разницу между стоимостью их экспорта и импорта.

Е - И = Сальдо

В связи с этим выделяют:

Положительное сальдо торгового баланса субъектов ВЭД. Это означает, что стоимость экспорта превышает стоимость импорта;

Отрицательное сальдо торгового баланса субъектов ВЭД - стоимость импорта превышает стоимость экспорта

4.2. Сальдо баланса услуг субъектов объектов ВЭД - это разница между стоимостью услуг, оказываемых субъекты ВЭД и стоимостью услуг, которые они получают. Этот показатель также:

Положительное сальдо - стоимость экспорта услуг более стоимости импорта услуг;

Отрицательное сальдо - стоимость импорта услуг более стоимости экспорта услуг.

4.3. Условия внешней торговли субъектов ВЭД. Этот показатель рассчитывается как индекс условий торговли по таким формулам:

ИУЯ зти = И серед.цин Еи / И серед.цин Ии,

где ИУЯ зти - индекс условий ВТ в i-м году:

числитель - индекс средних цен экспорта в i-м году;

знаменатель - индекс средних цен импорта в i-м году.

Если индекс условий внешней торговли равен 1, то данные условия не изменились по сравнению с предыдущим годом.

Если доля меньше 1, то условия внешней торговли ухудшились. Это значит, что товар продается дешевле, а покупается по более высоким ценам.

Если доля больше 1, то условия внешней торговли улучшились. Это означает, что товары продаются дороже покупаются.

Показатель условий экспорта субъектов объектов ВЭД - это индекс средних цен экспорта. Рассчитывается по такой формуле:

И серед.цин Еи = И серед.цин Еи / И серед.цин Эб,

где числитель - индекс средних цен экспорта в i-м году;

знаменатель - индекс средних цен экспорта в базисном году.

Если доля равна 1, то условия экспорта субъектов ВЭД не изменились.

Если доля меньше 1, то условия экспорта субъектов ВЭД ухудшились. Это означает, что товары продаются по низким ценам в данном году по сравнению с предыдущим годом.

Если доля больше 1, то условия экспорта субъектов ВЭД улучшились. Это означает, что в данном году товары экспортируются субъектами ВЭД по высоким ценам чем в предыдущем году.

Показатель условий импорта суб объектов ВЭД. Рассчитывается по формуле:

ИНДЕКС С.Ц. 1 (2009) = И С.Ц. ИИ / И С.Ц. ИИ,

где числитель - Индекс средних цен Импорта в i-м году; знаменатель - индекс средних цен импорта в базисном году.

Если доля равна 1. то условия импорта субъектов ВЭД не изменились.

Если доля больше 1, то условия импорта субъектов ВЭД ухудшились. Это означает, что субъекты ВЭД импортируют товары в данном году, по высоким ценам чем в предыдущем.

Если доля меньше 1, то условия импорта субъектов ВЭД улучшились. Это означает, что субъекты ВЭД импортируют товары в данном году по низким ценам чем в предыдущем году.

Таким образом мы рассмотрели содержание и основные показатели внешней торговли субъектов ВЭД,