Тренинг на сплочение педагогов в детском саду. Тренинг на сплочение педагогического коллектива

Тренинг на сплочение

педагогического коллектива

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель : достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата в группе;

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Ход мероприятия: Игра на разогрев «Домики-хозяева»

Цель : подвигаться, разрядить обстановку в группе.

Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домик". Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует.

Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином". И так до всеобщего умопомрачения...

Когда людей немного, до 20 чел., игру можно построить следующим образом. Должны быть "тройки" плюс один человек - ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется, какие команды ведущего могут быть и что делать при этом, а также говорится, что тот, кто после команды и действия остался один, становится ведущим. После своей первой команды (например, "хозяева") ведущий тоже ищет себе "домик". Кому-то "домика" не хватает, он становится ведущим, и произносит уже свою команду.

Самое прикольное, когда народ быстро понимает, что после команды "землетрясение" удобнее стать "домиком", так как это безопаснее. И вот по залу носятся тучи "домиков", которым не хватает "хозяев". И в какой-то момент "часть домика" бросает вторую половину и заскакивает кому-то в "домик", а его вторая половина остается одна. Как и в жизни... не щелкай клювом...

Упражнение «Правда или ложь»

Цель : научить отстаивать свою точку зрения.

Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. По кругу рассказываем о себе

  • Основная часть
  • Загадка про соседа справа

    Это есть у каждого справа. Игроки по кругу задают уточняющие вопросы, чтобы угадать загадку.

  • Игра «нарисуй соседа»
  • А теперь давайте мы нарисуем вашего соседа справа в роли животного, с каким он у вас ассоциируются и можно дать название этому животному.

    Вопросы: почему вы выбрали именно это животное?

    Возникали ли у вас какие ни будь трудности выполнении этого задания?

    "Групповое ожерелье"

    Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

    Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

    Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

    Вопросы для обсуждения (в парах или тройках):

    Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

    Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

    Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

    Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

    Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших коллег?

    Релаксация « Мудрец из храма »

    Мудрец из храма

    Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

    Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

    Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...

    Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

    Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Время: 3-5 минут.

    Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


    Исмаилова Дамира Жололиддиновна

    Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
    «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».

    Задачи тренинга:
    1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
    2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
    3. развитие умения работать в команде;
    4. сплочение группы.

    Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.
    1 упражнение: Поменяйтесь местами те, у кого есть один ребенок, кто не доволен оплатой труда, кто испытывает сейчас напряжение, кто у кого есть мечта, у кого хорошее настроение, у кого остались недовыполненные дела и др.

    2. Тест «Стирка белья» позволит определить, насколько тот или иной педагог подвержен стрессам. Это важно, поскольку работа в ДОУ связана с эмоциональным напряжением.

    3. Презентация.

    Цель: выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам. Реквизит: листы бумаги ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
    Презентация (в переводе с латин.) означает – «представление». Сейчас мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин., чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно (на каждое представление 2-3 мин.).

    Следующее задание несколько сложнее: вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы.

    Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш сад от других?
    У вас есть 5 мин, давайте сочиним оду нашего детского сада.
    На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.

    4. Повышаем самооценку.

    Цель: формирование уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально. Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.
    Самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
    1) когнитивная компетентность, т.е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
    2) социальная компетентность, т.е. способность поддерживать отношения с людьми;
    3) физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т.д.);
    4) кодекс поведения – «хорошая ли я девочка или мальчик)».

    С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

    Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин., чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?
    Упражнение 2. Кидая друг другу мячик, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (обсуждение 10 мин.)
    Упражнение 3. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге. (3-5 мин.)

    5. Общение с коллегами.
    Цель: формировать навыки позитивного, созидательного общения педагогов. Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.

    Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
    Каким вы видите идеальное общение «Воспитатель-воспитатель»? что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз – осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
    Упражнение 1. Вам дается 5 мин., чтобы придумать и показать жестами сигналы:
    - мне нужна помощь;
    - у меня есть свободное время;
    - прекратите шуметь;
    -поспешите;
    - успокойтесь;
    -я иду на помощь;
    -приходите в гости. (На демонстрацию отводится 10 мин.)

    Упражнение 2. Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать, друг друга, предлагается следующее упражнение.

    Закончите предложения.
    1. Самым важным в работе с детьми своей группы я считаю…..
    2. Наиболее проблемный ребенок в группе….
    3. Наиболее успешно в группе проходят занятия ….
    4. Мне кажется, что детям не нравится…
    5. Я бы хотела поговорить с родителями……
    6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал……(логопед, психолог, инструктор физ. воспитания, муз. рук. и др.)
    7. Я готова помочь коллегам…(в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям).

    Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

    Психологическая зарядка
    Комплекс №1.
    Цель: помочь овладеть приемам релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала педагогов. Для достижения желаемого результата зарядку рекомендуется проводить 15-20 мин. Каждый день.

    Упражнение на самоанализ: закончите предложения:

    «Раньше я была….»
    «На самом деле я ….»
    «Скоро я ….»

    Обратная связь (рефлексия).

    Используемая литература:
    1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
    2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007.

    Психологический тренинг для педагогов

    Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    Формирование благоприятного психологического климата

    Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

    Развитие умения работать в команде

    Сплочение группы

    Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

    Повысить коммуникативные навыки педагогов

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы:

    Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, солнышки, звездочки

    Спокойная музыка для релаксации

    Ход тренинга:

    1.Правила тренинга:
    Единая форма обращения друг к другу (по имени).

    Общение по принципу “здесь и теперь”.

    Конфиденциальность всего происходящего.

    Искренность в общении.

    Уважение к говорящему.

    2.Содержание тренинга:

    Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал.

    Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    3. Веник . Древняя притча

    У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

    Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

    Тогда отец сказал:

    - Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

    Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

    Упражнение 4. «Приветствие»

    Педагогам предлагается встать в круг, представится и охарактеризовать себя, назвать несколько своих качеств.

    Упражнение 5. Тест: «Качества вашего темперамента»

    Упражнение 6. «Комплимент»

    Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    По кругу мы будем говорить комплименты соседу справа, а теперь соседу слева. Молодцы.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение 7. Я приглашаю вас в круг.

    Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

    (звучит музыка)

    Молодцы, а теперь встаньте паровозиком и представьте, что начался дождь. Вы будете поглаживать друг друга по спине, изображая капли дождя. А теперь дождь усиливается, пошел ливень, теперь капли града. Дождь заканчивается, выходит солнышко.

    Упражнение 8. Дыхательная гимнастика

    В нашей работе очень часто бывают такие моменты, когда мы чувствуем упадок сил, нервное напряжение. Это упражнение можно проделывать самостоятельно и оно очень эффективно.

    Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания - один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

    Упражнение 9. (звучит музыка) на расслабление

    Примите максимально удобную позу. Закройте глаза.

    Представьте себя парящим над землей. В полете вы устремляетесь ввысь. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз... Вы видите звезды, языки туманностей бледно-синеватых оттенков... Найдите где-то недалеко от вас планету ярко-голубого цвета. Это Земля. Заметьте, как солнце блестит и дробится на множество сверкающих точек, отражаясь от поверхности океанов. Почувствуйте радость и любовь, как человек, который вернулся в любимый дом после долгого отсутствия. Начинайте снижаться, направляясь к поверхности... Вам приятно парить над Землей, и вы с удовольствием разглядываете темно-синий океан, блестящий белыми брызгами, и темно-зеленые поля лесов, и белое покрывало облаков, и уходящий вдаль горизонт, и звезды, окружающие этот великолепный шар... Смотрите, наслаждайтесь... Это то место, где вас любят и ценят. Счастья и Радости Вам!

    Откройте глаза. Поднимите руки вверх - сделайте вдох, опустите руки - сделайте выдох. Спасибо.

    Упражнение 10. «Чему я научилась»

    Цель: рефлексия

    Я научилась….

    Я узнала, что….

    Я была удивлена тем, что…..

    Мне понравилось,………

    Я была разочарована тем, что….

    11. Притча. Мир такой, каким ты его видишь

    К оазису подошел юноша, попил воды и спросил у старика, который отдыхал у родника:

    - Какие люди тут живут?

    Старик и себе спросил у молодого человека:

    - Толпа эгоистов с недобрыми помыслами, ответил юноша.

    - Таких же найдешь и тут, - промолвил мудрец.

    В этот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду после сложного пути. Увидев старца, он, поприветствовав его, спросил:

    - Какие люди проживают в этом месте?

    Старик в ответ поставил тот же вопрос:

    - А какие люди живут там, откуда ты пришел?

    - Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

    - Таких же найдешь и тут, - заверил мудрец.

    Человек, который слышал оба разговора, поинтересовался:

    - Как мог ты дать два такие одинаковые ответа на разные комментарии?

    На это старик ответил:

    - Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет найти ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

    Комментарий психолога.

    Все, что окружает нас, - это отображение наших мыслей. Мы смотрим на реальность через фильтр, которым сами и являемся. Мы сами выбираем, в каком свете видеть все, что происходит вокруг нас, - в позитивном или негативном.

    Несмотря на то, что у каждого из нас разный характер, темперамент, облик, я хочу пожелать нам уважения друг к другу, мыслить в одном направлении, успехов, веры в себя и спокойствия!

    Коллеги, желаю вам только удачи,

    Чтоб были под силу любые задачи,

    Чтоб деньги в достатке все время водились

    И честно вы в школе чтобы трудились!

    Оплаты – достойной, судьбы на отлично,

    Здоровья – без меры, а жизни – приличной!

    Еще вам желаю, конечно, карьеры,

    Чтоб вверх по ступеням вы шли непременно!!!



    Задание: дописать неоконченные предложения

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научился(лась)___________________________________________________

    Я узнал(а), что_____________________________________________________

    Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

    Мне понравилось___________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научился(лась)___________________________________________________

    Я узнал(а), что_____________________________________________________

    Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

    Мне понравилось___________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научился(лась)___________________________________________________

    Я узнал(а), что_____________________________________________________

    Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

    Мне понравилось___________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научился(лась)___________________________________________________

    Я узнал(а), что_____________________________________________________

    Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

    Мне понравилось___________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научился(лась)___________________________________________________

    Я узнал(а), что_____________________________________________________

    Я был(а) удивлен(а) тем, что_________________________________________

    Мне понравилось___________________________________________________

    Я был(а) разочарован(а) тем, что______________________________________

    Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Подготовила педагог-психолог АУ ДОУ ДСОВ № 15 «Росинка» город Радужный Савуляк Лилия Владимировна

    «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» Курт Левин В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.

    Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: Повысить сплоченность коллектива; Повысить взаимопонимание между педагогами; Повысить самооценку педагогов; Формирование благоприятного психологического климата в коллективе; Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе; Развитие умения работать в команде; Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    «Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Заповеди сплоченного коллектива ØПроявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны. ØПомните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени. ØБудьте хорошим слушателем. ØПоощряйте других на разговор о них самих. ØГоворите о вещах интересующих вашего собеседника. ØПочаще улыбайтесь. ØНайдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки. ØПолюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам. ØНаучитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами. ØНаучитесь доверять людям. ØНе ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие. ØДелайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей. ØВызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива. ØУважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает! ØЯвляясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью. ØЕсли коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя. ØНачинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе? » Ответив на вопрос, начинай действовать. ØТалантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников. ØОтветственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой. ØБудьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех. ØЗапомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям. УСПЕХОВ ВАМ!

    УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят. Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение, которые пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.

    1. Упражнение «Квадрат» (5 -10 мин.) Цель: прочувствовать каждого участника группы. Ход упражнения Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы: Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры. Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

    2. Упражнение «Коллаж» Время проведения: 40 -45 мин. Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных. Ход упражнения Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью карандашей. Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали именно этого животного? Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное? Были ли сложности при выполнении упражнения?

    3. Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т. д. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!» . Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме» , что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме» ? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

    4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры). Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом. Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива. Подпишите лист, чтобы узнать чей он.

    5. Упражнение «Идеальный мир» Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов. Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать другу. Задание: Øпервой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив» ; Øвторой команде нарисовать картину «Идеальный коллега» , и представить картины всему коллективу. Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1– 2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

    6. Упражнение «Ассоциации» Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда» . Размер группы: 8– 15 человек Время: 10– 15 минут Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда» . Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы. 1. Возьмите ручки и бумагу. 2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову: ØЕсли команда - это постройка, то она… ØЕсли команда - это цвет, то она… ØЕсли команда - это музыка, то она… ØЕсли команда - это геометрическая фигура, то она… ØЕсли команда - это название фильма, то она… ØЕсли команда - это настроение, то она… 3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали… Итоги упражнения: Что вам понравилось в этом упражнении? Какие ответы были для вас самыми интересными? Какие ответы удивили вас? О чем нам говорит это упражнение?

    7. Упражнение «Почта России» Каждый участник тренинга напишет телеграмму, поздравление, пожелание на бланке, указав вместо ФИО описание внешности и характера другого участника, а на обратной стороне бланка нарисует его портрет. Все бланки складываются в почтовый ящик, затем надо угадать кому адресовано послание. Определить, кто из группы соберет их больше.

    8. Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3 -5 минут. Описание упражнения: Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие» . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе: Ø Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Ø Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Ø Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Ø Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться. Ø Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Ø Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ø Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

    Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!» Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив, живущий под одним девизом: "Наша работа - любовь с заботой!"

    Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный мною тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    Формирование благоприятного психологического климата;

    Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    Развитие умения работать в команде;

    Сплочение группы;

    Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

    Повысить коммуникативные навыки педагогов;

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы для тренинга:

    Листы формата А-4 по числу участников, цветные карандаши или восковые мелки;

    Спокойная музыка для релаксации;

    Ход тренинга

    Психолог:

    «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

    Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

    Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

    Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Вместе».

    В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами. (Слайд №1)

      Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

      Говорю за себя.

      Внимательно слушать друг друга.

      Не перебивать говорящего.

      Уважать мнение друг друга.

      Безоценочность суждений.

      Активность.

      Правило «стоп».

      Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

      1. Упражнение «Комплимент»

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

    « Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога по кругу. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

    Например:

    Таня, ты такой отзывчивый человек!

    Да, это так! А еще, я добрая!

    А у тебя Света, такие красивые глаза!

    Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

      Упражнение «ГОВОРЯЩИЕ РУКИ»

    Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

    Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

    Варианты инструкций образующимся парам:

      Поздороваться с помощью рук.

      Побороться руками.

      Помириться руками.

      Выразить поддержку с помощью рук.

      Пожалеть руками.

      Выразить радость.

      Пожелать удачи.

      Попрощаться руками.

    Анализ упражнения:

      Что было легко, что сложно?

      Кому было, сложно молча передавать информацию?

      Кому легко?

    3.Упражнение «БЕСЕДА В КРУГУ»

    Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

    • увлечения;

    • майские праздники;

    Анализ упражнения:

      Узнали ли вы что нового из беседы, если да то что?

      Упражнение «МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО»

    Цель: снятие агрессии.

    Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

    Анализ упражнения:

      Какие эмоции испытывали во время упражнения?

      Что нового узнали о других?

      Что интересное узнали?

    Упражнение « Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)

    Цель: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе.

    Вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? »

    После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 минут свой портрет, как вы себя видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

    Анализ упражнения:

        Каков этот человек?

        Кто это может быть?

      Медитация «Горная вершина »(5 минут)

    Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

    Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

    Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

    Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

    Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

    Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

    Этап 6. Заключительный

    ПОДАРОК

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие . Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

    А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

      Что для вас сегодня было важным?

      Какие чувства вы испытывали?

      Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

    Памятка педагогу

      Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;

      Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;

      Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;

      Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;

      Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;

      Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;

      Использовать возможность выступить с речью;

      Следите за питанием и фигурой;

      Позволяйте себе «маленькие женские радости»;

      Не забывайте, что вы красивы.

    КГКП Детский сад №10 «Ладушки»

    Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе»

    Подготовила: педагог-психолог Рыжкова Е.Н.