Сколько нужно учиться чтобы стать доктором археологии. Профессия археолог

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Упоминать об археологии начали еще в Древней Греции. Например, Платон под этим понятием понимал исследование древности, а в Эпоху Возрождения имелось в виду изучение истории Греции и Древнего Рима. В зарубежной науке этот термин связывают с антропологией. В России археология - это наука, которая изучает ископаемые материалы, которые связаны с человеческой деятельностью в глубокой древности. Она изучает раскопки и на данный момент сотрудничает со многими научными отраслями и имеет несколько разделов, занимающихся разными эпохами и культурными областями.

Профессия археолог - это многогранная и интересная работа

Люди изучают культуру и быт древних цивилизаций, восстанавливая далекое прошлое по останкам, которые аккуратно раскапывают в пластах земли. Работа эта требует большой осторожности и кропотливости. Так как со временем останки прошлого становятся более хрупкими и ветхими.

Археолог - это человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований. Часто эту профессию сравнивают с детективной деятельностью. Работа археологов творческая, требующая внимания, воображения и абстрактного мышления - для воссоздания первозданной картины древнего мира в прошлом.

Профессия стала популярной еще в Греции и Древнем Риме. Уже с тех времен были известны каменный, бронзовый и железный века, проводилось множество раскопок и находились еще более древние архитектурные памятники. В эпоху Возрождения основная цель археологов была - найти античные скульптуры. Как отдельная наука она сформировалась в начале 20-го века.

Какими качествами должен обладать археолог

Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог - профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств - это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог - это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

Знания, которые требуются

Профессионалы должны уметь чертить, рисовать, фотографировать. Владеть основами не только реставрации, но и консервации металлических, каменных, глиняных и органических материалов (кожа, кость, дерево, ткань и т.д.). Обязательно нужны широкие знания антропологии, языкознания, этнографии, геодезии, топографии, геологии и палеозоологии. Те археологи, которые изучают исторические древности, должны хорошо знать историю и вспомогательные дисциплины (текстологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику, геральдику и многое другое).

Археологи-полевики должны быть экономистами, хорошими организаторами, педагогами и психологами. Но самое главное - они должны уметь «видеть землю», читать ее слои и прослойки и правильно сопоставлять найденные древности.

Профессиональные заболевания

Люди-археологи имеют свои болезни, которые приобретают в экспедициях. Чаще всего это гастрит или желудочная язва, что напрямую зависит от качества питания, так как часто нормальных условий для приготовления пищи нет. Также распространены ревматизм и радикулит, так как очень часто археологам приходится жить в палатках при различных погодных условиях. Из-за этого возникают различные артрозы и артриты.

В чем заключается работа археолога?

Чем занимаются археологи? Не только глобальными раскопками, но и отдельными мозаическими фрагментами, которые необходимо правильно подобрать и тщательно сложить в одно целое. Часто бывает, что на разгадку тайны прошлого уходят многие годы. Но зато окончательный результат того стоит. Так как именно таким образом можно воссоздать прошлое, которое, казалось бы, навеки сокрыто в недрах планеты.

Чем занимаются археологи? Они изучают источники, анализируют их и впоследствии дополняют различными уже известными фактами. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит напрямую с артефактами и документами. Ученые могут работать не только на суше, но и под водой.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман - это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу - козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах - не фантазия, а реальность.

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Есть известные археологи и в России. В их число входит родился он в 1908 году. По знаку зодиака - водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

Выдающиеся открытия

Ученые-археологи выделяют 10 самых значительных находок мира, которые были найдены при раскопках:


Необъяснимые находки

Что находят археологи из необычного? Существует ряд раскопанных экспонатов, которые объяснить логически просто невозможно. Переполошили научное общество фигуры Акамбаро. Первую нашел в Мексике немец Вольдемар Джалсрад. Фигурки, казалось бы, имели древнее происхождение, но вызвали много скептицизма среди ученых.

Камни Дропа - отзвуки древнейшей цивилизации. Это сотни дисков из камня, найденные на полу пещеры, на которых были выгравированы истории о космических кораблях. Ими управляли создания, останки которых также были найдены в пещере.

Страшные находки

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Инструменты археологов

На раскопках применяется в основном такого рода инструмент: штыковая, совковая и саперная лопаты, различных размеров кирки и совки, метла, кувалды, молоты и разного размера кисточки. Труд археолога может быть и довольно тяжелым, особенно когда приходится раскапывать большие курганы.

Важным моментом является правильная работа на объекте. И умение подобрать необходимый инструмент также нужно. Руководитель на раскопках не только следит за состоянием здоровья археологов, но и помогает правильно использовать нужные кисточки и лопаты.

Как стать археологом

Выучиться можно как на дневном отделении, так и на заочном. Археолог - профессия, которую может приобрести любой, у кого есть тяга к древности и раскопкам. Для этого нужно поступить в ВУЗ, в котором готовят историков. Именно по этой дисциплине могут потом заниматься раскопками и остальными направлениями. Археолог - это и есть историк. Однако, в отличие от последнего, он занимается не только изучением теории, но и собственноручно ищет и исследует древность.

Заработная плата археолога

Российская зарплата в среднем равняется приблизительно 15 тыс. рублям. Но только за одну экспедицию археолог может получить до 30 тыс. рублей. Заработная плата в разных городах может отличаться. Например, в Москве она колеблется от 20-ти до 30-ти тысяч рублей. В регионах она ориентировочно на 5-7 тысяч ниже.

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье я расскажу, как стать археологом, рассмотрим достоинства профессии и уделим внимания истории возникновения археологии.

Археология – не просто наука, это ключик к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Неудивительно, что многие люди стремятся получить образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология – захватывающая и интересная профессия. Правда, не каждому суждено стать истинным археологом. Кроме тайн и романтики, подразумевается титаническая научная работа.

Археология – историческая дисциплина, которая изучает прошлое на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства и материальные блага, которые созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта.

Родиной археологии является Древняя Греция. Жители государства первыми начали изучать историю. Что касается России, здесь наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Поговорим о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать археологом.

  1. Терпение, творческий подход и аналитический склад ума . Если решили освоить профессию, следует понимать, что работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, систематизацией и анализом информации.
  2. Коммуникабельность . Человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Во время работы придется обмениваться информацией с коллегами, принимать участие в командной работе.
  3. Неприхотливость в быту . Приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Нелишне уметь делать уколы и оказывать первую помощь.
  4. Хорошая память . Память считается верным помощником археолога.

Археолог – прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она предлагает интересные экспедиции, раскопки могильников и городов. Если повезет, совершите большое открытие, которое принесет всемирную известность.

Пошаговый план действий

Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета.

  1. Чтобы успешно освоить профессию, для начала получите знания в школе по химии, истории, физики, географии.
  2. Обзаведитесь специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры.
  3. Получить профессию можно в университете. Однако, готовиться следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, придется поступить в колледж, избрав специальность «История».
  4. После окончания колледжа продолжите обучение в университете. Специальность выбирайте связанную с историей.
  5. В начале обучения станьте членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит принять участие в раскопках и реконструкциях.
  6. Посещайте археологические конференции для студентов и участвуйте в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом.

На этом статья не заканчивается и впереди ожидает интересная информацию. Если действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше.

Можно ли стать археологом без образования?

В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.

Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.

Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.

Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.

Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.

Преимущества археологии

  1. Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
  2. Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
  3. Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
  4. Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
  5. Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
  6. Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.

Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.

Археолог – это историк, изучающий культуру и быт людей, которые жили на планете в древние времена.

  1. Знание истории эпохи, которую исследует. Понадобятся и знания в областях, которые связаны с археологией. Речь идет о палеографии, научной реставрации, исторической хронологии и географии.
  2. Следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало общего. Список дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой.
  3. Придется освоить навыки топографа и геодезиста. Если намереваетесь работать в горной местности или под водой, обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания.
  4. Стоит подготовиться не только к постоянному туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая находки.

Чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Основной задачей является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность картины напрямую зависит от уровня знаний специалиста.

Найденный кусочек посуды ни о чем не скажет. Его приходится исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Археологи не фантазируют. Выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами.

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

  1. Здоровье . Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
  2. Зависимости . Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
  3. Образование . Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История». Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся.
  4. Навыки . Научитесь рисовать и профессионально фотографировать. Эти умения сделают работу более комфортной.

Получить образование несложно, но работать сложнее. Надеюсь, что пост поможет полезным.

Занимаясь археологией, побываете в разных уголках планеты, увидеть много интересного и получить массу приятных эмоций. Правда, помните, что работа еще и опасная. Если не нравится экстрим, попытайтесь себя найти в другой сфере деятельности. Удачи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Археолог

Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

*Кувшин XIII века найден во время раскопок в г. Иерихоне, на участке Правительства Российской Федерации.

Это первые работы российских археологов в древней Палестине за истекшее столетие.

От греч. archaios — древний и logos — учение.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.

Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.

Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

на территории Керчи.

Перу. Раскоп гробницы древней культуры мохо,

исчезнувшей за 700 лет до расцвета

Исследование русского парусника

первой половины VIII века,

затонувшего в Днепре.

Эксперимент «Неолитический дом» в Чатал-Гуюке,

древнейшем поселении Анатолии (Турция).

Постройка печи - конструкция и материалы,

типичные для неолита (по данным раскопок).

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).

Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная - поиск под водой;

Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.

Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.

А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Стать археологом можно, окончив

(со специализацией на кафедре археологии).

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация: выбор профессии для взрослых. Поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Книга Эльмиры Давыдовой поможет вам понять вашего ребенка и даже понять самого себя. Книга написана очень легко, в ней примеры из её практики. А практикует она профориентацию уже 12 лет.

по меньше низя! Сначала нужно научиться хорошо писать и читать по русски!

01/06/2016

Что такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. На эти сложные вопросы «Городу 812» помогали найти ответы Ольга Щеглова, старший научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, доцент кафедры археологии СПбГУ, и Сергей Белецкий, ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


1. Что такое археология?

Археология, осторожно формулируют специалисты, - это специальная дисциплина, которая изучает прошлое, опираясь на материальные древности, остатки человеческой деятельности. Наткнуться на археологический памятник вроде погребения Тутанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Нужны специальные знания и усилия, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

С середины ХIХ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Этот вопрос был предметом специального обсуждения в Петербургском археологическом обществе. Путем голосования тогда было принято решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

Многие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забывая о том, что 1700 год отстоял от голосования всего на полтора столетия. А от сегодняшнего дня на полтора столетия отстоит середина XIX века.

«Сейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствования Александра II, - говорит Сергей Белецкий. - Хотя, на мой взгляд, интересы археологии следует распространять и на древности ХХ века».

Ольга Щеглова с этим не согласна: археология начинается там, где мы перестаем понимать прошлое. Скажем, исследования захоронений Второй мировой войны - это не предмет археологии, потому что идентификация погибших и перезахоронение с почестями не ставят никаких научных задач.

«В одном раскопе в Пскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками НКВД, - не соглашается в свою очередь Белецкий. - И в слоях, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. Вот и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка ГУЛАГа. К чему я это говорю? Убежден, что археологически надо изучать не только древности, но и памятники новой и новейшей истории».

2. Возможны ли археологические сенсации в России?

Конечно. Вот самый свежий пример. Доктор наук Олег Шаров в январе-феврале 2016 года нашел на Тамани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII-VII веков до н. э. Это настоящее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех краях греческой колонизации. Ранее считалось, что первые колонисты заняли в районе современной Кубани пустовавшие земли.

3. На чьи средства ведут раскопки научные археологи?

У ИИМК РАН в последние десятилетия нет возможности строить самостоятельную политику в полевых исследованиях, в отличие, например, от Эрмитажа. Тем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвования, целевые программы Президиума РАН. Гранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых.

«Но это небольшие деньги, - уточняет Ольга Щеглова. - Кроме того, существует ряд дурацких и унизительных ограничений в их использовании, связанных с тем, что институт - бюджетная организация. Сегодня можно брать на работу в экспедицию коллегу из соседнего отдела, завтра - нельзя, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а сегодня - нет, и так дальше. Многие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследования: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки. Так поступаем не только мы: знаменитая Гнёздовская археологическая экспедиция МГУ ведет сейчас сетевой краудфандинг - собирает средства на покупку подержанного прибора для современной топосъемки. Я тихо радуюсь, что в СПбГУ это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. Что такое коммерческая археология?

«Признаем честно, - говорит Сергей Белецкий, - стройная система получения нового знания - это идеальный вариант научной археологии. Такой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. Теперь любые поисковые работы связаны с хозяйственной деятельностью. Прокладываются газопровод или шоссе, проектируется дом с подземным гаражом, планируется создание водохранилища. И всем этим работам должны предшествовать археологические изыскания, чтобы выявить в пространстве, отведенном под хозяйственное освоение, памятники, которым грозит уничтожение. И раскопать их».

В постсоветской России в 1990-е и в начале 2000-х возникло много самостоятельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским. В них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны памятников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. Многие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в АНО, НП. Те, кто остался на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

С другой стороны, в академических институтах в нефтяные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. Сейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. В это же время занятие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда рядом с научными появились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. В них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образования, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов - мало…

Иногда дело заканчивалось большим скандалом, рассказывает Ольга Щеглова. Около года назад в прессе было много сообщений о решении Пушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «НПФ Гамас», выполнявшей многочисленные заказы на археологические исследования перед строительными работами. Фирма была оштрафована на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы Яскелево в Гатчинском районе, а отчет представила фальшивый. Несмотря на то что в этом вопиющем случае «Гамас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и я не знаю, вступил ли приговор в силу.

«В условиях сегодняшнего кризиса появляется весьма реальная опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», - говорит Сергей Белецкий.

5. Где учат на археологов?

Главные центры с отдельными кафедрами археологии - в МГУ и СПбГУ, очень сильные развивающиеся школы в Новосибирском университете и в Казанском, школы с традициями существуют в Воронеже, Ижевске, Перми и дальше на восток: Кемерово, Тюмень, Томск и т.д. В 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

Сейчас СПбГУ набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «Хорошо, если мы доведем их всех до диплома», - говорит Ольга Щеглова.

«В школе я был троечником. Но профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», - рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Белецкий.

Сейчас доктор Белецкий мог бы и не попасть в университет. При поступлении учитывается только ЕГЭ, а не мотивация абитуриента.

«У нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ЕГЭ. Мы не встречаемся с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повлиять на зачисление, - говорит Ольга Щеглова. - С одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым ребятам из провинции. Но есть и другая сторона: тестовая уравниловка значительно затрудняет путь в образование профессионально ориентированных ребят, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. Часто они слабее сдают ЕГЭ и отсеиваются».

Особенно скверно, считает Щеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образования, в магистратуру: археологическое направление в России традиционно развивается в рамках исторического образования. Так что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придется анонимное эссе по истории, скажем, Второй мировой войны… И оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знания пока в расчет никто не возьмет.

Болонская система, примененная в России, тоже вызывает нарекания.

«Смысл болонской системы, - говорит Белецкий, - сокращение объема лекционных занятий и значительное увеличение объема индивидуальных занятий преподавателя со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполняет, преподаватель проверяет и затем обсуждает со студентом качество выполнения. К сожалению, наше Министерство образования заимствовало из болонской системы только идею сокращения лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов для индивидуальной работы преподавателя со студентом не предусмотрело. Получилась не болонская а болванская система. При нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходится тратить время на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных занятий - удар по профессиональной подготовке студентов».

«В существующем виде бакалавриат сломал хребет обучения археологии, - считает Щеглова. - Четыре года студенты учатся в основном как историки и не получают настоящего объема знаний по археологии «из рук в руки». В магистратуре на одной скамье оказываются бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себя под археологов. Уровень специальных знаний у них оказывается очень разным».

Но самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Это плохо, потому что археология во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Было время, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. Тогда вероятность ошибки в выборе профессии была практически исключена», - говорит Ольга Щеглова.

6. Где будут работать выпускники?

Примерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во всяком случае, с археологией не порвали, утверждает Щеглова. Основной «потребитель» выпускников СПбГУ, как ни странно, Эрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический ИИМК. Кроме этих двух мест выпускники устраиваются в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны памятников и идут преподавать.

7. Сколько времени археолог проводит в раскопе?

Практикующие археологи разные. Если специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух месяцев в год и в любой сезон. Этому предшествует период подготовки - научного обоснования проведения разведок или раскопок, подготовки к выезду. После раскопок - несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследования материала.

Нужно отдать должное, говорят наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справляются, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследования. Но таких мало, хотя это ученые разных поколений.

Основная часть коллег, постоянно ведущих охранные работы, становятся археологами-производственниками. Они овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позволяющий работать с памятниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не ставят.

«Еще одна часть сотрудников, в основном старшего поколения (а таких в академических институтах большинство), от полевой деятельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, - говорит Белецкий. - Основная задача этих исследователей - обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрения рассмотреть старые материалы».

8 .Чем западные археологи отличаются от наших?

«Мы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, - говорит Ольга Щеглова. - А в Европе крупные университеты готовят по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко десяток. То есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Но и это не обеспечит им работу в дальнейшем. Они вступают в конкурентную борьбу за гранты. И почти все меняют специализацию, ориентируясь на то, что востребовано.

Вместе с нами в отделе ИИМКа работает наш коллега из Германии Йенс Шнеевайс, он получил грант фонда Гумбольта. Долго занимался археологией Сибири, ездил в поле, писал статьи. Затем изучал раннеславянские памятники на Эльбе, работал в Белоруссии. Но получив грант, занялся российским Северо-Западом, теперь два года будет работать у нас. Это нормальная карьера специалиста».

9. Как с доходами у археологов?

С доходами - плохо. Либо они приличные, но нестабильные, либо постоянные, но мизерные. У выпускника будут проблемы. Мы все работаем в нескольких местах. Но в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

Михаил Артамонов, знаменитый археолог, директор Эрмитажа, как-то сказал: «Археология - это профессия для идиотов и энтузиастов, потому что если ты не энтузиаст, то ты идиот».