Русский фотограф сделавший первые цветные фотографии царя. Редчайшие цветные фотографии прокудина-горского

Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского (70 фото)

Случайно наткнувшись недавно в сети на колоритную фотографию старика-сарта, я не придал особого значения тому, что фотография была цветная. Ну, фотография, как фотография. Какой-то старик в халате, ничем не отличающийся от беженцев из Таджикистана-Афганистана, часто появляющихся в последнее время на экранах ТВ, а то и на улицах нашего города. Фотограф Прокудин-Горский.

Вскоре ещё раз во время беседы в сети всплыла эта фамилия в разговоре о виртуальной библиотеке Конгресса США. Поспешив зайти на сайт библиотеки конгресса, я провисел в сети остаток ночи, скачивая файл за файлом поразительные картины жизни Российской империи, запечатлённые в цвете фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским ещё в начале прошлого века.

Заинтересовавшись прежде всего фотографиями из среднеазиатского цикла, снятыми в 1911 году, я невольно просмотрел в поисках нужного материала десятки снимков. Постепенно проходил шок оттого, что это ЦВЕТНЫЕ фотографии начала 20 века. Я увидел ожившие картины-иллюстрации к русской классике. Великолепные пейзажи. Серию этнографических снимков, запечатлевших представителей многих народов империи. Бытовые зарисовки, индустриальные картины поры юного российского капитализма.

Просматривая слайд за слайдом, я чувствовал изменение своего представления о дореволюционной России. Она оказалась несколько другой, нежели виделась по прочитанным книгам, увиденным фильмам. Книги заставляют работать воображение - а оно субъективно. Старые фотографии обычно настолько плохого качества, что кажутся мёртвыми, надуманными. Фильмы вообще штука постановочная, да и не существовало практически в ту пору документального кино. Фотографии же Прокудина-Горского запечатлели полноцветные картины из реальной жизни. Позже прочёл высказывание Сергея Михайловича о содействии фотографии делу просвещения: "Память, поддержанная визуально, благодаря интересно представленному предмету, далеко превзойдет наши обычные способы запоминания ".


И всё же откуда сто лет назад взялся цвет?
Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 30-40 назад цветное фото было экзотикой. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Автор Сергей Михайлович Прокудин-Горский


































































Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор , значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» . Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года


3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)

Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти псевдо цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.

По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.
А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи , и немецкую оккупацию Парижа.
В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.
Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."

Нет пророка в своем Отечестве – эта крылатая фраза идеально описывает биографию Сергея Прокудина-Горского, который потратил полжизни на разработку технологии трехсекционного диапроектора и запечатление для истории богатого разнообразия своей Родины, а последние десятилетия провел в Италии и Франции, где работал с братьями Люмьер и другими западными специалистами. Коллекция трудов Прокудина-Горского и вовсе оказалась в Библиотеке Конгресса США, чья администрация после смерти фотографа (27 сентября 1944) выкупила у наследников все материалы (1902 тройных негатива и 2448 черно-белых отпечатка, всего 2600 оригинальных изображений). Там же, в Библиотеке, была составлена первая полная биография знаменитого фотографа, а с появлением всемирной Сети был создан интернет-сайт, где каждый желающий смог ознакомиться с творчеством великого изобретателя, общественного деятеля и пионера цветной фотографии в царской России. А началась работа над эпическим проектом так.

Русский фотограф на службе царя Николая II

3 мая 1909 года профессор Сергей Прокудин-Горский получает приглашение посетить Александровский дворец в Царском селе и познакомить Императора и его семью с последними результатами экспериментов в области фотографии. Романовы потрясены увиденным и не отпускают мастера до позднего вечера. А уже спустя несколько дней правительство получает высочайший указ всячески содействовать изобретателю в его грандиозном проекте Цвет нации.

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотографы начали ещё в середине девятнадцатого века. Метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветных светофильтра – красный, синий, зеленый. А потом с помощью трехсекционного диапроектора три негатива одновременно проецировались на экран, что давало эффект цветного изображения. Прокудин-Горский следовал методу, изобретенному Максвеллом ещё в 1855-м, но у революционной технологии имелось слабое место в виде сложности с получением красной и зеленой составляющей спектра. Каждый мастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Сергей Прокудин-Горский достиг в этом деле замечательного прогресса. Его авторская технология
сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу в сравнении с западными коллегами, благодаря чему фотографии Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая новые патенты и повышая качество своих трудов.

Цветные фотографии Прокудина-Горского

С 1897-го Сергей Прокудин-Горский начал докладывать руководству Императорского Русского Технического общества о новейших разработках мирового и русского фотоискусства. Многочисленные подробные доклады, статьи, книги и, разумеется, цветные фотографии - к началу нового века Прокудин-Горский являлся главным российским авторитетом в своей профессии. Поэтому неудивительно, что авторитетный специалист с помощью влиятельных друзей сумел получить аудиенцию Николая Второго и заручиться царской поддержкой в реализации своего эпического плана – запечатлеть для истории жизнь огромного государства. Правительство организовало для фотографа специальный железнодорожный вагон, оснащенный всеми необходимым материалами для амбициозного проекта, и Сергей Прокудин-Горский отправился в дорогу, где и были сделаны следующие исторические кадры.