Пусть земля ему будет небом.

Летчик-испытатель Александр Гарнаев: « С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадрилье на МиГ-23 (он сам был родом из Армавира). В свое время Вася был переведен с Дальнего востока в Килп-Явр за то, что сдул японский вертолет с палубы авианосца, а вычислен был по фразе, брошенной в открытый эфир: «П...ц котенку!»
В полку он отличался своей шебутной лихостью — как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топлива — и устроил американиям обильный керосиновый душ... Потом эта история с Орионом... после которой НАТОвцы начали передавать Васе «привет», а Вася от греха подальше был переведен в Крымский Гвардейский полк.
А случилось вот что...
В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года, в воскресенье, оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъем в воздух одного самолета Су-27, из состава дежурного звена 941 иап ПВО. Нарушителем «покоя» был базовый патрульный самолет Р-3с «Орион» из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. «Орион» вылетел с авиабазы Аннейя, «петлял» вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами и судя по всему вел разведку перемещений кораблей СФ и контроль за выходом из баз наших подводных лодок. Особенностью этого самолета разведчика было то, что в воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго заставлять «нервничать» силы ПВО.
Задача дежурного Су-27 (941 иап ВВС ПВО, аэродром Килп-Явр) состояла в том, чтобы контролировать действия «Ориона» и не допустить нарушения Г осударственной границы СССР. Самолет пилотировал старший лейтенант Василий Цымбал . После взлета, КП ИАП «навело» истребитель на «Орион» и Су-27 начал «нарезать петли» возле нарушителя . Все происходило как обычный «дежурный» вылет, так как «Орионы» караулили наши ПЛ почти каждый день.
Но! Кто, может быть, помнит, в то время в воскресенье, в 11.00 начиналась по телевидению программа «Утренняя почта». Все хиты советской эстрады на то время показывала в основном только «она», альтернативы практически не было. И смотрели эту передачу все и вся, и в домике дежурного звена так же. Накануне был анонс предварительный, что в этой «Утренней почте» будет выступать кто-то из «звезд» на то время. Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме... Кроме летчика Василия Цымбала . Так как «Орион» будет «болтаться» у границы неизвестно сколько времени. Обидно, да! И Василий начал «гонять» самолет ВВС Норвегии Р-3с «Орион» с особой строгостью .
«Орион» не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхода лодки на дежурство. Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы под «Орионом», на выходе включая слив топлива. В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил. В итоге задел килем винт двигателя правого крыла «Ориона», от чего винт сломался и его обломки пробили фюзеляж «Ориона».
Все! «Орион» сдался и взял курс на базу. Василий Цымбал докладывает на КП — «Орион» уходит на базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром. Василий делает боевой разворот, догоняет «Орион», заходит впереди начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж. «Обгадил» Василий самолет страны НАТО как мог. Затем вернулся на аэродром и успел таки посмотреть «Утреннюю почту», никому ничего не докладывая о произошедшем.

После заруливания в ДС при осмотре Су-27 техник доложил, что самолет имеет повреждение законцовки правого киля: повреждения были небольшими — середина «пилотки» разлохмачена. Вася, спрашивает его техник, ты куда умудрился влезть? «При манерах кили трясло, вот, наверное, и поломалось». Такое бывало и ранее, ничего особенного, поэтому киль просто заменили и благополучно забыли об этой истории.
Более в этот день самолеты-разведчики в акватории Баренцева моря не появлялись...
Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался вечером. «Орион» дополз до своего аэродрома. В этот же день был оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву, там Министру обороны, от него к Главкому войск ПВО. Дежурный генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО, армия корпус, корпус — 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было? Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было, обычный вылет.
В полк приезжает к омандир к орпуса, начинаются разбирательства. И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы, но с борта «Ориона» вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Стоит добавить, что времена-то были горбачевские, у которого натовцы в лучших друзьях ходили. В общем вместо награды Васю отправили в ссылку, правда, на прекрасную Кубань...

А вот как описал героя в своем рассказе "Памяти лётчика Васи Цымбала" Александр Романов.
Лётчика Васю Цымбала в Заполярье знали все. По популярности он долгое время опережал п резидента США.
А дело вот в чём.
Сидел Вася в составе дежурных сил на боевом дежурстве. Задача была проста: в случае нарушения госграницы взлететь и используя всю мощь истребителя Су-27 уничтожить супостата.
А супостат тут - как тут. В лице самолета разведчика "Орион". Кто не знает, обьясняю. Это самолет типа нашего Ил - 18. Внутри у него разведывательная аппаратура, а вооружения так и вообще нет. Встретились они далеко - далеко от границы, там где и берега не видно, а видно только, что внизу море Баренца волнами шумит.
И стал Вася перед супостатом свой норов и мощь показывать: и так пролетит, и эдак, и вверх колесами, и кулаком ему погрозит, и сверху обольёт его струйкой керосина - пометит, как будто он кот... Короче, сблизился опасно Вася с супостатом да и столкнулся.
Кое - как оба самолета благополучно доползли на свои аэродромы и там сели. Васю долго таскали феэсбэшники, угрожали, и каждый раз портили ему настроение, а потом перевели его служить подальше от тех мест, где супостаты встречаются.
А еще через какое - то время по инициативе бывшего директора мебельного салона, а в то время министра обороны РФ полк решили расформировать. Аргументация министра - мебельщика была вполне научно обоснована: нех...р ему там стоять...
Лётчики полка зажурились... Кругом только и слышалось:
- Это как же так? Отличный полк и вдруг расформировывать... В нём же сам Вася Цымбал летал...
А Вася до этого позора не дожил. Будучи в отпуске, он нелепо погиб...
В начале 2000-х утонул на Варнавенском водохранилище.

Последние несколько лет представители стран НАТО постоянно жалуются, что российские истребители проходят от их воздушных судов на опасном расстоянии. Очевидно, они забыли воздушных асов советских лет, которые доводили до нервных срывов пилотов западных стран, чуть ли не садясь им на голову. Больше других в этом отношении прославился Василий Цимбал, которого летчики НАТО боялись как огня.

Граница на замке

Воздушные приключения Василия Цимбала начались осенью 1987 года, когда его за дисциплинарный проступок перевели служить с Дальнего Востока на военный аэродром под Мурманском. Воздушная часть, в которую попал летчик, охраняла северные границы СССР, около которых с разведывательными целями курсировали самолеты НАТО. Их интерес к побережью Баренцева моря с базами советских атомных подводных лодок, был настолько велик, что летчики вылетали на перехват вражеских самолетов по нескольку раз в день.

Данное обстоятельство сильно не понравилось Василию Цимбалу, который решил проучить пилотов НАТО. Однажды он снизился над авианосцем противника на рекордно низкую высоту и слил на его палубу немного топлива. Команда судна была в шоке, граничащего с ужасом. Нельзя забывать, заканчивалась холодная война, и советский самолет мог нести ядерную боеголовку. На время интенсивность западной авиации у северной границы СССР существенно снизилась.

Проучить норвежца

Из всех стран, входящих в НАТО лишь ВВС Норвегии продолжали докучать советским летчикам. В очередной раз Су-27 был поднят по тревоге 13 сентября 1987 года. Его целью стал засеченный советской РЛС патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии.

К несчастью, для нарушителя покоя советских ВВС за штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами около советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел коварный план.

Самое неприятное, что норвежский самолет-разведчик мог находиться в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок. Необходимо было отделаться от него любой ценой. В этой ситуации Цимбал начал настоящую охоту на норвежца. Его Су-27 проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не задевал днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз заходил на атаку.

Сложно себе представить, что испытывал в это время пилот разведывательного самолета. Особенно тяжело ему пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», который сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же покинуть территориальные воды около советской границы и уйти на базу. Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было нельзя.

Скандал международного масштаба

Вернувшись на свой аэродром, Василий Цимбал скромно промолчал о своих приключениях в нейтральных водах. Тем временем пилот «Ориона» глубоко оскорбленный тем, как с ним обошелся советский летчик, доложил об инциденте своему руководству. Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста. О скандале доложили Министру обороны СССР в Москву.

Разбор полетов пошел по инстанциям. Первым нагоняй получил Главком ПВО, кому подчинялась авиагруппа, в которой служил Василий Цимбал, следом досталось командиру Корпуса, который тут же направился в полк для установления всех деталей происшествия. Но Василий Цимбал стоял на своем: «норвежцы все врут». В этот момент из Норвегии пришло видео художеств советского летчика, которые, оказывается, фиксировал пилот «Ориона». Однако, талантливого летчика действенно защитившего родную границу наказывать не стали, лишь переведя от греха подальше для продолжения службы в Крымск.

Public domainВасилий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО

Заключительные несколько лет представители стран НАТО постоянно жалуются, что российские истребители проходят от их воздушных судов на опасном расстоянии. Очевидно, они позабыли воздушных асов советских лет, которые доводили до нервных срывов пилотов западных стран, чуть ли не садясь им на голову. Вяще других в этом отношении прославился Василий Цимбал, которого летчики НАТО боялись как огня.

Граница на замке

Воздушные приключения Василия Цимбала завязались осенью 1987 года, когда его за дисциплинарный проступок перевели служить с Дальнего Востока на военный аэродром под Мурманском. Воздушная доля, в которую попал летчик, охраняла северные границы СССР, около которых с разведывательными целями курсировали самолеты НАТО. Их заинтересованность к побережью Баренцева моря с базами советских атомных подводных лодок, был настолько велик, что летчики вылетали на перехват вражьих самолетов по нескольку раз в день. Данное обстоятельство сильно не понравилось Василию Цимбалу, который решил проучить пилотов НАТО. Раз он снизился над авианосцем противника на рекордно низкую высоту и слил на его палубу немного топлива. Команда судна была в шоке, граничащего с ужасом. Невозможно забывать, заканчивалась холодная война, и советский самолет мог нести ядерную боеголовку. На время интенсивность западной авиации у нордовой границы СССР существенно снизилась.

Проучить норвежца

Из всех стран, входящих в НАТО лишь ВВС Норвегии продолжали докучать советским пилотам. В очередной раз Су-27 был поднят по тревоге 13 сентября 1987 года. Его целью стал засеченный советской РЛС патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии. К горе, для нарушителя покоя советских ВВС за штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами возле советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел коварный план. Самое неприятное, что норвежский самолет-разведчик мог быть в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок. Необходимо было отделаться от него любой стоимостью. В этой ситуации Цимбал начал настоящую охоту на норвежца. Его Су-27 проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не зацеплял днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз закатывался на атаку. Сложно себе представить, что испытывал в это время пилот разведывательного самолета. Особенно тяжело ему пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», какой сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же покинуть территориальные воды около советской границы и удалиться на базу. Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было невозможно.

Скандал международного масштаба

Вернувшись на свой аэродром, Василий Цимбал скромно промолчал о своих приключениях в нейтральных водах. Тем порой пилот «Ориона» глубоко оскорбленный тем, как с ним обошелся советский летчик, доложил об инциденте своему руководству. Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста. О дебоше доложили Министру обороны СССР в Москву. Разбор полетов пошел по инстанциям. Первым нагоняй получил Главком ПВО, кому подчинялась авиагруппа, в какой служил Василий Цимбал, следом досталось командиру Корпуса, который тут же направился в полк для установления всех деталей случаи. Но Василий Цимбал стоял на своем: «норвежцы все врут». В этот момент из Норвегии пришло видео художеств советского пилота, которые, оказывается, фиксировал пилот «Ориона». Однако, талантливого летчика действенно защитившего родную границу наказывать не сделались, лишь переведя от греха подальше для продолжения службы в Крымск.

Материал полезен?

  • Как советский пилот решил проучить пилотов НАТО
  • Как в 1989 году советский истребитель пробежал три…
  • «Король небосвода»: как советский летчик Иван…

Из всех стран, входящих в НАТО лишь ВВС Норвегии продолжали докучать советским летчикам. В очередной раз Су-27 был поднят по тревоге 13 сентября 1987 года. Его целью стал засеченный советской РЛС патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии. К несчастью, для нарушителя покоя советских ВВС за штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами около советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел коварный план. Самое неприятное, что норвежский самолет-разведчик мог находиться в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок. Необходимо было отделаться от него любой ценой. В этой ситуации Цимбал начал настоящую охоту на норвежца. Его Су-27 проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не задевал днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз заходил на атаку. Сложно себе представить, что испытывал в это время пилот разведывательного самолета. Особенно тяжело ему пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», который сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же покинуть территориальные воды около советской границы и уйти на базу. Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было нельзя.

Время от времени появляется информация об инцидентах между российскими и натовскими военными летчиками. Пилоты НАТО жалуются на опасные маневры россиян вблизи своих самолетов.

Видимо, они забыли о тех проблемах, которые им создавали советские асы. Одним из самых известных воздушных хулиганов СССР был летчик Василий Цимбал.

Конец котенку!

Цимбал отличался веселым, жизнерадостным и бесшабашным характером. К своей работе пилот подходил творчески, за что его неоднократно вызывали на «ковер» и переводили из одного конца страны в другой.

Василий Цимбал в 80-х годах прошлого столетия, на излете «холодной войны», пилотировал истребитель Су-27. Его популярность началась во время службы на Дальнем Востоке. В ходе полета над морем он пролетел на рекордно низкой высоте над японским авианосцем и «сдул» один из вертолетов в воду. Возможно, инцидент могли замять, списав его на неосторожность, если бы не фраза, произнесенная Василием в прямом эфире во время маневра. В литературном переводе она звучит: «Конец котенку!».

За это осенью 1987 года его перевели в небольшой заполярный гарнизон в Мурманской области.

Укротитель «Орионов»

На новом месте службы Василия Цимбала было неспокойно. Здесь, в приграничных районах Баренцева моря, базировались советские атомные субмарины, за перемещениями которых с интересом наблюдала натовская авиация. Иностранные летчики сильно докучали, однако этим вопросом занялся Василий.

Его очередная хулиганская выходка значительно снизила активность разведывательной авиации НАТО в этом районе. Цимбал на своей «сушке» пролетел над палубой американского авианосца и слил на нее топливо, устроив настоящий «керосиновый дождь». А ведь это могла быть и настоящая атака.

Но после необычного поступка советского летчика полеты западной авиации в этом районе практически прекратились. Единственными, кто не отреагировал на такое своеобразное предупреждение, были норвежские ВВС. Они использовали для наблюдения за советской территорией самолеты-разведчики «Орион». Особенно неприятно было то, что самолет такого типа способен непрерывно находиться в воздухе до 12 часов.

И вот, одним воскресным утром на боевое дежурство в небо советского Заполярья заступил Василий Цимбал. Он был немного не в настроении, так как пропускал любимую телепередачу, «Утреннюю почту». Современному россиянину это осознать трудно, но во времена СССР это была чуть ли не единственная музыкально-развлекательная передача, выходившая раз в неделю.

И тут под его горячую руку попался несчастный норвежский «Орион». Цимбал начал описывать в опасной близости от натовского самолета-разведчика фигуры высшего пилотажа, мешая ему сбрасывать радиобуи в фарватер выхода наших подлодок в открытое море. В результате неудачного маневра норвежец зацепился винтом одного из двигателей за киль советской машины.

Обломки винта повредили обшивку и двигатель «Ориона», из-за чего ему пришлось возвращаться на базу. Но Цимбалу этого оказалось мало, поэтому он решил вылить отработанное топливо на кабину самолета противника, полностью ее «обгадив». Это было очень унизительно!

Норвежцы врут!

Вернувшись на базу и не став докладывать о происшествии, советский летчик даже успел посмотреть любимую передачу. Возможно, это и было причиной того, что от его плохого настроения не осталось и следа.

Но к концу дня оказалось, что его воздушные приключения не закончились. Норвежский пилот сообщил начальству о нескромном поведении русских, а те доложили наверх. В результате советский посол в Осло получил ноту протеста, а Васю Цимбала вызвали «на ковер». Поначалу он пытался все отрицать, утверждая, что норвежцы врут, но неожиданно ему предъявили пленку, где были запечатлены его «художества». Норвежцы сняли действия советского пилота на камеру. Заметив съемку, он даже снял маску и начал позировать. Поэтому на кадрах можно было отлично рассмотреть бортовой номер истребителя и счастливое лицо советского летчика.

Сильно наказывать Василия не стали, но перевели от греха подальше на юг России. Правда, появилось море запрещающих инструкций для советских военных летчиков. А новые сослуживцы этого лихого пилота нарисовали на его самолете небольшой значок опозоренного «Ориона».

После этого случая в приграничном Заполярье нередко можно было услышать в открытом радиоэфире шутливое послание для натовских летчиков.