Презентация о народе ханты. Ханты и манси - обские угры

Презентация на тему: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Новый год Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января, по некоторым данным 1 декабря, 1 марта). Сначала в домах гасили все огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения. В первые дни Нового года старались одеться во всё новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что, как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год.

№ слайда 3

Описание слайда:

Масленица Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи весны. Масленица длилась целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала славили, а потом разрывали или сжигали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.

№ слайда 4

Описание слайда:

Живин день Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жён. В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через огонь, очищаясь от наваждений после долгой зимы. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Славяне в этот день убирали лентами молодую берёзу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.

№ слайда 5

Описание слайда:

Иван Купала 21 или 22 июня – в день летнего солнцеворота – праздновали Ивана Купалу, который был божеством изобилия, земных плодов. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя. В этот день собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищения, которому как бы помогал священный огонь.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Коляда Коляда – зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето. Отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния – самый короткий день года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания. В день зимнего солнцеворота в дома приносили снопы и куклы и пели песни-колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках – караваях и пирогах. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой – это древний символ изобилия.

№ слайда 8

Описание слайда:

Родогощь (Таусень) Родогощь (Таусень) - это великий праздник у славян. Он знаменует сбор урожая, солнце становится не таким тёплым, а деревья начинают готовиться к зиме, сбрасывая свои наряды. К этому празднику печётся определённый ритуальный медовый пирог. В древние времена этот пирог был ростом с человека, за ним прятался жрец и задавал вопрос - видно его или нет. Если жрецу отвечают что его видно - то он желает всем собрать на следующий год ещё больше урожая чтобы испечь ещё больший пирог. Далее происходил зачин - гадали на будущий год, ворожили над чашей с вином. Потом начинался пир горой. Когда наступала темнота - разжигали огонь и прыгали через него для очищения, а жрецы ходят по углям.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Обычаи, связанные с отношением к природе. Большую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озёр, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды – приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам – хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

№ слайда 11

Описание слайда:

Вороний день Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Во время праздника участники проводят обряд бескровного жертовоприношения духам – на праздничный стол ставят блюдо со строганиной. А на деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый участник праздника может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы – для исполнения добрых пожеланий.

№ слайда 12

Описание слайда:

Медвежий праздник Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость, хозяина тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды. Шкуру медведя свёртывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и её вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.

Слайд 2

Над исследованием работали:

Финно-угорский народ. 5б Чухланцева Яна Аржанникова Дарья Культура жилища манси и ханты 5в Травникова Екатерина ОкругинаСофия Фольклор как образ жизни народа 5а Филиппова Анна Тонких Алёна

Слайд 3

Цель исследования:Познакомиться с историей коренного народа Урала, культурой ханты и манси.

Задачи: рассмотреть историю заселения народов; рассмотреть историю возникновения культуры; Сопоставить культуры обеих народов; создать презентацию «Народы ханты и манси». Найти в СМИ материал для решения проблемы.

Слайд 4

Коренные малочисленные народы ханты и манси - два родственных народа.

  • Слайд 5

    Манси - народ, составляющий коренное население Северного Урала. Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, фины, манси, ханты). Этнонимы "ханты" и"манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси

    Слайд 6

    Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен

    Слайд 7

    Ханты и манси - обские угры

    Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его частьуказывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория".Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и вЗападной Сибири, а также ее жители.

    Слайд 8

    Учёные-этнологи считают

    … что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири.

    Слайд 9

    Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор.

  • Слайд 10

    В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

    Слайд 11

    Бляшка, состоящая из двух лосей. VII-VIII вв.

  • Слайд 12

    Пермский звериный стиль музей в Чердыни

  • Слайд 13

    Богатые археологические находки в данном регионе.

  • Слайд 14

    Данный дизайн ножа сохранился у всех групп манси.

  • Слайд 15

    Происхождение и история народов ханты и манси

    Манси и ханты - обские угры

    Слайд 16

    Ермак. Народы Сибири. Послы Ермаковы.

  • Слайд 17

    Культура манси и хантов

  • Слайд 18

    В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей.

    Слайд 19

    Известные юрты

    Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др.

    Слайд 20

    Остальные ивдельские манси живут диспансернов поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша (см.фото)

    Слайд 21

    Жилище Манси называется ЧУМ. Делают его из дерева и оленьей шкуры.

  • Слайд 22

    Интерьер чума

  • Слайд 23

    Слайд 24

    Жилище манси, посёлок Тресколье

  • Слайд 25

    Слайд 26

    Заготовка бересты

  • Слайд 27

    Нянькур - печь для выпекания хлеба

  • Слайд 28

    Слайд 29

    Лабаз или Сумьях для хранения пищи

  • Слайд 30

    "Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

    Слайд 31

    Мифология в фольклоре и культуре ханты и манси

    В народном искусстве основное место занимает орнамент. Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

    Слайд 32

    Традиционная одежда ханты и манси - для культуры это своеобразный «паспорт».

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Орнаментированные изделия: материал и техника. Мех и ровдуга (оленья кожа)

    Слайд 36

    Музыкальный фольклор

    история народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях.

    Слайд 37

    Фиксировать фольклор начали еще в 14 веке.

    Новицкий, Григорий Ильич-первый описал обряды, праздники обских угров.

    Слайд 38

    Наряду с этими существуют и другие устные жанры –песня. Например, «песня судьбы» или «личная песня», которую человек складывал освоей жизни. Распространены были и бытовые сказки, рассказы о животных.

    Слайд 39

    ТРАДИЦИОННЫЕ ТАНЦЫ НАРОДА

  • Слайд 40

    Танец Филина

  • Слайд 41

    Пластика движения мансийских танцев практически не изучена. Каждое движение в танце у народа манси имел свой сокрытый особенный смысл, определённый символ, наполненный социальным содержанием.

    Слайд 42

    Известные празднества у народов манси и хантов

    Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэлэква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей.

    Слайд 43

    В конце мая – начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.

    Слайд 44

    С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

    Слайд 45

    Музыкальный фольклор.

    Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

    Слайд 46

    Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Им пользовались также шаманы при камланиях как альтернативу бубну и певцы-музыканты- лекари арэхта-ку. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли Голосом поющего бога (Тур-сай-Торум), а в поэтической речи он назывался «богом любимое пятиструнное дерево со струнами».

    Слайд 47

    Тумран – губной язычково-щипковый инструмент. Изготовляется из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Тумран представляет собой узкую пластинку до 10 -15 см длиной, 1,5 - 3 см шириной, с прорезанным внутри тонким «язычком» и привязанной к его основанию жильной нитью. На нем играют как женщины, так и мужчины. Звук извлекается с помощью дыхания и движения резонирующего «язычка», приводимого в действие с помощью веревочки.

    Слайд 48

    Нерыпь- скрипка манси

    Слайд 49

    В жанровой системе центральное место занимает музыка медвежьего праздника – йалпынхотал – северный стиль и йал`пэнхэтэл – южный стиль, включающая ритуально-обрядовые песни, наигрыши, танцы, театрализованные сцены.

    Слайд 50

    Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Шаманская музыка (кайнеэрыг – северная, кайхерэй – южная) является персональной формой музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.

    Слайд 51

    Нашу беседу завершаем замечательными словами земляка А.А. Радченко.

    Наш округ - седой богатырьСвой дух возродил величаво,Опора России - Урал и Сибирь!Гордимся Югрою по праву.

    Слайд 52

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Знакомьтесь

    Ханты и манси


    Кто является коренными малочисленными народами Ханты-Мансийского автономного округа?

    Ханты и манси - два родственных народа.

    Какие предметы быта ты уже знаешь?

    лабаз

    вешало

    Нянь- кер

    нарты

    облас

    Усадьба. Обские ханты


    Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Что вы знаете об этом названии?

    Так раньше называлась территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жителей.


    Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно -угорскую группу уральской языковой семьи.



    Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение ).


    Большая часть хантов и манси ведёт полуоседлый образ жизни. А кто занимается оленеводством, то им характерен кочевой образ жизни. За семьёй Ханты и манси закреплено промысловые угодья. Они включают в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища.


    Каждая семья имеет стационарные жилища (зимнее и летнее - срубные) и временные (каркасные, чаще переносные).


    Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум . Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.).


    Заглянем в дом к среднеобскому ханты. Расскажите что вы видите?

    чувал

    Изба среднеобского ханты


    На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым . Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Ветки пихты мягче, но их не то, что стелить - даже рубить нельзя; считается, что это дерево злого духа.


    Из чего сделаны предметы домашнего обихода?

    бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги (оленьей кожи).

    нарты

    лыжи

    хорей

    тынзянь

    бубны

    хинт

    Лук и стрелы

    маска

    люлька

    корневатик

    туесок


    Ханты считают, что до появления зубов у младенца его плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Её стремятся захватить духи леса, воды. Без люльки ребёнок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в люльку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя - «чистого камня».

    Люлек у малыша бывает две: дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй - спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка-олэм - птица сна.



    Что употребляют в пищу ханты и манси?

    Какие блюда вы знаете?

    Из чего ханты делают прочный клей?

    Из чешуи. А из кишок, после многочасового варения на огне, делают средство, которым смягчают шкуры при обработки.

    Рыбу ( хул ) , мясо оленя и лося, мясо птицы

    Уха, расстегай, строганина, патанка, варка, юкола

    «Уборка сушёной рыбы»


    Из чего хантыйские и мансийские мастерицы шьют одежду?

    из оленьего меха,

    птичьих шкурок,

    пушнины, овчины,

    ровдуги (оленьей кожи),

    сукна,

    крапивного и льняного холста,

    хлопчатобумажной ткани.

    Из шерстяных нитей плетут пояса и подвязки для обуви, а на иглах вяжут носки.

    Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта.


    Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси являются платья на кокетке (ернас ) и суконные халаты (нуй-сах ) прямого покроя, без воротника;

    Мужчины носят рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса (матерчатые, кожаные, плетёные ) , к которым подвешивают мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями.


    Зимой традиционной женской одеждой у хантов и манси является оленья шуба с меховой мозаикой (сах ). Кроят её из четырёх оленьих шкур и делают двухслойной. Мех может быть как снаружи, так и внутри.

    Мужская меховая шуба (малица) из шкуры оленя и куртка парка из оленьих ушей.


    Верхняя одежда мужчин глухого покроя, не имеет разреза шьётся из сукна или оленьих шкур с капюшоном. Различают три вида: малица, гусь (кумыш), парка

    Малица шьется и надевается мехом внутрь , к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава , рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи)

    малица


    Гусь (кумыш) и парка шьется и надевается мехом наружу.

    Парка куртка из оленьих ушей – нарядная одежда, а кумыш надевается в дорогу поверх малицы.


    Летнюю короткую обувь няра шьют из оленьих, лосиных камусов или кожи. К ним пришивали длинные голенища из ткани или ровдуги (кожи);

    У девушки в розовом платье, ноги обуты в кожаные чирки с вязаными носками.


    А зимнюю обувь кисы шьют из очень износоустойчивых полосок с оленьих ног (камусов ). Мех на подошву берут со лба. А чтобы подошва не промокала, её пропитывают жиром. Под коленкими их кисы перевязывают, чтобы не попадал снег.

    Мужские кисы от женских отличает только орнамент.


    Женский головной убор – платок и меховой капор сава. Он шьется отдельно в отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики.


    Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зелёный, жёлтый, синий цвета. Каждый цвет имеет своё обозначение.

    Цвет снега

    Цвет тайги

    Цвет рек, воды, неба

    Цвет жизни

    Цвет огня



    Ханты считают, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом.

    Хант на олене

    Заячьи уши

    рога лося самца

    рог дикого оленя


    В далекие времена узоры на бытовых изделиях

    служили не только украшением. Они придавали

    вещам свойства оберегов и играли роль магической

    защиты самого предмета и его владельца.

    Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава,

    подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни

    и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее

    время орнаменты служат больше украшением, чем

    оберегом.






    У девочек - игольницы, люльки, швейные принадлежности для детской кукольной одежды, скребки для ее изготовления или изготовления детской утвари из бересты. Кукол девочки одевали и обшивали. Куклы (акань ) у ханты не имели лица: фигура с лицом - это уже изображение духа. Он же требует соответственной заботы и почестей, не получая их, может и навредить.


    викторина

    Назови вещи, изображённые на рисунке

    нуй-сак

    ернас

    нарс- юх

    санквылтап

    носки, варежки

    няры

    арфа или

    топ- сапль- юх

    чирки


    Ненцы Ненцы -один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Основная пища - мясо оленей (в любом виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду -миски, чашки, ложки - изготовляли сами.


    Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы"> 90%) Лесные Колвинцы" title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы"> title="Ненцы Тундровые (>90%) Лесные Колвинцы">


    Оленеводство Национальные особенности: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.




    Ханты Ханты являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.


    Письменность После революции для хантов была разработана письменность, на их языке были изданы книги, но в то же время Советское правительство вынуждало хантов расстаться с кочевым образом жизни и обратиться к созданию рыболовецких, охотничьих и оленеводческих кооперативов. Общины, желавшие сохранить традиционный уклад, преследовались в административном порядке год. Дети ханты получили первую книгу на родном языке, составленную П.Е. Хатанзеевым.


    Нефтяные месторождения Освоение нефтяных месторождений в советский период наносило серьезный экологический ущерб территории традиционного расселения хантов. Выступая в защиту своих земель, ханты принимали участие в экологических группах протеста, появившихся в период перестройки.


    Из возобновляемых природных ресурсов велики запасы леса, рыбы, диких животных, дикоросов. Именно эти факторы способствовали развитию промыслов коренных малочисленных народов Севера, как добыча, переработка рыбы, охотничий промысел, оленеводство, сбор и переработка дикорастущих плодов, грибов и орехов, народно-хозяйственные промыслы, сувенирное производство.


    Большая часть коренного населения ведет типично таежный образ жизни. Это полуоседлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге автономного округа. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.




    Шаманы Среди коренных жителей встречались и шаманы. Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и анатомии человека. При этом главным фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое шаманами в различных формах, способствующее выздоровлению человека(улучшению его самочувствия).


    Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. Посещать священные места без надобности категорически запрещалось.


    Коренные жители использовали животных в качестве лекарственного сырья. Например, свежее мясо оленей или кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством из-за большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение также внутренние органы животных, жир, желчь.


    Охота Она являлась важнейшим видом хозяйственной деятельности человека, который обеспечивал его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Люди, которые его ведут, заинтересованы не только в добывании животных, но и в том, чтобы сохранить поголовье, необходимое для воспроизводства. (Характерно жителям Приобья – ханты и манси).



    Народная гигиена К важнейшему разделу традиционной медицины следует отнести народную гигиену и методы профилактики заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя тепло концентрируется внутри и греет область спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды.


    Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев, обладает особыми свойствами: при контакте с кожей он хорошо впитывает влагу, во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Волос оленя внутри полый, благодаря чему мех надежно держит тепло: даже грудных детей ненцы заворачивают в оленьи шкуры.


    Голод Если остякам не удавалось запастись нужным количеством рыбы на зиму, их ожидал страшный голод. Такое было не редкость. Во время великого голода гг. жители Сургутского уезда «ели человечину, и собаки и детишки у них померли, и от того великого голоду многие ясачные люди, пометав женишок и детишек, разбрелись безызвестно»


    В таких природно- климатических условиях, в которых жили приобские остяки, о земледелии не могло быть и речи. Хлеб они получали от русских. В отличие от остяков, у вогулов развивалось бортничество и скотоводство, в некоторых районах, даже хлебопашеством.



    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    МДОАУ д/с «Улыбка» г.Пыть-Ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна

    Наша Родина-Россия

    Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь змея. Россия- это очень большая страна, в которой живет много людей разных национальностей. Россия большая и необъятная страна, она простирается с запада на восток и с севера на юг. В России много озер и больших рек, таких как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

    Столица нашей родины - город Москва

    Разнообразен растительный и животный мир нашей России

    Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее название нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ). Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион, Нягань, Покачи. На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в виде парно расположенных, совмещенных хвостами мифических птиц. Своими крыльями птицы поддерживают восходящее солнце, Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет основное занятие коренного населения - оленеводство. Хвойные ветви являются символом флоры региона. Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

    Дары природы нашего округа

    Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

    Коренные жители нашего округа

    Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у коренных жителей – это домашние животные, они очень красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают, поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для этого оленей запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное животное, может долго бежать и не устанет. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят жилища – юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не отморозить. Олень для северного человека – очень хороший помощник

    Постройки коренных жителей

    МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

    Национальная одежда

    В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша, которую ханты используют для поднятия теста, а это короб из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир. Собирают лесные ягоды. Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой орнамент изображен на ней (медведь). Ведь у коренных народов севера, медведь – это священное животное, и поэтому его очень часто изображают на разных предметах быта.

    «Акань – хантыйская кукла

    Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и сами получали в подарки. На лице у акань непринято было делать глаза, нос, рот, так как кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух

    Предметы быта

    Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, какие красивые сумочки, украшения для головы из бисера

    Птица глухарь-символ коренных народов нашего края, символ г.ПытьЯх


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

    Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

    Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

    Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...