Организация материально технического обеспечения подразделений. Отдел снабжения и его роль в производственном процессе предприятия

МТО - деятельность, характерная практически для каждой организации. Аббревиатура расшифровывается так: "материально-техническое обеспечение". Это главная тема статьи. Помимо определения, мы рассмотрим функции, формы, организацию МТО, управление им, составление планов обеспечения и другие важные вопросы по теме.

Определение

Материально-техническое обеспечение - это один из видов коммерческой деятельности, обеспечивающей организацию, соответственно, материальными и техническими ресурсами.

И более детальное определение. Материально-техническое обеспечение - система использования и обращения основных, оборотных фондов организации (сырья, машин, полуфабрикатов и проч.), средств труда. А также их дальнейшее распределение по бизнес-единицам, структурным отделам, потребление в производственном процессе.

Главная цель МТО - предоставить материальные и технические ресурсы производству в обговоренных объемах, в указанную локацию.

Функции

Функции материально-технического обеспечения - это две категории: технологические и коммерческие. Рассмотрим их.

Коммерческие функции МТО, в свою очередь, разделяются снова на две группы. Основные - это непосредственно покупка или аренда технических и материальных ресурсов. Вспомогательные функции МТО - следующее:

  • Маркетинговые. Решение по выбору того или иного поставщика, обоснование доверия данному партнеру.
  • обеспечение покупки/аренды ресурсов, защита спектра прав собственности, а также сопровождение деловых переговоров. Заключение сделок и контроль за их исполнением.

Технологические функции материально-технического обеспечения учреждения:

  • Решение вопросов по процессам доставки и хранения ресурсов.
  • Распаковка, заготовка, консервация ресурсов.
  • Предварительная обработка сырья и иных ресурсов.

Главные обязанности отдела

Материально-техническое обеспечение деятельности - это исполнение ряда последовательных и взаимосвязанных задач:

  • Планирование потребности организации в ресурсах. За основу берутся данные о двух показателях производства - фондоотдаче и материалоемкости. Информация определяет оптимальные , необходимые для конкретного производственного цикла или отдельного выпуска определенной партии изделий/услуг.
  • Заготовительная задача. МТО ведет на базе предприятия оперативные и заготовительные работы согласно планам потребностей. Также контролирует процессы заключения договоров поставки, анализирует "ошибки" производства.
  • Хранение материалов и заготовленного сырья. Организация складского характера. Кроме того, в обязанности отдела входит разработка инструкций и указаний, по которым должно осуществляться хранение и использование запасов.
  • Учет заготовленных ресурсов. Строгий контроль за их выдачей структурным подразделениям.

Формы МТО

Центр материально-технического обеспечения может быть разным. Все зависит от специфики самого предприятия или фирмы.

Рассмотрим самые распространенные формы материально-технического обеспечения организации:

  • Поставка полуфабрикатов, готовой продукции или услуг технического характера по хозяйственным прямым связям.
  • Оптовая торговля определенными средствами для производства, товарами. Осуществляется через склады, товарозаготовительные базы, магазинную сеть.
  • Заемные, обменные операции, предпринимаемые в случае нехватки ресурсов, денежных средств, инвестиций.
  • Переработка отходов производства или использование вторичных ресурсов.
  • Лизинг - один из главных инструментов в мире финансов, посредством которого можно осуществить долгосрочное капиталовложение в модернизацию и переоснащение производства. Создает устойчивую материально-технологическую базу, способствует повышению конкурентоспособности, лучшему качеству выпускаемых товаров.
  • Покупка сырья и ресурсов через специальные товарные биржи. Организация импортных закупок по соответствующим соглашениям о сотрудничестве с зарубежными фирмами.
  • Развитие подсобных хозяйств (пример: изготовление тары, добыча какого-либо сырья). Осуществление дальнейшего централизованного распределения ресурсов.

Классификация форм МТО

Формы процессов материально-технического обеспечения можно разделить на две категории.

1. Транзитная (прямая). Продукцию поставляют потребителю от предприятия-изготовителя. От поставщиков закупленные товары распределяются по розничным точкам. Соответственно, здесь нет посредников, а отношения "покупатель-продавец" - это прямая хозяйственная связь.

Положительный момент: значительное ускорение процесса поставки, крепкие хозяйственные связи, отсутствие посреднических, промежуточных операций. Все это выливается в несомненный плюс: значительное уменьшение транзитных издержек. Такая форма организации МТО целесообразна при постоянном сотрудничестве, при большом объеме реализуемых ресурсов.

2. Складская. Поставка продукции осуществляется с помощью распределительных, промежуточных складских терминалов и комплексов. Удобна для тех случаев, когда материалы и сырье потребляются в малых количествах. Первоначально ресурсы тут закупаются по оптовым ценам, затем их отправляют на склады, а оттуда - конечному потребителю. Производственные запасы начинают снижаться, а оборачиваемость средств возрастает.

Предприятие получает возможность завозить ресурсы в удобное время, в количестве, необходимом "сейчас". Это дает посредникам возможность заранее подготовить груз к транспортировке, чтобы доставить его по первому запросу организации-потребителя. Но за такое удобство расходы несут сами покупатели - вводятся так называемые складские наценки. При всех плюсах такая форма организации МТО все же увеличивает общие издержки производства.

Организационная структура

Управление материально-техническим обеспечением - это организация двух процессов: закупки и управление снабжением. Разберем это подробнее.

Организация закупок:

  • Управление закупками определенных работ.
  • Организация закупки необходимого сырья, оборудования. Это управление закупками материалов, закупками оборудования и закупками услуг.
  • Управление закупками консультационной помощи.

Теперь второй процесс. Управление снабжением - это следующие векторы деятельности:

  • Управление запасами.
  • Управление поставками собственной продукции.
  • Управление распределением ресурсов внутри самой же организации.

Формы организации управления

Управление материально-техническим обеспечением - выбор одной из трех предполагаемых форм доставки ресурсов:

  • Децентрализованная. Цеха, отделения предприятия сами вывозят необходимое им сырье с производственных складов. Используется служебный транспорт. Такая форма более подходит для тех предприятий, которые осуществляют индивидуальное или мелкосерийное производство.
  • Централизованная. Наоборот, подходит для предприятий, которые уже нацелены на массовое производство. Склады по предварительно составленному графику передают цехам определенное количество требуемых материальных ресурсов. Такая организация предоставляет возможность заранее подготовиться доставке, более целесообразно использовать транспорт, вспомогательные рабочие отделы, которые непосредственно заняты развозом требуемого сырья по цехам. Централизованная доставка ресурсов, кроме того, значительно упрощает систему учета и контроля за прохождением сырья, оборудования, материалов от главного склада до конкретного рабочего места.
  • Смешанная. При такой форме наблюдается совместное использование и централизованной, и децентрализованной формы. Соответственно, какие-то ресурсы определенным цехам поставляются по установленному графику. В то же время сырье другого качества подразделения организации вывозят из складов сами, задействуя служебный транспорт.

Структуры управления

Для предприятия характерна систематизация служб, отделов материального обеспечения. Выделяется три основные структуры управления:

  • Функциональная. Каждое подразделение выполняет свою строго определенную функцию. Такое разделение характерно для предприятий, занятых в мелкосерийном или единичном производстве, имеющих небольшую номенклатуру и малые объемы материалов.
  • Согласно товарному принципу. Тут отдельные подразделения МТО проделывают весь комплекс работ по снабжению сырьем. Такое управление более всего характерно для массовых, крупносерийных производств, которые отличает широкая номенклатура, масштабные запасы сырья.
  • Комбинированная. Часть специалистов отдела занята вопросами внешнего ресурсообеспечения. Другие же сотрудники занимаются внутрипроизводственным перемещением сырья, оборудования и других необходимых ресурсов.

Недостатки в организации МТО

Если программа материально-технического обеспечения выстроена неправильно, то это может привести к ряду негативных последствий масштаба всего предприятия. Например:

  • Недовыпуск продукции. Ведет, тем самым, к снижению прибыли.
  • Возрастание систематических расходов из-за простоев (следствие недостатка ресурсов для производства).
  • Выпуск бракованной продукции.
  • Снижение конкурентоспособности изделий.
  • Потери из-за порчи сырья, невостребованного из-за чрезмерных запасов.

План МТО

Планирование МТО - это получение основания для принятия решения по поводу закупки сырья. Здесь выделяются следующие этапы планирования:

  1. Исследование рынка. Это сбор, анализ, обработка и оценка данных о предложениях, их ассортименте, стоимости необходимых материалов и сырья. Анализ расходов по их доставке.
  2. Расчет потребности предприятия в этих ресурсах на основании баланса МТО. Учитываются как внешние, так и внутренние источники обеспечения.
  3. Составление планов закупок.
  4. Анализ произведенной закупки.

Оперативная работа по МТО

Оперативной работой по материально-техническому обучению считается следующее:

  • Получение, а также учет различных фондовых извещений на распределяемую продукцию (более характерно для централизованных предприятий).
  • Посредством МТО организация заказывает получение сырья от поставщиков, заключает с ними соглашения о сотрудничестве, осуществляет контроль за их исполнением.
  • Специфицирование производственных фондов. Иными словами, определение потребности предприятия в каком-либо сырье, материалах по специальной номенклатуре-ценнику. Там все ресурсы распределены по типам, размерам, профилям и иным характеристикам.
  • Количественный и качественный прием необходимого сырья.
  • Процесс организации снабжения цехов, производственных подразделений.
  • Управление доставкой материалов и оборудования в цеха.

Материально-техническое обеспечение - это как снабжение организации необходимым сырьем и оборудованием, так и планирование внутренних перемещений ресурсов по цехам. От его грамотной организации, выбора нужной формы управления поставками во многом зависит успех всего предприятия.

Для бесперебойного функционирования производства не-обходимо хо-рошо налаженное материально-техническое обес-печение (МТО), кото-рое на предприятиях осуществляется через органы материально-техниче-ского снабже-ния.

Главной задачей органов снабжения предприятия являет-ся своевре-мен-ное и оптимальное обеспечение производства необходимыми матери-альными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учи-тывать спрос и предложение на все потребля-емые предприятием мате-риальные ресурсы, уровень и изме-нение цен на них и на услуги посредни-ческих организа-ций, выбирать наиболее экономичную форму товародви-жения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.

1. Планирование, которое предполагает:

изучение внешней и внутренней среды предприятия, а так-же рынка от-дельных товаров;

прогнозирование и определение потребности всех видов материаль-ных ресурсов, планирование хозяйственных оптимальных связей;

оптимизацию производственных запасов;

планирование потребности материалов и установление их лимита на от-пуск цехам;

оперативное планирование снабжения.

2. Организация, которая включает:

сбор информации о потребной продукции, участие в яр-марках, вы-став-ках-продажах, аукционах и т. п.;

анализ всех источников удовлетворения потребности в материаль-ных ре-сурсах с целью выбора наиболее оптималь-ного;

заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку про-дукции;

получение и организацию завоза реальных ресурсов;

организацию складского хозяйства, входящего в состав ор-ганов снабже-ния;

обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми матери-аль-ными ресурсами;

3. Контроль и координация работы, в состав которых входят:

контроль за выполнением договорных обязательств постав-щиков, выпол-нение ими сроков поставки продукции;

контроль за расходованием материальных ресурсов в про-изводстве;

входной контроль за качеством и комплектностью посту-пающих ма-тери-альных ресурсов;

контроль за производственными запасами;

выдвижение претензий поставщикам и транспортным орга-низациям;

анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприя-тий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эф-фективности.

В условиях рынка у предприятий возникает право выбора постав-щика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресур-сов. Это застав-ляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные ха-рактеристики продукции, изготовляемой различ-ными постав-щиками.

Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, воз-можность выбора способа доставки, время на осу-ществление заказа, возмож-ность предоставления кредита, уро-вень сервиса и др. Причем соот-ношение зна-чимости отдель-ных критериев с течением временем может меняться.

Организационное построение, характер и методы работы служб снаб-же-ния на предприятиях отмечаются своеобра-зием. В зависимости от объе-мов, ти-пов и специализации про-изводства, материалоемкости продукции, и территори-ально-го размещения предприятия складываются различные усло-вия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потреб-ляющих малые объемы матери-альных ресурсов в ограниченной номенкла-туре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдель-ных работни-ков хозяйственного отдела пред-приятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту фун-кцию вы-пол-няют специальные отделы материально-техничес-кого снабжения (ОМТС), кото-рые построены по функцио-нальному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, за-готовка, хра-нение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снаб-женческих органов по ма-териальному признаку определенные группы работни-ков выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерный тип структуры службы снабжения -- сме-шанный (рис. 1.1), когда товарные отделы, группы, бюро спе-циализированы на снабже-нии конкрет-ными видами сырья, материалов, оборудования. Однако на-ряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные под-разде-ления: плановое, дис-петчерское.

Смешанный тип структуры отдела снабжения -- наиболее рациональ-ный метод строения, который способствует повы-шению ответственности работников, улучшению материально-техническое обеспечение произ-водства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определе-нию потребности в матери-альных ресурсах, оптимизации ры-ночного поведения по наиболее выгод-ному обеспече-нию, фор-мированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением постав-щиками договорных обяза-тельств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкрет-ными видами материаль-ных ре-сурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску мате-риала в производ-ство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Товарные группы (бюро)

Плановое по видам продукции Диспетчерское

бюро (группа) бюро (группа)

Склад Склад Склад

Рис. 1.1. Организационная структура отдела материально-технического снабжения (смешанный тип)

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное ре-гулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и мате-риалами; устраняет не-поладки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на пред-приятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кро-ме отдела материально-технического снабжения включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может вхо-дить в состав отдела материально-технического снабжения.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечива-ют производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и ре-конструкции про-изводства предприятие создает отделы обо-рудования, которые обычно входят в состав капитального стро-ительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, представ-ленный на рис. 1.2.

Особенностью этого типа структуры является то, что под-разделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения про-изводственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и раз-работка планов материально-технического снабжения, установление хозяйственных связей, и координация работы служб снаб-жения, входящих в предпри-ятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предпри-ятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения пред-приятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного под-чинения.

Одним из звеньев организации материально-технического снабжения является складское хозяйство, ос-новная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подго-товке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходи-мыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на: ма-териальные, производствен-ные, сбытовые.

Заместитель директора предприятия (объдинения)

Руководство Начальник Начальник

ОМТС цеха №1 цеха №2

Административное подчинение

Функциональное подчинение Склады Склады

Рис. 1.2. Схема организационной структуры службы снабжения

Принятые материалы хранятся на складах по номенкла-турным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.

Завоз материалов и работа складов организуются на ос-нове оперативно-заготовительных планов.

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой со-вокупность экономических, организа-ционных и правовых взаимоотноше-ний, которые возни-кают между поставщиками и потребителями средств производ-ства. Рациональ-ная система хозяйственных связей предпола-гает минимизацию издержек произ-водства и обращения, пол-ное соответствие количества, качества и ассортимента постав-ляемой продукции потребно-стям производства, своевремен-ность и ком-плектность ее поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опо-средованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.

Прямые представляют собой связи, при которых отноше-ния по по-ставкам продукции устанавливаются между пред-приятиями-изготовите-лями и предпри-ятиями-поставщика-ми прямо, непосредственно.

Опосредованными считаются связи, когда между этими предпри-ятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потреби-телю могут осу-ществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (ди-стрибь-юторов, джобберов, агентов, брокеров) (рис. 1.3.).

Производитель Потребитель Прямая связь

Производитель Посредник Потребитель Опосредственная

Посредник

Смешанная

(гибкая) связь

Производитель Потребитель

Рис. 1.3. Схемы хозяйственных связей материально-технического

снабжения

Дистрибьюторы и джобберы -- это фирмы, осуществля-ющие сбыт на ос-нове оптовых закупок у крупных промышленных предприятий -- производи-те-лей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джоббе-ров -- относи-тельно круп-ные фирмы, располагающие собственными скла-дами и ус-танавли-вающие длительные контрактные отношения с про-мыш-ленными предприятиями. Джобберы, напротив, скупа-ют отдельные круп-ные партии товаров для быстрой пере-продажи.

Агенты и брокеры -- это фирмы или отдельные предпри-ниматели, осу-ществляющие сбыт продукции промышленно-го предприятия на основе комисси-онного вознаграждения.

Прямые хозяйственные связи для предприятий являют-ся наиболее эко-номичными и прогрессивными по сравне-нию с косвенными, так как они, исклю-чая посредников, умень-шают издержки обращения, документо-оборот, укрепляют вза-имоотношения между поставщиками и потребите-лями. По-ставки продукции становятся более регулярными и ста-бильными.

Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они тре-буют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посред-ников между предприятиями-потреби-телями и предприятиями-изготови-телями.

Потребность в косвенных связях объясняется тем, что пря-мые связи вы-годны и целесообразны в условиях потребле-ния материальных ресурсов в круп-ных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и мате-риалы в незначи-тель-ных количествах, не достигающих транзитной формы отгруз-ки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние за-пасы материальных ценностей, целесо-образны связи и через услу-ги по-средников.

Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Хозяйственные длительные связи -- прогрессив-ная форма материально-техни-ческого снабжения. В этом случае предпри-ятия имеют воз-можность развивать на долгосрочной основе сотрудниче-ство по совершенст-вованию выпускаемой продукции, снижению ее мате-риалоемкости, доведению до мировых стандартов.

С классификацией связей на прямые и косвенные тесно связано деле-ние их по формам организации поставок про-дукции. С этой точки зрения различают транзитную и склад-скую формы поставок.

При транзитной форме снабжения материальные ресур-сы переме-ща-ются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады по-среднических организа-ций. Кроме того, предприятие, получая материал непо-средственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-загото-вительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использова-ние этой формы снабжения для материалов с небольшой потребнос-тью приводит к увеличению запасов и связанных с этим рас-ходов.

При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно по-требителям.

Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потре-бителям требуются материальные ре-сурсы в больших количествах, что дает воз-можность отгру-жать их полногрузными вагонами или другими средства-ми транспорта.

При транзитной форме завоза значительно снижаются из-держки, и по-вышается скорость обращения, улучшается ис-пользование транспортных средств.

Складская форма снабжения играет большую роль в обес-печении мел-ких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количе-ствах меньше установлен-ной транзитной нормы, под которой понимается мини-мально допустимое общее количество продукции, отгружаемое пред-приятием изготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабжения продукция со складов посред-нических организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов матери-альных ресурсов у потребителей. Однако в этом слу-чае последние несут допол-нительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посредничес-ких организаций. Поэтому в каждом конкретном случае тре-буется экономическое обоснование выбора форм снабжения.

Для технико-экономического обоснования выбора фор-мы снабжения ис-пользуется формула:

Р max K (П тр - П скл) / (С скл - С тр), где

Р max -- максимальное количество материала, которое эко-номиче-ски целе-сообразно получить от складских организа-ций, натур, ед. измере-ния;

К -- коэффициент использования производственных фондов и содер-жа-ния производственных запасов, %;

П тр и П скл -- средняя величина партии поставки соответственно при тран-зитной и складской формах снабже-ния, натур, ед. измерения;

С тр и С скл -- величина расходов по доставке и хранению материалов со-ответственно при тран-зитной и складской формах снабжения, % к цене.

Важные этапы в организации материально-технического снабжения про-мышленности -- специфицирование ресурсов и заключение хозяйст-венных до-говоров по поставкам про-дукции.

Под специфицированием ресурсов понимается расшиф-ровка укруп-нен-ной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сор-там, типам, размерам и прочим при-знакам. От того, насколько правильно составлена специ-фика-ция материальных ресурсов, во многом зависит ма-териаль-ное обеспечение производства. Если в спецификации допу-щена не-точность, то это может при-вести к тому, что фактичес-кие поставки не бу-дут соответствовать действитель-ной по-требности. Тем самым предприятие будет поставлено под уг-розу невы-полнения производственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция по договорам, ко-торые служат документом, определяющим права и обязанно-сти сторон.

В договорах указываются наименование продукции, ко-личество, ас-сор-тимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продук-ции, общий срок действия договора, цена на поставляе-мую продук-цию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривает-ся ответственность сторон за со-блюдение условий договоров. После за-ключения договоров отделы снабжения предприя-тий должны обеспечить своевременное и комплектное полу-чение мате-риалов, их количественную и качественную прием-ку, правильное хранение на складах предприятия. Оператив-ная работа по завозу материалов осуществляется на основе ме-сячных планов, в которых указываются календарные сро-ки и объ-емы по-ставок по важнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются на соответствую-щие склады и используются ими для органи-зации подгото-вительных работ.

Существует два варианта организации завоза материаль-ных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.

Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечи-ваю-щего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоя-тельно до-говаривается с транспортны-ми организациями, не предъявляет жестких требова-ний к типам используемого транспорта -- главное вы-везти мате-риальные ре-сурсы. При этом применяются исторически сло-жившиеся технологические про-цессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутст-вует необхо-димость использова-ния строго определенных видов тары, часто от-сутствуют условия для бес-препятственного подъезда транс-порта, быстрой раз-грузки и приемки мате-риальных ресур-сов.

При централизованной доставке предприятие-поставщик и предпри-ятие-получатель создают единый орган, цель кото-рого оптимизировать со-вокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, опре-деля-ются рациональные размеры партий поставок и час-тота за-воза; разрабаты-ваются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных ав-томобилей и выполня-ется ряд других мероприятий.

Таким образом, централизованная доставка позволяет:

повысить степень использования транспорта и складских площадей;

оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потре-би-теля продукции;

повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;

оптимизировать размеры партии поставок продукции.

Обеспечение материальными ресурсами производствен-ных цехов, участ-ков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций:

установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);

подготовка материальных ресурсов к производственному потребле-нию;

отпуск и доставку материальных ресурсов со склада служ-бы снабже-ния на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;

оперативное регулирование снабжения;

учет и контроль за использованием материальных ресур-сов в подразде-лениях предприятия.

Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. По-следние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых мате-риалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода.

Расчет лимита осуществляется по формуле:

Л = Р Р нз. п + Н з - О, где

Л -- лимит данной номенклатуры продукции;

Р -- по-требность цеха в материалах для выполнения производственной программы;

Р нз п -- потребность цеха в материалах для изменения незавершенного производства (+ увеличение, -- уменьшение);

Н з -- норматив цехового запаса данной про-дукции;

О -- расчетный ожидаемый остаток данной продук-ции в цехе на начало планового периода.

Расчет выполняется в натуральных показателях. Потреб-ность в материа-лах для выполнения производственного за-дания определяется путем умножения программы производ-ства на нормы расхода по соответствующим изделиям. Та-ким же образом рассчитывается потребность в материалах для изменения неза-вершенного производства, т.е. путем умноже-ния производственных норм расхода на изменение программы не-завершенного производства в плановом периоде.

Цеховой запас определяется в необходимых случаях и зависит от вели-чины партии продукции, доставляемой в цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности произ-водства.

Расчетный ожидаемый остаток материальных ресурсов в цехе определя-ется по результатам работы цеха в периоде, предшествующем плановому:

О = О ф + В ф - (Р о.п + Р э.н + Р нз. п + Р бр), где

О ф -- фактический остаток на первое число по данным инвентаризации или бухгалтерского учета;

В ф -- количе-ство отпущенных цеху материалов за весь период;

Р о.п -- фактический расход на основное производство;

Р э.н -- фак-тический расход на ремонтно-эксплуатационные нужды;

Р нз. п -- фактический расход на изменение незавершенного производства;

Р бр -- расход на брак (оформленный актом списания).

Фактический расход на основное производство и ремонтно-эксплуатаци-онные нужды рассчитывается путем умноже-ния фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы расхода материальных ресурсов.

Установленный лимит фиксируется в планкарте, лимит-ной карте, лимит-ной или заборной ведомости, которые на-правляются складу и цеху-потребителю.

Планкарта обычно применяется в массовом и крупносе-рийном производ-стве, т.е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентации производ-ства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому виду материа-лов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами достав-ляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки. Отпуск их оформляется приемно-сдаточными наклад-ными. В бланке планкарты ведется текущий учет выполнения пла-на поставок.

Лимитная карта используется в тех случаях, когда жест-кая регламентация поставок внутри месяца по срокам и объемам затруднительна (серийное и инди-видуальное про-изводство). В лимитной карте указываются месячная потреб-ность в материале, величина запаса и месячный лимит расхо-да.

В случаях появления необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения оформляется разо-вое требование или требование на замену, которое согласовы-вается с технической службой и подписывается ответ-ствен-ным лицом (главным инженером, главным конструктором, главным меха-ником и т.д.).

В лимитную ведомость включаются обычно группа одно-родных мате-риалов или все получаемые с данного склада материалы.

Заборные ведомости (карты) вводятся при лимитирова-нии расхода вспо-могательных материалов, обычно в случаях, когда потребность в них неравно-мерная и отсутствуют дос-таточно точные нормы расхода. Отпуск материалов по забор-ным картам (ведомостям) регламентируются заранее уста-новленными сро-ками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной карте указываются количе-ство материала, который может расходовать цех, и сроки его получения.

Служба снабжения отвечает за своевременную и качествен-ную подго-товку материальных ресурсов к производственно-му потреблению, для чего вы-полняет работы по распаковке, расконсервации, комплектовке, которые согласо-вываются с технологической службой предприятия.

Целенаправленный и экономный расход материальных ре-сурсов в цехах находится под постоянным контролем служ-бы снабжения и периодически про-веряется путем ревизии материального учета. По результатам проверки прини-мают-ся конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.

Работа органов материально-технического обеспечения прямо или косвенно влияет на уро-вень основных технико-экономических показателей предпри-ятия.

К числу показателей материально-технического обеспечения относятся количественные и качественные по-казатели плана завоза материальных ресур-сов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов); транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания -- расходы на дос-тавку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п.); расходы на хранение, выдачу в производ-ство и отгруз-ку потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйст-венные расходы (расходы на содержание аппарата отдела материально-технического обеспечения) и т.п.

Основанием для положительной оценки деятельности ор-ганов материально-технического обеспечения слу-жат: отсутствие перебоев в снабжении произ-водства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевре-менное заключение договоров, снижение снабженческих зат-рат и т.д.

Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами за-висит от величины и комплектности производ-ственных запасов на складах пред-приятия.

Производственные запасы -- это средства производ-ства, поступившие на склады предприятия, но еще не вов-леченные в производственный процесс. Соз-дание таких запасов позволяет обеспечивать отпуск материалов в цехи и на ра-бочие места в соответствии с требованиями техно-логического процесса. Следует отметить, что на создание запасов отвлекается значительное количество матери-аль-ных ресурсов.

Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержа-нию, снижает из-держки, ускоряет оборачиваемость оборот-ных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рен-табельность производства. Поэтому очень важно опти-мизи-ровать величину запасов.

Управление производственными запасами на предпри-ятии предполагает выполнение следующих функций:

разработку норм запасов по всей номенклатуре потребля-емых предпри-ятием материалов;

правильное размещение запасов на складах предприятия;

организацию действенного оперативного контроля за уров-нем запа-сов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния;

создание необходимой материальной базы для размеще-ния запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности.

Нормирование производственных запасов -- это опреде-ление их мини-мального размера по видам материальных ре-сурсов для бесперебойного обеспе-чения производства. При нормировании производственных запасов сначала оп-ределяются нормы производственных запасов в днях, а затем в на-туральном и денежном выражении.

Норма запаса в днях устанавливается на основе следую-щих данных.

1. Нахождение материалов в пути (транспортный запас Н тр). Определя-ется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных документов.

2. Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас Н п). Оп-ределяется на основе расчетного или фактического времени за отчетный период, скорректированного с учетом организа-ционно-технических мероприятий по механизации погрузо-разгрузоч-ных работ.

3. Технологическая подготовка материалов к производ-ству (технологиче-ский запас Н т). Образуется в том случае, если до начала производства требуется предварительная обработка материалов (сушка древесины на мебельных фаб-ри-ках). Определяется на основе нормативов времени для данных операций.

4. Пребывание материалов на складе (текущий запас Н тек). Удовлетворяет текущую потребность производства, обеспечи-вает ритмичную работу между очередными поставками ма-териалов. Определяется умножением среднесуточной нормы потребления материала на плановый кратный интервал меж-ду двумя оче-редными поставками.

5. Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продук-ции (страховой или гарантийный запас Н с). Характеризуется относительно по-стоянной величиной и вос-станавливается после получения очередной партии ма-териа-лов. Норматив страхового запаса материалов определяется по интервалу отставания поставок или по фактическим дан-ным о поступлении материалов.

Общая норма производственных запасов по видам мате-риальных ресур-сов в днях определяется суммированием ука-занных видов запасов:

Н дн = Н тр + Н п + Н т + Н тек + Н с.

Норматив производственных запасов в натуральном вы-ражении по каж-дому виду материальных ресурсов Н нат оп-ределяет произведение норматива в днях на их однодневный расход М дн в натуральном выражении:

Н нат = Н дн. М дн

Норматив в денежном выражении Н ст, т.е. норматив соб-ственных обо-ротных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, опре-деляется произведением сто-имости однодневного расхода сырья, основных ма-териалов и полуфабрикатов (С м) на норматив в днях.

Н ст = Н дн. С м = Н дн. М дн. Ц

Стоимость однодневного расхода С м определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выраже-нии на цену материальных ресур-сов, включая заготовитель-ные расходы и стоимость отходов Ц по плановым нормам.

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХ-НИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Служба материально-технического снабжения Куйбышевской железной до-роги - филиала ОАО «Российские Железные Дороги» (далее Служба) является подразделением ор-гана управления Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские Железные Дороги».

В своей деятельности Служба материально-технического снабжения Куй-бышевской железной дороги (МТС) руководствуется Конституцией Российской Федерации, Феде-ральными Законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нор-матив-ными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «Российские Железные Дороги», прика-зами и дру-гими нормативными документами ОАО «Российские Железные Дороги», а также настоя-щим положе-нием.

Служба имеет печать, штампы и иные реквизиты со своим наименова-нием.

Предметом деятельности службы является:

· снабжение предприятий и организаций, дороги материально-техниче-скими ресурсами путем централизованных поставок, осуществляемых служ-бой материально-технического снабжения дороги и по прямым договорам с другими поставщиками;

· складская переработка материально-технических ресурсов, хранение и ком-плектование;

· хранение, учет и обновление материально-технической продукции госу-дар-ственного запаса;

· создание текущего страхового запаса товарно-материальных ценностей для бесперебойного снаб-же-ния дороги;

· контроль за хранением и использованием материально-технических ре-сур-сов на материальных складах всех предприятий и организаций дороги;

· виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензиро-ва-ния) могут быть реализованы только при наличии таких разрешений (лицен-зий).

Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании Службы, про-из-во-дится в порядке, установленном ОАО «РЖД» и в соответствии с законо-да-тельст-вом Российской Федерации.

Служба материально-технического снабжения организует и обеспечивает бесперебойное материально-техниче-ское снабжение всех подразделений и предприятий Куйбышевской железной дороги.

Основными задачами и функциями материально-технического снабжения являются:

· создание условий для бесперебойного снабжения и организация обеспе-че-ния материально-технических ресурсами (МТР) деятельно-сти железной дороги и при наличии экономической целесообразно-сти, функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в пре-делах границ железной до-роги;

· организация и осуществление мероприятий по снижению затрат на за-купку потребляемых материально-технических ресурсов и содержание инфраструктуры склад-ского хозяй-ства;

· координация деятельности структурных подразделений железной до-роги по вопросам материально-технического снабжения;

· организация работы по управлению качеством материально-техниче-ского снабжения железной дороги;

· обеспечение линейных предприятий организаций структурных подраз-деле-ний отделений Куйбышевской железной дороги оборудо-ванием, мате-риа-лами, запасными частями и другими изделиями по установленной но-менклатуре;

· своевременная и полная реализация выделенных фондов, как с глав-ного ма-териального склада, так и от предприятий промышленности и снабженче-ских организаций;

· определение общей и специфицированной потребностей предприятий структурных подразделений отделений Куйбышевской железной до-роги в мате-риалах, оборудовании, запасных частях, разработка тех-нико-экономи-ческих рас-четов и обоснований этой потребности, прием и рассмотрение заявок;

· рассмотрение составленных спецификаций на материалы, оборудова-ние и запасные части по выделенным предприятиям структурных подразделений от-делений Куйбышевской железной дороги;

· разработка годовых заданий с распределением по кварталам планов то-варо-оборота по заготовке и завозу материалов в подразделении для пред-приятий и организаций подразделений отделений Куйбышевской железной дороги;

· разработка нормативов переходящих запасов материалов и оборудова-ния, запасных частей и изделий в подразделении;

· складская переработка товарно-материальных ценностей, организация и осуществление количест-вен-ной и качественной приемки, хранения, отпуска и учета материа-лов, обору-дования, запасных частей и изделий, поступающих в под-разделение, обес-пече-ние сохранности материальных ценностей;

· сбор балансов доходов и расходов подразделений, планов капиталь-ного;

· контроль за состоянием учета, правильным использованием и хране-нием материальных ресурсов, своевременной и качественной разра-боткой диффе-ренцированных норм расхода материалов и запасных частей по отделе-ниям;

· выявление сверхнормативных остатков материалов, оборудования и за-пас-ных частей на складах подразделений Куйбышевской железной дороги и пе-рераспределение их между предприятиями Куйбышевской железной до-роги и реализации излишних и ненужных материалов в установленном по-рядке;

· утверждение расчетов по определению размеров складских наценок на то-варно-материальные ценности;

· разработка и осуществление мероприятий по улучшению складского хо-зяй-ства, внедрение технически обоснованных норм. Обеспечение техники безопасности и охраны труда работающих, противопожарной безопасности и ох-раны подразделения;

· организация и проведение отделом кадров материально-технического снабжения работу по повыше-нию тех-нической квалификации работников подразделения и изуче-нию ими но-вой техники и технологий, внедряемых на железнодорож-ном транспорте, а также подбор и правильное использование трудо-вых ресурсов;

· проведение эффективной экономической политики, повышающей рен-та-бельность работы и конкурентоспособность железной дороги;

· оказание коммерческих, посреднических услуг, посредническая дея-тель-ность по складированию, хранению, транспортировке, экспеди-рованию то-варно-материальных ценностей;

· обеспечение мобилизационной готовности подразделения;

· обеспечение режима секретности и своевременное осуществление необ-хо-димых мероприятий по защите секретных и служебных сведе-ний от раз-глаше-ния.

Управление запасами материально-техническими ресурсами железной до-роги.

Служба в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет сле-дующие функции:

· осуществляет оперативно-техническое управление и организацию ра-боты материальных баз и Главного материального склада, входящих в состав же-лезной дороги в качестве структурных подразделений и на-ходящихся в ве-дении Службы (подразделения находящиеся в ведении Службы), в целях снабжения железной дороги необходимым объемом материально-техниче-ских ресурсов;

· организует прием и обработку поступающих от структурных подразде-ле-ний железной дороги заявок на материально-технические ресурсы;

· определяет общую потребность железной дороги в материально-техни-че-ских ресурсах;

· передает сведения об общей потребности в материально-технических ре-сурсах, с выделением централизованных и децентрализованных по-ставок в Росжелдорснаб ОАО «РЖД»;

· ведет мониторинг рынка материально-технических ресурсов, осуществ-ляет по согласованию с Росжелдорснабом закупки материально-технических ресурсов, а также представ-ляет на конкурсную комиссию железных дорог необ-ходимые материалы для проведения конкурсных торгов в части заку-пок материально-технических ресурсов;

· осуществляет взаимодействие с юридическими лицами по вопросам приоб-ретения материально-технических ресурсов;

· участвует в подготовке бюджета запасов и закупок материально-технических ресурсов;

· формирует планы закупок материально-технических ресурсов для железных дорог;

· осуществляет планирование, организацию сбора, отгрузки и реализа-ции лома черных цветных и драгоценных металлов, а также учет и отчетность по движению лома на железной дороги. Осуществляет планирование для под-разде-лений находящихся в ведении Службы показателей по нормам произ-водствен-ных запасов эксплуатационных расходов, контингенту, темпа роста производи-тельности труда, по доходам от прочих видов деятельности, ис-пользование скла-дов и кон-тролирует их выполнение;

· осуществляет анализ претензий по качеству и ритмичности поставок материально-технических ресурсов, передает информацию в Росжелдорснаб, участвует в разработке и реа-лиза-ции мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в снаб-жении;

· готовит для руководства ОАО «РЖД» статистические данные и управ-лен-ческие отчеты, а также аналитические материалы по расходу материально-технических ресурсов, за-тратам на материально-техническое снабжение;

· обеспечивает создание запасов материально-технических ресурсов. Организует работу по соблюде-нию ус-тановленных ОАО «РЖД» для железных дорог норм и норма-тивов по за-пасам материально-технических ресурсов, бюджета и лимитов финансирования по цен-трализованным и децентрали-зованным закупкам материально-технических ресурсов;

· участвует в реализации мероприятий по сокращению эксплуатацион-ных за-трат и совершенствованию системы управления деятельностью железных до-рог;

· организует подготовки и переподготовку работников Службы и подраз-де-лений, находящихся в ведении Службы по повышению ква-лификации (инсти-туты, различного рода обучения курсы);

· осуществляет контроль за платежами закупаемых МТР в пределах и в по-рядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД»;

· организует работу по внедрению информационных технологий и авто-мати-зированных систем управления в части учета движения ма-териальных ре-сурсов;

· осуществляет ежеквартальную сверку и подписание акта сверки по центра-лизованным поставкам материально-технических ресурсов через Росжелдорснаб;

· организует контроль за проведение работ по обеспечению безопасных ус-ло-вий и охраны труда работников Службы и подразделений, нахо-дящихся в ведении Службы;

· обеспечивает ведение делопроизводства и хранение документов с со-блюде-нием установленного на железной дороге порядка;

· Служба имеет право запрашивать и получать от подразделений ор-гана управления железной дороги отделений и других структурных подразделе-ний железной дороги статистические и иные данные доку-менты и мате-риалы, необ-ходимые для выполнения возложенных на службу задач и функ-ций.

1.3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ

Служба материально-технического снабжения дороги

1. Объемные показатели

2. Качественные показатели

3. Экономические показатели, в том числе:

· лимиты на содержание штата;

· фонд оплаты труда;

· эксплуатационные расходы, включая расходы на капитальный ремонт ос-новных фондов;

· контрольные цифры по производительности труда;

· задание по темпу роста производительности труда.

Финансирование Подразделения производится согласно утвержденного пла-тежного баланса.

Технико-экономические показатели характеризуют содержание и объем ра-боты материального склада, его пропускную способность, вооруженность ос-нов-ными фондами, качество работы склада и эффективность использова-ния тех-ниче-ских средств и т.д. Они применяются на всех стадиях управления матери-альных складом: при разработке плана показатели выступают как рас-четные, при установ-лении заданий - как плановые, при оценке выполнения плана - как от-четные, при определении направлений развития складского хо-зяйства на дли-тельную перспек-тиву - как прогнозируемые. Все эти показа-тели могут быть вы-ражены в стоимост-ных, натуральных или в смешанных единицах измерения. На-пример, складской товарооборот выражается в руб-лях, грузооборот - в тоннах, продолжительность хранения запасов - в днях, использование складской пло-щади - в тоннах на квад-ратный метр, издержки - в рублях на тонну товарообо-рота.

По технико-экономическим показателям производится анализ и оценка экс-плуатационной работы складов, а также выбор наиболее выгодного вари-анта при проектировании строительства новых и реконструкция действую-щих скла-дов. С учетом этого технико-экономические показатели можно раз-делить на две большие группы: показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов, и показатели, характеризующие проектные решения строительства но-вых и рекон-струкции существующих объектов складского хозяйства. От совер-шенства этих показателей и их обоснованности зависит эффективность прини-маемых решений по строительству складов и оценка их эксплуатации.

К основным показателям первой группы относятся: объем складского то-ва-рооборота, величина запаса и оборачиваемость материалов на складе, произ-води-тельность труда работников, себестоимость переработки 1 т. груза, из-держки об-ращения склада, обеспечение сохранности материальных ценно-стей, простой под-вижного состава и других транспортных средств под грузо-выми операциями и т.д.

Основными показателями второй группы являются: коэффициент ис-пользо-вания складских помещений, вместимость складов, пропускная спо-соб-ность или мощность, эффективность капитальных вложений, сокращение рабо-чей силы за счет внедрения механизации и др.

Планирование и анализ работы материальных складов осуществляются по технико-экономическим показателям, характеризующим эксплуатацион-ную ра-боту. Планирование складской работы должно быть направлено на обеспече-ние своевременного и бесперебойного материально-технического снабжения предпри-ятий железных дорог. При этом издержки обращения не должны быть высокими. Показатели выполнение погрузо-разгрузочных ра-бот представлены в таблице 1.2.1.

Таблица 1.2.1.

Выполнение погрузо-разгрузочных работ

В целом по Службе материально-технического снабжения грузооборот в 2005 году увеличился на 4% по сравнению с 2004 годом и увеличился на 31% по сравнению с 2003 годом.

Погрузо-разгрузочные работы в основном выполняются механизирован-ным способом.

Общий объем переработанного груза за 2005 год составляет 1367651 тонн, т.е. на 48226 тонн больше предыдущего года. Увеличение объема погру-зочных работ связано с централизованными поставками материально-техниче-ских ресурсов в соответствии с принятыми заявками службы материально-технического снабжения.

В целом погрузка увеличилась за 2003-2005 годы.

Динамика погрузочных работ представлена на рисунке 1.2.1.

Рис. 1.2.1.

НОДХ - 1 - Пенза

НОДХ - 2 - Рузаевка

НОДХ - 4 - Дема

НОДХ - 5 - Ульяновск

НОДХ - 6 - Сызрань

НОДХСМ - Абдулино

Выполнение основных производственно-финансовых показателей пред-ставлено в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2.

Основные производственно-финансовые показатели Службы материально-технического снабжения

Показатели

Завоз материалов, всего

В т.ч. от поставщиков

Отпуск материала, всего

В т.ч. городским организациям

Ж/д. организациям без наценки

Транзит сторонним организациям

Транзит ж/д. организациям

Транзит НОДХ

Предприятиям не основной деятельно-сти

Расходы, всего

В т.ч. з/плата

Отчисления во внебюджетные фонды

Материалы

Эл/энергия

Амортизация

Кап. ремонт

Прибыль от ПВД

Оборачиваемость

Контингент

Среднемесячная з/плата

Производительность труда

Дебиторская задолженность 01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.

Кредиторская задолженность01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.

Остатки на 01.01.03г.-01.01.04г.-01.01.05г.-01.01.06г.

Темпы роста производительности труда можно определить по диаграмме 1.2.1.


Диаграмма 1.2.1. Темпы роста производительности труда

Рост производительности труда 2005 года составил 104,5%, среднемесяч-ной зарплаты - 109,4% по отношению к 2004 году. Из данных показателей видно, что опережающий темп роста производительности труда к среднемесяч-ной зарплате составил 4,9%.

Динамика основных производственно-финансовых показателей по материально-техническому снабжению показана на графике 1.2.1.


В ряде регионов Юга России стартовало специальное учение подразделений материально-технического обеспечения. Оно призвано на практике подтвердить, что созданная не так давно система МТО российских Вооружённых Сил успешно прошла становление и эффективно действует. Причём не только в благоприятных стационарных условиях, но и в полевых - при выполнении войсками учебно-боевых и специальных задач. О целях и задачах учения «Красной звезде» рассказал начальник Управления планирования и координации материально-технического обеспечения Южного военного округа .

- Алексей Павлович, чем вызвана необходимость проведения столь масштабного специального учения воинских частей, соединений и организаций МТО?

Безусловно, вопросы питания личного состава и его медицинского обеспечения , доставки ГСМ, боеприпасов и других материальных средств , эвакуации и ремонта техники и вооружения решались и прежде. Но ещё недавно звенья этой системы были разрозненными, а потому сама система недостаточно эффективной. Создание в Вооружённых Силах единой структуры МТО свело всё воедино и позволило решить ряд проблемных моментов. В каждой воинской части теперь есть помощник командира по МТО, в чьих руках сконцентрированы все рычаги управления вопросами технического и тылового обеспечения. И это даёт возможность оперативно и всесторонне решать названные вопросы. Что особенно важно - при выполнении войсками боевых и специальных задач.

С момента создания окружной структуры МТО прошло достаточно времени. За этот период мы всецело отработали алгоритм материально-технического обеспечения воинских подразделений в пунктах постоянной дислокации. Теперь нам необходимо убедиться, что и на поле боя работа в этом направлении будет максимально успешной. Проводимое в рамках СКШУ «Кавказ-2012» специальное учение с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями материально-технического обеспечения ЮВО даёт такую возможность.

Не случайно оно носит в том числе и исследовательский характер. В нашем военном округе подобных мероприятий пока не проводилось. В своё время в Волгоградской области на полигоне Прудбой проходило специальное учение тыла и транспорта Сухопутных войск. Но оно заметно отличалось от учения, которое стартовало сейчас. Во-первых, в этот раз будут отрабатываться элементы обеспечения не только сухопутной составляющей Южного военного округа, но и воинских частей и подразделений ВДВ, ВМФ, ВВС и ПВО. Во-вторых, это будет не просто демонстрация действий различных подразделений технического и тылового обеспечения. Мы уходим от такой методики обучения, когда лишь рассказывали и показывали, как необходимо действовать в той или иной ситуации. Сейчас акцент сделан на практическом взаимодействии с боевыми подразделениями. Работа представителей МТО будет проходить на фоне реального выполнения войсками боевых задач: мотострелковые и десантно-штурмовые подразделения при поддержке артиллерии и авиации, инженерных, железнодорожных и дорожно-комендантских подразделений будут выполнять задачи по преследованию и блокированию противника, преодолению водной преграды, противодействию диверсионным группам неприятеля. В-третьих, впервые предстоит выполнять задачи совместно с рядом военных и гражданских организаций, таких как «Росрезерв», «Спецремонт», «Военторг», промышленными предприятиями оборонного комплекса, Центром стандартизации и метрологии и другими. Проводимое учение позволит убедиться, что материально-техническое обеспечение войск при подготовке и применении войсковой группировки на Юго-Западном стратегическом направлении будет всесторонним и эффективным.

- Какие ещё задачи необходимо решить в ходе специального учения?

Любая практическая работа даёт возможность совершенствования навыков. Особенно если они нарабатываются во время выполнения задач в полевых условиях. Вот и в этот раз все без исключения военнослужащие и гражданский персонал будут максимально полно использовать представившуюся возможность участвовать в учении. К примеру, на полигоны выведены выездные бригады различных предприятий и организаций ОАО «Оборонсервис». Предстоит практически оценить реализацию функций материального обеспечения, эвакуации и ремонта ВВТ в полевых условиях с учётом их передачи в ОАО «Спецремонт». Оценке подвергнется и система организации питания в полевых условиях. Необходимо также оценить достаточность накопления объёмов материальных средств в войсковом и оперативном звене группировки с учётом передачи части оперативных запасов в «Росрезерв». Будет проведён сравнительный анализ использования различного транспортного оборудования, образцов техники и аппаратуры. Но это частности. Главное, повторюсь, в комплексе оценить эффективность функционирования системы МТО.

- Насколько мне известно, ряд вопросов прежде не отрабатывался ещё и потому, что в структуре МТО военного округа только недавно появились новые элементы?

Вы правы. Это, например, касается порядка и способов применения подразделений эвакуации и технической помощи. Так, изменение штатной структуры способствовало повышению КПД работы подразделений обеспечения. Например, в предыдущем штате во взводе обеспечения мотострелкового батальона было всего одно ремонтно-эвакуационное средство (БРЭМ-Л), что значительно снижало эвакуационные возможности и оперативность эвакуации повреждённого и неисправного вооружения и техники с поля боя. Нынешнее увеличение в три раза эвакуационных средств позволяет командиру батальона более оперативно принимать решения на вывод из-под огня повреждённых машин к бригадным путям эвакуации. А затем - эвакуации в район оказания технической помощи для выполнения работ в объёме текущего ремонта или для последующей передачи средствам старшего начальника (к местам развёртывания выездных ремонтных бригад, на предприятия промышленности и ОАО «Оборонсервис»). Ещё одно новшество - это появление в составе воинских частей штатных подразделений технической разведки на специальном транспортном средстве «Тигр». В группу входят командир, мастер по ремонту ВВТ, сапёр, химик-дозиметрист и санитар. Такой состав позволяет максимально полно решать стоящие перед технической разведкой задачи. Группы технической разведки соединения формируются из состава взвода технической разведки батальона МТО. Взвод технической разведки тоже впервые введён в состав подразделений МТО как штатное подразделение, а не временное формирование, как предусматривалось прежними документами. Назначенные группы технической разведки следуют и действуют за ротами (батальонами) первого эшелона, выполняют свои задачи в назначенных им полосах и районах.

- В ходе учения будет апробирован и ряд технических новшеств. Расскажите об этом.

Нам предстоит в деле испытать новые средства связи и управления. Задолго до начала учения мы стали активно использовать возможности АСУ. Пункт управления оснащён автоматизированными комплексными местами. В нашем распоряжении - система конференц-связи, которая позволяет связаться со всеми без исключения подразделениями, что заметно сокращает временные затраты на передачу и согласование документов и решений, проведение совещаний, постановку задач. Кроме того, появилась возможность оперативно вызвать любого командира и пообщаться с ним в режиме видеосвязи. Система ГЛОНАСС задействована и в организации работы диспетчерского пункта дорожно-комендантского батальона. Установленная на транспортные средства аппаратура спутникового позиционирования позволяет с диспетчерского пункта отслеживать в режиме реального времени движение колонн техники.

- Алексей Павлович, в самом начале разговора вы упомянули о том, что специальное учение МТО касается не только сухопутной составляющей округа…

В один из дней учения мероприятия будут проходить на военном аэродроме Мариновка, где предстоит отработать вопросы материально-технического обеспечения действий авиации. Должен отметить, что силы и средства 4-го командования ВВС и ПВО активно задействуются на всём протяжении учения. Так, действия мотострелковых и десантно-штурмовых подразделений будут обеспечиваться армейской, штурмовой и военно-транспортной авиацией. Предстоит потрудиться и представителям ВМФ: в последний день учения все события переместятся в гавань Новороссийской военно-морской базы. И вновь предстоит выполнить целый комплекс задач: провести материально-техническое обеспечение подготовки кораблей к выходу в море, ликвидировать последствия аварийного разлива нефти в пункте базирования кораблей с применением экологического судна «Пётр Градов», в море от танкеров вспомогательного флота пополнить запасы дизельного топлива и пресной воды кораблей, с использованием спасательного судна оказать помощь терпящему бедствие кораблю, отработать другие задачи.

- И всё же основная тяжесть ложится на воинские части и соединения Сухопутных войск?

На полигоне Прудбой мы сможем наблюдать за выполнением уникальных работ. Через реку Дон двумя способами будет проложен трубопровод. Будет выполнено строительство железнодорожного обхода протяжённостью порядка трёх километров. Военнослужащие инженерных, железнодорожных и дорожно-комендантских подразделений в короткие сроки обеспечат переправу личного состава и техники через водные преграды. Причём крупные - протяжённостью свыше 500 метров. Хочу подчеркнуть - «противник» будет максимально усложнять действия названных подразделений.

Одновременно на базе бригады МТО будет представлена работа полевого хлебозавода и банно-прачечного комбината. В полной мере свои задачи отработают и представители инженерных войск: подразделения полевого водообеспечения проведут весь комплекс работ по добыче, очистке, доставке и хранению воды. В том числе и с использованием нового специального оборудования. В общем, учение обещает быть насыщенным.

В основу определения организационной структуры управле­ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива­ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек­тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче­ние функций.

Существуют три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредо­точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст­венным единством предприятия и относительно узкой номенклату­рой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рас­средоточение функций, что обусловлено территориальной ра­зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно­стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма­териалов.

Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет­ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри­ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи­тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе­мых материалов и выпускаемой продукции.

Структура управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных подразделений службы МТО на выпол­нение всего комплекса работ по обеспечению предприятия опре­деленными видами материальных ресурсов.Товарная специализация отдельных подразделений службы МТО предусматривает вы­полнение всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых материалов и выпускаемой продукции.

И, наконец, комбинированная структура управления МТО преду­сматривает определенные подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения.

Другие структурные подразделения, такие, как отдел главного ме­ханика, отдел главного энергетика и т. д., осуществляют все функции внутрипроизводственного перемещения в части закрепленных за ни­ми материалов в силу специализации этих подразделений.

Складское хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под централизованным или децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия.

  1. Планирование материально-технического обеспечения

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи­зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфициро­ванной номенклатуре на плановый период.

Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис­следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со­ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото­вительного предприятия.

Исследование рынка сырья и материалов - один из элементов пла­нирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку ин­формации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо­вании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количест­венную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ­ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре­сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с це­ной аналогичных деталей у поставщика.

Определение потребности в материальных ресурсах - централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо­го уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб­ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно­логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред­приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осу­ществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые перио­ды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ П.П. Петров

«___»___________ г.

Положение
об отделе материально-технического снабжения и комплектации

1 Общие положения

1.1. Полное наименование — отдел материально- технического снабжения и комплектации, сокращенное — ОМТСиК.

1.2. Отдел материально- технического снабжения и комплектации (далее ОМТС и К) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Компания» (далее предприятие). Отдел создается и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.

1.3. ОМТСиК подчиняется непосредственно коммерческому директору.

1.4. ОМТСиК возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора предприятия по представлению коммерческого директора.

1.5. В ходе осуществления закрепленных за отделом функций он взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия:

1.5.1. Производственными подразделениями
1.5.2. Планово-экономическим отделом
1.5.3. Бюро производственного заказа
1.5.4.Финансовым отделом
1.5.5 . Отделом технического контроля
1.5.6. Конструкторско-технологическим отделом
1.5.7. Транспортно-складским управлением
1.5.8. С цехами
1.5.9. Бухгалтерией
1.5.10. Отделом кадров
1.5.11. Юридическим отделом
1.5.12. Отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

— Действующим законодательством РФ;
— Приказами и распоряжениями генерального и коммерческого директоров;
— Уставом предприятия;
— Политикой предприятия в области качества;
— Руководством по качеству;
— Настоящим положением;
— Документацией системы менеджмента качества предприятия;
— Правилами внутреннего трудового распорядка.

2 ЦЕЛИ

2.1 Организация своевременного обеспечения предприятия всеми необходимыми для производства материалами и комплектующими изделиями требуемого качества.

2.2 Формирование оптимальных размеров производственных запасов, снижение затрат, связанных с приобретением и доставкой.

3 ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

3.1 Структуру и штатную численность отдела утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.2 Начальник ОМТСиК имеет одного заместителя.

3.3 Обязанности заместителя и начальников бюро определяются начальником ОМТСиК.

3.4 Заместитель, начальники бюро ОМТСиК, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом генерального директора предприятия по представлению начальника ОМТСиК.

3.5 Отдел материально-технического снабжения имеет в своем составе бюро:

— планово — нормативное;
— металлов;
— химикатов, лакокрасочных изделий, кабельной продукции, эмальпроводов и изоляции;
— комплектации и вспомогательных материалов;
— покупного инструмента.

3.6 Заместитель начальника ОМТСиК подчиняется начальнику ОМТСиК.

3.7 Начальники бюро подчиняются начальнику ОМТСиК и заместителю начальника ОМТСиК.

3.8 Распределение обязанностей между сотрудниками подразделений (бюро) производится начальниками бюро.

4 Функции и задачи

4.1 Участие в реализации Политики предприятия в области качества.

4.2. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, топливе и др.).

4.3 Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах (выбор поставщиков, их оценка.)

4.4 Подготовка, анализ договоров с поставщиками до их заключения, согласование условий, сроков поставок, требований к качеству поставляемых материальных ресурсов.

4.5 Постоянный контроль за своевременным выполнением поставщиками своих обязательств по договорам.

4.6 Подготовка данных для предъявления претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств.

4.7 Осуществление контроля за состоянием запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, обеспечение бесперебойной работы предприятия своевременным завозом материалов на склад предприятия.

4.8 Осуществление контроля над отпуском материальных ресурсов со складов ТСУ и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

4.9. Принимать участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов (снижение затрат, связанных с транспортировкой, заменой дорогостоящих материалов на дешевые, использование вторичного сырья, реализация излишних ресурсов и др.).

4.10 Принимать участие в разработке проектов планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений.

4.11 Принимать участие в разработке, функционировании и совершенствовании системы менеджмента качества (в соответствии с компетенцией отдела) предприятия.

4.12. Принимать участие в разработке и реализации корректирующих и предупреждающих действий (в соответствии с компетенцией отдела).

5 ПРАВА

5.1. Представительствовать от ОАО «Компания» в других организациях по вопросам приобретения материальных ресурсов.

5.2. Вести переписку, переговоры с поставщиками и оформлять договора на поставку материальных ресурсов за подписью ген. директора или иного лица, имеющего право подписи.

5.3. Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач.

5.4. Привлекать специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

6 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

В ходе выполнения функций и задач, отдел материально-технического
снабжения взаимодействует:

6.1. С производственными подразделениями по вопросам:

6.1.1 получения:

— заявок на материально-технические ресурсы;
— копий актов о несоответствиях, оформленных в установленном порядке;
— сведений об остатках сырья, материалов, комплектующих в кладовых подразделения;
-сведений о затруднениях, связанных с недостаточным обеспечением материалами, комплектующими.

6.1.2 предоставления:

— Требований — накладных на отпуск материально-технических ресурсов;
— сведений о наличии материально-технических ресурсов на складах сырья и материалов;
-сведения о сроках поступления материалов, комплектующих;
-сведения об изменении сроков завоза материалов;

6.2. С планово-экономическим отделом по вопросам:

6.2.1. Получения:
— годовых, квартальных планов производства;

6.2.2. Предоставления:
— информацию о ценах на сырьё и материалы.

6.3. С бюро планирования производства по вопросам

6.3.1 Получения:
-месячных производственных заданий, их изменений, дополнений;

6.3.2. Предоставления:
— данных о наличии материалов на складах, сроках поступления, сведений
об изменениях сроков завоза;

6.4. С финансовым отделом по вопросам

6.4.1. Получения:

— месячной планируемой сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— данных о фактическом исполнении бюджета.

6.4.2. Предоставления:

— данных для планирования месячной сметы оплат сырья, материалов,
комплектующих (бюджет);
— информации о ценах на сырье, материалы, комплектующие изделия;
— сведения об исполнении заявок на приобретение материалов.
— -счетов и служебных записок на оплату;

6.5. С конструкторско-технологическим отделом:

6.5.1. Получения:

— копий актов на материалы, не прошедшие входной контроль;
— консультации по вопросам СМК;
— документации СМК;
— заключений по внешним и внутренним проверкам СМК.

6.5.2. Предоставления:

— сведений об условиях поставки материалов;
— планов корректирующих мероприятий «отчетов о выполнении
мероприятий по устранению несоответствий в системе менеджмента
качества, вновь разработанную документацию СМК;
— документов, необходимых для составления рекламаций.

6.6. С отделом технического сопровождения по вопросам:

6.6.1 Получения:

— норм расходования материалов и извещений об изменениях норм
расхода;
— разрешений на использование в производстве материалов с
отклонениями по качеству;
— сведений о материалах, необходимых для запуска в производство
новых изделий;
— сведений о взаимозаменяемости материалов.

6.6.2. Предоставления:

— сведений об объемах и сроках отгрузки материалов.

6.7. С транспортно-складским управлением (ТСУ) по вопросам:

6.7.1. Получения:

— информации о поступлении; движении, наличии материалов на складах;
— заявок на приобретение материалов.

6.7.2. Предоставления:

— информации об отгруженных материалах;
— заявок на транспортные средства для завоза материалов;
— данных для розыска грузов по железной дороге.

6.8. С цехами по вопросам

6.8.1. Получения:
-заявок на материалы, комплектующие для ремонтно-
эксплуатационных нужд.

6.8.2. Представления:
— сведений о наличии материалов на складах;
— сведений о приобретении материалов по заявкам.

6.9. С бухгалтерией по вопросам:

6.9.1. Получения:
— данных о движении сырья и материалов, и остатка на конец
отчетного периода;
— итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;
-заявок на приобретение материалов.

6.9.2. Предоставления:
— приходно-расходных документов.

6.10. С отделом кадров по вопросам:

6.10.1. Получения:

— планов, графиков обучения персонала;

6.10.2 Предоставления:

Графиков отпусков;
-заявок на подбор персонала;
-заявок на обучение персонала;
-табеля учета рабочего времени.

6.11. С юридическим отделом по вопросам:

6.11.1. Получения:
-консультации по вопросам, касающимся приобретения материальных ресурсов, трудового законодательства.

6.12.2. Предоставления:
— проектов договоров и дополнительных соглашений к ним для анализа;
-данные для ведения претензионно-исковой работы контрагентами.

6.13. С отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды
по вопросам:

6.13.1 Получения:
-информации, необходимой для выполнения функциональных задач отдела.
6.13.2 Предоставления:

— сведений о наличии средств защиты на складах;
— сведений о приобретении спец.обуви, спец.одежды, средств защиты.

7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

7.1 Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение
функций отдела несет начальник отдела материально-технического
снабжения.

7.2. На начальника ОМТС и К возлагается персональная ответственность за:

7.2.1 не организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.

7.2.2 Не организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

7.2.3 Не организацию соблюдения сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.

7.2.4 Не обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности.

7.2.5 Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.

7.2.6 Несоответствие действующему законодательству, подписываемых им проектов приказов, инструкций, положений постановлений и других документов.

7.2.7 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными
инструкциями.

8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8.1 Настоящее «Положение» составлено в соответствии с:

8.1.1 требованиями документов СТП СМК»Положение о структурном
подразделении. Общие требования»;

8.1.2 действующей на предприятие организационно-управленческой
структурой;

8.1.3. штатным расписанием ОМТС и К.

8.2. В настоящее «Положение» имеет право вносить предложения об его
изменении коммерческий директор предприятия и начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации (ОМТСиК) .

8.3 Сроком введения в действие настоящего «Положения» считать дату
утверждения «Положения» Генеральным директором предприятия.

8.4 Срок действия данного «Положения» — 5 лет.

Начальник отдела
метериально -технического снабжения и комплектации М.М. Снабженцев

Коммерческий директор К.К. Раскукуев

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник отдела менеджмента качества В.В. Васильев

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев