Методы забывания. Как забыть ненужную информацию

Три методики забывания

Мозг устроен таким образом, что чем чаще человек возвращаться к одной и той же информации, тем сложнее она забывается. Однако в жизни происходят ситуации, когда забыть просто необходимо. Это может быть какая-либо обида, неприятность, разочарование, потеря близкого человека.

Первая методика забывания

Первый метод забывания заключается в мысленной сначала самого события, а затем его уничтожения. Во время выполнения задания нужно абстрагироваться от плоскости листа. Сначала необходимо представить ситуацию, потом мысленно залить ее каким-либо веществом, например жидким азотом, подождать пока информация примет застывший вид, и как следует ударить по ней молотком, чтобы вся композиция разлетелась на несколько маленьких частей. Если это не помогло и спустя время память вновь возвращается к событию, то нужно повторить всё заново, но добавить еще что-нибудь: вымести, сжечь, разложить, выкинуть. Варианты могут быть любые, и после нескольких процедур мозг перестанет воспроизводить «уничтоженную» информацию.

Вторая методика забывания

Второй метод забывания состоит в письменном изложении своей проблемы. Нужно сесть и описать всю ситуацию в мельчайших подробностях. Во время выполнения задания нельзя использовать знаки препинания и заглавные буквы. Текст должен ложиться ровным полотном, выделение отдельных его частей недопустимо. Готовое повествование необходимо несколько раз переписать в том же стиле. Как правило, достаточно 3-4 воспроизведений, чтобы исключить возможность возвращения информации. Но в исключительных случаях может потребоваться и больше. Эту методику используют для реабилитации солдат, потерявших конечности во время военных действий.

Третья методика забывания

Представьте неприятную ситуацию в виде застывшей картинки. Отдаляйте эту картинку от себя все дальше и дальше, пока она не скроется с вашего «поля зрения». Еще можно этот снимок порвать и выбросить. Здесь вы выбираете так, как будет лучше для вас.

Забывать следует только действительно ненужные фрагменты жизни, очищать память для высвобождения дополнительного места не стоит: полностью заполнить мозг еще никому не удавалось.

Елена Егорова специально для

Психологи утверждают, что человек забывает 80% того, что услышал, за 24 часа, и 90% полученной информации - за двое суток. Чтобы забыть оставшиеся 10%, нам нужна всего одна неделя. Кажется, что механизм забывания отлажен нашим мозгом до совершенства. Но все же иногда хочется стереть неприятные воспоминания из нашей жизни!

Ты наверняка уже слышала о способах улучшения памяти и различных упражнениях для запоминания. Но когда у нас возникает необходимость не запомнить, а наоборот - забыть о чем-то, на помощь придут другие упражнения.

Техники, предназначенные для забывания ненужной информации, называются летатехниками (от названия древнегреческой реки забвения Леты, вспомни выражение «кануть в Лету»). Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут тебе забыть неприятные моменты:

«Телевизор»

Устройся удобно в любимом кресле или на диване. Представь свои негативные переживания, показываемыми на большом экране телевизора. Возьми в руки воображаемый пульт и выключи звук своего «фильма». Понаблюдай за картинкой, затем сделай так, чтобы она потускнела и, наконец, растворилась. Не спеши выполнять упражнение за пару минут, представляй много деталей.

«Горящее письмо»

Напиши на бумаге те свои воспоминания или чувства, которые неприятно тебя волнуют. Затем сомни этот лист и сожги его в специальной посуде. Представляй, что вместе с бумагой сгорают все твои отрицательные эмоции. Это поможет тебе обрести контроль над ситуацией.

«Тряпка»

Этот способ подойдет для забывания не столько неприятных, сколько ненужных вещей. Представь эти факты записанными на меловой школьной доске. Возьми в руки воображаемую мокрую мочалку и начинай стирать их с доски. Продолжай упражнение, пока на месте стертой информации не перестанет появляться новая и доска не станет чистой.

«Записывание»

Наш мозг считает ненужным помнить ту информацию, которая записана и всегда под рукой. Пользуйся этой его особенностью, если тебе надо забыть что-то неважное. Пиши планы на день, составляй списки покупок и записывай номера телефонов вместо того, чтобы держать все это в голове одновременно.

Хорошей тебе, но избирательной, памяти!

Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

2. Как управлять воспоминаниями?

Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

3. Как можно стереть воспоминания?

Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

Что делать, когда неприятные картины из прошлого встают перед глазами как живые, но уже в настоящем? Как перестать прокручивать в голове доводящие до исступления эти изматывающие воспоминания?

МЕХАНИЗМЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ

Человеческая память так устроена, что запоминается сильнее всего эмоционально окрашенные моменты жизни, и именно то, что более актуально и значимо для человека. До тех пор, пока неприятные воспоминания не потеряют свой эмоциональный заряд, то есть пока не станут нейтральными, они продолжают влиять на нас.

На скорость процесса «забывания» сильное влияние оказывает и индивидуальные особенности человека. При прочих равных условиях человек с оптимистическим складом личности, жизнерадостный и бодрый обгонит пессимиста в этом процессе.

На сегодняшний день нет единой теории механизма памяти.

Если рассматривать физиологический подход, то в основе его лежит свойство нервной ткани сохранять в себе следы нервного возбуждения, образуются временные нервные связи, которые сохраняются, угасают и оживляются при определенных условиях.

В последнее время появляется много сторонников теории, что наши воспоминания находятся не только в нейронных сетях мозга, а представляют собой некие энергетические волны.

КАК УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС "ЗАБЫВАНИЯ" ПЛОХОГО?

Первое , что необходимо сделать – это осознать, что постоянно извлекая из памяти эти образы, воспоминания вы только укрепляете их, бездумно наполняете их энергией, благодаря которой они будут продолжать жить в вашем мозге, в вашей душе еще долго.

Второе , что нужно сделать – это дать выход этой энергии, снять эмоциональный заряд, превратить воспоминания в нейтральное знание. А вот чтобы это произошло, для этого, как ни странно может прозвучать, необходимо сознательно оживить эти события прошлого. Но делать это под особым контролем.

ТЕХНИКА "ЗАБЫВАНИЯ"

1. Как бы вас не одолевали плохие мысли в течение дня, выделите для этого четко определенное и ограниченное время, для начала 30 минут в день, назовите это время «час воспоминаний» . В остальное время берите под контроль и гоните прочь весь этот негатив. Постепенно это время будет сокращаться.

2. «Ловите» воспоминания сразу, как только они возникают. Вы что-то делаете, где-то находитесь и вдруг… внезапно возникают образы, неприятные мысли, замрите, остановитесь, остановитесь полностью, не двигайтесь, осознайте этот момент, станьте свидетелем того, как это происходит. Полминуты, которые у вас будут, должны быть направлены на осознание того, что запланированный «час воспоминаний» еще не наступил. Дальше направьте свое внимание на то, что может вас отвлечь.

3. Если хаос в голове одолевает особенно сильно, пробуйте тантристскую практику «Без головы» . Заключается она в том, что нужно ходить и думать, что у вас больше нет головы, только тело. Постоянно помнить, что головы нет. Визуализировать себя без головы. Повесьте зеркало так низко, чтобы, когда вы в него смотрите, вы не могли бы увидеть голову, а только тело. Попробуйте испытать удивительную тишину и невесомость, ведь головы то у вас нет.

4. Уберите из вашего пространства максимально возможное количество предметов, которые «запускают» механизм памяти. Внешние раздражители оживляют следы нервного возбуждения почти мгновенно.

5. Во время «часа воспоминаний» сбрасывайте эмоциональный заряд своей памяти. Это можно делать, например, такими способами.

«МАКСИМУМ НЕГАТИВА»

В течение 30 минут дайте волю своим воспоминаниям на полную катушку. Будьте в одиночестве, выключите свет, отключите телефоны, включите очень грустную музыку.

Вспоминайте сцены прошлого, все детали, все нюансы, не позволяйте себе останавливаться, не позволяйте себе никакого даже намека на хорошее настроение. Кричите, плачьте, стоните, вопите, только не останавливайтесь.

Скоро вы обнаружите, что оставаться долго в таком состоянии очень трудно, так как вы это делаете сознательно и вы в этом не теряетесь и не растворяетесь.

Через 30 минут внезапно выйдите из негативности. Зажгите свет, включите красивую веселую музыку и танцуйте в течение 20 минут. Потом примите душ. Он смоет весь негатив, и это вас очистит.

«КОЛЕСО ВРЕМЕНИ»

1. Возьмите белый лист бумаги обычного формата (А4) и нарисуй­те на нем круг диаметром 7 - 9 см. Круг -совершенная мандала времени, не имеющего ни начала, ни конца и вмещающего любую возможную форму существования и содержание чело­веческого переживания.

2. Нарисуйте в нем красный огненный крест, который является символом смерти и возрождения.

3. Прикрепите этот лист перед собой на расстоянии 20 - 25см. В течение 3 - 5 минут пристально смотрите в этот круг.

4. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов расслабления.
Вспомните первую ситуацию, когда вы испыта­ли острое негативное чувство: шок, страх, обиду… Когда это происходило, каковы жизненные обстоятельства, что вас окру­жало, что или кто вызвал это чувство…

5. Когда вы полностью вошли в эту ситуацию - в мыслях, чув­ствах, образах, телесных ощущениях, - откройте глаза и по­пробуйте представить, увидеть, почувствовать ее в круге. Затем медленно сотрите эту ситуацию движением креста по ча­совой стрелке.

6. Закройте глаза - сделайте глубокий вдох, выдох и вспомните вторую ситуацию, когда вы испытали острое негативное чув­ство: страха, обиды, вины…Сделайте с этой ситуацией то же самое - проверните колесо времени и освободитесь от бремени тяжелого воспоминания. Затем вспомните третью ситуацию, четвертую… седьмую… и с каждым поворотом огненного меча приближайте колесо време­ни к настоящему моменту…

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...