Квадратные фотки. Как выбрать соотношение сторон при съёмке пейзажей

Сейчас в каждого из нас есть фототехника. В одного профессиональные фотоаппараты, в другого телефоны с очень не плохой камерой. Еще больше и больше людей делают селфи на переднюю камеру своего смартфона. Так что, сделать в наше время хорошее фото уже не проблема. В каждого аппарата свое разрешение для изображений и все фотографии прямоугольные. Но как сделать фото квадратным? В этом небольшой уроке расскажу три способа, как из прямоугольной фотографии сделать квадратную в графическому редакторе Adobe Photoshop.

С обрезанием краев

Давайте попробуем сделать фото квадратным, обрезав лишние края.
1. Запускаем фотошоп. Загружаем картинку в программу, далее переходим в инструмент «Рамка».

2. Зажимаем клавишу Shift, кликаем за угловой край изображения, а лучше аж за ним и, удерживая шифт и левую клавишу мыши, ведем квадратный фрейм до одного с краев изображения. Отпускаем клавишу мыши и шифт.

3. Теперь стрелочками на клавиатуре двигаем в нужное направление для обреза и нажимаем Enter.

При сохранении в «JPEG» выберите качество 12 (наилучшее) и нажимаем «ОК».

Вот и все. Мы обрезали и сделали картинку квадратной.

Без обрезания краев

Сейчас мы попробуем сделать фотографию квадратной без обрезания краев. Края у нас получатся белыми, а фото останется без искажения и не обрезанное. Ну что, поехали.
1. Кликаем на фотку правой кнопкой мыши, переходим в свойства.

2. После в диалоговом окне переходим в «Подробно» и смотрим размер картинки. В моем случае одна из сторон больше, 640 пикселей, а точек 72. Тогда и будем создавать квадрат в фотошопе 640х640 пикселей, а не 425 на 425. Также будем ставить разрешение 72 пикс. Запишите эти данные.

3. Создаем пустой белый квадрат. Открываем фотошоп, заходим в «Файл» > «Создать».

4. В диалогов окне, что выскочило, заполняем данные. В моем случае ширина и высота будут 640 пикселей. Разрешение 72. А вы смотрите по свойствам вашего изображения. Нажимаем «Ок».

5. Мы создали белый квадрат.

6. Теперь берем и просто перетягиваем ваше изображение в фотошоп, в этот квадрат.

7. После нажимаем Enter.

Ну вот и все. Мы сделали фотографию квадратной без обрезания и искажения. Теперь осталось ее сохранить. Как это сделать, описывал выше.

Метод растягивания

Я расскажу и этот метод, но я думаю, что он не правильный, ведь изображение искажается и теряет свой оригинальный вид. Возможно, что в каких-то целях вам будет полезен и этот пункт урока.

1. Загружаем фотку. Переходим в «Изображение» > «Размер изображения».

2. В диалоговом окне сразу обязательно убираем галочку с «Сохранить пропорции». Ставим в «ширине» и «высоте» одинаковые цифры. В нашем случае, если поставим 425х425 – оно сузится по ширине, а если поставим 640х640 – изображение растянется по высоте. После ввода данных, нажимаем «Ок».

3. Я поставил 425х425 и фото сузилось по ширине. Сохраняем. Результат ниже.

Снимки бывают различного формата, и привычные нам альбомные 9x15 - это самый популярный размер. Однако, с развитием мобильной фотографии и Instagram популярность приобрели квадратные снимки. Что особенно интересно - композиция в них строится гораздо проще, чем в прямоугольных, поэтому каждый может снимать шедевры и это очень легко. Большинство классических правил композиции совершенно не подходит для квадрата. Если вы хотите не просто делать снимки в соцсети, а создавать настоящие произведения искусства, попутно получая новые знания и воспроизводя свои идеи так, что они понравятся и вам и другим, то лучше всего обратить внимание на композицию.

Мы подобрали 10 идей и подсказок для того, чтобы научиться выстраивать композицию на квадратных снимках.

    Разместите объект в центре

Тем не менее, если применить именно этот прием в квадратном снимке, результат вас совершенно не разочарует.

Главное, что необходимо учесть - объект должен быть действительно центральным, он должен нести смысловую нагрузку и принимать на себя внимание зрителя. Именно так вы сможете получить серьезный кадр.

На фото выше персонаж расположен прямо по центру композиции, а дополняет изображение окружение, которое подводит к нему внимание зрителя. Фон остается нейтральным, на светлом же фоне персонаж остается темным пятном.

    Заполнение всего кадра

Важная часть любой фотографии, даже любого замысла для фотографии - это то, как она будет рассматриваться в будущем. Либо вы планируете ее распечатать, либо вы предпочитаете запостить ее в аккаунт Instagram.

Если фото будет распечатано, вы вполне можете позволить себе заполнить все пространство кадра предметом или персонажем.

Кроме того, из-за зрительно совсем небольшого формата мобильных фотографий, частенько оказывается не так просто поместить персонажа в контекст - чаще всего, он попросту теряется, а фото теряет идею.

На фото выше нет персонажа, центром композиции является непосредственно перспектива, тем не менее кадр полностью заполнен - использовано все пространство.

    Используйте преимущества симметрии по максимуму

Один из плюсов квадратного формата - это симметричный кадр. В обычном формате прямоугольника мы не можем поместить линию горизонта пейзажа по центру, поэтому с квадратным кадром вполне можно поэкспериментировать. Это, конечно, нарушает знаменитое правило третей, но кадру совершенно не вредит.

На фото выше, к примеру, одинаковое пространство занято небом и элементами внизу. При этом, композиция кажется гармоничной и предметы не “падают” вниз кадра, как было бы с прямоугольной фотографией. Точно так же можно поступить и если на фото имеется центральный объект: разместить линию горизонта за ним можно посередине.

    Правило третей

Мы уже упомянули правило третей выше. Как известно, это - самое распространенное и самое основное правило, которое существует в классической композиции. Для обычного формата оно работает идеально, но с квадратными снимками ситуация обстоит иначе.

Работает правило третей в тех случаях, когда центральный объект на снимке большого размера.

Если объект небольшой, более эффектно будет выглядеть его размещение у края кадра. Таким образом можно подчеркнуть окружение и создать контекст, в котором будет находиться персонаж или предмет.

На этом фото персонаж находится слева, если разделить изображение на 9 квадратов, он останется в самом крайнем столбце. Тем не менее, кадр выглядит цельным и у персонажа достаточно пространства для того, чтобы композиция не казалась сжатой.

    Работайте с каждым квадратом отдельно

В некоторых случаях, если фото имеет квадратный формат, мы можем позволить себе несколько свободный подход к использованию правила третей. В таком случае, мы можем рассматривать каждый из девяти квадратов как полноценный кадр и перенести смысловую нагрузку на один из них.

Визуально можно поделить изображение на квадраты и, чтобы было проще, пронумеровать их:

Если объект очень маленький, его можно размещать по центру любого из внешних квадратов, но нежелательно использовать средний - квадрат 5. 5 квадрат наиболее всего подходит для крупных объектов, которые способны сильно фокусировать на себе внимание.

Когда вы помещаете объект в тот или иной крайний квадрат, необходимо проследить за тем, чтобы у объекта оставалось пространство. То есть выстройте композицию именно внутри маленького квадрата.

Если вы снимаете длинный предмет или персонажа на таком расстоянии, что он займет несколько квадратов, получается, что вы их совмещаете, образуя специальные зоны. Соответственно, в каждой зоне должна получиться композиционно цельная картинка.

На верхнем фото персонаж находится в 8 квадрате, но за счет цвета, он притягивает к себе внимание, оставаясь самым темным пятном на фоне довольно светлого фона. Кроме того, композиционно 8 квадрат представляет собой отдельный цельный кадр, построенный по принципу первого пункта - с персонажем в самом центре.

    Используйте диагонали

Один из приемов, который актуален как для обычных, так и для квадратных фотографий - это построение композиции по диагонали. Иными словами, центральные предметы или персонажи фотографии должны быть размещены относительно друг друга по диагонали. Таким образом вам удастся сбалансировать картинку по горизонтали и по вертикали. Кроме того, это создаст динамику и взаимодействие между персонажами и предметами, изображенными на фото.

На фото выше сюжет создается именно за счет контраста между размерами персонажей.

    Подводите взгляд зрителя к персонажу (объекту) фото

Для того, чтобы внимание зрителя было приковано к объекту и следовало за ним, его местоположение нужно подчеркнуть. Это можно сделать, правильно выстроив линии на фотографии. Это не так сложно сделать в обычном формате, но вот на квадратном кадре это значительно сложнее, особенно если вы делаете снимок для мобильного приложения. В таком случае основная проблема - это недостаток места.

Из-за того, что зритель смотрит сначала на передний план, а после уже - на дальний и на фон, подведя линии к персонажу можно добиться того, что взгляд плавно проследует от начала изображения, то есть от переднего плана, далее - к объекту.

На примере можно проследить за линиями от края фотографии и добраться до персонажа, за какой бы из визуальных линий вы ни следовали, все они ведут именно к нему. Благодаря этому создается ощущение цельности и осмысленности кадра.

    Используйте пустое пространство

Иногда мудрость в простоте (не той, что хуже воровства). Это правило вполне применимо к фотографии, поскольку труднее всего сделать удачный снимок со множеством предметов на нем. Еще более это актуально, когда речь идет о небольшом кадре на экране смартфона. У нас меньше места для того, чтобы разместить всех персонажей.

Именно поэтому всегда положительно срабатывает прием с использованием пустого (негативного) пространства. Таким образом становится значительно проще создать концепцию кадра и проработать подходящую для изображения композицию.

А это уже можно сделать, применив остальные советы, перечисленные выше.

На фото выше большую часть кадра занимает небо, то есть негативное пространство, что позволяет сфокусироваться на персонаже, и даже создает определенное настроение.

    Снимайте в обычном формате, затем кадрируйте фото

Даже когда мы говорим о мобильной фотографии, как она есть, мы имеем возможность снимать фото в стандартном формате. Именно так работает большинство нативных приложений камеры. Конечно, в них есть опция квадратной съемки, но если вы используете ее, вы лишаете себя возможности использовать все доступные пиксели и в последствии удобно кадрировать снимок.

Именно поэтому удобнее всего снимать в пейзажном или портретном режиме, но учитывать при этом, что позже вы планируете перевести фото в квадратный формат.

Иногда фото не идет кадрирование, но сейчас Instagram позволяет постить в ленту и их, так что вы в любом случае ничего не потеряете.

Например, данное фото не требовало кадрирования, поэтому осталось именно в пейзажном формате. Оно сработало бы и в квадратном, однако композиция получила бы иной смысл.

    Не следуйте правилам

Всегда стоит помнить о том, что в композиции нет строгих правил, которые обязательны к выполнению. Иногда самые шедевральные снимки противоречат привычной логике. Потому, конечно подсказки и советы частенько оказываются полезны, но доверять в конечном счете нужно именно собственному авторскому восприятию.

Если кадр совершенно не следует композиции, но эстетически и визуально приятен, или настраивает на приятную атмосферу - не думайте дважды, публикуйте его! Может оказаться, что именно он привлечет больше внимания чем технически правильная фотография.

Например, фото выше совершенно не следует правилам, тем не менее, в нем есть настроение и атмосфера, а этого вполне достаточно.

Существует мнение, что среди бюджетных смартфонов не так просто найти подходящую модель для качественной мобильной фотографии. Однако, Huawei P10 - это именно тот смартфон, на который стоит обратить внимание всем любителям снимать. Главное, что о нем нужно знать - Huawei P10 оснащен двумя камерами от всемирно известного производителя фототехники Leica. Основная камера имеет разрешение матрицы 20Мп, вторая - черно-белая - 12Мп. Кроме того, фотографов определенно порадует продвинутое приложение камеры с профессиональным режимом, где вы сможете настроить экспозицию, баланс белого и многое другое. Смартфон позволяет работать с диафрагмой и получать великолепные кадры даже в условиях низкого освещения.

А высококачественный дисплей позволяет просматривать и редактировать ваши фотографии с точностью и комфортом.

В остальном, мы можем только пожелать вам побольше вдохновения и положительных отзывах о ваших фотографиях!

29.09.2016

Форматом кадра называют соотношение ширины и высоты фотоснимка. На этот параметр влияет размер матрицы фотокамеры или пленки. Так, обычные цифровые фотоаппараты имеют формат кадра 4:3, а зеркальные камеры с неполнокадровой и полнокадровой матрицей - 3:2, среднеформатные фотокамеры - 6:6 и 6:9

Почти все фотоаппараты применяют один или два формата. 3:2, как правило, используют цифровые фотокамеры 35 мм, а 4:3 применяют микрокамеры и небольшие фотоаппараты.

Поклонники пленочных фотоаппаратов обладают более широким выбором из-за наличия среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотокамер.

Горизонтальный формат кадра

Наилучшим образом для восприятия человеческих глаз подходит такой формат, в котором мы видим окружающий мир:от одного направления к другому.Такой формат нам привычен, он позволяет нам расслабится.Его нередко применяют для пейзажей или предметов, заключенных в большие пространства, где главный предмет располагается в определенном времени и месте.

Эти параметры применяются для панорамных фотоснимков и презентаций с помощью цифровых устройств, потому что экраны, как правило, имеют горизонтальную форму. Горизонтальный формат 16:9 позволяет внести в снимок динамику. Если объект фотоснимка запечатлен с помощью горизонтального формата, то для человеческого зрительного восприятия будет привычнее, когда он будет находиться немного дальше от середины, ближе к одному из краев кадра.

Вертикальный формат кадра

Он более резкий и безапелляционный.Природное человеческое зрение блокируется перпендикулярным предметом и требует изучить снимок сверху вниз, что вынуждает проявить к нему особый интерес.

Эти параметры применяются для портретной съемки, разрешая нам изучить все особенности внешности, кроме того, их применяют, чтобы акцентировать внимание на каком-то конкретном предмете, выделить его из окружающей обстановки. Так, на снимке водопада в вертикальном формате можно дать оценку величине падения воды на фоне неподвижной стены.

Квадратный формат

Только некоторые фотоаппараты дают действительно квадратный формат, однако всегда можно подрезать фотоснимок в процессе обработки.Для данных параметров снимка характерны нереальные, весьма индивидуальные свойства, которые углубляют язык фотохудожника, они делают фотографию более статичной и сбалансированной.

Данный формат дает возможность делать симметричные композиции, абстрактные мотивы легче, чем остальные параметры. Строения, портреты, цветочные композиции и натюрморты, абстрактные объекты, а также отдельные ландшафтные композиции могут неплохо смотреться в квадратном формате. Большая часть предметов, которые удачно смотрятся в квадратном формате отлично выглядят на черно-белых снимках.

Интересные публикации на сайте

Среднеформатные камеры, например, Хольга или Диана, а также той-камеры и приложения для смартфонов, например, Instagr.am, создают небывалую славу квадратному формату! В наш цифровой век он точно не умрет.

Немного истории

Камеры, снимающие фотографии квадратного формата, существуют довольно давно. Первая была представлена фирмой Rollei в 1929 году. Причина, по которой эта камера использует именно квадратный формат, заключается, скорее всего, в том, что в дизайне ее используются две линзы - необходимо было смотреть через увеличитель фокусировочного экрана на верху камеры. Неудобство заключалось в том, что камеру нельзя было повернуть, и фотографировать приходилось только в вертикальном положении. Камерами Rollei пользовались такие фотографы как Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Роберт Дуано. Диана Арбус использовала камеру Mamiya с двойными линзами и сменной оптикой. Все эти фотографы применяли именно квадратный формат в своей работе.

Фирма Hasselblad представила камеру 1600F - среднеформатную камеру - в 1948 году и застряла с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до 2002 года, когда была создана H-система цифровых фотоаппаратов. Пленочные камеры Hasselblad имели прекрасную репутацию благодаря своему качеству и были главным выбором многих профессиональных студийных фотографов вплоть до периода около десяти лет назад. Одной из причин популярности Hasselblad, помимо качества, была именно приверженность квадратному формату. Можно было сделать фотографию, например, портрет, оставить некоторое свободное пространство, которое затем было обрезано, чтобы соответствовать предназначенному формату.

Взять как можно больше от линз

Есть еще одна практическая черта, которая делает квадратный формат привлекательным. Объективы бросают определенный круг света - так называемый круг изображения - на плоскость сенсора или негатива. Прямоугольный сенсор или негатив не в полной мере используют круг изображения, так как всегда остается лишнее пространство. Квадратный формат предлагает гораздо более рациональное использование круга света. Как ни странно, именно пленка и сенсор округлой формы подойдут здесь больше всего, но, по моим сведениям, таковые никогда не производились.

Переходим на квадрат

Существуют четыре главных способа изучить квадратный формат:

  1. Применение в работе камер Rolleiflex, Mamiya или Hasselblad. Печатать негативы можно в фотолаборатории или сканировать их в планшетном сканере, чтобы работать с фотографиями в Фотошопе. Многие фотографы, проявляющие и/или печатающие свои фотографии самостоятельно, предпочитают черно-белый вариант, так как его намного легче проявить в домашних условиях, чем цветной;
  2. Работайте с той-камерами Holga или Diana. Фотографии также можно напечатать или отсканировать. Существуют еще необычные старые камеры, работающие с квадратным форматом, такие как Robot Star, на которых фотографии получаются размером 24 x 24 мм на пленке 35 мм;
  3. Фотографируйте на смартфон с хорошей камерой, а затем обрезайте фотографии до квадратного формата в приложениях Hipstamatic и Instagr.am;
  4. Фотографируйте цифровой компактной, зеркальной или среднеформатной камерой и обрезайте фото в Фотошопе. Некоторые камеры все еще предлагают на выбор несколько форматов, в том числе и квадратный.

Если Ваша камера делает только прямоугольные фотографии, попробуйте обрезать их в Фотошопе. Для этого есть несколько техник. Одна из них - снимать фотографии специально с целью обрезать их до квадратного формата. Я применял этот способ и был поражен, насколько улучшились мои фотографии. Мне кажется, это часть упрощения процесса. При обрезке 35 мм пленки до квадрата треть кадра отсекается. Остаются две трети самого главного, и изображение часто становится мощнее.

Фотография выше иллюстрирует этот процесс. Преимущество работы с 35 мм камерой состоит в том, что Вы можете обрезать фотографии когда угодно, не теряя полного 35 мм кадра. Поэтому выбор формата - прямоугольник или квадрат - остается за Вами.

Композиция

В дни, когда существует бесчисленное количество форматов (в конце концов, Вы же используете цифровую камеру, и фотографии всегда можно обрезать до необходимого размера), зачем нам нужен квадратный формат?

Одной из самых привлекательных черт квадрата становится композиция. Он отличается на фоне других форматов: присутствует определенная красота, которой прямоугольник обычно лишен. Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Объект окружает меньше пространства, его можно расположить даже в центре кадра.

Лучше всего квадратный формат работает с портретным жанром, обнаженной натурой, натюрмортом, архитектурой, детализацией, абстракцией. Эти жанры относятся к художественным, поэтому квадратный формат особенно популярен среди фотографов, работающих с произведениями искусства.

Большинству фотографов эксперименты с квадратом приносят массу удовольствия. Подобный опыт улучшает понимание композиции и влияет на работу даже с прямоугольным форматом.

Проблема 35 мм

Формат 3:2 цифровых 35 мм камер создает проблему большой длины прямоугольника фотографии. Попробуйте повернуть такую камеру вертикально, особенно если снимаете пейзаж, и Вы поймёте, о чем я говорю. Очень трудно заполнить кадр интересно, не оставляя скучного пространства наверху или внизу. Поэтому фотографы в основном работают со среднеформатными или широкоформатными камерами, поэтому многих привлекают камеры микро 4:3. Прямоугольник боле короткий заполнить гораздо легче. Квадратный формат - это результат полного избавления от прямоугольника!

Фотография выше отлично иллюстрирует это положение, становясь сильнее при обрезке. Композиционная проблема, с которой я столкнулся здесь: что делать с пустым пространством вокруг статуи? Сначала я подумал, что проблему решит правильное обрамление, но сейчас я вижу, что пространства вокруг объекта просто слишком много, а фотография выигрывает, если ее обрезать до квадрата. Таким образом, объект в кадре стал больше, взгляд зрителя задерживается на его деталях, а не пускается в бесполезное путешествие к краям фотографии, где не найдет ничего интересного.

Я уверен, что некоторым понравится именно оригинальный, а не квадратный вариант. В этом состоит и необычность фотографии как искусства. Строгих правил здесь нет, обычно у фотографа всегда есть выбор, а у каждого из нас свое мнение на эффективность различных способов.

Формы

Сколько форм Вы видите в фотографиях выше? Независимо от того, прямоугольники ли это, треугольники, квадраты или окружности, компоновка геометрических предметов дает мощный эффект. Квадратный формат лучше поддается этому типу композиции, чем прямоугольный. Формы подчеркиваются в черно-белых фотографиях, цвет не отвлекает взгляд. Обратите внимание, как сами формы очень просты.

Дизайн и баланс

В отличие от прямоугольника квадрат имеет естественное чувство равновесия. Квадрат - очень цельная форма, особенно по сравнению с вертикально расположенным прямоугольником, он не может «упасть».

Вам наверное интересно, нужно ли пользоваться правилом третей внутри квадратного формата. Мой совет - нет, не нужно. Выкиньте это правило из головы. Правило третей - это скорее рекомендация, не закон, оно представляет собой упрощение принципа золотой середины (также известного как золотое сечение), применяемого для прямоугольника с соотношением сторон 1,618:1 (близкого к соотношению 3:2 для кадра 35 мм).

Иными словами, правило изначально придумано именно для кадра 35 мм. Не пытайтесь применять его внутри других форматов, иначе Ваши работы приобретут оттенок натянутости и шаблонности. Сосредоточьтесь на равновесии внутри кадра. Подумайте, как элементы взаимодействуют друг с другом и с окружающим негативным пространством. На фотографии выше, а также на других образцах урока Вы можете увидеть, что центральная композиция хорошо работает с квадратным форматом.

Сильная сторона квадрата - это простота использования пространства кадра. Этот формат открыт для экспериментов, и Вам нужно лишь располагать объект наиболее эффектным образом, особенно если затем кадр будет образен в Фотошопе.

Заключение

До появления цифровой фотографии, если хотелось заняться черно-белой фотографией, необходимо было вкладывать большие средства в оборудование фотолаборатории и необходимых устройств для качественной печати. Цифровая фотография ввела черно-белый вариант в массы, сделала его доступным для всех владельцев цифровых камер.

Правовая информация ».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.

01.03.2015 7196 Советы по фотографии 0

Многие сталкивались с проблемой, как же выбрать соотношение сторон в пейзаже, чтобы улучшить его зрительное восприятие, композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа, как соотношение сторон при съемке пейзажа. Особенности съемки пейзажей мы с вами рассмотрели в одном из фотошколы сайт.

Композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать, и которые также подробно в фотошколе нашего сайта: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… Но мы не рассмотрели именно соотношение сторон, правильный подбор которых может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены.

Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции?

1:1 - Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся - при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.

Зимнее половодье Владимир Бормотов

Формат 4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3 (Panasonic, Olympus). Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.

Формат 3:2

Иногда этот формат обозначают 6:4. Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых и APS-C сенсоров, используемых в большинстве цифровых фотоаппаратов.

Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


16:9 - Широкоэкранный панорамный формат

Данный формат стал набирать популярность благодаря распространению в наших квартирах и домах экранов с соотношением сторон 16:9 - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).

12:6 или 18:6 - Панорамный формат

Данный формат также называют 2:1 или 3:1. Соотношение сторон 2:1 - это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных камер, а 3:1 часто поддерживается камерами с APS сенсорами. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.

«Портретный» формат

Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.

Заключение

Надеемся, что это дополнение к вашим знаниям о пейзаже и композиции вдохновит вас на раздумья о них во время съемки и создания композиции вашего снимка. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Всего Вам фотографического, друзья!