Как выглядит проект на бумаге. Самые интересные темы для проекта

ПО ПОДГОТОВКЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО (ТВОРЧЕСКОГО) ПРОЕКТА

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ТЮМЕНЬ, 2015

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЙ РАБОТЫ, ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ

Исследовательская работа включает в себя следующие основные элементы:

· Титульный лист;

· Введение;

· Основная часть;

· Заключение;

· Список литературы;

· Приложения.

I. Титульный лист

Титульный лист содержит в себе: полное наименование учебного заведения, словосочетание – «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ» или «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ», наименование темы, ФИО исполнителя, ФИО руководителя проекта, название города, в котором расположено учебное заведение, год.

См. приложение.

III. Введение

Во введении исследовательской работы даётся краткая характеристика изучаемой темы. Необходимо обосновать актуальность. Следует выделить такие понятия как: объект и предмет исследования , обозначить цель , сформулировать задачи , которые предстоит решить, обосновать проблему и гипотезу исследования, подобрать методы исследования.

Объект исследования - представляет собой процесс или явление, которое существует независимо от исследователя и порождает проблемную ситуацию. Определяя объект, мы ищем ответ на вопрос « Что мы рассматриваем?».

Предмет исследования – это часть, сторона объекта, его специфические характеристики.

Например:

Объект: кулинария

Предмет: торт «Наполеон»

Цель исследования – (всегда одна) должна содержать представление об ожидаемом результате. Как правило, формулирование цели начинается с глаголов: «выяснить», « выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «узнать», «найти», «выполнить». Под целью понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования – (всегда несколько 3-6) это определённые этапы в достижении цели. Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав проектной работы. Формулировка задач начинается с глагола: «проанализировать» (литературу), «изучит», «рассмотреть», «выполнить», «провести» (анкетирование, праздник, выставку).

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько, какие-то из них подтвердятся, а какие-то нет.

Варианты формулировок гипотез:

Если применить * и *, то получим *.

Наиболее важными показателями * являются *.

Характерной особенностью * является *.

Мы считаем, что если * выполнить *, то произойдёт *.

Методы исследования:
1. наблюдение –восприятие явлений действительности.
2. эксперимент – испытание изучаемых признаков
(плавучесть, летучесть, морозостойкость, …)
3. анализ – разделение на составные части и составление выводов. (литература, анкетирование, опрос)

4 . прогнозирование

5. обобщение

6. описание

ВНИМАНИЕ!!! При написании ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА во ВВЕДЕНИИ необходимо только указать актуальность, цель, задачи. (смотри ниже название секций для творческих проектов).

IV. Основная часть

В основной части необходимо отразить и раскрыть все пункты составленного плана (согласно содержанию). Необходимо доказать достоверность результатов, применяя расчёты, примеры решений, макетами устройств (с подробным описанием), ссылками на литературные источники. Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами. Основная часть может включать в себя рисунки. схемы, таблицы и т.д.

V. Заключение

Заключение – это краткий обзор выполненного исследования. В нём вновь автор затрагивает актуальность, даёт оценку эффективности выбранного подхода к достижению цели. Необходимо провести не суммирование микро-выводов из глав, а провести анализ всей проделанной работы. Исключаются в заключении новые факты, суждения.

VI. Список литературы

Располагается в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается город, издательство, год издания книги. Дополнительным списком указываются Интернет-ресурсы. (Приложение)

VII. Приложения

Приложения включают в себя материалы (анкеты, схемы, графики, чертежи, результаты эксперимента), которые необходимы автору работы для доказательств своих исследований и выводов.

ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

I. Общие требования

Текст работы, как правило, составляет 10- 20 страниц печатного текста. Для набора текста необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Межстрочный интервал – полуторный. Текст, и другие отпечатанные и вписанные элементы работы, должны быть чёрными, контуры букв и знаков – чёткими.

Страницы должны иметь поля: верхнее, нижнее, правое – 2 см., левое- 3 см. Выравнивание текста по ширине страницы. Размер шрифта – 14. Текст печатается на одной стороне листа.

Первой страницей считается титульный лист, второй – содержание – они не нумеруются. Нумерация страниц проставляется с введения и проставляется цифра – «3» и тд. Порядковый номер страницы проставляется в правом верхнем углу.

Заголовки глав и их пунктов оформляются с начала и с середины строки (возможно жирное выделение текста).

Формулы (если не возможно их напечатать) вписывают в текст разборчиво чёрным цветом.

Таблицы, рисунки, схемы, чертежи, графики, фотографии, как в тексте исследовательской работы, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах А подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны. Под фотографией, рисунком,… подписывается Ф.И. того кто выполнил фото или рисунок, дата выполнения (можно шрифт – 12). Если в таблице, схеме существуют сокращения, то их необходимо пояснить, расшифровать ниже.

Перед таблицей, схемой, графиком, чертежом - записывается их название.

Если в тексте использована цитата из литературного источника или интернет ресурса, необходимо указать в квадратных скобках номер источника согласно списку литературы. Список литературы включает все использованные в работе литературные источники (монографии, учебные пособия, справочники и т.п.), располагать которые целесообразно в алфавитном порядке, интернет ресурсы записываются ниже списком.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я думаю», «я считаю», «по моему мнению» и тд. Более корректно употребление местоимения «мы», т.к. над исследованием работал не только ученик, но и руководитель проекта.

В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заглавие должно быть по возможности коротким, точным и соответствовать основному содержанию работы.


Похожая информация.


Уважаемые родители и ребята!

Вам уже необходимо определиться с темой проектной работы, над которой Вы будете работать. На этой страничке для Вас будут размещены рекомендации, которые помогут Вам качественно подготовить проектную работу, структура и виды проектных работ, а также перечень возможных тем проектных работ.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам" , где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте "Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Этапы работы над проектом

I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта
V этап : подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты, и так далее)
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: презентация и защита проекта в классе
VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих проектах)

1. Тема проекта.
2. Вид проекта:
3. Цели и задачи проекта.
4. План работы над проектом (или этапы).
5. Основные идеи.
6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"
2. Вид проекта- информационный.
3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира. Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.
Задачи проекта:
- пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;
- проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых больших и необычных зоопарках мира;
- рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;
- подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках мира;
- представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.
4. Этапы работы над проектом.
- первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......
СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для проекта)
-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась такими источниками.....
- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).
- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат и так далее.
- пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).
- шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также не нужно.
5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели, как.....
6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать, охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ, ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТАК ДАЛЕЕ.

Примеры оформления проектных работ (взято из интернета)

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные фразы.
Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст, но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира
* Сад моей мечты
* История развития футбола
* Эти забавные кошки
* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек
* Пять самых редких птиц на планете
* Что нужно знать человеку о пауках?
* История возникновения и производства шоколада
* Как помочь птицам перезимовать?
* Красота и симметрия бабочек
* Собаки и космос
* Собаки-поводыри
* Соль – польза или вред?
* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
* Профессии нашей мечты
* Моя родословная
* Профессии наших родителей
* Мой город
* Хлеб – всему голова
* Птицы – наши друзья
* Здоровый образ жизни
* Наш дом. Наш двор
* Война и наша семья
* Использование бытовых отходов в детских поделках
* История русской игрушки
* Во что играли наши предки?
* Действующие вулканы нашей планеты
* Использованная бумага - мусор или добро?
* Матрешка - игрушка или сувенир
* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.
* Спортивная жизнь моей семьи
* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка
* Кактус-колючий друг
* Выращивание кристалла
* Далеко ли от нас до Солнца
* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
* Почему скисает молоко?
* Почему стреляет попкорн?
* Путешествие водяной капельки
* Что такое микроскоп?
* Чудесные превращения, или Что такое сыр?
* Секреты Луны

Планирование проекта - это непрерывный, уточняемый на протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого определяется лучший способ достижения поставленных целей и задач с учётом текущей и меняющейся ситуации. Грамотный план проекта, учитывающий специфику продукта, особенности и тенденции рынка, предпочтения потребителей, риски и другие факторы, позволяет избежать неэффективных трат ещё на стадии замысла и разработки. Такое планирование не всегда обеспечивает положительные результаты, но даже отрицательные выводы приносят большую пользу.

Первая задача написания плана реализации проекта – дать непосредственный толчок к запуску проектного процесса. План проекта должен убедить принимающих решения лиц в том, что замысел рентабелен, что его реализация будет соответствовать ожиданиям, срокам, бюджету и т. д. Если разработка будет неубедительна ещё на уровне плана, проект может не выйти за пределы начального этапа. И наоборот – успешный план сразу формирует репутацию руководителя проекта и даёт прочные основания для запуска реализации процесса.

Составление плана проекта происходит по стандартной общей схеме, но содержание документа всегда уникально, поскольку уникально сочетание характеристик продукта и условий его внедрения. План исполнения проекта включает руководство к действию для всей проектной группы и даёт указание:

  • по объёму работ,
  • по приоритету,
  • по выбору методик управления,
  • по нормам качества,
  • по форме поддержания связи с заинтересованными лицами,
  • по критериям измерения производительности и др.
  1. Предыстория проекта.
  2. Задачи и цели.
  3. Масштаб.
  4. Границы (ограничения).
  5. Предположения (допущения).
  6. Влияния и зависимости.
  7. Риски и проблемы.
  8. Стратегии и методики.
  9. Средства и способы контроля времени, ресурсов, качества, масштаба.
  10. Коммуникации.
  11. График поставок.
  12. Производительность и её измерение.
  13. Реализация выгод.

Стандартизированная схема упрощает движение по документу, который при реализации крупных замыслов может занимать сотни листов. Упростить процесс работы с планом позволяет и логический, согласованный, структурированный порядок расположения этапов планирования проекта. Если, например, не задокументировать элементы, которые входят в масштаб, может обнаружиться, что среди участников проекта нет единого понимания, кто и что выпускает. А если не оговорить уровень качества, может оказаться, что достаточное для производителя качество может быть недостаточным для клиента.

Отсутствие должной детализации приводит к ошибкам, но и избыток деталей с многочисленными повторениями мешает пониманию содержания проекта. Поэтому план защиты проекта обычно тестируется на слушателях, не имеющих предварительных знаний о проекте, с привлечением представителей широкой аудитории. Добавленная в план проекта предыстория поможет вписать программу реализации в общий контекст, а глоссарий, расшифровка аббревиатур и технических сокращений позволит легко разобраться в сути проекта любому человеку без привлечения сторонних информационных источников.

Планирование предметной области

Предметной областью здесь называется совокупность продукции и услуг, которые должны производиться в результате завершения проекта. Планирование проекта в части предметной области включает следующие процедуры:

  • Анализ состояния на текущий момент.
  • Уточнение базовых характеристик проекта.
  • Подтверждение критериев успеха и проблем проекта.
  • Анализ допущений и ограничений, которые были приняты на первоначальной стадии проекта.
  • Определение критериев результатов проекта на промежуточном и финальном этапах.
  • Выстраивание структурной декомпозиции данной области.

В процессе проектной жизни элементы, из которых составляется данная область, могут претерпевать изменения. Цели работы и характеристики могут уточняться как при достижении промежуточных результатов, так ещё и на стадии разработки проекта.

Планирование проектного времени

Основные понятия этого параметра: сроки выполнения, продолжительность работ, ключевые даты и др. Согласованная работа участников организовывается на основе календарных планов – проектно-технических документов, которые определяют перечень работ проекта, взаимосвязь между ними, последовательность, сроки, исполнителей и ресурсы. Во время работы над проектом на весь жизненный цикл составляется расписание работ для этапов и уровней управления.

Структурная декомпозиция работ (СДР)

СДР – графическое отображение иерархии проектных работ – первый этап календарного планирования проекта. По сути, СДР – это разделение проекта на такие части, которые нужны и достаточны для планирования и эффективного контроля. Составление иерархической структуры предполагает соблюдения следующих правил:

  1. Исполнение работ верхнего уровня достигается путём исполнения работ нижнего уровня.
  2. Родительский процесс может иметь несколько дочерних работ, выполнение которых автоматически завершает родительский процесс. Но для дочерней работы существует только одна родительская.
  3. Декомпозиция родительского процесса на дочерние работы производится по единому критерию: либо по привлекаемым ресурсам, либо по видам деятельности, либо по этапам жизненного цикла и др.
  4. На каждом уровне должны быть собраны равнозначные дочерние работы. Критериями для выявления их однородности могут, например, выступать объём и время выполненных работ.
  5. При построении структуры в целом нужно применять разные критерии декомпозиции на разных иерархических уровнях.
  6. Последовательность для критериев декомпозиции выбирается так, чтобы максимально большая часть взаимодействий и зависимостей между работами оказалась на нижних уровнях иерархической структуры. Работы высших уровней – автономны.
  7. Декомпозиция работ считается завершённой, если работы нижнего уровня понятны менеджеру и участникам проекта, ясны способы достижения конечного результата и его показатели, однозначно распределена ответственность за выполнение работ.

На основе СДР создаётся список работ проекта. А далее определяется последовательность их выполнения, взаимосвязи с помощью организационно-технологических моделей и продолжительность работ.

Продолжительность работ

Продолжительность работ определяется на основе нормативов, на основе личного опыта (когда существует пример аналогичных работ), на основе расчётных методов планирования проектов. К таким методам относится, например, метод событийного анализа PERT, применяемый при неопределённости в оценке продолжительности операций. Существуют, однако, различные способы управления проектным временем.

  • PERT . Метод рассматривается как средневзвешенная трёх видов прогнозов: оптимистичного, ожидаемого и пессимистичного. После установления продолжительности по каждому прогнозу (с применением формулы и/или с привлечением экспертов) рассчитывается вероятность каждого из прогнозов. А затем значения каждого из прогнозов и их вероятности перемножаются, а величины складываются.
  • Сетевая диаграмма . Сетевой диаграммой называется отображение работ и зависимостей между ними в графическом виде. Чаще она представлена в виде графика, вершинами которого становятся проектные работы, а их последовательность и взаимосвязь демонстрируется соединительными стрелками.
  • Диаграммы Ганта . Это горизонтальная диаграмма с отображением проектных работ в виде отрезков, ориентированных по календарю. Длина отрезка соответствует продолжительности работы, а стрелки между отрезками – взаимосвязь и последовательность работ.

Помимо этого, в каждом проекте обеспечивается оптимизация работ по критерию времени, утверждаются календарные планы. Общая цель методов при планировании проектного времени – сокращение продолжительности проекта без потери качества его составляющих.

Трудовые ресурсы проекта

В этой части планирования сначала определяется объём доступных ресурсов. Это делается путём составления перечня исполнителей, доступности и возможности их участия в проекте.

Затем на каждую работу проекта назначаются исполнители с определением зоны их ответственности. Нередко в календарном плане на уровне распределения трудовых ресурсов возникают противоречия. Тогда производится анализ противоречий и их устранение.

Стоимость проекта

В планировании стоимости проекта можно выделить несколько этапов:

  1. На первом этапе определяется стоимость использования ресурсов, каждой проектной работы и проекта в целом. Стоимостью проекта здесь становится совокупность стоимостей ресурсов и выполнения работ. В число учитываемых факторов входят стоимости оборудования (в том числе, – взятого в аренду), труд штатных сотрудников и нанятых по контракту, материалы, перевозки, семинары, конференции, стоимость обучения и др.
  2. Второй этап предполагает составление, согласование и утверждение сметы проекта. Смета проекта здесь – это документ, в котором содержится обоснование и расчёт общей стоимости проекта. Производится он, как правило, на основе величины необходимых ресурсов, объёмов работ и др.
  3. Третий этап включает составление бюджета, его согласование и утверждение. Бюджет вводит ограничения на ресурсы и составляется в виде:
  • столбчатых диаграмм затрат и кумулятивных затрат,
  • линейных диаграмм кумулятивных затрат, распределённых во времени,
  • круговых диаграмм расходов,
  • календарных графиков и планов,
  • матриц распределения расходов.

При этом управление бюджетными рисками рассматривается в отдельном разделе проектного планирования.

Планирование рисков

В этом разделе описываются процессы, которые связаны с определением, анализом, оценкой рисков и разработкой мер реагирования на них. Риски характеризуются 3-мя параметрами:

  • рисковым событием,
  • вероятностью наступления рискового события,
  • размером потерь, в случае реализации фактора риска.

Простой метод планирования рисков реализовывается с соблюдением следующей последовательности действий:

  1. Идентификация рисков. Для этого привлекаются не только эксперты, но и все, кто поможет обнаружить потенциальные уязвимости проекта.
  2. Определение вероятности реализации риска. Измерение производится в процентах, долях, баллах и других единицах.
  3. Классификация рисков на предмет значимости каждого конкретного риска для проекта и его места в иерархии. Приоритетными считаются те, которые имеют высокую вероятность и значение для проекта в целом.
  4. Планирование мер по снижению вероятности наступления каждого отдельного риска с указанием ответственных за это сотрудников.
  5. Планирование мер по ликвидации отрицательных последствий в случае реализации риска с назначением ответственных лиц.

План при создании проекта необходимо писать независимо от того, в каком области работает предприятие: от производственных проектов и сферы IT-технологий и до озеленения и работ по благоустройству города. Однако само проектное планирование не «подвешено в воздухе», поскольку его предваряет проектная инициация, а завершает –переход к непосредственному исполнению проекта.

В данной разделе представлены основные правила и требования оформления творческого проекта , а также подробно приведены правила и требования оформления проектной работы учащихся в общеобразовательной школе. Учитель помогает школьнику в оформлении проектной работы.


К оформлению творческого проекта по технологии, ИЗО, музыке или иному школьному предмету, равно как к оформлению проектной работы необходимо подойти ответственно, так как правильное и грамотное оформление проекта оценивается на защите.

Параметры страниц творческого проекта

Текст творческого проекта печатается на листах формата А4 с одной стороны.

  • левое поле листа - 20 мм
  • правое - 10 мм
  • верхнее и нижнее - 15 мм

: Times New Roman.
: 14.
: полуторный.
: выравнивается по ширине.

При оформлении творческого проекта текст работы должен быть хорошо читаемым. Обязательно делайте абзацные отступы величиной на усмотрение автора.

Титульный лист творческого проекта

Написание и оформление творческого проекта учащихся начинается с оформления титульного листа. В зависимости от требований министерства образования вашей страны, области титульный лист может иметь свои отличия.

Наше примерное оформление титульного листа творческого проекта можно использовать с обязательным внесением корректив согласно рекомендациям учителя.

Заголовки в проектной работе

Заголовок печатается полужирным шрифтом с заглавной буквы, не подчеркивается, точка в конце не ставится. Переносы слов в заголовках глав не допускаются. Между заголовком и текстом делается отступ 2 интервала.

Каждая глава творческого проекта начинается с новой страницы. Нумеруются главы арабскими цифрами .

Параграфы нумеруются цифрами через точку, где первая цифра – номер главы, вторая – номер параграфа (например , 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.). ъ

Если параграфы имеют тоже пункты, то их нумеруют соответственно тремя цифрами через точку (например , 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.).

Сокращения и формулы в оформлении проекта

Старайтесь не использовать в тексте часто сокращения, исключением могут быть только сокращения общепринятые (Д.И. Алексеев Словарь сокращений русского языка – М., 1977).

Если упоминаете в тексте проектной работы фамилии других людей: авторов, ученых, исследователей и т.п., то их инициалы пишутся в начале фамилии.

При написании формул дается пояснение используемым символам (например : А-В=С, где А - количество денег до покупки, В - денег потрачено, С - денег осталось).

Оформление приложений проекта


Согласно правил оформления творческих проектов , рисунки, фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы, таблицы должны быть расположены и оформлены в конце описания проектной работы после Списка литературы на отдельных страницах в приложениях (например: Приложение 1 , Приложение 2 , ...).

Надпись Приложение 1 располагается в правом верхнем углу листа.

Фотографии, графики, диаграммы, чертежи, эскизы и таблицы

Все перечисленные выше объекты в приложениях нумеруются и подписываются.
Название располагают под картинкой (например: Рис. 1. Изменение ветра в течении недели, Фото 1. Вид на реку, График 1. Изменение параметра света, Диаграмма 1. Количество людей в Европе).

Таблицы в приложениях пронумерованы и озаглавлены. В таблицах применяется интервал одинарный. Обычно название и нумерация стоит под таблицей (Таблица 1. Характеристики роста).

При оформлении творческого проекта в конце того предложения где нужно указать на приложение пишут: (Приложение 1 ).

Нумерация страниц творческого проекта

После завершения набора творческой работы следует пронумеровать страницы.
Номера страниц ставятся начиная с цифры 2 со второй страницы. На первой номер не ставится. Расположение нумерации - внизу по центру.

Не допускается использование в оформлении проектной работы или творческого проекта рамок и других элементов для украшения.

I . Введение.
Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.
Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа. Впервые опубликовал свои работы по мордовской свадьбе П.И. Мельников – Печерский в «Симбирских губ. ведомастях» за 1851 под названием «Эрзянская свадьба» (№25) и «Мокшанская свадьба» (№26). Не случайно А.Н Посадский называет П.И Мельникова _ Печерского первооткрывателем мордовской свадебной поэзии. В 1866 г. этнограф С. Крантовский публикует в «Самарских губ. ведомастях» (№26) статью «Свадьба у Мордвы Бугульминского уезда Самарской губернии. И. И. Лепехин, И.Г.Георги, М.Д. Чупнов, М. Попов, Д.Н. Орлов, В. Ауновский, так же занимались собиранием и изучением мордовских свадебных обрядов. Значительную роль сыграла деятельность В.Н. Майнова. В работах «Очерки быта Мордвы» (1879) и «Очерк юридического быта Мордвы» (1885) он обобщил сведения о мордовском народе, собранные как его предшественниками, так и им самим. В период с 1880 по 1917 годы, начинает свою собирательную и научную деятельность выдающийся мордовский фольклорист, этнограф, историк и литвист М.Е. Евсевьев (1864 - 1931). Он произвел первые научные записи текстов свадебной поэзии и изучил их связи с обрядами. Традиционные обряды мордвы привлекли внимание не только ученых этнографов, историков и фольклористов. Мордовская свадьба стала источником творчества ряда художников Мордовии, которые попытались передать столь сложное театральное действо, характер персонажей и само праздничное настроение в своих работах. Следует отметить таких художников как Ф.В. Сычков и его картина «Молодая», И.И. Сидельников «Мордовские вышивальщицы. Приданое», В.А.Попков «Свадьба в селе», «Невеста», О.В. Филипеня «Мордовские невесты», Медведев Г.А «Плачь мордовской невесты».
Отмеченные исследования убедительно аргументируют единство мордовского народа и его культуры.

1.Цель исследования. Выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы. 2. Задачи исследования. ·
Проанализировать публицистические и литературные источники, посвящённые данной теме.
· Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы. · Воссоздать целостную картину бытования свадьбы. · Обобщить изученный материал. · Сделать выводы по изученной литературе.
3. Методы исследования.
В данной работе использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
1. Выборка материала по теме.
2. Анализ литературы по теме.
3. Обобщение изученного материала.
4. Выводы по собранному материалу.
5. Интервью

4. Объект исследования
Мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.
5. Предмет исследования
Мордовская свадьба, в Зубово-Полянском районе, как историко-культурное и этнографическое явление.
\
6. Гипотеза
История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.
7.Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена всё возрастающим интересом мордовского народа, а также людей других национальностей, живущих на территории республики Мордовия, к своему историческому прошлому.
В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.
II . Основная часть.
1. Свадебные обряды мордвы.
Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию - категорию семьи. Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в. Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом. У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением. Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» - эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня - ава» - мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее. Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» - мокша («стол мерить») и «навеска мерама» - мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру - рубаху и штаны, а другим родственникам - более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении к свадьбе. Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX - начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха - главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек - посаженый отец «батьке» - мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» - эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» - «сабля», «ганды» - «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха - «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» - мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники - «урьвали» - мокша - брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом. В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы. После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой. Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других - после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы. Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения. Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней. Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы. Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды - Ведь - аве - эрзя-мокша - молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола - один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой. Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» - мокша, эрзя - «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников. В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» - мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу. Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX - начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер. 2. Интервью
В своей работе я использовала не только теоретические, но и практические методы исследования, такие, например, как интервью у руководителя секции краеведения Зубово- Полянского района Якуниной Анны Петровны. Ниже я хотела бы предоставить вашему вниманию интервью.
1. С чего начинался свадебный цикл у мордвы?
Свадебный цикл у мордвы начинался со сватовства.
2. Что вы можете рассказать о сватовстве?
Сватовство начиналось с обрядовых церемоний, связанных с выбором девушки-невесты. Учитывалась здесь добрая слава рода, трудолюбие, здоровье девушки-невесты и состояние ее родителей. Оно продолжалось в доме невесты, куда приходили «ходоки» со стороны жениха. Выбирали один из легких дней, то есть, когда людям везет. Здесь, они, вместе с родителями невесты после некоторых церемоний, или даже споров, договаривались о цене, дарах и т.д. В зависимости от материального состояния родителей жениха, невесте давали разную цену.
3. Так же я слышала о таком обряде, как «васта варжама». Что вы можете о нем рассказать?
После церемонии «сватовства» родители невесты приходили в дом жениха, осматривать его имущество. И если родители невесты удовлетворены, то они приглашали приехать к себе на окончательный «пропой», это называется «прокс симома»- по-мордовски.
4. Было ли венчание у мордвы, и в чем заключалась данная церемония?

Венчание у мордвы появилось после принятия христианизации. После прощания невесты с родительским домом, свадебный поезд направлялся к церкви, где молодые венчались. «Брак-это есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью, обещание жениха и невесты взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз.
5. Кто готовил свадебные наряды для жениха и невесты? Для жениха родители справляли так называемый полный костюм. Полный костюм состоял из рубахи, пиджака, длинных брюк, обуви, головного убора (кепки, или же фуражки)- был приобретен на семейный бюджет. В этом приобретении активное участие принимал отец.
Особое внимание уделяли костюму девушек. Девушка, когда на выдаче, и платок купят поярче, и лент родители не пожалеют. Основная забота за их наряд лежала на матерях. Деньга на них женщины выделяли из средств, которые получали от продажи холста, молочных и овощных продуктов. Девичья одежда составляла основную, а порой и единственную часть приданного, которое являлось неотъемлемым женским имуществом. По народным обычаям свадебный наряд переходил от матери к дочерям. В возрасте с 7 до 8 лет девочки уже приступали к вышиванию, а с 14-15 лет они уже начинали ткать. С раннего возраста девочки начинали готовить себе свадебный костюм, который назывался «шуваня щам».
6. В те времена у девушек были довольно интересные имена. А сохранялось ли имя девушки после замужества?
Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» - «имя» - мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» - мокша, эрзя - «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»).
III . Заключение
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на развитие народа пристально и не спеша. Великий французский историк Марк Блок писал: «Человек века электричества или авиации чувствует себя – возможно, не без некоторых оснований – очень далёким от своих предков. Из этого он легко делает уже, пожалуй, неосторожный вывод, что он ими больше не детерминирован». Но вряд ли это соответствует истине. Прошлое, настоящее и будущее составляют непрерывный поток жизни народа. Его частью являемся и мы сами. И разорвать эту цепь или изъять хотя бы одно её звено просто немыслимо. Ничто не может быть зачёркнуто, предано забвению из того, что было. История мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы. В последние годы получило распространение такое явление, как «манкуртизм». Манкурт – человек без памяти, без традиций, человек, оторванный от своего народа, от его культуры и истории. Он утратил связь с родной культурой, но и не обрёл связей с иными культурами. Он оказался как бы вне традиции, как национальной, так и общечеловеческой. Манкуртизм – явление страшное, грозящее подорвать корни человеческой цивилизации. Именно поэтому обращение к прошлому, к истокам просто необходимо. Необходимо для восстановления исторической памяти, для возобновления прерванной связи времён.