История Александра Клячина – владельца крупнейшей гостиничной сети России Azimut Hotels. Александр Клячин: «Я –музыкальный псих

Предприниматель Александр Клячин владеет крупнейшей в России сетью бизнес-отелей. Основал AZIMUT Hotels Company и первым вывел в Европу российский гостиничный бренд - сегодня компания управляет 20 гостиницами в Германии, Австрии и планирует открыть отели в других европейских странах. Возглавлял компании «Мир Корпорейшн», Московскую управляющую финансовую компанию, cовет директоров КБ «Русский банк развития». Оказывает благотворительную помощь фонду «Детские сердца», основал Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники».


Закончил Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, географический факультет, по специальности «Экономическая география» (1991г), Университет Орегон (США) по специализации «География» (1993 г.).

Работал научным сотрудником в НИИ Труда Государственного комитета по труду и социальным вопросам.

После возвращения из США Клячин назначен руководителем корпорации «Мир». Возглавлял компании: «Аэротранс» (управление полетными маршрутами), «Московская Управляющая финансовая компания».

С 2000 года Председатель Совета директоров КБ Русский банк развития.

С 2003 года инвестирует в отельный бизнес.

В начале 2000-х гг. приступил к формированию портфеля активов коммерческой недвижимости. Является основным владельцем инвестиционной компании «Гледен Инвест». В управлении - более 500 000 кв.м. коммерческой недвижимости в Москве, более 7 тыс. га земли в разной стадии девелопмента в Подмосковье.

Председатель Совета Директоров AZIMUT Hotels Company, управляющей компанией крупнейшей в России сети отелей 3–4 звезды «АЗИМУТ Сеть Отелей».

В это время Клячин известен бережным отношением к архитектуре: при перестройке принадлежащих ему зданий дореволюционных фабрик внешний облик стараются оставить нетронутым.

Учредитель некоммерческого Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

Владелец гостиницы «Метрополь».

Председатель Совета директоров девелоперской компании KR Properties. Среди знаковых проектов компании деловой квартал «Красная роза 1875» и loft-квартал «Даниловская мануфактура 1867».

Компания А.И. Клячина «Вектор Инвестментс» реализует крупномасштабные проекты комплексного развития загородных территорий в Подмосковье (проект «Истринская долина» и др.).

Учредитель некоммерческого Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Входит в состав попечитетелей Фонда «Отечественные записки».

(3)Бизнесмен, девелопер, инвестор из России, владелец KR Properties, основатель и владелец сети Azimut Hotels, владелец отеля «Метрополь»

«Биограф ия»

Образование

В 1991 году окончил МГУ им. Ломоносова, географический факультет, специальность «Экономическая география».

В 1993 году получил второе высшее образование в Университете Орегона (США), специализация «География».

Деятельность

С 1993 года работает в сфере управления финансами.

«Темы »

«Новости »

Как Александр Светаков прошел путь от торговца калькуляторами до главы «Абсолюта»

Два российских девелопера впервые вошли в число богатейших людей мира

В рейтинг Forbes впервые вошли владелец крупнейшей в России девелоперской компании Сергей Гордеев и основатель самой большой гостиничной сети Azimut Александр Клячин. Кроме них среди богатейших людей мира еще 12 девелоперов из России

Покупка крупнейшей российской девелоперской компании «Мортон» осенью 2016 года позволила президенту и совладельцу ГК «ПИК» Сергею Гордееву увеличить свое состояние на $600 млн, посчитали журналисты Forbes. Если в 2016 году оно оценивалось в $900 млн, то в 2017 году - уже в $1,5 млрд. Это принесло Гордееву 1376-е место в глобальном списке Forbes.

Еще одним новичком рейтинга стал владелец девелоперской компании KR Properties и крупнейшей российской гостиничной сети Azimut Hotels Александр Клячин. Его состояние журнал оценил в $1,3 млрд (1567-е место) против $700 млн в прошлом.

AZIMUT Отель Воронеж возглавила Элина Садыкова

AZIMUT Hotels в России (Астрахань, Владивосток, Воронеж, Кострома, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Самара, Сочи, Уфа); в Германии (Берлин, Дрезден, Кельн, Мюнхен, Нюрнберг, Эрдинг); в Австрии (Вена); AZIMUT–проекты в городах России и СНГ.

Светаков «экономит» на качестве?

Этой сферой «легких» денег интересовался и владелец «Абсолюта». Когда власти Кипра решили открыть первое казино, был объявлен тендер на получение единственной лицензии на создание игорно-развлекательного курорта. При этом участвовал в конкурсе на строительство игорной зоны 9и управление ею!) Светаков в паре со скандально известным бизнесменом Александром Клячиным. Репутация последнего носит «рейдерский» характер.

Злые языки поговаривают, как как раз в одинаковых рейдерских замашках Светаков и Клячин, что называется, сошлись. Ведь земельные владения, для «объезда» которых Светаков приобрел вертолет, могли перейти в собственность владельца «Абсолюта» с помощью методов, которые могут считаться рейдерскими.

Крупнейшая российская гостиничная сеть потеряет треть номерного фонда

Компания Azimut Hotels Александра Клячина, управляющая гостиницами под одноименным брендом, лишится крупнейшего в России отеля. «Azimut отель Сочи» перейдет под управление оператора «Библио Глобус», чтобы работать по системе «все включено»

Желание собственника

Компания «Юг-Бизнеспартнер», которой с конца 2016 года принадлежит крупнейший в России отель «Azimut отель Сочи», разрывает договор на его управление с Azimut Hotels Александра Клячина. С 1 февраля гостиница на 2,88 тыс. номеров перейдет под управление туроператора «Библио Глобус», сообщили РБК два источника на гостиничном рынке.

​Перемены в AZIMUT Hotels

AZIMUT Hotels – международная гостиничная сеть, созданная в 2004 году. На сегодняшний день включает 26 отелей бизнес-класса в 19 городах России, Германии и Австрии. AZIMUT Hotels управляет гостиницами, находящимися в собственности, на основании контракта на управление и на правах долгосрочной аренды. Председатель Совета директоров – Александр Клячин.

По состоянию на декабрь 2012 года Клячин является владельцем компаний:

  • AZIMUT Hotels Company (бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей»),
  • Гостиница "Метрополь"
  • Девелоперская компания KR Properties
  • Телекоммуникационная компания Comiten
  • R-Style

Биография

Закончил Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, географический факультет, по специальности «Экономическая география» (1991г), Университет Орегон (США) по специализации «География» (1993 г.).

Работал научным сотрудником в НИИ Труда Государственного комитета по труду и социальным вопросам.

После возвращения из США Клячин назначен руководителем корпорации «Мир». Возглавлял компании: «Аэротранс» (управление полетными маршрутами), «Московская Управляющая финансовая компания».

С 2000 года Председатель Совета директоров КБ "Русский банк развития".

С 2003 года инвестирует в отельный бизнес.

Председатель Совета Директоров AZIMUT Hotels Company, управляющей компанией крупнейшей в России сети отелей 3–4 звезды «АЗИМУТ Сеть Отелей».

В это время Клячин известен бережным отношением к архитектуре: при перестройке принадлежащих ему зданий дореволюционных фабрик внешний облик стараются оставить нетронутым.

Учредитель некоммерческого Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».

В декабре 2012 года стало известно, что Александр Клячин, владеющий столичной гостиницей «Метрополь» и сетью отелей «Азимут», приобрел доли в ряде юрлиц группы компаний R-Style, ключевым из которых является ЗАО «Эр-Стайл». Частью сделки также стали восемь региональных подразделений R-Style, учебный центр и минский офис, специализирующийся на разработке программного обеспечения.

По информации газеты, Клячин стал контролирующим акционером интегратора. Продавцами выступили основатели и ключевые акционеры компании Рудников Вячеслав (53%) и Василий Васин (12,62%), при этом Васин остался миноритарным акционером R-Style и сохранил пост гендиректора.

Факт сделки подтвердили официальный представитель Александра Клячина и Василий Васин. Сумму сделки стороны не раскрывают. По оценкам источника «Коммерсанта», знакомого с деталями сделки, она составила примерно $100 млн.

2018-01-29 1178

Александр Клячин в 2017 году пополнил список русских миллиардеров в мировом рейтинге Forbes – его состояние оценено в 1 300 млн $. Сегодня его бизнес – это успешно развивающаяся сеть гостиниц AZIMUT, инвестиции в ИТ-сферу, девелоперские проекты. Но за ширмой удачливого инвестора, отельера и рантье хорошо скрыта сущность бизнесмена из «лихих девяностых», чье имя связывают с рейдерством и «серыми схемами» поглощения бизнеса.

 

Досье:

  • ФИО: Александр Ильич Клячин.
  • Дата рождения: 18 мая 1967 года.
  • Образование:

    МГУ им. Ломоносова, географический факультет;

    университет Орегона (США), специализация «География».

  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 1993 г. / 26 лет.
  • Вид деятельности при старте: совладелец и директор инвестиционной компании «Нерль».
  • Текущий вид деятельности: инвестиции, Председатель совета директоров Azimut Hotels.
  • Текущее состояние: 1 400 млн $, по версии Форбс на 2017 год.

«Опережая будущее, в согласии с настоящим» - девиз на главной странице сайта девелоперской компании Александра Клячина KR Properties. Действительно, бизнесмен всегда уверенно смотрел вперед, приоткрывая завесу будущего, но без особого желания вспоминает прошлое.

Александра Клячина никогда не обманывало чутье, и он вовремя мог переориентировать свою деятельность, направить бизнес на новую, более прибыльную колею. Знал, когда остановиться и куда вложить средства. Он не претендовал на сверхприбыльные энергетические сегменты рынка, но в своей деятельности добился невероятных успехов.

Рис. 1. Миллиардер Александр Клячин.
Источник: kommersant.ru

Миллиардер в полном согласии с настоящим и с самим собой владеет:

  • сетью гостиниц AZIMUT, которые расположены не только в различных уголках России, но и в Европе;

    Справка! AZIMUT - первый российский гостиничный бренд, вышедший на европейский рынок.

  • отелем Метрополь, расположенным непосредственно у Красной Площади, и другими гостиницами в столице;
  • девелоперской компанией KR Properties, занимающейся коммерческой и жилой недвижимостью в Москве и занявшей в 2017 году 9 место в рейтинге «Короли российской недвижимости»;
  • компанией Comiten, системным интегратором R-Style и популярным стартапом Habidatum International.

Кроме этого, бизнесмен ведет и меценатскую деятельность: лично основал Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники», оказывает помощь фонду «Детские сердца».

Успешный и дальновидный предприниматель, девелопер, отельер, меценат, отец двоих детей - но так ли красочен портрет бизнесмена, не так давно сменившего спортивный костюм рейдера на смокинг с бабочкой.

Рейдерские захваты, сотрудничество с ЧОПами сомнительной репутации, бандитские разборки, серые схемы отжима активов - все это про нашего героя. Поэтому бизнес-сообщество не удивила новость о планах Клячина заняться игорным бизнесом, причем на международном уровне. Будет ли он и в этом случае прибегать к привычным жестким действиям или же действительно планирует развивать солидный бизнес, в который, по предварительным оценкам, придется вложить 300 млн €, покажет время. Но в этот раз его партнерами будут выступать не начинающие предприниматели и директора совхозов, у которых «отжимался» бизнес и земли, а человек, хорошо известный в игорном бизнесе - (владелец группы «Абсолют»), а также американская компания Warner Gaming.

Рис. 2. Александр Клячин во время сессии "Туризм. Экономика уникальных впечатлений" в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке, 2017 год.
Источник: visualrian.ru

Однако история бизнеса Александра Клячина ежегодно обрастает новыми фактами, связанными с расширением владений и капитала бизнесмена, что подтверждается оценками Форбс. Впервые в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России» наш герой попал в 2014 году, где занимал 138 место. А уже в 2017 году не только поднялся на 71 «ступеньку отечественной олигархической лестницы» с капиталом 1,3 млрд $, но и вошел в список общемирового рейтинга миллиардеров, где занимает 1567 строку.

Наглядно изменения капитала Клячина отображены на графике.

Рис. 3. Динамика капитала Клячина в 2014-2017 гг.
Источник: Форбс

Первые «тайны» гражданина Клячина

Истоки успеха многих выдающихся людей связаны с происхождением или удачным стечением обстоятельств, трудностями, с которыми пришлось столкнуться в детстве и молодости, или выдающимися способностями. Но что касается бизнесмена Александра Клячина, его краткая биография до начала активных рейдерских вояжей, — сплошное темное пятно.

По всей вероятности, рос столичный мальчик, который родился в мае 1967 года, в благополучной семье. По окончанию школы Саша выбрал для дальнейшего получения образования один из престижных вузов столицы - МГУ им. Ломоносова.

Кстати, в клуб выпускников МГУ входит много именитых миллиардеров и известных предпринимателей, в том числе и , и , и , и многие другие.

Но, в отличие от большинства будущих олигархов, выбравших экономические и физико-математические факультеты, наш герой предпочел географию.

Вряд ли тогда, в 1985 году, он представлял, как будет расширять географические горизонты собственного бизнеса. Но в свое первое путешествие он отправился сразу же после окончания университета. Только это была не туристическая или деловая поездка, а продолжение учебы. Студент МГУ по программе международного обмена уезжает учиться в США в университет Орегона по той же специальности «География».

Свою профессиональную карьеру выпускник двух престижных университетов начинает не по специальности, а в области управления финансами. С 1993 года Александр трудится в НИИ Труда Госкомитета по труду и соцопросам простым научным сотрудником.

Но жизнь 90-х кипела и манила «легкими» доходами. Именно в это время в краткой биографии Александра Клячина появляется инвестиционная компания «Нерль», а жизнь делает крутой вираж. Позади остается научная деятельность, а вперед манят радужные перспективы.

Неуемные аппетиты начинающего инвестора

По разным источникам, компания «Нерль» была открыта в 1993-1995 годах. Где скромный научный сотрудник и его партнер Сергей Михеев взяли деньги на открытие самой фирмы и первоначальные инвестиции, остается тайной. Но буквально за несколько лет компания завоевала нелицеприятную репутацию на рынке слияний и поглощений. Непомерные аппетиты Клячина сделали его жестоким беспринципным рейдером. А его имя вошло в пятерку наиболее часто упоминаемых личностей на этом рынке.

Рис. 4. Клячин завоевал репутацию жестокого рейдера.
Источник: kommersant.ru

«Репутация компании "Нерль" страдает не только от характера и особенностей деятельности».
Источник: сайт zahvat.ru

Абсолютное отсутствие какой-либо стратегии ведения бизнеса, непонимание, что делать с приобретенной вместе с бизнесом недвижимостью, завели компанию в затруднительное положение. Но все эти недостатки компенсировались агрессивной политикой.

Под прицел компании в свое время попадали совхозы и колхозы, расположенные в Подмосковье, исследовательские институты и строительные компании, и даже Государственная публичная научно-технической библиотека и оборонное предприятие «Фазотрон-НИИР» - ведущий российский разработчик и производитель радаров и радиолокационных систем управления.

Несмотря на расширение бизнеса, Клячин так и не стал удачливым игроком на рынке слияний и поглощений. Но, как ни странно, ни одно расследование прокураторы или милиции, связанное с деятельностью «Нерль», не закончилось плачевно для ее руководителя.

Даже громкое дело, связанное с рейдерским захватом подмосковных совхозных земель, обернулось задержанием предпринимателя Василия Бойко - еще одного рейдера с сомнительной репутацией - с ним Клячин столкнулся во время борьбы за совхозные паи. Сам же Клячин, как обычно, вышел сухим из воды.

К одиозной славе «успешного инвестора» добавилась информация о сотрудничестве с ЧОП «Родон», который после многолетнего партнерства с силовыми методами решения корпоративных вопросов стал восприниматься общественностью как собственная служба безопасности рейдера. В некоторых случаях действия ЧОП «Родон» заходили далеко за грань допустимого законом.

Тем не менее к 2006 году компания «Нерль» владела:

  • 15,97% акций Русского банка развития;
  • девелоперскими проектами: бизнес центры «Нашитинский», «Красная роза», «Авиатор», «Вернадский», технопарк на Дмитровском шоссе, в Электролитном проезде;
  • Савеловским рынком;
  • гостиничной сетью «Азимут. Сеть отелей»;
  • 15 тыс. гектаров земли в Подмосковье.

Проводить масштабные пиар-кампании по улучшению своего имиджа не имело смысла. И в 2008 году Клячин продает свое детище - компанию «Нерль» - инвесторам с Ближнего Востока.

«Для владельцев таких компаний завершается период первоначального накопления капитала, требовавший определенной агрессивности в действиях. Новые реалии рынка M&A заставляют их дистанцироваться от своих прежних бизнес-проектов вплоть до их продажи», - мнение эксперта адвокатского бюро «Карабаев и партнеры».

В это же время коммерсант приобретает австрийскую компанию Austrian Hotel Company, управляющую 21 гостиницей в Европе. Так рейдер Клячин сменил род деятельности и стал успешным отельером.

Гостиничный бизнес

Тема гостиниц заинтересовала Клячина еще во времена управления «Нерль». Компания идет по пути скупки построенных в советские времена гостиниц, которые после реконструкции открываются под новым брендом «Азимут». Так срок окупаемости снижается с 15 лет для построенных с нуля гостиниц до 5 лет для модернизированных.

Количество таких объектов стремительно увеличивалось. И в 2004 году предприниматель открывает компанию Azimut Hotels, которой передается управление гостиничной сетью.

Приобретенная сеть гостиниц в Европе также переходит под управление Azimut Hotels.

«Проходите! – встречает меня на пороге своей лаборатории (оказавшейся обычной московской квартирой) добродушный, но с хитринкой в глазах, человек в шортах. - Вот в эту комнату. Здесь большие дяди играют в игрушки!» Самую главную игрушку разработчика профессиональной звуковой аппаратуры, известного под именем «доктор Клячин», не заметить трудно. Александр усаживает меня на диван, причем с учетом точки прослушивания. И, пока он беседует с клиентами, окунаюсь в мир звуков: как наяву вижу тела негритянских танцоров, извивающихся под ритмы джаза, воображаю себя на концерте классической музыки и сострадаю героям песенных миниатюр хриплоголосого Высоцкого. Вернувшийся меломан номер один возвращает меня в реальность.


сайт: Александр, Ваша Самая Главная игрушка – плод Ваших усилий?

Александр: Да, я ее изобрел самостоятельно. Это у меня для работы помещение, а дома я слушаю тоже нашу технику. Собственно, по-другому быть и не может, если удалось создать аппаратуру, звучание которой устраивает.

сайт: А с чего началось Ваше увлечение High-End?

Александр: Я был вундеркиндообразным ребенком, учился на пятерки, потому что моя мама никогда в жизни не получала никаких других оценок. А у меня изредка попадались четверки, из чего я сделал вывод, что я - очень глупый и бездарный человек. Но мама мне давала пример педантизма, упорства и сосредоточенности в работе. При этом я не хотел бы своим хвастовством показать, что был блестящим учеником. Просто огромное желание при средних способностях позволило мне быть отличником. Я брал ж…, сидел и делал уроки до 11 вечера, даже в первом классе, и жизнью не наслаждался абсолютно. Например, очень поздно начал ухаживать за девушками. Я ходил еще и в музыкальную школу. Но это было ужасно. После последнего урока в обычной школе с инженерным уклоном, я бежал в музыкальную, а папа шел рядом и кормил меня из портфеля ужином. Я не успевал на занятия и стал хуже учиться везде. И родители меня освободили от музыкальной школы. Но, думаю, что этот ботанизм позволил мне стать тем, кем я стал. И вот представьте себе такого 17-летнего супер-ботаника мама и папа водили за ручку по институтам и спрашивали: «Куда ты хочешь поступить»? Когда папа привел меня в институт связи, я увидел, что на стенах нарисованы колонки. Я затрясся весь от радости, ведь я – заядлый меломан и музыкальный псих. И сказал, что хочу только туда, в Московский электротехнический институт связи.

сайт: Свой первый магнитофон Вы, наверное, в студенческие годы придумали?

Александр: Да, я изобрел свою первую высококлассную, как сейчас говорят, кассетную деку в 1982 году. Для меня это было трудно, я был новичок, но получилось хорошо, оригинально, интересно. И я непрерывно стал изобретать.

сайт: И тогда же придумали свою первую акустическую систему?

Александр: Нет, свою первую акустическую систему я сделал где-то в 1986 году, когда уже закончил институт. Я ее делал для озвучивания концертного зала. Когда я еще учился, познакомился с эстрадной группой «Квартира 50» и с ее звукорежиссером Юрой Грибановым. Он потом надолго стал моим коллегой и родственником. Его сын – мой племянник. С Юрой мы хорошо дополняли друг друга: он был ухом, а я мозгом. То есть я разрабатывал устройство, а он помогал мне оттачивать его звучание. Мы делали не только пульты звуковые, но и акустические системы. Нам хотелось, чтобы наша эстрадная группа выступала очень хорошо, и мы организовали Товарищество «Техника, акустика, музыка» для создания профессиональной звуковой техники. Построили студию для записи музыкантов.

сайт: А каких музыкантов?

Александр: Из известных - только Звездинского (Михаил Звездинский – советский поэт, композитор, исполнитель – прим. автора). Все остальные - были средней руки. Но, вы знаете, неизвестный музыкант и бездарность – не всегда идут рядом. На студии записывались рок-группы и эстрадные исполнители. И студия работала хорошо. В 93-м году опять мне ужасно захотелось стать богатеньким. Я ведь всегда пытался найти путь, чтобы заниматься любимым делом и одновременно не бедствовать. И я сказал: «Хватит делать поварешки, надо делать ложки. Поваров мало, едоков много». И предложил делать аппаратуру для публики. Начали мы с колонок. Первые наши колонки – были шестигранные всенаправленные, недорогие бытовые. Они стали хорошо продаваться. Нам удалось добиться авторитета, и мы совершенствовали наши акустические системы с 93 по 95 годы. В 96-м я изобрел первый в России ламповый усилитель без выходных трансформаторов, пригодный для серийного производства. Он настолько всем понравился, что я первый и последний раз в жизни устроил на выставке аукцион. И мы его очень хорошо продали.

сайт: Вот тогда Вам и удалось удовлетворить свое второе желание – не бедствовать?

Александр: Нет, потому что мы не были зверьми. Мы продали усилитель за разумную цену. Признанием были аплодисменты. Тогда я еще не был ими так избалован и, поэтому, был приятно удивлен. В 97-м году мы расстались с Юрием Грибановым, потому что у нас не совпадал стиль работы. Юрий – овен. Овен – это человек, который, как правило, берет препятствие одним прыжком.

сайт: Вы верите в такую сказочную вещь, как гороскопы?

Александр: Не только верю, но и нахожу им подтверждения. Еще я верю в Бога, но не крещеный, меня какой-то бес держит, но у меня старший и младший сыновья и жена - православные христиане. У меня возникают на форуме сайта споры: «Зачем вы привлекаете Бога? Атомную бомбу мы сделали без Господа!» Я возмущаюсь и говорю: «Да вы что, ребята, с ума, что ли, сошли? Бог, по-вашему, - типа дедушки, спит, а вы занимаетесь своими делами. Иногда он просыпается и говорит: «Ну, как вы здесь»? Все складывают ручки на стол, как примерные ученики, молятся, исповедуются, причащаются и говорят: «Боженька, все хорошо!» Это совершенно не так!» Уже сейчас ученые выяснили, что даже сознание человека существует, пока существует космическое излучение. Мы как роботы: нет энергии, нет сознания Господа – нет нас. Мы либо остановимся, как застывшие игрушки, которым отключили батарейки, либо просто распылимся на какое-то ничто. И вот с Юрой Грибановым мы расстались. Причиной была разница в подходе к работе. Юра называл меня графом Монте Кристо. Я спрашивал, почему. Он отвечал: «Ты, Саша, можешь тупой ложкой проковырять двадцатиметровую бетонную стену! Мне такая работа не по душе, я хочу работать и отдыхать периодически». Расставание нам помогло. Юрию пришлось освоить самостоятельную разработку техники, а мне – экспертизу звучания. Из «половинок» мы стали полноценными специалистами. Теперь работаю вместе с таким же «работоголиком», как и я. Это руководитель производственной фирмы ZKI Константин Запорожцев. Нас объединяет не только трудолюбие, но и общие взгляды на вопросы качества звучания, на музыку.

сайт: Вы упомянули о прозвищах. А почему Вас на сайте очень часто называют «доктором»?

Александр: Когда я работал менеджером по оптовым продажам аппаратуры в дистрибьюторской фирме, моим начальником был Михаил Степанов, известный московский продавец аппаратуры. Это человек с достаточно язвительным юмором, он меня иногда подкалывал. Он-то меня и окрестил доктором Клячиным. Тогда были в моде различные доктора и колдуны, которые по телевизору свою паству оделяли знаниями: Кашпировский, Чумак. И был такой доктор Медведский (извините, фамилию помню не точно). Он вел передачу «Советы доктора Медведского». И люди привыкли, что если по телевизору появляется некий доктор, то надо ему верить или, по крайней мере, похихикать над тем, что он там насоветует. И Миша сказал: «Давайте сделаем рекламу фирме при помощи Клячина!» Я занимался тогда спортом: хорошо выглядел и был очень подтянутым. И меня нарядили в белый халат, намазали мне безбожно лицо косметикой и устроили фотосессию. Тогда я понял, почему должно быть видно только три пальца из кисти руки, если персонаж что-либо держит в руке. Оказывается, если видно все пальцы, то кажется, что это не рука, а щупальца инопланетного чудовища! Меня заставляли изображать, как я прослушиваю аппаратуру при помощи стетоскопа и советую ее применять три раза в день без перерыва меломанам и аудиофилам. Это был шуточный игровой образ. Хотя те, кто знал меня по колонкам, мои советы воспринимали вполне как докторские.

сайт: Годы своего периода аудиофилии - с 1982 по 1995 годы – Вы называете не совсем пропащими. Почему и в чем они были таковыми?

Александр: Как и все люди, я прошел круг ада, когда потерял остроту восприятия музыки. Это состояние Кая, которого поцеловала снежная королева, и он стал любоваться красотой мертвых кристаллов, а не живых роз. Это состояние надо пройти. Если тебе это удастся, то ты станешь правильно воспринимать жизнь, как дитя. И тебя уже никакой дьявол не совратит. Чтобы человек стал крепок, он должен познать зло.

сайт: То есть, Вы согласны с философским утверждением о том, что человек, чтобы очиститься, должен познать пороки?

Александр: Да, и это во всех областях, в том числе и в такой безобидной, как аудиофилия. Более того, он должен узнать эту грязь, а не только видеть ее. Также было и со мной. Я привык к звучанию дорогой фирменной аппаратуры. Я забыл, что такое живой звук. Я был, как человек, который привык пить растворимый кофе и, поэтому, не хочет пить настоящий, потому что он кажется ему грубым и горьким после слащавенького напитка. Прошли годы. Я уже одурел от мертвой аппаратуры и вдруг услышал на одном из тестов колонки, которые меня поразили изумительным звуком. Он не был похож на другие и сначала показался мне кривым и искаженным. «Но почему же, - думал я. - Мне так скучно слушать эти дорогие «правильные» колонки и так хочется плясать и петь под эти, «неправильные»? И, когда я проанализировал это звучание, я вспомнил, что оно - живое, я вспомнил живой звук! Уродливый, бедный на эмоции, искаженный абсолютно звук я стал воспринимать, как норму! Вот что происходит с аудиофилом.

сайт: Вы уже миновали эту стадию окончательно?

Александр: Конечно, я контролирую свои ощущения. Пик маразма продолжался где-то по 98-й год. Когда я работал продавцом иностранной техники, на целый год я стал слуховым идиотом. Таким, который ходит по магазинам и покупает модные дорогие вещи, не понимая, что это хлам.

сайт: В ту пору, наверняка, в Вашей жизни случались безумные аудиофильские поступки. Может быть, вы срывались с места, только чтобы попасть на живой концерт любимого исполнителя?

Александр: Это не в стиле тельцов. Максимум, куда я мог бы податься, - это за любимой женщиной, но не за музыкантом. Для меня музыка - это такой громадный конгломерат разных исполнителей, что ни один человек не в состоянии оттянуть на себя мой интерес так, чтобы я бросил свою работу, свою жизнь и побежал. Но на живую музыку я хожу, чтобы не превратиться в идиота, который схоластически рассуждает в своей лаборатории. Зато другого маразма - сколько угодно. Я много делал глупостей в жизни. Даже один раз попытался переплыть пруд, не умея плавать, утонул, а меня спасли.

сайт: Александр, как Вы считаете, звание «поклонник High-End» - звучит гордо?

Александр: Пожалуй, в буквальном смысле назвать поклонником High-End можно было бы слушателей, покупателей, посетителей выставок, которые интересуются эксклюзивной аудиотехникой. Гордо ли это звучит? Для большинства поклонников High-End - гордо, потому что среди них немалую долю составляют люди амбициозные. С другой стороны, такую гордость одобрить сложно, потому что это вид гордыни, снобизма. В чистом виде любители High-End напоминают мне неграмотных читателей в библиотеке. Они рассматривают картинки, но не понимают смысл книг. Поклонник High-End – что под этим понимать? Если взять общепринятые понятия, для меня это человек заблудившийся, который в жизни исповедует ложные ценности, противоестественные человеческой природе. Он слушает, как у музыканта в носу волосы шевелятся, как он в кальсонах шуршит ногами, но при этом совершенно может не слышать музыку. Я не могу себя назвать поклонником High-End. Я – прежде всего, человек, который смог возвратить себе остроту восприятия музыки, как это было в детстве. Это было нелегко. И я счастлив, что мне судьба, Бог, позволили сделать своей работой создание аудиотехники. И поэтому я не люблю называть нашу технику High-End. Я называю ее техникой для меломанов, для людей, которые знают, как наслаждаться музыкой. Опытный меломан, который умеет чувствовать музыку, - это для меня звучит гордо.

сайт: Получается, меломаном вы себя можете назвать?

Александр: Я – абсолютнейший меломан. Когда я слушаю музыку, меня колбасит, я весь в движении. Я пою, в глазах у меня туман, призраки какие-то, понимаете? Вообще, если играет нормальная система, то первое дыхание звука, даже если музыкант еще не играет, должно вызывать ощущение, что в волшебном театре открылся занавес. А через несколько минут прослушивания у человека должно начинаться что-то вроде галлюцинаций, он должен забывать родную речь. Нормальный человек, послушав музыку, не может связать двух слов, у него все переключается на правополушарное восприятие. Я - меломан, причем самый благодарный для музыканта, потому что меня восхищает почти все, что я слышал.

АНКЕТА

Ф.И.О. Клячин Александр Владимирович
Дата и место рождения: 16 мая 1963 года, Москва
Родители: мать – ученый физик, ей принадлежит ряд важных научных работ. Например, создание первого в России кардиостимулятора и разработка математической модели лампы бегущей волны (незаменимый прибор в радиосвязи). Вместе с тем мать была талантлива в пении. Отец – специалист по экономике и бухгалтерскому учету, преподаватель, профессор, заведующий кафедры бухгалтерского учёта, заместитель председателя Всероссийского Союза бухгалтеров. Как и супруга, музыкант-любитель. Хорошо выучился играть на аккордеоне и петь.
Образование: МЭИС (ныне МТУСИ) (специальность – инженер радиосвязи и радиовещания)
Семейное положение: Жена по образованию – пианистка, по призванию – певица. Сейчас сидит дома с младшим сыном, но по-прежнему каждый день репетирует и поет. У Александра трое детей. Старшему, названному также как и отец, - восемь лет, дочке Наталье - пять, а младшему Владимиру скоро исполнится полгода. «У моих ровесников скоро будут внуки, и я себя чувствую моложе из-за того, что у меня маленькие дети. Старший сын за год преодолел два года обучения на флейте. Дочка учится танцам, очень артистичная девочка, а младший сыночек, доброжелательный и настолько спокойный, что я его называю маленький Будда».
Музыкальные предпочтения: «Я – абсолютно всеяден, для меня важна способность музыканта ясно передать содержание произведения». Из поп-исполнителей нравятся Эдит Пиаф, Адриано Челентано, Иосиф Кобзон, Ринат Ибрагимов, Алла Пугачева («Это наша Эдит Пиаф. Существует снобская мода унижать Аллу Пугачеву. Да, ее судьба такова, что она стала музыкальным мафиози и загородила многим исполнителям дорогу на эстраду, но ее заслуги колоссальные. Ее умение передавать образы своих героинь в музыке останется навсегда, наверное, в истории эстрады); из бардов – Владимир Высоцкий; из джазовых исполнителей - Элла Фитцжеральд и Луи Армстронг; из классических скрипачей - Леонид Коган, Яша Хейфец, Давид Ойстрах и Эрик Фридман.

Интервью подготовила Евгения Заболотских