Что спросить про тренинг на собеседовании. Как пройти собеседование Тренинг трудоустройства с Н.Грэйс

Цель тренинга. Формирование навыков делового общения, необходимых для успешного прохождения собеседования с работодателем.

Структура тренинга. Тренинг состоит из четырех модулей. Каждый из модулей может быть также использован как отдельный тренинг.

Модуль 1. Эффективное ведение переговоров в зависимости от вида собеседования

В процессе прохождения тренинга разыгрываются ситуации участия в различных видах собеседования.

Цель тренинговых занятий — обучить участников:

· навыкам проведения эффективных переговоров с работодателем;

· практическим приемам работы с возражениями работодателя

Упражнение 1. «Структурированное собеседование»

Информация. Для этого типа собеседования представители работодателя предварительно разрабатывают специальные вопросы, чтобы получить информацию о компетенции сотрудника, его соответствии требованиям занимаемой должности с учетом специфики и стратегии предприятия. Задаются вопросы, которые помогают определить интересы и мотивацию соискателя, его потенциал как работника в конкретных условиях. Следовательно, при таком виде собеседования ответы играют ключевую роль.

В процессе выполнения упражнения разыгрывается ситуация собеседования, выстроенного по следующим признакам:

· основывается только на должностных обязанностях и требованиях, имеющих решающее значение для выполнения какой-либо конкретной работы (на какую именно работу будет «производиться прием » — заранее определяет специалист , ведущий занятие );

· программа собеседования содержит четыре типа вопросов (ситуационные, квалификационные, имитирующие рабочую ситуацию и касающиеся общих требований к персоналу);

· имеются подготовленные заранее (эталонные) ответы на каждый вопрос (ответы подготавливаются заранее ведущим игру сотрудником );

· ответы «претендентов на работу» (то есть участников тренинга) оцениваются путем сравнения с четко выраженными критериями (критерии подготавливаются заранее ведущим игру сотрудником );

· может привлекаться группа экспертов, что обеспечивает независимую оценку ответов каждого кандидата несколькими экспертами (группа экспертов назначается из числа участников тренинга , ее состав может меняться несколько раз в процессе выполнения упражнения );

· собеседования проводятся в полном объеме с каждым кандидатом (то есть все участники по очереди проходят собеседование).

По завершении упражнения результаты обсуждаются. Ведущий дает рекомендации участникам.

Упражнение 2. Собеседование «Один на один» — индивидуальная беседа

Информация. Это наиболее общий тип собеседования, проводящегося отдельно с каждым кандидатом. Такая форма организации собеседования позволяет установить хороший контакт работодателя с соискателем, обсудить большое количество вопросов за достаточно короткий промежуток времени.

Ведущий занятие специалист вызывает пару желающих, которые согласятся разыграть ситуацию индивидуального собеседования. Затем следует групповое обсуждение — разбираются достоинства и ошибки прохождения собеседования. Далее группа разбивается на пары, в которых участники по очереди разыгрывают роли работодателя и претендента на вакантное место.

В заключение занятия следует групповое обсуждение выполнения задания.

Упражнение 3. Собеседование «Групповое интервью»

Информация . Обычно групповые собеседования проводятся несколькими сотрудниками того отдела, в котором есть вакантное место. Это может быть непосредственный начальник и, если работа специализированная, эксперт в данной области (для оценки знаний и опыта кандидата). Многих кандидатов на вакантное место такая форма собеседования пугает. Когда беседа ведется один на один, можно сосредоточиться, проще установить зрительный контакт с собеседником. Но когда задающих вопросы несколько, все время приходится помнить о том, сколько глаз наблюдает за тобой, и жестко контролировать каждое слово и каждый жест.

Цель выполнения упражнения — отработка навыков уверенного поведения в ситуации проведения собеседования сразу несколькими сотрудниками организации.

Участники разбиваются на группы по три человека: один претендент на вакансию и два представителя организации. Проводится собеседование. Затем участники меняются ролями. После выполнения задания всеми участниками следует групповое обсуждение. Участники делятся своими ощущениями:

· как они себя чувствовали в роли претендента на работу;

· в чем они видят главную сложность прохождения данного вида собеседования;

· каким они видели претендента, находясь в роли работодателя.

Упражнение 4. «Ситуационное собеседование» — Case-интервью

Информация. Этот тип собеседования предполагает использование серии стандартных вопросов-заданий, на которые каждый соискатель дает свой ответ. Его часто называют Саse-интервью, так как используются ситуации (кейсы, то есть обстоятельства), которые с претендентом никогда не происходили. Фактически — это описание некоторой гипотетической ситуации с последующим вопросом, адресованным претенденту. Дав ответ, кандидат может продемонстрировать свою профессиональную пригодность, умение анализировать, расставлять правильные акценты, взаимодействовать с коллегами и подчиненными, находить выход из проблемных ситуаций. В зависимости от специфики открытой вакансии могут быть заданы кейсы на наличие креативности, способности мыслить нестандартно.

Ведущий тренинг специалист заранее подготавливает кейсы. Проводится отработка собеседования с их использованием. В заключение обсуждаются результаты выполнения упражнения.

Упражнение 5. «Кем вы видите себя через пять лет?»

Информация. Во время собеседования может быть задан вопрос: «Кем Вы видите себя через три года (пять лет?)». Таким образом, на собеседовании выясняются карьерные предпочтения претендента, уровень его профессиональных и жизненных притязаний.

Упражнение проводится как ответ на данный вопрос. Участники обучаются выстраивать ответ , представляя себя в позитивном , с точки зрения работодателя , свете.

Упражнение 6. «Биографическое собеседование»

Информация. Биографические собеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлого опыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа: «Расскажите о своей прошлой работе?», «Почему вы выбрали именно тот институт, в который поступили?», «Если бы вы могли вернуться на пять лет назад, что бы вы сделали по-другому?».

Биографическое собеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своей жизни, и на основании этого предположить, насколько успешно он будет работать в должности, на которую претендует.

Ведущий тренинг специалист заранее подготавливает ряд вопросов для собеседования биографической направленности и предлагает участникам разыграть ситуацию собеседования с их использованием. По окончании игровой части упражнения следует провести групповое обсуждение результатов его выполнения.

Упражнение 7. « Серийное собеседование»

Информация. Проводится серия разнотипных собеседований с разными людьми. Вначале может состояться отсеивающее собеседование с сотрудником отдела кадров. Потом кандидата могут отправить к начальнику того отдела, в который он устраивается. Ему могут также предложить встретиться с сотрудниками других отделов, в контакте с которыми ему предстоит работать.

Разыгрывается ряд серийных собеседований. Желательно, чтобы каждый участник побывал в роли соискателя, сотрудника отдела кадров, начальника отдела. После проводится обсуждение — восприятие ситуации с точки зрения соискателя, с точки зрения работника отдела кадров, с точки зрения начальника отдела. Вырабатываются рекомендации по эффективному поведению.

Упражнение 8. «Стрессовое собеседование»

Информация. Стресс-интервью практикуют в тех случаях, когда работа предполагается нестандартная, связанная с повышенными эмоциональными, физическими или интеллектуальными нагрузками.

Собеседование может проводиться в грубой и бестактной форме, могут быть использованы провокационные или бестактные вопросы, созданы неожиданные стрессовые ситуации. На практике такой тип собеседования используется весьма редко. Но иногда специалисты по кадрам позволяют себе несколько вопросов провокационного характера.

Цель выполнения упражнения — отработка навыков уверенного позитивного поведения в нестандартных ситуациях.

Ведущий предлагает провести собеседование:

· во время которого несколько незнакомых претенденту людей начинают шумно ссориться;

· работодатель грубо разговаривает с претендентом;

· работодатель задает неделикатные вопросы.

Ведущий тренинг специалист обсуждает с участниками тренинга наиболее подходящие формы эмоционального реагирования и поведенческих реакций.

Упражнение 9. «Провокационные вопросы»

Информация. Вопросы, которые задают на стрессовом собеседовании, можно разделить на две категории.

· Если вам сделано деловое предложение, как вы будете решать, принять его или отказаться?

· Как вы реагируете на ситуации, когда во время работы на Вас оказывается психологическое давление?

· Подумайте и опишите ситуацию, когда ваша работа подверглась критике.

· Опишите, в чем состоит сущность успеха для вас.

· Не кажется ли вам, что для вас лучше начинать работать в организации несколько иных масштабов?

· Что бы вы сказали, если бы я расценил вашу сегодняшнюю презентацию как очень слабую и неинтересную?

Ведущий тренинг специалист заранее подбирает ряд провокационных и нестандартных вопросов.

Цель выполнения упражнения — отработка умения отвечать с достоинством на подобного рода вопросы.

В ряде случаев требуется отработка умения отказываться от ответа на вопрос.

Например: на вопрос: «Каковы ваши отношения с тещей?» — возможен ответ: «Я предпочел бы не отвечать на данный вопрос».

В заключение занятия ведущий тренинг специалист обсуждает с участниками тренинга наиболее подходящие формы эмоционального реагирования и поведенческих реакций.

Упражнение 10. «Работа с возражениями»

Информация. В ряде случаев у работодателя могут появиться возражения. В таком случае эффективно использовать стратегии «работы с возражениями».

Цель выполнения упражнения — отработка навыков работы с возражениями.

В ходе выполнения упражнения разыгрывается собеседование, во время которого на возражения «работодателя» используют при ответе уточняющие вопросы:

· Что заставляет вас сомневаться?

· А что именно вас не устраивает?

· Почему вы так считаете?

· Что вы под этим подразумеваете?

· Этим вы хотели сказать …?

· Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду …

· Если я вас правильно понял, вас интересует …

· Я понимаю, почему вы так думаете.

Модуль 2. Навыки проведения успешных переговоров с работодателем

Цель проведения тренинга — отработка навыков занятия успешных ролевых позиций и управления эмоциями в процессе проведения переговоров с работодателем.

Упражнение 1. «Я ведущий»

Цель выполнения упражнения — отработка навыков занятия «ведущей» позиции при взаимодействии с другими.

Участникам тренинга предлагают разбиться на группы по два человека и разыграть ситуации, в которых необходимо занять ведущую позицию в общении.

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Затем двое других участников садятся в центр, задание для них то же самое.

В заключение занятия проводится групповое обсуждение результатов выполнения упражнения.

Упражнение 2. «Позиции общения»

Цель выполнения упражнения — отработка понимания трех основных позиций общения — «Сверху», «На равных», «Снизу».

Участники тренинга должны по очереди проиграть все три позиции. Примеры заданий :

· Диалог между папой, мамой, ребенком.

· Беседа педагога, ученика и родителя.

· Совещание, в котором принимают участие рядовые сотрудники, их начальник, начальник отдела кадров и директор организации.

Упражнение 3. «Кто Я?»

Цель выполнения упражнения — отработка различных ролевых позиций.

Участникам тренинга предлагается разыграть ситуацию делового совещания, в котором каждый занимает определенную позицию (позицию выбирает сам участник).

· Информатор — в своем выступлении ограничивается сообщением требований, норм, воззрений.

· Вдохновитель — стремится увлечь присутствующих интересными мыслями, перспективами.

· Проситель — просит «принять во внимание» и «войти в положение».

· Советчик — дает ценные советы, не предполагая, что выполнять их будет он сам.

· Диктатор — стремится насильственно внедрить свои идеи и представления.

· Компетентный работник — стремится компетентно оценить проблему и пути ее решения.

· Какая роль присуща мне при разговоре с работодателем?

· Какую позицию может занимать работодатель?

· Какая ролевая позиция наиболее выигрышна при прохождении собеседования?

Упражнение 4. «Абстрагирование от ситуации»

Участникам тренинга дается задание — вспомнить ситуацию общения, в которой они занимали невыгодную (неэффективную) позицию общения. Далее им предлагается разыграть эту ситуацию с другими участниками, занимая при этом различные ролевые позиции .

Затем следует обсуждение :

· Какая ролевая позиция наиболее выгодна в данной ситуации?

· Что мешает мне находиться в этой позиции в данной ситуации?

· Есть ли для меня сходство между разыгрываемой ситуацией и ситуацией собеседования с работодателем?

Упражнение 5. «Над ситуацией»

Разыгрывается ситуация проведения деловых переговоров.

Участникам предлагают разбиться на группы по пять человек. Каждый занимает свою позицию: Лидер, Исполнитель, Критик, Нейтральный наблюдатель, Соглашатель.

· Какая позиция наиболее выигрышна при проведении переговоров?

· Какую позицию я обычно занимаю в ситуации переговоров?

· Какую позицию занимает работодатель при проведении собеседования?

· Какая позиция наиболее выгодна для меня при прохождении собеседования?

Упражнение 6. «Пять стульев» (по Н.И. Козлову)

Инструкция. «Перед вами — пять стульев, каждый из которых символизирует определенный уровень владения эмоциями. Эти пять стульев — пять ваших выборов.

Первый стул: «Я не могу управлять ни внутренними переживаниями, ни внешним выражением эмоций».

Второй стул: «Внутренние переживания вне моего контроля, при этом я умею управлять внешним выражением эмоций, когда внутри относительный порядок».

Третий стул: «Я могу полностью контролировать внешнюю подачу себя, но мой внутренний мир малоуправляем».

Четвертый стул: «Я могу прекрасно контролировать внешние проявления моего поведения, но внутренний мир подвластен мне частично».

Пятый стул: «Я могу полностью контролировать как свой внутренний мир, так и свою внешнюю эмоциональную подачу».

Вопросы и задания

· На каком стуле вы сидите сегодня? Встаньте за тем стулом, описание которого соответствует вашему уровню владения эмоциями.

· На каком стуле вы хотели бы оказаться? Назовите тот уровень (покажите тот стул), который вас привлекает, достижение которого станет вашей целью.

· На каком стуле вам хотелось бы сидеть при проведении переговоров с работодателем?

· Какие чувства я испытывал, сидя на выбранном стуле?

· Сложно ли было на нем сидеть? Что мне мешает реализовать выбранную позицию в жизни?

· Какие преимущества можно получить, находясь на выбранной позиции?

· Успешна ли будет выбранная позиция при переговорах с работодателем?

Далее группа разбивается на подгруппы по три человека. В подгруппах разыгрывается ситуация собеседования с работодателем. При этом участники занимают следующие позиции: Работодатель, Посторонний наблюдатель, Кандидат на вакантное место. Кандидат на вакантное место должен стараться участвовать в собеседовании, находясь «на выбранном им стуле».

После выполнения упражнения происходит обсуждение в подгруппах:

· соискатель рассказывает о своих ощущениях;

· работодатель дает оценку позиции данного соискателя;

· посторонний наблюдатель описывает ситуацию прохождения собеседования со стороны.

Упражнение 7. «Плохой парень» — «хороший парень»

«Хороший парень» и «плохой парень» — классическая пара многих переговоров.

Разыгрывается ситуация группового собеседования. Присутствуют два представителя работодателя — «хороший» и «плохой». Задача для соискателя — не поддаться чувству солидарности с «хорошим», сохранить эмоциональное спокойствие и занять позицию над ситуацией переговоров.

Участники разбиваются на группы по три человека и выполняют задание. Далее следует групповое обсуждение результатов выполнения задания.

Упражнение 8. «Рамки восприятия»

Инструкция . Перед вами поставлены две рамки восприятия ситуации:

· оптимистическая — «все будет хорошо»;

· пессимистическая — «все безнадежно».

Какую рамку вы выбираете, когда думаете:

· о своей жизни?

· ситуации трудоустройства?

· своем будущем через три года?

Попробуйте поменять выбранную рамку по отношению к различным жизненным ситуациям — меняется ли при этом ваше отношение к действительности? К ожидаемому результату?

Проводится групповое обсуждение поставленной проблемы. Участникам предлагается выбрать рамку по отношению к ситуации трудоустройства. Проводится обсуждение — как смена рамки влияет на изменение поведения во время прохождения собеседования.

Упражнение 9. «Стереотипы восприятия»

Участникам тренинга предлагается на листочках дать описание следующих жизненных позиций: Мужчина, Женщина, Бизнесмен, Руководитель, Подчиненный, Безработный.

· Что общего в характеристиках?

· Есть ли устойчивые стереотипы восприятия?

· Каким образом они влияют на успех (неуспех) переговоров между людьми?

· Каким образом данные стереотипы восприятия влияют на успех переговоров?

· Каким образом они влияют на эффективность прохождения собеседования?

Упражнение 10. «Мой звездный час»

Участникам тренинга предлагают вспомнить удачный день в их жизни, когда им все удавалось. Что они делали? Как они себя при этом чувствовали? Что для них символизирует этот день?

Следует обсуждение :

· Поменялось ли мое поведение за счет воспоминаний?

· Могут ли данные воспоминания служить позитивным ресурсом при выполнении сложных дел?

· Как можно использовать этот позитивный ресурс в ситуации трудоустройства?

Модуль 3. Структура делового общения. Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании

Цель проведения тренинга — выполнение упражнений, которые позволяют участникам отрабатывать навыки подачи себя работодателю в наиболее выигрышном свете.

Упражнение 1. Разыгрывается ситуация: вам необходимо ответить на вопрос: «Расскажите, чем вы занимались на последнем месте работы? (если нет опыта работы — в процессе стажировки, на практике)».

При выполнении задания следует проводить отработку следующего алгоритма ответа:

· Навыки и умения, которые вы использовали.

· На каком оборудовании вы умеете работать?

· Что входило в ваши обязанности?

· Навыки общения с другими людьми (коллегами по работе, клиентами, заказчиками).

· Продолжительность (если работали долгое время).

· Каков был ваш профессиональный рост (в случае, если получали повышение по службе)?

· Ваши обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе.

· Прохождение стажировок, повышения квалификации, обучающих тренингов.

Упражнение 2. Отработка навыков ответа на вопрос: «Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?» Участники должны научиться:

· отвечать во всех случаях «да»;

· описывать имеющийся реальный опыт профессиональной деятельности, позволяющий выполнять данную работу;

· в случае отсутствия достаточного опыта работы описывать другой имеющийся профессиональный опыт, свидетельствующий о профессиональных способностях, наличии навыков работы и знаний, возможности быстро вникнуть в суть дела, наличии живого интереса к будущей работе. Например: владение машинописью, иностранным языком, опытом работы с цифрами, навыками организаторской работы, хорошими навыками работы на компьютере и т.д.

Упражнение 3. Овладение навыком ответа на вопрос: «С какими машинами и оборудованием вам приходилось работать?»

Часто профессиональная деятельность предполагает использование машин, специального оборудования. Следует отработать навыки ответа с использованием следующего алгоритма:

· упомянуть имеющийся опыт работы с оборудованием, который может быть использован на том рабочем месте, по поводу которого происходит собеседование;

· описать опыт использования других видов машин, с которыми Вы знакомы;

· перечислить имеющиеся дипломы и свидетельства о специальной подготовке в области использования машин и оборудования.

Упражнение 4. Разыгрывается ситуация: Как ответить на вопрос: «На какую заработную плату Вы рассчитываете?»

Участники должны осознать наличие следующей дилеммы: при слишком больших претензиях можно не получить работу, при слишком низких требованиях будут стремиться постоянно недоплачивать.

В игровой форме необходимо отработать следующую стратегию поведения:

· избегать точного указания каких-либо цифр;

· быть уклончивым, но при этом разумным: «Я надеюсь на уровень оплаты, соответствующий качеству (объему, сложности) работы»; «Меня бы устроила оплата не ниже среднего уровня оплаты подобной работы».

Упражнение 5. Как ответить на вопрос работодателя: «Что вы знаете об этой организации?»

Перед прохождением собеседования желательно собирать информацию о компании (организации, фирме — ее продукция, режим работы, формы обслуживания клиентов, используемое оборудование и технологии работы, отзывы в прессе и т.д.). Желательно иметь информацию, позволяющую говорить о данной организации с позитивной стороны.

В процессе выполнения задания участникам тренинга необходимо отработать навыки сбора и последующего использования подобной информации. Отвечая на вопрос, участники должны упоминать, что организация занимается именно той работой, в которой они заинтересованы (видят перспективы для профессионального роста, видят возможность достойно зарабатывать, видят возможность профессиональной самореализации и т.д.).

Упражнение 6. Как правильно отвечать на вопросы: «Что вы можете нам предложить?», «Как вы думаете, почему мы должны принять на работу именно вас?»

Участники должны научиться перечислять свои положительные характеристики (даже если при этом им придется повторить то, о чем они уже говорили). Для этого используют следующую стратегию ответа.

· свою квалификацию;

· предшествующий опыт работы;

· профессиональные интересы.

· что вы надежный (исполнительный, инициативный, заинтересованный, трудолюбивый и так далее) работник;

· что вы способны выполнять данную работу качественно и в срок.

Упражнение 7. Что следует говорить, отвечая на вопрос: «Расскажите о себе»?

Участники отрабатывают следующий алгоритм ответа:

· выяснить, что интересует работодателя — профессиональные достижения или личная жизнь претендента;

· если работодатель заинтересован в ответе с акцентом на профессиональную жизнь, следует говорить о последних годах работы (о стажировках, прохождении обучающих тренингов и семинаров) делая акцент на своих профессиональных достижениях (реклама себя как профессионала).

Если работодатель заинтересован в информации о личной жизни, следует:

· показать, что есть интересы за пределами профессиональной деятельности;

· показать связь между личными интересами и профессиональной деятельностью;

· рассказать о своих семейных обстоятельствах в позитивном ключе;

· кратко рассказать о своей семье и воспитании (также в позитивном ключе).

Упражнение 8. Как правильно ответить на вопрос: «Каковы ваши сильные стороны?» Участники обучаются находить и убедительно перечислять свои положительные качества по следующей схеме:

· профессиональное образование;

· профессиональные навыки;

· опыт профессиональной деятельности;

· профессиональные интересы;

· профессиональная ответственность и надежность;

· эффективность профессиональной деятельности;

· навыки общения с людьми (клиентами, деловыми партнерами, детьми).

Упражнение 9. Разыгрывается ситуация: следует ответить на вопрос работодателя: «Есть ли у вас какие-либо вопросы?»

Участники тренинга должны понять, что этот вопрос часто задают из вежливости. Поэтому следует научиться не спрашивать работодателя о частностях: примерном распорядке рабочего дня, возможности обедать в столовой и т.д. Участники в ходе выполнения упражнения должны научиться задавать один — два нейтральных вопроса, которые не повлияют на их восприятие работодателем негативным образом.

Примечание для ведущего. После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение: что получилось, что вызвало сложности. Группа может давать участникам рекомендации: как скорректировать свое поведение в более эффективную сторону.

Упражнение 10. Отработка навыков ответа на вопрос: «Почему вы ушли с предыдущей работы?» (если этот вопрос актуален для участников тренинга).

В процессе выполнения задания участники должны обучиться называть только те причины, которые характеризуют их с положительной стороны. Следует избегать таких ответов, как «Возникли разногласия с начальником, не устроил режим рабочего дня» и т.д. Работодатель должен быть уверен, что с новым сотрудником не возникнет нежелательных проблем. Примеры ответов:

· Работа была по контракту, срок контракта истек.

· Фирма закрылась.

· Направление работы было упразднено.

· Должность (но не вас) сократили.

· Приходилось слишком далеко ездить на работу.

· Появилось решение изменить сферу трудовой деятельности.

· Желание выстроить профессиональную карьеру.

Модуль 4. Использование языка телодвижений в процессе собеседования

Цель проведения тренинга — выполнение упражнений, которые позволяют участникам отрабатывать навыки использования невербальных способов эффективного представления себя работодателю.

Упражнение 1. «Без слов»

Двое участников садятся в центр круга. Им дается задание : говорить на любую тему 3 минуты. Группа не должна слышать, о чем они говорят. Все наблюдают за говорящими.

Вопросы для обсуждения :

· Что происходило между говорящими?

· Интересна ли была тема разговора как для одного, так и для другого?

· Из чего это видно? По каким внешним признакам вы это определили?

Далее группа разбивается на тройки: двое собеседников и один наблюдатель (он не слышит содержание разговора). Все участники по очереди должны стать в позицию наблюдателя для отработки навыков выявления невербальных проявлений состояния и чувств другого человека.

В заключение проводится групповое обсуждение полученных результатов.

Упражнение 2. «Поза собеседника»

Проводится отработка восприятия того, какие позы занимает другой человек в процессе общения.

Задание. Разбиться на пары и разговаривать, стараясь точно скопировать позу партнера по общению (выполняется поочередно).

Вопросы для обсуждения :

· Какие чувства и мысли возникли при выполнении задания?

· Трудно ли было его выполнять?

· Влияет ли поза на результат переговоров?

· Какая поза наиболее выигрышна при общении с работодателем?

Упражнение 3. «Позы общения»

Обсуждается понятие «закрытая — открытая поза общения». Дается задание : попробовать провести разговор, когда вы и ваш собеседник:

· находитесь в открытых позах общения;

· находитесь в закрытых позах общения;

· находитесь в разных позах: один из вас находится в закрытой позе, другой — в открытой.

После выполнения задания проводится обсуждение :

· В каком положении вам наиболее комфортно общаться?

· Какая поза вашего собеседника для вас наиболее предпочтительна?

· Какие позы общения предпочтительны при прохождении собеседования?

Упражнение 4. «Ритм нашего общения»

Участникам тренинга дается задание : разбиться на подгруппы по два человека. Двое человек вступают в разговор на любую тему.

Инструкция. Постараться уловить ритм движений, присущий собеседнику (жестикуляция, наклоны туловища).

После выполнения задания проводится обсуждение:

· Трудно ли уловить ритм движения другого человека?

· Повышает ли позиция наблюдателя точность восприятия ритма другого человека?

· Какие ритмы движений характерны для ваших родственников? Друзей? Для работодателя, у которого вы проходили собеседование?

· Способствует ли сближение ритмов движения собеседников установлению контакта и взаимопонимания в процессе переговоров?

Задание

· Обратили ли вы внимание на интонации вашего собеседника?

· Влияют ли (если да, то каким образом) характеристики вашего голоса и особенности интонаций на результаты переговоров с работодателем?

Упражнение 6. «Скорость речи»

Участники разбиваются на подгруппы. Задание : вести разговор на любую тему в течение 3 минут.

· Какова скорость речи вашего собеседника?

· Вы сами говорите быстрее / медленнее / с такой же скоростью?

· Испытываете ли вы дискомфорт, если ваш собеседник говорит быстрее/медленнее вас?

· Как синхронизировать темп речи между собеседниками в процессе общения?

· Как подстроится к темпу речи работодателя?

Упражнение 7. «Выражение лица»

Участники разбиваются на подгруппы. Задание : вести разговор на любую тему в течение 3 минут.

· Как менялось выражение лица вашего собеседника во время разговора?

· Какие мимические проявления характерны для вас?

· Меняется ли выражение вашего лица и мимические проявления во время важных деловых встреч?

· Можно ли контролировать выражение лица?

· Оптимальные мимические проявления во время переговоров с работодателем.

Упражнение 8. «Расстояние между говорящими»

Участники разбиваются на подгруппы. Задание : вести разговор на любую тему в течение 3 минут.

· На каком расстоянии вы общались с вашим собеседником. Было ли вам комфортно?

· Если нет, то что вам хотелось сделать — отодвинуться/придвинуться ближе?

· Как расстояние между собеседниками влияет на успех переговоров?

· Какой должна быть дистанция при проведении переговоров с работодателем?

Упражнение 9. «Хочу с тобой говорить»

Участники разбиваются на подгруппы. Задание : вести разговор на любую тему в течение 3 минут.

· Что вы чувствовали, общаясь друг с другом?

· Было ли вам комфортно/некомфортно? Почему?

· Что хотелось бы изменить в манере общения вашего собеседника?

· Ваша манера общаться всегда одинакова или зависит от ситуации?

· Какой должна быть манера поведения при проведении эффективного собеседования с работодателем?

Упражнение 10. «Уверенность в себе»

Участники разбиваются на подгруппы. Задание : вести разговор на любую тему в течение 3 минут, чувствуя себя очень уверенно.

· Какие параметры невербальных проявлений (поза, ритм движения, голосовые характеристики) свидетельствуют об уверенности в себе?

· Как продемонстрировать уверенность в себе работодателю через внешние проявления?

· доброжелательно настроенным;

· недоброжелательно настроенным;

· нейтральным;

· не заинтересованном в кандидате.

Вопросы для обсуждения

· По каким внешним проявлениям можно определить позицию работодателя?

· Что вы чувствовали, проходя собеседование с различно настроенными работодателями?

· Каким образом и в каждой ситуации вы могли бы продемонстрировать уверенность в себе?

Солнцева В.А.

Упражнение 3.4. Тренинг собеседования

В группе потренируйтесь проходить собеседо­вание, играя различные роли:

Интервьюируемый (кандидат) - человек, про­ходящий собеседование.

Работодатель - человек, который ведет собе­седование - менеджер по персоналу ( HR *- ot - дел) компании, в которой есть вакансия , подходящая для интервьюируемого.

Наблюдатель - человек, который смотрит со стороны, как проходит собеседование.

Очень важно научиться отвечать на самые раз­ные виды вопросов. Пройдите учебное собеседова­ние, меняясь ролями (каждую роль играйте по 5-10 минут).

Тренинг начинается с момента, когда интер­вьюируемый человек открывает дверь, входит в комнату, приветствует работодателя и представ­ляется. После каждого учебного собеседования обсудите результат в течение 5-10 минут. Ведет дискуссию человек, игравший роль наблюдателя.

* HR (читается «эйч-ар») - аббревиатура от англ. « Hu ­ man Resources » (людские ресурсы).

Роль

Предлагаемый сценарий

Интервьюи-

Помните, что часто решение о принятии на работу

принимается в первые 30-60 секунд собеседования.

Интервьюируемый должен принести на собеседование:

1) резюме (упражнение 3.3);

2) детальное исследование профессии (должности)

(упражнение 2.4).

Необходимо быть готовым к вопросам разного рода, которые

может задать работодатель (см. в строке «Работодатель»).

Во время собеседования важно также задавать вопросы

работодателю: это покажет вашу заинтересованность в

получении работы. Однако это не должно быть основным.

собеседовании:

1. Чего вы ждете от кандидата на данную должность?

2. Возможно ли проявление инициативы на этой должности?

3. Каковы возможности продвижения по службе?

4. Это новая должность или я буду кого-то заменять?

5. Какие обязанности предполагает эта должность?

6. Совет: Не спрашивайте о зарплате или надбавках, пока

работодатель сам об этом не заговорит.

В конце собеседования необходимо поблагодарить

работодателя за собеседование, еще раз кратко сформулировать

условия, подчеркнуть свои достоинства и заинтересованность

в данной вакансии.

За несколько минут до начала собеседования работодатель

должен быстро ознакомиться с резюме и исследованием

должности. Затем, после беседы с интервьюируемым,

необходимо еще раз четко определить позицию, на которую

компания ищет сотрудника.

Вот несколько видов вопросов, которые можно задать на

собеседовании:

1. Расскажите о себе.

2. Почему нам стоит именно вас взять на эту должность?

3. Опишите себя. (Назовите пять определений, которые бы

наиболее полно вас описали.) Как о вас отзываются другие

Роль

Предлагаемый сценарий

Работодатель

4. Умеете ли вы работать в сжатые сроки или в стрессовой

ситуации?

5. Назовите ваши сильные и слабые стороны.

6. Что вы ищете в работе?

7. Опишите случай, из которого вы вышли с чувством

выполненного долга.

8. Каких целей вы хотели бы добиться в жизни? Что

повлияло на вашу карьеру?

9. Опишите ваше представление об «идеальной» работе.

10. Какие ваши качества, навыки будут полезны для

компании?

11. Что является для вас мотивацией?

13. Чем вы планируете заниматься в ближайшие пять лет?

14. Расскажите о проблеме, с которой вы сталкивались

последний раз. Насколько успешно вы ее решили?

15. Как вы оцениваете свою способность выходить из

конфликтных ситуаций?

16. Есть ли у вас вопросы?

Наблюдатель

Наблюдатель должен внимательно проследить за

собеседованием, оценить интервьюируемого и определить,

насколько успешно прошло собеседование. В конце

собеседования наблюдатель должен быть готов провести

краткое обсуждение. Необходимо обсудить следующие

1. Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?

2. Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?

3. Каковы были удачные моменты кандидата в ходе

собеседования? Слабые стороны?

4. Спросить у кандидата его мнение о том, как он

выступил и что он хотел бы изменить в своем

выступлении, а затем задать аналогичный вопрос о

кандидате работодателю.

ТРЕНИНГ «ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»

Цель: повышение социальной уверенности подростков путем формирования у них навыков трудоустройства.

Задачи:

1. Обучить навыкам написания резюме и самопрезентации в процессе прохождения собеседования при трудоустройстве;

2. Сформировать активную готовность к поиску работы.

Занятие №1 «Поиск работы»

Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.

Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Упражнение «Почему мы ищем работу?»

Материалы: таблица, ручки.

Участники делятся на мини-группы и проводят мозговой штурм по заполнению таблицы на каждый вопрос. Ведущий: «Записывайте все варианты ответов. Начните с первого вопроса, последовательно переходя к следующей колонке».

После заполнения таблицы происходит обсуждение в большом кругу:

    Какие факторы (личностные, социальные, профессиональной самореализации) могут послужить приоритетами при выборе места работы?

    Можем ли мы выделить три основных причины поиска работы?

    Для чего мы выполняли упражнение?

    Какие мысли возникают, когда мы видим ответы на поставленные вопросы?

ТАБЛИЦА:

Упражнение «Легальная и нелегальная работа»

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп

Ведущий рассказывает о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы. Участники делятся на несколько мини-групп. Их задача – разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Ведущий задает вопросы участникам:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

НАБОР КАРТОЧЕК:

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать

и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное - в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата + «халява».

    Регистрация в Пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы – бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.

    Совмещение нескольких работ (учеб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока.

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации,

    больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставит работать12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового» заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита» (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, даже если переделал всю работу – «Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 –15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Упражнение «Объявление в газету»

Ведущий: «При поиске работы важно использовать разнообразные средства для достижения своей цели. Одно из таких средств – дать объявление в газету, самому заявить о себе, тем самым, увеличивая свои шансы на трудоустройство. Работодатели тоже читают газеты, и если им требуется специалист, они не только дают объявления в газету, но и просматривают объявления соискателей. Поэтому стоит научиться писать о своих достоинствах так, чтобы заинтересовать работодателя через объявление. Это тоже возможность получения работы».

Участникам предлагается самостоятельно написать объявление в газету в колонку «Ищу работу», представив в этом объявлении свои профессиональные качества в максимально положительном свете. После того, как все объявления будут написаны, предложить участникам вывесить объявления на доске, предварительно зачитав их.

Попросить участников стать на время работодателями подойти к доске объявлений и выбрать, отметив галочкой наиболее заинтересовавшее объявление. Ведущий подсчитывает количество голосов и подводит итоги.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Ведущий: Каждый из вас должен обвести свою руку на лис­ те бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы переда­ ете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от со­седа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисун­ ка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом паль­ чике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комп­ лиментами».

Ведущий проводит обсуждение:

    Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

    Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

    Со всем ли вы согласны?

Упражнение «Живая анкета»

Ведущий: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии, что узнали нового?».

Каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомни­ лось в этом занятии больше всего.

Занятие №2 «Резюме»

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Упражнение «Структура резюме»

Мини-лекция, в которой ведущий дает определение понятия резюме, рассказывает о видах резюме. Участникам предлагается на листе бумаги записать разделы, из которых состоит резюме. Ведущий перечисляет требования к каждому разделу.

Лекция. Резюме обычно состоит из следующих блоков:

1. Анкетные данные. Ваше имя, адрес, номер телефона (вместе с кодом города), точная дата рождения, электронная почта (если есть).

2. Цель (не обязательно, хотя желательно): краткое описание должности, на которую вы претендуете (не больше 6 строк, а лучше 1–2).

Рекомендация: раздел «Цель» имеет смысл включать в резюме лишь в том случае, когда вы абсолютно уверены в том, что хотите получить именно это рабочее место и не хотите даже рассматривать никаких других предложений. Не следует включать этот раздел в резюме в тех случаях, когда вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме. Рассылая его во многие компании, предлагающие самые различные вакансии.

3. Опыт работы в обратной хронологической последовательности (сначала указывают последнее место работы).

Раздел о трудовом опыте самый важный. Укажите дату начала и окончания работы, название организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно). В списке учреждений, где вы работали, следует указать контактный телефон, если у вас нет оснований что-то скрывать, и вы меняли работу «без эксцессов». Но если хотя бы в одной фирме возникала конфликтная ситуация, спровоцировавшая ваше увольнение, то не указывайте ни одного телефона. Действуйте последовательно: либо вы указываете телефоны всех организаций, в которых работали, либо не указываете этих телефонов вообще. Можно кратко описать должностные обязанности и производственные достижения, если вы их имели.

4. Образование: перечисляются все учебные заведения, которые вы закончили или в которых учитесь сейчас (кроме средней школы), факультеты и полученные специальности. Выпускникам и студентам этот раздел следует помещать перед предыдущим, поскольку в данном случае опыт работы, если он имеется, значительно меньше. Можно сообщить о наградах и знаках отличия, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют должности, на которую вы претендуете.

Составляя этот раздел своего резюме, следует руководствоваться следующими правилами:

Квалификация. Укажите квалификацию, присвоенную вам по окончании соответствующего учебного заведения, перед указанием названия этого заведения.

Специальность. Указывайте только в том случае, если она имеет непосредственное отношение к той работе, которую вы хотите получить.

Особые достижения, связанные с учебой. Указывайте средний балл своего диплома только в том случае, если он необычайно высок (если вы, например, получили диплом с отличием). Можно назвать и другие знаки отличия, если они пользуются авторитетом в вашей сфере деятельности или если вы лишь недавно закончили учебу.

5. Раздел «Дополнительная информация» может содержать такие сведения: знание языков, умение пользоваться компьютером, деловые качества, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п. Хобби уместно упоминать лишь в том случае, если оно непосредственно связано с желаемой работой.

В списке деловых качеств достаточно указать три–четыре, наиболее весомые для желаемой должности.

Резюме следует составить на компьютере и распечатать на качественной белой бумаге.

Основные требования к стилю написания резюме: лаконичность, честность, конкретность, активность. Четко выделяйте нужные заголовки. Позаботьтесь о том, чтобы ваше резюме было оформлено в едином стиле и одинаковым шрифтом. Выбирайте шрифт, который легко читается, сделайте большие поля, установите достаточный интервал между строк и т. д. Очень важно поместить ваше резюме на одной странице (как минимум - на двух). Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить всю информацию, изложенную в резюме.

Схема составления комбинированного резюме

Фамилия, имя, отчество

Адрес:

Телефон:

Дата и место рождения:

Семейное положение:

Цель:

Образование: месяц, год приема - месяц, год

окончания

Название учебного заведения, факультет, специальность,

квалификация.

Профессиональная квалификация

Опыт работы: месяц, год приема - месяц, год

увольнения

Название организации (сфера ее деятельности)

Должность: название должности

Количество подчиненных Функции:

Достижения:

Причина увольнения:

Дополнительная информация:

Личные качества:

телефон

Обсуждение:

    Для чего нужно резюме?

Упражнение «Идеальное резюме»

Ведущий делит участников на несколько малых групп по 4–5 человеку в каждой. Всем группам раздает маркеры и листы бумаги и предлагает каждой группе выбрать профессию/должность, на которую нужно составить резюме.

Задание для всех малых групп: придумать такие сведения о соискателе, которые в наибольшей мере будут отвечать требованиям выбранной должности, составить «идеальное резюме», чтобы результатом явилось приглашение на интервью. На выполнение задания отводится 20 минут.

На презентацию дается 2 минуты.

После каждой презентации ведущий предлагает всем участвующим дополнить предложенный вариант резюме.

Упражнение «Письмо моему будущему руководителю»

Ведущий: Сейчас вам предстоит оценить свой нынешний уровень профессиональной компетентности и одновременно заглянуть в будущее. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу и вам с этой целью необходимо написать письмо вашему будущему начальнику. В письме должны быть отражены следующие аспекты:

1. Характер работы, на которую вы претендуете.

2. Основные личные и профессиональные качества и навыки, которыми вы обладаете для успешного выполнения данной работы.

3. ваши ожидания от нового руководителя, ваши надежды, связанные с новой работой.

4. Вклад, который вы сами готовы внести в общее дело, ответственность, которую вы готовы на себя взять.

Когда напишите письмо выберете себе партнера, с которым вы хотели бы обменятся мнениями. Прочтите друг другу свои письма и обсудите, что вам понравилось в письме вашего партнера, чего в нем не хватает и что вам не понравилось.

Теперь вернитесь в общий круг. Кто хочет прочитать нам свое письмо, адресованное руководителю?

Упражнение «Живая анкета»

Описание:

    Какое сейчас настроение?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Занятие №3 «Собеседование»

Упражнение «Приветствие в парах»

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например: Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Упражнение «Телефонный разговор»

Два участника-добровольца разыгрывают ситуацию: «Вы звоните по телефону к будущему работодателю, чтобы получить приглашение на собеседование». Участники садятся в центре малой группы, спиной друг к другу. Один участник выступает в роли работодателя, другой - в роли ищущего работу. Остальные участники рассказывают о своих наблюдениях, отмечают, что было удачным, вносят предложения по улучшению такой работы.

Возможные осложнения ситуации для проигрывания:

    У работодателя нет времени, он очень спешит.

    Работодатель все время поднимает трубки других телефонов.

    Работодатель одновременно разговаривает с Вами и с клиентом.

    Работодатель говорит, что у них нет вакансий. (А Вы точно знаете, что есть, Вам сказала подруга, которая работает в этой фирме.)

Следует напомнить участникам, что конечная цель упражнения - добиться назначения собеседования.

Упражнение « Насколько хорошо вы умеете читать жесты?»

Ведущий раздает каждому участнику таблицу, где необходимо соедините жест из левой колонки с его значением в правой. Соедините жест из левой колонки с его значением в правой!

    Нервничает

    Не уверен (-а) в себе

    Не говорит правду

    Пытается что-то скрыть

    Самоуверен (-а)

    Дружелюбен (-на)

    Уверен (-а) в себе

    Выражает свое превосходство

    Спокоен(-на)

    Избегает смотреть в глаза.

    Скрещивает руки перед собой.

    Держит руки в карманах.

    Ерзает на стуле.

    Натягивает рукава, как будто пытается «спрятаться» или мерзнет.

    Грызет ногти.

    Вертит в руках карандаш.

    Теребит пуговицы.

    Смотрит в глаза, когда разговаривает.

    Все время улыбается.

    Разваливается на стуле.

    Закидывает руки за голову.

    Закидывает ногу на ногу так, что видна подошва туфель.

    Закидывает ногу на ногу, сидит комфортно.

    Сидит прямо, на всей поверхности стула.

17.Держит руки перед собой, видны ладони.

Упражнение «Как вести себя во время собеседования»

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий разбивает всех участников на две малые группы. Первой группе поручите написать рекомендации о том, как правильно вести себя во время собеседования.

Второй группе дайте задание написать, чего не следует делать во время собеседования.

Сообщите участвующим, что на задание отводится 10 минут.

Предложите группам презентовать выполненное задание.

После каждой презентации спросите группу, есть ли замечания или дополнения.

Обсуждение:

    Чем было полезно для участников проведенное упражнение?

    Как эффективнее вести себя во время собеседования?

Упражнение «Мой рабочий ландшафт»

Материалы: бумага А4, А3, восковые мелки, карандаши.

Ведущий: я предлагаю вам со стороны посмотреть на тот профессиональный мир, в который вы будите, включены, и составить карту вашего «рабочего ландшафта».

Географические карты выполняют разнообразные функции. Они помогают нам определить, как можно добраться до определенного места и какие препятствия предстоит преодолеть на пути из пункта А в пункт Б. Они показывают где находятся плодородные и неплодородные земли, достопримечательности и неинтересные участки пути.

Выберите сами свой масштаб и площадь, вы можете изобразить горную гряду с вершинами и подписать: «Это мое проявление». Можно нарисовать остров, населить людьми, животными, обозначить погоду и климат в отдельных его частях. Изобразите ваше собственное место в этом ландшафте и ваше непосредственное окружение.

Вопросы для обсуждения:

    Узнал ли что-то новое?

    На что хотел бы обратить внимание в будущем?

    Хотел бы заняться чем-либо другим?

Упражнение «Живая анкета»

Описание: Участники, передавая игрушку по кругу, отвечают на следующие вопросы:

    Какое сейчас настроение?

    Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    Что тебе понравилось?

    Что тебе не понравилось?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает загадку русского человека, которому всегда требуется немного больше, чем формальности, а в нашем случае больше, чем квалификационные характеристики, набор знаний, умений и навыков при приеме на работу. И будь ты специалист семи пядей во лбу, тебе еще нужно в психологическом смысле пройти собеседование на соответствие «человеку компании». А это значит, нужно стать своим прямо на собеседовании.

Эта информация будет полезна тем, кто скоро собирается уйти с работы, уже ушел или ищет свое первое место. Чаще всего вопросом как пройти собеседование на работу озабочен человек, предпочитающий постоянство и не стремящийся к соперничеству. В поиске предложений он заходит в интернет и вдруг обнаруживает, что на рынке труда вакансий не так много, спрос на них превышает предложение.

На фоне высокой конкуренции его знания не так глубоки или обширны, как требуется, в объявлениях незнакомые термины, а собеседования в некоторых компаниях проводятся на английском языке. Непростая ситуация, но нужно с чего-то начинать.

Человек отправляет резюме сначала на тщательно отобранные объявления о работе, но почему-то не получает приглашений на собеседование. Через пару недель откликается уже на вакансии, которые подходят меньше. С каждым днем ожидания настроение падает, усиливается неуверенность, растет страх: «Неужели я никому не нужен?». Поиск работы превращается в ожидание хоть какого-нибудь собеседования – отчаянное хождение по замкнутому кругу.

Наконец нашего кандидата приглашают пройти собеседование, и начинается новый этап мучительных раздумий. Чем интереснее должность и компания, тем сильнее волнение. Понимая, что квалифицированных специалистов немало, соискатель хочет подготовиться и пройти собеседование, чтобы наконец завершить поиск, спокойно жить и работать.

Правильно подготовиться к собеседованию – четыре шага к результату

    Шаг 1. Внимательно изучить сайт компании, узнать все о ее деятельности, миссии, проектах – менеджеры по персоналу любят, когда кандидат понимает, куда он пришел, и обязательно на собеседовании поинтересуются: «Что вы знаете о нашей компании?».

    Шаг 2. Отыскать на форумах отзывы бывших сотрудников, можно списаться с ними, узнать, о чем их спрашивали на собеседовании и как нужно отвечать, даются ли тесты и кейсы. Поинтересоваться корпоративной политикой организации.

    Шаг 3. Почитать советы HR-менеджеров, на что они обращают внимание на собеседовании: на внешний вид (одежду, прическу), на пунктуальность кандидата, открытость. Что рекомендуют приносить с собой (документы, рекомендации, портфолио и т. д.).

Подобную информацию найти несложно. Но у соискателя остаются и другие проблемы:

    От волнения путаются мысли, трудно бывает ответить на простые вопросы, как не опозориться?

    Что делать, если во время собеседования будут неожиданные вопросы, а мне нужно время для подготовки?

    Как понять, какой ответ нужен руководителю?

    А если я отвечу на все вопросы правильно, но просто не понравлюсь менеджеру?

Кстати, сами персональщики не знают, как объяснить, почему на собеседовании один кандидат им нравится, а другой – нет. Они между собой называют это «химией», тогда как Системно-векторная психология Юрия Бурлана знает и научно объясняет это явление. И потому четвертый шаг на пути подготовки к прохождению собеседования – познакомиться с системным знанием и взять его себе на вооружение.


Пройти девять кругов собеседований и не получить работу?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает загадку русского человека, которому всегда требуется немного больше, чем формальности, а в нашем случае больше, чем квалификационные характеристики, набор знаний, умений и навыков при приеме на работу.

Это в западном мире требования уже давно стандартизированы: без различий на пол, возраст и т. д. Фотография в резюме считается дурным тоном – никаких предпочтений, никакой «химии».

А у нас все иначе, несмотря на законы и кодексы. И будь ты специалист семи пядей во лбу, тебе еще нужно в психологическом смысле пройти собеседование на соответствие «человеку компании». А это значит, нужно стать своим прямо на собеседовании.

Отзеркаливание, которое психологи советуют применять во время собеседования, не поможет, если не знать, что стоит за сдержанностью движений собеседника или его взглядом исподлобья.

Отвечаем правильно и проходим собеседование

Традиционный вопрос: «Почему вы ушли с предыдущего места работы?» – ставит многих в тупик. Как на него ответить разным интервьюерам? Ответ может быть не единственным, если нужно успешно выдержать то или иное собеседование. При этом каждый из возможных ответов будет правдивым и попадать в нехватку спрашивающего.

Например, у соискателя на последнем месте не было возможности обучаться, не отпускали на сессии, руководство его недооценивало, за успешную работу не повышали зарплату, даже словом не отмечались достижения.

Давайте выберем один из двух вариантов ответа, что сказать менеджеру на собеседовании, который только что замучил кандидата вопросами не только об опыте работы, но и о семье, о детях, о родителях и даже об успехах во время учебы в школе:

    Ушел потому, что несмотря на качественно выполненные мною проекты, меня не только не оценивали справедливо, но и не давали возможности повышать квалификацию, что очень важно в моей работе.

    Ушел потому, что больше не видел для себя роста внутри компании. Хотел бы получать более высокую зарплату и продвигаться на новом месте.

Выбрать легко, если понимать, какие смыслы проговаривает собеседник. В нашем случае менеджеру важна информация о семье кандидата, о его прошлом, образовании, а это все ценности человека с . Говорить о карьере и высокой зарплате – значит вызвать внутреннее противоречие у персональщика, тогда как выражение легкой обиды на несправедливость начальства и невозможность повышать свой профессиональный уровень по работе сразу найдет у него отклик. Он сам любит учиться и уважает профессионалов своего дела, а это характерно только людям с анальным вектором.

Пример, как делать не нужно

Недавно на собеседовании наблюдала яркий пример проявления несовпадения психических свойств директора компании и кандидата на позицию руководителя IT-отдела.

Успешный директор, руководитель, предприниматель – всегда человек с , у которого соревновательность в крови. Он нацелен на успех, выгоду от работы, быстрый результат, легко переключается, динамичен психически и физически. Казалось бы, на собеседовании два руководителя должны легко найти общий язык, ведь у них одинаковые желания и свойства.

Но кандидат, имея кроме кожного вектора еще и анальный, демонстрировал противоположные качества. Давал развернутые ответы, увязал в деталях, не всегда доводя начатую фразу до логического завершения – у директора просто не хватало терпения дослушать.

Если бы кандидат знал, как человек устроен в своем психическом, провального собеседования не произошло бы. Объективных причин для стресса не было, специалист имеет отличную профессиональную подготовку для работы и необходимые свойства, чтобы успешно руководить отделом программистов.

Для меня как профессионала всегда больно, когда люди делают досадные ошибки из-за элементарного непонимания собеседника и не могут реализовать свои возможности. Я бы всем ищущим работу рекомендовала воспользоваться методикой Юрия Бурлана.

Для работы с персоналом системно-векторная психология имеет огромное значение и не сравнится ни с одним подходом или тренингом. К примеру, видя, как кандидат заходит и усаживается передо мной, я понимаю, как провести с ним собеседование, на какие должности он подходит, а какие для него закрыты.

Собеседование – это повод реализовать себя

Хотите, чтобы ваш собеседник и для вас стал открытой книгой, и вопрос, как пройти то единственно нужное собеседование на подходящую работу, уже не стоял перед вами? Это .

Делайте сейчас заключительный, самый важный шаг на пути к успешному прохождению собеседования, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Возможно, Вам необходим персональный тренинг уверенного поведения или ассертивность. Так же эффективен личный тренинг повышение самооценки.Если Вы решили сменить работу, то советуем Вам личный тренинг с Натальей Грэйс — автором книги «Мозги напрокат или как найти работу». Вы узнаете в деталях КАК ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ и получить желаемую вакансию. Работодатель зависит от Вас больше, чем Вы от него…

Имидж-консультация

Индивидуальные комментарии помогут Вам в короткий срок избавиться от основных недостатков во внешнем облике. Вы увидите себя со стороны, а мы научим Вас, как выгоднее и лучше выглядеть в глазах работодателя.

Стратегии поиска работы

Альтернативные способы поиска подходящего места работы, алгоритм быстрого и эффективного трудоустройства. Резюме (наиболее распространённые ошибки, допускаемые при составлении резюме, основные «хитрости» эффективного резюме).

Самопрезентация

В чём заинтересован работодатель; как пройти собеседование, чтобы получить желаемую вакансию; существенные и несущественные возражения работодателя. Основные причины для отказа (секреты профессионального рекрутера). Тренинг собеседования с работодателем. Его изображает актёр.

Резюме

Наиболее распространённые ошибки, допускаемые при составлении резюме. Основные «хитрости» эффективного резюме.

Самопрезентация

В чём заинтересован работодатель? Основные причины для отказа

Тренинг как пройти собеседование

Вы научитесь воспринимать собеседование как бесплатное обучение, работающее на Вас.