Белкомур: железная дорога в никуда. Оао межрегиональная компания "белкомур"

Проект «Белкомур» кажется вечным. К нему то возвращаются, то забывают о нём на десятки лет. С активизацией России в Арктике у регионов появилась надежда, что новая дорога всё же появится, но федеральные власти снова откладывают проект в долгий ящик. Нужна ли вообще России новая магистраль на Севере?


Железнодорожный мост

Сто лет «Белкомура»
Впервые о строительстве железнодорожной магистрали, которая соединит промышленные районы Урала с Белым морем, заговорили еще до революции, в 1912 году. Но первые участки общей протяженностью более 400 км (Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь) появились только в послевоенное время - в 1947-1954 годы.

Сам проект под названием «Белкомур» («Белое море - Коми - Урал») сформировался в 1995 году. Республика Коми, Архангельская область и Пермский край на следующий год учредили межрегиональную акционерную компанию «Белкомур». После этого было построено еще два участка: в Поморье и Коми - всего 40 км. В конце 1990-х из-за финансового кризиса строительство было заморожено, и вернулись к этой идее только в 2007 году.

Проект предусматривает создание железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск - Пермь общей протяженностью более 1100 км. Магистраль должна была улучшить условия транспортного обслуживания и могла способствовать освоению богатых ресурсов трех субъектов. Однако, несмотря на многочисленные заявления о важности проекта, он до сих пор не реализован.


Транспортные пути Баренц-Уральского региона
«Что же касается непосредственно строительства, то мы надеемся, что оно начнется не позднее 2013 года», - заявил министр развития промышленности, транспорта и связи Коми Антон Фридман летом 2011 года. Но до сих пор строительство не начато.

Планов громадье
После заявления Фридмана прошло уже более шести лет. Но региональные чиновники и исполнители проекта не теряют оптимизма. В том, что магистраль появится в скором времени, уверен Владимир Щелоков, гендиректор межрегиональной компании «Белкомур».

«Для государства этот проект не просто выгоден, а супервыгоден, - заявил Щелоков на прошедшем в начале декабря форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге. - По нашим подсчетам, валовый региональный продукт трех субъектов России вырастет на 5,4%, будет создано около 40 новых предприятий. Регионы получат возможность раскрыть свой ресурсный потенциал».

Прогнозы Института экономики и развития транспорта подтверждают максимальную мощностью «Белкомура» в 35 млн тонн грузов в год. По словам Щелокова, новая железная дорога позволит доставлять из регионов разного рода сырье: 5 млн кубометров леса с территории Архангельской области, 7 млн кубометров - из Республики Коми, в которой также хранятся все запасы горючих сланцев России, половина запасов российского титана, около 30% запасов боксита.

Появление «Белкомура» поможет и Пермскому краю, в частности, в вывозе калийных удобрений из Соликамско-Березниковского узла. Основными потребителями товара являются Бразилия и Китай, и при отправке грузов по «Белкомуру» в глубоководный порт Архангельска (при условии его наличия) пермские поставщики получат альтернативный и более экономичный вариант вывоза.

Перспективы описаны радужные - вопрос в поиске спонсора, и он не дает заинтересованным регионам покоя. На прошлой неделе, 18 декабря, правительство Республики Коми объявило о том, что хочет продать большую часть своих акций компании «Белкомур» на онлайн-аукционе. Это, по замыслу властей, должно помочь найти потенциального инвестора для проекта и приблизить дату его реализации.

Решение Коми о продаже своего пакета акций поддержал и губернатор Архангельской области Игорь Орлов, назвав это «ожидаемым и логичным шагом».

«Интерес инвесторов к акциям этой компании лишний раз подтверждает перспективность и актуальность проекта строительства железнодорожной магистрали», - подчеркнул глава Поморья.

Говоря об интересующихся инвесторах, Игорь Орлов имеет в виду крупнейшую китайскую корпорацию «Поли Технолоджи», которая в сентябре 2015 года подписала соглашение с компанией ОАО МК «Белкомур» о совместной реализации строительства магистрали. Китайская сторона видит в «Белкомуре» дополнительный выход к Северному морскому пути, но дорога может им стать только при наличии нового глубоководного порта в своей конечной точке - Архангельске.

Однако сегодня у строительства порта в Архангельске больше минусов, чем плюсов. Место отличается мелкими водами, устье Двины периодически заносится песком. Налицо тяжелая ледовая обстановка и неудобная береговая линия для крупного порта. Эксперты отмечают, что строительство такого объекта будет стоить больше, чем «Белкомур».

Проект нового порта не входит и в проект Архангельской опорной зоны - главного документа, по которому можно судить о стратегии развития арктических территорий региона вплоть до 2025 года. Получается, из-за проблемы в конечной точке воплощение всего проекта магистрали ставится под вопрос.

Дорога к снижению доходов
В ценах 2016 года стоимость «Белкомура» составляет 330 млрд рублей, но схема финансирования пока туманна. АО «Белкомур» надеется на государственно-частное партнерство по концессионной схеме, в которой также предполагается участие и ОАО «Российские железные дороги». Компания не слишком заинтересована в скорейшем строительстве новой магистрали и предлагает забыть о нем до 2025 года.

В 2017 году Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) - дочерняя структура РЖД - исследовал, как «Белкомур» повлияет на перспективы развития компании в регионе.

«При проектировании «Белкомура» РЖД будет в меньшей степени развивать другие направления, чтобы обеспечить грузопоток по новой магистрали. Это значит, что часть доходов компания будет терять, но в перспективе все равно останется в положительном финансовом результате», - рассказал корреспонденту ИА REGNUM Алексей Замковой, завотделением развития транспортного рынка ИЭРТ.

Эксперт добавил, что сейчас у РЖД есть некий безвариантный этап развития, когда нужно обеспечить потребности экономики и существующие объемы перевозок. «Белкомур» будет реализован в том случае, если возникнет потребность в еще одной развилке и дополнительном направлении.

Источники, близкие к компании, считают, что перенаправление грузов на «Белкомур» в ближайшие 30 лет приведет к снижению доходов монополии на сумму более 500 млрд руб, сообщила газета «Коммерсант». Поэтому РЖД, похоже, сделали выбор в пользу альтернативных направлений и до 2025 года планирует увеличить их пропускную способность.

На этой неделе, 21 декабря, стало известно, что в январе 2018 года РЖД приступит к проектированию северного железнодорожного обхода Перми.

«Совет директоров РЖД утвердил инвестпрограмму на 2018 год, в ней учтены затраты на проектирование и развитие Пермского железнодорожного узла. Уверен, что уже в январе мы приступим к проектированию», - заявил в ходе встречи с главой Пермского края заместитель гендиректора РЖД Олег Тони.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM директор по направлению логистика и аналитика компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин, таким действием РЖД дали понять, что они не очень заинтересованы в «Белкомуре».

"Ситуация сложная и запутанная, - дал общую оценку проекту эксперт. - Республика Коми объявила о готовности продать 41% акций компании, реализующей проект. Если это предложение сделано не под заранее проработанную сделку с «Поли Технолоджи», боюсь, что покупателей найти будет непросто».

Более того, по его словам, вероятность, что реализация проекта «Белкомур» начнется в ближайшее время, невысока. По магистрали есть проработки и по грузовой базе, и по маршруту, и по финмодели, но глубина их недостаточна.


Так, оптимистичные планы региональных руководителей и представителей компании «Белкомур» разбиваются о реальность. Говорить о том, что магистрали не быть, конечно, преждевременно. Но в ближайшие годы ждать начала строительства всё же не стоит. К тому же есть и другие планы по развитию инфраструктуры в арктических регионах, некоторые из которых выглядят куда более реалистично.

Что, если не «Белкомур»?
Во время визита главы Республики Коми Сергея Гапликова в Королевство Бахрейн 11 декабря губернатор предложил арабским инвесторам принять участие в строительстве железнодорожной ветки Сосногорск - Индига.

Это ответвление является частью другого замороженного железнодорожного проекта - «Баренцкомура» (Баренцево море - Коми - Урал). Магистраль могла бы соединить Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут - а значит, пройти практически параллельно «Белкомуру».

Не озвучивая название «Баренцкомура», глава Коми Сергей Гапликов фактически предложил проинвестировать часть этой магистрали Сосногорск - Индига. Гипотетически ветка может заменить собой часть «Белкомура», ведущую к Архангельску, и таким образом поставить крест на строительстве глубоководного порта в Арктике. Однако эксперты отрасли в реализацию «Баренцкомура» не верят, называя проект еще более сырым, чем «Белкомур».

Вопросы вызывает и конечная точка «Баренцкомура» - порт Индига. Как сообщает телеграм-канал «Капитан Арктика», «Индига выигрывает у Архангельска в глубине, удобстве береговой линии, меньшем количестве дней, в которые нужна ледовая проводка. Но проигрывает из-за отсутствия инфраструктуры и трудовых ресурсов». Однако Александр Цыбульский, глава Ненецкого автономного округа, на территории которого находится порт Индига, считает его перспективной точкой Севморпути (СМП) и одним из самых важных проектов развития округа как арктического региона.

Развитие СМП как глобально важной морской магистрали - одна из приоритетных задач России. Известно, что должной авто- и железнодорожной инфраструктуры в российском Заполярье практически нет, и северным портам необходима сухопутная связь с другими регионами страны. Вопрос только в том, насколько нужно обеспечить такой связью каждый пункт СМП.

В ходе ежегодной пресс-конференции президента России, которая прошла 14 декабря 2017 года, Владимир Путин подчеркнул важность арктических проектов. Однако среди примеров президент не назвал ни «Белкомур», ни «Баренцкомур». Акцент был сделан на «Ямал СПГ» и «Северном широтном ходе» (СШХ), которые реализуются на Ямале.

СШХ протяженностью 707 км обеспечит связь Северной и Свердловской железных дорог и выход к Севморпути - и тем самым изменит транспортное сообщение в центральной части российской Арктики. Свои надежды на Северный широтный ход возлагают северо-западные российские порты.

Анна Горохова, Виктория Бабаева

«Белкомур» перенесли на следующее десятилетие

Проект оценивается уже в 251 миллиард рублей.

В конце прошлого года несколько СМИ в Коми написали, что строительство «Белкомура» начнется в 2018 году. Однако это не соответствует действительности.

На совещании по крупным проектам развития транспортной инфраструктуры севера России, которое состоялось 21 апреля 2017 года в Мурманске, председатель правительства России Дмитрий Медведев сказал , что в настоящее время «Белкомур» предусматривает реконструкцию существующей железнодорожной инфраструктуры в трех субъектах России – Пермском крае, Республике Коми и Архангельской области. «Реализация проекта планируется с использованием механизма частной концессионной инициативы, и общий объем инвестиций оценивается в 251 миллиард рублей. Но мы видим реализацию этого проекта в перспективе следующего десятилетия», – заметил он.

До этого тема «Белкомура» поднималась на Арктическом форуме, который состоялся в конце марта в Архангельске. На нем, как пишет информагентство «Регион 29», гендиректор ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» Владимир Щелоков рассказал, что китайской стороне [инвестором проекта выступает инвестора Poly International Holding Co., Ltd] предложено переходить к практической реализации проекта, то есть рассматривать его в органах исполнительной власти, создавать совместные предприятия для продвижения проекта, заключить межправительственный меморандум. «Мы уже находимся на уровне принятия решения по созданию совместного предприятия и продвижения проекта. Решение еще не принято, но, во всяком случае, эти вопросы мы активно обсуждаем», – добавил он.

Высказался по этому поводу и глава Коми Сергей Гапликов : «Понимание перспективности «Белкомура» у всех участников проекта абсолютно одинаковое. Мы, как говорит современная молодежь, на одной волне. Могу сказать, что такая долгоиграющая ситуация с оценкой «Белкомура», его перспектив, заставляет нас и всех участников проекта более активно двигаться в направлении его практической реализации, более существенно подбирать доказательную базу, подтверждать эффективность проекта для страны».

Проект имеет более чем столетнюю историю. Первые официальные упоминания о планах строительства железнодорожной магистрали, которая должна соединить промышленные районы Урала с Белым морем относятся к 1912 году. Начало реализации проекта – строительство участков Архангельск – Карпогоры и Вендига – Микунь пришлось на 1947-1954 годы, когда было построено более 400 километров железной дороги.

Название «Белкомур» (БЕлое море – КОМи – УРал) проект получил в 1995 году, когда было начато строительство на двух участках будущей магистрали. Для управления и реализации проекта в 1996 году было создано одноименное акционерное общество.

В начале 1998 года компания «Белкомур» приступила к строительству Северного участка новой железной дороги одновременно с двух направлений: со стороны Архангельской области на перегоне Карпогоры – Шарда длиной 22,2 километра и со стороны Коми на перегоне разъезд Ертом – Вендинга длиной 17,85 километра. На этом серьезное строительство завершилось.

В 2008 году «Белкомур» был включен в транспортную стратегию России до 2030 года и стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Проект хотели финансировать из средств Инвестиционного фонда России. В 2011 году проект включен в стратегию развития Северо-Западного федерального округа.

В 2010-2011 годы из-за недостатка средств правительства Коми, Архангельской областью и Пермского края подготовили новую концепцию реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств частных инвесторов.

Сейчас проект «Белкомур» – это комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития, которая предполагает строительство железнодорожной магистрали на принципах государственно-частного партнерства и запуск ряда проектов частного бизнеса по освоению месторождений и открытию новых производств в привязке к будущей магистрали для обеспечения бесперебойных грузопотоков.

Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь. Общая протяженность путей составит 1161 километр, из которых около 712 – новое строительство, около 450 – реконструкция существующих участков пути. «Белкомур» состоит из двух участков: северного, который проходит по территории Архангельской области и Коми, и южного – от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края. Мощность создаваемой линии - около 35 миллионов тонн грузов в год. В основном это будут уголь, минеральные удобрения, нефтяные и лесные грузы, руды, строительные материалы, контейнеры.

Для России новая магистраль имеет стратегическое значение, поскольку напрямую свяжет Урал, Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. Дорога рассматривается и как составная часть паневропейского международного транспортного коридора «Баренц Линк», это проект развития железнодорожного транспортного коридора в Баренцевом регионе - от Скандинавии до Урала. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию. «Белкомур» позволит сократить время доставки и расстояние от стран Северной Европы до Юго-Восточной Азии и Китая на 800 километров.

Советуем блогера masterok (Валерий Петров), который в своем ЖЖ опубликовал пост, где приводит историю появления проекта «Белкомур» и рассуждает о его экономических перспективах.

В январе 2013 года в Москве состоялось совещание, где была реализации строительства железнодорожной магистрали. Общая сметная стоимость оценивалась в 176 миллиардов рублей, из которых 140 миллиардов должно пойти на строительство новых объектов, а 36 – на проведение реконструкции уже имеющихся участков. Премьер-министр Дмитрии Медведев тут же финансирование разработки проектной документации по «Белкомура», а также концессионную модель реализации. Стоимость составления проектно-сметной документации оценена в 3,8 миллиарда рублей. Работы по проектированию железнодорожной магистрали «Белкомур» должны были в 2013 году.

В июне 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме был о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития на принципах ГЧП. Пообещали друг другу и дальше развивать «Белкомур» руководители четырех регионов: Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей. В августе «Белкомур» в список приоритетных инвестпроектов СЗФО. Это позволило бы получить дополнительную административную поддержку проекта и упростить процесс различных согласований. В сентябре правительство Коми включить «Белкомур» в госпрограмму развития Арктической зоны России до 2020 года.

О своем желании участвовать в строительстве магистрали Внешэкономбанк. Несмотря на то что «Белкомур» остается пока что мифическим проектом, к нему приглядываются иностранные инвесторы. В октябре 2013 года в правительстве Коми состоялись переговоры с руководством турецких компаний - консорциума KALEM ENERJI и холдинга STFA, и иностранцы выразили «Белкомур». В ноябре 2012 года был меморандум о сотрудничестве между ОАО МК «Белкомур» и Китайской корпорацией по строительству инженерных сооружений гражданского назначения (China Civil Enginееring Construction Corporation). Возможность участия китайцев в строительстве «Белкомура» была в начале 2013 года. В феврале ССЕСС в «Белкомур». В июне компания Deutsche Bahn International GmbH свое участие в проекте.

Заместитель главы Коми Александр Буров на V Северном инвестиционном форуме в Сыктывкаре сказал, что вопрос о строительстве межрегиональной железнодорожной магистрали практически согласован со всеми заинтересованными сторонами, его реализация может начаться уже в 2014 году. В этом случае новая транспортная артерия будет построена к 2018 или 2019 году. В целом по комплексной программе «Белкомур» общий объем инвестиций составит более 30 миллиардов долларов, из которых на строительство и реконструкцию магистрали пойдет пятая часть. При этом бюджетные инвестиции составят всего 2 миллиарда долларов.

Итог еще одного несбыточного года «Белкомура» в декабре 2013-го президент России Владимир Путин . Он назвал проект важным: «Страна должна использовать свой транзитный потенциал. Тем более что некоторые страны в обход нас пытаются прокладывать транспортные пути. Развитие Сибири, Полярного Урала предусматривается рядом транспортных проектов. Часть связана с Коми, с выходом к северным морям».

Судя по разделу «Новости» сайта «Белкомура», в 2014 году ничего серьезного также не случилось. В марте В.Гайзер заявил, что Коми ожидает решения по проекту на федеральном уровне, уточнив, что строительство магистрали может быт завершено к 2019-2020 годам. В июне состоялось собрание акционеров «Белкомура», на котором было принято решение не выплачивать дивиденды за 2013 год. А в сентябре в Пекине было подписано соглашение о намерениях и взаимопонимании по вопросам сотрудничества в рамках реализации проекта между ОАО «Белкомур» и китайской корпорацией China Civil Engineering Construction Corporation, дочерней компанией холдинга China Railway Construction Corporation (СRCC), крупнейшего в мире объединения в области железнодорожного строительства. Соглашение определяет принципы сотрудничества по участию китайской стороны в инвестировании, проектировании и строительстве железнодорожной магистрали.

Итог 2014 года подвел Вячеслав Гайзер . «Белкомур» может дать толчок развитию проектов почти на триллион рублей. Часть из них и сейчас реализуется, но темпы неизмеримо ниже, чем если бы трасса была построена. Если мы хотим двигаться вперед не на словах, а на деле, мы должны развивать инфраструктуру, обеспечивать возможность доступности к экономически интересным территориям», - приводит его слова пресс-служба главы и правительства региона. В качестве примера проектов, которые могли бы получить новый импульс развития от строительства «Белкомура», он привел усинскую компанию «Енисей»: «Это самый северный нефтеперерабатывающий завод в мире, может перерабатывать миллион тонн в год. Но чтобы выйти на проектную мощность – 3,5 миллиона тонн, нужно обеспечить инфраструктуру».

По словам главы республики, 40 процентов деловой древесины европейской части страны в целом находится на территории Коми. «У нас расчетная лесосека составляет 32 миллиона кубов, а заготавливаем в несколько раз меньше. К остальному просто доступа нет. Если бы построили «Белкомур», смогли раскрыть до 50 процентов деловой лесосеки. Соответственно, это дало бы возможность как минимум строительства второго лесоперерабатывающего комплекса, как сыктывкарский ЛПК», – привел он еще один пример.

Также В.Гайзер назвал стоимость строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» – 180 миллиардов рублей, при этом государственное финансирование должно составить не более 50 миллиардов рублей. Строительство в полном объеме возможно в течение четырех лет.

Коми продолжает активное лоббирование проекта на федеральном уровне вместе с Архангельской и Мурманской областями, Ненецким автономным округом. «Мы полностью поменяли под сегодняшние условия структуру модели финансирования проекта «Белкомур» на принципах государственно-частного партнерства, но с учетом средств Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Новая модель будет строиться на возможностях РФПИ, ФНБ с привлечением заемных средств от тех, кто сегодня заинтересован в этом проекте: строителей, иностранных финансовых институтов и частично потенциальных грузоотправителей», – пояснил руководитель региона.

В 2015 году Коми «Белкомур» в федеральных программах. Но главный итог – подписание соглашения с Poly Technologies, Inc. Китайская корпорация согласилась вкладывать свои средства в разработку рабочей документации и обеспечение самого строительства железной дороги, а в дальнейшем - отвечать за ее эксплуатацию. По условиям концессионного соглашения, Россия в течение 25 лет будет расплачиваться с Poly Technologies по тем затратам, которые она понесет: китайской корпорации бцдет выплачиваться 10,8 миллиарда рублей ежегодно – суммарно около 225 миллиардов в течение 21 года (2021-2041 годов). После этого магистраль станет собственностью России.

После того как был взят курс на Артику, «Белкомуру» придали новое наполнение. Официально заявляется, что проект формирует новый железнодорожный маршрут, соединяющий промышленно развитые регионы Сибири и Урала с портами Севера и Северо-Запада России. Совместно с такими проектами, как «Мурманский транспортный узел», «Северный широтный ход» и строительство нового порта Сабетта, расширение Архангельского порта «Белкомур» повысит эффективность развития проектов Арктики, обеспечит формирование железнодорожного международного транспортного коридора по территории России в направлении Европейский Север – Китай. На региональном уровне проект даст возможность промышленного и социально-экономического развития Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей и других прилегающих регионов.

В ходе создания магистрали предполагается реализовать на Северо-Западе еще 39 инвестпроектов, привлечь свыше 720 миллиардов рублей частных инвестиций, увеличить ВВП на объем свыше 1,3 триллиона рублей за первые десять лет, а также создать свыше 28 тысяч новых рабочих мест.

После смены власти в Коми «Белкомур» не перестал быть отложенным приоритетным проектом. Как заявил в декабре 2015 года временно исполняющий обязанности главы Коми Сергей Гапликов , регион рассчитывает на динамичную реализацию проекта: «Нам этот проект очень интересен». Выступая в Санкт-Петербурге на форуме «Арктика: настоящее и будущее», С.Гапликов представил данные экспертных прикидок по проекту. В 2012 году строительство новой инфраструктуры в рамках проекта оценивалось в 140 миллиардов рублей, реконструкция существующих путей – в 36 миллиардов.

Стоимость проекта каждый раз меняется, потому реальных расчетов еще никто не делал. Например, в середине 2015 года называлась сумма в 240-250 миллиардов рублей. В мае 2016 года Юрий Демочкин оценивал затраты в 225-230 миллиардов. «Сумма может измениться лишь на этапе подготовки и подписания концессионного соглашения, когда китайская сторона и наша будут пересчитывать затраты, тщательно определять стоимость всех работ. Тогда сумма может измениться, но мы считаем, что она не может поменяться существенно», – сказал тогда еще генеральный директор ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур».

Предполагалось, что концессионное соглашение о реализации проекта может быть подписано в феврале-марте 2017 года. Заместитель губернатора Архангельской области Владимир Щелоков тогда, что инвестор готов вложить в проект до 5,5 миллиарда долларов США (343,2 миллиарда рублей по тогдашнему курсу).

В 2017 году проект был рассмотрен рядом федеральных министерств и ведомств, получив несколько замечаний. объявлено, что в целом проект находится в очень высокой степени готовности, а к лету 2017 года планируется представить его правительству России для последующего принятия решения о реализации по принципу ГЧП по типу концессии.

Основными акционерами ОАО «Белкомур» являются регионы-учредители в лице министерств или агентств по управлению имуществом: Республика Коми (48,32 процента), Архангельская область (19,81 процента) и Пермский край (9,42 процента). Доля других предприятий и учреждений – 22,45 процента. Доля государства в уставном капитале компании составляет в настоящее время 77,55 процента.

Фото с сайтов firestock.ru и belkomur.com

.
Дескать, "скоро-скоро, всё на мази, уже прямо кони ушами прядут, сейчас поскачут во весь опор ".

Почитал, вник - увы. Снова куча громкой трескотни, за которыми пустой, фальшивый фасад.
А эту говорильню про этот Белкомур я слышу ещё с 1993 года - поэтому приходится относиться к трескотне с большой долей здорового цинизма. Ну и конечно, множество слов-маркеров, которые чётко нам говорят, что нынешнему правительству эта магистраль по состоянию "на сейчас" не нужна; что всё брошено на непонятных частных инвесторов, которым надо просто заранее гарантировать доходность.
Давайте показательно вычленим из сообщения эти слова-маркеры.
Ну, для наглядности разбора пустышки.


Проект строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) рассмотрен рядом федеральных министерств и ведомств (1), получил несколько замечаний (2), которые в настоящее время устраняются (3). В целом проект находится в очень высокой степени готовности (4), к лету 2017 года планируется представить (5) его правительству РФ для последующего принятия решения (6) о реализации по принципу государственно-частного партнерства по типу концессии (7). Об этом сообщил ТАСС генеральный директор АО "МК "Белкомур" Владимир Щелоков.

"Общее собрание совета директоров компании "Белкомур" 17 февраля приняло ряд важных решений. Во-первых, пропорционально был увеличен акционерный капитал общества (8) за счет займов от учредителей - Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. Это необходимо для актуализации проекта (9), он находится в очень высокой степени готовности (10). Организационная и финансовая модель проекта была представлена министерствам и ведомствам, получила ряд замечаний, которые наши консультанты сейчас устраняют, совершенствуют проект", - сообщил ТАСС Владимир Щелоков.

Кроме того, отметил он, Институт экономики и развития транспорта (дочерняя структура ОАО "РЖД") заканчивает работу по оценке эффективности (11) проекта для "Российских железных дорог". Завершена работа по логистическим цепочкам - стоимости доставки грузов от зоны их зарождения до зоны погашения, до портов, насколько выгоднее их везти по "Белкомуру" (12), чем по существующей железнодорожной сети. "Это достаточно серьезная работа с расчетами по каждому виду грузов. Наши прогнозные оценки подтверждены полностью" (13), - отметил Щелоков.

Кроме того, сообщил Щелоков, заключен договор с Центром стратегических разработок (ЦСР), возглавляемым Алексеем Кудриным (14). "Центр должен посчитать макроэкономический эффект для экономики всех регионов, не только трех - Архангельской области, Коми и Пермского края, а 8 регионов, прилегающих к будущей дороге. Все они получат экономический эффект. По предыдущей работе, которую Центр выполнял по заказу ВЭБа, где также оценивался наш инвестпроект, оценка валового регионального продукта, его роста в результате строительства "Белкомура" - не менее 4%, что очень много" (15), - отметил Щелоков.

1 - "рядом" - т.е. не всеми, кто обязан экспертно оценить проект, либо есть возражающие стороны, серьёзные по весу
2 - о сути "замечаний" мы не знаем, там могут быть и придирки, и серьёзные огрехи
3 - каким образом устраняются, тоже ни слова. Кривой или сырой проект?
4 - ритуальное заклинание, которое в презентации может значить что угодно
5 - только представить очередной проект, о котором говорят ещё с начала 90-х - т.е. 25 лет подряд (!)
6 - решение может быть и не принято, с весьма немалой вероятностью ("денег нет, но вы держитесь", "кризис, пошли нафиг")
7 - крайне мутная форма реализации, которая предполагает гарантию будущей доходности конкретному частному инвестору, иначе вообще ничего не начнётся
8 - увеличен в очередной раз, но это никак не влияет на перспективы начала реальных работ
9 - т.е. проект уже успел устареть и его снова надо переделывать
10 - второй раз в информсообщении повторено ритуальное заклинание, которое по сути никак не расшифровано
11 - уже в который раз. Эффективность можно посчитать и "под заказчика", она будет высокой, однако это не даст ровно никакой гарантии для начала работ
12 - то есть, сейчас и для РЖД эта эффективность сомнительна - без финансирования из госбюджета (если магистраль и правда важна для экономики!), и её приходится в n-й раз пересчитывать
13 - кем подтверждены? не расшифровано
14 - Отличная форма кормления пула отставленных из правительства, но "своих" по воззрениям фигур, типа Кудрина
15 - Кормление консалтинговых контор господ Кудрина и Ко успешно продолжится, и в хороших суммах.

Вот видите? Всё просто.
Белкомур, как "вкусная" тема, будет кормить тех либерастиков, которые были вышиблены непосредственно из кабинетов, где принимаются решения - но всё же они "свои". Нельзя их оставить без хлеба с икрой.

Короче, братцы кролики - я могу вам заранее сказать, что пока правительство страны не решится напрямую финансировать достройку - ничего не сдвинется. Будет говорильня и обильное кормление грантами придворных консалтинговых контор. А на местности будет пустота, в смысле реальной работы. И нужен или нет Белкомур стране - никого не заботит.

Развитие проекта

Предпосылки

В России в 20-м веке формирование сети железных дорог базировалось на широтном признаке (связь Запад - Восток). В силу этого к настоящему времени в стране отсутствует необходимый объём меридиональных железнодорожных магистралей, что приводит к дефициту удобных коммуникаций между сырьевыми и промышленными регионами страны, либо формированию тупиковых промышленных узлов. Одной из таких магистралей, крайне необходимых для разрешения этой проблемы, должна была стать магистраль Белое море - Коми - Урал (называемая сокращённо «Белкомур»).

Тема строительства этой дороги неоднократно поднималась в течение прошлого века. Строительство магистрали начиналось несколько раз, а отдельные участки были построены.

Схема Белкомура

Современная история

В 2007 возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития Северо-Запада России, хотя никаких реальных работ не велось.

Проект будет осуществлён на принципах государственно-частного партнерства с получением государственной поддержки на разработку проектно-сметной документации и дальнейшее строительство железной дороги из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В соответствии с Меморандумом глав регионов, в целях подготовки к реализации Проекта, создана компания ООО «Межрегиональная инвестиционная компания „Северозапад-Прикамье“».

О поддержке проекта заявили

Также проект поддержало ОАО «РЖД». Было подписало соглашение с регионами-инициаторами проекта.

Структура

Строительство магистрали планируется осуществлять одновременно на «Северном» и «Южном» участках, в том числе с поэтапным усилением действующих участков. В составе участков строительства «северного участка» выделены пусковые комплексы ввода железнодорожной линии «Архангельск-Сыктывкар» протяжённостью 672 км, для создания которой предусмотрено строительство недостающего участка Карпогоры-Вендинга.

Другой участок нового строительства «Южный» (Сыктывкар-Гайны-Соликамск), который соединит Березниковско-Соликамский промышленный узел (БСПУ), крупнейший в мире конгломерат по добыче калийных и азотных удобрений, с северными портами и позволит ликвидировать тупик и обеспечить второй железнодорожный выход из БСПУ.

Ожидаемый экономический эффект

Сооружение «южного звена» магистрали сократит пробег грузов на 390-800 км и более, снизит стоимость перевозок на 40-50 %. Это создаст кратчайший выход из Республики Коми на Урал и обеспечит прямой выход грузов с Урала на Архангельск, в Карелию и порты Финляндии . Ввод в эксплуатацию «северного участка» магистрали обеспечит сокращение пробега грузов на 160-420 км и стоимости перевозки на 20-65 %, даст выход к морским портам Архангельска и Мурманска .

При строительстве предполагается использовать действующую ветку ОАО «РЖД» Яр-Верхнекамский, проходящую по территории Кировской области, и её продолжение до ст. Крутоборка , принадлежащее ФСИН России, которая будет пересечена новой магистралью. Это ускоряет строительство дороги и даёт дополнительные возможности по вовлечению в экономическую жизнь севера Кировской области. Региональная зона охвата железной дороги «Белкомур» формируется всеми маршрутами, на которых проектируемая железнодорожная линия позволит сократить транспортные расстояния. Маршрутные перевозки по железнодорожной линии «Белкомур» во многих случаях приведут к значительному сокращению проходимых расстояний.

Наибольшего сокращения, от 20 % до 30 %, можно будет достичь на маршруте от Воркуты и Перми до Архангельска (до 800 км). Целью проекта является освоение и развитие огромных пространств ныне малоиспользуемых территорий севера Европейской части России с общей площадью 1 463 900 км, что соответствует трем площадям Франции.

Реализация проекта позволит обеспечить круглогодичную транспортную связь с населёнными пунктами и предприятиями на огромной территории Северо-запада России.

Регион реализации проекта богат минеральными и лесными ресурсами. Здесь находятся крупнейшие нефтяные и газовые месторождения. В регионе расположены месторождения угля, бокситов, фосфатов, титана и других полезных ископаемых. Здесь находится одно из крупнейших в мире месторождений калийных солей. На данной территории проживает 6 550 000 чел.

Участие Архангельской области

Архангельская область участвует в проекте модернизацией и строительством лесоперерабатывающих предприятий и строительством глубоководного морского порта, который станет одной из основных целей магистрали. Новый Архангельский глубоководный морской порт с возможностью принимать суда дедвейтом до 105 тыс. тонн станет не только крупным инвестиционным проектом, но и сыграет большую роль в реализации экспортно-транзитного потенциала страны. Общий годовой грузооборот нового порта составит более 30 млн тонн, что позволит говорить о нём как о ведущем порте севера России. При этом без строительства нового глубоководного района реставрация и дальнейшее эффективное коммерческое использование Северного морского пути невозможно.

Новый морской порт станет одним из наиболее перспективных с точки зрения соблюдения стратегических интересов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Порт станет ближайшим для вывоза минеральных удобрений, угля, лесоматериалов, металлопродукции, нефтепродуктов для предприятий Северо-запада России, Урала, Сибири и государств Средней Азии.

Финансирование проекта

Проект осуществляется на принципах государственно-частного партнерства с получением государственной поддержки на разработку проектной документации (3,7 млрд руб.) и дальнейшее строительство железной дороги из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (118 млрд руб. включая проектирование). Общая сумма, которую предполагают вложить в проект частные инвесторы - учредители МИК «Северозапад-Прикамье», составляет более 479 млрд рублей. Из них около 37 млрд рублей, согласно расчётам института «ГипротрансТЭИ», входящего в структуру ОАО «РЖД», будет потрачено ОАО «РЖД» на модернизацию действующих участков магистрали.

  • 598 млрд руб. - общий объём инвестиций по Проекту.
  • 118 млрд руб. - запрашиваемые средства Инвестиционного Фонда Российской Федерации, в том числе 3,7 млрд руб. - на проектирование.
  • 37 млрд руб. - ориентировочный объём средств ОАО «РЖД» на модернизацию действующих участков железнодорожной магистрали.
  • 480,1 млрд рублей - общий объём частных инвестиций (80,2 % от общей стоимости проекта).
  • 1252 км - общая протяжённость магистрали, из них 712 км - новое строительство.
  • 3,1 трлн руб. (в текущих ценах) - прямой макроэкономический эффект за период 2010-2018 гг.
  • 6,3 трлн руб. - увеличение ВВП страны за прогнозный период в текущих ценах.
  • 482,2 млрд руб. - сумма поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 10 лет.
  • 4,09 - индекс бюджетной эффективности.
  • 0,8 % - доля проекта в ВВП страны (интегральный индикатор экономической эффективности) за 10 лет.
  • 6,5 - прирост ВВП страны на единицу инвестиций (показатель макроэкономической эффективности).

Основные цели проекта «Белкомур»

  • создание инфраструктурной основы для долгосрочного роста экономики северных территорий Европейской части России.
  • комплексное освоение новых экономических районов и выход к транспортно недоступным районам.
  • обеспечение доступности новых месторождений природных ресурсов.
  • повышения качества жизни населения.
  • разгрузка существующей сети железных дорог с перераспределением потоков.
  • создание нового транспортного коридора и ликвидация инфраструктурных тупиков.
  • создание нового глубоководного порта на Севере России.
  • создание новых рабочих мест.

Участники комплексного проекта «Белкомур»

  • ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» - развитие и реконструкция (проект «Степ» )
  • ОАО «Ярега-руда» - строительство горно-химического комплекса.
  • ОАО «Соликамскбумпром» - строительство новой технологической линии по производству газетной бумаги.
  • - производство кальцинированной соды марки «А» (тяжелая).
  • ОАО «Березниковский содовый завод» - производство цемента.
  • ОАО «Уралкалий» - увеличение мощности производства хлористого калия.
  • ООО «Сода-хлорат» - производство хлора и едкого калия.
  • ОАО МХК «Еврохим» - строительство горно-обогатительного комбината по производству калийных удобрений.
  • ОАО «Акрон» - строительство горно-обогатительного комбината на Талицком месторождении по производству хлористого калия.
  • ООО «Енисей» - строительство комплекса по переработке нефти и газа.
  • Сосновский деревообрабатывающий комбинат - строительство мощности по производству фанеры.
  • ОАО «Ависма» филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» - увеличение мощности по производству титановой продукции.
  • ОАО «РЖД» участвует в проекте путем комплексной и поэтапной реконструкции и модернизации действующих участков.

Республика Коми решила продать на торгах около 41% акций железнодорожного проекта «Белкомур» минимум за 540 млн руб. Регион рассчитывает привлечь в проект крупного инвестора, основным интересантом называлась китайская Poly Group. В апреле проект поддержал премьер Дмитрий Медведев, но, по данным “Ъ”, в его экономической эффективности сомневается ОАО РЖД, которое предлагает рассматривать его реализацию после 2025 года.


Власти Коми решили продать 40,8% акций в железнодорожном проекте «Белкомур», сообщило минимущества республики. Стартовая цена соответствует номиналу - 539,8 млн руб., аукцион назначен на 30 января 2018 года. «Такое решение на сегодня единственный перспективный вариант вовлечения в проект крупных игроков, готовых финансировать строительство магистрали»,- пояснил “Ъ” глава минимущества Коми Александр Сажин.

Компания «Белкомур» (Белое море-Коми-Урал) была учреждена в 1996 году по инициативе Коми. Проект предусматривает создание железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Соликамск-Пермь. Общая протяженность - 1161 км, из которых 712 км новое строительство, остальное реконструкция. Стоимость - 330 млрд руб. с учетом заемных средств. Сейчас у Республики Коми 48,32% в проекте, 19,81% у Архангельской области, еще 9,42% у Пермского края. В правительстве Пермского края сообщили “Ъ”, что не выходят из проекта, как и, по данным “Ъ”, Архангельская область.

Проект планируется реализовать в 2018–2022 годах в формате концессии. Предполагается, что концессионером может стать консорциум российских и китайских организаций, а концедентом - Росжелдор. В числе основных инвесторов проекта называлась китайская Poly Group, с которой в 2015 году было подписано соглашение о намерениях. Poly Group также считается возможным инвестором проекта глубоководного порта Архангельск. Гендиректор АО МК «Белкомур» Владимир Щелоков пояснил “Ъ”, что Институт экономики и развития транспорта (структура ОАО РЖД) подтвердил перспективную грузовую базу проекта, а его высокая эффективность для регионов и РФ отмечена в исследовании Центра стратегических разработок. По его словам, «Белкомур» обеспечит приток около 3,55 трлн руб. в консолидированный бюджет, даст прирост ВРП регионов на 5,4% и существенно улучшит транспортную доступность.

Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ, о «Белкомуре», 24 мая 2016 года

Для того чтобы эти решения были приняты Китаем, они должны понимать, что и мы сами верим в этот проект

В марте Минтранс рекомендовал доработать правовую и финансовую модель проекта, следует из письма вице-премьера Аркадия Дворковича премьеру Дмитрию Медведеву (копия есть у “Ъ”). В том числе предлагалось рассмотреть вариант поэтапного строительства железнодорожных участков от Архангельска до Сыктывкара и далее до Соликамска. Кроме того, было предложено подписать с Китаем межправительственный меморандум по проекту. Дмитрий Медведев 28 апреля поручил «принять меры для реализации проекта». Согласно перечню поручений по итогам сентябрьского совещания у президента РФ по развитию Северо-Запада, правительство должно до 1 января 2018 года представить предложения по «Белкомуру».

К 2035 году грузопоток южного звена «Белкомура» (от Сыктывкара до Перми) может составить 37,2 млн т, Северного звена (от Архангельска до Сыктывкара) - 52 млн т. По словам источника “Ъ”, знакомого с позицией ОАО РЖД, монополия настаивает на оптимизации условий финансирования проекта и переносе его на период после 2025 года. Экономическая эффективность пока недостижима, так как подтверждена лишь треть грузовой базы, говорит собеседник “Ъ”, отмечая, что до 2025 года монополия планирует увеличить пропускную способность альтернативных направлений. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что у правительства нет материалов для комплексной экспертизы проекта, в том числе «на предмет соответствия интересам России». Он добавляет, что, по оценке ОАО РЖД, перенаправление грузов на «Белкомур» на горизонте 30 лет приведет к снижению доходов монополии на сумму более 500 млрд руб. В ОАО РЖД и Минтрансе отказались от комментариев.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров сомневается в реализации проекта без федеральных средств, которых на данный момент нет даже для предоставления гарантий частным инвесторам. Он отмечает, что у «Белкомура» нет якорного грузоотправителя и, соответственно, инвестора. По мнению аналитика, возможна продажа доли в проекте пулу потенциально заинтересованных грузоотправителей за цену, близкую к номинальной, что будет являться инвестицией в будущее магистрали, которая объективно будет построена не ранее 2025 года.

Дарья Шучалина, Сыктывкар; Анастасия Веденеева; Вячеслав Суханов, Пермь